Научная статья на тему 'Проблемы управления качеством образовательного процесса в системе высшего образования зато'

Проблемы управления качеством образовательного процесса в системе высшего образования зато Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТ / АНКЕТА / CLOSED CITY / EDUCATION QUALITY / STUDENT / APPLICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полуянов Валерий Борисович, Носырева Анна Николаевна, Носырев Алексей Николаевич

В статье затронута актуальная проблема, вызванная тем, что в связи с переходом на уровневую систему обучения, а также в рамках высокого уровня конкуренции, ВУЗы должны быть заинтересованы в выявлении «узких мест» в организации образовательного процесса, в том числе, с точки зрения основного потребителя студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полуянов Валерий Борисович, Носырева Анна Николаевна, Носырев Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of quality management in relation to educational process in the system of closed administrative territorial area higher education

Topical problem caused by the fact that by entering level education system, and also within the bounds of high competition level, higher education institutions have to be interested in revealing weakest links in education process organization, including the viewpoint of main customer student is touched upon in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления качеством образовательного процесса в системе высшего образования зато»

мосвязи и взаимозависимость, изучение динамики которых позволяет формировать у студентов системность. В процессе теоретического познания осуществляется выделение реальных, действительных элементов явления или процесса, выступающих в мышлении в форме определенных понятий. В этих внутренних процессах мышления проявляется творчество, предвидение, прогнозирование, которые непосредственно отражаются на практике в виде умений. Мышление студента приобретает практическое значение и способствует интериоризации практико-ориентированных знаний.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005.

2. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия с подростком: Методическое пособие. - М., 2002.

3. ЛевановаЕ.А., ВолошинаА.Г., ПлешаковВ.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге: возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. - М.: МОСУ, 2001.

УДК 378.145

Полуянов Валерий Борисович

доктор педагогических наук, профессор Российский государственный профессионально-педагогический университет, г.Екатеринбург

Носырева Анна Николаевна Носырев Алексей Николаевич

Новоуральский технологический институт НИЯУ МИФИ, г. Новоуральск

[email protected]

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО

В статье затронута актуальная проблема, вызванная тем, что в связи с переходом на уровневую систему обучения, а также в рамках высокого уровня конкуренции, ВУЗы должны быть заинтересованы в выявлении «узких мест» в организации образовательного процесса, в том числе, с точки зрения основного потребителя — студента.

Ключевые слова: закрытое административно-территориальное образование, качество образования, студент, анкета.

На сегодняшний день на территории России насчитывают 45 объектов, которым присвоен статус закрытого административного территориального образования, в это число входит Новоуральский городской округ (НГО).

Особенности режима закрытого административно территориального образования (далее - ЗАТО) оказывают прямое воздействие на множество сфер жизнедеятельности лиц и организаций. Сложно оспаривать и тот факт, что статус ЗАТО, в значительной степени, влияет и на систему образования.

На территории НГО достаточно хорошо развита система высшего профессионального образования. Помимо филиалов различных вузов, имеется мощный образовательный центр - Новоуральский технический институт НИЯУ МИФИ (далее - Институт). Данное учебное заведение было создано в 1952 году как вечернее отделение Московского механического института, оно было призвано удовлетворить потребности базового предприятия атомной отрасли Уральского электрохимического комбината (УЭХК) в квалифицированных специалистах.

На сегодняшний день в связи с реструктуризацией градообразующего предприятия УЭХК возникла острая проблема трудоустройства выпускников Института. По данным исследования «Центра Ато-

минновации» [1] особую озабоченность вызывает отток молодежи из НГО. По итогам 2009-2010 учебного года, согласно данным Управления образования НГО, только 33% учащихся выбирают по окончанию школы аттестацию по естественнонаучным дисциплинам ЕГЭ, сдача которых позволила бы приобрести востребованные в городе Новоуральске профессии, остальные предпочитают сдавать экзамены по гуманитарным предметам. Применительно к Институту такая ситуация представляет перспективу развития лишь кафедре экономики и управления, абитуриентам которой требуются результаты ЕГЭ не по физике, а по естествознанию. Но обучение студентов кафедры экономики и управления осуществляется на полной компенсационной основе и для поддержания государственного статуса и, как следствие, выделение бюджетных ресурсов, особое внимание следует уделять управлению качеством образовательного процесса в бюджетных группах, набор которых производится на других кафедрах Института, где данная работа не проводится.

Поэтому в целях оказания содействия коллегам ежегодно проводится анкетирование студентов всех специальностей с целью выявления «узких мест» в организации образовательного процесса и разработки рекомендаций по их устранению.

128

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Полуянов В.Б., Носырева А.Н., Носырев А.Н., 2012

количество ответивших, чел.

Рис. 1. Сегментация причин выбора вуза

В октябре - декабре 2010 года было проведено анкетирование 143 студентов Института, обучающихся как на бюджетной, так и внебюджетной основах.

Результаты обработки ответов на вопрос «Почему Вы выбрали для обучения именно Новоуральский технологический институт?» представлены на рисунке 1.

В ходе обработки ответов на вопрос: «Какие факторы сыграли решающую роль в выборе Вами специальности?» - было выявлено, что 115 чел. руководствовались личной склонностью к данному виду деятельности, 54 чел. прислушались к мнению и рекомендациям родителей, в равных частях (по 20 чел.) отметили, что на выбор специальности повлиял низкий проходной балл, информация на сайте ВУЗа и перечень сданных предметов по ЕГЭ, 92 чел. посчитали выбранную профессию перспективной для трудоустройства.

В настоящее время профориентационная работа среди выпускников школ НГО ведется слабо. Абитуриенты лишь примерно представляют особенности возможной будущей профессии, специфику

решаемых задач специалистов в конкретной области и при выборе профиля не анализируют перспективную динамику рынка труда в ЗАТО. Не составляют исключение и студенты Института. Данные рисунка 2 свидетельствуют, что лишь 45% опрошенных уверенны в правильности выбора профессии.

Согласно государственных образовательных стандартов ВПО максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной работы, тогда как объем аудиторных занятий при очной форме в среднем должен составлять 27 часов в неделю. Следовательно, 50% нагрузки студентов очной формы обучения отводится на самостоятельную работу, а при заочной форме - порядка 75%.

Особую роль самостоятельная работа приобретает при внедрении ФГОС, так как именно она определяет качество подготовки специалиста [2]. Поэтому в ходе анкетирования был затронут вопрос о качестве организации самостоятельной работы студентов, на который лишь 35% ответивших анкетируемых отмечают высокий уровень организации

Рис. 2. Сегментация понимания студентами содержания получаемой профессии

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

129

120%

100%

79%

100%

57%

30% 1

. 6% 8%

Рис. 3

самостоятельной работы, остальные респонденты более склонны к низкому и среднему уровню (10% и 55% соответственно). В качестве явных факторов, обуславливающих низкий уровень организации самостоятельной работы, респонденты отметили слабое методическое обеспечение (в котором недостаточно четко прописан темп и технологии выполнения работы), слабый контроль со стороны профессорско-преподавательского состава, а также низкую заинтересованность основных участников образовательного процесса: студентов, преподавателей, администрации Института (рис. 3).

На открытый вопрос, что, по мнению студентов, может помочь в трудоустройстве, респонденты отметили два наиболее важных мероприятия: органи-

зация встреч с работодателями (26%) и расширение базы предприятий для практик (30%). Более детальная обработка ответов представлена на рисунке 4.

К слову о престижности получаемого диплома Института. Лишь 2% отметили низкий уровень, остальные респонденты настроены более позитивно: 80% в обозримом будущем видят свою профессиональную карьеру.

Особое внимание в ходе исследования было уделено проблеме повышения качества учебного процесса. Отмечается, что основная претензия студентов нашла отражение к форме подачи учебного материала профессорско-преподавательским составом и организации практических занятий (отсутствие наглядного материала отмечают 23%, необходи-

Рис. 4.

130

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

мость диалога «преподаватель-студент» - 28%), особенно в рамках внедрения ФГОС ВПО, согласно требованиям которых, 30% всех практических занятий преподаватель должен проводить в интерактивной форме.

Отвечая на вопрос о значении научно-исследовательской работы, большинство студентов отметили, что курсовые и выпускные квалификационные работы, а также участие в научных семинарах, конференциях дают импульс к творческой самостоятельной работе и развитию. 33% респондентов подчеркнули, что это также повышает заинтересованность в учебе.

По результатам проведенного анкетирования были составлены рекомендации по устранению «узких» мест в образовательном процессе Института с учетом географии расположения (на территории ЗАТО):

1. Выпускающим кафедрам включить в учебный рабочий план дисциплину «Введение в специальность» (в расчете 2 часа в неделю, 1-й семестр) в целях формирования четкого образа будущего специалиста и его сферы деятельности.

2. Включить в перечень учебно-методических комплексов дисциплин обязательным элементом «Методические указания по организации самостоятельной работы студентов».

3. Создать центр содействия трудоустройству выпускников, задачами которого являлась бы работа с предприятиями для определения вакантных мест, условий работы, социального пакета, предлагаемого работодателем, проведение анкетирования работодателей для корректировки содержания образовательных программ и внесения корректирующих мероприятий в рамках системы менеджмента качества [3] (в Институте отдел трудоустройства был создан в январе 2011 г.).

Библиографический список

1. Новоуральск не утратит статус закрытого города [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e1.ru/news/spool/news_id-339283.html (дата обращения 09 сентября 2011 г.)

2. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2006. - Вып. 1 (39). - 308 с.

3. Калмыков Б.Ю., Соловьев С.Г. Система качества трудоустройства // Качество инженерного образования: материалы 3-й Междунар. науч.-метод. конф. (17-18 февраля 2009 г., г. Брянск) / под ред. О.А. Горленко, В.И. Попкова. - Брянск: ББГТУ 2009. - 218 с.

УДК 378

Баранова Екатерина Владимировна

Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород

[email protected]

ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье представлены результаты исследования, проводимого среди студентов технического вуза. Целью тестирования являлось определение значения гуманитарных дисциплин в развитии личности студентов, а также качество процесса гуманитаризации в техническом вузе.

Ключевые слова: гуманитаризация, гуманитарные дисциплины в техническом вузе, формирование личности студента.

Неотъемлемой частью процесса формирования личности студента является воспитание. Методики и приемы воспитания, существовавшие в советское время, не подходят к современным условиям, а новые формы находятся еще в периоде разработки. Поэтому значительная часть воспитательных функций возлагается на процесс профессионального обучения. Наиболее органично элементы воспитания вплетаются в преподавание гуманитарных дисциплин. И.А. Гричани-кова отмечает, что «на смену политэкономии, научному коммунизму, истории КПСС пришло изучение психологии, культурологи, социологии, политологии, правоведения и других. Преобразились и «неизменные» курсы, например, философия, история. На базе этих дисциплин высшее образование может создать новый подход к формированию и кор-

ректировке нравственной стороны личности современного студента» [4].

Размышляя о значении гуманитарных дисциплин в техническом вузе, в первую очередь, нужно думать о том, какой важный вклад они вносят в культурное и нравственное развитие студентов, в формирование их мировоззрения, которое, в свою очередь, окажет решающее значение для будущего развития нашей страны. А.О. Чубарьян, директор института всеобщей истории РАН, подчеркивает, что гуманитарное знание это «проблема осознания места государства, места общества, места человека» [6].

Предметы гуманитарного цикла обладают дополнительными особенностями, поскольку они в большей мере, нежели любые другие дисциплины несут духовную нагрузку, побуждая тем самым к переос-

© Баранова Е.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.