Научная статья на тему 'Повышение эффективности тренировочного процесса с применением интерактивных технологий в работе с детьми, занимающимися борьбой'

Повышение эффективности тренировочного процесса с применением интерактивных технологий в работе с детьми, занимающимися борьбой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТРЕНЕРОМ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / INTERACTION WITH A TRAINER / EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынов Дмитрий Иванович

В статье говориться о применении интерактивных технологий в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам организации спортивных секций для привлечения детей к физической культуре и спору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынов Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase in efficiency of training process with use of interactive technologies in work with the children who are engaged in fight

The article talks about the use of the interactive technologies in accordance with the federal state educational standards of the organization of the sports sections to attract children to physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности тренировочного процесса с применением интерактивных технологий в работе с детьми, занимающимися борьбой»

6. Приказ Министерства образования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 г. № 686. - Режим доступа : https://zakonbase.ru/content/base/39432 (дата обращения: 01.06.2019).

7. Чумаков, Е.М. Сто уроков самбо / Е.М. Чумаков. - М. : Фаир-Пресс, 1998. - 400 с. - ISBN 5-8183-0005-6.

8. Чумаков, Е.М. Физическая подготовка борца самбиста : учеб. пособие / Е.М. Чумаков. -М. : Управление спортивных единоборств, 1980. - 24 с.

REFERENCES

1. Vrublevsky, E.P., Likhacheva, O.E., and Vrublevskaya, L.G. (2006), Final qualification work: preparation, registration, protection: manual, Physical culture and sport, Moscow.

2. Ed. Galochkin, G.P. (2017), Education of endurance, flexibility and dexterity: an educational and methodical grant for students of all specialties and the directions of preparation, Voronezh.

3. Galochkin, G.P. (2010), System of training of sambo wrestlers in VISI-VGASU: monograph, Voronezh.

4. Galochkin, G.P. and Lukin, A.A. (2016), "Features of dexterity, as physical quality, education and its assessment at fighters of sambo wrestlers", Physical culture, sport and health in modern society: collection of scientific articles of the All-Russian scientific and practical conference, Scientific book, Voronezh, pp. 267-273.

5. Zatsiorsky, V.M. (2009), Physical qualities of the athlete: bases of the theory and technique of education, Soviet Sport, Moscow.

6. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation About the Approval of the State Educational Standards of Higher Education"of02.03.2000 No. 686, available at: https://zakonbase.ru/con-tent/base/39432.

7. Chumakov, E.M. (1998), Hundred lessons of sambo, Fair-Press, Moscow.

8. Chumakov, E.M. (1980), Physical training of the fighter of the sambo wrestler: studies. grant, Management of combat sports, Moscow.

Контактная информация: fizcult_kaf@vgasu.vrn.ru

Статья поступила в редакцию 28.06.2019

УДК 796.015.5

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ БОРЬБОЙ

Дмитрий Иванович Мартынов, аспирант, Пермский институт ФСИН России

Аннотация

В статье говориться о применении интерактивных технологий в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам организации спортивных секций для привлечения детей к физической культуре и спору.

Ключевые слова: интерактивные технологии, взаимодействие с тренером, учебно-тренировочный процесс, развитие личности.

INCREASE IN EFFICIENCY OF TRAINING PROCESS WITH USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN WORK WITH THE CHILDREN WHO ARE

ENGAGED IN FIGHT

Dmitriy Ivanovich Martynov, the post-graduate student, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Annotation

The article talks about the use of the interactive technologies in accordance with the federal state educational standards of the organization of the sports sections to attract children to physical culture and sports.

Keywords: interactive technologies, interaction with a trainer, educational and training process, personal development.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время занятия по физической культуре, в сфере образования, рассматриваются не только как учебная дисциплина, но и как область, выступающая в качестве компонента системы, современного образования, в формировании личности ребенка. Тем самым определяя задачи, стоящие перед школой для роста интереса ребенка к занятиям, в сфере физического воспитания, в частности использования интерактивных технологий в образовательной деятельности и практической потребностью решения задачи. Использование интерактивных технологий на занятиях спортивных секций позволяет организовать сотрудничество между преподавателем и другими детьми учебной группы и благоприятно способствует повышению творческих способностей. Развивает необходимые двигательные навыки и физические качества; формирует потребность спортивных занятий, ориентированных на правильный образ жизни в обществе. Однако результаты проведенного анализа научных трудов (А.М. Абаев, 2013; Г.Г. Мельчакова и А.В. Мельчаков, 2012; Ю.В. Менхин, 2006; В.П. Филин, 1987 и др.) по проблемам вовлечения детей к физической культуре показал, что в границах общеобразовательной программы нельзя достаточно качественно вовлекать детей в образовательный процесс для их обучения. В связи с этим возникает необходимость дополнительного введения спортивных секций в образовательные учреждения. Что подтверждается мнением И.В. Швецовой (2013) [8, с. 324], где описывается система дополнительного образования детей, как психолого-педагогические условия в которой создаются плодотворная среда «для индивидуального развития, роста интеллектуально-творческих способностей, социально-культурной адаптации» ребенка [7, с. 180]. В результате в школах при организации учебных занятий возникает потребность в использовании ресурса интерактивных педагогических технологий.

Анализ направлений повышения эффективности проведения спортивных занятий в рамках школьных спортивных секций позволяет говорить о «переходе от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества» А.Г. Асмо-ловым (2008), [2, с. 10]. Что основывается на цели увеличения внедрений методик развивающего обучения, показанный в трудах Л. С. Выготского (2006), где с помощью личностных взаимоотношений взрослого и ребенка улучшается всесторонний уровень развития, который становится значимым в современном обществе.

Все это говорит о значимости внедрения в учебно-тренировочном процессе интерактивных технологий, построенных на совместной деятельности и взаимоотношений детей с тренером, и друг другом.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ

Для определения результативности применения интерактивных технологий на занятиях по спортивной борьбе с детьми, в рамках школьных секций было проведено исследование в спортивных залах военно-спортивного клуба «Искра», общеобразовательной школы № 118 г. Перми, в период с октября 2018 года по апрель 2019 года. Экспериментальную выборку (группу) составляло 30 детей; контрольную - 30 детей. Все испытуемые мужского пола 13-14 лет.

Для проверки эффективности использования интерактивных технологий в тренировочном процессе были отобраны педагогические и психологические методы тестирования, методы статистической и математической обработки результатов, педагогическое наблюдение. Задачей использования педагогического наблюдения являлось влияние использования интерактивных технологий на тренировочных занятиях с детьми, занимающимися спортивной борьбой. В процессе организации педагогического наблюдения рассматривались показатели: эмоциональная реакция на тренировочный процесс; уровень адаптации

ребенка к тренировочным занятиям; степень работоспособности и включенности в тренировочный процесс.

Целью педагогического исследования физических качеств детей выступало исследование степени влияния применения интерактивных технологий на рост физических качеств ребенка, занимающегося борьбой в спортивных секциях. Уровень физической подготовленности ребенка определялось на основе диагностических показателей физических качеств, представленных в комплексной программе физического воспитания детей 1-11 классов (В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2010) [3, с.128]. К этим показателям относятся: скорость (скоростные способности); координация (координационные способности); скоростная сила (скоростно-силовые способности); выносливость; гибкость; сила; специальные способности (умение выполнять специальные упражнения).

Целью психологического тестирования, являлось определение уровня мотивации спортивной деятельности с применением интерактивных технологий. Для измерения оценки мотивации ребенка к спортивной деятельности применялась методика Е.А. Калинина «Мотивы спортивной деятельности».

Использование методов математико-статистической для обработки степени различия психологических и физических показателей достоверности различий по Стьюденту и среднее арифметическое значение полученных результатов.

Констатирующий этап эксперимента проводился в сентябре 2018 года. Целью констатирующего этапа являлась диагностика начального уровня сформированности физической подготовленности детей, выраженности у них спортивной мотивации, а также их включенности в учебно-тренировочный процесс.

Таким образом, проведенное исследование на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы позволяло сформулировать следующие выводы:

1. Уровень физической подготовки детей, не превышало средних показателей. В обеих выборках были подростки с невысоким уровнем результатов физических показателей.

2. В полученных результатах педагогического наблюдения, в обеих группах показателях выборки, показало средний показатель уровня включенности детей в тренировочные занятия. Наиболее проявлялось у детей желание к формированию межличностных связей в кругу своих ровесников.

3. В обеих группах испытуемых выделились основные мотивы к спортивной тренировке: потребность в общении в поощрении и потребность в тренировочным занятиях.

4. Истинно значимые отличия по полученным результатам физической подготовки, отношения к тренировочным занятиям по спортивной борьбе и мотивации спортивной деятельности не выявлены.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На обобщающем этапе опытно-экспериментальной работы был проведен повторный «срез» в экспериментальной и контрольной группах детей, занимающихся спортивной борьбой. Полученные результаты показали, что после внедрения интерактивных технологий в тренировочный процесс детей, занимающихся спортивной борьбой, существенные различия отмечаются по показателям физических качеств, характеристик включенности детей в учебно-тренировочный процесс и мотивации «потребность в достижении». Так подростки из экспериментальной группы, в отличие от детей из контрольной группы, продемонстрировали более высокий уровень подготовленности при выполнении специальных технических упражнений по спортивной борьбе. Другими словами, у них отмечается более техничное выполнение ударов руками и ногами; они демонстрируют более высокий уровень борцовской техники в стойке и в партере; отмечается более техничное выполнение и болевых приемов.

По завершению формирующего эксперимента у детей экспериментальной группы, в отличие от детей контрольной группы, включенность в учебно-тренировочный процесс

также оказалось более выраженной. Это проявилось в том, что у детей, занимавшихся на учебно-тренировочных занятиях, с применением интерактивных педагогических технологий, отмечалась лучшая адаптация к учебно-тренировочному процессу (меньшее количество пропусков, более высокий уровень интереса к самим спортивным тренировкам, меньшая утомляемость по завершению тренировки и т.п.). К тому же подростки из экспериментальной группы чаще демонстрировали хорошую работоспособность: менее отвлекались в процессе учебно-тренировочного занятия; лучше воспринимали новый материал (обучение новым техническим приемам). Подростки же из контрольной группы показали недостаточно высокую работоспособность на учебно-тренировочных занятиях, их эмоциональный настрой был менее позитивен, чем у детей из экспериментальной группы.

ВЫВОДЫ

По результатам анализирующего этапа опытно-экспериментальной работы, посвященной внедрению интерактивных технологий в организацию учебно-тренировочного процесса с детьми, занимающимися борьбой, отмечаются следующие результаты эффективности их использования. Использование интерактивных технологий благоприятно усилило взаимосвязь включенности ребенка в тренировочный процесс и оптимального развития у детей силовых качеств, улучшение борцовской техники, роста скорости работы в стойке и в партере, увеличение количества выполнения болевых приемов на соревнованиях. В ходе проведения эксперимента отмечалось высокое взаимодействие ребенка с тренером, в отличие от контрольной группы. Подростки экспериментальной группы показали, хорошую адаптацию к тренировочному процессу, высокую мотивацию к спортивной деятельности, более лучшую работоспособность и концентрацию внимания на тренировочных занятиях. А также созданные комфортные условия позволяют детям, во время тренировочных занятий, проявлять: более выраженный интерес к спортивным тренировкам; стремление в достижении более высокого результата, интерес к сотрудничеству с тренером. Полученные корреляционные взаимосвязи говорят о том, что на тренировочных занятиях у детей отмечается более высокая интеграция: спортивной мотивации и показателей физической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаев, А.М. Адаптивная развивающее-компенсирующая образовательная среда физкуль-турно-спортивных учреждений дополнительного образования детей : дис. ... д-ра пед. наук / Абаев А.М. - Владикавказ, 2013. - 387 с.

2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.

3. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2010. - 128 с.

4. Мельчакова, Г.Г. Педагогика физической культуры и спорта / Г.Г. Мельчакова, А.В. Мель-чаков. - Красноярск : [б.и.], 2012. - 220 с.

5. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. - М. : СпортАкадемПресс, 2006. - 312 с.

6. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.

7. Чибичик, Ю.Е. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса юных дзюдоистов на начальных этапах подготовки : дис. ... канд. пед. наук / Чибичик Ю.Е. - Челябинск, 2010. - 180 с.

8. Швецова, И.В. Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования / И.В. Швецова // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. - 2013. - Т. 200. - С. 324-331.

REFERENCES

1. Abaev, A.M. (2013), Adaptive developing-compensating educational environment of physical éducation and sports institutions of additional education for children, dissertation, Vladikavkaz.

2. Asmolov, A.G. (2008), How to design universal learning activities in elementary school: from action to thought, Education, Moscow.

3. Lyakh, V.I. and Zdanevich, A.A. (2010), Comprehensive program of physical education for students in grades, Education, Moscow.

4. Melchakova, G.G. and Melchakov, A.V. (2012), Pedagogy of Physical Culture and Sports, Krasnoyarsk.

5. Menhin, Yu.V. (2006), Physical Education: Theory, Methods, Practice, SportAcademPress, Moscow

6. Filin, V.P. (1987), Theory and Methods of Youth Sport, Physical Culture and Sport, Moscow.

7. Chibichik, Yu.E. (2010), Individualization of the training process of young judokas at the initial stages of preparation, dissertation, Chelyabinsk.

8. Shvetsova, I.V. (2013), "Interactive pedagogical technologies in the system of additional education", Proceedings of St. Petersburg State University of Culture and Art, Vol. 200, pp. 324-331.

Контактная информация: dmitrimartynov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.06.2019

УДК 378

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Капиталина Алексеевна Рокитянская, кандидат педагогических наук, доцент,

Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова

(СГАУ им. Н.И. Вавилова)

Аннотация

Патриотическое воспитание обучающихся является одним из ключевых направлений в воспитательной работе СГАУ имени Н.И. Вавилова. Авторы статьи указывают, что для воспитания в молодежи гражданских качеств необходимо изучение героического прошлого своей страны, воспитание уважения к мужеству ее народа, к памяти жертв. Вот почему тема Великой Отечественной войны так актуальна и востребована среди молодежи.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, молодежь, гражданская позиция, история страны, юнга Северного флота.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF HIGHER

EDUCATION

Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kapitalina Alekseevna Rokityanskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecture, The Vavilov Saratov State Agrarian University

Annotation

Patriotic education of the students is one of the main directions in educational work of the Vavilov Saratov State Agrarian University. Authors of the article point out that education of the civil qualities in youth requires studying of the heroic past of the country, education of respect for the courage of its people, memory of the victims. That is why the subject of the Great Patriotic War is so relevant and demanded among the youth.

Keywords: patriotic education, youth, citizenship, country history, ship's boy of North Fleet.

ВВЕДЕНИЕ

Важной составной частью любого общества является молодежь, которая представляет собой особую социально-демографическую группу, с которой связаны реальные перспективы развития любой страны. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отмечено, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.