Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание обучающихся в рамках вузовского образования'

Патриотическое воспитание обучающихся в рамках вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ИСТОРИЯ СТРАНЫ / ЮНГА СЕВЕРНОГО ФЛОТА / PATRIOTIC EDUCATION / YOUTH / CITIZENSHIP / COUNTRY HISTORY / SHIP'S BOY OF NORTH FLEET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна, Рокитянская Капиталина Алексеевна

Патриотическое воспитание обучающихся является одним из ключевых направлений в воспитательной работе СГАУ имени Н.И. Вавилова. Авторы статьи указывают, что для воспитания в молодежи гражданских качеств необходимо изучение героического прошлого своей страны, воспитание уважения к мужеству ее народа, к памяти жертв. Вот почему тема Великой Отечественной войны так актуальна и востребована среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна, Рокитянская Капиталина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education of students in the framework of higher education

Patriotic education of the students is one of the main directions in educational work of the Vavilov Saratov State Agrarian University. Authors of the article point out that education of the civil qualities in youth requires studying of the heroic past of the country, education of respect for the courage of its people, memory of the victims. That is why the subject of the Great Patriotic War is so relevant and demanded among the youth.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание обучающихся в рамках вузовского образования»

2. Asmolov, A.G. (2008), How to design universal learning activities in elementary school: from action to thought, Education, Moscow.

3. Lyakh, V.I. and Zdanevich, A.A. (2010), Comprehensive program of physical education for students in grades, Education, Moscow.

4. Melchakova, G.G. and Melchakov, A.V. (2012), Pedagogy of Physical Culture and Sports, Krasnoyarsk.

5. Menhin, Yu.V. (2006), Physical Education: Theory, Methods, Practice, SportAcademPress, Moscow

6. Filin, V.P. (1987), Theory and Methods of Youth Sport, Physical Culture and Sport, Moscow.

7. Chibichik, Yu.E. (2010), Individualization of the training process of young judokas at the initial stages of preparation, dissertation, Chelyabinsk.

8. Shvetsova, I.V. (2013), "Interactive pedagogical technologies in the system of additional education", Proceedings of St. Petersburg State University of Culture and Art, Vol. 200, pp. 324-331.

Контактная информация: dmitrimartynov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.06.2019

УДК 378

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Капиталина Алексеевна Рокитянская, кандидат педагогических наук, доцент,

Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова

(СГАУ им. Н.И. Вавилова)

Аннотация

Патриотическое воспитание обучающихся является одним из ключевых направлений в воспитательной работе СГАУ имени Н.И. Вавилова. Авторы статьи указывают, что для воспитания в молодежи гражданских качеств необходимо изучение героического прошлого своей страны, воспитание уважения к мужеству ее народа, к памяти жертв. Вот почему тема Великой Отечественной войны так актуальна и востребована среди молодежи.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, молодежь, гражданская позиция, история страны, юнга Северного флота.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF HIGHER

EDUCATION

Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kapitalina Alekseevna Rokityanskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecture, The Vavilov Saratov State Agrarian University

Annotation

Patriotic education of the students is one of the main directions in educational work of the Vavilov Saratov State Agrarian University. Authors of the article point out that education of the civil qualities in youth requires studying of the heroic past of the country, education of respect for the courage of its people, memory of the victims. That is why the subject of the Great Patriotic War is so relevant and demanded among the youth.

Keywords: patriotic education, youth, citizenship, country history, ship's boy of North Fleet.

ВВЕДЕНИЕ

Важной составной частью любого общества является молодежь, которая представляет собой особую социально-демографическую группу, с которой связаны реальные перспективы развития любой страны. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отмечено, что

стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь [5].

В нашей стране более четверти населения составляет учащаяся молодежь. Современный вуз должен иметь отлаженную, эффективную систему управления качеством подготовки будущих специалистов с учетом требований современного рынка труда и потребностей региона. В настоящее время развитие высшего образования диктует свои правила, и любой вуз, желающий сохранить за собой лидирующие позиции на современном рынке образовательных услуг, просто не может и не имеет права их игнорировать [1].

Федеральный закон об образовании, образовательные стандарты, образовательные программы третьего поколения «плюс» и уже принятые, разработанные программы третьего поколения «плюс, плюс» - все эти документы направлены на необходимость создания благоприятной образовательной среды вузов, которая обеспечивает доступность качественного образования и поддержку активной, талантливой молодежи [2]. Обучающийся не просто должен быть специалистом в узкой, интересующей его области знаний, он должен разбираться в смежных дисциплинах, быть организатором, уметь наладить контакт с партнером, обеспечить постоянный прогресс в избранном виде деятельности и т.д. Социальная активность личности, проявляющаяся в различной общественно-значимой деятельности сознательно ориентирована на решение задач, стоящих перед обществом [6]. Очевидно, что знания, умения и навыки будущих специалистов только академическими занятиями развить не представляется возможным. Гармонично развитая личность, это более высокая ступень. Данная ступень предполагает высокий уровень совершенства всех составляющих человеческой деятельности с соответствующим выводом о необходимости значительных усилий для этого, которые может обеспечить воспитательная работа во всех ее проявлениях и разнообразии.

Современная молодежь обладает значительным потенциалом, который необходимо использовать в воспитательном процессе - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам. В этом плане нам импонирует точка зрения академика В. А. Сластенина, отмечающего, что «необходимо формирование у молодежи современных и социально значимых ценностей, общественных установок, способностей осознанного выбора своего места в жизни, умений легко адаптироваться в социальной среде, творческих способностей, необходимых для дальнейшего саморазвития личности. Эта система должна стать открытой, вариантной, диалогической, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма» [7].

Всевозрастающий рост специалистов с высшим образованием, обусловленный требованиями современной экономики, науки и культуры, сопровождается при этом достаточно низким уровнем социально-политической активности российских студентов. Благодаря Интернету, процессам информатизации и глобализации, интернационализации интеграции у молодого поколения складывается идеология некоего абстрактного «космополитизма», которая отвлекает на данный момент от реальных проблем обострения экстремизма и терроризма на международной арене, а впоследствии грозит потерями национальных традиций и культуры. В условиях локальных конфликтов опасно скатиться и к национализму, так как он ожесточает людей, затрудняет процессы международного сотрудничества. Поэтому воспитание патриотизма у молодежи становится важной задачей для сохранения национально-культурных традиций государства [4].

МЕТОДИКА

Проблема патриотизма и гражданского воспитания привлекала внимание многих исследователей. Проводится значительное количество исследований: определение патриотического воспитания с позиций культуры, нравственности, ценности, гуманизма (В.С.

Библер, М.С. Каган, В.Н. Садовский и др.), содержания, принципов и методов воспитания патриотизма (Н.Г. Базилевич, В. А. Сухомлинский и др.), взаимосвязи патриотического воспитания с русской национальной культурой (В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушин-ский и др.) Воспитание любви к Родине рассматривается сегодня в контексте личностно ориентированной педагогики, опирающейся на общечеловеческие и национально-культурные ценности (Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк, Д.С. Лихачев, Н.Е. Щуркова и др.) Многие великие мыслители утверждали ценность патриотического воспитания. По мнению К.Д. Ушинского, патриотическое воспитание призвано развить чувство национальной гордости, долга перед родиной. К будущему обращены слова Л.Н. Толстого о том, что свобода возможна только при колоссальном чувстве нравственной ответственности за судьбу мира и рядом живущих людей, а осмысленное бытие человека предполагает потребность в единстве разума, культуры чувства, доброй воли и самосовершенствовании ради служения людям. Рассматривая цели воспитания, А.С. Макаренко утверждал, что каждый воспитанник должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом, который проявляет себя не только в героических поступках, но и в повседневных делах. Говоря о противоречивости чувства любви к Родине, Н.К. Рерих говорил, что можно знать несовершенство дел на родине, но, тем не менее, устремление к ней не уменьшится. Продолжил эту идею известного мыслителя В. А. Сухомлинский, который говорил о необходимости воспитания у молодежи стремления к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности.[3] Современные педагогические школы предлагают множество классификаций и методик воспитания. К сожалению, в основном разработки направлены на дошкольников и школьников, а воспитание гражданской позиции студента реализуется только лишь на занятиях по социально-гуманитарным дисциплинам и в рамках профориентации студентов.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание студенчества является одним из ключевых направлений в работе Саратовского государственного аграрного вуза. В настоящее время, в момент обострения геополитической конкуренции приобщение молодежи к историческому опыту предшествующих поколений укрепляет ее сопротивляемость внешним политическим вызовам. История нашей страны богата событиями, за которые мы можем испытывать истинную гордость. Среди них важнейшим является Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Роль Красной Армии и советского народа в победе над фашистской Германией пытаются извратить, их немаловажный вклад в разгром гитлеризма свести до минимума. Появление Гитлера не было случайным, власть дали ему те, кто нуждался в спасении своего класса путем любой, самой преступной авантюры. Попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны предпринимаются на протяжении многих лет. И сейчас ни для кого не секрет, что есть силы, которые стремятся умалить нашу победу. Фальсифицируя события войны, они преследуют вполне определенные цели, направленные на то, чтобы молодое поколение не знало истинных трагедий нашего народа.

В план воспитательной работы кафедры иностранных языков и культуры речи СГАУ включены различные мероприятия, всегда одно из них обязательно проводится накануне великого праздника - 9 мая. В этом году тему мероприятия нашей кафедре предложили преподаватели-коллеги с кафедры «Социально-правовые и гуманитарно-педагогические науки» - Соловецкая школа юнг Северного флота. Проведенный опрос «По дороге к Победе» среди обучающихся 1 курса на базе Саратовского государственного аграрного университета показал, что о сражениях под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и о блокаде Ленинграда студенты знают много, а вот о боевых действиях на Северном флоте практически ничего. Этот факт и лег в основу проведения большого мероприятия к 9 мая. Материал собирали из различных источников документальной и даже художественной литературы (произведения В. Пикуля) и готовили его к выступлению преподаватели двух кафедр вместе с обучающимися. Работа проходила очень интересно: нашли приказ №108 о создании школы юнг ВМФ за подписью народного комиссара, адмирала Н. Кузнецова;

изучили историю Соловецкого монастыря; первого концлагеря для противников Советской власти - СЛОН; учебного отряда Северного флота; воспоминания ветеранов-моряков линкора «Роэл Соверен» - «полосатые черти», так немцы, боясь называли их; переводили с английского на русский воспоминания ветеранов-союзников США, Англии, доставляющих в порт Мурманск продовольствие, самолеты, танки, оружие. Большую помощь в подготовке сыграли материалы музея истории нашего университета о героях-ветеранах Великой Отечественной войны, среди них юнга Северного флота Георгий Павлович Снетков. Третья кафедра, которая принимала участие в нашем мероприятии - кафедра физического воспитания - на которую пришел работать в 1954 году после войны и службы на флоте Георгий Павлович. Преподаватели своими силами подготовили видеофильм о ветеране. В августе 1943 года группа Саратовских мальчишек 1928 года рождения уходила на учебу в Соловецкую школу юнг. Именно с этой даты начался рассказ ветерана о нелегкой, героической военной службе. Тут было все: морская болезнь; жизнь на территории мужского монастыря на Соловках, в камере, в которой отбывала срок наказания Фанни Каплан, стрелявшая в Ленина; учеба на электрика-надводника; служба на линкоре «Роэл Соверен»; приезд на корабль юной английской принцессы Елизаветы II, которая прошла вдоль строя юных моряков, здороваясь и выборочно подавая руку в белой перчатке для поцелуя; будущая королева протянула руку нашему герою для поцелуя, она была в то время всего лишь на два года старше Георгия; тяжелый новогодний 1944 года «конвой»; сражение в Кольском заливе. Ребятам по 14-15 лет было очень тяжело, не стал скрывать ветеран в своем рассказе случаи дезертирства. Георгий Павлович был на 70-летнем юбилее Школы соловецких юнг в июле 2012 года, приехали всего 48 «юнгашей», самых молодых ветеранов Великой Отечественной войны.

Так как Саратовский ГАУ вошел в состав консорциума опорных образовательных организаций-экспортеров Российского образования, то вместе с нашими студентами рассказ ветерана слушали иностранные студенты из Таджикистана, Монголии, Анголы, Вьетнама. Значимость и успех мероприятия, совместной работы трех кафедр еще раз доказывает актуальность и востребованность использования темы Великой Отечественной войны в патриотическом воспитании обучающихся.

ВЫВОДЫ

Выяснилось во время опроса, что каждый третий студент (36,1%) нашего вуза за последний год принимал участие в различных историко-патриотических проектах (например, акция «Бессмертный полк»; образовательный проект-презентация «Историческая память»; парад Победы; смотр военно-патриотических отрядов; смотр строя и песни; граж-данско-патриотические форумы; отряд «Вега», волонтерство; концерт, посвященный Дню Победы). Подводя итог, стоит отметить, что фиксируемые в ходе опроса настроения респондентов свидетельствуют, что современная российская молодежь имеет существенный запас «патриотической прочности». Патриотизм и гражданские качества сложно воспитать единовременными акциями, это должен быть целенаправленный, систематический процесс, только тогда мы достигнем результата - всесторонне развитой, гармоничной личности с активной гражданской позицией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мизюрова, Э.Ю. Развитие творческого подхода к профессиональной подготовке студентов аграрного университета / Э.Ю. Мизюрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 148-152.

2. Мизюрова, Э.Ю. Развитие творческого потенциала студентов младших курсов аграрного вуза как фактор повышения качества лингвистического образования / Э.Ю. Мизюрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 96-102.

3. Мизюрова, Э.Ю. Патриотическое воспитание студентов как неотъемлемая часть формирования иноязычной компетенции студентов аграрного университета / Э.Ю. Мизюрова // Аграрная

Наука в XXI веке: проблемы и перспективы : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2018. - С. 411-416.

4. Поздникин, А. А. Основные направления работы куратора группы по воспитанию патриотизма и гражданственности студентов вуза / А.А. Поздникин // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2016. - С. 120-123.

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008г. 1662-р. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) // URL : http://base.garant.ru/194365/ixzz40eDR0ixJ (дата обращения: 01.06.2019).

6. Рокитянская, К.А. Критерии формирования социальной активности студенческой молодежи / К.А. Рокитянская // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2016. - С. 127-130.

7. Сластенин, В. А. Основные тенденции развития образовательной политики в Российской Федерации / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 3. - С. 188.

REFERENCES

1. Mizyurova, E.Yu. (2017), "Creative approach formation to the students' professional training at agrarian university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp 148-152.

2. Mizyurova, E.Yu. (2016), "Creative potential development of junior students of the agrarian university as the factor of quality improvement in linguistic education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 96-102.

3. Mizyurova, E.Yu. (2018), "Patriotic education of students as integral part of formation of foreign-language competence of students of the agrarian university", Agrarian science in the 21-st century: Problems and Prospects: collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 411-416.

4. Pozdnikin, A.A. (2016), "Main directions of the curator's work in the group on the education of patriotism and citizenship of university students", Current problems of education in educational process of higher education institution: collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 120-123.

5. Order of the Government of the Russian Federation on November 17, 2008 No 1662-p "The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation till 2020", available at: http://base.garant.ru/194365/ixzz40eDR0ixJ.

6. Rokityanskaya, K.A. (2016), "Criteria of formation of social activity of student's youth", Current problems of education in educational process of higher education institution the collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 127-130.

7. Slastenin, V.A. (2005), "The main trends in the development of educational policy in the Russian Federation", Pedagogical education and science, No. 3, pp. 188.

Контактная информация: elvmiz@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.06.2019

УДК 796.325

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ГАУ СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

Максим Иванович Миних, магистр, Татьяна Германовна Котова, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет (ТюмГУ), Тюмень

Аннотация

В статье рассматривается тренировочный процесс студентов-волейболистов, направленный на совершенствование специальной физической подготовки. Авторами изучен уровень специальной физической подготовленности спортсменов: координационные, скоростные и скоростно-силовые способности, определены «проблемные зоны» и предложены специальные упражнения и методы спортивной тренировки, направленные на их коррекцию.

Ключевые слова: волейбол, координационные, скоростные, скоростно-силовые способности, студенческий спорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.