Научная статья на тему 'Политика вуза в условиях демографического спада'

Политика вуза в условиях демографического спада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ СПАД / ВУЗОВСКАЯ ПОЛИТИКА / ACADEMIC POLICY / DEMOGRAPHIC RECESSION / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Марина Николаевна

Рассматриваются вопросы, связанные со снижением конкурса на этапе зачисления абитуриентов. Представлены результаты исследования и делаются выводы о возможных способах решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The academic policy in conditions of demographic recession

The problem of entrants loss at a stage of enrolment is considered. The results of sociological research are submitted, some possible ways of the decision of a problem are suggested.

Текст научной работы на тему «Политика вуза в условиях демографического спада»

М.Н. МАКАРОВА, доктор социол. наук

Удмуртский государственный университет

Политика вуза в условиях

демографического спада

Рассматриваются вопросы, связанные со снижением конкурса на этапе зачисления абитуриентов. Представлены результаты исследования и делаются выводы о возможных способах решения проблемы.

Ключевые слова: высшее образование, демографический спад, вузовская политика.

Современные новации в системе перехода от общей образовательной ступени к профессиональной осуществляются на фоне усиливающегося демографического спада. В совокупности эти процессы формируют новые стратегии вузов по привлечению абитуриентов, заставляя руководство вузов и факультетов пересматривать многие аспекты своей повседневной деятельности.

В силу различных причин для абитуриентов последних трех-четырех лет ситуация с приемом в вузы оказывается все более непредсказуемой. Постоянно меняющиеся правила и процедуры приема, неотработанные механизмы информационной политики вузов и факультетов, недостаточная школьная подготовка к вступительным испытаниям и выбору будущей профессии, давление родителей - вот далеко не полный список тех факторов, которые способствовали усилению неопределенности в ходе приемной кампании. Главным же следствием этих процессов стал так называемый «псевдоконкурс», проявившийся в двух взаимодополняющих и взаимообусловли-вающих эффектах. Первый выражается в том, что, несмотря на сокращение количества выпускников школ, конкурс в вузы начиная с 2007-2008 гг. существенно увеличился. Это обусловлено тем, что абитуриент теперь может подавать заявления на множество специальностей и в любое количество вузов. Эта возможность расширила поле выбора для выпускников, а для вузов создала условия для дополнительного привлечения абитуриентов. Вместе с тем

увеличение конкурса заявлений, а не реальных людей уже на этапе зачисления неизбежно оборачивалось выбыванием большого числа поступающих из списка, что создавало ситуацию риска как для абитуриентов, так и для вузов.

Значительное влияние на изменение конкурсной ситуации в региональных вузах оказал демографический спад конца 80-х - начала 90-х гг. Он привел к тому, что количество потенциальных абитуриентов с 2004 по 2007 гг. снизилось на 24%. В 2007 г. по сравнению с предыдущим наблюдалось снижение количества абитуриентов ещё на 9,3%, в последующие четыре года (с 2007 по 2011 гг.) - на 31%, а в последующие шесть лет (с 2007 по 2013 гг.) - почти на 40%.

В Удмуртской Республике численность выпускников школ в 2007 г. сократилась примерно на 600 человек по сравнению с 2006 г. В 2008 г. эта цифра уменьшилась еще на тысячу, а в 2009 г. - почти на 2 тысячи. Вместе с тем, несмотря на демографический спад, число поданных заявлений в 2008 г. составило 12210, что на 4357 больше, чем в 2007 г., и на 5477 больше, чем в 2006 г. В 2009 г. эта цифра составила уже 18231.

Отмеченное в 2007 г. на многих специальностях большое различие между рейтинговой ситуацией после вступительных экзаменов и составом абитуриентов на этапе зачисления, выраженное в выбывании большого числа абитуриентов из списка, в

2008 г. было все же незначительным. В

2009 г. в связи с изменением вступительных испытаний, связанных с увеличением

~~ ——Годы Специальности —— 2007 2008 2009 2010

Социально-экономические 145 86 4526 4201

Естественно-научные 161 21 2534 4965

Гуманитарные 18 36 721 722

Всего 324 143 7781 9888

к°личества ЕГЭ> Таблица 1

это выбывание Количество выбывших абитуриентов по типу специальностей (2007-2010 гг.)

стало катастрофическим, что привело к ситуации недобора на многих фа-культетахи специальностях. Таким образом,

в 2009 г. мы столкнулись с псевдоконкурсом, т.е. резким изменением соотношения между численностью подаваемых заявлений и числом выпускников 11-х классов, и воочию увидели те опасности, которые он представляет.

Посмотрим на динамику псевдоконкурса в Удмуртском государственном университете. Всего было проанализировано 105 направлений и специальностей очной бюджетной формы обучения. Основной метод исследования - сравнение пофамильных рейтинговыхсписков абитуриентов с содержанием приказа о зачислении на бюджет в 2007-2010 гг. В качестве сравниваемых переменных были взяты следующие:

1) конкурс на специальность (разница между количеством поданных заявлений и числом принятых на бюджет), причем для анализа и сравнения были использованы как конкурс при подаче заявлений, так и конкурс при зачислении;

2) баллы абитуриентов при зачислении (принимались во внимание и сравнивались только наивысший и самый низкий баллы поступивших абитуриентов);

3) количество выбывших абитуриентов из первоначального рейтингового списка -этот показатель являлся основным при сравнении, поскольку характеризует изменение ситуации в период с получения данных о последнем вступительном испытании до непосредственного зачисления на ту или иную специальность.

Ставилась задача выяснить, от каких факторов зависит выбывание абитуриентов из списка и возможные пути их передвижений.

По табл. 1 можно видеть, что количество выбывших в 2009 г. увеличилось по сравнению с 2007 г. в 24 раза, а в 2010 г. - в 30 раз! Если учесть, что только внутри университета 1 студент в 2010 г. в среднем подавал на 4,6 специальностей, то ситуация действительно весьма парадоксальна и симптоматична.

При этом следует отметить, что практически всем специальностям и направлениям, сохранившим "свой" контингент студентов в 2007 г., удалось это и в последующие годы. Это в основном образовательные программы факультета удмуртской филологии, педагогического факультета физической культуры, института искусств и дизайна, географического факультета, института гражданской защиты. Каковы причины?

Первая и самая важная: на большинстве из них, кроме ЕГЭ, имеются собственные экзамены. Вторая - наличие определенных способностей и навыков, приобретенных абитуриентом ранее. Это касается специальностей, представленных в институте искусств и дизайна, где от абитуриента требуются художественные способности, и педагогического факультета физической культуры, где важными являются физические кондиции. На этих факультетах конкурсная ситуация в последние годы остается достаточно стабильной, что объясняется, в свою очередь, грамотно проведенной приемной кампанией, правильной оценкой ситуации, большим опытом деканов и ответственныхпо работе с абитуриентами. Все факультеты существуют в университете достаточно давно, обладают престижем

и традициями, особенно в плане довузовской подготовки, вследствие чего выбор этих факультетов абитуриентами, возможно, являлся более осознанным. Немаловажным фактором является и то, что аналогичных факультетов и специальностей в других вузах республики нет.

Гораздо более интересными для анализа являются факультеты и специальности, по которым в 2007-2010 гг. в большей или меньшей степени наблюдались сдвиги в составе абитуриентов. Рассмотрим соотношение трех основных групп специальностей: естественно-научных, гуманитарных и социально-экономических. Сопоставим соотношение приема на эти специальности и количество выбывших по группам (рис. 1).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Наибольшее изменение претерпели естественно-научные и социально-экономические специальности, где отток абитуриентов уменьшился в 8 и 3 раза соответственно. Напротив, на гуманитарных специальностях в 2008 г. число выбывших возросло в два раза. В 2009 г. соотношение снова изменилось. Гуманитарные специальности испытали наименьший псевдоконкурс, а наибольшие потери абитуриентов - более 7 тыс. - наблюдались на социально-экономических специальностях. Ситуация с гуманитарными специальностями и направлениями не изменилась и в 2010 г., чего не скажешь о двух других группах. Теперь (как и в 2007 г.) "лидерство" возвращается вновь к естественно-научным специальностям, что в условиях предстоящего демографического спада вызывает опасение. В 2010 г. естественно-

□ Гуманитарные

□ Естественнонаучные

□ Социально-экономические

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Рис. 1. Динамика псевдоконкурса по группам специальностей

Как видно из рис. 1, "лидерство" есте-ственно-научныхи социально-экономических специальностей над гуманитарными по количеству выбывших абитуриентов в 2007 г. намного превышает их доминирование по числу принятых: если от числа первокурсников-бюджетников очной формы обучения эти две группы вместе составляют 81%, то по количеству выбывших- 94%. В 2008 г. ситуация изменилась: количество выбывших абитуриентов на всех группах специальностей практически выравнялось, при этом доминирование по числу принятых студентов на естественно-научных и социально-экономических специальностях над гуманитарными осталось неизменным.

научные специальности составили более половины контингента всех выбывших. Если в 2009 г. в первой десятке по уровню псевдоконкурса было представлено семь социально-экономических специальностей и всего три естественно-научные, то в 2010 г. - восемь естественно-научных и всего две социально-экономические.

Сравним данные о среднем конкурсе на факультетах и количеству выбывших. Между этими двумя группами данных имеется четкая положительная корреляция, равная 0,75. Это значит, что чем выше конкурс на факультете, тем больше на нем количество выбывших. Казалось бы, в целом это нормально, так как при небольшом конкурсе и выбытие студентов незначительно. Однако в 2009 г. псевдоконкурс достиг таких величин, что стал причиной недобора на ряде факультетов, в том числе и с высоким конкурсом. Особенно тяжелая ситуа-

ция сложилась на факультетах, где при низком конкурсе наблюдалась большая потеря абитуриентов (факультеты медицинской биотехнологии, биолого-химический, физико-энергетический, математический). Все они являются естественными и достаточно специфическими, узкоспециализированными и фундаментальными. Эта же тенденция наблюдалась и при псевдоконкурсе 2007 г., но в 2009 г. она привела к риску недобора.

В связи с проблемой «псевдоконкурса» нами было проведено исследование, целью которого стало выявление специфики факторов, определяющих эффективность конкурсного отбора в УдГУ в условиях демографического спада. Весной 2010 г. организована серия года глубинных экспертных интервью, в ходе которых деканы различных факультетов отвечали на открытые вопросы. В опросе приняли участие представители 17 факультетов. Опыт их работы с абитуриентами варьируется от 8 до 17 лет, средний стаж - 12 лет. Подобные интервью позволяют более полно и всесторонне представить проблему, а также уточнить и выявить некоторые её практические аспекты.

Первый блок вопросов касался общей ситуации на факультете, сложившейся в процессе приема абитуриентов в 20072009 гг. Ответы были довольно разнообразны и, как правило, строились по принципу цепочки: одна проблема порождает ряд других. Введение ЕГЭ в качестве основной формы отбора не стало единственным фактором, повлиявшим на изменение конкурсной ситуации в большинстве российских вузов. Отмена региональных и вузовских олимпиад, жесткое определение перечня вступительных испытаний по всем специальностям и направлениям, многоступенчатая система приема в 2009 г. многими респондентами были определены как «настоящая революция» в высшем образовании. Введение «трех волн » зачисления, по мнению опрошенных, вызвало панику и сумбур в поведении не только абитуриентов,

но и вузов, многие из которых впервые столкнулись с риском недобора по ряду специальностей и направлений.

Одной из задач исследования стало рассмотрение оценки степени влияния демографического фактора на сложившуюся ситуацию в образовании. Большинство опрошенных согласны с тем, что он повлиял на конкурс при поступлении в вузы. Что касается прогнозирования дальнейшей ситуации экспертами, то их мнения были неоднозначны. Оптимистический сценарий связан с постепенным повышением, начиная с 2012 г., численности выпускников 11-х классов школ, что приведет к некоторому исправлению ситуации. Ряд экспертов считают, что демографический прирост ближайших лет существенно не изменит ситуацию с набором в вузы: бюджетные места будут продолжать сокращаться, а качество образования - падать. Кроме того, серьезные опасения вызывает следующий, 2011 г., когда в связи с реформой начальной школы в 2000-2001 гг. (переход на четырехлетнюю образовательную программу) выпускников будет существенно меньше. Около половины опрошенных согласились с ответом, выраженным в емкой фразе одного из деканов: «Претенденты будут, лучшие уедут ». То есть, по их мнению, ситуация в 2011 г. существенно не изменится - приток поступающих будет примерно на том же уровне, но ухудшится их качество, поскольку ожидается отток лучших абитуриентов в столичные вузы. В дальнейшем же многое будет зависеть от федеральной образовательной политики, считают опрошенные, поскольку этот год предполагается быть провальным для системы образования, вследствие чего основной задачей вузов будет сохранение кадрового состава, его «сбережение » для последующих лет постепенного подъема числа выпускников школ.

Следующей задачей исследования стояло рассмотрение оценки степени влияния ЕГЭ на сложившуюся ситуацию. По данным опроса, большинство экспертов (14

человек) считают, что уровень знаний абитуриентов 2007 г. по сравнению с предыдущими годами ухудшился, с каждым годом растет количество студентов, отчисляемых после первой же зимней сессии.

Что касается оценки ЕГЭ как одного из факторов появления псевдоконкурса, то большинство экспертов сошлось во мнении, что он все-таки стал его причиной, т.к. позволил выпускникам подавать заявления на несколько специальностей, в несколько вузов. «Безличный » механизм сдачи ЕГЭ, по мнению респондентов, приводит к неосознанному выбору будущей специальности, размыванию профессиональных и ценностных ориентаций вчерашних школьников: «Если раньше к нам шли люди целенаправленно, то теперь к нам идут люди - лишь бы куда-то прийти, не зная, куда они идут ».

Мнения по поводу объективности ЕГЭ вновь разделились. Ряд экспертов отмечают улучшение качества тестовых материалов и, соответственно, их объективности за последние два-три года. «Если хороший тест, то объективно. А он, кстати, всё лучше и лучше становится - видно, что работают». В целом практически все эксперты выделяют как плюсы, так и минусы единого государственного экзамена. Так, среди достоинств были отмечены: преемственность между школой и вузом; повышение доступности высшего образования; упрощение системы приема в вуз; возможность для абитуриента подавать документы в различные вузы, не сдавая дополнительных экзаменов. Среди минусов - однозначность рамок, в особенности для гуманитарных и социальных наук, возникновение псевдоконкурса, невозможность оценить способности ребенка рассуждать. «вВсе-таки когда вуз не может посмотреть в глаза абитуриенту и почувствовать самого абитуриента - это не совсем хорошо бывает ».

Эксперты отмечают однозначность требований ЕГЭ, что приводит не к выравниванию различий, а, скорее, к усилению диф-

ференциации между школами - региональными и центральными, городскими и сельскими, вызванной не столько способностями и навыками учащихся, сколько нехваткой ресурсов - материальных, кадровых, информационных. «... Нуобществознание я просто посмотрел - там тяжелые задания. Они никак на школьников не рассчитаны. Будет ли обычный школьник, особенно сельский, то, что ЕГЭ предписывает, делать - у меня сомнения вызывает». В условиях несовершенства процесса сдачи и оценки знаний с помощью единого государственного экзамена большинство экспертов остаются на стороне традиционных способов оценки знаний, особенно по таким дисциплинам, как литература, обществознание, математика, где важным является не знание фактов и правил, а умение размышлять и строить гипотезы. «Требования к тестированию - натаскивание. Качество интеллекта суммой знаний не обеспечивается. Поэтому на первом курсе мы сталкиваемся со сложными проблемами, которые требуют системного подхода в науке, умения рассуждать ».

Выявились факторы, оказывающие наибольшее влияние на нестабильность современной ситуации с поступлением в вузы и на появление псевдоконкурса. Среди них основным является несформированность профессиональных ориентаций у выпускников, установка на получение диплома (а не знаний и умений в определенных сферах), что порождает снижение мотивации к учебе, инфантильность и безответственность новоиспеченных студентов. Это также может привести к последующим разочарованиям в выбранном пути, грозит жизненными изломами и кризисами. «[Абитуриент ] к вузу не привязан. Он сдал документы-копии: копии ЕГЭ, копии аттестата, а дальше пошел в другие вузы на другие специальности. Часто же бывает очень парадоксальное сочетание, когда одновременно поступают, например, в медицинский и на журналистику. Это

свидетельство того, что молодой человек или девушка не определились со своими жизненными и профессиональными планами. Выбирают, например, по принципу, где математику не сдавать или ещё что-то... в таком духе ».

Процесс адаптации к вузовскому обучению, по мнению всех опрошенных, стал для выпускников нынешних школ более затруднительным, результатом чего становится большое количество задолжников и отчисленных после первых двух сессий. Администрации вузов, факультетов и преподаватели оказались к этому не готовы. «Удержание контингента», по сути, расценивается ими как снижение требований как в ходе вступительных испытаний, так и к образовательным результатам в процессе обучения в вузе. Этот механизм адаптации к новой ситуации оценивается опрошенными неоднозначно. С одной стороны, снижение требований при поступлении необходимо, учитывая возросшую конкуренцию вузов и демографический фактор: «Ставить лишние препоны сейчас, когда демографическая ситуация такая, что конкурс снижается реально, и ставить лишние препоны этим студентам - это не очень хорошо». С другой стороны, все это может привести не только к снижению качества подготовки специалистов, но и к усилению дезадаптации молодых людей не только к образовательным, но и к социальным процессам в целом. «Какие требования уменьшать, если он ничего не знает? Что можно уменьшить?» «Снижение требований ведет к тому, что мы выпустим студента с дипломом, не обеспеченным знанием». Вместе с тем эксперты признают, что в первый год обучение студентов в вузе по целому ряду дисциплин общегуманитарного и естественно-научного блоков (русский язык, математика, физика и т.д.) в основном осуществляется в пределах школьной программы.

Актуальными направлениями повышения престижа вузов и привлечения абитуриентов в настоящее время являются дову-

зовская подготовка и профориентационная деятельность вузов, предполагающие тесное сотрудничество со школами и информационную работу с выпускниками. Отсутствие системности в этой сфере отмечается практически всеми опрошенными, несмотря на наличие тех или иных форм работы с выпускниками школ на каждом факультете. В направлении подготовки к вступительным испытаниям и к ЕГЭ вузы по-прежнему играют немаловажную роль. Вузовские преподаватели готовят выпускников школ кЕГЭ какиндивидуально (репетиторство), так и на курсах по подготовке к ЕГЭ, организуемых в вузе. Но все же главное в работе с учащимися руководители факультетов видят в развитии вузами профориентаци-онной деятельности, направленной на повышение информированности школьников о будущей профессии и на развитие самостоятельности в выборе карьерного пути.

Основная проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке образования в настоящий момент состоит, по мнению опрошенных, именно в недостаточной информационной политике в сфере профессионального образования. Профессии, которые в настоящее время являются востребованными у работодателей, часто не пользуются популярностью у школьников. Причин тому несколько, главная из которых - недостаток информации о рыночной привлекательности различных видов профессиональной деятельности. Это в первую очередь касается естественно-научных специальностей. Работа с выпускниками школ должна быть направлена в сторону повышения осознанности и самостоятельности их профессиональной ориентированности. Школьникам необходимо прививать навыки самостоятельного планирования собственного будущего, для чего необходима полная, исчерпывающая информация о видах профессиональной деятельности, которыми могут заниматься выпускники вузов той или иной специальности.

Главной задачей вуза на современном этапе эксперты считают выработку страте-

гии взаимодействия с различными сферами общественной жизни. Проблема конкурентоспособности вуза выходит далеко за пределы приемной кампании, последняя является лишь итоговым моментом целенаправленной развернутой работы вуза «по всем фронтам», со всеми основными институтами - политическими, экономическими, культурными, образовательными и т.д. По мнению опрошенных, университет в регионе должен быть в центре общественной жизни региона, формируя научную основу социальных изменений. Эта стратегия должна лежать в основе деятельности факультетов по созданию социального пространства для образовательной, научно-исследовательской, информационной деятельности. Университет должен позиционировать себя в качестве одного из активных субъектов социального реформирования. В настоящее же время он выглядит порой как пассивная жертва внешних факторов, зависимая от действий центральных и региональныхорганов власти. Отчасти это обусловлено реформой образования в нашей стране. Однако происходящие перемены создают возможность для формирования активной позиции университета. В ус-

ловиях постоянных общественных изменений «... вуз должен не просто выживать или приспосабливаться, а предлагать свои пути решения проблем. Тогда и с вузом будут считаться, и имидж будет соответствующий...».

Благодаря комплексному воздействию перечисленных факторов конкурсная ситуация в условиях демографического спада будет в существенной степени зависеть от политики в сфере высшего образования, осуществляемой как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне вузов. Многие виды деятельности по налаживанию взаимодействия вузов с различными сферами и институтами общества являются пока для вузов инновационными и даже экзотическими. Тем не менее в рамках образовательного сообщества уже сложилось понимание того, что сохранить свою автономность и независимость в настоящий момент возможно только путем формирования образа вуза как центра социально-экономических связей и культурных отношений. А для этого вуз должен осваивать новые формы активности и предлагать обществу различные способы решения социальных проблем.

MAKAROVA M. THE ACADEMIC POLICY IN CONDITIONS OF DEMOGRAPHIC RECESSION

The problem of entrants loss at a stage of enrolment is considered. The results of sociological research are submitted, some possible ways of the decision of a problem are suggested. Keywords: academic policy, demographic recession, higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.