Научная статья на тему 'Гуманитаризация инженерного образования: гуманитарному факультету — 20 лет'

Гуманитаризация инженерного образования: гуманитарному факультету — 20 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ / HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION OF ENGINEERING EDUCATION / CLASSICAL AND SOCIO-ECONOMIC TRAINING OF ENGINEERS AND SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стегний В.Н.

Рассматривается процесс реализации концепции и технологии гуманитаризации инженерного образования через организационную форму гуманитарный факультет. Выделяются основные тенденции, результаты, место, роль данного процесса в вузе за 20 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of the concept and technology of engineering education humanitarization with the help of the organizational form a faculty of humanities is considered. The main tendencies, results, place and role of the given process during 20 years are presented.

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация инженерного образования: гуманитарному факультету — 20 лет»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.012:378.016(091)

В.Н. Стегний

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ГУМАНИТАРНОМУ ФАКУЛЬТЕТУ - 20 ЛЕТ

Рассматривается процесс реализации концепции и технологии гуманитаризации инженерного образования через организационную форму - гуманитарный факультет. Выделяются основные тенденции, результаты, место, роль данного процесса в вузе за 20 лет.

Ключевые слова: гуманизация и гуманитаризация инженерного образования, гуманитарная и социально-экономическая подготовка инженеров и специалистов.

Более двадцати лет назад Пермский политехнический институт получил статус технического университета. Для преобразования вуза необходимо было изменить статус фундаментальной подготовки инженера и специалиста, т.е. повысить роль естественно-научной, гуманитарной и социально-экономической подготовки. Для решения данной задачи в вузе в 1993 году был открыт гуманитарный факультет. С целью его научно-теоретического обоснования была разработана концепция гуманитаризации инженерного образования [1], которая базируется на принципах научности, гуманизма, демократизма, профессионализма, нравственности и реализуется через гуманитаризацию как часть гуманизации и фундаментализации образования.

В начале 1990-х годов смена модели социально-экономического развития, а также переход общества от индустриальной к постиндустриальной стадии и культуре поставили вопрос о подготовке нового типа инженера и специалиста. Основой развития такого общества являются нанотехнологии, биотехнологии, информационные когнитивные технологии. В данном обществе 17 % населения будут заняты в промышленности, 3 % населения - в сельском хозяйстве и 80 % - в сфере обслуживания. Этому производству требуется тип работника, деятельность которого основана на нравственной ответственно-

© Стегний В.Н., 2014

Стегний Василий Николаевич - д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: socio@pstu.ru.

сти, с развитыми личностными и профессиональными качествами, тем более что эффективность деятельности инженера и специалиста на 70 % зависит от его личностных качеств как в сфере производства, так и особенно в сфере обслуживания.

Для реализации концепции гуманитаризации и развития гуманитарного факультета были определены основные стратегические направления [2].

Первое направление - фундаментальная гуманитарная и социально-экономическая (ГСЭ) подготовка инженера и специалиста, призванная обеспечить базу для формирования научного мировоззрения, гражданской позиции личности инженера и специалиста.

Особенность данного подхода состоит в том, что вместо общественно-политических учебных дисциплин был введен курс человековедения, обществоведения с изучением таких учебных дисциплин, как экономика, философия, социология, политология, правоведение, отечественная история, культурология, физическая культура, иностранные языки и т.д.

Для их практической реализации в вузе была внедрена унифицированная система на всех специальностях и направлениях, где четко определялись: количество часов, формы занятий, формы контроля, курс, на котором изучается данная дисциплина, кафедра, за которой она закреплена. Были открыты новые кафедры и реорганизованы имеющиеся. Принципиальной особенностью их стало то, что они стали одновременно и общеобразовательными, и выпускающими. Это позволило реализовать в деятельности кафедр принципы научности и профессионализма, нравственности, что положительно отразилось на качестве гуманитарного и социально-экономического образования студентов вуза [3].

Возьмем такой показатель, как успеваемость студентов по дисциплинам ГСЭ в 80-е годы ХХ века. Средний балл по вузу составлял 3,7 (от 3,3 до 3,9): 55-60 % составляли хорошие и отличные оценки, 33 % - удовлетворительные и 10 % - неудовлетворительные. С внедрением гуманитаризации ситуация существенно изменилась (табл. 1).

Анализируя результаты тестирования студентов на факультетах, можно отметить:

1) средний балл на каждом факультете выше 4,0 (самый низкий балл -4,1 и самый высокий - 4,4);

2) доля отличных и хороших оценок составила более 80 %;

3) колебания по факультетам, учебным дисциплинам незначительные, а средний балл и процент хороших и отличных оценок практически не изменились. В зависимости от курса здесь динамика с процентными изменениями положительная. Студенты старших курсов имеют положительных оценок больше, чем студенты 1-го курса.

Таблица 1

Успеваемость студентов 1-го и 3-го курсов по дисциплинам цикла ГСЭ в 2011 году

Факультет Количество опрошенных студентов Доля полученных оценок (%) Средний балл по 6 дисциплинам

чел. % Отлично Хорошо Удовл. Не- удовл.

Гуманитарный 846 92,2 48,66 41,82 8,31 1,21 4,4

Электротехнический 695 95,9 36,10 50,89 12,08 0,93 4,2

Механико-технологи-

ческий 534 98,6 39,68 42,38 15,26 2,67 4,1

Горно-нефтяной 677 96,8 44,86 40,44 13,86 0,84 4,3

Строительный 567 96,6 41,43 45,03 13,11 0,42 4,2

Автодорожный 376 92,1 45,30 40,34 13,69 1,09 4,3

Химико-технологический 366 95,5 65,62 25,44 7,47 1,47 4,4

Прикладной математики

и механики 294 91,7 29,31 59,61 10,28 0,8 4,2

Аэрокосмический 589 91,7 43,87 46,22 8,81 1,11 4,3

В среднем по вузу X = = 4944 94,1 43,80 43,6 11,40 1,30 4,2

Вторым направлением реализации концепции гуманитаризации и развития гуманитарного факультета стало открытие в 1994 году по приказу № 804 Государственным комитетом по высшему образованию Пермского филиала Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей (ИППК) гуманитарных и социальных наук при Уральском государственном университете имени А.М. Горького. Большую роль в открытии данного филиала и реализации этого направления сыграл директор ИППК доктор философских наук, профессор Николай Николаевич Целищев. Наш филиал работал совместно с этим институтом и при его научно-методической, учебной, кадровой поддержке. Гуманитарный факультет стал центром переподготовки и повышения квалификации преподавателей ГСЭД в вузах, техникумах Пермского края. За первые десять лет в нем прошли переподготовку 1150 преподавателей, из них по экономике - 191; философии - 188; социологии - 105; политологии - 79; культурологии - 78; отечественной истории -96; правоведению - 44; психологии и педагогике - 41; социальной психологии - 59; информатике - 240.

Данный филиал по приказу Министерства образования РФ № 2454 от 18.08.2001 года был преобразован в факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП), где также ежегодно более 100 преподавателей проходят переподготовку и повышают свою квалификацию по 72-часовой программе.

В последние десять лет значительно расширился перечень программ, по которым преподаватели повышают свою квалификацию. Кроме гуманитарных и социально-экономических дисциплин, указанных выше, добавились такие программы, как:

• информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя. По этой программе за 3 года почти все преподаватели прошли обучение, а некоторые и по 2 раза;

• методология формирования компетентностной модели выпускника ОУ ВПО и системы управления качеством образования;

• методика компьютерного тестирования;

• методика разработки образовательных программ на основе ФГОС; технология разработки учебного плана ООП; формы и методы интерактивного обучения;

• профессионально ориентированный английский язык для преподавателя вуза и др.

С помощью своего ФПКП мы получили возможность быстро и своевременно в массовом масштабе повышать квалификацию и заниматься переподготовкой без отрыва от работы всех своих преподавателей, готовить начинающих и молодых преподавателей и сохранять наиболее опытных.

Сейчас очень быстро стареют научные знания и информация, разрабатываются новые методики преподавания, особенно с внедрением информационных образовательных технологий, поэтому преподаватели в течение 2 лет должны проходить обучение в таком научно-методическом центре, как ФПКП.

Программы обучения закреплены за конкретными кафедрами, заведующими кафедрами, профессорами. Стратегическое и тактическое управление этим процессом осуществляется деканом гуманитарного факультета.

Слушатели - это преподаватели нашего вуза и других вузов города, они обучаются по желанию, а не по разнарядке. Значит, потребность у них в этом есть, и эту потребность мы можем удовлетворить на современном уровне.

Кроме своего ФПКП ежегодно 40-50 преподавателей повышают квалификацию в ведущих вузах Западной Европы, США, Китая и других стран.

Этому направлению деятельности на факультете придается первостепенное стратегическое значение, так как от качественной подготовки преподавателя на 90 % зависят качество образования, престижность факультета, его специальностей, отношение к ним абитуриентов, студентов и выпускников. Преподаватель должен притягивать, а не отторгать студентов, выстраивая с ним отношения на нравственных принципах. Тогда учебный процесс будет опираться на воспитательную составляющую - здесь ключ к качеству образования: обучение и воспитание. Только так можно сформировать личность и подготовить современного специалиста.

Третье направление реализации гуманитаризации и развития гуманитарного факультета - это подготовка специалистов гуманитарного и социально-экономического направлений. Необходимость развития данного направления объясняется рядом факторов. Во-первых, особенность подготовки этих специалистов обусловлена тем, что мы готовим их для производственных коллективов, промышленных предприятий, чего не могут делать классические университеты или другие вузы, так как у них нет для этого конкретной научно-методической, учебной, материально-технической базы. Если мы готовим экономистов, то ориентируем их на конкретную отрасль (машиностроение, нефтегазовая, химическая, строительная отрасли и т.д.), используя при этом потенциал технических факультетов, таких как механико-технологический, химико-технологический, аэрокосмический, строительный, горно-нефтяной и т.д. Подготовка специалистов по указанным направлениям с ориентацией на производство определяется особенностями нашего технического вуза и дает хороший результат - обеспечивает подготовку востребованных производством специалистов.

Во-вторых, кроме подготовки специалистов для промышленного производства, на факультете началась подготовка специалистов, которых не готовили в начале 90-х годов ХХ века в Пермском крае другие вузы. Это такие специальности, как социология, связи с общественностью, государственное и муниципальное управление, дизайн, перевод и переводоведение и др. Сейчас по некоторым специальностям готовят специалистов и другие вузы, но все это появилось позже, чем у нас, и по уровню подготовки они отстают от нас.

При внедрении ФГОС ВПО I и II поколения за десять лет на факультете была открыта 21 специальность и специализация, на которых обучалось до 10 000 студентов очного и заочного отделений, как в головном вузе, так и в его филиалах [2, с. 56-81]. Подготовка специалистов по ФГОС ВПО I и II поколения завершается на факультете через три года.

С 2010 года факультет переходит на ФГОС ВПО III поколения на двухуровневую подготовку специалистов. Подготовка ведется по следующим направлениям:

Бакалавриат:

• 031600. Реклама и связи с общественностью (очное отделение).

• 035700. Лингвистика. Профиль: Перевод и переводоведение (английский, немецкий, французский языки) (очное отделение).

• 040100. Социология (очное и заочное отделение).

• 081100. Государственное и муниципальное управление (очное и заочное отделения).

• 080200. Менеджмент (очное и заочное отделения) - четыре профиля.

• 080100. Экономика (очное и заочное отделения) - семь профилей.

Магистратура (очное и заочное отделение):

• Социология труда и производства.

• Экономика фирмы.

• Менеджмент инновации.

Аспирантура имеется по следующим специальностям:

• 08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством.

• 09.00.08. Философия науки и техники.

• 09.00.11. Социальная философия.

• 10.00.19. Теория языка.

• 13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки).

• 13.00.08. Теория и методика профессионального обучения.

• 22.04.01. Теория, методология и история социологии.

• 22.00.03. Экономическая социология и демография.

• 22.00.04. Социальная структура, социальные институты и процессы.

В 1993 году на кафедрах факультета было 2 аспирантуры, где обучалось 9 аспирантов, в 2013 году - 10 аспирантур, которые имеются на 10 кафедрах из 11 и в которых обучаются 96 аспирантов. Кроме того, 9 человек обучаются в докторантуре и переведены на должность старшего научного сотрудника.

Организационная структура кафедр на факультете определяется содержанием его образовательной деятельности и включает в себя в настоящее время 11 кафедр, из которых 9 являются одновременно выпускающими (ранее не было ни одной) и общеобразовательными.

Кафедра «Социология и политология» была преобразована в данную кафедру в 1993 году. Ведет учебные дисциплины по циклу ГСЭД: «Социология» и «Политология», «Социальная психология». С 1993 года является выпускающей по специальности «Социология», имеет аспирантуру, докторантуру по социологии. При кафедре с 1967 года имеется лаборатория социологии. В составе кафедры 36 штатных преподавателей, из них 3 доктора наук.

Кафедра «Иностранные языки, лингвистика и межкультурная коммуникация» по циклу ГСЭД ведет иностранные языки и с 1993 года является выпускающей по направлению «Лингвистика» профиль «Перевод и переводоведе-ние». В составе кафедры 72 штатных преподавателя, из них 5 докторов наук.

Кафедра «Экономика и управление на предприятии» в 1995 году была создана на базе кафедры «Экономика машиностроительной промышленности». Является только выпускающей по направлениям «Экономика», «Экономика предприятий и организаций», «Экономика и управление по предприятию отраслей машиностроения». В штате кафедры 24 преподавателя, из них 3 доктора наук.

Кафедра «Менеджмент и маркетинг» создана в 1994 году и является только выпускающей по направлению менеджмента. В составе кафедры 30 штатных преподавателей, из них 9 докторов наук.

Кафедра «Экономика и организация промышленного производства» по циклу ОПД ведет дисциплины «Экономика предприятия и отрасли», «Организация и планирование производства», «Производственный менеджмент». С 1999 года стала выпускающей по направлению «Экономика и управление на предприятии нефтегазовой промышленности». В составе кафедры 15 штатных преподавателей, среди которых 1 доктор наук.

Кафедра «Управление финансами» открыта в 2006 году и является только выпускающей по направлениям «Финансы и кредит», «Стратегическое планирование», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В составе кафедры 16 штатных преподавателей, из них 1 доктор наук.

Кафедра «Экономическая теория» ведет в цикле ГСЭД дисциплину «Экономика». С 1998 года стала выпускающей по направлению «Экономика» для бакалавров, специалистов, магистров. В составе кафедры 16 штатных преподавателей, среди которых 3 доктора наук.

Кафедра «Государственное управление и история» ведет в цикле ГСЭД дисциплину «История» и с 1996 года преобразована в выпускающую по направлению «Государственное и муниципальное управление». В составе кафедры 16 штатных преподавателей, из них 3 доктора наук.

Кафедра «Философия и право» преобразована в данную кафедру в 2006 году, ведет в цикле ГСЭД дисциплины «Философия», «Логика», «Правоведение». В составе кафедры 26 штатных преподавателей, из которых 4 доктора наук.

Всего на очном и заочном отделениях (без филиалов) обучались в 2012 году 7000 студентов, в 1993 году не было ни одного. Из них 10 % обучаются на бюджетных местах и 90 % - на основе контракта. За 20 лет факультет подготовил около 15 000 специалистов, выпуск которых в последние пять лет составлял ежегодно 1200-1300 человек. В связи с этим следует обратить внимание на качество поступающих на бюджетные места абитуриентов и выпускников факультета, обучающихся на бюджетных местах.

Конечно, конкурс заявлений на одно бюджетное место - это исходный показатель, и от него никуда не уйдешь, но это количественный показатель. Качественный показатель - это абитуриенты с баллами 225 и выше. На факультет в 2012 году было подано таких заявлений 548, реально это примерно 300 абитуриентов. В Пермском крае абитуриентов с такими баллами в 2012 году было 1200, из которых 30 % подали заявление на гуманитарный факультет.

Самый главный показатель абитуриента - это баллы зачисления. Среди зачисленных абитуриентов средний балл по трем предметам на все шесть направлений был выше 225. На пять направлений из шести средний балл по каждому из сданных ЕГЭ составил 80 (табл. 2). Так, самый низкий конкурс заявлений был на направлениях «Реклама и связи с общественностью» и «Перевод и переводоведение», а баллы зачисления у них оказались самыми высокими (средний балл 84 и 85).

Таблица 2

Характеристика абитуриентов очного отделения, поступивших на бюджетные места в 2012 году

Направление Кол-во Конкурс Кол-во Баллы Средний

подготовки заявлений на одно заявлений зачисления балл

специалистов бюджетное место с баллами 225 и выше на бюджетные места по трем предметам по предмету

Государственное

и муниципальное управление 653 130 225 261-230 82

Менеджмент 674 67 107 250-229 80

Реклама и связи с

общественностью 245 25 97 271-252 84

Экономика 818 81 157 245-225 81

Социология 548 35 59 257-238 76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перевод и пере-водоведение 110 18 30 277-238 85

Среди зачисленных абитуриентов 98 % составляли те, кто набрал по трем предметам 225 баллов и выше. Это очень высокий уровень, так как он взаимосвязан с таким показателем, как «диплом с отличием» при выпуске специалистов. Из абитуриентов, имеющих средний балл 75 и выше, как правило, более 90 % получают диплом с отличием и 100 % этих выпускников трудоустраиваются сразу и по специальности. Выпускники факультета работают в разных регионах РФ, в зарубежных странах: Германия, Чехия, Великобритания, Италия и др. Это показатель того, как нужно рационально использовать бюджетные места в вузе в современных условиях.

В последние 10 лет расширилась «география» абитуриентов, поступающих на факультет. Так, в 2012 году были абитуриенты не только из Пермского края, но и из 19 областей РФ: от Хабаровска до Волгоградской области. В этом же году поступили 11 абитуриентов из 7 стран Азии, Африки, Европы.

Выпускники факультета не стоят в очереди на бирже труда, многие из них стали ведущими специалистами в своих коллективах, руководителями крупных фирм в различных регионах Российской Федерации, за рубежом.

Кадры - один из основных показателей деятельности факультета. Количество преподавателей зависит от количества студентов в вузе, на факультете. Когда в 1993 году факультет открывался, на нем было 112 преподавателей, которые работали на 120 ставках. К 2005 году на факультете было порядка 400 ставок и работали 356 штатных преподавателей. В 2013 году штатных единиц профессорско-преподавательского состава (III 1С) - 331, среди них 32 доктора наук, 158 кандидатов наук, 134 человека ППС моложе

36 лет. Ежегодно на факультете защищаются 1-2 докторские диссертации, 10-12 кандидатских диссертаций.

На факультете и на каждой кафедре особое значение придается доле преподавателей, имеющих ученую степень. Так, в 2013 году этот показатель среди преподавателей, работающих на направлениях очного отделения факультета, по специальностям составил: экономика - 91 %, государственное и муниципальное управление - 89 %; социология - 78 %; менеджмент -84 %; реклама и связи с общественностью - 67 %; перевод и переводоведе-ние - 87 %. Профессиональное кадровое обеспечение позволяет на факультете качественно готовить специалистов, соответствующих потребностям современного общества.

В период создания факультета научная продукция была крайне минимальной. Ежегодно издавалось 150 статей, 70-80 тезисов конференций, 1 монография в 2 года, проводилась 1 конференция в 2 года. В последние 5 лет на факультете ежегодно издаются 9-10 сборников научных работ преподавателей; 45-50 учебно-методических пособий, среди которых 2-3 с грифом УМО; 200 методичек объемом до 4 п.л.; публикуются 900-950 статей, среди которых каждая четвертая - в изданиях, рецензируемых ВАК, каждая пятая -в изданиях, входящих в РИНЦ. На факультете издаются 3 научных журнала, включенных в РИНЦ: «Социально-экономические науки», «Культура. История. Философия. Право», «Проблемы языкознания и педагогики».

На базе факультета ежегодно проводится 9-10 научно-практических конференций, среди которых 3-4 всероссийских, 3-4 международных или с международным участием. Около 60 % ППС ежегодно участвуют в конференциях разного уровня. Факультет ежегодно выигрывает 10-12 грантов.

В последние 5 лет ежегодно в зарубежной печати издаются 1-2 монографии, 1-2 учебных пособия, около 20 статей, 10-12 статей в изданиях, входящих в базы данных Web of Science, Scopus.

Поскольку факультет развивается на основе концепции гуманитаризации инженерного образования, основополагающей темой научно-исследовательской и научно-методической работы для всех кафедр является «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход». По этой теме ежегодно с 1993 года на базе факультета проводятся всероссийские конференции с изданием материалов. Всего проведено 15 конференций и издано 45 томов ее материалов - это более 750 печатных листов.

В качестве фундаментальной темы научных исследований на факультете выбрана: «Прогнозирование и проектирование социально-экономических процессов в современном обществе. Инновационное развитие общества».

С учетом профессионального профиля деятельности кафедр их научные интересы объединены вокруг трех направлений:

1) кафедры экономические, менеджмента, социологии, государственного и муниципального управления исследуют социально-экономические процессы современного российского общества и издают научный вестник «Социально-экономические науки»;

2) кафедры иностранных языков исследуют проблемы лингвистики, методики преподавания, педагогики, психологии и издают научный вестник «Проблемы языкознания и педагогики»;

3) кафедры философии, правоведения, истории, физической культуры исследуют проблемы правовых отношений, истории и культуры России и издают вестник «Культура. История. Философия. Право».

Кроме указанных выше тем, каждая кафедра определяет для себя какую-то основную тему и в ее границах ряд частных тем, которые как составляющие входят в основную.

Особое значение на факультете придается научно-исследовательской работе студентов (НИРС). В современных условиях подготовка специалиста требует участия каждого студента в НИРС. Студенты, обучающиеся на бюджетной местах, практически все занимаются НИРС. Ежегодно на факультете издается 10-12 сборников научных работ студентов - это около 100 п.л. Более 60 % студентов очного отделения публикуют свои тезисы и участвуют в профессиональных конкурсах; 33 % студентов участвуют в конкурсах на лучшую НИРС; до 20 % студентов-дипломников являются лауреатами конкурсов студенческих научных работ: 100-120 студентов участвуют в конференциях других вузов страны и за рубежом. Магистры имеют ежегодно по одной публикации в изданиях не только своего вуза, но и в изданиях других вузов (российских и зарубежных).

Факультет в последние 10 лет весьма активно осуществляет международное сотрудничество со странами Запада. Наиболее посещаемые нашими студентами и преподавателями страны: Австрия, Германия, Франция, Болгария, Венгрия, Чехия, Греция, Испания, Великобритания, Финляндия, Португалия, Швеция, Италия, Польша и др. Ежегодно:

• 6-8 преподавателей являются соавторами зарубежных монографий;

• 1-2 монографии и 1-2 учебных пособия наших преподавателей издаются за рубежом;

• 2-3 научных конференции, проводимые на факультете, являются международными или с международным участием;

• 40-50 преподавателей проходят стажировки за рубежом;

• 10-12 зарубежных преподавателей работают на факультете;

• 4-5 зарубежных грантов получают студенты;

• 30-40 преподавателей являются участниками международных и зарубежных конгрессов;

• обучаются 15 студентов из стран дальнего зарубежья;

• 3-4 студента нашего факультета и Экономического университета г. Анхальт (Германия) получают двойные дипломы бакалавров экономики.

Подписан ряд соглашений о сотрудничестве с Экономическим университетом г. Анхальт (Германия); Университетом г. Луисвилль (США); Шень-Чженьским университетом (Китай); Министерством образования и культуры Австрии; Европейским институтом по связям с общественностью в г. Париж (Франция); факультетом бизнес-менеджмента Пражского экономического университета (Чехия); Университетом Рома-Тре (Италия); с обществом Й. Шумпетера (Германия) и др.

Наличие таких научных, научно-методических, учебных контактов является показателем того, что факультет получил признание не только внутриву-зовское, региональное, внутрироссийское, но и определенное международное, что является показателем качества его деятельности.

Учебная, научная деятельность факультета опирается на современную материально-техническую базу. Факультет имеет 6 современных компьютерных классов, 300 компьютеров, лекционные аудитории оснащены современным мультимедийным оборудованием. Все кафедры оснащены техническим оборудованием, подключены к Интернету. Все студенты и преподаватели обеспечены учебниками, монографиями, журналами, необходимыми для их деятельности.

Финансовое состояние факультета таково, что 90-95 % всей его деятельности финансируется за счет средств, которые он зарабатывает сам.

В настоящее время гуманитарный факультет готовит специалистов по гуманитарному и социально-экономическому направлениям, выполняет в вузе 20 % всей учебной нагрузки на каждой специальности цикла ГСЭД, занимается переподготовкой и повышением квалификации ППС. Но главное -успешно воплощается в жизнь концепция гуманитаризации образования. Вокруг нее сформирован перспективный научно-педагогический коллектив. А это фактически новая гуманитарная инновационная научно-педагогическая школа, которая готовит современных специалистов нового поколения как для настоящей, так и для будущей России.

В 2011 году на факультете разработана новая программа его развития на основе концепции гуманитаризации образования на 2011-2020 годы.

Список литературы

1. Гуманитарная подготовка инженеров и специалистов в Пермском государственном техническом университете: опыт, проблемы, перспективы: моногр. / под науч. ред. проф. В.Н. Стегния. - М.: Луч, 2001. - 320 с.

2. Система воспитания инженеров и специалистов в условиях модернизации образования: опыт, проблемы перспективы: моногр. / под науч. проф. В.Н. Стегния; Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2003. - 210 с.

3. Стегний В.Н. Гуманитарный факультет: миссия и организационное развитие // Высшее образование в России. - 2004. - № 4. - С. 56-79.

Получено 01.11.2013

V.N. Stegniy

HUMANITARIZATION OF ENGINEERING EDUCATION: 20TH ANNIVERSARY OF THE FACULTY OF HUMANITIES

Realization of the concept and technology of engineering education humanitarization with the help of the organizational form - a faculty of humanities - is considered. The main tendencies, results, place and role of the given process during 20 years are presented.

Keywords: humanization and humanitarization of engineering education, classical and socioeconomic training of engineers and specialists.

Stegniy Vasiliy Nikolaevich - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Dept. of Social and Political Sciences, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: socio@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.