8. The decree of the President of the Russian Federation of July 11, 2004 No 868, "Questions of the Ministry of the Russian Federation for civil defense, to emergency situations and natural disaster response" (with changes and additions available at: http://base.garant.ru/187212/ (accessed 31 August 2013).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2013.
УДК 796.814
К ВОПРОСУ О МИНИМАЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЕТЕЙ ДЛЯ НАБОРА В СЕКЦИИ
САМБО И ДЗЮДО
Андрей Михайлович Буланцов, кандидат педагогических наук, заместитель директора
по учебно-тренировочной работе,
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей спортивной направленности «Детско-юношеская спортивная школа № 55» Департамента физической культуры и спорта города Москвы (ГБОУ ДОДСН «ДЮСШ
№ 55» Москомспорта)
Аннотация
В статье представлен анализ нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих минимальный возраст детей для набора в секции самбо и дзюдо. Проведено сравнение этих норм с реальным набором детей в эти виды спорта. Проанализированы особенности локомо-ций в самбо и дзюдо, энергообеспечения организма и, как следствие, их влияние на организм детей младшего школьного возраста. Таким образом, остро стоит вопрос создания программы по самбо и дзюдо для детей младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей организма. Длительность и содержание этапов подготовки спортсменов в самбо и дзюдо требует пересмотра, реально этап начальной подготовки начинается с 7 лет. Все эти факторы в совокупности требуют внесения изменений в СанПиН в части, регламентирующей минимальный возраст детей для занятий самбо и дзюдо. Федерациям самбо и дзюдо следует обратить внимание на данную проблему и начать работу по внесению изменения в СанПиН и Федеральные стандарты спортивной подготовки.
Ключевые слова: санитарные нормативы и правила, минимальный возраст набора в спортивную секцию самбо и дзюдо, локомоции в самбо и дзюдо.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p39-44
TO THE QUESTION OF MINIMUM AGE FOR CHILDREN'S SELECTION IN
SAMBO AND JUDO
Andrey Michailovich Bulantsov, the candidate ofpedagogical sciences, Deputy Director for
educational and training work,
State educational institution of additional sports orientation education of children "Sports school for children and youth № 55" of the Moscow Department of Physical Culture and Sport
Annotation
The analysis of normative documents of the Russian Federation regulating the minimum age of children selection in the section of sambo and judo is presented in the article. Comparison of these norms with a real selection of the children is carried out for these sports. Features of locomotion in sambo and judo, power supply of an organism and, as a result, their influence on the organism of children of younger school age have been analyzed. Thus, there is a sharp question of creation of the program on sambo and judo for the children of younger school age taking into account the age features of the organism. Duration and the content of stages of preparation of athletes in sambo and judo demands revision, the stage of initial preparation begins actually from 7 years. All these factors in aggregate demand modification of the Sanitary-epidemiological rules and regulations (SER&R) in the part of regulating the minimum age of children
for occupations of sambo and judo. Federations of sambo and judo should pay attention on this problem and begin work on modification of the SER&R and Federal standards of sports preparation.
Keywords: sanitary standards and rules, minimum age of selection in sports section of sambo and judo, locomotion in sambo and judo.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день основными нормативными документами, устанавливающими минимальный возраст детей для набора в спортивную секцию, являются: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [2] и санитарноэпидемиологические правила и нормативы (далее СанПиН), введенные на основании этого закона [4]. Документом, регламентирующим учебно-тренировочную деятельность по виду спорта, является Федеральный стандарт спортивной подготовки [7], разработанный на основании ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с учетом СанПин) [3]. Таким образом, вышеперечисленные нормативные акты позволяют набирать детей для специализированной подготовки в секции самбо и дзюдо в возрасте от 10 лет [4, 7]. Данные нормативы существуют со времен Советского Союза и с тех пор не менялись. Ни для кого не секрет, что современный спорт предъявляет повышенные требования к подготовке спортсменов, так, на сегодняшний день, для воспитания спортсмена экстра-класса необходимо производить обучение ребенка с раннего детства, за редким исключением. Тенденция к «омоложению» наблюдается во многих видах спорта, в том числе и в самбо и в дзюдо (реальный возраст набора детей - 7 лет, иногда 6).
В связи со сложившейся ситуацией тренеры, набирая детей, вынуждены искать различные компромиссы для того, чтобы своевременно начинать обучение спортсменов, при этом, не нарушать закон. Особенно это противоречие затрудняет работу государственных и муниципальных учреждений спортивной направленности, где нормативы СанПиН и федеральные стандарты соблюдаются достаточно строго.
Рассмотрим некоторые положительные моменты влияния ранней специализации занятий самбо и дзюдо.
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ
Современная наука выделяет различные сенситивные периоды в онтогенезе организма, развитии тех или иных физических качеств. Следует отметить, что данная тема заслуживает отдельного исследования, т. к. у многих авторов эти периоды различаются. Большинство специалистов [1, 5] сходится во мнении, что наиболее благоприятным периодом для развития координационных способностей является возраст 6-10 лет, не случайно ранняя специализация наблюдается в таких видах спорта, как гимнастика и акробатика. Этот же период многие авторы называют благоприятным для развития темпа [1, 5]. В связи с этим возникает противоречие: в таких сложнокоординационных видах спорта, как самбо и дзюдо, тренеры, соблюдающие СанПиНы, упускают наиболее благоприятное время для развития координационных способностей и формирования базовых навыков. Представьте себе ситуацию, что ребенок в 10 лет, приходя в секцию, учится основам самостраховки, в то время как его сверстники, придя в 7 лет, владеют базовой техникой и имеют соревновательный опыт. Даже потенциально сильный спортсмен будет в роли догоняющего, что требует проявления достаточно сильной мотивации и воли ребенка, что не всегда появляется в этом возрасте.
Аналогична ситуация наблюдается с сенситивными периодами развития быстроты и аэробных способностей организма.
САМБО, ДЗЮДО И ДРУГИЕ ВИДЫ БОРЬБЫ
В нормативах СанПиН минимальный возраст, с которого можно начинать заниматься самбо и дзюдо стоит в одной категории с вольной и греко-римского борьбой [4]. С одной стороны - все это виды борьбы, силовые вида спорта, но с другой стороны техни-
ческие действия и, как следствие, нагрузки на организм спортсмена, достаточно сильно различаются.
В греко-римской борьбе преобладают силовые броски, с подъемом своего соперника за счет физической подготовленности: различные виды прогибов, перевороты, накаты с мостом. Правилами разрешается делать захваты только выше пояса и запрещается работа ногами, что весьма сильно ограничивает технический арсенал этого вида спорта.
В вольной борьбе добавляются броски с захватом ног (одно из наиболее часто встречающихся технических действий), реже подсечки и подножки. Арсенал вольной борьбы, безусловно, шире, но отсутствие одежды заставляет спортсменов выполнять броски из плотного захвата. Как и в случае с греко-римской борьбой выполнение основных бросков требует высокой физической подготовленности и достаточно сильно нагружает организм, в том числе опорно-двигательный аппарат спортсмена.
Такая техника, безусловно, должна изучаться в среднем школьном возрасте, т.к. связана с подъемами тяжестей и высокими требованиями к физической подготовленности юных спортсменов. Следует отметить, что такой вид спорта, как тяжелая атлетика, находится в этой же возрастной категории по СанПиН.
В отличие от упомянутых выше видов борьбы самбо и дзюдо характеризуются широчайшим арсеналом технических действий, чему способствует наличие одежды и возможность брать различные захваты. Среди этого огромного арсенала существует множество приемов, не требующих подъема тяжестей и проявления значительных физических усилий, к ним относятся: выведения из равновесия, броски ногами (подсечки, подножки, зацепы) [6]. Приемы этих классификационных групп относятся к сложным локомоциям и требуют высокой координации движений, что целесообразно развивать в наиболее чувствительные периоды онтогенеза организма (сенситивный период развития координационных способностей - 6-10 лет). Они формируют базовую технику спортсмена. Прогибы, перевороты и другие силовые приемы изучаются, как правило, не ранее 3го года обучения.
Таким образом, разнообразный технический арсенал самбо и дзюдо позволяет выделить эти виды борьбы в отдельную категорию единоборств.
ВЛИЯНИЕ НАГРУЗКИ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА, СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ
ВИДАМИ СПОРТА
Одна из основных причин установления минимального возраста занятий самбо и дзюдо (10 лет) это влияние физических нагрузок на организм ребенка: особенности костной ткани, суставов; рекомендации к аэробному режиму работы и противопоказания к гликолитическому режиму энергообеспечения организма [5]. Для того чтобы разобраться насколько такое ограничение актуально, сравним минимальный возраст детей, занимающихся самбо и дзюдо (в соответствии с СанПиН) с другими видами спорта по следующим критериям: влияние нагрузки на опорно-двигательный аппарат ребенка, особенности энергообеспечения организма, психологическая подготовленность.
1. Влияние нагрузки на опорно-двигательный аппарат.
Основным противопоказанием для детей младшего школьного возраста является подъем тяжестей и чрезмерная нагрузка на опорно-двигательный аппарат. Как было отмечено выше, разнообразие технических действий самбо и дзюдо позволяет подбирать такие движения, которые выполняются без подъемов своего партнера, с минимальным напряжением. Так к технике, изучаемой в первый год начальной подготовки, относятся: основы самостраховки, кувырки, удержания, выведения из равновесия, подножки, подсечки. Первая часть технических действий относится к элементам гимнастики, для сравнения минимальный возраст по СанПиН для гимнастики - 7 лет для мальчиков (следует отметить, что сегодня в гимнастику набирают с 4-х лет), возраст совпадает с сенситивным периодом развития координационных способностей. Вторая часть вышеперечислен-
ных элементов не требует подъема своего партнера, а выполняются за счет передвижения и выведения из равновесия. Для сравнения в такой контактный вид спорта как регби разрешается набирать детей с 9 лет, в футбол и баскетбол с 8 лет, в ушу с 7 лет. Сравнение локомоции перечисленных видов спорта с движениями в самбо и дзюдо (на начальном этапе) ставит под сомнение положение о чрезмерной нагрузке на опорно-двигательный аппарат детей младшего школьного возраста в результате занятий самбо и дзюдо.
Рассмотрим второй критерий сравнения:
2. Особенности энергообеспечения организма.
Согласно мнению многих исследователей детям младшего школьного возраста рекомендуется аэробный режим работы и противопоказан гликолитический режим энергообеспечения. Не секрет, что в борьбе преобладает гликолиз и анаэробно-алактатный режим и, на первый взгляд, увеличение минимального возраста целесообразно, но:
- во-первых, в футболе за счет частых максимальных ускорений, используется анаэробно-алактатный режим энергообеспечения организма; да и в гимнастике выполнение элементов, требующих максимальных усилий включает этот режим;
- во-вторых, в младшем школьном возрасте очень тяжело заставить ребенка работать «до отказа» и существуют психологические барьеры, которые не дают ему перейти эту грань; скорость метаболизма в младшем школьном возрасте настолько высока, что редко наблюдается значительное накопление молочной кислоты;
- в-третьих, на начальном этапе обучения, занимающиеся мало спаррингуют друг с другом, в основном занимаются изучением техники, преобладают игры с элементами специализации, да и сам спарринг длится не более 1-2 минут.
Таким образом, анализ особенностей средств и методов обучения самбо и дзюдо на начальном этапе ставит под сомнение и этот критерий противопоказаний к занятиям этими видами спорта в младшем школьном возрасте.
3. Психологическая подготовленность.
Ребенок в младшем школьном возрасте редко осознанно подходит к тренировочному процессу. Основным критерием выбора деятельности является «нравится», «не нравится». Наличие специализированных упражнений, приемов, различных акробатических элементов делают тренировочный процесс разнообразнее и насыщеннее. Ранняя специализация позволяет снизить монотонность занятий, тем самым повысить устойчивый интерес ребенка к виду спорта. Ребенок воспринимает спортивную деятельность, как своего рода игру и общение со сверстниками.
Безусловно, состояния противоборства, чрезмерное давление тренера, требование результата - все это может оттолкнуть ребенка от занятий и, в некоторых случаях, принести вред становлению его, как личности. Следует отметить, что такая ситуация возможна в любых видах спорта, независимо от специализации. Дух соперничества, наличие победителя и проигравшего, погоня за результатом, любой современный вид спорта невозможно представить без этих факторов. Таким образом, самбо и дзюдо в этом плане, мало отличаются от гимнастики, различных игр и т.д.
Следует отметить социальный аспект проблемы. Спортивно ориентированные семьи, как правило, стараются как можно раньше приобщить ребенка к спорту, и к 10 годам дети из наиболее мотивированной ячейки общества могут просто не доходить до секций самбо и дзюдо, выбирая более «ранние» виды спорта.
ВЫВОДЫ
Современный уровень спортивных достижений, уровень подготовленности спортсменов постоянно заставляет нас пересматривать методики тренировки. Спортивные школы, тренеры, спортсмены должны идти в ногу со временем. На сегодняшний день программы учебно-тренировочной деятельности по самбо и дзюдо написаны для детей от 10 лет [6], существуют программы для спортивно-оздоровительных групп, но в
них практически полностью отсутствуют специализированные упражнения, только упражнения обще-развивающего характера. Таким образом, остро стоит вопрос создания программы по самбо и дзюдо для детей младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей организма. Длительность и содержание этапов подготовки спортсменов в самбо и дзюдо требует пересмотра, реально этап начальной подготовки начинается с 7 лет. Все эти факторы в совокупности требуют внесения изменений в СанПиН в части, регламентирующей минимальный возраст детей для занятий самбо и дзюдо. Федерациям самбо и дзюдо следует обратить внимание на данную проблему и начать работу по внесению изменения в СанПиН и Федеральные стандарты спортивной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт : СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.
2. Российская Федерация. Законы. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 12 марта 1999 г. : одобр. Советом Федерации 17 марта 1999 г.]. - М. : Система Гарант // URL : http: // base.garant.ru / 12115118 - Дата обращения 12.08.2013.
3. Российская Федерация. Законы. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 16 ноября 2007 г. : одобр. Советом Федерации 23 ноября 2007 г.]. - М. : Система Гарант // URL : http: // base.garant.ru / 1215756012115118 - Дата обращения 12.08.2013.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)" [Электронный ресурс] : СанПиН 2.4.4.1251-03 : утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.04.03 г. : ввод в действие с 20.06.03. - М. : Система Гарант // URL : http: // base.garant.ru / 1213108312115118 - Дата обращения 12.08.2013.
5. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая, спортивная. Возрастная : учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Сов. спорт, 2008. - 620 с.
6. Табаков, С.Е. Самбо : пример. прогр. спортив. подгот. для дет.-юнош. спортив. шк., специализир. дет.-юнош. спортив. шк. олимп. резерва / С. Е. Табаков, С. В. Елисеев, А. В. Конаков. - М. : Сов. спорт, 2008. - 236 с.
7. Федеральный стандарт спортивной подготовки по дзюдо [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства спорта РФ от 19.09.12 г. - М. : Система Гарант // URL : http: // base.garant.ru / 7028574412115118 - Дата обращения 12.08.2013.
REFERENCES
1. Matveev, L.P. (2008), Theory and technique of physical culture, publishing house “Physical culture and sports”, Moscow.
2. Russian Federation. Laws. About sanitary and epidemiologic wellbeing of the population, it is accepted State, Thought on March 12, 1999, it is approved by the Federation Council on March 17, 1999, available at: http: // base.garant.ru/12115118 (accessed 12 July 2013)
3. Russian Federation. Laws. About physical culture and sport in the Russian Federation, feeder. Law, it is accepted State. Thought on November 16, 2007, it is approved by the Federation Council on November 23, 2007, available at:- http: // base.garant.ru/12157560 (accessed 12 July 2013)
4. Sanitary and epidemiologic rules and standards "Child care out-of-school facilities (establishment of additional education), Sanitary and epidemiologic requirements to establishments of additional education of children (out-of-school establishments)", SanPiN 2.4.4.125103: it is approved as the Chief state health officer of the Russian Federation 01.04.03, commissioning from 20.06.03, available at: http: // base.garant.ru/12131083 (accessed 12 July 2013)
5. Solodkov, A.S. and Sologoub, E.B. (2008), Human physiology. The general, sports, publishing house “Soviet sport”, Moscow.
6. Tabakov, S.E., Yeliseyev, S.V. and Konakov, A.V. (2008), Sambo: approximate program of sport training for child junior sports schools, specialized child junior sports schools of the Olympic reserve, publishing house “Soviet sport”, Moscow.
7. The federal standard of sports preparation on judo, it is approved as the order of the Ministry of sports of the Russian Federation from 19.09.12, available at: http: // base.garant.ru/70285744 (accessed 12 July 2013)
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.08.2013.
УДК 796.41
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ С УЧЕТОМ СТАТОКИНЕТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АЭРОБИСТОВ
Алена Анатольевна Васюкевич, старший преподаватель, Калининградский государственный технический университет (КГТУ)
Аннотация
Соревновательные программы аэробистов насыщена перемещениями в различных направлениях, вращениями в различных плоскостях, сочетанием статического и динамического равновесия при сохранении скорости исполнения программы. В статье разработаны структурнофункциональные схемы организации и проведения занятий по совершенствованию статокинетической устойчивости (СКУ) аэробистов. Показано, что средствами специальной тренировки можно повысить уровень развития статокинетической устойчивости аэробистов.
Ключевые слова: функция равновесия, вестибулярный аппарат.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p44-47 ORGANIZATION AND CONTENT OF THE TRAINING PROCESS IN SPORT AEROBICS GIVEN THE STATE AND DYNAMIC STABILITY
Alena Anatol’evna Vasyukevich, the senior teacher,
Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad
Annotation
Competitive programs of aerobists is filled with movements in the various directions, rotations in the various planes, the combination of static and dynamic stability at preservation of speed of execution of the program. The article developed the structural functional schemes of the organization and carrying out the classes for improvement of state and dynamic stability (SDS) of the aerobists. It has been shown that it is possible to raise the level of development of state and dynamic stability of aerobist by means of the special training.
Keywords: function of balance, vestibular apparatus.
Исходя из дидактических принципов доступности, постепенного повышения требований, систематичности освоение упражнений в спортивной аэробике целесообразно осуществлять поэтапно. Для этого нами разработана схема организации совершенствования статокинетической устойчивости (СКУ) в тренировке аэробистов (рис. 1).
Схема включает в себя три этапа:
- этап диагностики СКУ (1-2 занятия);
- этап базовой тренировки СКУ (5-16 занятий);
- этап специальной тренировки СКУ (6-12 месяцев).