УДК 745 (471.67)
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ХУДОЖЕСТВЕННОГРАФИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ДГПИ в 1970-1980-е гг.
© 2007 Мусаева Н.Ф.
Дагестанский государственный педагогический университет
Статья посвящена студенческому научно-исследовательскому институту декоративно-прикладного и изобразительного искусства Дагестана на художественнографическом факультете ДГПУ: как учились и искали, трудились и добивались успехов студенты худграфа 1970-1980-х гг., как факультет стал центром развития национального и декоративно-прикладного искусства, какую роль сыграла в этом Р.Ш. Микаилова, талантливый руководитель, удивительный человек, патриот Дагестана, большой знаток и ценитель его культуры.
The article is dedicated to student scientific and research institute of decorative-applied and graphic arts of Dagestan on the artistic and graphic faculty of DSPI. It depicts how the students of the artistic and graphic faculty studied and searched, worked and obtained the success in 1970-1980s, how the faculty became the centre of the development of national and decorative-applied arts, what role R.Sh. Mikailova played in this process. She was a talented leader, an amazing person, a patriot of Dagestan, a great expert and connoisseur of its culture.
Ключевые слова: студенческий научно-исследовательский институт декоративноприкладного искусства Дагестана, художественно-графический факультет ДГПУ.
Keywords: the student scientific and research institute of decorative-applied and graphic arts of Daghestan, the artistic and graphic faculty of DSPI.
С первого года существования художественно-графического факультета руководство в планах своей работы заявляло, что ХГФ является не только образовательным подразделением ДГПИ, но и учреждением, призванным с помощью научно-исследовательской работы поддерживать развитие национального изобразительного и декоративноприкладного искусства. В 1972 году были пересмотрены учебные планы, разработанные ранее, и внесены в них предметы, предполагающие изучение традиционных видов дагестанских ремесел и практическое овладение ими, что не учитывалось стандартами образования на худграфах других российских педагогических институтов. Таким образом, изначально художественно-графический
факультет ДГПИ стал мыслиться как один из центров развития традиционной национальной художественной культуры [9]. С этой целью при факультете был создан Музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которым с первых дней основания заведовала Райханат Шихабутдиновна Микаилова (1938-1989).
В 1972/73 учебном году, с образованием пяти кружков, заработало Научное студенческое общество (НСО). Л. В. Шах-марданова руководила кружком «История изобразительного искусства». В. К. Скугарев взял на себя руководство кружками по художественной обработке дерева и камня. Но самая активная научно-исследовательская работа развернулась под началом Р. Ш. Микаиловой,
которая не только вела два кружка (по художественной керамике и ковроткачеству), но и возглавляла всю НИРС на факультете [8].
С целью изучения технологии и художественной самобытности дагестанского декоративно-прикладного искусства она организовывала поездки студентов в центры традиционных промыслов: Балхар, Унцукуль, Кубачи и Гоцатль [2]. В ходе таких экспедиций пополнялись фонды факультетского музея, а собранный материал становился основой для студенческих теоретических работ. Так, в 1972 году участники НСО написали под руководством Р. Ш. Микаиловой коллективную работу на тему «Образ В. И. Ленина в искусстве народов Дагестана». Ее защита проходила на Межвузовской республиканской конференции, посвященной дню рождения этого советского политического деятеля. В 1973 году студенты представили на зональный смотр-конкурс научно-технического творчества студентов (НТТС), проходивший в Ростове-на-Дону, семь работ, которые в марте 1974 года были отправлены в Новосибирск на Всероссийский тур НТТМ «Студенты РСФСР - народному хозяйству, науке, культуре и здравоохранению» [3]. Это были работы В. Петрова «Балхар-ская керамика», Х. Ризванова «Дагестанский войлок», Н. Токаевой «Некоторые технологические приемы дагестанского искусства филиграни», С. Беляевой «Балхарский костюм», Н. Сивковой «Женский дагестанский костюм. Традиции и современность», работы Р. Ахмедова и И. Абакарова. Тогда студентами художественно-графичес-кого факультета было получено три диплома лауреатов смотра-конкурса, двадцать три свидетельства участников Всероссийской выставки и три приза ЦК ВЛКСМ. В 1975 году на Всесоюзном конкурсе НТТМ, проходившем в Ленинграде, работа В. Петрова «Балхарская керамика» получила золотую медаль [7].
Студенты худграфа тех лет ощущали себя в работе поистине первооткрывателями. «Учеба стала для нас, - писал Хадис Ризванов, - поиском основ постепенно теряющихся, а порой уже утра-
ченных исконно дагестанских ремесел... Главное, что мы вынесли из этнографических и археологических поисков, - это умение отличить истинно национальное от наносного в культуре Дагестана.». Студенты уважали своего научного руководителя Р.Ш. Микаилову и отдавали должное ее энтузиазму, энергии и любви к дагестанской культуре. «Мы учились, искали и творили. без указующих директив и давлений. Все решалось и строилось на демократической основе, инициативно и коллегиально» [б].
Летом 1974 года участники НСО заинтересовались первой художественной экспедицией, осуществленной по Дагестану в 1921 художниками М.-А. Джемалом, Х.-Б. Аскар-Сарыджей, Д. Федоровым, Б. Покровским, И. Брюнелли и Я. Кочетковым. Они путешествовали по Нижнему Дженгутаю, Левашам, Акуше, Кумуху, Чоху, Согратлю, Гунибу, Ботли-ху, Анди, Гимрам, Чиркате и другим аулам. Студенты художественнографического факультета ДГПИ спустя пятьдесят с лишним лет решили повторить маршрут этого первого творческого десанта. Ребята встретились с некоторыми его участниками, составили карту следования экспедиции, познакомились с картинами художников, написанными по впечатлениям, собранным в ходе ее. Студенты в своей поездке отыскивали в селениях воспроизведенные в тех картинах пейзажные мотивы, делали с этих мест новые зарисовки, чтобы увидеть те изменения, которые произошли в ландшафте за прошедшие годы.
Активная научно-исследовательская деятельность НСО ХГФ ДГПИ стала объектом внимания прессы. В газете «Комсомолец Дагестана» за 24 января 1974 года было опубликовано интервью корреспондента Г. Кима со студентом 3 курса Ш. Казбековым. Г. Ким интересовался целями, задачами, структурой НСО, его составом, личными достижениями каждого из членов научного общества, итогами работы за два года, планами на будущее [5]. В ходе беседы было выявлено много интересных фактов, в частности то, что Р.Ш. Микаилова приглашала для студентов в качестве кон-
сультантов известных археологов, этнографов и историков. Неоценимую помощь оказывали им зав. сектором этнографии ИИАЭ ДНЦ проф. С.Ш. Гаджие-ва и зав. сектором археологии кандидат исторических наук В.Г. Котович, которые часто включали студентов ХГФ в состав научных экспедиций. Так, летом 1974 членами одной из них стали Н. Токаева, М. Аджимурзаева, С. Беляева, Н. Сив-кова, Т. Лагошина. В сборе научной информации огромную роль сыграла поездка В. Петрова и Е. Соколовой в Ленинград, где в Эрмитаже они получили разрешение зарисовывать образцы орнаментальных мотивов с древних дагестанских камней.
Результативность, актуальность и практическая перспективность деятельности НСО при художественнографическом факультете ДГПИ дали основание тому, что в 1975 году решением Совета института научное студенческое общество было реорганизовано в научно-исследовательский студенческий институт декоративно-прикладного и изобразительного искусства Дагестана. Он сохранил прежние цели и задачи работы. Р.Ш. Микаилова говорила: «Важная задача, решаемая в рамках НИСИ, - развитие способностей студентов и подготовка их к творческой деятельности учителя-художника, учителя-исследователя. Немаловажно и то, что работа НИСИ расширяет кругозор студентов в изучении процессов взаимовлияния и взаимо-обогащения культур народов нашей страны, органического сочетания в них национальных и интернациональных начал» [4].
Создание НИСИ привело к изменению структуры организации. Вместо двух секций (теории и истории изобразительного искусства Дагестана и теории и практики декоративно-прикладного творчества) в него стало входить четыре сектора: научно-исследовательский, экспериментальный, учебно-методический и сектор пропаганды. Основной задачей первого сектора было изучение художественных ремесел народов Дагестана, в ходе которого исследовались технологические приемы обработки различных
материалов, принципы их формообразования, композиция орнаментального строя. Обязательным условием в работе стали участие в научных экспедициях по районам Дагестана, сбор полевого материала, пополняющего фонды Музея при НИСИ.
В функции экспериментального сектора входили восстановление старых и разработка новых технологических
приемов и моделей по всем традиционным видам дагестанских промыслов непосредственно в материале.
На основе двух названных подразделений строил свою работу учебнометодический сектор, который занимался разработкой пособий для мастерских факультета, школьных кружков и факультативов. Если учесть, что на факультете тогда не было кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, этот сектор возлагал на себя очень важные функции методической подготовки будущих школьных учителей.
Сектор пропаганды занимался организацией выставок, оформлением экспонатов к участию в студенческих конкурсах, их информационной поддержкой и дальнейшим обсуждением. Здесь же разрабатывались тексты бесед, экскурсий и лекций, организуемых в основном для учащихся школ. В ведении данного сектора находился и Музей НИСИ, состоящий из двух отделов: в одном хранились образцы полевого материала, в другом -лучшие студенческие работы.
С каждым годом научно-исследовательская и творческая деятельность студентов ХГФ становилась разнообразнее. Открывались и новые возможности в демонстрации своих достижений. Так, в 1985 году студент М. Коркмасов по итогам Всесоюзного конкурса на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам был награжден Дипломом Минвуза СССР и ЦК ВЛКСМ. Его работа, посвященная творчеству немецкого художника Т. Горшельта, чья судьба была частично связана с Дагестаном, проходила по разделу «История и теория изобразительно-
го и декоративно-прикладного искусства».
Создание данного труда стало возможным в результате одного счастливого обстоятельства. В 1984 году в республике побывал председатель берлинского общества германо-советской дружбы Хайнц Кельберт. Оказался он и в Музее художественно-графического факультета ДГПИ. Его поразила деятельность НИСИ факультета. Спустя некоторое время профессор Кельберт прислал на адрес ХГФ очень интересный подбор материалов по творчеству Т. Горшельта. Это были 46 ксерокопий работ художника по дагестанской тематике, копии его дневника, который он вел, находясь на Кавказе в 1859 году, писем родным и близким, написанным им в это время. Таким образом, в распоряжении студенческого музея оказались весьма ценные документы, отражающие деятельность знаменитого баталиста в Дагестане и Чечне.
В 1984 году в честь 125-летия со дня пребывания Т. Горшельта в Дагестане члены НИСИ во главе с Р.Ш. Микаиловой организовали конференцию «Горшельт и Дагестан». Была выпущена юбилейная медаль (автор Г. Балиев), которую студенты сами и отлили; изготовлены сувенирные портреты художника на шелке (автор
Н. Чаникаева). По итогам конференции и была написана упоминавшаяся выше работа М. Коркмасова. Один из ее экземпляров в сентябре 1986 года, во время очередного приезда профессора Кельберта в Дагестан, был вручен ему в качестве подарка [1].
Деятельность НИСИ на ХГФ ДГПИ держалась на, казалось бы, неисчерпаемой жизненной энергии Р.Ш. Микаило-вой. К сожалению, в 1989 году, после смерти Райханат Шихабутдиновны Ми-каиловой, энтузиазм студентов стал иссякать. Возможно, в силу того, что в то время у этого удивительного человека не нашлось достойного преемника. Начало 1990-х годов положило конец многим творческим начинаниям. Сейчас пришло время инновационных технологий в системе высшего образования, в разработке которых должно найти место осмысление положительного опыта прошлого.
Примечания
1. Айдунбеков М. По следам одного посольства / Дагестанская правда, 9 января 1987. - С.4. 2.
Архив ДГПУ. Отчет о выполнении планов научно-исследовательской работы и повышения квалификации преподавателей за 1973 год. Л. 61. 3. Архив ДГПУ. Отчет о выполнении планов научноисследовательской работы и повышения квалификации преподавателей за 1974 год. Л. 22. 4.
Институт в институте / Женщина Дагестана. №1. 1984. - С. 19-20. 5. Ким Г. Коэффициент полезности / Комсомолец Дагестана, 24 января 1974. - С.2. 6. Ризванов Х. Нашей юности полет /
Дагестанская правда, 27 сентября 2001. - С.4. 7. Титов Г. Знания, труд, талант / Комсомолец
Дагестана, 11 сентября 1975. - С. 2. 8. ЦГАРД. Фонд Р-631, оп. 3, ед. хр. 87. Л.22. 9. ЦГАРД.
Фонд Р-956, оп. 3, ед. хр. 22. Л.111.