Научная статья на тему 'Исторический факультет Томского государственного университета в 2004-2008 гг'

Исторический факультет Томского государственного университета в 2004-2008 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ТОМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / HISTORY / TOMSK UNIVERSITY / HISTORY FACULTY / STUDENT / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьев Василий Павлович

Представлен краткий обзор современного состояния исторического факультета Томского государственного факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY FACULTY OF TOMSK UNIVERSITY IN 2004-2008

The article presented sort story about contemporary condition of history faculty of Tomsk state university.

Текст научной работы на тему «Исторический факультет Томского государственного университета в 2004-2008 гг»

2009 История №1(5)

УДК 930.051

В.П. Зиновьев

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В 2004-2008 гг.

Представлен краткий обзор современного состояния исторического факультета

Томского государственного факультета.

Ключевые слова: исторический факультет, Томский университет, студент, преподаватель.

Исторический факультет Томского государственного университета открыт в 1917 г., восстановлен в 1940 г. Уже как историко-филологический факультет. Факультет был базовым для формирования исторических факультетов в вузах Западной Сибири, для образования в ТГУ философского факультета, института искусств и культуры, факультета психологии.

Подготовка специалистов на историческом факультете с 2003/04 уч. г. велась по четырем специальностям: «история» - 030401, «международные отношения» - 030701, «документоведение и документационное обеспечение управления» - 350800, «регионоведение» - 350300. В связи с переходом высшего образования России на двухуровневую систему подготовки работников высшей квалификации деканатом ИФ были предприняты шаги в этом направлении. Подготовлены и второй год осуществляются программы подготовки бакалавров по направлениям «история» и «международные отношения». В 2008 г. сделаны первые выпуски бакалавров по этим направлениям, для того чтобы получить право вести подготовку магистров. Получено положительное заключение УМО по специальности «международные отношения» по программе подготовки бакалавров, преданы на экспертизу документы на открытие магистратуры по специальности «история».

Формы обучения на факультете: очная, очно-заочная и заочная. Бюджетный набор на очное отделение: 58 - «история», 15 - «документоведение», 20 -«международные отношения», 5 - «регионоведение», на заочное отделение -75 чел. («история» - 60 чел. и «документоведение» - 15). В 2008 г. мы сделали заявку на перевод 10 бюджетных мест заочного отделения с направления «история» на направление «международные отношения». Факультет имеет также право набирать абитуриентов на договорной основе на все формы обучения по 30-50 чел. Образовательная деятельность ведется в соответствии с лицензией и планами ГОС. После аттестации в 2006 г. лицензия продлена на 5 лет на три специальности - «история», «документоведение» и «документационное обеспечение управления» и «международные отношения». Лицензирование специальности «регионоведение» произошло в 2008 г. Сейчас есть выпускающая кафедра востоковедения. Необходимо наладить учебный процесс. В текущем году получена лицензия на ведение образовательной деятельности по направлениям «история» и «международные отношения».

Факультет имеет филиалы в г. Междуреченске Кемеровской области («история»), в г. Прокопьевске («документоведение»), представительство в Новосибирске, где на базе НГТУ по договоренности осуществляются консультации студентов специальности «международные отношения», обучающихся по заочной форме. Всего на факультете обучается, включая филиалы, около 800 чел. очно и около 700 чел. заочно и очно-заочно. Это меньше, чем пять лет назад. В 2003/04 уч. г. обучалось около 1100 очно и 600 заочно. Сокращение числа студентов вызвано обстоятельствами, от нас не зависящими, - упорядочением системы высшего образования в стране и улучшением ее финансового положения. В предыдущее пятилетие факультет изыскивал возможность заработать и расширял поле деятельности за счет развертывания филиалов и представительств в Кузбассе (Междуреченск - историки, Прокопьевск, Новокузнецк, Кемерово - документоведы) и в Новосибирске -международные отношения. В настоящее время мы полностью прекратили работу представительств в Кемерове, Новокузнецке, в этом учебном году завершаем ликвидацию специальности «история» в Междуреченском филиале ТГУ. Небольшой набор документоведов сохраняется в Прокопьевске. Социальный заказ выполнен, подготовлено около 250 специалистов для Ме-ждуреченска. Завершается ликвидационная кампания в Новосибирске. Набор прекращен, студенты переведены на бакалавриат в НГТУ с правом поступления в ТГУ для получения квалификации специалиста. Через два года мы завершим эту программу. Вместе с тем нецелесообразно совсем уходить из Новосибирска, где явно ощущается дефицит гуманитарного образования.

В составе факультета работает девять кафедр: № 1 - отечественной истории, № 2 - современной отечественной истории, № 3 - истории древнего мира, средних веков и методологии истории, № 4 - новой и новейшей истории и международных отношений, № 5 - истории и документоведения, № 6 - археологии и исторического краеведения, № 7 - мировой политики. 1 октября 2006 г. приказом ректора открыта кафедра № 8 - европейских языков, 1 июня 2008 г. - кафедра № 9 востоковедения. В состав факультета входят проблемная научно-исследовательская лаборатория истории, археологии и этнографии Сибири, центр востоковедения, центр международных исследований и новейшей истории, научно-образовательный центр истории высшего образования и науки Сибири при кафедре современной отечественной истории (музей истории ТГУ, научно-учебная исследовательская лаборатория «Сибирь: традиции и современность»), музей археологии и этнографии Сибири, кабинет антропологии (восстановлен 11 сент. 2004 г.), учебнометодический кабинет, СНИЛ «Археолог», СНИЛ социальной антропологии (образована в 2003/04 уч. г.). Открытие новых кафедр связано, с одной стороны, с необходимостью поддерживать на высоком уровне языковую подготовку студентов-международников и обеспечением специальности «регионоведение» выпускающей кафедрой. С другой стороны, мы выполняли требование аттестационной комиссии о ликвидации параллелизма в деятельности факультетов. Действовавший с 1992 г. в составе ВШБ факультет международных отношений (факультет стран Востока) был переведен в настоящем году на ИФ.

Несмотря на проведенную реорганизацию, структуру факультета нельзя признать логичной. Существует отделение международных отношений, но нет отделений истории и документоведения, существуют фактически два деканата, два делопроизводства, что усложняет управление факультетом и приводит к потере оперативности. В течение 5 лет велась постоянная работа в направлении совершенствования управления и отчетности. Для укрепления управления отделением МО введена должность замдекана по учебной работе на ОМО, им назначен доцент С.М. Юн. Руководитель отделения МО С.В. Вольфсон теперь в основном сосредоточен на организации научной работы студентов и аспирантов и на международных контактах факультета.

Кадры. Одна из главных задач факультета - решение кадровых проблем. Они состояли в превышении нормативного числа преподавателей вследствие реорганизаций 1990-х гг., старении кадров, в обеспечении качества учебного процесса. В течение отчетного периода увеличился списочный состав факультета: в 2003/04 уч. г. он включал 109 человек, в том числе штатных - 103 и 6 совместителей. В 2007/08 уч. г. штат факультета состоял из 131 чел., в том числе штатных преподавателей 83, совместителей - 9. В составе НИЧ ИФ числилось 7 чел., УВП составлял 32 чел. Штат факультета вырос за счет включения в состав факультета кафедры европейских языков в 2007 г., а с

1 июня 2008 г. увеличился почти на 10 чел. вследствие включения в его состав штата факультета стран Востока ВШБ и новой кафедры - востоковедения и составил на 1 июля 2008 г. 140 чел.

За отчетное время заметно изменился состав преподавателей. Доля преподавателей с учеными степенями и званиями составляет 68 %. В 2004 г. она была 93%. Снижение произошло за счет включения в состав факультета кафедр европейских языков и востоковедения, в которых низкий уровень осте-пененности преподавателей. В целом же состав кадров преподавателей соответствует нормативам Минобрнауки.

Таблица 1

Штаты преподавателей и научных сотрудников ИФ в 2004-2008 гг.

Штаты 1.09.04 1.09.05 1.09.06 1.09.07 1.09.08

Всего преподавателей 75 72 73 97 101

В т.ч. докторов наук, профессоров 18 18 18 19 20

Доцентов 41 41 45 47 43

Ст. преподавателей и ассистентов 16 13 10 31 38

В т.ч. совместители 6 5 10 13 9

Научных сотрудников со степенью 2 2 4 5 4

Вместе с тем серьезно увеличился штат сотрудников, получающих заработную плату за счет внебюджетных средств факультета, - с 4 в 2004 г. до 23 в 2008 г. Это произошло за счет включения новых подразделений на отделение МО и перевод ряда сотрудников с договоров о возмездном оказании услуг в штат. В конце 2008 г. факультет перешел на новые условия оплаты труда. Каких-либо нарушений прав сотрудников не было. Имеющиеся про-

блемы далее будут решаться в индивидуальном порядке. Качество преподавательских кадров удовлетворительное. Базовое образование преподавателей получено, как правило, на нашем же факультете, преподавателей европейских языков - на ФИЯ ТГПУ, ТГУ и на ОМО ИФ, преподавателей восточных языков - на ОМО ИФ, в Читинском педуниверситете.

В течение 4 лет шел процесс роста среднего возраста преподавателей. В 2003/04 уч. г. преподавателей до 35 лет было 19 чел., или 26,4 %. Средний возраст профессоров составлял в отчетный период 66 лет, доцентов - 50,7 года, старших преподавателей - 41,1, ассистентов - 27,2, всех штатных преподавателей - 50,2 лет. В последний год отчетного периода удалось остановить старение кадров. Преподавателей до 35 лет сейчас 24 чел., или 25 %.

11 преподавателей старше 70 лет. Средний возраст профессоров составляет в настоящее время 65 лет, доцентов - 46 лет. С учетом новых кафедр преподавательский состав станет еще моложе. За отчетный период принято на работу около 40 преподавателей моложе 35 лет. Совместители составляют менее 10% всех преподавателей. Сейчас это 8 преподавателей, в том числе 2 профессора, докт. ист. наук (Н.А. Грик, В.П. Андреев), 6 доцентов, канд. ист. наук.

Диссертационные советы Д 212.267.03 и Д 212.267.18 позволяют сохранять квалификационный уровень факультета. Над докторскими диссертациями сейчас работают 12 сотрудников, в том числе находятся в преддокторанту-ре - 2, докторантуре - 4. Защитили в отчетный период докторские диссертации И.Ю. Николаева, Е.Ю. Лицарева, Н.А. Грик, С.Г. Ким, М.П. Черная, Е.Е. Дутчак, И.В. Нам, докторанты В.Я. Мауль, В.А. Есипова, В.И. Турнаев, О.И. Ивонина, О.А. Милевский, О.А. Семенова, Н.В. Трубникова, М.В. Белозерова, Л.А. Гаман. Подготовка аспирантов ведется по 6 специальностям:

07.00.02 - «отечественная история», 07.00.03 - «всеобщая история», 07.00.06 -«археология», 07.00.07 - «этнология, этнография и антропология», 07.00.09 -«историография, источниковедение и методы исторического исследования»,

07.00.10 - «история науки и техники». Преподаватели кафедры европейских языков готовят диссертации по лингвистике. На факультете около 50 аспирантов. В текущем году нам предоставили 14 мест в аспирантуре и 2 места в докторантуре. Эти места заполняются в настоящее время лучшими выпускниками. Развивается платная аспирантура. Два места в аспирантуре второй год мы получаем за счет средств Шведского инспектората по ядерной энергии. Два места в аспирантуре оплатил Новосибирский гос. ун-т управления и экономики. В этом году при плане 14 мест мы приняли в аспирантуру 21 чел. А. Урбан - первая платная аспирантка, успешно защитившаяся в срок. Как известно, наши диссертационные советы переутверждены приказом Рособрнадзора от 20.07.2007 г. При этом совет К 212.267.01 утвержден как докторский 212.267.18. по специальностям «этнография» и «история науки и техники».

За пять лет диссертационные советы факультета провели защиты 19 докторских работ, в том числе 12 подготовленных в ТГУ, и 101 кандидатской диссертации, в том числе 46 подготовленных в ТГУ. Эффективность аспирантуры факультета средняя по ТГУ - 46 % диссертаций (38 из 82) представлены к защите или защищены в срок. Эффективность докторантуры в среднем выше, чем в целом по ТГУ, - 64 % диссертаций защищены в срок (9 из 14).

Таблица 2

Эффективность подготовки диссертаций на ИФ в 2004-2008 гг.

Показатели 2004 2005 2006 2007 2008 Итого

Проведено защит докт. дис. / подготовленных в ТГУ 4/3 2/0 3/3 4/2 6/4 19/12

Проведено защит канд. дис. / подготовленных в ТГУ 18/11 18/8 18/7 25/11 22/9 101/46

Выпущено докторантов / с защитой в срок 4/2 1/0 3/2 3/2 3/3 14/9

Выпущено аспирантов / с защитой в срок 19/10 14/6 18/6 17/10 14/6 82/38

Новое требование ВАК - публикация статьи в журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований, для соискателей кандидатской степени нами выполняется за счет размещения их в «Вестнике ТГУ». Сформирована в связи с этим редакция «История». В каждый номер журнала ежемесячно помещается 5-10 статей. Однако этого недостаточно. Сейчас ведется работа по включению «Вестника ТГУ. История» в список ВАК. Опубликованы за счет средств факультета 4 номера журнала, ведется подготовка еще двух.

Научный потенциал и учебно-методическая подготовка преподавателей повышаются благодаря регулярной работе кафедральных семинаров, учебнометодической комиссии, во время научных командировок. Возобновлена работа методологического семинара. Для реализации планов повышения квалификации привлекаются гранты РГНФ, МИОНа, Научнообразовательного форума, других зарубежных благотворительных фондов. Кафедрой мировой политики осуществлен очередной проект Темпус-Тасис по подготовке преподавателей по программе европейских исследований совместно с Тюменским, Новосибирским, Иркутским университетами и НГТУ (специальность «международные отношения»). Три сотрудника участвовали в проекте Темпус-Тасис Тюнинг с ВШЭ (Москва). Гранты фонда Фулбрайта выиграли доценты Л.В. Дериглазова, Е.Ф. Троицкий, С.Н. Мирошников, стипендии Россия - Оксфорд выиграли доценты О.В. Хазанов и В.В. Шевцов, аспирант Д. Хаминов.

Факультет выступает ресурсным центром по переподготовке преподавателей по специальностям «история», «международные отношения» и «документоведение» для вузов России. На базе института дистанционного образования ТГУ выполнены программы повышения квалификации «История в меняющемся мире», «Информационно-документационные процессы в современном обществе», «Информационно-документационное обеспечение инновационной деятельности», «Управление информационно-документационным процессом в организациях на современном этапе».

Кафедра мировой политики выполняет роль ресурсного центра в рамках проекта Темпус/Тасис по созданию центров по изучению ЕС в сибирских университетах, который выполнялся в сентябре 2003 г. - августе 2006 г. и в 2007 г. - мае 2008 г. Кафедра является координатором консорциума

из 9 университетов Сибири и Западной Европы. Выполнена программа по подготовке магистров с двойными дипломами.

Учебно-вспомогательный персонал и научно-исследовательский штат составляет 37 чел., в том числе 24 лаборанта, зав. учебно-методическим кабинетом, заведующий МАЭС, заведующий кабинетом антропологии, заведующий, 4 научных сотрудника ПНИЛ ИАЭС, 2 сотрудника ЦМИНИ и центра востоковедения, СНИЛ штатов не имеют. Научно-исследовательский сектор по-прежнему слаб и теперь уже не является резервом преподавательских кадров, как это было 10-15 лет назад.

В целом происходит постепенная естественная смена кадров. Сбалансированно представлены мудрость старшего поколения, опыт среднего опорного звена и энергия молодых преподавателей.

Контингент студентов. Количество студентов факультета постепенно сокращается вслед за закрытием представительств и филиалов. Наборы в Томске не сокращались на все специальности до 2008 г., когда была резко поднята стоимость обучения.

Таблица 3

Контингент студентов факультета в 2004-2008 гг.

Показатели 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08

Общее число студентов в Томске 1230/226 1128/228 1109/241 1132/282 1311/490

В т.ч.: очной формы обучения 737/226 735/228 747/237 793/278 822/327

очно-заочной формы обучения 0/0 0/0 0/0 0/0 82/82

заочной формы обучения 493 393 362/4 339/4 407/81

Прокопьевск -«документоведе-ние», очнозаочная 83/83 58/58 65/65 60/60 60/60

Междуреченск -«история», очная, заочная 109/106 62/62 82/72 34/31 74/65 34/31 41/41 36/34 12/12 0/0

Новосибирск - «международные отношения», очная; заочная очно-заочная 188/188 51/51 137/137 40/40 56/56 84/84 95/95 81/81 0/0 124/124 70/70 0/0 71/71 0/0

Кемерово - «до- кументоведение», заочное 0/0 0/0 85/85 70/70 0/0

Всего 1722/706 1535/622 1627/747 1536/717 1454/633

* Всего студентов / обучающихся по контракту.

Таблица 4

Планы выпуска специалистов в 2004-2008 гг.

Специальности 2004 2005 2006 2007 2008

История 124 110 90 135 118

Документоведение 43 96 67 41 43

Международные отношения 80 142 97 84 78

Регионоведение 0 0 0 4 3

Всего 247 348 254 264 242

В т.ч. дипломы с отличием 24 40 30 22 26

В 2008 г. состоялся первый выпуск бакалавров по направлениям «история» - 7 чел. (2 отличника), «международные отношения» - 8 чел. (3 отличника). Качество подготовки специалистов в целом удовлетворительное. По итогам защиты дипломных работ в 2008 г. 31 чел. получил дипломы с отличием, 36 выпускников рекомендованы в аспирантуру или к публикации части работ. 15 выпускников подали документы на конкурс лучших студенческих работ. За средними цифрами скрывается более низкая успеваемость студентов в филиале и представительствах.

Учебно-производственная база. Одной из задач факультета является обеспечение учебного и научного процесса служебными и учебными помещениями. Эта задача наиболее проблематична в условиях ТГУ. Основные помещения факультета - кафедры, лаборатории, научно-исследовательские центры расположены в третьем учебном корпусе (бывшее студенческое общежитие) и в корпусе на Ленина, 49, который также является бывшим студенческим общежитием. Таким образом, все помещения приспособленные. В корпусе № 3 расположено отделение истории и документоведения, в корпусе на Ленина, 49 - отделение международных отношений и регионоведе-ния. Кафедры занимают по одной-две комнаты по 10-25 кв. м. В отчетный период кафедры оснащены мебелью и обрудованием: телефонами, компьютерами, сканерами и принтерами за счет внебюджетных средств. На кафедрах мировой политики, истории древнего мира и средних веков, кафедре современной отечественной истории, кафедре археологии и исторического краеведения имеется также видеотехника, ксероксы. Оснащены за счет грантов поддержки кафедры по программе Института «Открытое Общество» и за счет внебюджетных средств и грантов. На кафедре мировой политики имеется система синхронного перевода, мультимедиа, полученные за счет грантов Темпус-Тасис. Факультет имеет два компьютерных класса (27 персональных компьютеров), две аудитории, оборудованные мультимедиа аппаратурой, технический класс для документоведов. Кафедры располагают специализированными библиотеками. В качестве лабораторных площадей используются помещения ПНИЛ ИАЭС и МАЭС в главном корпусе, а также небольшие помещения СНИЛ «Археолог» и социальной антропологии, музея истории ТГУ, научно-учебной исследовательской лаборатории «Сибирь: традиции и современность», кабинета антропологии.

Организация учебной работы. Учебные планы кафедрами выполняются. Выполняются они и подавляющей частью преподавателей. Учебная нагрузка в часах на одного преподавателя по плану предполагалась в 880 часов, что не превышает расчетную норму объема учебной работы

преподавателя в 900 часов, утвержденную Ученым советом ТГУ (протокол № 2 от 3 марта 2004 г.), выполнение же составило в среднем 957 часов на преподавателя, что превышает показатели прошлого учебного года на 39 часов. За пять лет нагрузка на преподавателя выросла в среднем по факультету на 105 часов. Перевыполнение связано с индивидуальной работой со студентами - курсовыми и дипломными работами, чтением специальных курсов лекций, так как подготовка по четырем специальностям требует чтения специальных курсов по четырем различным направлениям. Преподаватели факультета выполняют в среднем норму нагрузки. Однако если учесть платных студентов, то реальная нагрузка значительно выше. Дополнительные усилия связаны и с падением уровня знаний, получаемых в школах, что требует от преподавателей дополнительных занятий с отстающими студентами.

Самостоятельная работа студентов обеспечена учебниками и учебными пособиями, программами и научной литературой. Они занимаются как в Научной библиотеке ТГУ, так и в кафедральных специализированных библиотеках, библиотеке музея археологии и этнографии.

Научная работа студентов. Студенты факультета активно участвуют в НИР. Формы работы - подготовка курсовых и дипломных работ, доклады на конференциях, подготовка научных статей, участие в научных монографиях (на кафедре современной отечественной истории), публикация информационных бюллетеней по проблемам международных отношений (редактор С.В. Вольфсон). Активно проходят студенческие научные конференции, в которых участвуют все кафедры факультета, примерно шестая часть студентов-очников (около 100 чел.). Для публикации результатов конференции налажен выпуск ежегодника научных работ студентов и аспирантов: «Вопросы истории, международных отношений и докумен-товедения. Сборник трудов студентов и аспирантов исторического факультета». Опубликовано три выпуска. Сейчас готов четвертый выпуск этого сборника (редактор А.В. Литвинов). 61 студент победил в конкурсе стипендий «Оксфорд - Россия», два студента победили в конкурсе стипендий фонда Потанина в 2007 г. Отметим хорошую работу ответственного за этот конкурс от факультета аспиранта С. Меркулова. С.В. Вольфсон совместно с кафедрой мировой политики и кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений ежегодно проводит в Томске международные студенческие конференции по гранту СИПРИ. Участвуют в них до 50 студентов и эксперты из европейских стран. Руководят конференциями доц. Л.В. Дериглазова и доц. С.В. Вольфсон. Ежегодно 10-15 студентов принимают участие в региональных конференциях (в Новосибирске и Томске). Ежегодно по 10-15 работ подаются на Всероссийский конкурс студенческих научно-исследовательских работ, 7 работ 2006 г. и

2 работы 2007 г. признаны победителями. Постоянно занимаются НИР студенты в рамках СНИЛ «Археолог» (кафедра Археологии и исторического краеведения) и научно-учебной исследовательской лаборатории «Сибирь: традиции и современность» (при кафедре современной отечественной истории), СНИЛ социальной антропологии, в рамках Энергетического семинара

С. В. Вольфсона. Это способствует вовлечению студентов в реальный исследовательский процесс и лучшей подготовке специалистов.

Социальная работа. Большое значение деканат придает социальной работе со студентами. Для этого существует должность зам. декана по социальной работе. Долгое время ее занимал Э.А. Куликов, который отдавал много времени общению со студентами, изучению их нужд и забот. Сейчас эту должность занимает Н. А. Сайнаков. Кажется, смена не вызвала больших проблем в отношениях со студентами и АХР. Задачи, которые решает деканат совместно с профсоюзной организацией студентов, обширны: размещение студентов в общежитии, ремонт комнат, регулирование отношений среди студентов, распределение социальной помощи, организация досуга и мероприятий. Профсоюзная организация студентов, заместители декана, кураторы групп стараются помочь студентам, особенно первых курсов, в адаптации к новой университетской среде. Есть вещи, которые мы не в силах изменить, - дефицит аудиторий, мест в общежитиях, ничтожно малая стипендия, но снизить их негативное воздействие мы обязаны - справедливо распределять места в общежитии, получать максимально возможные стипендии, распределять всю сумму материальной помощи, сделать нашу жизнь интереснее. В течение отчетного пятилетия проводились традиционные праздники -Ностальгия, Маевки, Посвящение в студенты, Медиана, Прощание с пятым курсом. Активно факультет участвовал и в университетской жизни, за что студенты не раз отмечались ценными подарками.

Учебно-методическая работа. Вопросы совершенствования учебного процесса рассматривались регулярно на совете факультета, на заседаниях кафедр и учебно-методической комиссии (председатель - профессор А.Н. Жеравина, с 2008 г. - доцент В.Ю. Соколов). Учебно-методическая комиссия регулярно организовывала посещения лекций и семинарских занятий преподавателей, рассматривала подготовленные учебно-методические и учебные пособия на предмет их рекомендации к публикации, ставила проблемы совершенствования учебного процесса на региональных и всероссийских конференциях. В отчетный период отмечены грифом УМО учебные пособия В.П. Зиновьева, Л.В. Дериглазовой, В.В. Шевцова. Сотрудники нашего факультета также участвовали в подготовке и издании учебника с грифом Минобрнауки «История Германии» (Б.Г. Могильницкий, И.Ю. Николаева, О.И. Ющенко, Т.А. Бяликова). В отчетный период опубликованы 37 новых учебных пособий, переиздано в Москве учебное пособие «Доку-ментоведение» Н. С. Ларькова, издан сборник программ двойного магистерского диплома на кафедре мировой политики. В 2007 г. Д.Н. Шевелев и Е.В. Луков были награждены почетными грамотами Департамента общего образования Томской области за большой вклад в подготовку и успешное проведение эксперимента по введению ЕГЭ в Томской области. Доцент Д. Н. Шевелев руководит командой Томского государственного университета, занимающей 1-е место в олимпиадах по военной истории. М.В. Грибов-ский записал 21 видеолекцию для института дистанционного образования ТГУ, готовит электронный учебник «История России IX - начала XXI в. Ч. 1: Внутренняя политика».

Новейшие компьютерные технологии особенно заметно внедряются в учебный процесс на кафедре истории и документоведения, прежде всего в работе со студентами специальности «документоведение и документационное обеспечение управления». Практикуется использование мультимедийного проектора, а также предоставление студентам нормативнометодических, справочных и др. документов и материалов на современных носителях (дискеты, оптические диски, флэш-диски). Используются элементы дистанционного обучения (при подготовке студентами курсовых и дипломных работ). Защита 5 дипломных работ проводилась в форме презентаций с использованием мультимедийного проектора. Наиболее активно и успешно эту работу проводят доценты В. А. Демешкин, Ж.А. Рожнёва, Т.А. Быкова, В.Н. Кудряшев, В.В. Миркин. Преподаватели кафедры традиционно используют такие активные методы обучения, как деловые игры, работа с малыми группами, деловые и организационнодеятельностные игры, организационное моделирование, семинары-конференции, а также экспертизу и защиту оргпроектов, аналитические контрольные работы, анкетный опрос с последующей обработкой данных и др. На других кафедрах новые технологии используют активно А.Н. Жеравина, В.Ю. Соколов, М.В. Грибовский, В.В. Шевцов, А.В. Бочаров, О.В. Зайцева.

Мы получили лицензии на два направления подготовки бакалавров -«международные отношения» и «история». Представлены в соответствующие УМО документы на лицензирование магистерских программ: учебные планы, программы курсов, сведения о преподавательском составе, литературе, обеспечении оборудованием, аудиторным фондом, потребности в специалистах в регионе, справки о возможности подготовки магистров в ТГУ. Аккредитована специальность «регионоведение» и предстоит перевод специальности в направление «международное регионоведение». Необходимо разрабатывать план подготовки бакалавров по направлению «документове-дение и архивоведение».

Факультету еще предстоит большая работа по овладению всем комплексом инноваций, связанных с Болонским процессом: компетентостным подходом к подготовке специалистов, кредитной системой оценки и контроля знаний, совершенствованием программ подготовки бакалавров и формированием программ подготовки магистров по всем направлениям подготовки кадров, совершенствованием качества управления.

Подготовка к новому набору является сейчас одной из главных забот деканата. Для подготовки нового набора студентов преподаватели факультета активно работали в учебно-консультационных центрах ТГУ в Сибири и Казахстане, выступали по радио и на телевидении с рекламой факультета, публиковали объявления для привлечения абитуриентов в филиалы и представительства в Новосибирске, Междуреченске и Прокопьевске. Для привлечения абитуриентов использовались также учебные практики в школах, археологические и этнографические экспедиции, в которых принимали участие школьники по областным педагогическим программам. Подготовлены буклеты по всем специальностям и по факультету в целом.

В.П. Зиновьев

24 ---------------------------------------------------------------------------------

Научная работа на факультете. Исторический факультет имеет сильные позиции и традиции научных исследований.

Таблица 5

Основные показатели научной работы на ИФ в 2004-2008 гг.

Показатели 2004 2005 2006 2007 2008

Опубликовано монографий 10 6 8 3 2

Опубликовано сборников статей 6 6 4 6 7

Проведено конференций 7 8 4 5 11

Опубликовано статей в рецензируемых журналах 15 38 30 60 40

Привлечено средств 4542 т.р. 3600 т.р. 8536 т.р. . 1987 т.р.

На факультете сформировались четыре научные школы: истории Сибири (основатели - проф. И.М. Разгон, З.Я. Бояршинова). В настоящее время ее возглавляют проф. М.С. Кузнецов, С.Ф. Фоминых, В.П. Зиновьев, А.Н. Жеравина, А.Т. Топчий, Л.А. Чиндина; методологии истории (основатель - проф. А.И. Данилов), ее возглавляет проф. Б.Г. Могильницкий, истории международных отношений и внешней политики (основатель -проф. С.С. Григорцевич), ее представляют профессора Н.С. Индукаева, Е.Ю. Лицарева, доценты Б.С. Жигалов, А.Г. Тимошенко и В.П. Румянцев и др., история высшей школы и науки в Сибири, которой руководит проф. С.Ф. Фоминых. Формируется школа востоковедения (доцент С.В. Вольф-сон, доцент А.Г. Тимошенко, проф. В.П. Зиновьев). После защиты докторской диссертации М.П. Черной прочнее стали на факультете позиции школы археологии, пока разобщены в ТГУ силы этнологов, ряды которых покинула Н.В. Лукина.

Традиционно сотрудники факультета работают интенсивно в области методологии истории, историографии всеобщей и русской истории, истории России и Сибири, включая археологию, антропологию и этнологию региона, краеведение, по истории международных отношений и новейшей истории стран Европы, Северной Америки, Китая, Японии, стран СНГ и Балтии, прежде всего стран Центральной Азии.

Сотрудники факультета активно участвуют в международных и всероссийских конференциях, ежегодно делают более 100 докладов и сообщений. Вместе с тем важно сказать и об упущенных возможностях. Исторические научные школы в последнем конкурсе не получили гранты РФФИ как ведущие научные школы. Потенциал для развития на факультете полностью не используется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.