Научная статья на тему 'Социальный состав абитуриентов гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета'

Социальный состав абитуриентов гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
104
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ АБИТУРИЕНТОВ / КОНКУРС / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ТИП АБИТУРИЕНТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стегний В.Н.

Рассматриваются особенности набора абитуриентов на гуманитарный факультет, специфика профориентационной работы, динамика зачисления абитуриентов на очное отделение, характеристика абитуриентов в зависимости от баллов ЕГЭ, конкурс на специальности, качественный состав абитуриентов гуманитарного факультета, основные средства и направления профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Стегний В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный состав абитуриентов гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.34-057.875

В.Н. Стегний

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ АБИТУРИЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Рассматриваются особенности набора абитуриентов на гуманитарный факультет, специфика профориентационной работы, динамика зачисления абитуриентов на очное отделение, характеристика абитуриентов в зависимости от баллов ЕГЭ, конкурс на специальности, качественный состав абитуриентов гуманитарного факультета, основные средства и направления профориентационной работы.

Ключевые слова: качественный состав абитуриентов, конкурс, профориентационная работа, тип абитуриента.

В условиях рыночного общества, нарастающей конкуренции любая специальность, факультет характеризуется таким показателем, как конкурс среди абитуриентов, поступающих на данные направления подготовки специалистов. Если на специальности поступают абитуриенты, значит, у них есть перспектива. Если эти специальности востребованы в обществе, их и выбирают абитуриенты. Когда на конкретную специальность нет конкурса, значит, у абитуриентов нет перспективы. Если абитуриенты не желают поступать на какие-то специальности, значит, необходимо менять политику профориентационной работы на конкретной специальности, а не ждать, когда кто-то что-то сверху изменит. В данном случае нужна работа и снизу, от специальности, тогда можно рассчитывать на положительный результат.

Именно так выстроена деятельность на гуманитарном факультете ПНИПУ. 20 лет назад, в 1993 году, когда был открыт факультет, при первом наборе было подано всего 200 заявлений от абитуриентов, а в 2012 году таких заявлений было уже 4000. Несмотря на сокращение бюджетных мест за по-

© Стегний В.Н., 2014

Стегний Василий Николаевич - д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: socio@pstu.ru.

следние 3 года в три раза, количество желающих поступить на факультет не сократилось. Это притом, что на факультете 7 % учится на бюджетных местах, а 93 % - на контрактных (табл. 1).

Таблица 1

Динамика зачисления абитуриентов на очное отделение гуманитарного факультета

Форма обучения Количество абитуриентов

2011 год 2012 год 2013 год

Бюджетная 57 57 58

Контрактная 277 253 295

Из данных табл. 1 видно, что за 3 года количество поступивших на бюджетные места осталось неизменным, а на контрактные места увеличилось на 67 чел.

Что же из себя представляет группа абитуриентов 2013 года в зависимости от баллов ЕГЭ? Исходя из конкурса заявлений, он самый высокий у экономистов, менеджеров, социологов, государственного и муниципального управления (табл. 2). Значительно им уступают по этому показателю специальности «Перевод и переводоведение» и «Реклама и связи с общественностью».

Количество поданных заявлений абитуриентами - один показатель, за которым стоит такой показатель, как количество подлинников документов, он характеризует реальный конкурс на конкретную специальность и факультет в целом. Таких заявлений оказалось 360 - это 15 % от общего количества заявлений.

Таблица 2

Состав абитуриентов 2013 года в зависимости от баллов ЕГЭ (очное отделение)

Направление подготовки Количество заявлений Баллы ЕГЭ Количество заявлений льготников Количество подлинников

300240 240225 225200 200175 174150 менее 150

Экономика 786 57 83 189 236 134 85 2 99

Социология 511 26 50 157 139 97 37 3 41

Менеджмент 586 47 75 131 163 113 55 2 41

Государственное и муниципальное управление (ГМУ) 378 3 11 5 180 128 51 95

Перевод и перево-доведение 83 37 12 17 11 3 2 1 28

Реклама и связи с общественностью 150 13 9 16 107 3 2 56

ИТОГО 2494 183 240 515 836 478 234 8 360

В 2013 году около 1200 абитуриентов, сдававших ЕГЭ в Пермском крае, набрали 225 и более баллов. Заявлений с такими баллами на факультет было подано 423 - около 35 % набравших данные баллы по региону. Это один из самых основных показателей качества абитуриентов, поступавших на факультет. 1351 чел. имели баллы 225-175. Такая группа составила более 50 % среди абитуриентов. Группа с баллами менее 150 составила менее 10 %. Следовательно, исходя из указанного выше критерия - баллы ЕГЭ, качественный состав абитуриентов достаточно высок.

Следует обратить внимание на то, что на специальности факультета количество заявлений и количество сданных подлинников документов не совпадает. Если по количеству заявлений из 6 специальностей места распределились так: 1-е место - экономисты; 2-е - менеджеры; 3-е - социологи; 4-е - ГМУ; 5-е - реклама и связи с общественностью, 6-е место - перевод и переводоведение, то по количеству подлинников документов рейтинг специальностей другой: 1-е место - экономисты, 2-е - ГМУ; 3-е - связи с общественностью; 4-е, 5-е места делят социологи и менеджеры; 6-е место - перевод и переводоведение.

Конкурс поданных заявлений в зависимости от баллов ЕГЭ и конкурс подлинников документов не совпадает с конкурсом по баллам ЕГЭ у зачисленных на 1-й курс абитуриентов. На ряде специальностей конкурс заявлений ниже, а конкурс зачисления на бюджетные места значительно выше (табл. 3).

Таблица 3

Качественный состав абитуриентов, зачисленных на 1-й курс в 2012 году

Направление подготовки Количество бюджетных мест Конкурс заявлений Конкурс подлинников Зачислено Балл зачисления на бюджет Средний балл зачисления на бюджет Стипендии губернатора Средний балл зачисления на контракт

Бюджет Контракт Всего

Государственное и муниципальное управление 5 130 25 5 65 70 261-230 82 5 69

Менеджмент 10 67 6 10 45 55 250-229 80 11 60

Реклама и связи с общественностью 10 25 5 10 46 56 271-252 84 12 70

Экономика 10 81 9 10 67 77 248-235 81 8 70

Социология 16 35 3 16 9 25 227-215 75 1 65

Перевод и пере-водоведение 6 18 5 6 21 27 272-238 85 7 63

ИТОГО 57 54 6 57 253 310 272-215 81 45 65

Примечание: поскольку в 2013 году бюджетных мест на направления «Государственное и муниципальное управление», «Реклама и связи с общественностью» не было, а в 2012 году были, то мы используем данные за 2012 год, чтобы иметь более объективную ситуацию.

Главный показатель состава абитуриентов - это средний балл ЕГЭ, который по факультету составил 81 балл. Из шести направлений подготовки специалистов, на пяти средний балл выше 80 баллов и только на одном направлении он составил 75, т.е. на пяти направлениях из шести зачислены абитуриенты, которые имеют отличные оценки и на одном направлении (социологии) 13 абитуриентов зачислены с отличными оценками и 12 абитуриентов с оценками «хорошо». Это очень высокий показатель использования бюджетных мест. Из таких абитуриентов при завершении учебы на факультете более 90 % получают диплом с отличием. Данные студенты являются интеллектуальным ядром факультета. Наряду с тем, что они успешно учатся, еще и являются активными участниками внеучебной работы: научно-исследовательской, художественной самодеятельности, спортивно-массовой, студенческого самоуправления.

Следует обратить внимание и на достаточно высокий балл зачисления абитуриентов на контрактные места (см. табл. 3). Если средний балл по факультету среди них составил 65, это по пятибалльной шкале хорошая оценка и выше. Эти студенты успешно осваивают программу высшей школы, и средний балл у них при выпуске у 80 % составляет выше 4,0. Следует обратить особое внимание на социальную географию поступивших на факультет студентов. Когда он создавался 20 лет назад, то среди его абитуриентов 90 % были выпускниками школ г. Перми. В настоящее время они составляют только 50 %, а 50 % - это выпускники школ других территорий: из всех городов и сельских районов Пермского края. Кроме школ Пермского края появились выпускники школ разных российских регионов: Кировской, Челябинской, Свердловской, Тюменской, Амурской, Кемеровской, Оренбургской областей, Удмуртии, Башкирии, Татарстана, Соха (Якутии) и др. В 2013 году на факультет поступило 13 чел. из дальнего и ближнего зарубежья.

За 20 лет сформировался определенный социальный тип абитуриента, поступающего на очное отделение гуманитарного факультета. Это выпускник общеобразовательной школы в возрасте 18-20 лет, проживающий в разных типах поселения: от городов с численностью населения около 1 млн жителей до поселений сельского типа с количеством жителей от 100 до 500 чел. Среди них 70 % выходцы из городских поселений и 30 % - из сельских. В зависимости от состава семьи: 70 % воспитывались обоими родителями и 30 % -только матерью. Более 90 % среди них - выходцы из семей, где родители -люди наемного труда, среди которых в основном интеллигенция, служащие, рабочие, представители мелкого и среднего бизнеса, врачи, учителя, работники науки, около 30 % - руководители первичных, вторичных коллективов, управленцы разного уровня. Среди них около 70 % девушек и около 30 % юношей. Заработная плата одного из родителей в месяц от 20 до 30 тыс. руб. Каждому третьему оплачивать контракт за учебу помогают дедушки и ба-

бушки. Образование родителей у 50 % - высшее, 20 % - среднее специальное и у 30 % - общее среднее, начальное профессиональное. В 60 % семей есть еще один ребенок и в 1/3 семей абитуриент являлся единственным ребенком. Среди поступивших абитуриентов около 3/4 имеют некоторые проблемы со здоровьем, менее 10 % во время учебы в школе занимались спортом, менее 1/3 участвовали в художественной самодеятельности и менее 1/10 принимали участие в какой-либо форме школьного самоуправления.

Конечно, набор абитуриентов на факультет идет не самотеком, а опираясь на концепцию гуманитаризации инженерного образования, которая является идейно-теоретической основой развития гуманитарного факультета. В его деятельности есть специальный проект - профориентационная работа, которая включает в себя целую систему мероприятий, проводимых на факультете в течение всего учебного года и летней практики, а также во время каникул.

Для решения данного вопроса используются следующие средства:

1) журналы: «Высшее образование в России», «Власть», «Социология образования»;

2) газеты: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Российская газета», «Пятница», «В курсе Пермь»;

3) телевидение: каналы «ВЕТТА», «Т-7», «Рифей»;

4) буклеты: для абитуриентов гуманитарного факультета; с информацией о деятельности факультета;

5) сайты: вуза, гуманитарного факультета, выпускающих кафедр, студенческие сайты в других молодежных организациях;

6) видеоконференции;

7) справочники для абитуриентов, издаваемые в г. Перми;

8) выставка «Образование и карьера»;

9) День открытых дверей для абитуриентов факультета;

10) встречи преподавателей факультета с абитуриентами в школах, районных центрах;

11) публикации студентов;

12) беседы с выпускниками факультета;

13) олимпиады среди школьников по социологии, экономике, иностранному языку и т. д.

Эти средства и ряд других составляют основу профориентационной работы на гуманитарном факультете.

Получено 30.04.2014

В.Н. CremuM

V.N. Stegniy

SOCIAL COMPOSITION OF ENTRANTS TO HUMANITIES FACULTY IN PERM NATIONAL RESEARCH POLYTECHNIC UNIVERSITY

Special features of school leavers' intake to the faculty of humanities, the peculiarity of vocational guidance work, dynamics of entrants' acceptance as full-time students, characteristics of school-leavers in accordance with the USE results, selection for special subjects, qualitative composition of humanities faculty entrants, general means and directions of vocational guidance work have been considered in the article.

Keywords: qualitative composition of entrants, competitive admission, vocational guidance work, type of entrant.

Stegniy Vasiliy Nikolaevich - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Dept. of Social and Political Sciences, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: socio@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.