Научная статья на тему 'Гуманитаризация инженерного образования'

Гуманитаризация инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРА И СПЕЦИАЛИСТА / HUMANIZATION OF ENGINEERING EDUCATION / HUMANITARIZATION OF ENGINEERING EDUCATION / HUMANITARIAN AND SOCIO-ECONOMIC TRAINING OF ENGINEERS AND SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стегний Василий Николаевич

Рассматривается процесс реализации концепции гуманитаризации инженерного образования через особую организационную форму – гуманитарный факультет политехнического университета, функционирующий в вузе уже 20 лет. Выделяются основные тенденции, результаты, место и роль данного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIZATION OF ENGINEERING EDUCATION

The paper describes the process of realization of the concept of engineering education humanitarization by means of a special organizational form – the faculty of humanities at technical university. The faculty has worked out the unified system of humanities and socio-economic disciplines such as economics, philosophy, sociology, political science, jurisprudence, domestic history, culturology, foreign languages, for all faculties and specialties. The article presents the main tendencies of faculty development, the results of its research activities, the place and the role of the faculty in university life during 20 years of its existence.

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация инженерного образования»

В.Н. СТЕГНИЙ, профессор, декан

Гуманитаризация

инженерного

образования

Рассматривается процесс реализации концепции гуманитаризации инженерного образования через особую организационную форму - гуманитарный факультет политехнического университета, функционирующий в вузе уже 20 лет. Выделяются основные тенденции, результаты, место и роль данного процесса в вузе.

Ключевые слова: гуманизация инженерного образования, гуманитаризация инженерного образования, гуманитарная и социально-экономическая подготовка инженера и специалиста

Двадцать лет назад коллектив Пермского политехнического института поставил перед собой цель преобразования вуза в технический университет. Для ее достижения необходимо было повысить статус фундаментальной подготовки инженера и специалиста, то есть усилить роль естественно-научной, гуманитарной и социально-экономической составляющих образования. В контексте решения данной задачи в 1993 г. в вузе был открыт гуманитарный факультет, руководствующийся в своей деятельности принципами гуманитаризации инженерного образования [1; 2].

Основными направлениями реализации концепции гуманитаризации и развития гуманитарного факультета мы считаем следующие.

Первое направление - фундаментальная гуманитарная и социально-экономическая подготовка инженера и специалиста, призванная обеспечить базу для формирования их научного мировоззрения и гражданской позиции.

Суть дела заключалась в том, чтобы вместо идеологически ангажированных общественных дисциплин, нацеленных на политическое воспитание студентов, ввести цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин (экономика, философия, социология, политология, правоведение, отечественная история, культурология, физическая культура, иностранные языки и т.д.),

предметом которых является человек как многомерный феномен.

Для практической реализации данного подхода в вузе была создана унифицированная система на всех специальностях и направлениях. Четко определялось количество часов, формы занятий, формы контроля, курс, на котором изучается данная дисциплина, кафедра, за которой она закреплена. Были открыты новые кафедры и реорганизованы имеющиеся. Сегодня структура факультета определяется содержанием его образовательной деятельности и включает 11 кафедр, из которых девять являются одновременно выпускающими и общеобразовательными, что положитель-

Таблица 1

Успеваемость студентов 1-го и 3-го курсов по дисциплинам цикла ГСЭД в 2011 г.

Факультеты Количество опрошенных студентов Количество полученных оценок (%) Средний балл по 6 дисциплинам

Чел. % От- лично Хо- рошо Удовле- твори- тельно Неудовле- твори- тельно

Г уманитарный 846 92,2 48,66 41,82 8,31 1,21 4,4

Электротехнический 695 95,9 36,1 50,89 12,08 0,93 4,2

Механико- технологический 534 98,6 39,68 42,38 15,26 2,67 4,1

Горно-нефтяной 677 96,8 44,86 40,44 13,86 0,84 4,3

Строительный 567 96,6 41,43 45,03 13,11 0,42 4,2

Автодорожный 376 92,1 45,3 40,34 13,69 1,09 4,3

Химико-технологический 366 95,5 65,62 25,44 7,47 1,47 4,4

Прикладной математики и механики 294 91,7 29,31 59,61 10,28 0,8 4,2

Аэрокосмический 589 91,7 43,87 46,22 8,81 1,11 4,3

По вузу 4944 94,1 43,8 43,6 11,4 1,3 4,2

но отражается на качестве гуманитарного и социально-экономического образования студентов.

Возьмем такой показатель, как успеваемость студентов по ГСЭД. В 1980-е гг. средний балл по общественным дисциплинам в вузе составлял 3,7 (по разным учебным дисциплинам от 3,3 до 3,9); 55-60% составляли хорошие и отличные оценки, 33% - удовлетворительные и 10% - неудовлетворительные. С внедрением стратегии гуманитаризации ситуация существенно изменилась (табл. 1).

Анализ результатов тестирования студентов на факультетах показывает: 1) средний балл на каждом факультете выше 4,0; 2) отличные и хорошие оценки составляют более 80%. Сравнивая показатели 2011 г. с результатами аналогичного тестирования в

2006 г., можно заметить лишь незначительные колебания по факультетам, учебным дисциплинам; средний балл и процент хороших и отличных оценок практически не изменились.

Второе направление реализации концепции гуманитаризации и развития гуманитарного факультета связано с открытием в 1994 г. по приказу Госкомитета по высшему образованию Пермского филиала Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Уральском государственном университете им. А.М. Горького. Большую роль в его организации сыграл директор ИППК, доктор философских наук, профессор Николай Николаевич Целищев. При научно-методической, учебной, кадровой поддержке

ИППК гуманитарный факультет Политеха стал центром переподготовки и повышения квалификации преподавателей ГСЭД в вузах и техникумах Пермского края. За первые десять лет у нас прошли переподготовку 1150 преподавателей, из них по экономике - 191, философии -188, социологии - 105, политологии - 79, культурологии - 78, отечественной истории - 96, правоведению - 44, психологии и педагогике - 41, социальной психологии - 59, информатике - 240.

По приказу Министерства образования РФ № 2454 от 18.08.2001 г. филиал был преобразован в факультет повышения квалификации преподавателей, где ежегодно более 100 преподавателей проходят переподготовку и повышают свою квалификацию по 72-часовой программе. За последние десять лет перечень программ повышения квалификации значительно расширился. К блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин добавились следующие программы:

• информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя;

• методология формирования компе-тентностной модели выпускника;

• методика компьютерного тестирования;

• методика разработки образовательных программ на основе ФГОС; технология разработки учебного плана ООП; формы и методы интерактивного обучения;

• профессионально-ориентированный английский язык для преподавателя вуза и др.

Все программы обучения закреплены за конкретными кафедрами, заведующими кафедрами, профессорами. Стратегическое и тактическое управление деятельностью ФПК осуществляет декан факультета. Слушателями являются преподаватели нашего вуза и других вузов города, они обучаются здесь по желанию, а не по разнарядке. Значит, у них есть в этом потреб-

ность, и мы можем удовлетворить ее на современном уровне.

Кроме того, ежегодно 40-50 наших преподавателей повышают квалификацию в ведущих вузах Западной Европы, США, Китая и других стран. Этому направлению деятельности на факультете придается первостепенное значение, так как от подготовки преподавателя во многом зависит как качество образования, так и престижность факультета, его специальностей, отношение к ним абитуриентов, студентов и выпускников. Преподаватель должен вызывать у студентов приятие, а не отторжение, выстраивать отношения с ними на нравственных началах. Тогда учебный процесс будет опираться на воспитательную составляющую, ведь единство обучения и воспитания - это ключ к повышению качества образования. Только на этом пути можно сформировать гармоничную личность и подготовить современного инновационного специалиста.

Третьим направлением реализации стратегии гуманитаризации вуза и развития гуманитарного факультета является подготовка особого рода специалистов гуманитарного и социально-экономического профиля. Если мы готовим экономистов, то с привязкой к конкретной отрасли (машиностроение, нефтегазовая, химическая, строительная отрасли и т.д.), используя при этом потенциал нашихтехнических факультетов. Специфика обучения таких специалистов у нас обусловлена прежде всего тем, что они готовятся для нужд промышленных предприятий, чего не могут делать ни классические университеты, ни другие вузы, так как у них нет для этого соответствующей научно-методической, учебной, материально-технической базы. Выпуск специалистов социально-экономического профиля с ориентацией на промышленность определяется особенностями политехнического вуза и дает хороший результат - обеспечивает подготовку востребованных производством профессионалов.

В начале 1990-х гг. у нас началась подготовка и по собственно социально-гуманитарным предметам (социология, связи с общественностью, государственное и муниципальное управление, дизайн,перевод и переводоведение и др.). Другие вузы Пермского края таких специалистов в то время не готовили. Сейчас по некоторым из этих специальностей ведется обучение и в других вузах края, но по уровню преподавания они от нас отстают.

При внедрении ГОС ВПО первого и второго поколения за десять лет на факультете были открыты 21 специальность и специализация, на которых учились до 10 000 студентов очного и заочного отделений (в головном вузе и филиалах) [3, с. 56-81]. С 2010 г. факультет перешел на двухуровневую подготовку специалистов по ФГОС. Она ведется по следующим направлениям.

Бакалавриат:

- 031600 Реклама и связи с общественностью (очное отделение);

- 035700 Лингвистика. Профиль: Переводи переводоведение (английский, немецкий, французский языки) - очное отделение;

- 040100 Социология (очное и заочное отделение);

- 081100 Государственное и муниципальное управление (очное и заочное отделение);

- 080200 Менеджмент (очное и заочное отделение) - четыре профиля;

- 080100 Экономика (очное и заочное отделение) - семь профилей.

Магистратура (очная и заочная формы обучения):

- Социология труда и производства;

- Экономика фирмы;

- Менеджмент инноваций.

Аспирантура открыта по следующим специальностям:

- 08.00.05 - Экономика и управление

народным хозяйством;

- 09.00.08 - Философия науки и техники;

- 09.00.11 - Социальная философия;

- 10.00.19 - Теория языка;

- 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки);

- 13.00.08 - Т еория и методика профессионального обучения;

- 22.04.01 - Теория, методология и история социологии;

- 22.00.03 - Экономическая социология и демография;

- 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы.

В 1993 г. на кафедрах факультета обучалось девять аспирантов, в 2013 г. - 96 аспирантов. Кроме того, девять человек обучаются в докторантуре и переведены на должность старшего научного сотрудника.

На факультете функционируют девять выпускающих кафедр.

Кафедра «Социология и политология» (образована в 1993 г.). Ведет учебные дисциплины «Социология», «Политология », «Социальная психология ». Является выпускающей по специальности, бакалавриату, магистратуре «Социология», имеет аспирантуру, докторантуру по социологии. При кафедре есть лаборатория социологии. В составе кафедры 36 штатных преподавателей, из них три доктора наук. Заведующий - доктор философских наук, профессор М.А. Слюсарянский.

Кафедра «Иностранные языки, лингвистика и межкультурная коммуникация». По циклу ГСЭД ведет иностранные языки, а с 1993 г. является выпускающей по направлению «Лингвистика» (профиль «Перевод и переводоведение»). Коллектив кафедры самый многочисленный - 72 штатных преподавателя, из них пять докторов наук. Заведует кафедрой доктор педагоги-ческихнаук, профессор Т.С. Серова.

Кафедра «Экономика и управление на предприятии» .Образована в 1995 г. на базе

кафедры «Экономика машиностроительной промышленности».

Является только выпускающей по направлениям «Экономика»,

«Экономика предприятий и организаций»,

«Экономика и управление по предприятию отраслей машиностроения». В штате 24 преподавателя, из них три доктора наук. Заведующая кафедрой - кандидат экономических наук, доцент Е.С. Быкова.

Кафедра «Менеджмент и маркетинг». Создана в 1994 г.и является только выпускающей по направлению менеджмента. В составе кафедры 30 штатных преподавателей, из них девять докторов наук. Возглавляет кафедру доктор экономических наук, профессор А.В. Молодчик.

Кафедра «Экономика и организация промышленного производства ». Ведет дисциплины «Экономика предприятия и отрасли», «Организация и планирование производства», «Производственный менеджмент». С 1999 г. стала выпускающей по направлению «Экономика и управление на предприятии нефтегазовой промышленности ». В коллектив входят 15 штатных преподавателей, среди которых один доктор наук. Заведующий кафедрой - кандидат экономических наук, доцент Е.Е. Жуланов.

Кафедра «Управление финансами». Открыта в 2006 г. Является только выпускающей по направлениям «Финансы и кредит», «Стратегическое планирование», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В штате 16 преподавателей, из них один доктор наук. Руководит кафедрой доктор экономических наук, профессор И.В. Елохова.

Кафедра «Экономическая теория». Ведет дисциплину «Экономика». С 1998 г.

стала выпускающей по направлению «Экономика » для бакалавров, специалистов, магистров. В составе кафедры 16 штатных преподавателей, среди которых три доктора наук. Заведует кафедрой кандидат экономических наук В.В. Пронин.

Кафедра «Государственное управление и история» ведет дисциплину «История», с 1996 г. преобразована в выпускающую по направлению «Государственное и муниципальное управление ». На кафедре под руководством доктора исторических наук, профессора В.П. Мохова работают 16 штатных преподавателей, из них три доктора наук.

Кафедра «Философия и право». Образована в 2006 г., ведет дисциплины «Философия», «Логика», «Правоведение». В штате 26 преподавателей, из них четыре доктора наук. Возглавляет кафедру доктор философских наук С.С. Рочев.

Всего на очном и заочном отделениях (без филиалов) в 2012 г. обучались 7000 студентов. Из них 10% - на бюджетных местах и 90% - на основе контракта. За 20 лет факультет подготовил около 15000 специалистов, в последние пять лет выпуск составлял ежегодно 1200-1300 человек.

Следует обратить внимание на уровень поступающих на бюджетные места абитуриентов. Конкурс заявлений на одно бюджетное место - это, безусловно, исходный

показатель, но он носит количественный характер. Качественный показатель - это наличие абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ (225 и выше). В 2012 г. на факультет от них было подано 548 заявлений. В Пермском крае абитуриентов с такими баллами в 2012 г. было всего 1200, из них 30% подали заявление на гуманитарный факультет. На пять направлений из шести средний балл по каждому из сданных ЕГЭ составил 80 (табл. 2). Самый низкий конкурс заявлений оказался на направлениях «Реклама и связи с общественностью » и «Перевод и переводоведение»; впрочем, баллы зачисления у них самые высокие (средний балл 84 и 85).

225 баллов и выше по трем предметам -это очень высокий уровень, и он тесно связан с таким показателем, как «диплом с отличием» при выпуске специалиста. Более 90% абитуриентов, имеющих средний балл 75 и выше, по окончании вуза получают диплом с отличием; как правило, 100% трудоустраиваются сразу и по специальности. Это свидетельствует о рациональном использовании бюджетных мест.

Отметим, что за последние 10 лет расширилась география поступающих на факультет. Так, в 2012 г. у нас были абитуриенты не только из Пермского края, но и из других областей РФ - от Хабаровска до Волгограда. В том же году 11 абитуриен-

тов поступили к нам из семи стран Азии, Африки, Европы. Выпускники факультета не стоят в очереди на бирже труда, спрос на них остается стабильно высоким, многие стали ведущими специалистами в своих коллективах, руководителями крупных фирм в различных регионах Российской Федерации, за рубежом.

Главная забота руководства факультета - поддержание должного уровня научно-педагогических кадров. Эта тема всегда находится в центре внимания. Число преподавателей зависит от количества студентов в вузе. При открытии факультета в 1993 г. на нем работали 112 преподавателей (на 120 ставках). К 2005 г. при наличии порядка 400 ставок в штате состояли 356 преподавателей. На сегодняшний день в профессорско-преподавательском коллективе факультета состоит 331 человек (из них 32 доктора и 158 кандидатов наук), при этом 134 человека моложе 36 лет. Ежегодно на факультете защищаются одна - две докторские диссертации и 10-12 кандидатских диссертаций.

Особое значение руководители кафедр придают вопросу остепененности преподавателей, работающих на направлениях очного отделения. Так, в 2013 г. этот показатель в разрезе специальностей выглядел следующим образом: экономика - 91%, государственное и муниципальное управле-

Таблица 2

Характеристика абитуриентов очного отделения, поступивших на бюджетные места в 2012 г.

Направление подготовки специалистов Коли- чество заявле- ний Конкурс на одно бюджетное место Количество заявлений с баллами 225 и выше Баллы зачисления на бюджетные места по трем предметам Средний балл по предмету

Государственное и муниципальное управление 653 130 225 261-230 82

Менеджмент 674 67 107 250-229 80

Реклама и связи с общественностью 245 25 97 271-252 84

Экономика 818 81 157 245-225 81

Социология 548 35 59 227-238 76

Перевод и переводоведение 110 18 30 277-238 85

ИТОГО 3048 54 548 272-220 81

ние - 89%; социология - 78%; менеджмент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 84%; реклама и связи с общественностью

- 67%; перевод и переводоведение - 87%.

В период создания факультета научная продукция не отличалась ни особым количеством, ни высокимкачеством: ежегодные 150 статей, 70-80 тезисов конференций, одна монография в два года, одна конференция за два года. В последние пять лет нашими преподавателями ежегодно издаются 9-10 сборников научных работ; 4550 учебно-методических пособий, среди которых два - три с грифом УМО; до 200 методических пособий объемом до четырех п.л.; публикуется 900-950 статей, из них каждая четвертая - в изданиях, рекомендованных ВАК, и каждая пятая - в изданиях, входящих в РИНЦ. На факультете издаются три журнала, индексируемые в eLibrary.

На базе факультета ежегодно проводится 9-10 научно-практических конференций, из них три - четыре всероссийских, три - четыре международных или с международным участием. Около 60% ППС ежегодно участвуют в конференциях разного уровня.

В последние годы у сотрудников факультета появились зарубежные публикации. Ежегодно издаются одна - две монографии, одно-два учебных пособия, около 20 статей (10-12 статей в изданиях, входящих в базы данных Web of Science, Scopus).

Поскольку факультет развивается на основе концепции гуманитаризации инженерного образования, для всех кафедр сформулирована единая основополагающая тема научно-исследовательской и научно-методической работы - «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход». По этой теме ежегодно с 1993 г. на базе факультета проводится всероссийская конференция. Всего проведено 15 конференций и издано 45 томов материалов - это более 750 печатных листов.

Научные интересы наших ученых сосредоточены на трех направлениях. Кафедры экономического профиля и кафедры социологии, государственного и муниципального управления изучают социальноэкономические процессы современного российского общества. Результаты исследований преподавателей публикуются в Вестнике «Социально-экономические науки» (входит в РИНЦ). Кафедры иностранных языков занимаются проблемами лингвистики, методики преподавания, педагогики, психологии и издают научный Вестник «Проблемы языкознания и педагогики» (входит в РИНЦ). Кафедры философии, правоведения, истории, физической культуры анализируют проблемы правовых отношений, истории и культуры России и выпускают Вестник «Культура. История. Философия. Право» (входит в РИНЦ).

Предмет особого внимания на факультете - научно-исследовательская работа студентов. Практически все обучающиеся на бюджетных местах охвачены НИРС. Ежегодно на факультете издается 10-12 сборников научных работ студентов - это около 10 п.л. Более 60% студентов очного отделения публикуют свои тезисы и задействованы в профессиональных конкурсах; 33% участвуют в конкурсах на лучшую НИРС; до 20% дипломников являются лауреатами конкурсов студенческих научных работ; 100-120 студентов выезжают на конференции в другие вузы страны и за рубеж.

В последние 10 лет факультет весьма активно осуществляет международное сотрудничество. Среди наиболее посещаемых нашими студентами и преподавателями стран - Австрия, Германия, Франция, Болгария, Венгрия, Чехия, Греция, Испания, Великобритания, Финляндия, Португалия, Швеция, Италия, Польша и др.

Приведем некоторые цифры. Ежегодно: шесть-восемь преподавателей являются соавторами зарубежных монографий; одна -

две монографии и одно - два учебных пособия наших преподавателей издаются за рубежом; две - три научные конференции, проводимые на факультете, являются международными или с международным участием; 40-50 преподавателей проходят стажировки за рубежом; 10-12 зарубежных преподавателей приезжают для работы на факультете; студенты получают четыре -пять зарубежных грантов; 30-40 преподавателей являются участниками международных и зарубежных конгрессов; 15 студентов из стран дальнего зарубежья обучаются у нас; три-четыре студента нашего факультета и Экономического университета г. Анхальт (Германия) получают двойные дипломы бакалавров экономики.

Факультет стремится к установлению прочных, долговременных отношений с зарубежными партнерами. Так, подписан ряд соглашений о сотрудничестве, в частности, с Экономическим университетом г. Анхальт (Германия), Университетом г. Луисвилль (США), Шень-Чженьским университетом (Китай), Министерством образования и культуры Австрии, Европейским институтом по связям с общественностью (Франция), факультетом бизнес-менеджмента Пражского эконо-

мического университета (Чехия), Университетом Рома-Тре (Италия), с обществом Й. Шумпетера (Германия). Наличие таких научных, научно-методических, учебных контактов говорит о том, что факультет получил не только региональное и общероссийское, но и международное признание, что является показателем качества его деятельности.

Учебная и научная работа факультета опирается на современную материальнотехническую базу. Факультет имеет шесть современных компьютерных классов, 300 компьютеров; лекционные аудитории оснащены мультимедийным оборудованием, все кафедры подключены к Интернету. Студенты и преподаватели обеспечены всем необходимым для их деятельности - учебниками, учебно-методическими пособиями, монографиями, журналами.

В настоящее время гуманитарный факультет продолжает успешно готовить специалистов по гуманитарному и социальноэкономическому направлениям, воплощая в жизнь концепцию гуманитаризации образования. В 2011 г. разработана новая программа развития факультета на основе концепции гуманитаризации образования на 2011-2020 гг. По существу, наш факуль-

тет - это инновационная научно-педагогическая школа, готовящая современных квалифицированных специалистов на благо настоящей и будущей России.

Литература

1. Гуманитарная подготовка инженеров и специалистов в Пермском государственном политехническом университете: опыт, проблемы, перспективы / Под науч. ред. В.Н. Стегния. М.: Луч, 2001. 320 с.

2. Стегний В.Н. Гуманитарный факультет:

миссия и организационное развитие // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 56-79.

3. Система воспитания инженеров и специа-

листов в условиях модернизации образования: опыт, проблемы перспективы / Под науч. В.Н. Стегния. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2003. 210 с.

4. Программа развития гуманитарного фа-

культета Пермского национального исследовательского политехнического университета на 2011-2020 годы.

В.Н. КОРОТАЕВ, профессор, проректор по науке и инновациям

Результаты государственной поддержки кооперации исследовательского университета и реального сектора экономики

В статье представлена концепция развития науки в Пермском национальном исследовательском политехническом университете, рассматриваются проблемы кооперации вуза и промышленности, взамодействия исследований и инноваций, основные проекты, реализованные в вузе с 2010 года, вопросы создания новых элементов научной и инновационной инфраструктуры.

Ключевые слова: наука и инновации, кооперация науки и производства, наукоемкие инновационные разработки, совместные проекты

Кооперация российской вузовской науки и реального сектора экономики, ранее представленного государством, а теперь и частным бизнесом, имеет сложную траекторию развития. Но как бы ни складывалась социально-экономическая ситуация в стране, и власть, и бизнес, и вузы всегда были заинтересованы в расширении взаимодействия как с точки зрения внедрения результатов новых научных разработок в производство, так и с точки зрения научной поддержки действующего производства.

Исторически Пермский Политех (ППИ, затем ПГТУ, а сегодня ПНИПУ) всегда был ориентирован на кооперацию науки и производства: открывал базовые кафедры на

предприятиях (ОАО «Мотовилихинские заводы», ОАО НПО «Искра»), при этом ка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.