Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУЯЗЫКУ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУЯЗЫКУ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / НЕГАТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ЭТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ И ТЕХНОЛОГИЙ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмова Юлия Николаевна, Хайруллин Рестям Давлетбаевич, Ипатова Ирина Серафимовна

В данной статье речь идет ободной из основных целей обучения иностранному языку - воспитательной. Авторы подчеркивают важность воспитания нравственных ценностей у студентов как юридических, так и других специальностей, справедливо подчеркивая необходимость формирования наряду с профессиональными компетенциями моральные качества будущих специалистов. В статье приводятся пять практических способов воспитания моральных ценностей в процессе преподавании иностранного языка в аудитории. Авторы называют негативные явления в молодежной среде как следствие отсутствия в обучении воспитательной составляющей. Статья указывает на важную роль преподавателя в создании морального климата на занятиях, и как носителя нравственных характеристик для взаимодействия со студентами. В статье сообщается о различных источниках донесения до студентов моральных ценностей в соответствии с учебным планом. Статья содержит описание тринадцати различных путей усвоения моральных ценностей на занятиях, что делает ее востребованной на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храмова Юлия Николаевна, Хайруллин Рестям Давлетбаевич, Ипатова Ирина Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING MORAL AND CULTURAL VALUES WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN LAW SCHOOL

The article highlights moral values teaching to students as one of the main goals of education. The authors emphasize the importance of raising moral values among students of both legal and other universities, rightly pointing at the need to make them professionally and ethically competent. The article suggests five practical ways to raise moral values in teaching a foreign language in a classroom. The authors mention negative actions among youth as a result of lack of the moral side in education. The article underlines a role of the teacher in creating a positive climate in class being a person of moral features to interact with students. The article names various resources of moral values for students in accordance with the curriculum. It also contains a description of thirteen different ways of inculcating values to be applicable in class.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУЯЗЫКУ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Литература:

1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - №5. - С. 63-70

2. Боташева, Х.Ю. Модель формирования духовно-нравственной культуры студентов университета / Х.Ю. Боташева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск, 2008. - № 12. - C. 12-18

3. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М., 1995.

4. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М., 2002.

5. Зинченко, В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Могунов. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

6. Ильин, В.В. Методология социально-гуманитарных наук / В.В. Ильин // Философия социальных и гуманитарных наук: Учеб, пособие для вузов / Под общ. ред. С.А. Лебедева. - М.: Академический проект, 2006. - С. 129.

7. Пичко, Н.С. Духовно-нравственные аспекты личности в контексте культуры: теоретическое осмысление проблемы // Гуманитарные и социальные науки / Н.С.Пичко. - 2011. - № 4. - С. 267-275

8. Симонов, П.В. Происхождение духовности / П.В. Симонов. - М., 1989.

9. Сорокопуд, Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ю.В.Сорокопуд. - Ставрополь, 2000.

10. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. В 6 томах / Ред. коллегия: С.Ф. Егоров, И.Д. Зверев и др. - М.: Педагогика, 1990. - Т. 5, 6.

11. Шадриков, В.Д. Духовные способности / В.Д.Шадриков. - М., 1996.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Храмова Юлия Николаевна

Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хайруллин РестямДавлетбаевич

Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ипатова Ирина Серафимовна

Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУЯЗЫКУ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье речь идет ободной из основных целей обучения иностранному языку - воспитательной. Авторы подчеркивают важность воспитания нравственных ценностей у студентов как юридических, так и других специальностей, справедливо подчеркивая необходимость формирования наряду с профессиональными компетенциями моральные качества будущих специалистов. В статье приводятся пять практических способов воспитания моральных ценностей в процессе преподавании иностранного языка в аудитории. Авторы называют негативные явления в молодежной среде как следствие отсутствия в обучении воспитательной составляющей. Статья указывает на важную роль преподавателя в создании морального климата на занятиях, и как носителя нравственных характеристик для взаимодействия со студентами. В статье сообщается о различных источниках донесения до студентов моральных ценностей в соответствии с учебным планом. Статья содержит описание тринадцати различных путей усвоения моральных ценностей на занятиях, что делает ее востребованной на практике.

Ключевые слова: нравственные ценности, юриспруденция, негативные явления среди молодежи, роль преподавателя в воспитании студентов, использование разнообразных этических источников и технологий, иностранный язык как средство развития гармоничной личности.

An^tat^. The article highlights moral values teaching to students as one of the main goals of education. The authors emphasize the importance of raising moral values among students of both legal and other universities, rightly pointing at the need to make them professionally and ethically competent. The article suggests five practical ways to raise moral values in teaching a foreign language in a classroom. The authors mention negative actions among youth as a result of lack of the moral side in education. The article underlines a role of the teacher in creating a positive climate in class being a person of moral features to interact with students. The article names various resources of moral values for students in accordance with the curriculum. It also contains a description of thirteen different ways of inculcating values to be applicable in class.

Key words: moral values, jurisprudence, negative misconduct sides among youth, teacher's role in moral values training, use of different ethical resources and technologies, foreign language as a means of making a harmonious personality.

Введение. Воспитание через предмет «Иностранный язык» в вузе сегодня по-прежнему является одной из главных целей обучения современной российской молодежи. Учебная и воспитательная цель юридического вуза заключается в формировании нравственных ценностей в профессиональной деятельности юриста, в оказании компетентной помощи согражданам в доброжелательной и участливой манере. Преподавание нравственных ценностей не всегда считается чем-то важным в программе вуза по юриспруденции, но является необходимым для будущих юристов. Усвоение междисциплинарных компетенций, в том числе и по английскому языку, является важной стороной подготовки современного юриста [6, С. 302]. Однако иностранный язык в жизни выступает в качестве средства решения не только языковых, но и социальных задач, при решении которых от специалиста ожидают не только профессионального, а также и морально-этического подхода решения дела.

Изложение основного материала статьи. Обучение студентов этике в юридических вузах также важно, как и обучение профессии. В своей профессиональной деятельности юристам постоянно приходиться принимать решения с позиции морали для распознавания истины. Участвуя в различных видах учебной деятельности, особенно в групповой работе, студенты активно взаимодействуют с решением профессиональных и нравственных вопросов.

Очень важно уделять особое внимание нравственным ценностям на аудиторных занятиях. W. Veugelers останавливается на пяти моральных ценностях в преподавании [10].

1. Перенос ценностей - касается прекрасных отношений, способствующих отличному поведению студентов. Преподаватель старается научить студентов тому, как себя вести в многонациональном и меняющемся обществе.

2. Мыслящий практик. Его ценность заключается в том, чтобы научить студентов проявлять нравственные ценности в действии. В этом случае, студенты должны брать на себя ответственность за свое поведение.

3. Чувство моральной ответственности. Преподаватель может попросить объяснить, почему они выбрали определенные идеи или действия. Когда моральные ценности положены на чашу весов, часто рассуждения строятся исходя из чувства моральной ответственности самого преподавателя.

4. Участие и диалог. В этом случае преподаватель включает студентов в диалоговую или коммуникативную деятельность, чтобы воссоздать и проверить на прочность свои идеи на занятиях. Другими словами, он становится координатором в аудитории, чтобы студенты могли установить связь между диалогической активностью и действиями через аудиторное взаимодействие.

5. Политика морали. Политика не должна быть аморальной. Это значит, что цель образования также заключается в форме политического действия для изменения мира и социальной справедливости. Активное участие студенческой молодежи в различных уличных шествиях вместе с представителями других слоев общества указывает на неравнодушное отношение студентов в решении различных социальных проблем.

Учебная дисциплина «Иностранный язык», является средством для развития не только навыков и компетенций, но и формирования личностных качеств у студентов. Моральные ценности должны присутствовать в развитии студента, и вуз должен отвечать не только за подготовку интеллектуального специалиста, но также и за воспитания человека с хорошими манерами и поведением [2, С. 457]. В последнее время увеличилось количество проблем, связанных с отсутствием достойного поведения в студенческой среде, так как часто прослеживается равнодушие, предательство, неуважительное отношение к мнению сверстника, травля (буллинг) и т.д.

Преподавание языка, как и других предметов, по своей природе носит нравственный характер и призвано изменить людей к лучшему [1, С. 347]. Преподаватели работают с живой аудиторией и передают учащимся фундаментальные представления, как о хорошем, так и о плохом, и тем самым строят доверительные и уважительные отношения. Роль преподавателя состоит в том, чтобы «пропитать» студенческую среду нравственными ценностями.

Преподаватель - важная личность в аудитории и студенты охотнее выполняют свои обязанности, когда их ценят и уважают, поэтому Учитель в первую очередь ассоциируется в глазах студентов c образцом морали и этики. Академические отношения между преподавателем и студентами играют очень важную роль, поскольку отношение студентов меняется в зависимости от характера педагога. Положительные отношения в учебной среде помогают студентам лучше относиться к учебе. Они редко пропускают занятия, становятся более активными, общительнее, охотно участвуют в совместной работе.

Поэтому, привитие моральных ценностей в умы молодых людей, наряду с коммуникативными умениями, есть одна из главных целей преподавателя английского языка, обладающего арсеналом нужных средств и способного достичь ее уверенно и с легкостью.

Обучение иностранному языку через моральные ценности поддерживает важность участия преподавателя в личностном развитии каждого члена общества. Кроме того, как подчеркивает K. Shaaban, у студентов больше возможностей «поразмышлять об острых проблемах морального характера», так как моральные и образовательные объединяются на занятиях по иностранному языку [9].

Это только кажется, что изучение нравственных ценностей по материалам иностранного языка относительно новая тенденция. Трудно найти исследование об эффективности преподавания этическим нормам с помощью этих источников. Как известно, языковая подготовка включает реализацию четырех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Нравственные ценности универсального характера, включая изучение биографий знаменитых людей, экологию, социальные вопросы, здравоохранение, науку и технологию можно легко включить в учебную программу. Эти ценности можно донести до студентов вместе с обучением четырем видам речевой деятельности.

Взгляд на роль преподавателя, как на участника образовательного процесса, претерпел значительные изменения за последние полвека. В течение длительного времени, педагог рассматривался как сакральная личность и его видели лишь человеком, сообщающим информацию и позволяющим учащимся сформировывать собственную точку зрения. В последнее время, однако, прозвучали призывы рассматривать преподавателя больше чем, как банк знаний и побуждать его принять на себя преобразующую роль, чтобы правильно управлять жизнью студентов, способных к совершению нравственных поступков, столкнувшихся лицом к лицу с проблемами наркотиков, беспорядочной стрельбой, внутренними, региональными и глобальными конфликтами.

H. Brown обращает внимание на то, как часто в учебниках и упражнениях, иллюстрациях, примерах и в самом преподавании присутствует информация морального, этического и политического плана, так как она является неизбежной и постоянно наблюдается в реальной жизни и [8].

Воспитание моральных ценностей возможно лишь тогда, когда все участники процесса - студенты, преподаватели, родители, администрация, обслуживающий персонал, отдают себе отчет в их значимости, наблюдают за настроением и поведением студентов. Для этого требуется принятие и внедрение такого учебного плана, который способствует передаче и усвоению нравственных ценностей как в аудитории, так и вне ее. Каждое занятие и атмосфера становятся значимыми, и вся гамма отношений и процессов, тем самым, укрепляется и придает сил [4, С. 261].

Существуют различные пути усвоения моральных ценностей на занятиях по английскому языку:

I. Чтение стихов.

Одним из путей привития нравственных ценностей является чтение хороших стихов. Стихи дают надежду читателям, обостряют их чувства, развивают чувственность, что в итоге делает их более человечными. Например, Сонеты Шекспира на английском языке не только красивые по форме, но и наполнены живыми искренними чувствами.

2. На примерах знаменитых людей.

Биографии замечательных людей также вызывают благородные и вдохновляющие чувства у студентов. Молодые люди могут поучиться жизненному опыту у этих великих и благородных людей, достигшие больших высот благодаря тяжелому, упорному труду, самоотверженности, упорству и целеустремлённости. Например: «То, что мы знаем, это капля, а то, что мы не знаем, это океан». Исаак Ньютон.

3. Ценности, воспитанные на примерах литературных героев.

Через иностранный язык учащиеся получают представление о сокровенных глубинах человеческого сердца. В своем романе «Дэйвид Копперфилд», Ч. Диккенс представляет вечные, универсальные черты человеческой натуры. Правильное понимание сложных героев делает человека добрее, терпимее, сострадательнее.

4. Чтение рассказов.

Иностранный язык также является хранилищем хороших и интересных рассказов, которые являются эффективным инструментом в воспитании желаемых ценностей. Рассказы на занятиях дают отличную возможность вовлечь студентов со своими идеями в различные жизненные ситуации. Они позволяют обнаружить и выразить мысли и чувства через своих персонажей сюжета или главной идеи [3, С. 261]. Оставив концовку рассказа открытым, каждый участник сможет внести

свой вклад в его окончание, высказывая свое мнение, затрагивающую такие важные качества как терпение, честность. Литература на всех языках представляет прекрасные примеры универсальных ценностей. Для того, чтобы у студентов была возможность поучаствовать в дискуссии, провести аналогии и т.д., им нужно самим проработать рассказ и извлечь из него то, что им самим кажется самым ценным.

5. Ролевая игра.

Актерская игра это один из способов представления идей перед аудиторией. Это позволяет студентам непосредственно участвовать в постановке или предлагаемой ситуации. Сохраняя в голове акцент на идее и ее значимости, студенты заняты написанием сценария, постановкой и репетициями. Учеба для студента, таким образом, становиться интереснее и богаче, что также улучшает их коммуникативные умения.

6. Групповое пение.

Групповое пение является также важным способом привития нравственных ценностей, поскольку слова песни остаются надолго в памяти. Группа означает единство, общую цель, сотрудничество, дисциплину, умение владеть собой. Следует подбирать песни, чтобы выразить одну или группу ценностей. Например, песня Джона Леннона «Give Peace a Chance» вызывает потребность в свободе и заботе о людях.

7. Работа в группах.

Существуют различные виды групповой работы: грамматические, лексические игры, телевикторины, групповые дискуссии по вопросам морали и этики, групповые проекты и т.д. Работа в группах дает возможность в усвоении многих нравственных ценностей одновременно [7, С. 290]. Студенты, работая в группах, учатся ценить искренние усилия каждого, и получать удовлетворение от своего вклада в интересах всей группы.

8. Литературные умения.

Написание рассказов на выдуманные или реальные темы и персонажи, вызывающие сознательные и эмоциональные ощущения, становиться мощным инструментом для личных размышлений и принятия решений.

Это можно проводить в различных формах, таких как:

a) проведение поэтических, художественных, письменных тематических конкурсов;

b) публикации отрывков в студенческой стенгазете или журнале

9. Дебаты.

Дебаты - это деятельность по развитию способностей представить логические аргументы за и против злободневной социальной темы или современных реалий. Дебаты обеспечивают возможность двухстороннего подхода к пониманию проблемы. Развиваются умения публично выступать, критически мыслить, представлять контраргументы, вырабатывать уверенность в себе, задаться идеей. Этот метод также устанавливает лидеров и помогает студентам коллективно и индивидуально мыслить.

10. Театральное искусство.

Театральное искусство используется в педагогике, чтобы повысить качество преподавания иностранного языка и совершенствовать четыре вида речевой деятельности - аудирование, говорение, чтение, письмо. Использование театра, несомненно, делает учебу более привлекательной. Это весьма действенный опыт познания, зажигающий воображение у студентов. Студенты легко усваивают ценности через театральные постановки, с новым энтузиазмом работают на занятиях. Поскольку в пьесе студенты находятся в центре внимания, они получают возможность побывать в различных ситуациях, в которых проверяются их нравственные ценности. Разыгрывая определенную пьесу, студенты становятся уверенными в выражении своих мыслей, чувств, эмоций и тем самым начинают лучше относиться друг к другу [5, С. 106].

11. Обучение грамматике.

Грамматика является важнейшим аспектом в преподавании иностранного языка и учащиеся должны уметь составлять грамматически правильные предложения. Это можно сделать, используя различные грамматические конструкции. Например:

S Согласование подлежащего и сказуемого:

Используйте пропущенное подлежащее или сказуемое в следующих предложениях, чтобы показать согласование между ними.

a) The officer.......arrested for abuse of power and corruption.

b )..............work hard for a living.

Ценностями, раскрываемые студентам косвенным путём, являются: первое - закон настигнет продажных полицейских чинов, злоупотребляющих своим служебным положением; второе - необходимо проявить внимание и заботу к тем, кто добросовестно и много работает, чтобы заработать на жизнь.

S Употребление грамматических времен: Заполните пропуски глаголами в правильном времени в скобках:

a) Pupils in some remote areas still...... (walk) a long distance to reach their school.

b) The snatch thief.......(try) to escape fast in his motorbike, but he was quickly apprehended by members of the public.

Ценности, внушаемые в данном случае, являются: первое - сочувствие к учащимся из отдаленных районов, которые

пешком добираются до своих школ; второе - преступлению нет оправдания, и воспитание сознательности среди граждан в борьбе с преступностью есть ответственность каждого.

S Модальность. Даны три примера употребления модальных глагола для того, чтобы понять их семантическое и моральное значение.

a) They need not break the law to voice their grievances.(^ нужно было нарушить закон, чтобы выразить свое недовольство).

b) We should care for our parents in their old age. (Мы должны заботиться о наших престарелых родителях).

c) The authorities should not allow deforestation indiscriminately as it will affect the environment. (Власти не должны разрешать повальную вырубку леса, поскольку это отразится на окружающей среде).

12. Чтение.

Тексты для понимания следует отбирать такие, которые содержат проблемы, вызывающие размышления, как в печатном, так и online формате. Это могут быть тексты на такие темы как защита окружающей среды, глобальное потепление, расизм, детский труд, убийство, жестокое обращение с животными, образование, торговля, музыка и т.д.

13. Аудирование.

Для аудирования могут быть использованы аудио материалы по универсальным человеческим ценностям. Студентам можно предложить прослушать беседу о пороках войны, плюсах и минусах договорных браков, домашнем насилии, проблеме беженцев, а также рассказы нравственного характера, требующие размышлений и выводов. В этом случае, одновременно отрабатываются умения указать на главный смысл прослушанного, передать его краткое содержание, обратить внимание на детали, сделать презентацию, подвести итоги и т.д.

Выводы. Языку невозможно обучить в отрыве от социума, так же как невозможно усвоить ценности при отсутствии практики. По самой природе аудитория для иностранного языка является идеальным местом для развития гармоничной личности, открытой другим взглядам, мнениям, подходам. Преподаватели могут успешно прививать различные моральные ценности на своих занятиях. При тщательном планировании и применении различных методик, воспитательная сторона и усвоение языка непременно могут идти рука об руку.

Литература:

1. Гуро-Фролова, Ю.Р. Обучение будущих юристов иностранному языку в условиях нелингвистического вуза / Ю.Р. Гуро-Фролова // В сборнике: Государство и право в изменяющемся мире: конвергенция частных и публичных интересов. Материалы Всероссийской научно практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С 345-349

2. Ланская, И.А. Влияние культуры речи на формирование положительного имиджа юриста / И.А. Ланская, Т.Б. Ворожцова // В сборнике: Государство и право в изменяющемся мире: новые векторы судебной реформы. Материалы III научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - С. 454-458

3. Корнилова, Е.С. Повышение эффективности работы с лексикой на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе / Е.С. Корнилова, Л.Г. Орлова // В сборнике: Великие Реки' 2019. Труды научного конгресса 21-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. - 2019. - С. 259-261

4. Савина, А.А. Формирование речевой компетенции студентов - будущих юристов на занятиях по иностранному языку / А.А. Савина, О.Г. Коларькова // В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы одиннадцатой международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 259-263

5. Храмова, Ю.Н. Особенности преподавания английского языка для профессиональной деятельности студентов юристов / Ю.Н. Храмова, Р.Д. Хайруллин // В сборнике Профессиональное лингвообразования. Материалы шестнадцатой международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2022. - С. 104-106

6. Храмова, Ю.Н. Английский язык как одно из условий профессиональной подготовки студентов юристов в современном мире / Ю.Н. Храмова, Р.Д. Хайруллин // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№ 75-4. - С. 300-304

7. Храмова, Ю.Н. Работа в парах в обучении диалогической речи на занятиях по иностранному языку / Ю.Н. Храмова, И.С. Ипатова, Р.Д. Хайруллин // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-1. -С. 289-291

8. Brown, H.D. The place of moral and political issues in language pedagogy / H.D. Brown. - Asian Journal of English Language Teaching, 1997. - № 7(1). P. 21-33

9. Shaaban, K.A. Proposed framework for incorporating moral education into the ESL/EFL classroom / K.A. Shaaban. -Language Culture & Curriculum. - 2005. - № 18(2). - P. 201-217. - URL: https: // www. Tandf online. Com / doi / abs / 10.1080 / 07908310508668742 (Дата обращения: 22.03.2023).

10. Veugelers, W. Moral Values in Teacher Education / W. Veugelers - In First Symposium on Moral and Democratic Education in Florina. - Amsterdam: University of Amsterdam. 2008. - 650 p.

Педагогика

УДК 378.4

студент Чивирёва Наталья Александровна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, декан Зубрилин Константин Михайлович Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Раздобарина Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

КОНКУРСЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. Данная статья рассматривает актуальность изобразительного искусства среди учащихся и выпускников школ, а также выделяет значение изобразительной деятельности в развитии творческих и личностных качеств ребёнка. Подчёркивается, что художественные конкурсы являются популярным способом визуального самовыражения, развития творческого потенциала и навыков. Статья содержит информацию о том, что конкурсы по изобразительному искусству не только дают возможность проявить свой талант, но и представляют важный шаг на пути профессионального самоопределения учащихся, а также проявлять свою фантазию и креативность. В качестве примера приводится ежегодный Всероссийский конкурс "Я - художник" на Художественно-графическом факультете Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета и служит прекрасным примером того, как дети и молодежь заинтересованы в творческих конкурсах. Рассказывается о его значении и организации данного конкурса на факультете. Заключение статьи описывает важность конкурса в профессиональном самоопределении учащихся в области изобразительного искусства. Участие в этом конкурсе дает возможность молодым художникам проявить свой творческий потенциал и оценить свой уровень подготовки. Очный тур конкурса позволяет участникам посетить Художественно-графический факультет МШ У и познакомиться с учебными программами и условиями обучения в сфере изобразительного искусства. В процессе участия в конкурсе, учащиеся получают обратную связь от специалистов в области изобразительного искусства, а также могут определить свои профессиональные интересы и предпочтения. В целом, конкурс "Я - художник" помогает учащимся определить свой творческий потенциал, повышает понимание того, что требуется для работы в сфере изобразительного искусства, и способствует профессиональному самоопределению учащихся.

Ключевые слова: художественно-графический факультет, творческий конкурс, профессиональное самоопределение, школьники, рисунок с натуры.

Annotation. This article examines the relevance of fine arts among students and school graduates, and also highlights the importance of fine arts in the development of the creative and personal qualities of the child. It is emphasized that art competitions are a popular way of visual self-expression, development of creativity and skills. The article contains information that fine art competitions not only provide an opportunity to show their talent, but also represent an important step towards the professional self-determination of students, as well as to show their imagination and creativity. As an example, the annual All-Russian competition "I am an artist" at the Art and Graphic Faculty of the Institute of Fine Arts of the Moscow Pedagogical State University is given and serves as an excellent example of how children and youth are interested in creative competitions. It tells about its significance and the organization of this competition at the faculty. The conclusion of the article describes the importance of the competition in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.