Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НОВЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы развития духовно-нравственного воспитания обучающихся вуза, которое приобретает все большую активность и значимость в связи с внедрением ФГОС, новых нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней. В представленной работе подчеркивается важная роль гуманитарных дисциплин в решении этой проблемы. Цель работы - проанализировать процесс развития духовно-нравственных ценностей у обучающихся неязыкового вуза с учетом современных методов и форм работы, которые используются на практических занятиях по иностранному языку. Проведенное исследование и личный педагогический опыт работы автора статьи выявили, что основу реализации духовно-нравственного воспитания должны составлять технологии, позволяющие обеспечить субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов. Проектная работа, выполненная кафедрой иностранных языков и культуры речи СГАУ для участия в пятом межрегиональном конкурсе видеопроектов на иностранных языках, доказывает практическую ценность таких технологий, которые способствуют успешному решению заявленной в статье проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

The article deals with the development of spiritual and moral education of university students, which is becoming increasingly active and important in connection with the introduction of the Federal State Educational Standards, new legal documents of the federal and regional levels. The present work emphasizes the important role of the humanities in solving this problem. The purpose of the work is to analyze the process of development of spiritual and moral values among students of a non-linguistic university, taking into account modern methods and forms of work that are used in practical classes in a foreign language. The conducted research and the personal pedagogical experience of the author of the article revealed that the basis for the implementation of spiritual and moral education should be technologies that allow for subject-subject interaction between the teacher and students. The project work performed by the Department of Foreign Languages and Speech Culture of the SSAU for participation in the fifth interregional competition of video projects in foreign languages proves the practical value of such technologies that contribute to the successful solution of the problem stated in the article.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

янова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 192-197.

3. Михайлов К.К. Динамика развития специальных скоростных способностей на ранних периодах роста и созревания юных хоккеистов / К.К. Михайлов, О.Е. Понимасов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 287-290.

4. Целесообразность использования фитнес-технологий в физической подготовке квалифицированных волейболисток / О.Г. Морозов, Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова, Т.И. Мельникова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 207-211.

REFERENCES

1. Golovko, A.A. and Ponimasov, O.E. (2020), "Assessment of the accuracy of time indicators in female basketball players with hearing impairments", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 112-115.

2. Morozov, O.G., Melnikova, T.I., Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2018), "Crossfit as a means of improving the special physical fitness of highly qualified volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.5(159), pp. 192 - 197.

3. Mikhailov, K.K. and Ponimasov, O.E. (2022), "Dynamics of development of special speed abilities in the early periods of growth and maturation of young hockey players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 204, No. 2, pp. 287-290.

4. Morozov, O.G., Morozova, L.V., Kiryanova, L.A. and Melnikova T.I. (2020), "The expediency of using fitness technologies in the physical training of qualified volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 186, No. 8, pp. 207-211.

Контактная информация: o-pony@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2022

УДК 378.147

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, Саратов

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития духовно-нравственного воспитания обучающихся вуза, которое приобретает все большую активность и значимость в связи с внедрением ФГОС, новых нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней. В представленной работе подчеркивается важная роль гуманитарных дисциплин в решении этой проблемы. Цель работы - проанализировать процесс развития духовно--нравственных ценностей у обучающихся неязыкового вуза с учетом современных методов и форм работы, которые используются на практических занятиях по иностранному языку. Проведенное исследование и личный педагогический опыт работы автора статьи выявили, что основу реализации духовно-нравственного воспитания должны составлять технологии, позволяющие обеспечить субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов. Проектная работа, выполненная кафедрой иностранных языков и культуры речи СГАУ для участия в пятом межрегиональном конкурсе видеопроектов на иностранных языках, доказывает практическую ценность таких технологий, которые способствуют успешному решению заявленной в статье проблемы.

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные ценности, гуманитарные дисциплины, иностранный язык, новый федеральный стандарт, проектная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p280-285

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS

OF A FOREIGN LANGUAGE Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Vavi-

lov Saratov State Agrarian University

Abstract

The article deals with the development of spiritual and moral education of university students, which is becoming increasingly active and important in connection with the introduction of the Federal State Educational Standards, new legal documents of the federal and regional levels. The present work emphasizes the important role of the humanities in solving this problem. The purpose of the work is to analyze the process of development of spiritual and moral values among students of a non-linguistic university, taking into account modern methods and forms of work that are used in practical classes in a foreign language. The conducted research and the personal pedagogical experience of the author of the article revealed that the basis for the implementation of spiritual and moral education should be technologies that allow for subject-subject interaction between the teacher and students. The project work performed by the Department of Foreign Languages and Speech Culture of the SSAU for participation in the fifth interregional competition of video projects in foreign languages proves the practical value of such technologies that contribute to the successful solution of the problem stated in the article.

Keywords: education, spiritual and moral values, humanitarian disciplines, foreign language, new federal standard, project activity.

ВВЕДЕНИЕ

Ускоряющийся процесс глобализации в мире, внедрение цифровой экономики, изменения в различных сферах человеческой деятельности существенно влияют на развитие системы высшего образования в России, которое, по словам президента В.В. Путина в Послании Федеральному Собранию должно сыграть значимую роль в развитии Российского общества [4]. На итоговом областном фестивале «Саратовская Студенческая Весна-2022», обращаясь к молодежной аудитории, губернатор региона Валерий Радаев отметил, что мы не только верим, но и сделаем все возможное, чтобы для молодого поколения было открыто много возможностей. «Они касаются учебы в вузах, отдыха, многомиллионной грантовой поддержки студенчества, которое было и остается полноправным участником всех процессов, происходящих в стране, нашей опорой и достойной сменой!»

Задачи современного воспитания всех уровней заключаются в подготовке обучающихся к полноценной жизни, быстроизменяющейся под воздействием научно -технического прогресса, формированию своих способностей и активной гражданской позиции [2]. Современные исследователи выделяют три основных подхода к оценке молодежи и ее место в обществе:

1. Критически-осуждающий, в рамках которого молодежь называют

«потерянным» поколением и наделяют такими качествами, как равнодушие, рассеянность, отрицание ценностей прошлого и опыта предшествующих поколений;

2. Восторженно-оптимистический, в рамках данного подхода молодежь

наделяется только положительными качествами: мобильность, коммуникабельность, высокий уровень владения техникой, легкое отношение к жизни;

3. Объективистский, который предполагает оценку молодежи, как с положительной, так и с негативной стороны. Данный подход сочетает в себе реальную оценку современной молодежи, рассматривая ошибки и положительно рациональные поступки [1].

В новых социально-экономических условиях качества будущего специалиста -быстро реагировать на всевозможные изменения, адаптироваться к ним, быть гибким и востребованным - выходят на первый план, являясь основой стратегии кадровой государственной политики, тем самым резко снижая роль духовно-нравственного воспитания, нивелируя общечеловеческие свойства и качества личности.

Проведенный анализ литературы и личный педагогический опыт работы автора статьи в вузе позволяет сделать вывод о необходимости обеспечения и расширения интеллектуальной, нравственной, общекультурной подготовки молодежи. «Осознается та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность» [8].

Воспитательная деятельность в университете базируется на нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней: Федеральный закон от 31 июля 2020г №304-Ф3 « О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», устав университета, календарный план воспитательной работы ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ, правила внутреннего распорядка для обучающихся, кодекс корпоративной этики, положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся и комплексная программа воспитания и социализации обучающихся ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ на 2021-2026 гг. В вузе сформирована социокультурная среда, в которой развиваются общекультурные универсальные компетенции обучающихся - главное требование каждого образовательного стандарта независимо от направления подготовки программ бакалавриата и программ специалитета. Включение воспитательного компонента в Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении. В соответствии с Указами Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации в 2022 году Года культурного наследия народов России» и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» отмечается усиление воспитательной компоненты, основанной на духовно-нравственных ценностях, сохранение культурных традиций, воспитание бережного отношения к культурному наследию. Автор статьи поддерживает слова Президента В.В. Путина о том, что культура позволяет сохранять самобытность каждого народа, передает из поколения в поколение базовые ценности и нравственные ориентиры (https://tass.ru/kultura/7114191). Поэтому, нам представляется актуальной, оправданной и значимой проблемой профессионального образования включение в подготовку будущего специалиста процесса развития его духовно-нравственных ценностей. Следует указать важную роль в решении этой проблемы гуманитарных дисциплин, которые в соответствии с ФГОС ВО 3++ включены в обязательную часть программ подготовки бакалавриата.

МЕТОДИКА

При оценивании влияния гуманитарных дисциплин на духовно-нравственное развитие обучающихся становится очевидной важность каждой отдельной дисциплины гуманитарного цикла. В качестве предметного средства в нашем исследовании выступает иностранный язык, значимая роль которого ощутима в сфере профессиональной подготовки [5]. Преподавателям Саратовского ГАУ наверно, чаще, чем преподавателям других вузов, приходится сталкиваться со слабой подготовкой обучающихся, имеющейся у них по учебному предмету «Иностранный язык» в ходе получения среднего (полного) общего или среднего профессионального образования. Отчасти это объясняется слабым уровнем преподавания иностранного языка в сельской школе. Кроме того, иностранный язык не входит в число предметов по результатам ЕГЭ, которых поступают в наш университет, что также снижает мотивацию к изучению иностранного языка. Нередко преподавателям иностранного языка приходится констатировать факт завышения оценки по иностранному языку в аттестате. Очень часто встречающееся мнение, что успех обучения зависит в большей степени от усилий преподавателя и в меньшей степени от таковых обучаемого. Это неправильное понимание распределения ролей на протяжении последних лет упрочилось пугающим образом. Часто обучающиеся ожидают от своих преподавателей следующие «виды услуг»: преподаватель должен сам догадаться, что (какая тема, методы и т.д.) может подойти обучаемому; преподаватель должен подбирать наиболее подходящий для обучающего материал для занятий; преподаватель должен таким образом преподнести учебный материал, что студенту останется приложить минимум усилий для его осво-

ения. И в этих случаях совершенно непонятно, почему студент не хочет сам сообщить о своих желаниях. Важнее была бы собственная, исходящая от студента, мотивация, интерес к языку [7].

Новый федеральный стандарт высшего образования ориентирует преподавателей иностранного языка на развитие общекультурных компетенций, тем не менее, профессиональная направленность процесса обучения доминирует. Анализ учебного текстового материала и различных упражнений, направленных на работу с текстом, подтверждает вывод о том, что профессиональная составляющая превалирует в ущерб духовной [3]. В настоящий момент большинство преподавателей иностранного языка в неязыковом вузе к технологиям формирования духовно-нравственных ценностей относят: коллективную и групповую работу, работу в парах; ролевые игры; тематические учебные занятия; метод проектных исследований. Рассмотрим воспитательный потенциал проектной деятельности.

Метод проектов, возникший в США, предназначен для решения проблем реальной жизни путем активного привлечения в образовательный процесс обучающихся на основе приобретенных знаний и их личной заинтересованности. Проектная методика активно используется в учебном процессе многих вузов России. Определим основные черты данной методики: ориентация и востребованность личного опыта студентов, когда они проводят исследования различных явлений, аспектов жизни, которая их окружает; проецирование деятельности студентов за пределами классной аудитории; такая тактика помогает вывести общение из учебного в реальное; свобода действий и самостоятельность участников проекта проявляется не только в отсутствии контроля (или его незначительном количестве) преподавателя на многих этапах работы над проектом, но и в самостоятельном выборе темы проекта, формы работы, ее конечного результата, контроля, презентации проекта, а также в выборе языковых средств, в самостоятельном поиске недостающих знаний и способов работы [6]. Воспитательная составляющая в проектной деятельности заключается в воспитании эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, в формировании социально желательных мотивов, чувств и потребностей. Автор статьи подчеркивает, что отсутствие национальных художественно-эстетических традиций в образовательной и воспитательной деятельности неминуемо ведет к ограничению, а в дальнейшем к полному исчезновению исторической памяти и этнического духовно-нравственного наследия народов Российской Федерации.

Культурно-образовательный проект «Поход в музей» стартовал в 2016 году и реализуется как партнерский проект, объединяющий образовательные учреждения и музеи изобразительных искусств городов Российской Федерации. В рамках проекта были успешно проведены конкурсы: «Художественные музеи Поволжья», «История одного шедевра», « Ожившие полотна», «Галерея портретов». В соответствии с планом работы Ассоциации городов Поволжья, в Нижнем Новгороде проводился Пятый межрегиональный конкурс видеопроектов на иностранных языках «Магия пейзажа», цель которого -формирование у обучающихся устойчивого интереса к изобразительному искусству посредством активного взаимодействия с ним, в том числе с использованием иностранного языка. Задачами конкурса были:

- более близкое знакомство обучающихся с лучшими произведениями изобразительного искусства музеев своих городов, расширение области их эстетических представлений и общекультурного кругозора;

- совершенствование информационной компетенции обучающихся; развитие навыков поиска и грамотной обработки культуроведческой информации из разных источников - на родном и иностранном языках;

- использование всего комплекса межпредметных знаний (история, информатика, родной и иностранный язык);

- совершенствование социальных умений, навыков работы в команде.

Перед тем, как принять участие в этом конкурсе проводилось исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи СГАУ с помощью методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича, где в качестве респондентов были выбраны студенты 1 -2 курсов направления подготовки «Агроинженерия», «Наземно-транспортные комплексы». Особый интерес исследования представляло определение, нравственные установки. Результаты проведенного анкетирования выявили, что около 70% обучающихся не имеют представления о деятельности местных музеев. Конечно, все респонденты назвали известные городские музеи, но у большинства из них вызывали затруднения ответы на вопросы о жизни и творчестве местных художников 19 и 20 веков, об их значимых работах. Следовательно, первым этапом работы было - используя Пушкинскую карту, посетить музей изобразительных искусств своего города с целью более близкого знакомства с экспозицией музея и выбора произведения для видео-презентации. Основу развития Саратовского изобразительного искусства связывают с творчеством Виктора Борисова-Мусатова. Немногие студенты из сельских районов слышали об этом художнике, поэтому решили посетить сохранившуюся до сих пор среди высоких современных жилых домов города Саратова небольшую деревянную усадьбу-музей этого художника и познакомиться с его картинами. Страдающий с детства тяжелым недугом, он прожил совсем недолгую жизнь, но картины, на которых изображена реальная городская жизнь людей города Саратова 19 века, пейзажи природы правдиво и очень тонко передают настроение людей, незабываемы. Второй этап - работа на местах по поиску необходимой информации и созданию видеороликов творческими группами. Третий этап - презентация проекта. Весь отработанный, оформленный материал был представлен перед аудиторией. Успешное завершение работы оставило у обучающихся ощущение гордости за полученный результат. С целью обмена опытом со студентами других вузов Ассоциации городов Поволжья организуется взаимодействие в рамках межвузовских студенческих мероприятий регионального и национального уровней, на научных мероприятиях. Данная работа имела масштабный характер: вначале проводилась со студентами-первокурсниками трех факультетов СГАУ, затем в форме межвузовской конференции с выбором самой интересной работ на участие в межрегиональном конкурсе в Нижнем Новгороде.

Таким образом, вся проведенная работа доказала успех использования проектной деятельности в образовательном пространстве вуза и подтвердила, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

ВЫВОДЫ

Духовно-нравственное воспитание - процесс долгий, сложный, требующий времени, усилий и преподавателя, и обучающегося, поэтому для более успешной организации духовно-нравственного образования необходимо учитывать: использование наглядных средств (живые примеры, художественные образы и т.д.); активность и самостоятельность обучающихся как на занятиях, так во внеаудиторной деятельности с тем, чтобы не упустить крупицы культурно-национальных традиций, сохранить и преумножить их, передать будущим поколениям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы социологии молодежи / Под ред. Ю.Р. Вишневского: Уральский фед. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2010. - 679 с.

2. Имаева Г.Ю. Развивающая функция метода проекта в воспитании современного человека / Г.Ю. Имаева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2011. - № 18. - С. 376-380.

3. Левитская Е.Ю. Технологии формирования духовно--нравственных ценностей студентов неязыкового вуза на уроках иностранного языка // Воспитательная деятельность образовательной организации - пространство личностного роста участников образовательных отношений : сборник

материалов Всероссийской научно-практической конференции Нижняя Салда, январь 2022. - С. 171-179

4. Мизюрова Э.Ю. Коллективная творческая деятельность на занятиях по иностранному языку в аграрном вузе / Э.Ю. Мизюрова // Профильная школа. - 2020. - Т. 8, № 6. - С. 59-62

5. Мизюрова Э.Ю. Роль самостоятельной работы в формировании профессиональной надежности будущих инженеров / Э.Ю. Мизюрова // Профильная школа. - 2021. - Т. 9, № 4. - С. 56-61.

6. Мизюрова Э.Ю. Проектная методика в формировании иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов / Э.Ю. Мизюрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010 - № 7 (65). - С. 51-56.

7. Мизюрова Э.Ю., Эффективность самостоятельной работы в профессиональной подготовке студентов аграрного университета / Э.Ю. Мизюрова, К.А. Рокитянская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020- №12 (190) - С.131-136

8. Новиков А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. - Москва : Эгвес, 2008. - 136 с

REFERENCES

1. Vishnevetsky, Yu.R. (2010), Actual problems of youth sociology, Ural Federal University, Ekaterinburg

2. Imaeva, G.Yu. (2011), "The developing function of the project method in the education of a modern person", Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application, No. 18, pp. 376-380.

3. Levitskaya, E.Yu. (2022), "Technologies of formation of spiritual and moral values of students of a non-linguistic university at foreign language lessons", Educational activity of an educational organization - the space ofpersonal growth ofparticipants in educational relations, the collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Nizhnyaya Salda, pp.171-179

4. Mizyurova, E.Yu. (2020), "Collective creative activity in foreign language lessons at an agrarian university", Profile school, No. 6, pp. 59-62

5. Mizyurova, E.Yu. (2021), "The role of independent work in the formation of professional reliability of future engineers", Profile school, No.4, pp. 56-61

6. Mizyurova, E.Yu. (2010), "Project methodology in formation of students' foreign language competence in non-language institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.7 (65), pp. 51-56

7. Mizyurova, E.Yu , Rokityanskaya, K.A. (2020), "Efficiency of independent work in the students' professional training at the agrarian university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (190), pp. 131-136

8. Novikov, A.M. (2008), Postindustrial education, Egves, Moscow

Контактная информация: Elvmiz @mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.05.2022

УДК 796.853.23

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ

Владимир Ансарович Миниханов, старший преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва

Аннотация

Целью данной статьи является увеличение ловкости у студентов, занимающихся факультативно борьбой, а также средства и методы планирования и проведения занятий с учетом индивидуальной подготовленности студентов, предложена методика по развитию ловкости. Предложенная методика пошагового развития двигательно-координационных способностей в процессе учебных занятий спортивными видами единоборств включает: опору на определение понятия, направленность педагогических воздействий, методы, средства, методические приёмы и параметры тренировочной физической нагрузки. Разработанная методика с применением специфических двигатель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.