Научная статья на тему 'Динамика псевдоконкурса при приеме студентов в 2007-2009 годы'

Динамика псевдоконкурса при приеме студентов в 2007-2009 годы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
73
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК / ПСЕВДОКОНКУРС / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / SOCIAL RISK / FALSE-COMPETITION / STRATEGIES OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макарова Марина Николаевна, Яркашев Алексей Петрович

Проанализированы количественные показатели, характеризующие конкурсную ситуацию при приеме абитуриентов в Удмуртский государственный университет в 2007-2009 гг. Показано изменение числа выбывших абитуриентов на этапе зачисления (псевдоконкурса) по вузу в целом и по отдельным специальностям и направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of the false-competition at the students' admission in 2007-20091

The authors analyze the quantitative indicators of the competitive situation for the admission to the Udmurt State University in 2007 2009 years. The change in the number of outgoing students at the stage of enrollment (the false-competition) to the UdSU as a whole and for individual specialties and directions are considered.

Текст научной работы на тему «Динамика псевдоконкурса при приеме студентов в 2007-2009 годы»

112

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 316.334: 37(045)

М.Н. Макарова, А.П. Яркашев

ДИНАМИКА ПСЕВДОКОНКУРСА ПРИ ПРИЕМЕ СТУДЕНТОВ В 2007-2009 ГОДЫ

Проанализированы количественные показатели, характеризующие конкурсную ситуацию при приеме абитуриентов в Удмуртский государственный университет в 2007-2009 гг. Показано изменение числа выбывших абитуриентов на этапе зачисления (псевдоконкурса) по вузу в целом и по отдельным специальностям и направлениям.

Ключевые слова: социальный риск, псевдоконкурс, стратегии поведения.

Современное общество многие исследователи определяют как «общество риска», в котором субъекты не застрахованы от различных угроз для своего будущего. Подобная ситуация обусловлена увеличением темпов социальных изменений во всех сферах человеческой жизни, что приводит к непредвиденным последствиям в процессах функционирования различных социальных подсистем и институтов. Образование в современном «обществе знаний» выступает не только ведущим общественным институтом, но и одним из главных ценностных приоритетов для большинства населения. Неоправданно высокий спрос на обучение в вузах охватил значительную долю выпускников с различным, подчас и не совсем высоким уровнем знаний и успеваемости.

Социальный риск определяется как ситуация, содержащая неопределенность в принятии решения. В основе данного феномена лежит проблема выбора между различными альтернативами. Учитывается как вероятность наступления неблагоприятного последствия для личности, так и вероятность обретения выгод и благ, что воспринимается субъектами в контексте определенных ценностных координат.

Противоречие между открывающимися возможностями развития в обществе риска и несовершенством традиционных механизмов социальной регуляции оказывает решающее влияние на характер социальных отношений, и в частности на особенности взаимодействий в молодежной среде.

Процессы демократизации в России выразились в утрате прежней унификации и предопределенности в развитии молодежи, вследствие чего возникло противоречие между расширяющимися свободами и возрастающей ответственностью индивидов за то, как они этой свободой воспользуются. В то же время исчезают те формы коллективной связи, которые существовали ранее. Они уступают место индивидуализации. И тут проявляется контраст между возникновением большей свободы и незащищенностью. А в широком социальном плане возникает основное противоречие переходного общества между социальной преемственностью и новаторством как двумя необходимыми аспектами развития и молодежи, и общества.

Следовательно, социальные взаимодействия современной молодежи отличаются от социальных взаимодействий предыдущих поколений меньшей предсказуемостью и большей неопределенностью. Тем самым подрывается главная основа «онтологической безопасности» - состояние уверенности людей в преемственности и постоянстве окружающего социального и материального мира, в котором они живут и действуют [1. С. 121]. Возникают новые перспективы по обретению жизненного пространства, денег, образования, карьеры, но постоянно присутствует риск лишиться этих благ.

Важнейшей предпосылкой возникновения особого способа организации общественных отношений и взаимодействий, именуемого обществом риска, является воспроизводство риска. Этот процесс непосредственно связан с функционированием молодежи как социальной группы, играющей решающую роль в общественном воспроизводстве. Следовательно, риск является не только условием жизнедеятельности молодежи, но и ее существенным свойством. Рисковая сущность молодежи проявляется в ее переходном характере становления субъектности, в промежуточности ее социального статуса, в особенностях ее сознания - лабильности, экстремальности. Отсюда можно сделать вывод, что абитурент в силу своего статуса уже находится в зоне риска. Он еще не поступил на дальнейший этап обучения и уже закончил среднюю школу. То есть он находится в «подвешенном» состоянии в той ситуации неопределенности.

Современные социальные процессы, индивидуальные и коллективные практики обеспечивают производство и воспроизводство риска как результат институционализации, индивидуализации и усиления рефлексивности социальных практик в современном обществе. Все эти процессы в современном обществе приводят к многовариантности способов индивидуального поведения (например, выбор различных форм подготовки к экзаменам), к усложнению социальных институтов (появление

Динамика псевдоконкурса при приёме студентов.

113

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2010. Вып. 2

факультетов довузовской подготовки), к созданию нового экспертного знания (репетиторы, информационные базы, интернет-порталы по подготовке к ЕГЭ и т.д.). Однако усиливающаяся специализация (профилирование) рисков приводит к сужению области рискового поведения и поля рефлексивности, вследствие чего риски еще более усиливаются, а методы их избежания становятся все менее рациональными, поэтому, по мысли Н. Лумана, «все усилия основать решения на рациональном подсчете не только остаются безуспешными, но в конечном счете также подрывают требования метода и процедур рациональности» [2. С. 140]. Представленные концепции позволяют также выявить три группы факторов, воздействующих на рисковое поведение. Ресурсные факторы определяются имеющимся у субъекта набором ресурсов (социальный статус семьи абитуриента, тип вуза, информационные возможности субъектов и т.д.), ценностные - определяют значимость для субъекта той или иной формы рискового поведения или ситуации риска, социальных ориентаций субъектов (мотивы выбора специальности, оценка рисков недобора в вузах и т.д.), институциональные факторы касаются особенностей институциональной среды как формы профилирования рисков (состояние нормативной базы, наличие материально-технических условий в вузе для эффективного проведения приемной кампании, условия для подготовки к экзаменам и т.д.).

Основанием для типологизации стратегий рискового поведения субъектов конкурсного отбора может служить концепция Ф. Найта [3. С. 53], на основе которой предлагается рассматривать их в напряжении между двумя полярными моделями: априорно-статистической и рационально-

рефлексивной. Две эти модели могут быть рассмотрены в качестве функциональной матрицы анализа рискового поведения субъектов. За основу априорно-статистической модели будет браться наименее упорядоченная форма поведения субъекта (например, хаотичная форма подачи абитуриентами заявлений с большим разбросом по типам специальностей и направлений - социальные, гуманитарные, естественнонаучные). Рационально-рефлексивная модель характеризуется последовательностью и целенаправленностью действий субъекта (нулевой разброс специальностей, на которые подаются документы, ориентация вузов на «своего» абитуриента и т.д.). Проведенные предварительные исследования показывают, что в условиях риска и неопределенности, в особенности риска институциональной среды (неустойчивая нормативная база, отсутствие взаимосвязи векторов модернизации в различных социальных институтах и т.д.), наиболее эффективной является первая, априорностатистическая модель, которая является неупорядоченной формой «колонизации будущего» в условиях профилирования и воспроизводства риска.

Таким образом, не только абитуриент отличается рисковым поведением и находится в ситуации неопределенности. Подавая заявления на несколько специальностей, увеличивая свои шансы и сглаживая перспективу неясных событий в будущем, он ставит в ситуацию неопределенности и вузы, в которые он поступает. Ведь руководство не понимает - на какую из специальностей в итоге он подаст оригинал документов. Таким образом, в ситуации риска оказывается как абитуриент, так и высшее учебное заведение.

Изменения в сфере образования произошли не только у истоков образовательного процесса (сложившаяся демографическая ситуация), но и на границе между средней и высшей школой. К этим изменениям не была готова ни та, ни другая, поскольку обе руководствовалась традиционно своими принципами, чему можно найти подтверждение в конфликтных теориях. Трансформации в сфере образования в современный период имеют настолько разнообразные источники, что обоснование этим изменениям можно найти во всех перечисленных теориях. А многозначность и сложность этих изменений создает широкое поле для дальнейшего теоретического и эмпирического анализа.

Необходимо отметить, что не только социальные процессы стали фактором изменений в современном высшем образовании. Значительное влияние на изменение конкурсной ситуации в региональных вузах оказал и демографический спад конца 80-х - начала 90-х гг. Судя по демографическим данным 1987-1990 гг. (начало периода демографического спада), количество потенциальных абитуриентов с 2004 по 2007 г. снизилось на 24%. Следовательно, первые изменения должны были появиться ещё три года назад. В 2008 г. по сравнению с предыдущим наблюдалось снижение количества абитуриентов на 9,3%, в ближайшие четыре года (с 2007 по 2011 г.) - на 31%, а в ближайшие шесть лет (с 2007 по 2013 г.) почти на 40%. В условиях резкого снижения количества абитуриентов в российском образовании наблюдается ещё целый ряд процессов. В результате обобщения нескольких аналитических экспертных статей, опубликованных в различных региональных СМИ, было выявлено несколько факторов, оказывающих не менее важное влияние на ситуацию как в высшей школе, так и в образовании в целом. В соответствии с выделенной ранее классификацией в первую очередь будут рассматриваться «инертные изменения».

В последние годы в связи со снижением рождаемости в конце 90-х гг. наблюдается уменьшение численности выпускников российских школ, которое, по оценкам демографов, будет продолжаться еще в течение трех-четырех лет. В 2007 г. отмечено наиболее резкое сокращение выпуска из 11-х классов -на 176 тыс. человек меньше, чем в прошлом году. Численность выпускников школ в 2007 г. в Удмуртской Республике сократилась примерно на шестьсот человек по сравнению с 2006 г. В 2008 г. эта цифра уменьшилась еще почти на тысячу, а в 2009 г. - почти на 2 тыс.

20000

18000

16000

14000

12000

10000

8000

6000

4000

2000

0

-♦—мест

-■—заявлен

со Я? о о о

о

о

о

о

о

о

сч

СО-сГЮСО .. СО О)

^оооо£ оо ОООООЯ о о

Рис. 1. Динамика приема в УдГУ на очную бюджетную форму обучения

Вместе с тем контрольные цифры приема на бюджетную форму обучения за последние годы имеют тенденцию к снижению (рис. 1). Как показали прогнозы, несмотря на демографический спад, число поданных заявлений в 2008 г. составило 12210, что на 4357 больше, чем в 2007 г. и на 5477 больше, чем в 2006 г. В 2009 г. эта цифра еще более увеличилась - она составила 18231.

Отмеченное в 2007 г. на многих специальностях большое различие между рейтинговой ситуацией после вступительных экзаменов и составом абитуриентов на этапе зачисления, выразившееся в выбывании большого числа абитуриентов из списка, в 2008 г. было незначительным. В 2009 г. из-за изменений вступительных испытаний, связанных с увеличением количества ЕГЭ, это выбывание было катастрофическим, что привело к ситуации недобора на многих факультетах и специальностях. Таким образом, в 2009 г. мы вновь столкнулись с псевдоконкурсом и воочию увидели те опасности, которые он представляет. Рассмотрим соотношение между численностью выпускников и числом поданных заявлений (рис. 2).

20000 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

□ выпускн.

□ заявл.

Г

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Рис. 2. Соотношение между количеством выпускников 11-х классов и числом поданных заявлений в 2006-2009 гг.

Как мы видим, ситуацию псевдоконкурса хорошо демонстрирует резкое изменение соотношения между численностью подаваемых заявлений и выпускников 11-х классов в 2009 г. Посмотрим, как это отразилось на динамике псевдоконкурса. Всего было проанализировано 105 направлений и специальностей очной бюджетной формы обучения Удмуртского государственного университета. Основным методом исследования было сравнение пофамильных рейтинговых списков абитуриентов с содержанием приказа о зачислении на бюджет в 2007 - 2009 гг. В качестве сравниваемых и обследуемых переменных были взяты следующие:

1) конкурс на специальность (разница между количеством поданных заявлений и числом принятых на бюджет), причем для анализа и сравнения были использованы как конкурс при подаче заявлений, так и конкурс при зачислении;

2) баллы абитуриентов при зачислении: в данном случае принимались во внимание и сравнивались только наивысший и самый низкий баллы поступивших абитуриентов;

3) количество выбывших абитуриентов из первоначального рейтингового списка - этот показатель является основным при сравнении, поскольку характеризует изменение ситуации в период с получения данных о последнем вступительном испытании до непосредственно зачисления на ту или иную специальность. Необходимо выяснить, от каких факторов зависит выбывание абитуриентов из списка и возможные пути их передвижений (табл. 1).

Таблица 1

Количество выбывших абитуриентов по типу специальностей за 2007-09 годы

Специальности 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Социально-экономические 145 86 4526

Естественнонаучные 161 21 2534

Г уманитарные 18 36 721

Всего 324 143 7781

Количество выбывших в 2009 г. резко (в 24 раза) увеличилось по сравнению с 2007 г. (табл. 1). Если учесть, что число поданных заявлений в 2009 г. увеличилось по сравнению с 2007 г. всего в 2,2 раза, то видно, насколько серьезной является эта проблема для университета. С учетом того, что только внутри университета один студент подавал документы в среднем на 4,6 специальностей, ситуация действительно видится как очень проблематичная.

За приемную кампанию в 2008 г. в УдГУ из списка выбыло 143 абитуриента, что составляет около 6% от числа зачисленных на очную форму по бюджету, тогда как в 2007 г. их количество было около трети всех зачисленных на очную форму обучения. В 2009 г. число выбывших превысило контингент зачисленных почти в 15 раз.

Необходимо начать анализ со специальностей и факультетов, на которых выбывание абитуриентов из списка в 2007 - 2009 гг. не наблюдалось либо было незначительным. При этом следует отметить, что практически все специальности и направления, сохранявшие контингент студентов в

2007 г., сохранили контингент абитуриентов в 2008 и в 2009 гг. Это в основном образовательные программы факультета удмуртской филологии, педагогического факультета физической культуры, института искусств и дизайна, географического факультета, института гражданской защиты.

Сложившаяся ситуация на данных факультетах уже традиционна. Причины сохранения контингента студентов там объясняются несколькими факторами. Первый и самый важный - на большинстве из них имеются собственные экзамены кроме ЕГЭ, второй - наличие определенных способностей и навыков, приобретенных абитуриентом ранее. Это касается таких специальностей, которые представлены в институте искусств и дизайна, где от абитуриента требуются художественные способности, и педагогического факультета физической культуры, где важными являются физические способности поступающего. Несмотря на большой разброс в количестве поданных заявлений, на этих факультетах конкурсная ситуация за последние годы достаточно стабильна, что объясняется, в свою очередь, грамотно проведенной приемной кампанией, правильной оценкой ситуации, большим опытом деканов и ответственных за прием абитуриентов. Все факультеты существуют в университете достаточно давно, обладают престижем и традициями, особенно в довузовской подготовке, вследствие чего выбор этих факультетов абитуриентами, возможно, являлся более осознанным. Немаловаж-

ным фактором является и то, что аналогичных факультетов и специальностей в других вузах республики нет. Опыт этих факультетов в приемной кампании 2008 г., видимо, был изучен и проанализирован представителями других подразделений университета, результатом чего и стал низкий процент «псевдоконкурса». Следует отметить также, что подавляющее большинство специальностей, избежавших псевдоконкурса в 2009 г., - гуманитарные.

Гораздо более интересным для последующего анализа представляется большинство факультетов и специальностей, по которым в 2007-2009 гг. в большей или меньшей степени наблюдались сдвиги в составе абитуриентов. Рассмотрим для начала соотношение трех основных групп специальностей: естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических. Сопоставим соотношение приема на эти специальности и количество выбывших по группам.

□ Гуманитарные

□ Естесственно-научные

□ Социальноэкономические

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Рис. 3. Динамика псевдоконкурса по группам специальностей

Как видно из рис. 3, лидерство естественнонаучных и социально-экономических специальностей над гуманитарными по количеству выбывших абитуриентов намного превышает их доминирование по числу принятых: если от числа первокурсников-бюджетников очной формы обучения в 2007 г. эти две группы вместе составляют 81%, то по количеству выбывших - 94%. В 2008 г. ситуация изменилась -количество выбывших абитуриентов на всех группах специальностей практически выровнялось, при этом доминирование по числу принятых студентов на естественнонаучных и социально-экономических специальностях над гуманитарными осталось неизменным. Наибольшее изменение претерпели естественнонаучные и социально-экономические специальности, где отток абитуриентов уменьшился в 8 и 3 раза соответственно. Напротив, на гуманитарных специальностях в 2008 г. число выбывших возросло в два раза. В 2009 г. соотношение снова изменилось. Гуманитарные специальности испытали наименьшее влияние псевдоконкурса, а наибольшие потери абитуриентов - более 7 тыс. - наблюдались на социально-экономических специальностях.

Возможная причина снижения псевдоконкурса в 2008 г. заключается в том, что абитуриенты стали готовиться к поступлению на конкретную специальность, оставляя меньше времени для подготовки на другие специальности. Следовательно, появляются абитуриенты со сформированной ценностной, профессиональной и образовательной ориентацией. И как вывод - можно говорить о появлении стабильности как в обществе и его социальных институтах, так и в системе общего школьного образования. И несмотря на все тот же высокий конкурс и заинтересованность молодежи в получении высшего образования, мы имеем то, что абитуриенты, поступая на конкретный факультет, уже сформированы в своих профессиональных ориентациях. Это говорит о том, что их выбор стал осознаннее и определен такими факторами, как особенность специальности, будущей профессии и т.д. Можно предположить также, что даже если студент подает заявление на несколько специальностей, он, как правило, проходит на одну, максимум две. Возможно, это связано с тем, что изнуряющая подготовка школьников к сдаче ЕГЭ все-таки не позволяла им готовиться по нескольким специальностям сразу, они концентрируются на какой-то одной, а другим, выбираемым для подстраховки, уделялось гораздо меньше внимания. Результатом является прохождение вступительных испытаний в

2008 г. лишь на те специальности, которым при подготовке уделялось наибольшее внимание.

Сравним данные о среднем конкурсе на факультетах и количестве выбывших (табл. 2).

Таблица 2

Средний конкурс на факультет и количество выбывших в 2009 году

Факультет Средний конкурс Кол-во выбывших Доля выбывших от контрольных цифр приема

БХФ 6,19 328 3,68

ГФ 9,69 208 4,16

ИГЗ 10,5 209 4,75

ИИЯЛ 8,07 121 2,88

ИД 4,2 29 0,38

ИППСТ 10,3 471 4,36

ИПСУБ 34,02 367 5,64

ИСК 31,1 556 9,42

ИЭиУ 63,2 1732 21,38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИФ 22,15 473 8,92

МФ 6,62 276 2,93

НФ 42,05 140 4,37

ПФФК 2,39 21 0,45

ФЖ 3,4 9 0,47

ФИТиВТ 20,4 710 8,98

ФМБТ 9,6 195 7,8

ФСФ 21,95 262 7,48

ФУФ 2,26 32 0,82

ФЭФ 7,3 499 5,09

ФФ 8,5 108 3

Между этими двумя группами данных имеется четкая положительная корреляция, равная 0,75. Это значит, что чем выше конкурс на факультете, тем больше количество выбывших на нем. Казалось бы, в целом это нормально, так как при небольшом конкурсе и выбытие студентов незначительно. Однако в 2009 г. псевдоконкурс достиг таких величин, что стал причиной недобора на ряде факультетов, в том числе и с высоким конкурсом. Особенно тяжелая ситуация сложилась на факультетах, где при низком конкурсе наблюдалась большая потеря абитуриентов. Особенно ярко это проявилось на факультете медицинской биотехнологии, биолого-химическом, физико-энергетическом, математическом факультетах. Все они являются естественными и достаточно специфическими, узкоспециализированными и фундаментальными. Эта же тенденция наблюдалась и при псевдоконкурсе 2007 г., но в 2009 г. она привела к явному недобору. Однако и на факультетах с большим конкурсом ситуация была очень тяжелой и выявила следующие особенности:

1) как правило, наибольший процент абитуриентов в 2007 г. утратили факультеты, имеющие несколько специальностей, сопоставимых по числу и типу вступительных испытаний.

2) среди естественнонаучных специальностей преобладают специальности в области информационных технологий, также с повторяющимися либо незначительно различающимися перечнями вступительных испытаний;

3) многие из социально-экономических специальностей также имеют одинаковые вступительные экзамены и близки по направлениям; специфика этих специальностей, скорее всего, также не всегда была ясна абитуриентам.

Вернемся к рейтингам. Если говорить о рейтинге факультета и показателе доли выбывших абитуриентов, то строгой зависимости между ними нет как в 2007, так и в 2008 г. В 2009 г. мы видим почти идеальное совпадение между рейтингами. И только на факультетах, где столкнулись с недобором, показатели существенно отличаются друг от друга.

По 2008 г. совпадение рейтингов наблюдается на факультетах удмуртской филологии, медицинских биотехнологий, математическом (невысокий рейтинг, малое количество ушедших), в институте психологии, педагогики и социальных технологий, на физическом факультете (средние показатели по обоим признакам), и в особенности в институте гражданской защиты, институте права, соци-

ального управления и безопасности (высокие рейтинги по обеим позициям). Обратная зависимость между рейтингами наблюдается на факультете социологии и философии, историческом факультете (высокий рейтинг, низкий показатель выбывших), на факультете профессионального иностранного языка, филологическом факультете (низкий рейтинг, большой процент потери). Таким образом, мы приходим к выводу, что если в 2007 г. классические социально-экономические институты (экономики, социальных коммуникаций) теряли своих абитуриентов, то в 2008 г. их рейтинг по количеству ушедших уменьшился до 8-го и 4-го места соответственно. И в продолжение этой тенденции, на естественных (математическом и физическом) факультетах так же значителен сдвиг в рейтинге по проценту ушедших - на 13 и 10 позиций соответственно. Согласно тенденции 2007 г. естественнонаучные (классические фундаментальные) специальности с невысоким конкурсом, такие как физика и математика, особенно «рисковали» остаться без абитуриентов. В 2008 г. эта тенденция временно исчезла, а в 2009 г. - возобновилась, а значит, будет сохраняться и в будущем.

* * *

1. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. № 5.

2. Луман Н. Понятие риска // THESIS. 1994. Вып. 5.

3. Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003. 360 с.

Поступила в редакцию 05.09.10

M.N. Makarova, A.P. Yarkashev

The dynamics of the false-competition at the students’ admission in 2007-2009

The authors analyze the quantitative indicators of the competitive situation for the admission to the Udmurt State University in 2007 - 2009 years. The change in the number of outgoing students at the stage of enrollment (the false-competition) to the UdSU as a whole and for individual specialties and directions are considered.

Keywords: social risk, false-competition, strategies of behavior.

Макарова Марина Николаевна, доктор социологических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

E-mail: mmn@uni.udm.ru

Яркашев Алексей Петрович, студент

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

E-mail: roteax@gmail.com

Makarova M.N., doctor of sociology science, associate professor Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/6 E-mail: mmn@uni.udm.ru

Yarkashev A.P., student Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/6 E-mail: roteax@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.