Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ'

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТ "МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна

В статье рассматривается актуальность и значимость проблемы организации совместной деятельности обучающихся младших курсов университета с учетом современных методов и форм работы, которые используются на практических занятиях по иностранному языку (на примере интерактивных методов - проектов). Автор статьи выделяет факторы, влияющие на развитие личности, один из главных - образовательная среда, студенческий коллектив. Проведенный опрос среди обучающихся младших курсов университета СГАУ о формировании климата в студенческой группе показал, что только совместная деятельность может способствовать взаимопониманию и развитию межличностных отношений. Интерактивные формы обучения могут быть успешно выполнены только при условии согласованной организации совместной деятельности обучающихся, что доказывает проект «Моя будущая профессия», выполненный кафедрой иностранных языков и культуры речи СГАУ в успешном решении заявленной в статье проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING PROBLEM OF STUDENTS ’JOINT ACTIVITIES IN PROJECT TECHNOLOGIES

The article discusses the relevance and significance of the organizing problem of the students’ joint activities during the university junior courses, taking into account the modern methods and forms of work, that are used in practical classes in the foreign language (on the example of interactive methods - projects). The author of the article identifies the factors, influencing the development of personality; one of the main ones is the educational environment, the student group. The survey conducted among undergraduate students of the SSAU University on the formation of the climate in the student group showed that only joint activities can contribute to mutual understanding and the development of interpersonal relationships. Interactive forms of learning can be successfully performed only if the organization of students’ joint activities is coordinated, which is proved with the the project "My future profession", carried out by the Department of Foreign Languages and Speech Culture of the SSAU in the successful solution of the problem stated in the article.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ»

усл. ед. Т. З. А. Ш. Д. О. Д. С. Т. Д. Е.Х. Д. Ф. А.С. М.У. П.Т. Е.Б. И.Ш.

■ Турнир 1 ■ Турнир 2

Рисунок 5 - Показатель индекса ударов в первом и во втором турнирах

ВЫВОДЫ

В результате проведенной «предсезонной» подготовки нам удалось создать адаптационные механизмы к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок в разных типах энергообеспечения, тем самым повысить уровень функциональной подготовленности фехтовальщиков саблистов 13-14 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корниенко И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: итоги 30-летнего исследования. Сообщение III. Эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на развитие энергетики скелетных мышц / И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Физиология человека. - 2007. - Т. 33. № 5. - С 118-123.

2. Кудря О.Н. Вегетативная регуляция работы сердечно-сосудистой системы и системы энергообеспечения мышечной деятельности при выполнении дозированных нагрузок юными спортсменами / О.Н. Кудря, В.В. Вернер // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 3. - С. 36-42.

3. Тышлер, Д.А. Двигательная подготовка фехтовальщиков / Д.А. Тышлер, А. Д. Мовшо-вич. - Москва : Академический проект. - 2007. - 152 с.

REFERENCES

1. Komienko, I.A., Sonkin, V.D. and Tambovceva, R.V. (2007), "Age-related development of the energetics of muscular activity: results of a 30-year study, Message III, Endogenous and exogenous factors influencing the development of skeletal muscle energy", Human Physiology, Vol. 33, No. 5, pp. 118-123.

2. Kudrya, O.N. and Verner, V.V. (2009), "Vegetative regulation of the work of the cardiovascular system and the system of energy supply of muscular activity during the performance of dosed loads by young athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 36-42.

3. Tyshler, D.A. and Movshovich, A.D. (2007), Fencers' motor training, Academic project, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.06.2022

УДК 378

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, Саратов

Аннотация

В статье рассматривается актуальность и значимость проблемы организации совместной деятельности обучающихся младших курсов университета с учетом современных методов и форм работы, которые используются на практических занятиях по иностранному языку (на примере интерактивных методов - проектов). Автор статьи выделяет факторы, влияющие на развитие личности, один из главных - образовательная среда, студенческий коллектив. Проведенный опрос среди обучающихся младших курсов университета СГАУ о формировании климата в студенческой группе показал, что только совместная деятельность может способствовать взаимопониманию и развитию межличностных отношений. Интерактивные формы обучения могут быть успешно выполнены только при условии согласованной организации совместной деятельности обучающихся, что доказывает проект «Моя будущая профессия», выполненный кафедрой иностранных языков и культуры речи СГАУ в успешном решении заявленной в статье проблемы

Ключевые слова: личность, образовательная среда, социально-психологический климат, совместная деятельность, формы общения, интерактивные формы обучения, проект «Моя будущая профессия».

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p266-271

ORGANIZING PROBLEM OF STUDENTS' JOINT ACTIVITIES IN PROJECT

TECHNOLOGIES

Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, docent, The Vavilov Saratov State Agrarian University

Abstract

The article discusses the relevance and significance of the organizing problem of the students' joint activities during the university junior courses, taking into account the modern methods and forms of work, that are used in practical classes in the foreign language (on the example of interactive methods - projects). The author of the article identifies the factors, influencing the development of personality; one of the main ones is the educational environment, the student group. The survey conducted among undergraduate students of the SSAU University on the formation of the climate in the student group showed that only joint activities can contribute to mutual understanding and the development of interpersonal relationships. Interactive forms of learning can be successfully performed only if the organization of students' joint activities is coordinated, which is proved with the the project "My future profession", carried out by the Department of Foreign Languages and Speech Culture of the SSAU in the successful solution of the problem stated in the article.

Keywords: personality, educational environment, socio-psychological climate, joint activities, forms of communication, interactive forms of learning, the project "My future profession".

ВВЕДЕНИЕ

Современная действительность с социально-экономическими изменениями во всех общественных сферах указывает на необходимость преобразований реализуемых воспитательных и образовательных процессов, которые сегодня являются приоритетными в государственной политике и особо важными для образовательных организаций. Наличие в России вузов с сильными научными и культурными традициями является гарантом воспитания и обучения молодого поколения с высокой культурой, ценностными ориентаци-ями, твердой моральной позицией. Под образовательным пространством вуза мы понимаем совокупность среды обучения и системы, нацеленной на организацию образовательного процесса; это многоуровневый структурированный комплекс факторов и условий, с множеством взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, направленный на обучение, воспитание и развитие личности [7]. Образовательная среда представляет собой часть социальной среды и в общем виде определяется как «сфера социальной жизни и фактор воспитания, обеспечивающий педагогические условия для переживания баланса взаимодействия учащихся с внешним миром и внутренней средой их развития [8].

В современном обществе успешность отдельной личности связана со степенью сформированности у нее ряда личностных качеств, способствующих эффективному социальному взаимодействию, высокой адаптивности и свободной самореализации. Становление субъектности обучающегося - целостный, динамически развертывающийся во времени и пространстве университетского образования процесс расширения отношений к миру, себе и другим, который предполагает переход от центрированности на самом себе к ценностно-конструктивному освоению и преобразованию себя, взаимоотношений, жизнедеятельности [6]. Выделяют три основных фактора, влияющих на развитие личности: 1) наследственность - знания и умения, переданные от старших поколений к младшим; 2) воздействие окружающей среды - окружающий мир воздействует на человека, и он дает ответную реакцию; 3) обучение и процесс воспитания. Следует отметить следующие социальные обстоятельства:

- макросоциальная среда характеризуется уровнем развития общества, его социальным строем, воздействием на индивида общественных институтов;

- микросоциальная среда (социальная группа, коллектив, обеспечивающая взаимодействие и общение субъекта с другими индивидами);

- искусственная среда обитания (современные технологии, техника, информационная среда - телевидение, Интернет).

Анализ существующих определений личности позволяет сделать вывод, что все они содержат: систему мотивации, ценностей, интересов, и потребностей, которые проявляются лишь в контексте взаимоотношений с другим человеком. Мысль Л. С. Выготского о том, что «...через других мы становимся самими собой» [1] свидетельствует о том, что одним из условий существования личности является коллектив, личность конкретного человека познается, проходит свое становление также при взаимодействии с другими людьми, находит свое подтверждение в научных работах и исследованиях отечественной педагогики и психологии.

Социально-психологический климат в студенческой группе является качественной стороной отношений между обучающимися, совокупностью психологических факторов, способствующих либо препятствующих продуктивной общей деятельности и многостороннему росту личности в коллективе. Важно поддерживать единство мотивов, интересов, убеждений, идеалов, установок, потребностей обучающихся и грамотно комбинировать их индивидуальные возможности. Хорошая атмосфера не может возникнуть сама по себе. Это результат слаженной и упорной работы обучающихся и преподавателя, грамотной организационной деятельности. Среди обучающихся 1 курса СГАУ направлений подготовки «Агроинженерия» и «Наземно-транспортные комплексы» (численность студентов в группах самая большая 28-33 человек) был проведен опрос для исследования способов формирования социально-психологического климата в студенческой группе. В опросе были представлены следующие вопросы, например:

1. Значительны ли взаимопонимание и поддержка внутри группы?

2. Считаете ли вы, что преподаватель должен контролировать взаимоотношения в группе?

3. От кого должна исходить инициатива по отношению к деятельности группы?

4. Важен и ценен ли для вас каждый студент группы?

5. Какой стиль управления коллективов вам ближе?

6. Важно ли для вас поддерживание общих мотивов, интересов, идеалов и установок изнутри группы?

Анализ результатов опроса показал, что большинство опрошенных (80%) считают главными условиями хорошего климата в коллективе взаимопонимание, общие интересы, установки, демократический стиль управления коллективом. Участники опроса считают, что инициатива по отношению к деятельности группы должна исходить как от преподавателя, так и от обучающихся. Таким образом, совместная деятельность служит благо-

приятным фактором развития взаимопонимания и межличностных отношений, повышая их продуктивность и результативность. В любом воспитательном процессе, если мы хотим видеть положительным конечный результат, необходимы два фактора: это создание условий и мотивация. Можно представить, как сложно «замотивировать» современных студентов, у которых появились новые ценности в жизни, которые мы, старшее поколение, порой не принимаем. Все чаще встречаем студента с эгоцентрической позицией и настроением, многие обучающиеся живут по принципу: «меня не трогайте, и я никого не трону» [3]. Вот поэтому, нам представляется оправданной и значимой проблема организации совместной деятельности обучающихся, которая выполняет функцию своеобразной стартовой площадки в активном использовании современных интерактивных методов обучения.

МЕТОДИКА

Совместная деятельность рассматривается как условие или форма организации и осуществления процесса взаимодействия. Начиная с 70-х годов XX века понятие «взаимодействие» активно изучалось в работах Т.С. Сергеевой, Т. А. Репиной, Д.Н. Исаева, Т.В. Антоновой и других педагогов. Умение взаимодействовать - это процесс группового достижения целей. Главными отличительными признаками совместной деятельности, выделенными Д.Н. Исаевым, являются: совместное присутствие участников в пространстве и времени, которое создает непосредственный личный контакт между обучающимися; наличие единой цели, ожидаемого результата деятельности, отвечающего общим интересам участников и способствующего реализации потребностей каждого из обучающихся; наличие одного или нескольких лиц, отвечающих за организацию и руководство; распределение условиями ее достижения, составом и уровнем подготовки исполнителей; возникновение в процессе деятельности межличностных отношений на основе предметных функционально-ролевых взаимодействий, приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Т.В. Антонова отмечает, что совместные виды деятельности позволяют формировать у обучающихся ориентацию на деловое сотрудничество, разнообразные способы выражения своего отношения друг к другу. В.К. Дьяченко определяет четыре общие организационные формы общения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная [2]. Групповые формы работы предполагают меньшее воздействие педагога, более высокий уровень самостоятельности и степень сотрудничества обучающихся. Автор статьи обращает внимание на интерактивность в преподавании, т. е. на умение общаться и взаимодействовать в процессе обучения, где инициативность студентов стимулирует педагог-помощник, результат обучения приобретает значимость для всех участников процесса, развивая у них способность самостоятельного решения проблемы. Для примера остановимся на работе над проектом «Моя будущая профессия» на иностранном языке. Студентами изучалась информация о том, какие специальности востребованы на рынке труда сегодня и будут востребованы завтра, проводилось сравнение с популярными специальностями, которые выбирают сегодня абитуриенты. Также студентов интересовали возможности трудоустройства по своей специальности и требования, предъявляемые работодателем к соискателям их будущей профессии. Во время подготовки данного проекта студентами составлялись опросники для анкетирования, также информация на заданную тему в виде таблиц, плакатов, проспектов, докладов, видео- и аудиоматериалов. Проект осуществлялся пошагово.

1. Подготовка к проекту. Это подготовительный этап, на котором выбиралась тема проекта, формулировалась проблема. Для того чтобы работа над проектом не оказалась непосильной для студентов, вводилась или повторялась лексика по теме проекта, отрабатывались речевые образцы, необходимые для предъявления и защиты проекта, актуализировались грамматические знания.

2. Организация участников проекта. На данном этапе формировались творческие группы студентов, каждая из которых выбирала тему своего исследования.

3. Выполнение проекта. Этот этап связан с поиском новой, дополнительной информации, ее обсуждением и документированием, выбором способов реализации проекта.

4. Презентация проекта. Весь отработанный, оформленный материал представлялся перед аудиторией, защищался проект.

5. Подведение итогов проектной работы. Это завершающий этап работы над проектом, проходящий в форме открытого обмена мнениями [4] Необходим анализ мероприятия, чтобы узнать мнения, эмоции и предложения студентов; он проходит на иностранном языке, являясь своего рода продолжением погружения в иноязычную среду. Подводя итог, преподаватель должен отметить положительные моменты работы обучающихся, оценить умение студентов работать в группе, их творчество, самостоятельность, фантазию, т. е. подчеркнуть личные качества, необходимые в их дальнейшей учебной деятельности [5].

ВЫВОДЫ

Важно отметить - роль преподавателя сводится к созданию благоприятного микроклимата, необходимой культуры общения обучающихся, координации их деятельности. Правильно организованная преподавателем совместная деятельность обучающихся доказывает эффективность внедрения проектных технологий в образовательный процесс, считая их инновационными и перспективными, что, несомненно, скажется на повышении качества образовательных результатов обучающегося.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург, 2021 - 224

с.

2. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения : Актуальные проблемы теории и практики обучения / В.К. Дьяченко. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1984. - 185 с.

3. Мизюрова Э.Ю. Педагогические условия адаптации студентов младших курсов к обучению в аграрном вузе / Э.Ю. Мизюрова // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции - Саратов : ЦеСАин, 2017. - С. 76-78.

4. Мизюрова Э.Ю. Эффективность самостоятельной работы в профессиональной подготовке студентов аграрного университета / Э.Ю. Мизюрова, К.А. Рокитянская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2020- №12 (190) - С. 131-136.

5. Мизюрова, Э.Ю. Коллективная творческая деятельность на занятиях по иностранному языку в аграрном вузе / Э.Ю. Мизюрова // Профильная школа - 2020. - Том 8, № 6 - С. 59-62.

6. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ольховая Татьяна Александровна. - Оренбург, 2007 - 48 с.

7. Тимофеева Ю.Н. Адаптивность личности студента как фактор успешной интеграции в образовательное пространство вуза / Ю.Н. Тимофеева, Е.А. Федина // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всерос. научно-практической конференции с международным участием. - Чебоксары : Среда, 2021. - С. 238-240.

8. Тюрин А.В. Инклюзивная образовательная среда как акмеологическое средство адаптации / А.В. Тюрин // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. - 2013. - № 4 (16). - С. 52-62.

REFERENCES

1. Vygotsky, L.S. (2021), Pedology of a teenager, Peter, St. Petersburg.

2. Dyachenko, V.K. (1984), General forms of organization of the learningprocess: Actualprob-lems of theory andpractice of teaching, Krasnoyarsk University, Krasnoyarsk.

3. Mizyurova, E.Y. (2017), "Pedagogical conditions of adaptation of junior students to study at an agrarian university", Actual problems of education in the educational process of the university: a collection of articles based on the materials of the interuniversity scientific and practical conference, CeSAin, Saratov, pp. 76-78.

4. Mizyurova, E.Yu and Rokityanskaya, K.A. (2020), "Efficiency of independent work in the students' professional training at the agrarian university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp. 131-136.

5. Mizyurova, E.Yu. (2020), "Collective creative activity in foreign language lessons at an agrarian university", Profile school, No. 6, pp. 59-62.

6. Olkhovaya, T.A. (2007), Formation of subjectivity of a university student, dissertation, Orenburg.

7. Timofeeva, Yu.N. and Fedina, E.A.(2021), "Adaptability of a student's personality as a factor of successful integration into the educational space of the university" , Socio-pedagogical issues of education and upbringing: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Cheboksary, pp. 238-240.

8. Tyurin, A.V. (2013), "Inclusive educational environment as an acmeological means of adaptation", Bulletin of the Moscow State Humanitarian and Economic Institute, No. 4, pp. 52-62.

Контактная информация: Elvmiz @mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.07.2022

УДК 378.4

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Алексей Юрьевич Милинский, доктор физико-математических наук, доцент, Елена Петровна Процукович, старший преподаватель, Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск

Аннотация

В статье рассматривается опыт реализации авторской методики проведения лабораторного практикума по физике с применением мобильных устройств при обучении студентов вуза. Исследованы особенности изменения мотивации обучения и уровня знаний обучающихся при реализации такого подхода. Исследование проводилось в естественных условиях на базе Благовещенского государственного педагогического университета. Выборка была сформирована из бакалавров направлений подготовки 02.03.03 и 09.03.02. Доказана эффективность авторской методики, поскольку в экспериментальной выборке усилилась предметная познавательная мотивация обучающихся, уровень остаточных знаний вырос по сравнению с изначальным уровнем.

Ключевые слова: физика, лабораторная работа, мобильные устройства, мотивация обучения, уровень знаний.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p271-276

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE LABORATORY WORKSHOP WITH THE USE OF MOBILE DEVICES IN TEACHING PHYSICS TO UNIVERSITY

STUDENTS

Aleksey Yurievich Milinskiy, doctor of physical and mathematical sciences, docent, Elena Pe-trovna Protsukovich, the senior teacher, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk

Abstract

The article discusses the experience of implementing the author's methodology for conducting the laboratory workshop in physics by using the mobile devices in teaching university students. The features

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.