(100). - С. 151-154.
REFERENCES
1. Terekhina, R.N., Viner, I.A. Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2010), “Analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 92-94.
2. Viner, I.A., Terekhina, R.N., Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2011), “Analysis of the results of European rhythmic gymnastics championship in Minsk”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 24-27.
3. Viner, I.A., Terekhina R.N. and Pirozhkova E.A. (2012), “Analysis of competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 26-31.
4. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Kuzmina N.I., Pirozhkova E.A. and Nefedova E.Y. (2013), “Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.10.2013.
УДК 796.853.23
К ВОПРОСУ О СТАБИЛЬНОСТИ КОНТИНГЕНТА ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ДЮСШ
Гузель Фердинантовна Хамидуллина, доцент,
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Ильдар Касимович Латыпов, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, (ПоволжскаяГАФКСиТ), г. Казань
Аннотация
Борьба дзюдо является в России одним из наиболее популярных видов спорта. Целью исследования являлось выявление причин отсева контингента учащихся в спортивнооздоровительных группах ДЮСШ по дзюдо. Показана острая необходимость создания программы по дзюдо для детей младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей организма. Результаты опроса занимающихся дзюдо свидетельствуют о том, что причинами нестабильности состава в основном служат: слишком сложные упражнения - 27,5%; страх перед соревнованиями -42,5%; тяжелые физические нагрузки - 95%; отсутствие спортивных разрядов на этом этапе -52,5%; малое число спаррингов - 62,5%; недостаточная демонстрация приемов единоборств -72,5%; многочисленность упражнений, не относящихся к дзюдо - 75%.
Ключевые слова: дзюдо, спортивно-оздоровительная группа, ДЮСШ.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p170-173
TO THE QUESTION OF STABILITY OF THE CONTINGENT OF THE ENGAGED IN JUDO SPORTS GROUPS OF THE CHILDREN'S AND YOUTH SPORTS SCHOOL
Guzel Ferdinantovna Hamidullina, the senior lecturer,
Kazan National Research Technological University,
Ildar Kasimovich Latypov, the doctor of pedagogical sciences, department Chairman, Volga region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan
Annotation
Judo Fight is one of the most popular types of sports in Russia. The aim of this study was evaluation of the reasons of the screening-out of the contingent in the sports and health improving groups of the
judo Children's and Youth Sports School. There is a sharp need in creation of the program on judo for the children of younger school age taking into account the age features of the organism. The results of the poll of the engaged in judo testify that the following serves generally as the reasons for instability of set: too difficult exercises - 27.5%; fear for competitions - 42.5%; heavy physical activities - 95%; absence of sports categories at this stage - 52.5%; small number of sparring - 62.5%; insufficient demonstration of the single combats fighting- 72.5%; large number of the exercises which aren't relating to judo - 75%.
Keywords: judo, sports and health improving groups, Children's and Youth Sports School.
ВВЕДЕНИЕ
Современный спорт характеризуется постоянным повышением требований к уровню мастерства спортсменов. В связи с этим, значительное омоложение контингента занимающихся в дзюдо, наблюдаемое в последние годы (начало учебно-тренировочного процесса с 5-6 летнего возраста) создает предпосылки к раннему началу занятий на спортивно-оздоровительном этапе подготовки. «Одним из основных факторов, влияющих на качество подготовки спортивного резерва для пополнения сборных команд России по олимпийским видам спорта, является разработка совершенной программно-нормативной базы, обеспечивающей преемственность программ и требований к уровню разносторонней подготовленности и спортивного мастерства юных спортсменов на этапах многолетней подготовки» [1-3].
Многолетний опыт тренерской работы в ДЮСШ позволяет сделать заключение о том, что современные проблемы подготовки сильнейших дзюдоистов в большей степени относятся к спортивно-оздоровительному этапу и этапу начальной подготовки. Именно на данных этапах происходит существенное снижение контингента юных дзюдоистов, что, несомненно, требует анализа причин данного явления. Актуальность данной проблемы обусловлена ухудшением социальных, экологических и экономических условий, происходящих на фоне социально-политических преобразований. Все это приводит к тому, что дети, которые приходят в спортивную школу, в подавляющем большинстве имеют существенные отклонения в состоянии здоровья, низкий уровень развития физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей.
Целью констатирующего эксперимента является выявление факторов обусловливающих снижение контингента занимающихся в спортивно-оздоровительных группах ДЮСШ.
В исследовании, проходившем на базе ГАУДО РСДЮСШОР «Батыр», приняли участие 40 детей, 60 родителей, 5 тренеров-преподавателей. В качестве методов педагогической диагностики использовали беседы, опрос занимающихся, педагогическое наблюдение, анкетирование родителей и тренеров-преподавателей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ примерных программ для ДЮСШ на спортивно-оздоровительном этапе показал, что допуск к занятиям детей 7-18 лет осуществляется без каких либо предварительных испытаний, однако перевод на следующий год обучения или в группы начальной подготовки осуществляется после выполнения контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке. Первостепенной задачей спортивнооздоровительного этапа является укрепление здоровья, создание условий, способствующих сохранению контингента занимающихся.
Все опрошенные дети однозначно положительно (100%) относятся к посещению занятий по дзюдо, ими руководит желание научиться хорошо бороться, им нравится общение с тренером и совместная работа в группе. Все дети изъявили желание продолжать совершенствоваться в технико-тактической подготовке, обучаться различным приемам дзюдо. Ребенок в младшем школьном возрасте имеет лишь визуальное представление о дзюдо и редко осознанно подходит к тренировочному процессу. Основным критерием выбора деятельности является «нравится», «не нравится» [5]. Неспособность детей в
младшем школьном возрасте к объективной оценке своих желаний и интересов, подчеркивает факт практически единодушного желания детей (92,5%) стать чемпионами. На вопрос о готовности детей к выполнению трудных заданий 90% ответили отрицательно. На высказывание, по отношению к занятиям дзюдо как форме приятного провождения времени, (85%) детей не согласны с этим утверждением.
Детям нравится, когда тренер уделяет им особое внимание (100%), их обижает отсутствие внимания со стороны тренера на протяжении всей тренировки (95%). У 87,5% детей наблюдается полное доверие к тренеру, личная симпатия (75%), уверенность, что лучше его тренера никого нет (85%). При этом кратковременная или полная замена тренера, может повлиять на решение ребенка прекратить дальнейшие занятия. Обязательным профессиональным качеством, которым, по мнению детей должен обладать тренер, независимо от их возраста или пола, является отзывчивость (77,5%).
По мнению Д.Ю. Аккуина [2], «практическая деятельность тренеров работающих с детьми часто не соответствует целям и задачам, стоящим перед начальными этапами многолетней подготовки, конкретная направленность, которых определена в теории юношеского спорта. Одни тренеры допускают это из-за желания быстрее получить результат, у других, особенно начинающих, свой путь наставника в спорте, отсутствует практический опыт или он очень мал, третьи, в течение многих лет занятий с детьми постепенно ограничили круг тренировочных заданий однообразными и узкоспециализированными упражнениями». Анализируя психологический аспект проблемы, автор работы [5] констатируют, что «состояние противоборства, чрезмерное давление тренера, требование результата могут оттолкнуть ребенка от занятий и нанести вред его становлению как личности».
Важную роль в закреплении детей в ДЮСШ играет заинтересованность родителей в спортивных занятиях. Родители (83,3%) не просвещены в вопросах положительного влияния спорта на организм и становление личности, его значимости в повседневной жизни детей, о роли спортивного режима. При неуспеваемости детей в школе, спорт воспринимается помехой хорошей или удовлетворительной учебе и, зачастую, родители настаивают на прекращении тренировок. В целом анкетирование показало, что отношение родителей к тренировкам своих детей можно назвать пассивно-положительным. По завершению констатирующего эксперимента все родители выразили желание, чтобы их ребенок повторно начал заниматься дзюдо, и действительно часть детей вернулась в зал борьбы. На данное решение в 65% случаях оказало посещение соревнований по дзюдо во время проведения Всемирных студенческих игр, проходивших в г. Казани 6-17 июля 2013 г.
Дзюдо характеризуется широчайшим арсеналом тактических действий и приемов, не требующих подъема тяжестей и проявления значительных физических усилий. Поэтому данный вид единоборств подходит для детей 6-9 лет (сенситивный период развития координационных способностей) [5]. Наметившаяся, в настоящее время, тенденция к снижению количества контингента занимающихся в спортивно-оздоровительных группах требует совершенствования программ учебно-тренировочной деятельности по дзюдо. В существующих в настоящее время программах [4] для спортивно-оздоровительных групп представлены в основном упражнения общеразвивающего характера и практически полностью отсутствуют специализированные упражнения.
Наличие специализированных упражнений, приемов, различных акробатических элементов позволяют разнообразить тренировочный процесс. Ранняя специализация способствует снижению монотонности занятий и формированию устойчивого интереса ребенка к спорту [5]. Ребенок воспринимает спортивную деятельность, как игру и общение со сверстниками, в то время как основная часть тренеров ориентируется на интенсивные физические нагрузки.
В связи с тем, что дзюдо является восточным видом единоборств, подготовка
спортсменов осуществляется с учетом общепринятых международных стандартов в присвоении разрядов занимающимся (кю, даны), отражающим их уровень подготовки. С этой целью осуществлено соответствие разрядных требований ЕВСК с международными требованиями. По завершению спортивно-оздоровительного этапа предусмотрено выполнение детьми международных разрядных требований на 6-й «кю» (белый пояс), что может соответствовать 3 юношескому разряду.
Результаты опроса занимающихся дзюдо свидетельствуют о том, что причинами нестабильности состава в основном служат: слишком сложные упражнения - 27,5%; страх перед соревнованиями - 42,5%; тяжелые физические нагрузки - 95%; отсутствие спортивных разрядов на этом этапе - 52,5%; малое число спаррингов - 62,5%; недостаточная демонстрация приемов единоборств - 72,5%; многочисленность упражнений, не относящихся к дзюдо - 75%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акопян, А.О. Дзюдо : примерная программа для системы дополнительного образования детей, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О. Акопян, В.В. Кашавцев, Т.П. Клименко. -М. : Советский спорт, 2003. - 96 с.
2. Аккуин, Д.Ю. Модель построения тренировки юных дзюдоистов на начальных этапах подготовки / Д.Ю. Аккуин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -
2012. - № 1 (83). - С.11-15.
3. Дзюдо : учебная программа для учреждений дополнительного образования / авт.-сост. И. Д. Свищев [и др.]. - М. : Советский спорт, 2003. - 112 с.
4. Свищёв, И.Д. Дзюдо : примерная дополнительная образовательная поурочная программа для спортивно-оздоровительных групп (СОГ), спортивных клубов (СК), детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) / И. Д. Свищёв, С.В. Ерёгина. - М. : СпортУ-ниверПресс, 2003. - 77 с.
5. Буланцов, А. М. К вопросу о минимальном возрасте детей для набора в секции самбо и дзюдо / А.М. Буланцов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -
2013. - № 8 (102). - С. 39-44.
REFERENCES
1. Akopian A.O., Kashavysev, V.V. and Klimenko, T.P. (2003), Judo: Sample program for a system of supplementary education for children: children's sports schools and specialized youth sports schools of Olympic reserve, Soviet Sport Moscow, Russian Federation.
2. Akkuin, D.A. (2012), “Model of training build up for the young judo competitors at the initial stages of the preparation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 11-15.
3. Svishchev, I.D. (2003), Judo. Training program for institutions of additional education, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.
4. Svishchev, I.D. and Eregina, S.V. (2003), Judo. Estimated additional education by the job program for sports and recreation groups, sports clubs, youth sport schools, SportUni-verPress, Moscow, Russian Federation.
5. Bulantsov, A.M. (2013), “To the question of minimum age for children’s selection in sambo and judo”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 3944.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.10.2013.