мосвязи и взаимозависимость, изучение динамики которых позволяет формировать у студентов системность. В процессе теоретического познания осуществляется выделение реальных, действительных элементов явления или процесса, выступающих в мышлении в форме определенных понятий. В этих внутренних процессах мышления проявляется творчество, предвидение, прогнозирование, которые непосредственно отражаются на практике в виде умений. Мышление студента приобретает практическое значение и способствует интериоризации практико-ориентированных знаний.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005.
2. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия с подростком: Методическое пособие. - М., 2002.
3. ЛевановаЕ.А., ВолошинаА.Г., ПлешаковВ.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге: возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.
4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. - М.: МОСУ, 2001.
УДК 378.145
Полуянов Валерий Борисович
доктор педагогических наук, профессор Российский государственный профессионально-педагогический университет, г.Екатеринбург
Носырева Анна Николаевна Носырев Алексей Николаевич
Новоуральский технологический институт НИЯУ МИФИ, г. Новоуральск
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО
В статье затронута актуальная проблема, вызванная тем, что в связи с переходом на уровневую систему обучения, а также в рамках высокого уровня конкуренции, ВУЗы должны быть заинтересованы в выявлении «узких мест» в организации образовательного процесса, в том числе, с точки зрения основного потребителя — студента.
Ключевые слова: закрытое административно-территориальное образование, качество образования, студент, анкета.
На сегодняшний день на территории России насчитывают 45 объектов, которым присвоен статус закрытого административного территориального образования, в это число входит Новоуральский городской округ (НГО).
Особенности режима закрытого административно территориального образования (далее - ЗАТО) оказывают прямое воздействие на множество сфер жизнедеятельности лиц и организаций. Сложно оспаривать и тот факт, что статус ЗАТО, в значительной степени, влияет и на систему образования.
На территории НГО достаточно хорошо развита система высшего профессионального образования. Помимо филиалов различных вузов, имеется мощный образовательный центр - Новоуральский технический институт НИЯУ МИФИ (далее - Институт). Данное учебное заведение было создано в 1952 году как вечернее отделение Московского механического института, оно было призвано удовлетворить потребности базового предприятия атомной отрасли Уральского электрохимического комбината (УЭХК) в квалифицированных специалистах.
На сегодняшний день в связи с реструктуризацией градообразующего предприятия УЭХК возникла острая проблема трудоустройства выпускников Института. По данным исследования «Центра Ато-
минновации» [1] особую озабоченность вызывает отток молодежи из НГО. По итогам 2009-2010 учебного года, согласно данным Управления образования НГО, только 33% учащихся выбирают по окончанию школы аттестацию по естественнонаучным дисциплинам ЕГЭ, сдача которых позволила бы приобрести востребованные в городе Новоуральске профессии, остальные предпочитают сдавать экзамены по гуманитарным предметам. Применительно к Институту такая ситуация представляет перспективу развития лишь кафедре экономики и управления, абитуриентам которой требуются результаты ЕГЭ не по физике, а по естествознанию. Но обучение студентов кафедры экономики и управления осуществляется на полной компенсационной основе и для поддержания государственного статуса и, как следствие, выделение бюджетных ресурсов, особое внимание следует уделять управлению качеством образовательного процесса в бюджетных группах, набор которых производится на других кафедрах Института, где данная работа не проводится.
Поэтому в целях оказания содействия коллегам ежегодно проводится анкетирование студентов всех специальностей с целью выявления «узких мест» в организации образовательного процесса и разработки рекомендаций по их устранению.
128
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Полуянов В.Б., Носырева А.Н., Носырев А.Н., 2012
количество ответивших, чел.
Рис. 1. Сегментация причин выбора вуза
В октябре - декабре 2010 года было проведено анкетирование 143 студентов Института, обучающихся как на бюджетной, так и внебюджетной основах.
Результаты обработки ответов на вопрос «Почему Вы выбрали для обучения именно Новоуральский технологический институт?» представлены на рисунке 1.
В ходе обработки ответов на вопрос: «Какие факторы сыграли решающую роль в выборе Вами специальности?» - было выявлено, что 115 чел. руководствовались личной склонностью к данному виду деятельности, 54 чел. прислушались к мнению и рекомендациям родителей, в равных частях (по 20 чел.) отметили, что на выбор специальности повлиял низкий проходной балл, информация на сайте ВУЗа и перечень сданных предметов по ЕГЭ, 92 чел. посчитали выбранную профессию перспективной для трудоустройства.
В настоящее время профориентационная работа среди выпускников школ НГО ведется слабо. Абитуриенты лишь примерно представляют особенности возможной будущей профессии, специфику
решаемых задач специалистов в конкретной области и при выборе профиля не анализируют перспективную динамику рынка труда в ЗАТО. Не составляют исключение и студенты Института. Данные рисунка 2 свидетельствуют, что лишь 45% опрошенных уверенны в правильности выбора профессии.
Согласно государственных образовательных стандартов ВПО максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной работы, тогда как объем аудиторных занятий при очной форме в среднем должен составлять 27 часов в неделю. Следовательно, 50% нагрузки студентов очной формы обучения отводится на самостоятельную работу, а при заочной форме - порядка 75%.
Особую роль самостоятельная работа приобретает при внедрении ФГОС, так как именно она определяет качество подготовки специалиста [2]. Поэтому в ходе анкетирования был затронут вопрос о качестве организации самостоятельной работы студентов, на который лишь 35% ответивших анкетируемых отмечают высокий уровень организации
Рис. 2. Сегментация понимания студентами содержания получаемой профессии
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
129
120%
100%
79%
100%
57%
30% 1
. 6% 8%
Рис. 3
самостоятельной работы, остальные респонденты более склонны к низкому и среднему уровню (10% и 55% соответственно). В качестве явных факторов, обуславливающих низкий уровень организации самостоятельной работы, респонденты отметили слабое методическое обеспечение (в котором недостаточно четко прописан темп и технологии выполнения работы), слабый контроль со стороны профессорско-преподавательского состава, а также низкую заинтересованность основных участников образовательного процесса: студентов, преподавателей, администрации Института (рис. 3).
На открытый вопрос, что, по мнению студентов, может помочь в трудоустройстве, респонденты отметили два наиболее важных мероприятия: органи-
зация встреч с работодателями (26%) и расширение базы предприятий для практик (30%). Более детальная обработка ответов представлена на рисунке 4.
К слову о престижности получаемого диплома Института. Лишь 2% отметили низкий уровень, остальные респонденты настроены более позитивно: 80% в обозримом будущем видят свою профессиональную карьеру.
Особое внимание в ходе исследования было уделено проблеме повышения качества учебного процесса. Отмечается, что основная претензия студентов нашла отражение к форме подачи учебного материала профессорско-преподавательским составом и организации практических занятий (отсутствие наглядного материала отмечают 23%, необходи-
Рис. 4.
130
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
мость диалога «преподаватель-студент» - 28%), особенно в рамках внедрения ФГОС ВПО, согласно требованиям которых, 30% всех практических занятий преподаватель должен проводить в интерактивной форме.
Отвечая на вопрос о значении научно-исследовательской работы, большинство студентов отметили, что курсовые и выпускные квалификационные работы, а также участие в научных семинарах, конференциях дают импульс к творческой самостоятельной работе и развитию. 33% респондентов подчеркнули, что это также повышает заинтересованность в учебе.
По результатам проведенного анкетирования были составлены рекомендации по устранению «узких» мест в образовательном процессе Института с учетом географии расположения (на территории ЗАТО):
1. Выпускающим кафедрам включить в учебный рабочий план дисциплину «Введение в специальность» (в расчете 2 часа в неделю, 1-й семестр) в целях формирования четкого образа будущего специалиста и его сферы деятельности.
2. Включить в перечень учебно-методических комплексов дисциплин обязательным элементом «Методические указания по организации самостоятельной работы студентов».
3. Создать центр содействия трудоустройству выпускников, задачами которого являлась бы работа с предприятиями для определения вакантных мест, условий работы, социального пакета, предлагаемого работодателем, проведение анкетирования работодателей для корректировки содержания образовательных программ и внесения корректирующих мероприятий в рамках системы менеджмента качества [3] (в Институте отдел трудоустройства был создан в январе 2011 г.).
Библиографический список
1. Новоуральск не утратит статус закрытого города [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e1.ru/news/spool/news_id-339283.html (дата обращения 09 сентября 2011 г.)
2. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2006. - Вып. 1 (39). - 308 с.
3. Калмыков Б.Ю., Соловьев С.Г. Система качества трудоустройства // Качество инженерного образования: материалы 3-й Междунар. науч.-метод. конф. (17-18 февраля 2009 г., г. Брянск) / под ред. О.А. Горленко, В.И. Попкова. - Брянск: ББГТУ 2009. - 218 с.
УДК 378
Баранова Екатерина Владимировна
Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород
ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье представлены результаты исследования, проводимого среди студентов технического вуза. Целью тестирования являлось определение значения гуманитарных дисциплин в развитии личности студентов, а также качество процесса гуманитаризации в техническом вузе.
Ключевые слова: гуманитаризация, гуманитарные дисциплины в техническом вузе, формирование личности студента.
Неотъемлемой частью процесса формирования личности студента является воспитание. Методики и приемы воспитания, существовавшие в советское время, не подходят к современным условиям, а новые формы находятся еще в периоде разработки. Поэтому значительная часть воспитательных функций возлагается на процесс профессионального обучения. Наиболее органично элементы воспитания вплетаются в преподавание гуманитарных дисциплин. И.А. Гричани-кова отмечает, что «на смену политэкономии, научному коммунизму, истории КПСС пришло изучение психологии, культурологи, социологии, политологии, правоведения и других. Преобразились и «неизменные» курсы, например, философия, история. На базе этих дисциплин высшее образование может создать новый подход к формированию и кор-
ректировке нравственной стороны личности современного студента» [4].
Размышляя о значении гуманитарных дисциплин в техническом вузе, в первую очередь, нужно думать о том, какой важный вклад они вносят в культурное и нравственное развитие студентов, в формирование их мировоззрения, которое, в свою очередь, окажет решающее значение для будущего развития нашей страны. А.О. Чубарьян, директор института всеобщей истории РАН, подчеркивает, что гуманитарное знание это «проблема осознания места государства, места общества, места человека» [6].
Предметы гуманитарного цикла обладают дополнительными особенностями, поскольку они в большей мере, нежели любые другие дисциплины несут духовную нагрузку, побуждая тем самым к переос-
© Баранова Е.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
131