Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТЕПЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна, Рокитянская Капиталина Алексеевна

Так как современное общество ставит перед высшей школой задачу подготовки мыслящего и умеющего добывать самостоятельно необходимые для практической деятельности знания и умения выпускника, то вполне закономерно, считать самостоятельную работу огромным резервом, который необходимо эффективно использовать. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы дано уточнение понятия самостоятельной работы. В ходе проведенного исследования (анкетирования, выполнения самостоятельных работ) выявлен средний уровень развития самостоятельности у обучающихся первого курса. Актуальность проблемы обусловлена требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования. Цель работы - проанализировать формы организации, методы управления и контроля самостоятельной работы студентов, изучающих иностранный язык в неязыковом вузе. Изучение вопроса позволяет определить условия, которые будут способствовать развитию эффективности самостоятельной работы в профессиональной подготовке обучающихся аграрного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна, Рокитянская Капиталина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF INDEPENDENT WORK IN THE STUDENTS’ PROFESSIONAL TRAINING AT THE AGRARIAN UNIVERSITY

Since the modern society sets before the higher school the task of preparing the thinking and able to obtain independently the knowledge and skills the graduate necessary for practical activity, it is quite natural to consider independent work as a huge reserve that must be effectively used. Based on the analysis of the psychological, pedagogical and methodological literature, the clarification of the concept of independent work is given, in the course of the study (questionnaire, performance of independent work); the average level of development of independence among the first-year students was revealed. The urgency of the problem is due to the requirements of the Federal State Educational Standards (FSES) of higher professional education. The purpose of the work is to analyze the forms of organization, methods of management and control of independent work of students, studying the foreign language at a non-linguistic university. The study of the issue makes it possible to determine the conditions that will contribute to the development of the effectiveness of independent work in the professional training of students of the agrarian university.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

REFERENCES

1. Aleshin, I.N. (2004), Model of the annual cycle of training of highly qualified handball players, dissertation, Chelyabinsk

2. Martirosova T.A. and Yanova M.G. (2018), "Theoretical and methodological foundations of self-development of the future teacher of physical education in the system of higher professional education", Physical culture: upbringing, education, training, No. 4, pp. 49-51.

3. Martirosova, T.A. and, Vnukova A.P. (2018), "Development of speed and power qualities in students of high school age", Bulletin of Chernihiv National Pedagogical University named after T. G. Shevchenko, Vol. 1, Issue 152, pp. 194-199.

4. Tkhorev V.I. (2000), Management of competitive and training activities of highly qualified handball players based on modeling, dissertation, Krasnodar.

5. Shustin B. N. (1995), Modeling in sports of the highest achievements, RGAFK, Moscow.

Контактная информация: tat.martirosova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.12.2020

УДК 378

ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Капиталина Алексеевна Рокитянская, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, Саратов

Аннотация

Так как современное общество ставит перед высшей школой задачу подготовки мыслящего и умеющего добывать самостоятельно необходимые для практической деятельности знания и умения выпускника, то вполне закономерно, считать самостоятельную работу огромным резервом, который необходимо эффективно использовать. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы дано уточнение понятия самостоятельной работы. В ходе проведенного исследования (анкетирования, выполнения самостоятельных работ) выявлен средний уровень развития самостоятельности у обучающихся первого курса. Актуальность проблемы обусловлена требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования. Цель работы - проанализировать формы организации, методы управления и контроля самостоятельной работы студентов, изучающих иностранный язык в неязыковом вузе. Изучение вопроса позволяет определить условия, которые будут способствовать развитию эффективности самостоятельной работы в профессиональной подготовке обучающихся аграрного университета.

Ключевые слова: самостоятельная работа, профессиональная подготовка, степень самостоятельности студентов, иностранный язык, мотивация, коммуникативная компетенция, внеаудиторная самостоятельная работа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p131-136

EFFICIENCY OF INDEPENDENT WORK IN THE STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING AT THE AGRARIAN UNIVERSITY

Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kapitalina Alekseevna Rokityanskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Vavilov Saratov State Agrarian University, Saratov

Abstract

Since the modern society sets before the higher school the task of preparing the thinking and able to obtain independently the knowledge and skills the graduate necessary for practical activity, it is quite

natural to consider independent work as a huge reserve that must be effectively used. Based on the analysis of the psychological, pedagogical and methodological literature, the clarification of the concept of independent work is given, in the course of the study (questionnaire, performance of independent work); the average level of development of independence among the first-year students was revealed. The urgency of the problem is due to the requirements of the Federal State Educational Standards (FSES) of higher professional education. The purpose of the work is to analyze the forms of organization, methods of management and control of independent work of students, studying the foreign language at a non-linguistic university. The study of the issue makes it possible to determine the conditions that will contribute to the development of the effectiveness of independent work in the professional training of students of the agrarian university.

Keywords: independent work, professional training, degree of independence of students, foreign language, motivation, communicative competence, extracurricular independent work.

ВВЕДЕНИЕ

Высшее образование современной России выходит на новый уровень, который характеризуется высоким развитием научно-технологической и инновационной составляющих. Современный вуз должен иметь отлаженную, эффективную систему управления качеством подготовки будущих специалистов с учетом требований современного рынка труда и потребностей региона. В настоящее время развитие высшего образования диктует свои правила, и любой вуз, желающий сохранить за собой лидирующие позиции на современном рынке образовательных услуг, просто не может и не имеет права их игнорировать [3].

Сегодня в системе образования идет процесс комплексной, всесторонней реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) с целью обновления всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни. Студент высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов.

Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают более 50% от всех часов на самостоятельную работу обучающихся. Это огромный резерв, который необходимо эффективно использовать для достижения главной цели вуза: подготовки специалиста, который будет востребован на рынке труда, а это в свою очередь позволит вузу получить конкурентное преимущество в соревновании за абитуриентов. Вот поэтому нам представляется оправданной и значимой в процессе подготовки выпускников высшей школы организация самостоятельной работы, которая сегодня выполняет функцию своеобразной стартовой площадки становления профессионала

МЕТОДИКА

Для отечественной педагогики проблематика самостоятельной работы не нова, однако, несмотря на многоплановость и разнообразие исследовательских подходов четко определить, что же такое самостоятельная работа, каково ее место в системе учебной деятельности в научной литературе нет единства взглядов. Так, С.И. Зиновьев отмечает, что в высшей школе понятие «самостоятельная работа» связано с индивидуальным поиском знаний без руководства и помощи со стороны вузовских преподавателей. В тоже время, определяя роль и содержание деятельности преподавателя в организации самостоятельной работы обучающихся, Н.Д. Никандров выделяет благотворное влияние преподавателя на практическую активность обучающихся, воспитание у них мыслительных способностей, самостоятельности как одной из важных черт в системе других качеств будущего специалиста [6].

Самостоятельную работу в профессиональной подготовке студентов мы понимаем как мотивированную, целенаправленную деятельность студента на самостоятельное приобретение, осмысление новых знаний на занятиях или вне их, и корректируемую по процессу и результату со стороны преподавателя. Успешность самостоятельной работы определяется степенью подготовленности обучающихся. Согласно концепции В.Н. Донцова, исходный уровень готовности к самостоятельной деятельности, сформированный ранее в общеобразовательной школе, оказывает решающее влияние на процесс и результаты обучения в вузе. По результатам 150 письменных работ первокурсников факультета инженерии и природообустройства Саратовского ГАУ оказались в состоянии выполнить самостоятельную работу по образцу 55% студентов, на преобразование - 29%, а исследовательские типы упражнений - всего 16%.

Причинами слабой самоорганизации являются пропуски занятий, несистематическая подготовка учебных заданий, несвоевременное их выполнение, неумение подготовиться ко всем очередным занятиям и т.д. Кроме того, проведенное анкетирование о значимости самостоятельной работы показало, что большинство студентов (в среднем 68%) считают, что самостоятельная работа способствует качественному овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками. Причиной отрицательных ответов (в среднем 29%) является то, что они не включают в понятие «самостоятельная работа» выполнение задания, порученного преподавателем, подготовку к семинару, работу над обязательной и дополнительной литературой. Результаты исследований показали, что к началу обучения в вузе на первом курсе у обучающихся недостаточно развита волевая саморегуляция (70%). Самоотношение и степень самостоятельности достигают среднего уровня развития (70%); целеустремленность и целеполагание достигают среднего (50%) и низкого (35%) уровня. На основе анализа различных подходов к индивидуальным различиям студентов можно выделить следующие типологические группы обучаемых. Так, для первой группы характерным является усвоение полного объема знаний, достаточная осмысленность их, умение применять для выработки новых практических навыков, умение самостоятельно решать возникшие проблемы. Для обучаемых второй группы свойственно усвоение полного объема знаний, достаточная осмысленность их, умение применять для формирования новых практических умений и навыков, способности решать возникшие проблемы с помощью преподавателя. Обучаемые, отнесенные к третьей группе, не всегда самостоятельно усваивают обязательный объем знаний, у них отмечается отсутствие достаточной осмысленности знаний, неумение применять их для формирования новых практических навыков и умений, они испытывают затруднения в решении проблем, задач [5].

Высшая школа в настоящее время должна вести подготовку квалифицированных, конкурентоспособных, активных, инициативных специалистов, готовых непрерывно совершенствоваться в профессиональном плане и реализовывать межличностное и межкультурное иноязычное общение с партнерами других стран [7]. Иностранный язык в настоящее время становится атрибутом любой профессии в различных сферах производственной деятельности. Реализация практических целей обучения языку в неязыковом вузе должна обеспечить специалистам возможность оперативного знакомства с уровнем науки и техники за рубежом, критически оценивать зарубежный опыт. Преподавателям Саратовского ГАУ наверно чаще, чем преподавателям других вузов, приходится сталкиваться со слабой подготовкой обучающихся, имеющейся у них по учебному предмету «Иностранный язык» в ходе получения среднего (полного) общего или среднего профессионального образования. Отчасти это объясняется слабым уровнем преподавания иностранного языка в сельской школе. Кроме того, иностранный язык не входит в число предметов по результатам ЕГЭ, которых поступают в наш университет, что также снижает мотивацию к изучению иностранного языка. Нередко преподавателям иностранного языка приходится констатировать факт завышения оценки по иностранному языку в атте-

стате. Очень часто встречающееся мнение, что успех обучения зависит в большей степени от усилий преподавателя и в меньшей степени от таковых обучаемого. Это неправильное понимание распределения ролей на протяжении последних лет упрочилось пугающим образом. Часто обучающиеся ожидают от своих преподавателей следующие «виды услуг»:

- преподаватель должен сам догадаться, что (какая тема, методы и т.д.) может подойти студенту;

- преподаватель должен подбирать наиболее подходящий для обучающего материал для занятий;

- преподаватель должен таким образом преподнести учебный материал, что студенту останется приложить минимум усилий для его освоения.

И в этих случаях совершенно непонятно, почему студент не хочет сам сообщить о своих желаниях. Важнее была бы собственная, исходящая от студента, мотивация, интерес к языку.

«Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку - это вид учебной деятельности, при которой учащиеся с определенной долей самостоятельности, а при необходимости, при частичном руководстве учителя выполняют различного рода задания. Прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции» [2]. В этой связи значительный интерес приобретает разработка форм организации, методов управления и контроля самостоятельной работы студентов, изучающих иностранный язык в неязыковом вузе. Следует акцентировать внимание обучающихся на непосредственное влияние самостоятельной работы, на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок с тем, чтобы обучающиеся видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов. Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходима корректировка программы и заданий на самостоятельную работу студентов в том числе. Итак, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и ознакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля.

Правильно организованная самостоятельная деятельность позволяет преподавателю дойти до каждого студента, привить ему навык изучения языка и проконтролировать пути формирования этого навыка. Обучающиеся на любых занятиях работают увлеченно, с интересом и высокоэффективно, если учебные занятия преподавателя соответствуют ранее выработанным навыкам их учебной деятельности. Преподавателю необходимо внимательно присматриваться к тому, какие существенные преобразования происходят в учебной деятельности обучающихся. Это позволит ему в течение семестра своевременно корректировать учебный процесс, делать его более динамичным и живым. Основное методическое средство корректировки учебного процесса - систематическое и планомерное повышение уровня самостоятельной работы обучающихся, то есть усложнение характера их занятий и предоставление им большей самостоятельности при организации обучения.

Основной целью изучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (языкового, дискурсивного, социокультурного, учебно-познавательного). Уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся будет определяться не только умением общаться на иностранном языке при личном присутствии участников общения, но и умением общаться посредством всевозможных сервисов и служб сети Интернет. Материалы, взятые из сети Интернет, могут стимулировать диалогическое взаимодействие между

студентами, усвоение различных диалогических структур. Создание ситуаций, максимально приближенных к естественным (реализация принципа аутентичности общения), один из способов заинтересовать студентов, стимулировать изучение материала, активизировать знания типичных особенностей диалогического общения, выработать адекватное поведение. Примером подобных ситуаций может быть заполнение регистрационных бланков в гостинице, заказ еды в ресторане, интервьюирование одногруппников по определенным темам (устройство на работу и т.д.) Такие ситуации имеют социальную, коммуникативную и межкультурную значимость и отрабатывают более или менее типичные ситуации общения. Технологии способны сделать процесс обучения иностранному языку личностно значимым, в котором студент сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, самостоятельность.

Самостоятельная работа обучающихся может быть двух видов: аудиторная самостоятельная работа проходит непосредственно в ходе учебных занятий; внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся проходит за стенами вуза, во внеучебные часы.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся имеет ряд функций: информационно-обучающая (учебная деятельность), развивающая (приобщение к творческой деятельности), ориентирующая и стимулирующая (профессиональная направленность), исследовательская и воспитательная [1]. Хотелось бы остановиться на примере работы над проектом «Моя будущая профессия» студентами разных специальностей. Студентами изучалась информация о том, какие специальности востребованы на рынке труда сегодня и будут востребованы завтра, проводилось сравнение с популярными специальностями, которые выбирают сегодня абитуриенты. Также студентов интересовали возможности трудоустройства по своей специальности и требования, предъявляемые работодателем к соискателям их будущей профессии. Во время подготовки данного проекта студентами составлялись опросники для анкетирования, также информация на заданную тему в виде таблиц, плакатов, проспектов, докладов, видео- и аудиоматериалов. Проект осуществлялся пошагово.

1. Подготовка к проекту. Это подготовительный этап, на котором выбиралась тема проекта, формулировалась проблема. Для того чтобы работа над проектом не оказалась непосильной для студентов, вводилась или повторялась лексика по теме проекта, отрабатывались речевые образцы, необходимые для предъявления и защиты проекта, актуализировались грамматические знания.

2. Организация участников проекта. На данном этапе формировались творческие группы студентов, каждая из которых выбирала тему своего исследования.

3. Выполнение проекта. Этот этап связан с поиском новой, дополнительной информации, ее обсуждением и документированием, выбором способов реализации проекта.

4. Презентация проекта. Весь отработанный, оформленный материал представлялся перед аудиторией, защищался проект.

5. Подведение итогов проектной работы. Это завершающий этап работы над проектом, проходящий в форме открытого обмена мнениями.

Подводя итог, преподаватель должен был отметить положительные моменты на каждом этапе проекта, оценить умение студентов работать в команде, их творчество, самостоятельность, подчеркнуть личные качества, необходимые в их дальнейшей учебной деятельности на старших курсах [4].

ВЫВОДЫ

В заключение важно отметить - роль преподавателя сводится к созданию благоприятного микроклимата, необходимой культуры общения студентов, координации их деятельности. В его руках должны быть невидимые нити правильной организации самосто-

ятельной работы студентов, которая позволяет углубленно изучать необходимый теоретический материал, учит самостоятельно мыслить, готовит к реальным жизненным ситуациям. В процессе выполнения самостоятельной работы студента по иностранному языку создаются необходимые предпосылки для постепенного перерастания контроля в процессе обучения в самоконтроль, обучения - в самообучение, то есть для формирования у студента самообразовательной деятельности как условия постоянного профессионального роста. А ведь именно это и является основой профессиональной подготовки студентов, способных удовлетворять изменяющимся потребностям рынка труда и отвечать международным тенденциям развития высшего образования

ЛИТЕРАТУРА

1. Белокурова Е.С. внеаудиторной работы студентов в подготовке конкурентоспособных специалистов / Е.С. Белокурова, И.А. Панкина, А. Д. Севастьянова // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество-2019 : материалы Всероссийской научно-практической конференции с междунодным участием. - Чебоксары : Среда, 2019. - С. 223-226.

2. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. -Минск : ТетраСистем, 2003. - 175 с.

3. Мизюрова Э.Ю. Развитие творческого подхода к профессиональной подготовке студентов аграрного университета / Э.Ю. Мизюрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 148-152.

4. Мизюрова Э.Ю. Развитие творческого потенциала студентов младших курсов аграрного вуза как фактор повышения качества лингвистического образования. / Э.Ю. Мизюрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 96-102

5. Модернизация обучения иностранным языкам в вузе : монография / Л.И. Мурахтанова, К.А. Рокитянская, Э.Ю. Мизюрова, О.Б. Калинникова, М.А. Ярмашевич - Саратов : Издательский Центр «Наука», 2010. - 155 с.

6. Никандров, Н. Д. Педагогика высшей школы / Н.Д. Никандров. - Ленинград : Педагогика, 1990 - 437 с.

7. Рокитянская, К.А. Формирование профессиональной иноязычной компетенции при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза / К.А. Рокитянская // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции - Саратов, 2018. - С. 531-533.

REFERENCES

1. Belokurova, E. S., Pankina, I. A., Sevastyanova, A.D (2019), "Importance of extracurricular work of students in the training of competitive specialists", Trends in the development of education: teacher, educational organization, society-2019, Materials of the All-Russian scientific and practical conference with the international participation on August 19, Cheboksary, pp. 223-226

2. Kopysheva, A. V. (2003), Modern methods of English language teaching, Tetrasistem, Minsk

3. Mizyurova, E.Yu. (2017), "Creative approach formation to the students' professional training at agrarian university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp 148-152

4. Mizyurova, E.Yu. (2016), "Creative potential development of junior students of the agrarian university as the factor of quality improvement in linguistic education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.139, No. 9, pp. 96-102

5. Murakhtanova, L.I., Rokityanskaya, K.A., Mizyurova, E.Yu., Kapichnikova, O.B. and Yar-mashevich, M.A (2010), Modernization of teaching foreign languages at the university: monograph, publishing Center "Science", Saratov.

6. Nikandrov, N.D (1990), Higher education pedagogy, Pedagogy, Leningrad.

7. Rokityanskaya, K.A. (2018), "Formation of professional foreign language competence when teaching a foreign language to students of a non-linguistic University", Agrarian science in the 21-st century: Problems and Prospects the collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 531-533.

Контактная информация: Elvmiz @mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.