Научная статья на тему 'Совершенствование профориентационной работы вузов республики Башкортостан по итогам приемной кампании 2018 года'

Совершенствование профориентационной работы вузов республики Башкортостан по итогам приемной кампании 2018 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРИЕМНАЯ КАМПАНИЯ / СТАТИСТИКА И АНАЛИЗ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусаинова Ирина Анатольевна, Коннова Ольга Александровна

Авторами представлен анализ данных приемной кампании 2018 года по ведущим выс-шим учебным заведениям Республики Башкортостан, отмечены основные тенденции и отли-чительные черты хода приема абитуриентов в 2018 году, представлены сравнительные значения по статистике приемной кампании прошлых лет в сравнении с 2018 годом. Рассмотрены контрольные цифры приема абитуриентов в разрезе бакалавриата, специалите-та и магистратуры; подведены результаты по среднему баллу единого государственного экзамена, а также количеству призеров и победителей олимпиад, зачисленных на первый курс в ведущие вузы Республики Башкортостан, показаны лидирующие по востребованно-сти у абитуриентов направления подготовки: рассмотрены направления подготовки с баллом единого государственного экзамена более восьмидесяти в разрезе всех ведущих вузов Республики Башкортостан. Отражена взаимосвязь результатов приема и профориентацион-ной работы. Авторы рассматривают географическую составляющую поступления в вузы Республики Башкортостан и миграцию выпускников школ. Отдельное внимание в статье уделяется динамике зачисления в рамках «квот», приводится анализ за 2016 и 2017 годы в сравнении с 2018 годом. Отдельное внимание в статье уделено целевому приему и динамике соотношения договоров на целевой прием от администраций муниципальных районов и предприятий. Рассматривается положительная динамика структуры приемной кампании и обозначены реальные проблемы, встающие при приеме абитуриентов и их последующем зачислении. Обсуждается эффективность и актуальность методов проводимой вузами про-фориентационной работы в сотрудничестве друг с другом. Приводятся примеры апробиру-ющихся методов и способов профориентационной работы. Затрагивается вопрос взаимодействия высших учебных заведений, министерств и ведомств, муниципальных рай-онов и городов Республики Башкортостан для более эффективного построения системы профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хусаинова Ирина Анатольевна, Коннова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL ORIENTATION WORK OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN ON THE RESULTS OF THE 2018 RECEPTION CAMPAIGN

The authors present an analysis of the data of the admission campaign of 2018 for the leading higher education institutions of the Republic of Bashkortostan, noted the main trends and distinc-tive features of the course of admission of students in 2018, presents comparative values on the statistics of the admission campaign of previous years in comparison with 2018. The control figures of admission of students in the context of undergraduate, specialty and graduate; the results of the average score of the unified state exam, as well as the number of winners and win-ners of the Olympiads enrolled in the first year in the leading universities of the Republic of Bashkortostan, showing the leading demand among students areas of training: considered areas of training with a score of the unified state exam more than eighty in the context of all the lead-ing universities of the Republic of Bashkortostan. Reflects the relationship of the results of admission and career guidance. The authors consider the geographical component of admission to universities of the Republic of Bashkortostan and migration of school graduates. Special atten-tion is paid to the dynamics of enrollment within the «quotas», the analysis for 2016 and 2017, in comparison with 2018. Special attention is paid to the target reception and dynamics of the ratio of contracts for the target reception from the administrations of municipal districts and enterprises. We consider the positive dynamics of the structure of the admission campaign and identified the real problems that arise in the admission of students and their subsequent enroll-ment. The efficiency and relevance of methods of vocational guidance work carried out by uni-versities in cooperation with each other are discussed. Examples approbable methods and techniques of vocational guidance. The question of interaction of higher educational institutions, ministries and departments, municipal districts and cities of the Republic of Bashkortostan for more effective construction of career guidance system is touched upon.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профориентационной работы вузов республики Башкортостан по итогам приемной кампании 2018 года»

Хусаинова И. А.

Кктатоха I. А.

кандидат химических наук, доцент кафедры «Специальная химическая технология», начальник отдела профориентации и содействия трудоустройству Института экономики и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Развитие образования

Коннова О. А. Коппоуа О. А.

специалист по работе с молодежью отдела профориентации и содействия трудоустройству Института экономики и сервиса, ассистент кафедры «Международные отношения и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 332.012 DOI: 10.17122/2541-8904-2019-1-27-121-129

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ИТОГАМ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ 2018 ГОДА

Авторами представлен анализ данных приемной кампании 2018 года по ведущим высшим учебным заведениям Республики Башкортостан, отмечены основные тенденции и отличительные черты хода приема абитуриентов в 2018 году, представлены сравнительные значения по статистике приемной кампании прошлых лет в сравнении с 2018 годом. Рассмотрены контрольные цифры приема абитуриентов в разрезе бакалавриата, специалите-та и магистратуры; подведены результаты по среднему баллу единого государственного экзамена, а также количеству призеров и победителей олимпиад, зачисленных на первый курс в ведущие вузы Республики Башкортостан, показаны лидирующие по востребованности у абитуриентов направления подготовки: рассмотрены направления подготовки с баллом единого государственного экзамена более восьмидесяти в разрезе всех ведущих вузов Республики Башкортостан. Отражена взаимосвязь результатов приема и профориентацион-ной работы. Авторы рассматривают географическую составляющую поступления в вузы Республики Башкортостан и миграцию выпускников школ. Отдельное внимание в статье уделяется динамике зачисления в рамках «квот», приводится анализ за 2016 и 2017 годы в сравнении с 2018 годом. Отдельное внимание в статье уделено целевому приему и динамике соотношения договоров на целевой прием от администраций муниципальных районов и предприятий. Рассматривается положительная динамика структуры приемной кампании и обозначены реальные проблемы, встающие при приеме абитуриентов и их последующем зачислении. Обсуждается эффективность и актуальность методов проводимой вузами про-фориентационной работы в сотрудничестве друг с другом. Приводятся примеры апробирующихся методов и способов профориентационной работы. Затрагивается вопрос взаимодействия высших учебных заведений, министерств и ведомств, муниципальных районов и городов Республики Башкортостан для более эффективного построения системы профориентационной работы.

Ключевые слова: профориентационная работа, сетевое взаимодействие, приемная кампания, статистика и анализ данных.

Development of educaton

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL ORIENTATION WORK OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN ON THE RESULTS OF THE 2018 RECEPTION CAMPAIGN

The authors present an analysis of the data of the admission campaign of 2018 for the leading higher education institutions of the Republic of Bashkortostan, noted the main trends and distinctive features of the course of admission of students in 2018, presents comparative values on the statistics of the admission campaign of previous years in comparison with 2018. The control figures of admission of students in the context of undergraduate, specialty and graduate; the results of the average score of the unified state exam, as well as the number of winners and winners of the Olympiads enrolled in the first year in the leading universities of the Republic of Bashkortostan, showing the leading demand among students areas of training: considered areas of training with a score of the unified state exam more than eighty in the context of all the leading universities of the Republic of Bashkortostan. Reflects the relationship of the results of admission and career guidance. The authors consider the geographical component of admission to universities of the Republic of Bashkortostan and migration of school graduates. Special attention is paid to the dynamics of enrollment within the «quotas», the analysis for 2016 and 2017, in comparison with 2018. Special attention is paid to the target reception and dynamics of the ratio of contracts for the target reception from the administrations of municipal districts and enterprises. We consider the positive dynamics of the structure of the admission campaign and identified the real problems that arise in the admission of students and their subsequent enrollment. The efficiency and relevance of methods of vocational guidance work carried out by universities in cooperation with each other are discussed. Examples approbable methods and techniques of vocational guidance. The question of interaction of higher educational institutions, ministries and departments, municipal districts and cities of the Republic of Bashkortostan for more effective construction of career guidance system is touched upon.

Key words: career guidance, networking, admissions, statistics and data analysis.

В Республике Башкортостан (далее РБ) функционируют семь государственных вузов и филиал Финуниверситета при Правительстве РФ. По результатам Приемной кампании в 2018 году в эти вузы зачислено 22333 абитуриента — по состоянию на 1 сентября (из них 14057 человек из Республики Башкортостан). План приема в вузы по направлениям подготовки очной и заочной формы обучения выполнен.

В этом году произошло очередное снижение контрольных цифр приема (далее КЦП): на 662 места, для сравнения — в приемной кампании 2017 г. на 480 мест. Снижение приема наблюдается по ряду направлений бакалавриата (в основном «экономика и управление», «образование и педагогические науки»), программам среднего профессионального образования (далее СПО). При этом увеличиваются КЦП на программы магистратуры, заочных форм обучения, в ряде вузов — на программы специалитета (Башкирский государственный университет

(далее БашГУ), Уфимский государственный нефтяной технический университет (далее УГНТУ), Башкирский государственный медицинский университет (далее БГМУ), Башкирский государственный аграрный университет (далее БГАУ).

Сравнительный анализ итогов приемных кампаний 2017 и 2018 гг. (таблица 1) выявляет следующие тенденции:

— улучшается качество подготовки абитуриентов: средний по восьми вузам РБ балл ЕГЭ в 2018 г. повысился относительно 2017 г. почти на 2 пункта (69,7-71,5) по данным приемных комиссий университетов. В соответствии с данными Мониторинга качества приема, проведенном Высшей школой экономики по состоянию на 14.09.2018 г. [1], значение среднего балла ЕГЭ зачисленных на бюджетные места имеет другие значения, так как рассчитаны для головного вуза, без учета внутреннего «творческого» экзамена, не везде выполнено требование «без учета индивидуальных достижений» [2] (рисунок 1).

Развитие образования

Таблица 1. Итоги приемной кампании 2017 г. и 2018 г. в вузы РБ

Вуз Средний балл ЕГЭ по одному предмету (очная форма обучения: бакалавриат, специалитет; бюджетная основа) Количеств и победител среди зач в вузы абиту о призеров ;й олимпиад исленных эиентов, чел.

2017 2018 2017 2018

ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» 65,5 68,8 1 1

ФГБОУ ВО «БГМУ Минздрава России» 75,0 74,7 1 1

ФГБОУ ВО «БГАУ» 55,5 60,8 0 1

ФГБОУ ВО «УГИИ им. З. Исмагилова» 71,8 74,8 - -

ФГБОУ ВО «УГНТУ» 73,0 74,0 11 30

ФГБОУ ВО «БашГУ» 67,5 68,6 3 1

ФГБОУ ВО «УГАТУ» 70,7 70,4 7 3

Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ 78,8 79,8 - -

Средний балл Средний балл Итого Итого

69,7 71,5 23 37

Л+1,8 от бюджета 0,4% 0,7 %

Вуз Качество приема на основании среднего балла ЕГЭ зачисленных на бюджетные места 2018 Рост/ падение и 2018-2017 Количество студентов, зачисленных на бюджетные места Из них: без экзаменов Средний балл 4 рассчитан с вычетом баллов за ИД?

1. Уфимский гос. нефтяной техн. ун-т. 76 9 0.9 1106 28 Нет

2. Башкирский гос. медицинский ун-т., г Уфа 75.5 -0.5 654 1 Да

3. Уфимский гос. авиационный техн. ун-т. 68.1 12 1157 3 Нет

4. Башкирский гос. ун-т.. г.Уфа 67.3 -02 793 1 Да

5. Башкирский гос. педагогический ун-т. им. М. Акмуллы, г. Уфа 66.8 -07 594 1 Нет

6. Башкирский гос. аграрный ун-т., г. Уфа 58.9 1.6 485 0 Нет

Рисунок 1. Мониторинг качества приема 2018 г.

— количество призеров и победителей олимпиад несколько повысилось, хотя в целом остается незначительным — 0,7 % от бюджетного приема, несмотря на оживление «олимпиадного» движения в вузах. Заметная динамика наблюдается в УГНТУ: 30 человек зачислено без вступительных испытаний, это составляет 2,3 % от принятых на бюджет (для сравнения в Российском государственном университете нефти и газа им. Губкина данный показатель составляет 2,5 %).

Заметно вырос «контрактный» балл, т.е. средний балл при поступлении на платную форму обучения, преимущественно это произошло при поступлении на гуманитарные

направления — на 4,8 балла. При этом максимум прироста наблюдается в БГАУ, Уфимском государственном институте искусств им. З. Исмагилова (далее УГИИ), Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы (далее БГПУ), Уфимском филиале Финуниверситета при правительстве РФ (далее филиал Финуниверситета). Это объясняется тем, что неуклонно снижаются КЦП на эти направления при сохраняющемся спросе у абитуриентов, а суммарное количество баллов по гуманитарным направлениям заведомо выше физики и математики.

Development of educaton

Таблица 2. «Топовые» по востребованности у абитуриентов направления подготовки

Наименование направления подготовки Средний балл Вуз

Юриспруденция 89,37 БашГУ

Педагогическое образование. Иностранный (англ.) язык и профиль по выбору 88,8 БГПУ им. М.Акмуллы

Реклама и связи с общественностью 86,6 УГНТУ

Нефтегазовое дело. Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти 84,3 УГНТУ

Электроэнергетика и электротехника 72,6 УГАТУ

Прикладные математика и физика 71,13 БашГУ

Среди «топовых» по востребованности у абитуриентов направлений подготовки (таблица 2): юриспруденция, педагогическое образование с языковым профилем, связи с общественностью. В то же время, средний балл по профильным физике и математике на «топовые» технические специальности явно ниже.

В группу «80+» по наличию направлений подготовки/специалитета с проходным баллом больше 80 вошли 5 вузов. Минимальные баллы варьируются от 46,6 до 77,1.

География зачисления и количество зачисленных абитуриентов из регионов РФ незна-

чительно расширились, из стран ближнего и дальнего зарубежья остается в целом на уровне 2016-2017 гг. 5,0-5,6 % с заметным повышением в БГПУ, БашГУ и УГАТУ.

Существенных изменений в структуре приема по уровню образования не произошло: наблюдается повышение поступивших в ординатуру, магистратуру (БГАУ, УГНТУ, БашГУ), специалитет — в 5 вузах: БГМУ, БГАУ, УГНТУ, БашГУ, снижение бакалавриата и поступивших на программы СПО (рисунок 2).

Увеличилось количество зачисленных в рамках квот на осуществление приема детей

Таблица 3. Итоги приемной кампании в вузы РБ в 2018 г.

Вуз Количество подготовки специальностей с балом ЕГЭ > 80 Минимальный балл ЕГЭ

ФГБОУ ВО «УГНТУ» 11 62,9

ФГБОУ ВО «БашГУ» 7 60,3

ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» 4 54,2

ФГБОУ ВО «УГИИ им. З. Исмагилова» 1 56

Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ 1 77,1

ФГБОУ ВО «БГАУ» - 55

ФГБОУ ВО «УГАТУ» - 46,6

ФГБОУ ВО «БГМУ Минздрава России» - 74,69

2017 год

2018 год

Аспирантура 1%

Ординатура

СПО 10%

Магистратура

26%

Бакалавриат

46%

Аспирантура

СПО 9%

Бакалавриат

Ординатура 5%

Специалитет 15%

Магистратура 27%

Специалитет 14%

Рисунок 2. Структура приема по уровню образования

Развитие образования

25

20

15

10

23,1

22,5

5,2

3,7 3,9

льготники

целевики ■ 2016 □ 2017 ■ 2018 Рисунок 3. Динамика зачисления в рамках «квот» (2016-2018 гг.).

сирот, лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (3,7 % от бюджета в 2016 г. до 5,2 % в 2018 г.) (рисунок 4). «Целевой» прием относительно зачисленных на бюджет существенно не изменился. Настораживает растущий приоритет договоров от администраций муниципальных районов (далее МР) и городов относительно договоров, заключенных с предприятиями (рисунок 4).

Последствия этого для вневедомственных вузов известны и неоднократно обсуждались. Это так называемое «свободное» от обязательств с обеих сторон договора трудоустройство и серьезное снижение проходного балла ЕГЭ, что отождествляется с качеством приема: средний балл по 1 предмету зачисленных на бюджет УГНТУ в 2018 г. составил 74, по «целевому» приему 66,3 с учетом

индивидуальных достижений. По некоторым направлениям этот разрыв более существенный, особенно если договор заключает администрация МР, к примеру: одно из самых популярных среди абитуриентов гуманитарных направлений «Реклама и связи с общественностью» — по общему конкурсу 86,6, по договору с администрацией 74 (разрыв 12,6). По техническим направлениям при договоре от предприятия этот разрыв ниже, но сохраняется. При этом, зачастую, предприятие само выставляет требование высокого среднего балла ЕГЭ абитуриента, претендующего на целевой договор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, необходимость целевого обучения определяется спецификой вуза и направлениями подготовки: в течение трех лет наблюдается преимущественный прием по договорам от предприятий (Уфимское

2016 2017 2018

■ Администрации МР и ГО ■ Предприятия Рисунок 4. Динамика соотношения договоров на целевой прием от администраций МР и предприятий

-125

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 1 (27), 2019

Development of educaton

моторостроительное производственное объединение (далее УМПО), Уфимское агрегатное производственное объединение (далее УАПО)) в УГАТУ а также в БГМУ, что вызывает серьезное снижение проходного балла и приоритетный целевой заказ от «администраций» при достаточно высоком балле ЕГЭ. Проблема остается, и пока стремление вузов к переходу на целевое обучение тщетно.

К положительным изменениям в структуре приема можно отнести успешно продолжающийся набор по сетевым образовательным программам и программам двойных дипломов: это магистратура БГМУ — УГНТУ, программы двойных дипломов УГНТУ — БашГУ, работают многочисленные внутривузовские программы двойных дипломов.

Однако существуют реальные проблемы.

1. «Разрыв» КЦП с интересами абитуриентов и кадровым прогнозом региона.

Поскольку весь образовательный процесс в вузах должен быть «увязан» на экономике региона и производстве, мы снова говорим о необходимости создания и доступности актуального кадрового прогноза с «разносом»

Таблица 4. Распределение выпускников школ РБ

потребности в рабочих и специалистах, с учетом тенденций развития перспективных направлений экономики региона. И уже на основе такого прогноза можно совершенствовать механизмы планирования КЦП, а главное обосновывать и отстаивать их.

2. Миграция абитуриентов.

Анализ распределения выпускников 11 классов школ РБ в 2017 и 2018 годах (таблица 4) показывает, что количество поступивших в эти годы в наши вузы в 1,8 раз больше, чем покинувших республику: 48,6 % к 27,1 % в 2017 году и 49 % к 28 % в 2018 г. от общего числа выпускников. Процент поступивших в учреждения среднего профессионального образования, начального профессионального образования практически стабилен.

Среди выпускников школ в 2018 году, поступивших в вузы (рисунок 5), 64 % в вузах РБ, 6 % г. Москва, 5 % г. Санкт-Петербург, 24 % — другие регионы РФ, 1 % — зарубежные вузы (из числа поступивших в вузы РФ: Москва — 18 %, Санкт-Петербург — 14 %, другие города — 68 %).

Как отмечают приемные комиссии вузов, количество абитуриентов, поступивших из

Поступившие в ОУ 2017 % от общего числа выпускников школ РБ 2018 % от общего числа выпускников школ РБ

Вузы РБ (очно и заочно) 48,6 49,0

Вузы других регионов РФ и заграница (очно и заочно) 27,1 28,0

Учреждения СПО, НПО 21,2 20,0

Служба в рядах ВС РФ, работа, профкурсы 3,1 3,0

■ Республика Башкортостан

□ Москва

■ Санкт-Петербург

■ Регионы РФ

□ Зарубежные вузы

Рисунок 5. География поступления выпускников школ РБ в 2018 г.

районов с 2015 года, в целом увеличилось, в ряде вузов — существенно. Это результат системной работы вузов в муниципальных районах и городах республики, в том числе в рамках выездных профориентационных мероприятий Совета ректоров вузов Республики Башкортостан. Однако, это привело к перегрузке общежитий, и становится проблемой в организации комфортных условий проживания студентов, что среди прочего имеет большое значение при выборе вуза.

Можно выделить Топ-6 муниципальных районов по вкладу в число поступивших в вузы абитуриентов (МР Туймазинский, МР Ишимбайский, МР Мелеузовский, МР Белебеевский, МР Кармаскалинский, МР Бирский).

Картина по городам республики следующая: из города Уфа — 78 % абитуриентов поступили в республиканские вузы, из города Стерлитамак — 54 %, из города Салават — 46 %, при этом 80 % и 87 % выпускников школ этих городов поступают в вузы. Необходимо продолжать и совершенствовать формы профориентационной работы в школах муниципальных районов и городов РБ. Тем более, что 44 % выпускников этих школ получают максимальные баллы ЕГЭ. А успехи в работе с талантливыми детьми есть.

Сравнительный анализ поступления выпускников школ РБ, сдавших ЕГЭ на 100 баллов, в вузы (рисунок 6) указывает на медленное, но упрямое снижение количества

Развитие образования

уезжающих из республики с 2014 года. Это индикатор растущего устойчивого положения наших вузов и их растущего у абитуриентов и их родителей авторитета. По результатам приема в 2018 году, 40 % абитуриентов с максимальным баллом ЕГЭ поступили в вузы г. Москвы, 18,2 % — г. Санкт-Петербурга, 5,5 % — в вузы г. Казани. Основная задача — активно продолжать начатую в республике работу с одаренными детьми. Необходимы традиционные мероприятия формата «Слет отличников Башкортостана» с участием Правительства РБ, крупнейших работодателей региона, представляющих сильным выпускникам их перспективы развития в регионе и потребность региона в них. Пока 36 % талантливых детей — в наших вузах, и мы обязаны создать внутривузовскую программу, сопровождающую их обучение и развитие, возможно даже индивидуальную траекторию образования.

Таким образом, основными отличительными особенностями приемной компании 2018 года можно назвать: снижение КЦП, повышение балла ЕГЭ при зачислении на «бюджет» и на контракт, в большинстве вузов — увеличение минимального проходного балла, увеличение приема по очно-заочной форме обучения, растущее зачисление по контрактной заочной форме обучения, успешное развитие сетевых программ образования и программ двойных дипломов,

2014 2015 2016 2017 2018

■ РБ «РФ

Рисунок 6. Динамика миграции стобалльников

Development of educaton

вновь растущий «целевой прием» от администраций МР и городов республики.

Результаты приемной кампании всегда являются отражением системного подхода к профориентационной работе в регионе в целом. Ситуация такова, что сегодня в республике профессиональной ориентации молодежи как системы взаимосвязанных компонентов нет. Это проблема не только нашего региона. С 1991 года с выходом закона «О занятости населения» школьная профориентация переведена в службы занятости. Но это вовсе не означало, что учебные заведения отстранились, напротив, сегодня вузы республики используют практически все известные инструменты профориентации и предлагают новые.

Это различные форматы Дней открытых дверей, в том числе выездные; профтестиро-вание по диагностическим комплексам «Профориентатор» и «Профкарьера» с консультацией психолога; развитие олимпиад-ного движения; развитие детского промышленного туризма, и в целом привлечение работодателей к проблеме; создание профильных классов на базе школ, курирование над школами и создание лицеев: много лет успешно работает Инженерный лицей № 83 имени М.С. Пинского УГНТУ; площадкой для поиска новых форм профориентацион-ной работы стал Республиканский Инженерный лицей для одаренных детей, БГПУ им. М. Акмуллы на протяжении трех лет апробирует модель Башкирского «Сириуса», работает Молодежный технопарк УГНТУ Вузы республики сегодня объединились в своей профориентационной работе, образовательном процессе и решении проблем с трудоустройством выпускников. Речь идет о совместных профориентаци-онных выездах в МР и города республики, при поддержке и участии Правительства РБ и Министерства образования РБ; межвузовской ярмарке вакансий, где выпускники школ, их родители вместе со студентами вузов и ссузов могут познакомиться с работодателями региона и не только. Перспективным является проект «Поступи в

мой любимый вуз» по привлечению студентов к профориентационной работе.

Остается проблема во взаимодействии учреждений образований с органами законодательной и исполнительной власти, предприятиями, в системной работе в рамках комплексной региональной программы профориентации. Речь идет о региональном проекте, позволяющем выработать раннюю мотивацию школьников на профессии для новых отраслей экономики, провести «перезагрузку» для продвижения тех направлений, которые вводит вуз, например нано- и биотехнологии, промышленный дизайн, искусственный интеллект, робототехника. Мы хотим, чтобы в вуз пришли ребята, мотивированные на обучение с опытом предварительного погружения в отрасль. В общем, это особенность наблюдается последние 2-3 года, когда абитуриент выбирает профессию и место, где он хочет в последствии работать. Возможен проект некого предуниверсариума, который может объединить несколько вузов, общеобразовательные учреждения, предприятия.

Большие возможности профориентацион-ной работы заложены в Комплексном плане мероприятий по профориентации учащихся, социально-профессиональной адаптации молодых граждан на рынке труда РБ на 20162020 гг. [2], в рамках которого работает Министерство семьи, труда и социальной защиты РБ. Вузам необходимо подключиться к реализации этого плана, в том числе предлагается создание муниципальных Центров профориентации при отделах образованиях, службах занятости (или на базе хорошо оснащенной школы, библиотеки). Они должны быть оснащены мультимедийным оборудованием, иметь возможность подключения к электронным ресурсам, прежде всего — «Электронное образование», иметь всю рекламную продукцию вузов РБ, в том числе фильмы и ролики, которые будут системно транслироваться в школах. На базе таких Центров можно проводить модульные занятия со школьниками, презентации вузов, в том числе удаленно, осуществлять интерактивные профориентационные проекты — лектории для выпускников школ, родителей.

Для поддержки и развития технического образования в республике создана и успешно работает «Ассоциация школ Союза машиностроителей России», которая ставит перед собой серьезные задачи, в том числе и по работе с одаренными детьми, и успешно продвигается к их решению.

В республике открыты и успешно работают «Кванториум», Центр поддержки технического образования школьников «Гагарин-Центр», работают многочисленные клубы по робототехнике, экологический центр.

Список литературы

1. Об утверждении Комплексного плана мероприятий по профессиональной ориентации учащихся, социально-профессиональной адаптации молодых граждан на рынке труда Республики Башкортостан на 20162020 годы: Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2015 года № 1506-p. URL: http://docs.cntd.ru/ document/432887365 (дата обращения 07.11.2018).

2. Мониторинг качества приема в вузы. URL: https://ege.hse.ru/rating (дата обращения 07.10.2018).

References

1. Ob utverzhdenii Kompleksnogo plana meropriyatii po professional'noi orientatsii

Развитие образования

Вывод

По определению Пифагора, «система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность и единство». В этом смысле в республике существует множество элементов профориентации, замечательно работающих самостоятельно. Нужно работать над их взаимодействием и сведением этого множества к единой системе взаимосвязанных компонентов, тогда механизм профориентации заработает в полную силу и ускорится движение вперед.

uchashchikhsya, sotsial'no-professional'noi adaptatsii molodykh grazhdan na rynke truda Respubliki Bashkortostan na 2016-2020 gody: Rasporyazhenie Pravitel'stva Respubliki Bashkortostan ot 31 dekabrya 2015 goda № 1506-p. [About the Approval of the Complex Plan of Actions for Professional Orientation of Pupils, Social and Professional Adaptation of Young Citizens in the Labor Market of the Republic of Bashkortostan for 2016-2020: the Order of the Government of the Republic of Bashkortostan of December 31, 2015 No. 1506-p.]. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/432887365 (accessed 07.11.2018).

2. Monitoring kachestva priema v vuzy [Monitoring the Quality of Admission to Universities]. Available at: https://ege.hse.ru/ rating (accessed 7.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.