Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТ КАК СУБЪЕКТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ'

УНИВЕРСИТЕТ КАК СУБЪЕКТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ШКОЛА / УНИВЕРСИТЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / CAREER GUIDANCE / SCHOOL / UNIVERSITY / PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION / LEVEL MODEL OF CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

Исследование посвящено проблеме трансформации содержания профориентации школьников в сложившихся условиях в связи со сложившимися противоречиями. Профориентационная работа вузов связана как с решением задачи набора абитуриентов, так и с выполнением миссии ключевого субъекта профориентации учащихся наряду со школой и работодателями. Осознанное профессиональное самоопределение школьников на современном этапе оказывается возможным благодаря заинтересованной позиции данных акторов. Школы должны быть заинтересованы в том, чтобы их выпускник выбрал оптимальную для себя траекторию дальнейшего обучения, вуз заинтересован в получении высокомотивированного абитуриента, работодатели - в специалисте, готовом к адаптации к трудовой деятельности. Представлены основные составляющие профориентации на уровне школы и вуза. Профориентация должна носить системный характер, в том числе на уровне образовательной организации. В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина реализуется «уровневая» модель профориентации, которая охватывает уровни образовательной программы, кафедры, института/факультета, университета. Дана характеристика мероприятиям, реализующимся на обозначенных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY AS A SUBJECT OF CAREER GUIDANCE WORK WITH SCHOOL STUDENTS

The study is devoted to the problem of transforming the content of career guidance of school students in the current conditions in connection with the existing contradictions. The career guidance work of universities is associated both with solving the problem of recruiting applicants and with fulfilling the mission of the key subject of career guidance for students along with the school and employers. Conscious professional self-identification of school students at the present stage is possible due to the concerned position of these actors. Schools should be interested in their graduates choosing the optimal path for further education, the university is interested in obtaining a highly motivated applicant, employers interested in a specialist who is ready to adapt to work. The main components of career guidance at the school and university levels are presented. Career guidance should be systemic, including at the level of the educational organization. Derzhavin Tambov State University implements a “level” model of career guidance, which covers the levels of the educational program, department, institute/faculty, university. The characteristics of the activities implemented at the designated levels are given.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТ КАК СУБЪЕКТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ»

DOI 10.20310/1810-0201 -2020-25-187-15-20 УДК 378.4+37.048.45

Университет как субъект профориентационной работы со школьниками

Андрей Васильевич ПРОХОРОВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1263-695X, e-mail: Proh_and@rambler.ru

University as a subject of career guidance work with school students

Andrey V. PROKHOROV

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1263-695X, e-mail: Proh_and@rambler.ru

Аннотация. Исследование посвящено проблеме трансформации содержания профориентации школьников в сложившихся условиях в связи со сложившимися противоречиями. Профориентационная работа вузов связана как с решением задачи набора абитуриентов, так и с выполнением миссии ключевого субъекта профориентации учащихся наряду со школой и работодателями. Осознанное профессиональное самоопределение школьников на современном этапе оказывается возможным благодаря заинтересованной позиции данных акторов. Школы должны быть заинтересованы в том, чтобы их выпускник выбрал оптимальную для себя траекторию дальнейшего обучения, вуз заинтересован в получении высокомотивированного абитуриента, работодатели - в специалисте, готовом к адаптации к трудовой деятельности. Представлены основные составляющие профориентации на уровне школы и вуза. Профориентация должна носить системный характер, в том числе на уровне образовательной организации. В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина реализуется «уровневая» модель профориентации, которая охватывает уровни образовательной программы, кафедры, института/факультета, университета. Дана характеристика мероприятиям, реализующимся на обозначенных уровнях.

Ключевые слова: профориентация; школа; университет; профессиональное самоопределение; уровневая модель профориентации

Для цитирования: Прохоров А.В. Университет как субъект профориентационной работы со школьниками // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 187. С. 15-20. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-187-15-20

Abstract. The study is devoted to the problem of transforming the content of career guidance of school students in the current conditions in connection with the existing contradictions. The career guidance work of universities is associated both with solving the problem of recruiting applicants and with fulfilling the mission of the key subject of career guidance for students along with the school and employers. Conscious professional self-identification of school students at the present stage is possible due to the concerned position of these actors. Schools should be interested in their graduates choosing the optimal path for further education, the university is interested in obtaining a highly motivated applicant, employers interested in a specialist who is ready to adapt to work. The main components of career guidance at the school and university levels are presented. Career guidance should be systemic, including at the level of the educational organization. Derzhavin Tambov State University implements a "level" model of career guidance, which covers the levels of the educational program, department, institute/faculty, university. The characteristics of the activities implemented at the designated levels are given.

© Прохоров А.В., 2020

15

Keywords: career guidance; school; university; professional self-identification; level model of career guidance

For citation: Prokhorov A.V. Universitet kak sub"yekt proforiyentatsionnoy raboty so shkol'nikami [University as a subject of career guidance work with school students]. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 187, pp. 15-20. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-187-15-20 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Современные университеты функционируют в условиях жесткой конкуренции. Одним из ведущих конкурентных направлений является борьба за абитуриентов. При этом вузы заинтересованы не только в количественном показателе приема, но и в качественных характеристиках абитуриентов.

Профориентационная работа, которая в последние годы ведется вузами, заметно поменяла свое содержание, оформились новые формы взаимодействия со средними учебными заведениями и работы с учащимися [1; 2]. Переформатирование профориентацион-ной работы вузов стало импульсом для исследовательского интереса к данной области, о чем свидетельствуют работы последних лет (А.Л. Балакина, О.Н. Васильева, Б.В. Заливан-ский, Н.А. Илюхина, Л.А. Кравчук, М.В. Ра-зумова, Е.В. Самохвалова, Д.А. Троешестова и др.).

Процесс осознанного самоопределения осложняется тем, что «мир профессий стал более дифференцированным, сделать правильный профессиональный выбор стало сложнее» [3, с. 5]. На выбор профессиональной сферы влияют «случайные факторы» [4, с. 21], факторы, которые «с трудом поддаются прогнозированию» [5, с. 64]. В связи с этим профориентационная работа вузов начинает носить более системный характер, подразумевает в том числе раннюю профориентацию, которая охватывает учащихся начальной и средней школы.

Основными действующими лицами в профориентации школьников выступают школы, вузы, а также работодатели, которые в последние годы демонстрируют заинтересованность в популяризации представляемых профессий и профессиональных сфер. Проф-ориентационная работа предполагает согласованные действия ее субъектов в целях «формирования у населения готовность совершать осознанный профессиональный вы-

бор» [5; 6, с. 3]. Кроме того, профессиональный выбор осуществляется под влиянием мнения друзей, родителей, наставников.

Особая роль в профориентационное работе в регионах отводится вузам, которые заинтересованы в подготовке квалифицированных специалистов для предприятий. Школы в одиночку уже не могут способствовать решению этой задачи, поэтому ««центр тяжести» профориентационной работы в регионах постепенно смещается от школ в многопрофильные университеты [7, с. 125]. На наш взгляд, именно вузы призваны стать центральными субъектами профориентаци-онной работы со школьниками, способными объединить вокруг себя других заинтересованных субъектов (органы власти, предприятия, средние учебные заведения).

Единое понимание процесса участниками профориентационной работы со школьниками призвано стать ответом на происходящие изменения, которые усложняют профессиональный выбор учащихся.

К подобным изменениям можно отнести:

- трансформацию структуры подготовки кадров;

- появление новых профессиональных сфер;

- динамику конъюнктуры рынка труда;

- расширение спектра специальностей и направлений подготовки в вузах, «масси-фикацию высшего образования и уплотнение конкуренции между вузами за абитуриентов» [1; 8].

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ»

Под профессиональной ориентацией следует понимать «процесс профессионального самоопределения молодого человека, выбора им оптимального вида занятости с учетом собственных потребностей и возможностей», «комплекс специальных мер содействия в профессиональном самоопре-

делении, формировании компетентности при ориентации и адаптации на рынке труда» [5, с. 64].

И.А. Фирсова определяет профессиональную ориентацию как «сложный процесс, который направлен на развитие компетентности учеников при выборе карьеры, а именно, на способность анализировать информацию о выборе карьеры, возможность получить теоретически и практически знания и навыки, в результате чего повысить шансы правильно определить свой трудовой путь» [3, с. 5].

Пересмотр содержания профориентаци-онной работы со стороны школ и высших учебных заведений обусловлен результатами исследований, согласно которым родители выражают неудовлетворенность уровнем профориентационной работы в школе, а более трети учащихся на момент окончания школы не имеют четких дальнейших профессиональных ориентиров [9, с. 50]. Специалисты оценивают состояние профориен-тационной работы в России следующим образом: «профориентация не рассматривается как глубокая, системная и требующая времени работа, являясь лишь элементом кадровой политики и часто заменяется определением профпригодности с помощью многочисленных тестов и профотбором» [9, с. 50-51].

М.В. Разумова на основе обобщения существующих практик профориентации выделяет ряд объективных противоречий [9, с. 5556]:

- «между реальной потребностью общества в подготовке специалистов по различным профессиям и стихийно складывающейся профессиональной направленностью школьников;

- между профессиональными предпочтениями выпускников школ, ориентированными на престижные профессии, и потребностью в рабочих кадрах;

- между недостаточной информированностью школьников о мире профессий и требованием сознательности и самостоятельности выбора;

- между потребностями подростков в деловых советах и недостатком либо отсутствием компетентных советчиков;

- между профессиональными планами учащихся и их личными качествами;

- между планами учащегося и планами его родителей;

- между реальной необходимостью профориентации учащихся и недостаточностью или отсутствием кадровой, материальной, документальной и технической баз;

- между применением традиционных способов и методик профориентации школьников и постоянно меняющимся миром профессий, предъявляющим новые, более высокие требования к человеку;

- между быстрым темпом научно-технического прогресса и развитием рыночной экономики и значительным отставанием уровня профориентационной работы с учащимися, приводящим к профессиональной дезориентации выпускников школ»;

- между существующими теоретическими разработками по организации профориентации учащихся и отсутствием их практической реализации [9, с. 55-56]. Уровень решения задач, который ставится участникам процесса профориентации учащихся, предполагает нивелировку указанных противоречий.

А.П. Балакина характеризует 5 основных задач профориентации, выполнению которых должна способствовать школа.

1. Профессиональное информирование. Предполагает как знакомство школьников с существующими профессиями, так и размышление и обсуждение перспектив развития экономики, возникновения новых профессий. В качестве критериев изучения профессий следует рассматривать не только и не столько уровень зарплаты и престиж, но и возможности творческой реализации, реальной пользы для общества, перспективу личностного развития и т. д.

2. Профессиональная диагностика. О профпригодности школьника к той или иной сфере позволяют судить результаты психодиагностических исследований, которые могут стать основанием для корректировки школьника к более целенаправленному развитию. При проведении профессиональной диагностики учащихся необходимо учитывать медицинские показания к профессии.

3. Морально-эмоциональная поддержка школьника. Данное направление связано с необходимостью формирования оптимистичного отношения у школьника к своему профессиональному будущему, понимания,

что «в самых неблагоприятных условиях он найдет свое место в жизни» [6, с. 6].

4. Помощь в конкретных карьерных выборах. Реализация данной задачи предполагает расширение представлений школьников о дальнейших перспективах: будет ли его дальнейшее обучение связано с вузом или колледжем, каково карьерное развитие.

5. Помощь в планировании своего профессионального/жизненного/личностного развития. Подобное планирование включает стремление к определению цели, реализации смысла жизни, приближение к определенному идеалу. Планирование предполагает определение дальних (стратегических), тактических (более близких по времени) и оперативных (достижимых в самое ближайшее время) целей [6, с. 5-6].

Профориентационная работа на базе вуза, по мнению И.А. Фирсовой, может быть представлена в виде нескольких блоков: информационного, знаниевого, блока самоопределения и консультационно-оценочного.

Информационный блок предполагает информирование школьников о современных профессиях, современном состоянии рынка труда и возможностях карьеры по различным профессиональным направлениям. Данный блок реализуется в том числе при поддержке СМИ, через создание информационного продукта (справочников, видеороликов и т. д.).

Знаниевый блок предполагает формирование «знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и дальнейшего успешного трудоустройства» [3]. Данное направление может найти реализацию через тренинги и мастер-классы.

Блок самоопределения связан с «работой по формированию внутренней готовности к готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути» [3, с. 6]. Через гей-мифицированные технологии у школьников формируется интерес к собственному самоопределению, к особенностям тех или иных профессий.

Работа в рамках консультационно-оценочного блока ведется с подросткового возраста. В этом направлении широко применяются интервью-собеседование и анкетирование, профориентационное и психологическое консультирование, мастер-классы, набор лекционного материала, профориентаци-

онные тесты, оценивающие потенциал, профессионально важные качества (компетенции) школьника [3, с. 6].

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

Специалисты справедливо отмечают, что профориентация должна вестись системно, «по всем направлениям и всем уровням», а «изолированная, «локально-частичная»

профориентация должна уходить в прошлое» [6, с. 3]. Профориентационная работа в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина носит многоуровневый характер и охватывает:

- уровень образовательной программы;

- уровень кафедры;

- уровень института/факультета;

- уровень университета [8].

Подобная модель представляется перспективной, так как разрозненные усилия внутри вуза, на наш взгляд, в современных условиях не могут привести к желаемому результату.

Как показывает опыт вузов в сфере профориентационной работы, наиболее востребованными формами являются деловые игры, «круглые столы», тренинги и мастер-классы. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина последние пять лет знакомит школьников области с направлениями и специальностями через выездные мастер-классы на базе школ в районах области в рамках проекта «Я выбираю Державин-ский!».

Нередко к профориентационному взаимодействию «школа-вуз» привлекаются эксперты из числа ключевых работодателей. Перспективным направлением профориентации являются экскурсии на предприятия и организации, базовые кафедры, организатором которых выступает вуз.

Востребованной формой профориента-ционной работы, ориентированной на поиск наиболее талантливых и мотивированных абитуриентов, являются интеллектуальные соревнования школьников (олимпиады, конкурсы проектов/грантов) [10, с. 85-86]. Дер-жавинский университет с 2016 г. реализует Конкурс Державинских грантов на обучение в вузе. Поддержку в рамках гранта находят

абитуриенты тех направлений и специальностей, на которые не были выделены контрольные цифры приема. В текущем году конкурс состоял из номинаций «Экономическая безопасность» и «Менеджмент», в прошлые годы - «Лингвистика», «Вокальное искусство», «Актерское искусство», «Хореографическое искусство», «Социально-культурная деятельность» и «Физическая культура». Победители и призеры грантов могут претендовать на полное освобождение от оплаты либо на существенную скидку.

Особая роль в профориентационной работе вуза отводится уровням образовательной программы и кафедры. В качестве проф-ориентационной инициативы на уровне отдельной образовательной программы является «Школа молодого рекламиста». Школа начала функционировать в 2011 г. Она призвана способствовать развитию креативного мышления учащихся, а также дальнейшему профессиональному самоопределению. Мастер-классы и семинары в рамках Школы знакомят потенциальных абитуриентов с миром рекламы, современными инструментами рекламы и ПР, предоставляют возможность практики в разработке рекламных продуктов. Работа «Школы молодого рекламиста» демонстрирует свою эффективность: слушатели первых наборов «Школы молодого рекламиста» уже закончили бакалавриат, а некоторые - магистратуру по направлению «Реклама и связи с общественностью».

Изначально подразумевалось, что это будет проект исключительно для школьников старших классов и выпускных курсов колледжей, но со временем Школа вышла на городской уровень. С 2018 г. проект реализуется совместно с Тамбовской областной универсальной научной библиотекой им. А.С. Пушкина. На данный момент двери Школы открыты для всех желающих. Среди преподавателей Школы - сотрудники пресс-служб и служб маркетинга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профориентационная работа со школьниками в современных условиях должна вестись системно на различных уровнях с участием основных заинтересованных субъектов (органы власти, вуз, школа, работодатели). Объединяющим звеном призван выступать вуз, профориентационная работа которого связана, с одной стороны, с взаимодействием со школами вплоть до этапа приема абитуриентов в вуз, с другой - с взаимодействием с работодателями, которые ждут от вуза высо-квалифицированных специалистов. В рамках вуза профориентационная работа может реа-лизовываться на нескольких уровнях: уровне вуза, института/факультета, кафедры, отдельной образовательной программы. Согласованные действия субъектов профориентации призваны стать залогом успешного профессионального самоопределения учащихся.

Список литературы

1. Прохоров А.В. Детский университет как инструмент ранней профориентации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. Тамбов, 2018. Т. 4. № 13. С. 25-30.

2. Прохоров А.В., Жмырева Н.А. Профориентационная работа в университете: традиционные и новые формы взаимодействия со школьниками // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 103. С. 73-76. DOI 10.20310/1819-8813-2018-13-103-73-76

3. Фирсова И.А. Профориентационная работа в системе развития образования: опыт работы Финансового университета // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 2. № 1. С. 4-7.

4. Кравчук Л.А. Профориентация в вузе: проблема, практика, проекты // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2013. № 4. С. 21-27.

5. Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Проблемы организации профориентационной работы в университете // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 64-70.

6. Балакина А.П. Профориентация в системе управления развитием человеческих ресурсов // Экономика и управление. 2011. № 12. С. 3-6.

7. Троешестова Д.А., Васильева О.В. Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодежи в университете // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 125-131.

8. Прохоров А.В. Уровневая модель профориентационной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина // Социально-экономические явления и процессы. 2019. Т. 14. № 3 (107). С. 13-17. DOI 10.20310/1819-8813-2019-14-3(107)-13-17

9. Разумова М.В. Профориентация в России: становление, проблемы, перспективы // Профессиональное образование и общество. 2014. № 3 (11). С. 49-57.

10. Илюхина Н.А. Профориентационная работа вузов со школьниками: новые возможности традиционных форм // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 4 (6). С. 83-88.

References

1. Prokhorov A.V. Detskiy universitet kak instrument ranney proforiyentatsii [Children's university as an instrument of early career guidance]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Obshchestvennyye nauki -Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2018, vol. 4, no. 13, pp. 25-30. (In Russian).

2. Prokhorov A.V., Zhmyreva N.A. Proforiyentatsionnaya rabota v universitete: traditsionnyye i novyye formy vzaimodeystviya so shkol'nikami [Professional orientation work at the university: traditional and new forms of interaction with pupils]. Sotsial 'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy - Social-Economic Phenomena and Processes, 2018, vol. 13, no. 103, pp. 73-76. DOI 10.20310/1819-8813-2018-13-103-73-76 (In Russian).

3. Firsova I.A. Proforiyentatsionnaya rabota v sisteme razvitiya obrazovaniya: opyt raboty finansovogo universiteta [Professional orientation in development education system: the experience of Financial University]. Upravlencheskiye nauki v sovremennom mire - Managerial Sciences in the Modern World, 2015, vol. 2, no. 1, pp. 4-7. (In Russian).

4. Kravchuk L.A. Proforiyentatsiya v vuze: problema, praktika, proyekty [Career guidance at the university: problem, practice, projects]. Sovremennaya sotsial 'naya psikhologiya: teoreticheskiye podkhody i priklad-nyye issledovaniya [Modern Social Psychology: Theoretical Approaches and Applied Research], 2013, no. 4, pp. 21-27. (In Russian).

5. Zalivansky B.V., Samokhvalova E.V. Problemy organizatsii proforiyentatsionnoy raboty v universitete [Organization of career guidance at the university]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2014, no. 7, pp. 64-70. (In Russian).

6. Balakina A.P. Proforiyentatsiya v sisteme upravleniya razvitiyem chelovecheskikh resursov [Vocational guidance in a control system by development of manpower resources]. Ekonomika i upravleniye - Economics and Management, 2011, no. 12, pp. 3-6. (In Russian).

7. Troeshestova D.A., Vasileva O.V. Sistema professional'noy oriyentatsii uchashchikhsya, privlecheniya i soprovozhdeniya talantlivoy molodezhi v universitete [System of student career guidance and support of talented youth at the university]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2017, no. 7 (214), pp. 125-131. (In Russian).

8. Prokhorov A.V. Urovnevaya model' proforiyentatsionnoy raboty Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R. Derzhavina [Level model of vocational guidance work of Derzhavin Tambov State University]. Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy - Social-Economic Phenomena and Processes, 2019, vol. 14, no. 3 (107), pp. 13-17. DOI 10.20310/1819-8813-2019-14-3(107)-13-17 (In Russian).

9. Razumova M.V. Proforiyentatsiya v Rossii: stanovleniye, problemy, perspektivy [Vocational guidance in Russia: development, problems, prospects]. Professional'noye obrazovaniye i obshchestvo [Professional Education and Society], 2014, no. 3 (11), pp. 49-57. (In Russian).

10. Ilyukhina N.A. Proforiyentatsionnaya rabota vuzov so shkol'nikami: novyye vozmozhnosti traditsionnykh form [Universities career-orientational work for secondary school students: new opportunities for traditional forms]. VestnikRGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedeniye - RSUH/RGGUBulletin. Series: Philosophy. Sociology. Art Studies, 2016, no. 4 (6), pp. 83-88. (In Russian).

Информация об авторе

Прохоров Андрей Васильевич, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и реклама», директор Центра маркетинга образовательных услуг. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: Proh_and@rambler.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1263-695X

Поступила в редакцию 08.07.2020 г.

Поступила после рецензирования 05.08.2020 г.

Принята к публикации 28.08.2020 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

Andrey V. Prokhorov, Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of "Management, Marketing and Advertising" Department, Head of Marketing of Educational Services Center. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: proh_and@rambler.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1263-695X

Received 8 July 2020 Reviewed 5 August 2020 Accepted for press 28 August 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.