ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 2008. Вып. 1
УДК 316.334:378(470.51)(045) М.Н. Макарова, И.А. Мерзлякова
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИЕМА В УДМУРТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В 2007 ГОДУ: ЧТО МЫ УПУСТИЛИ?
Рассматриваются вопросы, связанные со снижением конкурса на этапе зачисления, представлены результаты исследования и делаются выводы о возможных способах решения проблемы.
Ключевые слова: высшее образование, социологическое исследование, абитуриенты, демографические процессы.
В последние годы в связи со снижением рождаемости в конце 90-х гг. наблюдается уменьшение численности выпускников российских школ, которое, по оценкам демографов, будет продолжаться еще в течение трех-четырех лет. В 2007 г. отмечено наиболее резкое сокращение выпуска из 11 классов -на 176 тыс. человек меньше, чем в прошлом году. Численность выпускников школ в 2007 г. в Удмуртской Республике сократилась примерно на шестьсот человек по сравнению с 2006 годом. Вместе с тем еще до приемной кампании прогнозировалось, что снижения конкурса не ожидается. Так, еще весной Председатель Государственного комитета Удмуртской Республики по науке, высшему и среднему профессиональному образованию В.М. Чучков указывал на то, что конкурсы в вузах будут ничуть не меньше, чем в 2006 г., поскольку пропорционально количеству выпускников в учебных заведениях среднего и высшего звена сокращается и общее число бюджетных мест.
1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г. 2007 г.
Рис. 1. Динамика приема в УдГУ на очную бюджетную форму обучения
Действительно, контрольные цифры приема на бюджетную форму обучения за последние годы имеют тенденцию к снижению (рис. 1). Как показали
прогнозы, несмотря на демографический спад, число поданных заявлений в 2007 г. составило 7853, что на 1120 больше, чем в 2006. Вместе с тем на многих специальностях было отмечено большое различие между рейтинговой ситуацией после вступительных экзаменов и составом абитуриентов на этапе зачисления, выраженное в выбывании большого числа абитуриентов из списка.
Всего было проанализировано 89 специальностей очной бюджетной формы обучения Удмуртского государственного университета. Основным методом исследования было сравнение пофамильных рейтинговых списков абитуриентов с содержанием приказа о зачислении на бюджет. В качестве сравниваемых и обследуемых переменных были взяты следующие:
1) конкурс на специальность (разница между количеством поданных заявлений и числом принятых на бюджет), причем для анализа и сравнения были использованы как конкурс при подаче заявлений, так и конкурс при зачислении;
2) баллы абитуриентов при зачислении: в данном случае принимались во внимание и сравнивались только наивысший и самый низкий баллы поступивших абитуриентов;
3) количество выбывших абитуриентов из первоначального рейтингового списка - этот показатель являлся основным при сравнении, поскольку характеризует изменение ситуации в период с получения данных о последнем вступительном испытании до непосредственно зачисления на ту или иную специальность. Необходимо выяснить, от каких факторов зависит выбывание абитуриентов из списка и возможные пути их передвижений.
Всего за приемную кампанию в 2007 г. в УдГУ из списка выбыло 324 абитуриента, что составляет треть от числа зачисленных на очную форму по бюджету. Существенным фактором, затрудняющим получение объективных и обоснованных результатов исследования, является отсутствие данных о количестве выбывших за предыдущие годы. Изменение ситуации по сравнению с 2006 г. отмечено нами по результатам предварительного анализа высказываний деканов факультетов, из личного опыта и неоднократных обсуждений на совещаниях деканов и ответственных за прием.
Необходимо начать анализ со специальностей и факультетов, на которых выбывание абитуриентов из списка не наблюдалось либо было незначительным. При этом следует отметить, что практически все специальности на представленных факультетах сохранили контингент абитуриентов (географический, институты иностранных языков и литературы, искусств и дизайна, нефтяной факультет, педагогический факультет физической культуры и факультет журналистики).
Это можно объяснить целым рядом факторов, ни один из которых нельзя считать единственным и однонаправленно воздействующим. Первый фактор - достаточно неплохие конкурсные показатели на большинстве факультетов. Это в первую очередь касается института искусств и дизайна (средний конкурс 8 человек на место), нефтяного факультета (10), географического (7,8), журналистики (8,2). Несмотря на большой разброс конкурса -от 8 до 3 человек на место - на этих факультетах конкурсная ситуация за последние годы достаточно стабильна, что объясняется, в свою очередь, грамотно проведенной приемной кампанией, правильной оценкой ситуации,
большим опытом деканов и ответственных за прием в работе с абитуриентами. Все факультеты существуют в университете достаточно давно, обладают стабильным престижем и традициями, особенно в довузовской подготовке, вследствие чего выбор этих факультетов абитуриентами, возможно, являлся более осознанным. В качестве дополнительных необходимо отметить два фактора, воздействие которых требует проверки: отсутствие дублирующих специальностей в других вузах республики и высокая численность иногородних абитуриентов, поступающих на большинство факультетов из этого списка. Опыт этих факультетов необходим для вдумчивого анализа представителями других подразделений университета последствий и особенностей приема в 2007 г. и планирования своих действий в будущем.
Гораздо более интересными для последующего анализа представляются большинство факультетов и специальностей, по которым в 2006 г. в большей или меньшей степени наблюдались сдвиги в составе абитуриентов. Рассмотрим для начала соотношение трех основных групп специальностей: естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических. Сопоставим соотношение приема на эти специальности и количество выбывших по группам.
Таблица 1
Группы специальностей в общем количестве принятых и выбывших абитуриентов
Группа специальностей Принято Количество выбывших
Социально-экономические 376 145
Естественнонаучные 531 161
Гуманитарные 214 18
Как видно из табл. 1, лидерство естественнонаучных и социально-экономических специальностей над гуманитарными по количеству выбывших абитуриентов намного превышает их доминирование по числу принятых: если от числа первокурсников-бюджетников очной формы обучения эти две группы вместе составляют 81%, то по количеству выбывших - 94%. При этом если естественнонаучные специальности практически не изменили своих позиций, то социально-экономические по доле выбывших (45%) существенно превышают долю по количеству принятых (34% от общего числа принятых на первый курс). Уже с первого взгляда на ситуацию видно, что большинство этих специальностей имеют высокие рейтинги: более четырёх человек на место.
Ни для кого не секрет, что большое количество поданных заявлений на деле является следствием подачи заявлений на несколько специальностей. Несформированные ценностные, профессиональные и образовательные ориентации вчерашних школьников связаны с отсутствием стабильности не только в системе общего образования, но и во всех отечественных социальных институтах. Вместе с тем на фоне «размытых» профессиональных ори-ентаций направленность на получение высшего образования как такового достаточно высока как у самих абитуриентов, так и у их родителей. Растущий с каждым годом «бум» высшего образования, сочетающийся с отсутствием
уверенности молодежи в будущем, приводит к тому, что выпускники подают заявления на несколько специальностей, в несколько вузов. Их выбор не всегда является осознанным и не всегда определен теми факторами, на которые мы привыкли ориентироваться: престижем вуза, особенностями специальности, будущей профессией и т.д.
Если посмотреть на количество выбывших с точки зрения их процентного соотношения с контрольными цифрами приема (табл. 2), то соотношение специальностей несколько изменится, а ситуация станет выглядеть еще более напряженной, поскольку имеются специальности, потерявшие 100% своего контингента абитуриентов, подлежащих зачислению по первому списку, то есть всех, кто располагался «над чертой».
Таблица 2
Процент выбывших от контрольных цифр приема на специальности
Доля выбывших
Специальность от контрольных цифр приема на специальность
220100 Вычисл. комплексы, системы, сети 100
022900 Перевод и переводоведение (фр.яз) 100
022900 Перевод и переводоведение (нем.яз) 100
520100 Культурология (бакалавриат) 80
350100 Социальная антропология 80
060200 Экономика труда 73,3
061000 ГМУ 72,7
351300 Коммерция (торговое дело) 70
060600 Мировая экономика 69,2
230500 Социально-культурный сервис и туризм 66,7
100500 Тепловые электрические станции 65
351400 Прикладная информатика в юриспруденции 64,7
060800 Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство) 60
351400 Прикладная информатикака в экономике 60
511900 Информационные технологии (бакалавриат) 60
021701 Русский язык и литература (рус. яз. как иностр.) 60
060400 Финансы и кредит 57,9
350700 Реклама 57,1
060800 Экономика и управление на предприятии (электроэнергетика) 54,5
020300 Социология 53,3
010400 Физика 50
521400 Юриспрунденция (бакалавриат) 50
021700 Удмуртский язык и литература, финский язык 50
022700 Клиническая психология 50
Главными особенностями этих специальностей являются следующие.
1. Как правило, наибольший процент абитуриентов утратили те факультеты, в которых несколько специальностей, и они сопоставимы по числу и типу вступительных испытаний.
2. Особенность естественнонаучных специальностей: среди них преобладают специальности в области информационных технологий, также с повторяющимися либо незначительно различающимися перечнями вступительных испытаний.
3. Особенность социально-экономических специальностей: многие из них также имеют одинаковые вступительные экзамены и близки по направлениям; специфика этих специальностей, скорее всего, также не всегда ясна абитуриентам.
На основании этих достаточно объективных данных можно сделать некоторые первоначальные выводы о факторах, приводящих к утере контингента первокурсников. Дублирование или близость специальностей (главным образом, экономических, информационных и социальных) внутри вуза и даже факультета с аналогичными вступительными испытаниями приводит к тому, что абитуриенты подают заявления сразу на несколько специальностей не только в вузе, но и даже на факультете, что, в общем, вполне естественно: из опыта работы мы знаем, что иногда даже сами руководители факультетов рекомендуют абитуриентам поступать таким образом, если речь идет о подаче нескольких заявлений внутри факультета. Кроме того, неуверенность абитуриентов в поступлении, их страх оказаться выброшенными из «экономики, основанной на знаниях», а точнее, из общества, где не иметь высшего образования неприлично и даже стыдно, приводят к подобным действиям.
В то же время подобная ситуация демонстрирует «разброд и шатания» в головах абитуриентов, которые, не всегда адекватно представляя себе специфику той или иной специальности, направляют свои усилия сразу на несколько из них. Этому способствовало и введение ЕГЭ, результаты которого принимаются сейчас во многих вузах. Но необходимо учесть еще и такой фактор, как пробелы в довузовской работе с абитуриентами и школьниками, которые не позволяют учащимся сделать осознанный выбор будущей профессии. Ситуацию можно было бы считать нормальной, если бы контингент абитуриентов оставался только в нашем вузе, а не уходил в другие вузы республики и страны. Как мы знаем, большинство специальностей, утративших свой контингент, имеют аналоги в других вузах Удмуртии.
Вернемся к рейтингам. Из графика, приведенного на рис. 2, видно, что нет строгой зависимости между рейтингами факультетов и показателями доли выбывших абитуриентов.
ИГЗ
ИППиИ
Физ<
Mai
ИПСУБ | Филология ФСФ
■■— по % ушедших (от общего колич-ва мест)
—рейтинг (по УдГУ)
ФИТиВТ
Рис. 2. Сравнение рейтингов факультетов по конкурсу и по доле выбывших абитуриентов
Совпадение рейтингов наблюдается на факультете удмуртской филологии (невысокий рейтинг, малое количество ушедших), историческом и социологическом факультетах (средние показатели по обоим признакам), и в особенности в институтах социальной коммуникации и экономики и управления (высокие рейтинги по обеим позициям). Обратная зависимость между рейтингами наблюдается в институте права и на филологическом факультете (высокий рейтинг, низкий показатель выбывших), на математическом и физическом факультетах (низкий рейтинг, большой процент потери). Таким образом, мы вновь приходим к выводу: классические социально-экономические (институты экономики, социальных коммуникаций) и естественные (математический и физический) факультеты теряют абитуриентов. Первые обладают высоким рейтингом, вторые - не очень, поэтому естественнонаучные (классические фундаментальные) специальности с невысоким конкурсом, такие, как физика и математика, особенно рискуют остаться без абитуриентов.
Среди социально-экономических специальностей наиболее проблематичной являются культурология, социальная антропология и организация работы с молодежью, из гуманитарных - перевод и переводоведение (немецкий и французский языки), из естественных - теплоэлектростанции, прикладная информатика в юриспунденции, физика, прикладная математика и информатика. На фоне невысоких конкурсных показателей эти специальности характеризуются высокой долей потерь абитуриентов. Большинство рыночно ориентированных специальностей (коммерция, социально-культурный сервис и туризм, реклама, финансы и кредит, мировая экономика и др.), обладая высоким рейтингом, также теряют абитуриентов. Не следует забывать о том, что демографический кризис открыл возможности для лучших абитуриентов из провинции поступать в центральные вузы Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов (Нижний Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург и др.).
Следует также отметить, что низкий показатель конкурса и высокий процент выбывших демонстрируют направления бакалавриата (например, культурология, прикладная математика). Бакалавриат является пока еще экзотической, непривычной формой для выпускников, поэтому даже при нали-
чии магистратуры они предпочитают, пока это возможно, уходить на пятилетние сроки обучения.
Если рассматривать разницу между высшим и низшим баллами вступительных испытаний зачисленных абитуриентов, то наивысшее значение она имеет опять же у тех специальностей, которые в наибольшей степени пострадали от ухода абитуриентов (табл. 3). Понятно, что обучающиеся на этих специальностях абитуриенты обладают гораздо худшим качеством знаний и умений, нежели на специальностях, где процент ухода был меньший либо его не было вообще. В целом более низкое качество школьного обучения по сравнению с предыдущими годами предполагает снижение требований к поступающим выпускникам школ. Однако эта проблема должна решаться факультетами обдуманно, с гибким отслеживанием ситуации и перспектив возможного понижения планки.
Таблица 3
Специальности с наибольшей разницей между высшим и низшим баллами зачисленных абитуриентов
Специальность Разница между высшим и низшим баллами зачисленных абитуриентов
011000 Химия 9,3
11600 Биология 15,3
031800 Логопедия 9,4
060200 Экономика труда 9,5
060600 Мировая экономика 7,4
060800 Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство) 7,2
061800 Математические методы в экономике 10,1
060800 Экономика и управление на предприятии 8,5
012300 Биохимия 15,6
350100 Социальная антропология 7,8
2007 год, как и последующие, является переломным во многих отношениях. Демографический спад, перспективы сокращения бюджетных мест и перехода на двухуровневую модель образования диктуют новые стратегии как для выпускников, так и для вузов. Но вместе с тем в этот период обостряются те проблемы, которые в предыдущие годы были не столь явными, но уже давно копились в системе высшего образования, перед которым новая система социально-экономических отношений ставит более сложные задачи.
Это особенно касается региональных вузов, которые в условиях демографического спада и рыночных трансформаций начинают терять свои рейтинги, теряя кадры и лучший контингент студентов. Они открывают новые специальности, количество которых становится столь высоким, что они начинают дублироваться не только внутри региона, но и внутри вуза, из-за недостатка кадров снижаются и качество подготовки, и конкурсы. С другой стороны, уве-
личение числа специальностей открывает для вуза возможности раскрытия своего потенциала, получения новых бюджетных мест, развития научных исследований. В то же время открытие новых специальностей не всегда согласуется с требованиями работодателей, что грозит дисбалансом не только на рынке труда, но и в ценностных ориентациях будущих специалистов.
Другим фактором, не способствующим притоку абитуриентов, является слабая профориентационная деятельность вузов, которая на большинстве специальностей ограничивается лишь олимпиадами и подготовительными курсами. Открытие профильных классов, встречи и беседы с выпускниками, совместные со школами научные и профориентационные мероприятия - все это будет способствовать повышению рейтинга регионального вуза. Необходимо переходить от пассивных стратегий довузовской подготовки к активным.
Усиление миграционных процессов является неизбежным. Еще в начале 2007 г. Ученый совет Санкт-Петербургского госуниверситета вынес на рассмотрение вопрос о расширении возможностей приема иногородних абитуриентов за счет «увеличения дополнительных мест проживания и одновременно улучшения бытовых условий в действующих общежитиях». Такие же выводы должен сделать региональный университет, планируя приток абитуриентов из районов республики и из близлежащих регионов.
Сам факт массового оттока абитуриентов является отчасти продуктом усложненной процедуры зачисления: формирование первого, второго, а иногда даже третьего списков, недостаток оперативной информации из приемных комиссий факультетов, отсутствие определенности в результатах собеседований и т.д. Сам по себе процесс зачисления был длительным и не всегда демонстрировал четкие, слаженные действия всех факультетов, подразделений и сотрудников приемной комиссии, направленные на своевременное формирование приказа о зачислении. Что-то было упущено, но это «что-то» складывается из многих факторов, о которых всем нам предстоит задуматься, сократив до минимума влияние объективных причин сложившейся ситуации.
Поступила в редакцию 04.02.08
M.N. Makarova, I.A.Merzlyakova
Some results of reception in the Udmurt university in 2007: what have we missed?
The problem of loss of entrants at a stage of transfer are considered, results of research are submitted and drew conclusions on possible ways of the decision of a problem.
Макарова Марина Николаевна
Мерзлякова Ирина Александровна
ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск,
Университетская, 1(корп. 6)
E-mail: [email protected]