Научная статья на тему 'Физическое воспитание студенческой молодежи в рамках вузовского образования'

Физическое воспитание студенческой молодежи в рамках вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / УНИВЕРСИАДА / ТУРИЗМ / YOUTH / PHYSICAL EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH CULTURE / UNIVERSITY GAME / TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна, Рокитянская Капиталина Алексеевна

Рассмотрены основные подходы к оценке молодежи и ее места в обществе. Дана характеристика образа жизни, уровня культуры здоровья студентов и их отношения к спорту. Определена роль физкультурно-оздоровительной и спортивномассовой работы в развитии физического воспитания молодежи на примере Универсиады и секции спортивного туризма СГА У. Выявлена взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна, Рокитянская Капиталина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCA TION OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF HIGHER EDUCATION

The main approaches to the assessment of youth and its place in society are considered. The characteristic of life way, culture level of students ’ health and their relation to sports is given. The role of physical culture and sports mass work in the development of physical education of young people is defined (on the example of the University game and the sports tourism section of SGAU)The interrelation of physical and moral education is revealed.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студенческой молодежи в рамках вузовского образования»

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Э.Ю. Мизюрова, К.А. Рокитянская

Рассмотрены основные подходы к оценке молодежи и ее места в обществе. Дана характеристика образа жизни, уровня культуры здоровья студентов и их отношения к спорту. Определена роль физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в развитии физического воспитания молодежи на примере Универсиады и секции спортивного туризма СГА У. Выявлена взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Ключевые слова: молодежь, физическое воспитание, здоровый образ жизни, культура здоровья, Универсиада, туризм.

Важной составной частью любого общества является молодежь, которая представляет собой особую социально-демографическую группу, с которой связаны реальные перспективы развития любой страны. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отмечено, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь» [1].

В нашей стране более четверти населения составляет учащаяся молодежь. В вузах система образования претерпевает значительные изменения. Федеральный закон об образовании, образовательные стандарты, образовательные программы третьего поколения «плюс» и уже принятые, разработанные программы третьего поколения «плюс, плюс» -все эти документы направлены на необходимость создания благоприятной образовательной среды вузов, которая обеспечивает доступность качественного образования и поддержку активной, талантливой молодежи

Сегодня мы являемся свидетелями и участниками изменения самого человека, наших жизненных ритмов, пространства деятельности, отношений между людьми. Уровень человеческого самосознания изменяется, что отражается в перестройке менталитета, смене целей, ценностей, ориентации молодых людей. Современные исследователи выделяют три основных подхода к оценке молодежи и ее место в обществе:

1) критически-осуждающий, в рамках которого молодежь называют «потерянным» поколением и наделяют такими качествами, как равнодушие, рассеянность, отрицание ценностей прошлого и опыта предшествующих поколений;

2) восторженно-оптимистический, в рамках данного подхода

молодежь наделяется только положительными качествами: мобильность, коммуникабельность, высокий уровень владения техникой, легкое отношение к жизни;

3) объективистский, который предполагает оценку молодежи как с положительной, так и с негативной стороны. Данный подход сочетает в себе реальную оценку современной молодежи, рассматривая ошибки и положительно рациональные поступки [2].

Президент России В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию отметил, что образование должно сыграть значимую роль в развитии российского общества и это общество должно быть с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой культурой и культурой здоровья.

В учебном процессе Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова можно выделить четыре главные, тесно связанные между собой составляющие: 1) непосредственное преподавание необходимых дисциплин во время аудиторных занятий; 2) проведение студенческих научно-исследовательских работ, где студенты применяют и развивают приобретенные навыки; 3) ознакомление с современным сельскохозяйственным производством во время производственных и преддипломных практик; 4) общественная деятельность студентов, участие в различных общественных организациях, где приобретаются навыки культурного общения, проявляются организаторские способности, физически, интеллектуально и творчески развиваются студенты. Воспитательная работа, проводимая в нашем университете, органично переплетается с процессом выполнения этих задач, проходит красной нитью во всех четырех составляющих учебного процесса. Вопросы воспитания всегда актуальны [3]. Н.И. Пирогов писал, что воспитание -это путь к «образованию людей» и «все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми» [4]. В молодые годы каждый человек встает перед выбором жизненных целей, принципов и ценностей. В этом молодежь нашего времени ни чем не отличается от предыдущих поколений, только на данном этапе социального и экономического развития нашей страны ей труднее сделать выбор. На становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа), а также собственная личность и позиция воспитуемого [5].

Наш первокурсник - энергичный и жизнерадостный: даже адаптируясь к новым условиям учебного заведения, чувствует себя уверенно. Независимый и самостоятельный в решениях при отстаивании своих позиций, он может проявить завидную настойчивость и упорство. Однако уже первые дни учебного процесса показывают, что у преобладающего большинства привычка трудиться и учиться, не сформирована. К сожалению, мысль о необходимости учиться всю жизнь,

чтобы стать профессионалом, не отстать от времени, занять достойное место в обществе, первокурсником для себя еще не присвоена. Студенты все время заняты, но ничего не успевают. Компьютеры, телефоны и другие технические устройства занимают большую часть времени не оставляя возможности для реального общения, занятий спортом и здоровьем. Студенты нерационально используют свои жизненные ресурсы; как-будто это не самое ценное и единственное, а что-то второстепенное, не имеющее реального значения. Такой образ жизни молодого человека (несоблюдение режима дня, постоянное недосыпание, неправильное и несбалансированное питание, пренебрежительное отношение к своему здоровью) приводит к низкому уровню культуры здоровья, который характеризуется слабыми и несформированными знаниями индивидуальных особенностей организма, знаний о здоровье, мерах по его профилактике и укреплению, способах и средствах физического воспитания.

В трудах философов и психологов - Н.А. Бердяева, Л.С. Выготского, отечественных педагогов С.И. Архангельского, Ю.П. Лисицына, валеологов И.И. Брехмана, Л.Г. Каган, Н.В. Коваленко -здоровый образ жизни рассматривается как норма жизни человека, которая направлена на профилактику и сохранение здоровья. По мнению русского анатома и педагога П.Ф. Лесгафта, цель воспитания состоит в гармоническом развитии личности, которого можно достичь только путем нравственного, умственного и физического воспитания в их единстве и взаимосвязи. Личностно-мотивационная установка ориентирует студенческую молодежь на реализацию своих физических, интеллектуальных способностей. Следовательно, одна из основных задач воспитательной работы Саратовского ГАУ является формирование у субъектов образовательного процесса культуры здоровья во всех ее аспектах, что обеспечит как позитивные изменения в здоровье личности студента, так и его ценностную ориентацию.

Был проведен опрос, целью которого стало определение отношения студентов к спорту, к организации учебного процесса в университете. Приведем некоторые вопросы опроса:

1. Помогают ли вам спортивные нагрузки для того, чтобы отвлечься от трудностей с экзаменами?

2. Занимаетесь ли спортом для поддержания здоровья?

3. Считаете ли вы, что спорт неотъемлемая часть жизни студента?

4. Считаете ли вы, что на физкультуру выделяют мало часов в неделю?

5. Получаете ли вы удовлетворение от спорта?

По первому вопросу у 40 % студентов было сомнение, 10 % в этом точно уверены, а половина 50 % заявили, что спорт никак им не помогает отвлечься. По второму вопросу, 70 % студентов занимаются спортом для поддержки здоровья, 30 % предпочитают не утруждать себя. По третьему вопросу, студенты считают, что спорт - часть жизни студента. По

четвертому вопросу, 90 % студентов считают, что для физкультуры им выделяют достаточно часов, 10 % хотелось бы больше. По пятому вопросу большинство студентов получают удовольствие от спорта.

Исключительная роль в формировании нравственного облика учащейся молодежи принадлежит переносу положительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом. Физическое воспитание органически связано с нравственным воспитанием. Проследим это на примере деятельности Саратовского ГАУ. Одним из существенных факторов престижности нашего университета является способность и возможность организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Так, на базе Саратовского ГАУ проходили финальные соревнования 7-летней Универсиады высших учебных заведений Министерства сельского хозяйства. Более 1000 спортсменов из 36 аграрных вузов России встретили студенты и преподаватели волонтеры нашего университета. На протяжении всей Универсиады чувствовалась особая атмосфера праздника спорта. С одной стороны, во время соревнований ребята проявляли такие черты характера, как сила воли, смелость, решительность, выдержка, уверенность в своих силах. С другой стороны, гости - спортсмены из разных городов России - узнали впервые о городе на Волге благодаря большой культурной программе: прогулка по Волге на теплоходе, парк Победы с экспозицией сельскохозяйственной и военной техники, национальная деревня народов Саратовской области и всего Поволжья, выступление творческих коллективов нашего университета. Отвечая на вопросы гостей, чувствовалось, с какой любовью и уважением наши студенты относятся к своему родному городу (его прошлому и настоящему), ведь именно отсюда «начинается Родина», формируются гражданственное сознание, долг, честь - стать достойным наследником лучших традиций родного края. Атмосфера среди волонтеров и гостей-спортсменов была самая дружная, позитивная.

На одном из вечеров после спортивных соревнований был конкурс «Расскажи о своем университете». Перед гостями выступил заслуженный мастер спорта, двукратный чемпион мира, серебряный призер Олимпийских игр по гребле на байдарках и каноэ, выпускник Саратовского ГАУ Сергей Уленин с рассказом о работе секции спортивного туризма нашего университета. Туризм способствует формированию выносливости организма, выработке навыков существования в отрыве от благ цивилизации, в условиях естественной среды и поведения в экстремальных ситуациях. Участники похода учатся жить и сосуществовать в отдельном пространстве, выстраивая новые отношения. Проект «Молодежный центр научно-исследовательских экспедиций в области агробиологических наук» был поддержан Федеральным агентством по делам молодежи. Участни-ками экспедиции «Дорогами Н.И. Вавилова» в Крым были студенты, аспиранты, молодые ученые и преподаватели нашего университета, а также других вузов города. Гостей

Универсиады тоже пригласили принять участие в экспедициях нашей секции спортивного туризма. Спортсмена Сергея Уленина в рассказе поддержали те, кто уже не раз принимал участие в походах. На вопрос -какие трудности были и как с ними справиться - были разные ответы: «Трудно целый день идти с тяжелым рюкзаком», «Если куришь, то надо бросать, быстро устанешь», «После экспедиции не пропускаю занятия физкультуры, записался в бассейн». Ведь в памяти у ребят навсегда остались воспоминания об исторических местах Крыма, полевых экспериментах, о палаточном лагере, ночном костре и песнях под гитару.

Конечно, реализация масштабных мероприятий, описанных выше, требует серьезных финансовых затрат. Но благодаря взаимодействию СГАУ с руководством региона и партнерами, оказывающими поддержку, администрация нашего университета успешно решает финансовые проблемы. Мы очень горды, что по итогам Национального рейтинга университетов в 2018 году в категории «Отраслевые вузы» по направлению «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» СГАУ занял лидирующие позиции.

Студенческий возраст имеет важное значение как период наиболее активного овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека. В данном аспекте физическое и нравственное воспитание учащейся молодежи органически дополняют друг друга. Физическая культура приобретает важный духовно-нравственный смысл. Все более отчетливо проявляется тенденция перехода от развития физических (не исключающих их) к развитию духовных, нравственных характеристик личности и тесной взаимосвязи между ними благодаря совместным усилиям кураторов, заместителей деканов по воспитательной работе, преподавателей физического воспитания университета.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008г. 1662-р. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/194365/ixzz40eDROix.J (дата обращения: 25.11.2018).

2. Актуальные проблемы социологии молодежи / под ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Ур ФУ, 2010. 679 с.

3. Мизюрова Э.Ю. Внеаудиторная деятельность студентов по иностранному языку как одна из форм воспитательной работы в неязыковом вузе // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза: сборник науч. статей межвуз. науч.-практ. конф. Саратов, 2017. С. 92-95.

4. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические сочинения. М., 1985. 496 с.

5. Рокитянская К.А. Воспитательный процесс как составная часть учебно-педагогического процесса // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза: сборник науч. статей межвуз. науч.-практ. конф. Саратов, 2017. С. 86-88.

Мизюрова Эльвира Юрьевна, канд. пед. наук, доц., elvmiz@,mail.ru, Россия, Саратов, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова,

Рокитянская Капиталина Алексеевна, канд. пед. наук, доц., sharova_lina@ mail.ru, Россия, Саратов, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF HIGHER EDUCA TION

E. Yu. Mizyurova, K.A. Rokityanskaya

The main approaches to the assessment of youth and its place in society are considered. The characteristic of life way, culture level of students' health and their relation to sports is given. The role of physical culture and sports mass work in the development of physical education of young people is defined (on the example of the University game and the sports tourism section of SGAU)The interrelation of physical and moral education is revealed.

Key words: youth, physical education, healthy lifestyle, health culture, University game, tourism.

Mizyurova Elvira Yurievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, elvmiz@,mail. ru, Russia, Saratov, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilova,

Rokityanskaya Kapitalina Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, sharova_lina@,mail. ru, Russia, Saratov, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilova

Reference

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008g. 1662-r. «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda (s izmeneniyami i dopolneniyami)» [Elektronnyj resurs]. URL: http://base.garant.ru/ 194365/ixzz40eDROix. J (data obrashcheniya: 25.11.2018).

2. Aktual'nye problemy sociologii molodezhi / pod red. Yu.R. Vishnevskogo. Ekaterinburg: Ur FU, 2010. 679 s.

3. Mizyurova E.Yu. Vneauditornaya deyatel'nost' studentov po inostrannomu yazyku kak odna iz form vospitatel'noj raboty v neyazykovom vuze // Aktual'nye problemy vospitaniya v obrazovatel'nom processe vuza: sbornik nauch. statej mezhvuz. nauch.-prakt. konf. Saratov, 2017. S. 92-95.

4. Pirogov N.I. Voprosy zhizni // Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. M., 1985.

496 s.

5. Rokityanskaya K.A. Vospitatel'nyj process kak sostavnaya chast' uchebno-pedagogicheskogo processa // Aktual'nye problemy vospitaniya v obrazovatel'nom processe vuza: sbornik nauch. statej mezhvuz. nauch.-prakt. konf. Saratov, 2017. S. 86-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.