Научная статья на тему 'Формирование толерантности у обучающихся средствами иностранного языка'

Формирование толерантности у обучающихся средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / YOUTH / MULTICULTURAL EDUCATION / SPEECH COMMUNICATION / PEDAGOGICAL TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна

Проблема формирования толерантности у обучающихся крайне актуальна в поликультурном образовании, особенно в университетах, которые вошли в состав консорциума опорных образовательных организаций экспертов Российского образования. Цель работы проанализировать процесс формирования толерантности у обучающихся с учетом современных методов и форм работы, которые используются на практических занятиях по иностранному языку. Активные формы обучения, совместные внеаудиторные мероприятия и толерантность преподавателя способствуют решению данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of tolerance among the students by means of the foreign language

The problem of forming tolerance among the students is extremely relevant in multicultural education, especially at the universities, which are part of the consortium of supporting educational organizations experts of Russian education. The purpose of the work is to analyze the process of forming tolerance among the students taking into account the modern methods and forms of work that are used in practical classes in the foreign language. Active forms of education, joint extracurricular activities and tolerance of the teacher contribute to the solution of this problem.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности у обучающихся средствами иностранного языка»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова

Аннотация

Проблема формирования толерантности у обучающихся крайне актуальна в поликультурном образовании, особенно в университетах, которые вошли в состав консорциума опорных образовательных организаций - экспертов Российского образования. Цель работы -проанализировать процесс формирования толерантности у обучающихся с учетом современных методов и форм работы, которые используются на практических занятиях по иностранному языку. Активные формы обучения, совместные внеаудиторные мероприятия и толерантность преподавателя способствуют решению данной проблемы.

Ключевые слова: толерантность, молодежь, поликультурное образование, речевое общение, педагогическая толерантность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.193-197

FORMATION OF TOLERANCE AMONG THE STUDENTS BY MEANS OF THE

FOREIGN LANGUAGE

Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Vavilov Saratov State Agrarian University

Abstract

The problem of forming tolerance among the students is extremely relevant in multicultural education, especially at the universities, which are part of the consortium of supporting educational organizations - experts of Russian education. The purpose of the work is to analyze the process of forming tolerance among the students taking into account the modern methods and forms of work that are used in practical classes in the foreign language. Active forms of education, joint extracurricular activities and tolerance of the teacher contribute to the solution of this problem.

Keywords: tolerance, youth, multicultural education, speech communication, pedagogical tolerance.

ВВЕДЕНИЕ

Важной составной частью любого общества является молодежь, которая представляет собой особую социально-демографическую группу, с которой связаны реальные перспективы развития любой страны. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отмечено, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь» [5]

Сегодня мы являемся свидетелями и участниками изменения самого человека, наших жизненных ритмов, пространства деятельности, отношений между людьми. Уро -вень человеческого самосознания изменяется, что отражается в перестройке менталитета, смене целей, ценностей, ориентации молодых людей. Современные исследователи выделяют три основных подхода к оценке молодежи и ее место в обществе:

1. Критически-осуждающий, в рамках которого молодежь называют «потерянным» поколением и наделяют такими качествами, как равнодушие, рассеянность, отрицание ценностей прошлого и опыта предшествующих поколений;

2. Восторженно-оптимистический, в рамках данного подхода молодежь наделяется только положительными качествами: мобильность, коммуникабельность, высокий уровень

владения техникой, легкое отношение к жизни;

3. Объективистский, который предполагает оценку молодежи, как с положительной, так и с негативной стороны. Данный подход сочетает в себе реальную оценку современной молодежи, рассматривая ошибки и положительно рациональные поступки [1].

Президент России В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию отметил, что образование должно сыграть значимую роль в развитии российского общества. Согласно нашему законодательству: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства». Федеральный закон об образовании [6], образовательные стандарты, образовательные программы третьего поколения «плюс» и уже принятые, разработанные программы третьего поколения «плюс, плюс» - все эти документы направлены на необходимость создания благоприятной образовательной среды вузов, которая обеспечивает доступность качественного образования и поддержку активной, талантливой молодежи [3].

В отечественной научной литературе отмечается важная роль гуманитарных дисциплин, которые не только формируют в человеке «человеческое», но и развивают ценностно-смысловую сферу личности. И это касается всех, без исключения, вузов: и гуманитарных, и технических. «Этому способствуют, с одной стороны, происходящие в мире глобальные процессы, ... а с другой стороны, не менее острые процессы в рамках отдельных куль-тур»[2] Поэтому в соответствии с ФГОС ВО 3++ дисциплины: философия, история, иностранный язык входят в перечень обязательных дисциплин Блока 1 «Дисциплины (модули)» и включаются в обязательную часть программ подготовки бакалавриата [4].

МЕТОДИКА

Изменилась социальная функция иностранного языка - он стал языком активного общения. В вузах любой направленности существуют Отделы международных связей, занимающиеся проведением международных конференций, организацией стажировок для преподавателей и студентов, отправкой студентов и аспирантов на учебу за границу, а также набором иностранных студентов в данный вуз. Так как Саратовский ГАУ вошел в состав консорциума опорных образовательных организаций - экспертов Российского образования, то в концепции развития данного учреждения отмечается, что работа преподавателя должна быть направлена на формирование толерантного мышления, гармонизацию межэтнических взаимоотношений и воспитанию культуры толерантности у молодежи. Это особенно накладывает отпечаток на работу преподавателя, когда в студенческой группе обучаются ребята не только разных национальностей нашей страны, но и ближнего и дальнего зарубежья.

Английский язык сегодня рассматривается как главенствующее интернациональное средство коммуникации. Обучение иностранному языку подразумевает знакомство с культурой других стран, с существующими политическими, деловыми, нравственными, религиозными, эстетическими идеями представителей другой этнической культуры. Необходимо ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывать взаимные ожидания, уметь рефлексировать и быть психологически к этому готовым. Овладение толерантным поведением называют основой современного воспитания, ценностью и социальной нормой гражданского общества. Ценным подспорьем здесь могут быть практические рекомендации, выработанные в результате многолетнего опыта американскими исследователями К. Сита-рамом и Р. Когделлом. Назовем некоторые из них:

- относиться к культуре аудитории с тем же уважением, с каким бы относился к своей собственной;

- не смотреть свысока на человека, если его акцент отличается от твоего;

- не судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур, отталкиваясь от собственной ценности;

- не пытаться использовать свой высокий статус в иерархии своей культуры для воздействия на поведение представителей другой культуры в ходе межкультурных контактов и т.д. [7].

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до настоящего времени. Именно на поликультурное образование нацелено большинство международных образовательных программ и проектов Совета Европы, Европейского Союза и ЮНЕСКО. Поликультурное образование предусматривает: адаптацию человека к различным ценностям; взаимодействие между людьми с разными традициями; ориентацию на диалог культур.

Процесс обучению иностранному языку в университете выстроен на информации по общеразговорным и страноведческим темам, которые входят в первый курс, и специальным профессиональным темам, которые входят во второй курс. Успех обучения зависит как от базовой подготовки студентов к осуществлению иноязычной речевой деятельности, так и от психологической готовности к осуществлению коммуникации. Зачастую именно эти два фактора являются проблемными для студентов неязыковых специальностей. На занятиях иностранного языка возникают трудности в организации общения студентов таким образом, чтобы каждый смог высказаться, речь идет о таких студенческих группах, где обучаются вместе русские студенты и иностранные студенты из разных городов Туркмении. Трудности с русским языком, неуверенность, при неудачном ответе смех, неуместные реплики - все это мешает, а порой вызывает простое желание замолчать у иностранных студентов. Преподаватель группы (автор статьи) проводит постоянную работу по сплочению группы, созданию в ней атмосферы доброжелательности и уважительного отношения друг к другу. Оригинальные кураторские часы, совместные внеаудиторные мероприятия помогают формированию толерантных отношений в студенческой среде. Так, например, эффективным средством включения иностранных студентов в речевое общение на занятиях по иностранному языку является программа «Я - житель Саратова». Знакомство с городом необходимо не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном, и поведенческом плане. С этой целью проводится пешеходная экскурсия по набережной города с посещением музея боевой и трудовой славы на Соколовой горе или автобусная экскурсия с осмотром архитектуры храмов Саратова. Логическим подведением итогов таких мероприятий может стать фотовыставка «Мы гуляли по Саратову», проведение ролевой игры на иностранном языке на тему «Мой любимый город». Иностранные студенты рассказали о столице Туркмении - Ашхабаде и городах, откуда они приехали учиться в Саратов. Было интересно, ролевая игра мотивировала речевую деятельность, актуальным становилась потребность что- то сказать, доказать, объяснить, выяснить. Ролевая игра побуждала к контакту всех студентов друг с другом, равенства в речевом партнерстве, преодоление барьера неуверенности. Студенты были внимательны, так как важно не только четко произнести реплику, но и правильно понять партнера, определить, насколько произнесенная реплика соответствует ситуации и задаче общения и правильно на нее отреагировать. Конечно, иностранные студенты делали много ошибок, волновались, но они чувствовали поддержку со стороны русских студентов и преподавателя.

16 ноября - все мировое сообщество отмечает этот день как День толерантности. Накануне этого события в Интерклубе СГАУ состоялась билингвальная встреча студентов, аспирантов из России, Ирана, Египта, Туркмении, Азербайджана, Конго, Колумбии, посвященная этой дате. Инициаторами такой встречи выступили Институт международных связей и кафедра «Иностранные языки и культура речи» СГАУ. Собравшиеся принимали активное участие в дискуссии на русском и английском языках, обсуждая темы национальных различий, стереотипов и культуры поведения в обществе, делились наблюдениями, рассказывали о личном опыте пребывания в иностранном государстве и совместном обучении с иностранцами. «Давайте учиться жить вместе!» - такой девиз стал итогом билингвальной встречи.

ВЫВОДЫ

В заключение, необходимо сказать о педагогической толерантности. Педагогическая толерантность представляет собой терпимость к студентам и коллегам, умение понимать их несовершенства и ошибки. Нетерпимый преподаватель никогда не сможет воспитать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих учениках. Педагог высшей школы должен привить им способность к уважению, гуманному отношению к людям. Создание толерантной среды в вузе предполагает взаимную ответственность всех участников воспитательного процесса. Толерантный педагог воспитывает толерантных учеников. Культура толерантности специалиста - эта составляющая эффективной профессиональной подготовки будущего работника, его гармоничного развития личности. Поэтому для будущего специалиста толерантность необходима как регулятор его профессиональной и общественной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы социологии молодежи / Под ред. Ю.Р. Вишневского ; Уральский фед. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во УрФУ, 2010. - 679 с.

2. Маслов, Д.В. Проблемы и перспективы развития высшего гуманитарного образования в России и в Европе // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - №4. - С. 86-87.

3. Мизюрова, Э.Ю. Развитие творческого потенциала студентов младших курсов аграрного вуза как фактор повышения качества лингвистического образования / Э.Ю. Мизюрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 96-102

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 №121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». - URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803160004 (дата обращения: 01.12.2019).

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008г. 1662-р. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями). - URL : http://base.garant.ru/194365/ixzz40eDR0ixJ (дата обращения: 01.12.2019).

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ (дата обращения: 01.12.2019).

7. Юсупова, Л.Г. Формирование толерантности как компонент межкультурной коммуникации / Л.Г. Юсупова //сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы». - Пенза, 2006. - С. 281-283

REFERENCES

1. Ed. Vishnevetsky, Yu.R. (2010), Actual problems of youth sociology, Ural Federal University, Ekaterinburg.

2. Maslov, D.V. (2008), "Problems and prospects for the development of higher humanitarian education in Russia and in Europe", Modern problems of science and education, No. 4, pp 86-87

3. Mizyurova, E.Yu. (2016), "Creative potential development of junior students of the agrarian university as the factor of quality improvement in linguistic education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No.9, pp 96-102

4. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated 22.02.2018 No. 121 "on approval of the Federal state educational standard of higher education-bachelor degree in the direction of training 44.03.01 "Pedagogical education", available at: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/ View/0001201803160004.

5. Order of the Government of the Russian Federation on November 17, 2008 No 1662-p "The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation till 2020", available at: http://base.garant.ru/194365/ixzz40eDR0ixJ.

6. Federal law of December 29, 2012 No. 273 FZ "About education in Russian Federation", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/.

7. Yusupova, L.G. (2006), "Formation of tolerance as a component of intercultural communication", Russian education in the 21-st century: Problems and Prospects, the collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference, Penza, pp.281-283.

Контактная информация: Elvmiz @mail.ru.

Статья поступила в редакцию 22.12.2019

УДК 796.011

ЗНАЧИМОСТЬ ПРИКЛАДНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вячеслав Васильевич Миронов, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Альбина Ильмаровна Нестерова, старший преподаватель, Ольга Михайловна Кузнецова, преподаватель, Нахимовское военно-морское училище, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье раскрыта значимость прикладно-ориентированной физической подготовки в военно-профессиональном самоопределении обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации как потенциального кадрового резерва Вооруженных Сил Российской Федерации. Ценность предполагаемого оптимизированного содержания дисциплины «Физическая культура» определялась с учетом мнения преподавателей отдельной дисциплины Нахимовского военно-морского училища с филиалами и обучающихся 11-х классов для того, чтобы и те, и другие представляли механизм физического совершенствования нахимовцев на основе принципа «прозрачного ящика», когда известны «входные параметры» физической готовности кандидатов на военное обучение в образовательных организациях высшего образования МО РФ.

Ключевые слова: обучающиеся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, военно-профессиональное самоопределение, прикладно-ориентированная физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.197-202

SIGNIFICANCE OF APPLIED-ORIENTED PHYSICAL TRAINING IN MILITARYPROFESSIONAL SELF-DEFINITION OF THE TRAINED IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Vyacheslav Vasilievich Mironov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Albina Ilmarovna Nesterova, the senior teacher, Olga

Mikhaylovna Kuznetsova, the teacher, Nakhimov Naval Academy, St. Petersburg

Abstract

The article reveals the importance of the applied-oriented training in military-professional self-determination of the students of general educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation as a potential personnel reserve of the Armed Forces of the Russian Federation. The value of the supposed optimized contents of the discipline "Physical Education " was determined taking into account the opinion of the teachers of the separate discipline of the Nakhimov Naval School with branches and the 11th grade students, so that both would represent the mechanisms for the physical improvement of Nakhimov cadets on the basis of the "transparent box" principle, when the "input parameters" of the morphofunctional state of schoolchildren of grade 5, who entered the NNS (Nakhimov Naval School) and their transformation into "output parameters" of the physical readiness of the candidates are known for military training in higher educational institutes of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

Keywords: students of general educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation, military-professional self-determination, application-oriented physical training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.