Научная статья на тему 'Стратегия развития гуманитарного факультета Пермского государственного технического университета на 5-15 лет'

Стратегия развития гуманитарного факультета Пермского государственного технического университета на 5-15 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стегний Василий Николаевич

Рассматривается концепция и технология развития гуманитарного факультета за 2002 2007 годы по основным направлениям двенадцать. Предложена программа развития факультета на 5-15 лет по основным девяти направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития гуманитарного факультета Пермского государственного технического университета на 5-15 лет»

Раздел I. КУЛЬТУРА

ББК Ч488.74(2Рос-4Пер)711.9

В.Н. Стегний

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА 5-15 ЛЕТ

В основе стратегии развития гуманитарного факультета лежит прогностический подход, так как сегодня страна сосредоточилась не на прошлом системы высшего образования, а на ее будущем. Случайного в этом ничего нет, так интеллектуальное, творческое, инновационное ядро общества формирует система высшего образования. Она ведет общество вперед, в «завтра», она обеспечивает его будущее развитие. В этом плане автора статьи - декана факультета - интересуют перспективы развития своего коллектива, его место в техническом вузе, нашем регионе.

Факультет был открыт в 1993 году, в этом году ему исполнилось 15 лет. Конечно, чтобы говорить о будущем факультета, необходимо выделить основные тенденции его развития за эти 15 лет. Научно прогнозировать будущее любого объекта возможно только на основе предыдущих тенденций его развития. Анализ итогов развития факультета за 15 лет позволяют определить сегодняшнее состояние объекта как зрелость. Степень социальной зрелости гуманитарного факультета сегодня и его тенденции развития за 15-летний период - это та социальная база, на основе которой строится прогноз его развития. Эта социальная предпосылка будущего гуманитарного факультета.

С этой целью развития факультета нами была разработана концепция гуманитаризации - гуманитарной подготовки инженеров и специалистов в Пермском государственном техническом университете. Образование имеет две составляющие - обучение и воспитание. Содержание

обучения раскрыто нами в одной монографии1, а содержание воспитания - в другой2.

Опираясь на данную концепцию, на факультете были выделены следующие стратегические направления его развития: 1) изменения содержания гуманитарной и социально-экономической подготовки инженеров и специалистов; 2) подготовка специалистов гуманитарного и социально-экономического направлений; 3) компьютеризация; 4) переподготовка и повышение квалификации кадров в Пермском филиале ИППК преподавателей гуманитарных и социальных наук при Институте переподготовки и повышения квалификации преподавателей при Уральском государственном университете.

* * *

1. Структура факультета. В течение 15 лет создана новая типовая структура факультета, которая отличает его, с функциональной точки зрения, от других факультетов. Факультет ведет гуманитарную и социально-экономическую подготовку (ГСЭД) инженеров и специалистов во всем вузе. Это около 20 % учебного времени в учебном плане каждой специальности. Кафедры ГСЭД сосредоточены на факультете. Самое главное - эти кафедры преобразованы еще и в выпускающие кафедры и являются базовыми при переподготовке и повышении квалификации преподавателей по циклу ГСЭД. Это совершенно другое содержание труда, другой статус кафедр.

Факультету было передано 8 кафедр, которые находились в состоянии кризиса, и за это время пришлось открыть еще 7 кафедр. В настоящее время на факультете 14 кафедр. Переданные факультету кафедры были преобразованы следующим образом:

1. Кафедра иностранных языков, педагогики и психологии высшей школы преобразована в кафедру иностранных языков, лингвистики и межкультурной коммуникации. Кафедра ведет английский, немецкий, французский языки на 5 факультетах; она стала выпускающей по специальности «Перевод и переводоведение» (английский, немецкий, фран-

1 См.: Гуманитарная подготовка инженеров и специалистов в Пермском государственном техническом университете: опыт, проблемы, перспективы / Под науч. ред. проф. В.Н. Стегния. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Луч, 2001. 320 с.

2 См.: Система воспитания инженеров и специалистов в условиях модернизации образования: опыт, проблемы, перспективы / Под науч. ред. проф. В.Н. Стегния; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2003. 210 с.

цузский языки); на ФПКП работает со слушателями по дисциплине «Психология и педагогика».

2. Кафедра иностранных языков преобразована в кафедру иностранных языков и связей с общественностью; на 4 факультетах ведет иностранные языки (английский, немецкий, французский); стала выпускающей по специальности «Связи с общественностью»; на ФПКП работает со слушателями по дисциплине «Русский язык и культура речи».

3. Кафедра прикладной лингвистики и информационных технологий образования открыта в 2004 году; на факультете дистанционных образовательных технологий ведет иностранные языки.

4. Кафедра физического воспитания преобразована в кафедру физической культуры.

5. Кафедра этики и эстетики преобразована в кафедру культурологии и ведет учебную дисциплину «Культурология» в вузе, а также на ФПКП является базовой по данной учебной дисциплине.

6. Кафедра истории КПСС преобразована в кафедру государственного управления и истории; ведет учебную дисциплину «Отечественная история», стала выпускающей по специальности «Государственное и муниципальное управление»; на ФПКП является базовой в городе по дисциплине «Отечественная история».

7. Кафедра теории научного коммунизма преобразована в кафедру социологии и политологии. Ведет по циклу ГСЭД курсы социологии, политологии, психологии и педагогики; стала выпускающей по специальности «Социология»; на ФПКП является базовой по социологии, политологии, социальной психологии.

8. Кафедра политэкономии преобразована в кафедру экономической теории. Ведет по циклу ГСЭД курс «Экономика», стала выпускающей по специальности «Экономика и управление на предприятии», на ФПКП является базовой по экономике.

9. Кафедра марксистско-ленинской философии преобразована в кафедру философии и религиоведения. Ведет дисциплину «Философия» по циклу ГСЭД; является выпускающей по специальности «Религиоведение», на ФПКП - базовой по дисциплине «Философия». Данная кафедра при государственной аттестации в 2007 году по дисциплине «Философия» получила неудовлетворительную оценку. Не состоялась при ней и специальность «Религиоведение». На гуманитарном факультете это единственная кафедра, которая не вписалась в новую систему образования факультета и вуза.

10. Кафедра экономики машиностроительного производства преобразована в кафедру экономики и управления на предприятии. Она является головной на факультете при подготовке бакалавров по экономике и специалистов по экономике и управлению на предприятии. Данная специальность в вузе самая конкурсная и в 2007 году при опросе 1200 предпринимателей она попала в число 17 специальностей в РФ, выпускники которой востребованы и устраиваются на работу без особых проблем.

11. Кафедра экономики и организации промышленного производства ведет новые учебные дисциплины: «Основы менеджмента», «Экономика отрасли», «Экономика фирмы», «Организация производства». При ней открыта в 1998 году специализация «Экономика и управление на предприятиях нефтяной и газовой промышленности». Специалисты данного направления сегодня востребованы хорошо.

12. Кафедра управления финансами открыта в 2006 году и является выпускающей по специальности «Финансы и кредит».

13. Кафедра правоведения открыта в 1997 году. Ведет по циклу ГСЭ дисциплину «Правоведение» и является на ФПКП базовой по данной учебной дисциплине.

14. Кафедра дизайна была открыта в 1996 году, которая в 2004 году передана на механико-технологический факультет.

Итак, за 15 лет открыта половина новых кафедр и вторая половина преобразована в новые кафедры с новой структурой и содержанием деятельности.

Кроме кафедр, на факультете открыто 6 учебно-консультативных и исследовательских центров, которые занимаются послевузовской подготовкой или параллельной вузовской подготовкой студентов.

Пермский филиал ИППК преподавателей преобразован в отделение ФПКП гуманитарных и социальных наук высших и средних специальных учебных заведений. За 15 лет на нем повысили квалификацию около 1600 преподавателей вузов, техникумов г. Перми и области.

На факультете открыто 12 специальностей, 9 специализаций, 4 бакалавриата, 3 магистратуры, очная, заочная, дистанционная формы обучения студентов. На 12 кафедрах открыты аспирантуры по 14 специальностям. На факультете работало 2 диссертационных совета, где было защищено за 10 лет 69 кандидатских диссертаций.

При открытии факультета в 2003 году на нем не было ни одного студента. На 1 октября 2007 года студентов было 7231: на очном отделе-

нии - 1599 чел. и на заочном - 5632 чел. На бюджетной основе обучалось 1164 студента, на контрактной - 6067, в 2008 году - около 8000.

К числу этих студентов следует добавить студентов, обучающихся в вузе по социально-экономическим специальностям: 1) на факультете ДОТ - 268 чел.; 2) в Березниковском филиале - 513 чел.; 3) Лысьвенском филиале - 437 чел.; 4) Чайковском филиале - 607 чел.; 5) на МТФ (управление качеством, экспертиза недвижимости) - 560 чел. Следовательно, это еще дополнительно 2385 чел. (декабрь 2007 года), то к 1 декабря 2007 года набирается группа порядка 9585 студентов. Динамика по всем структурным направлениям положительная, факультет развивается экстенсивно.

2. Для управления факультетом создана следующая система институтов: 1) ученый совет факультета (законодательный орган факультета); 2) деканат (исполнительный орган факультета); 3) научно-методический совет; 4) методический совет по заочному обучению; 5) совет НИРС; 6) совет по инновационной политике на факультете; 7) совет по внеучебной работе; 8) совет старост; студенческий совет в общежитии № 3; 9) оперативки в деканате; 10) оперативки с заведующими кафедрами и заместителями декана.

Данная система управления позволяла решить все вопросы жизнедеятельности факультета как по циклу ГСЭД, так и по подготовке специалистов по гуманитарному, социально-экономическому направлению, переподготовке и повышению квалификации преподавателей. Она позволяла эффективно решать те задачи, которые были поставлены перед факультетом.

На факультете предусмотрена система подготовки управленческих кадров для своего подразделения: заместителей декана, заведующих кафедрами и их заместителей, руководителей советами, учебно-вспомогательного персонала, старост и т.д. Мы исходили из гипотезы: «Эффективность развития и функционирования факультета зависит от эффективности системы управления, от ее профессионализма». Эта гипотеза сработала очень хорошо.

3. Кадры. Качество образования в любой системе на 90 % зависит от качественного подбора преподавателей. Качество образования определяется не количеством докторов и кандидатов наук, а их качеством. В связи с введением новых учебных дисциплин и новых специальностей задачей номер один в работе с преподавателями является задача их переподготовки и повышения квалификации. С этой целью и был открыт Пермский филиал ИППК преподавателей гуманитарных и социальных наук, в кото-

ром все преподаватели в течение 5 лет по 2-3 раза проходили переподготовку и повышение квалификации.

На 12 кафедрах открыты аспирантуры. Сейчас все 14 кафедр имеют аспирантов. Их число доходило в 2003 году до 136 чел. и еще было около 50 соискателей. В 2008 году на факультете учится 36 аспирантов, 85 соискателей. Ежегодно защищается 13-15 кандидатских диссертаций.

На факультете есть две докторантуры. Ежегодно защищается 1-2 докторских диссертаций. В 1993 году на факультете было 67 кандидатов и 7 докторов наук; в 2008 году их стало соответственно 128 и 28. Доктора наук работают на 13 из 14 кафедр, а ранее только на 5. Заведуют кафедрами 9 докторов наук; 2 кандидата наук в возрасте до 30 лет стали завкафедрами.

На всех выпускающих кафедрах остепененность преподавателей выше 63 %. Поднялся процент остепенности на кафедрах иностранных языков и физической культуры. По факультету он составил в 1993 году 27 %, в 2008 году - 52 %.

Количество ставок на факультете в 1993 году было около 150, в 2008 году - 430 (без ВШБЭ, а с ней - около 500). 343 преподавателя -штатные.

Средний возраст преподавателей по факультету - 38 лет. 93 преподавателя в возрасте до 30 лет. Преподавателей моложе 40 лет почти половина.

Все преподаватели в установленные сроки проходят переподготовку и повышение квалификации. Главный потенциал факультета - это преподаватели. Ежегодно работает более 50 чел. УВП. Именно они в первую очередь обеспечивают качество образования.

4. Качество подготовки специалистов. Возьмем несколько показателей по циклу ГСЭД. Средний балл у студентов нашего вуза составил 4,4 балла (выборка 1700 студентов очного отделения). Среди выпускников, обучавшихся на бюджетной основе, около 40 % имеют диплом с отличием. Средний балл по ГЭКу и ГАКу по факультету на очном отделении выше 4,0.

В последние 2-3 года на очном отделении число выпускников составило около 300, на заочном отделении - около 1000. В центре занятости никто из них не зарегистрирован в числе безработных.

5. Научно-исследовательская деятельность. За 15 лет факультет превратился в крупную научно-исследовательскую, научно-педагогическую, гуманитарную школу.

Каждая кафедра имеет основное направление научно-исследовательской деятельности и ряд частных направлений. Сам факультет на основе всех кафедр имеет основное научно-исследовательское направление своей деятельности, связанное с формированием гуманитарной среды и внеучебной работы в вузе, разработкой концепции гуманитаризации. Имеется и ряд частных межкафедральных тем по экономике, лингвистике, социологии, менеджменту, политологии, в разработке которых принимают участие несколько кафедр.

На факультете ежегодно издается около 15 монографий, 2-3 «Вестника ПГТУ», до 20 томов материалов конференций разного уровня, в том числе всероссийских 5-7 томов; более 200 статей; более 500 тезисов докладов, подготовленных для конференций. Около 10 % публикаций - в центральной печати.

Факультет ежегодно выигрывает 3-5 грантов; сам проводит ежегодно 2-3 всероссийских и 4-5 региональных научно-практических конференций и публикует их материалы. Около 100 преподавателей ежегодно принимают участие в научных конференциях разного уровня за пределами вуза, включая и международные.

6-7 кафедр ежегодно принимают участие в хоздоговорных работах, около 90 % объема работ выполняет хоздоговорная лаборатория социологии.

Изучением проблем высшего образования занимается социологическая лаборатория проблем высшего образования.

В целом на факультете за 15 лет сложилась определенная система научно-исследовательской деятельности, в которой задействована основная масса преподавателей.

Активно развивается на факультете система НИРС, в которой принимает участие более 1/3 студентов очного отделения и небольшая группа студентов заочного отделения. На факультете ежегодно издается 5-7 сборников студенческих научных работ.

6. Научно-методическая работа преподавателей направлена на совершенствование традиционных и новых форм обучения студентов, совершенствование учебных планов, учебных программ. Все студенты как очного, так и заочного отделения обеспечены методическими пособиями по каждой учебной дисциплине.

На факультете ежегодно издается около 20 учебно-методических пособий объемом около 10 п. л., 17 из них в последние 5 лет получили гриф УМУ или МОиН РФ.

Кроме того, ежегодно на факультете издается или переиздается более 100 учебно-методических материалов объемом от 1 до 3 п. л.

В последние 5 лет особое внимание в методической работе уделялось информационным образовательным технологиям.

На факультете ежегодно проводится 3-4 научно-методических конференции. На всех кафедрах работают методические семинары. Сложилась своя специфическая система научно-методической работы, которая определяется статусом факультета в ПГТУ.

7. Внеучебная воспитательная работа велась по следующим направлениям: культурно-массовая работа, в основном художественная самодеятельность; НИРС; работа института кураторов; воспитательная работа в общежитии № 3; спортивно-оздоровительная работа; формирование здорового образа жизни; деятельность совета молодых ученых, совета по внеучебной работе; работа дискуссионного клуба «Человек и общество»; ежегодное проведение конференций по внеучебной работе. Основным направлением воспитательной работы стало нравственноэстетическое воспитание студентов и преподавателей. Ориентирующую, ценностную, мировоззренческую миссию в идеологической, воспитательной деятельности выполняли преподаватели кафедр ГСЭД.

8. Международное сотрудничество. Факультет имеет ряд договоров с вузами других стран: Германии, Франции, Австрии, КНР, Великобритании.

В течение одного учебного года студенты (3-4 чел.) нашего факультета учатся в зарубежных вузах, в это время студенты (2-4 чел.) тех вузов учатся у нас на факультете.

Некоторые студенты нашего факультета и зарубежных вузов защищают по два диплома - в своем и зарубежном вузе.

Ежегодно около 50 преподавателей принимают участие в конференциях за рубежом.

Ежегодно 2-5 преподавателей зарубежного вуза работают у нас, а наши преподаватели - у них.

Факультет в последние 5-7 лет получил один международный грант.

9. Инновационная деятельность в последние 5 лет стала самостоятельным направлением, хотя всегда была неотъемлемой частью деятельности факультета. Факультет имеет свой план работы в этом направлении. На факультете создан совет по инновационной политике. В центре этого направления - проблема качества высшего образования, качества подготовки наших специалистов и инженеров.

Факультет принимал участие в реализации гранта МОиН РФ, который получил вуз на 2007 и 2008 годы.

10. Довузовская подготовка связана прежде всего с профориентационной работой факультета. Здесь факультет имеет четкий план своей деятельности. За 15 лет сформировалась система профориентационной работы с абитуриентами. Факультет имеет договоры с лицеем № 1 г. Перми, школами № 22 и 77, много работает с выпускниками не только школ города, но и сельских районов нашего края, что и обеспечивает ему приток абитуриентов. Конкурс на факультет в последние 10 лет был около 10 абитуриентов на место.

11. Финансы. В момент создания факультета его вклад в финансы ПГТУ равнялся нулю. В течение 5 лет факультет стал основным поставщиком внебюджетных средств в вузе. Основная форма зарабатывания средств - это студенты, обучающиеся по контракту. В этом участвуют все преподаватели и сотрудники факультета. Факультет имеет свою долю внебюджетных средств, которая позволяет ему решать все без исключения вопросы жизнедеятельности: учебные, научные, методические, кадровые, материально-технической базы и т. д. Эти средства надо не только заработать, но и правильно и эффективно распределить, распределить так, чтобы это ощутил и увидел каждый преподаватель, сотрудник, студент - вот тогда появляется мотивация в такой деятельности почти у всех, но не у каждого преподавателя. Кто привык жить на подачках и ждать, что всегда дадут сверху, тот и сейчас также живет, но их меньшинство. Другими каналами зарабатывания средств являются гранты; хоздоговоры; победы в разных конкурсах и т.д.

Вопросы финансирования должны решаться не только сверху, но и снизу - факультетом, его преподавателями и сотрудниками. Решая проблему командировки, издания книги, статьи, преподаватель должен понимать и знать, какой вклад он сам вносит в решение данного финансового вопроса.

Зарабатывание факультетом денежных средств - это не самоцель, а средство решения вопросов подготовки качественных специалистов, проблем образования.

12. Материально-техническая база факультета развивалась по следующим направлениям. Главным направлением остается приобретение книг. Поскольку 15 лет назад по циклу ГСЭД были введены новые дисциплины и открыты новые специальности, то факультету необходимо было обеспечить студентов новой учебно-методической, научно-

исследовательской литературой. В последние 5 лет все студенты факультета имеют данную литературу в полном объеме. Потребности преподавателей в учебно-методической и научно-художественной литературе также удовлетворены полностью.

Второе направление - компьютеризация. 15 лет назад на факультете не было ни одного компьютера. В настоящее время на факультете 264 компьютера, все кафедры имеют от 2 до 10 компьютеров, создано 5 современных компьютерных классов, 3 аудитории обеспечены системой мультимедиа. Ежегодно факультет тратит на эти цели более 2 млн руб.

Третье направление - ремонт помещений. На факультете отремонтировано 98 % аудиторий, т.е. более 80 вместе с кафедрами, кабинетами, туалетами. На эти цели факультет ежегодно тратит около 4 млн руб.

Четвертое направление - обновление мебели в аудиториях, на кафедрах. За последние годы она заменена полностью. На это ежегодно тратится около 2 млн руб.

Пятое направление - обновление оборудования в аудиториях, кафедрах, кабинетах, на что систематически тратится 1 млн руб. в год.

Таковы основные итоги и основные тенденции развития факультета за 15 лет, свидетельствующие о поступательном характере этого развития в очень сложное для страны время, когда она в 1990-е годы переживала тяжелый кризис. Предпосылки становления любого социального объекта определяются общественно-экономическими условиями. Мы как раз и исходили из этого, предполагая, что в условиях кризиса наш факультет сможет окрепнуть и опередить тех, кто ждал стабильного развития общества для решения своих проблем. Наша стратегия была правильной. Благодаря ее реализации, мы получили большой, сильный факультет и качественную систему подготовки специалистов.

* * *

За 15 лет изменилась социальная система нашего общества, и перед системой высшего образования встали новые задачи, которые нужно решать в новых условиях, опираясь на тот факультетский фундамент, который есть сегодня. Появилась возможность заглянуть вперед не только на 5, но и на 15 лет. В стране принимаются сегодня программы по разным направлениям ее развития не только на 3-5 лет, но и до 2020 года, что очень отрадно и чего не было в 1990-е годы. Наша задача

вписать гуманитарный факультет в новую социальную систему 10-20-х годов XXI века. Стратегические задачи вышли на первый план.

Социальная посылка заглянуть в будущее гуманитарного факультета - это его состояние и тенденции развития сегодня. Гносеологические -концепция гуманитаризации, которая стала еще более актуальной как с практической, так и с теоретической точки зрения. Но она нуждается сегодня в модернизации, так как некоторые ее элементы уже исчерпали себя, а какие-то требуют других подходов.

Опираясь на данную концепцию в ее переработке и в разработке стратегии развития факультета, исходим из таких основополагающих принципов, как научность и профессионализм. Профессионализм связан, прежде всего, со знанием нами гуманитарного факультета, научность -с анализом, синтезом и прогнозом его развития. Да и высшая школа построена на основе науки, вне которой она теряет свое качество. Повышение уровня научности в высшей школе - главный путь повышения качества высшего образования и подготовки специалистов в высшей школе.

Профессионализм и научность предполагают знание целей, задач, которые ставит сегодня Министерство образования и науки РФ перед высшей школой; стратегию развития нашего вуза - ПГТУ; определение статуса гуманитарного факультета в ближайшее 5-15 лет, программы его развития.

Отметим особенности программы развития гуманитарного факультета на ближайшие 5 лет (2008-2013 гг.) и на период до 2020 года. В рамках тех преобразований, которые наметило наше правительство и министерство.

Первая особенность - переход системы высшего образования 2-го поколения ГОС ВПО к системе 3-го поколения. На это уйдет 5-6 лет на очном отделении и 6-7 лет на заочном отделении. Этот период времени система высшего образования будет функционировать на основе двух стандартов - 2-го и 3-го поколения.

Вторая особенность - внедрение в практику высшей школы решений Болонского соглашения.

Третья особенность - сокращение количества выпускников средней школы, абитуриентов и, следовательно, количества студентов на гуманитарном факультете. Бюджетных мест на его специальностях очень мало (в 2008 г. 86 мест на 6 специальностях очного отделения, 60 - на 12 специальностях и специализациях заочного отделения). В первую

очередь уменьшится количество студентов заочного отделения, что вызовет сокращение ставок преподавателей, УВП и финансовых возможностей факультета и повлияет на материально-техническую, научную, учебно-методическую составляющие работы.

Эта особенность предполагает иной подход к профориентационной работе на факультете. Ее роль резко возрастет, изменится ее содержание, формы и масштабы. Факультет, кафедра, организовавшие эффективную профориентационную работу, будут иметь и соответствующие результаты.

В этой связи ставится по-новому задача не только подбора абитуриентов, но и сохранения числа всех студентов. Такая задача не стояла раньше. Сейчас от преподавателя, кафедры требуются другие формы работы со студентами. Специальность, факультет экономически эффективны тогда, когда на них в период учебы повышается от курса к курсу успеваемость и сохраняется контингент студентов.

Четвертая особенность связана с особенностью абитуриентов, родившихся в 90-х годах ХХ столетия, и соответственно с особенностью студентов 10-20-х годов XXI столетия. Сегодняшний абитуриент родился и учился в школе в 1990-е годы и начале 10-х годов XXI века, которые характеризовались кризисом и переходным состоянием как всего общества, так и системы образования. Качество знаний, состояние здоровья, уровень культуры их значительно ниже, чем в 60-80-е годы XX века, отсюда и сегодняшние проблемы качества образования, которое детерминировано качественным состоянием общества.

Пятая особенность связана с изменением статуса вуза. Останется ли он государственным вузом, перейдет ли в статус автономного образовательного учреждения или станет научно-исследовательским? Попадет ли он в число тех 15-20 % вузов, у которых остается федеральное финансирование? Сегодня наш вуз попал в число 57 инновационных вузов, но неизвестно, что будет с ним завтра.

Шестая особенность связана с изменением системы финансирования вуза и факультета. Факультет зарабатывает себе на жизнь, но вопрос номер один - это заработная плата преподавателя и УВП. Если не произойдет на государственном уровне качественных изменений, то в системе высшего образования через 10-15 лет останутся только пенсионеры. Вторая финансовая проблема вуза - это жилье для преподавателей и УВП, административных работников. При такой, как сейчас, заработной плате они на него никогда не заработают!

Эти особенности и ряд других, которые мы не указали, будут определять динамику развития факультета в ближайшие 5-15 лет.

Цель развития факультета в этот период - переход к новой системе и модели высшего образования.

Задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) модернизируя гуманитарный факультет, адаптировать его к новым условиям, новой системе ГОС ВПО;

2) модернизировать концепцию гуманитаризации в соответствии с 3-м поколением ГОС;

3) вписать гуманитарный факультет в новую систему функционирования ПГТУ;

4) сосредоточить ресурсы факультета прежде всего на инновационной деятельности;

5) обеспечить качество подготовки специалистов на факультете в соответствии с требованиями ВПО XXI века;

6) в подготовке специалистов акцент делать на компетентностном подходе.

Стратегические направления факультета:

1. Модернизация системы гуманитарной и социально-экономической подготовки инженеров и специалистов. Изменение содержания преподавания ГСЭД предполагает внедрение компетентностного подхода; сокращение учебного времени на их изучение; сокращение количества учебных дисциплин в данном цикле, поиск новых форм их преподавания. Вузу необходима новая унифицированная система преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с 3-м поколением ГОС.

2. Подготовка бакалавров и магистров по гуманитарным, социальноэкономическим дисциплинам. Сейчас на факультете 12 специальностей, которые необходимо перестроить в бакалавриаты и магистратуры.

3. Модернизация работы факультета переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных дисциплин. В связи с этим необходим новый тип преподавателя XXI века.

Основные виды деятельности факультета:

1. Учебная работа: а) 4-5-летняя подготовка бакалавров на очном и заочном отделениях и сверх этого 2-годичная подготовка магистров; б) 3-годичная учеба аспирантов и докторантов. Эти направления самые главные и связаны с внедрением новых форм (бакалавриат, магистратура) в организации учебного процесса. Учебная работа будет строиться на

основе компетентностного подхода. От его реализации предполагается выход на иное качество подготовки инженера и специалиста.

2. Научно-методическая работа: а) переработка всех учебных планов и программ в соответствии с 3-м поколением ГОС; б) внедрение информационных образовательных технологий; с ними связывается прежде всего инновационность нашей образовательной деятельности; в) индивидуальность обучения студента, только так можно получить высокое качество образования, подготовки специалиста; г) грифование учебнометодических пособий через УМУ Министерства образования и науки РФ. Эта деятельность направлена на обеспечение научности образования, высокого качества подготовки специалистов.

3. Научно-исследовательская работа: а) факультет имеет единую тему научно-исследовательской работы - формирование гуманитарной среды в вузе; в этой работе участвуют все кафедры, разрабатывая концепцию, стратегию развития факультета; б) ряд кафедр объединены в группы по научно-исследовательской деятельности (социально-экономический процесс в современном российском обществе; экономика предприятия в условиях перехода к рыночным отношениям; мелкий бизнес; управление на предприятии; культура; физическая культура; вопросы педагогики и языкознания и др.); в) каждая кафедра имеет свое основное научное направление и ряд подтем.

Основными формами научно-исследовательской работы будут: 1) издание монографий, учебных пособий; 2) публикации в центральной печати; 3) работа аспирантур, докторантур; 4) работа диссертационных советов; 5) издание 3 факультетских «Вестников ПГТУ»; 6) публикации сборников научных работ и материалов конференций; 7) проведение конференций (факультетских, кафедральных); 8) хоздоговорные работы; 9) участие в конкурсах грантов; 10) НИРС.

4. Внеучебная, воспитательная работа. Главное направление этой работы - нравственное воспитание как студентов, так и преподавателей. Проблема формирования нравственных ценностей у студенческой молодежи лежит в основе воспитательной работы. Исходя из этого основными направлениями будут следующие: нравственно-эстетическое, физическое, умственное, нравственно-патриотическое, нравственно-политическое, экологическое, экономическое, трудовое. Другие направления воспитательной работы также будут в центре жизнедеятельности на факультете, но роль их несколько иная. Процесс воспитательной работы направлен на то, чтобы перевести его у студентов в процесс самовоспитания.

В качестве основных форм внеучебной работы выделены: НИРС, художественная самодеятельность, спорт, институт кураторов, клубы по интересам, общежитие № 3, закрепленное за факультетом.

5. Кадры. Качество образования на 90 % зависит от качественного подбора преподавателей. Эта работа основана на принципах преемственности, системности, последовательности. Приоритетными направлениями этой деятельности будут: 1) сохранение штатного кадрового состава ППС; 2) подбор молодых преподавателей и закрепление их на факультете. Сейчас каждый третий преподаватель на факультете моложе 30 лет; 3) переподготовка и повышение квалификации преподавателей в соответствии с 3-м поколением ГОС; 4) решение проблемы остепенен-ности преподавателей: подготовка кандидатов наук, докторов наук, решение проблем присвоения званий доцентов, профессоров. Для этого организация работы аспирантур, докторантур, перевод сотрудников на должности научных сотрудников для завершения диссертационных работ, организация работы диссертационных советов на факультете, участие профессоров в работе советов других вузов (создание межвузовских советов).

Следует обратить особое внимание на одну зависимость, из которой исходил факультет. Процент остепененности и количество кандидатов и докторов наук - основа для решения проблемы качества образования, но этого сегодня недостаточно. Вторая ступень данной деятельности -это качество подготовки кандидатов и докторов наук, на что сейчас обращается особое внимание при разработке кадровой политики факультета.

Не менее важна подготовка руководителей на факультете: заведующих кафедрами - их 14; заместителей декана - их 5; ведущих методистов, УВП - их на факультете около 40. От их деятельности во многом зависит эффективность системы управления в любом подразделении факультета.

6. Организационно-управленческая деятельность на факультете. Система управления должна соответствовать требованиям ГОС 3-го поколения и тем изменениям, которые вводит Министерство образования и науки, наш вуз. От того как система управления вписана в эту систему, во многом зависит его эффективность управления. Совершенствование административного управления на факультете в соответствии с будущими потребностями и требованиями системы высшего образования - одна из стратегических задач нашей деятельности.

Дальнейшее развитие системы самоуправления на факультете - это повышение эффективности таких институтов, как ученый совет факультета, оперативки с завкафедрами, совещания в деканате, методический совет факультета, совет НИРС, спортсовет, совет по художественной самодеятельности, институт кураторов, совет молодых ученых, совет по инновационной политике, диссертационные советы, экспертные советы и т. д.

Мы исходим из того, что эффективность функционирования факультета зависит от эффективности функционирования системы управления, эффективности функционирования его менеджмента. В основе этой деятельности должен быть не метод проб и ошибок, а профессионализм.

7. Финансы на факультете. Факультет в настоящее время самодостаточен. Он является основным донором внебюджетных средств в вузе. Эту форму зарабатывания денежных средств факультет будет развивать и в дальнейшем. Кроме нее прогнозируется повышение роли хоздоговорных работ на факультете, расширение их географии. Если не каждая, то почти каждая кафедра в течение 4-5 лет должна вести хоздоговорные работы.

Участие в конкурсах грантов - эта задача для каждой кафедры. Каждая кафедра в течение 1-2 лет должна выигрывать хотя бы один грант.

Там, где есть возможность, факультет должен использовать бюджетное финансирование или механизмы софинансирования.

8. Материально-техническая база. Предполагается развитие ее по следующим направлениям: а) обеспечение учебной и научной литературой преподавателей и студентов; издание книг (монографий, учебных пособий) своих преподавателей, сборников, вестников, материалов конференций факультета. Каждый студент должен иметь учебник, преподаватель - возможность работать с книгами и периодической литературой;

б) поддержание аудиторного фонда (более 80 комнат) в соответствующих санитарно-гигиенических условиях; оснащение аудиторий новым оборудованием; в) обновление компьютерной техники и пополнение кафедр новыми техническими средствами. Основная задача на ближайшие 5-10 лет - приобретение программного обеспечения компьютерной техники в соответствии со специальной программой факультета.

9. Международное сотрудничество прогнозируется развивать по следующим направлениям: договоры с зарубежными вузами (по примеру как сейчас), которые готовят специалистов по смежным направлени-

ям; стажировки; повышение квалификации в зарубежных вузах; участие в зарубежных грантах; участие в зарубежных конференциях; приглашение преподавателей зарубежных вузов на преподавательскую работу; поездки наших преподавателей в зарубежные вузы для чтения лекций; обмен студенческими группами. Развитие сотрудничества в этой области прогнозируется не только с вузами стран Запада, но и стран Азии.

Получено 10.11.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.