Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВИРТУАЛЬНАЯ И ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ЦЕНТР МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА "ИННОВАТОР"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна, Рокитянская Капиталина Алексеевна

Авторы статьи указывают на то, что в настоящее время большое внимание уделяется разработке и использованию в учебном процессе современных инновационных технологий, связанных с цифровизацией образовательной среды. В представленной работе раскрыты сквозные технологии цифровой экономики - виртуальная и дополненная реальности. Проанализированы взгляды и мнения ученых об информационном обществе и сформулированы положения о готовности обучающихся к работе с современными технологиями. Выявлено влияние цифровых технологий на изменение и расширение форм и видов деятельности преподавателя. Совместный проект, проведенный кафедрой иностранных языков и культуры речи и Центра Молодежного Инновационного творчества «Инноватор» Саратовского государственного аграрного университета доказывает практическую ценность применения цифровых технологий в образовательном процессе, оптимизируя роль и функции деятельности преподавателя на развитие творческих способностей обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна, Рокитянская Капиталина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ CREATIVE ABILITIES

The authors of the article point out that currently much attention is paid to the development and use of the modern innovative technologies related to the digitalization of the educational process. The presented work reveals the end-to-end technologies of the digital economy - virtual and augmented reality. The views and opinions of scientists about the information society are analyzed and provisions on the readiness of students to work with modern technologies are formulated. The influence of digital technologies on the change and expansion of the forms and types of the teacher’s activity is revealed. A joint project conducted by the Department of Foreign Languages and Speech Culture and the Center for Youth Innovative Creativity "Innovator" of the Saratov State Agrarian University proves the practical value of using the digital technologies in the educational process, optimizing the role and functions of the teacher's activity for the development of students ' creative abilities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 378.147

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Капиталина Алексеевна Рокитянская, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И .Вавилова, Саратов

Аннотация

Авторы статьи указывают на то, что в настоящее время большое внимание уделяется разработке и использованию в учебном процессе современных инновационных технологий, связанных с цифровизацией образовательной среды. В представленной работе раскрыты сквозные технологии цифровой экономики - виртуальная и дополненная реальности. Проанализированы взгляды и мнения ученых об информационном обществе и сформулированы положения о готовности обучающихся к работе с современными технологиями. Выявлено влияние цифровых технологий на изменение и расширение форм и видов деятельности преподавателя. Совместный проект, проведенный кафедрой иностранных языков и культуры речи и Центра Молодежного Инновационного творчества «Инноватор» Саратовского государственного аграрного университета доказывает практическую ценность применения цифровых технологий в образовательном процессе, оптимизируя роль и функции деятельности преподавателя на развитие творческих способностей обучающихся.

Ключевые слова: современные технологии, творческие способности, цифровая образовательная среда, виртуальная и дополненная реальности, профессиональный уровень преподавателя, центр Молодежного Инновационного творчества «Инноватор».

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p185-190

MODERN TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE

ABILITIES

Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kapitalina Alekseevna Rokityanskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecture, The Vavilov

Saratov State Agrarian University

Abstract

The authors of the article point out that currently much attention is paid to the development and use of the modern innovative technologies related to the digitalization of the educational process. The presented work reveals the end-to-end technologies of the digital economy - virtual and augmented reality. The views and opinions of scientists about the information society are analyzed and provisions on the readiness of students to work with modern technologies are formulated. The influence of digital technologies on the change and expansion of the forms and types of the teacher's activity is revealed. A joint project conducted by the Department of Foreign Languages and Speech Culture and the Center for Youth Innovative Creativity "Innovator" of the Saratov State Agrarian University proves the practical value of using the digital technologies in the educational process, optimizing the role and functions of the teacher's activity for the development of students ' creative abilities.

Keywords: modern technologies, creative abilities, digital educational process, virtual and augmented reality, professional level of the teacher, the center for Youth Innovative creativity "Innovator".

ВВЕДЕНИЕ

Ускоряющийся процесс глобализации в мире, внедрение цифровой экономики, масштабные изменения в различных сферах человеческой деятельности существенно влияют на развитие системы высшего образования в России, которое, по словам президента В.В. Путина в послании Федеральному собранию должно сыграть значимую роль в развитии российского общества [3].

В системе образования идет процесс комплексной, всесторонней реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) с целью обновления

всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни [7] Поэтому любой вуз, желающий сохранить за собой лидирующие позиции на современном рынке образовательных услуг, просто не может и не имеет права их игнорировать.

Одним из направлений реализации глобально ориентированного документа ООН «Цели развития в новом тысячелетии» (2000 г.) является возможность без исключения всем гражданам иметь всемерный доступ к информации, к цифровым базам знаний, информационным ресурсам, информационным порталам. Информационные технологии на сегодняшний день становятся одним из основных приоритетов в планировании развития высшего образования, как на Западе, так и в России. Когда мир охватил вирус СОУГО-19, всем в экстренном порядке пришлось перейти на дистанционный формат, как в сфере работы, так и в учебной деятельности. Различная степень подготовленности к осуществлению учебного процесса на основе дистанционных технологий прослеживалась в странах с разным социально-экономическим уровнем. Россия не стала исключением, так, в период с весны до лета 2020 года проводились занятия в формате онлайн на различных учебных платформах, согласно Приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» согласно пункту 1.2 « при реализации образовательных программ предусмотреть: организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде» [6].

Таким образом, возможности современных технологий и Интернета стали достойной поддержкой и разнообразили традиционное обучение, следовательно, доказали, что без использования современных технологий сегодня становится невозможным эффективно управлять образовательным процессом для успешной реализации творческой активности студентов, их познавательной деятельности, в целом, для повышения качества высшего образования в вузе и в стране. Специалист XXI века, в эпоху жесткой конкуренции людей и идей, - это высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность [4]. Поэтому, нам представляется актуальной, оправданной и значимой проблемой профессионального образования включение в подготовку будущего специалиста процесса развития его творческих способностей в ходе использования современных технологий.

МЕТОДИКА

Проблема творчества рассматривалась многими отечественными и зарубежными исследователями: Н.А. Бердяев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д. Гилфорд, Н.Н. Поддъяков, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Д. Смит, П. Торренс и др. Применительно к процессу обучения, творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей. Творческая деятельность обучающихся - это, прежде всего, самодеятельность, т.е. здесь важны не только особенности мыслительной деятельности (новизна, внезапность догадки, интуиция), но и особенности внутреннего стимула к творчеству (интерес, порыв, увлеченность, воля, целеустремленность и т.д.).

Творческие способности обнаруживаются, проявляются лишь в активной продуктивной деятельности. Учебно-воспитательный процесс сегодня обладает достаточным арсеналом форм, методов и приемов организации творческой деятельности, ставящих личность обучающегося в позицию ее активного участника [1]. Сегодняшний студент может и должен выступать как заинтересованный субъект педагогической деятельности. А для этого учебный труд должен быть организован творчески, проблемно, вариативно.

Одним из важных условий такой работы считаем систематическое использование таких форм и методов обучения, которые бы активизировали мышление обучающего, повышали его познавательный интерес, вели к овладению знаниями через настойчивый поиск вариантов решения проблемы, вырабатывали навыки творческого применения полученных знаний.

Благоприятную основу для этого процесса создают реализуемые преподавателями современные инновационные технологии. Большинство из них связаны с цифровизацией образовательной среды, ориентацией педагогического процесса на личностное развитие обучающихся и достижение качества образования.

Для обеспечения высокого качества и доступности образования всех видов и уровней к 2024 году необходимо сформировать цифровую образовательную среду. В рамках национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект в Российской Федерации «Цифровая образовательная среда». Основной целью которого является внедрение современных цифровых технологий в образование.

Для понимания сути проекта, дадим толкование понятию «цифровая образовательная среда». Цифровая образовательная среда - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе цифровой образовательной среды, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению. Основную задачу на сегодняшний момент авторы статьи видят в том, как на основе опыта дистанционного обучения в период пандемии извлечь из использования цифровых технологий лучшее для образовательного процесса, не подменяя им традиционного обучения. Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018г «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определил 12 Национальных проектов, среди которых выделены проект «Образование» и проект «Цифровая экономика», который способен обеспечить прорыв научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Среди приоритетных задач названных проектов - создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок. К сквозным технологиям цифровой экономики относятся виртуальная и дополненная реальности, которые согласно паспорту национального проекта «Образование» будут включены в процесс обучения в 25% школ 75 регионов страны к концу 2024 года, а к 2025 году виртуальная реальность займет первое место среди образовательных технологий.

С.В. Михайлов дает следующее понятие виртуальной реальности: «Виртуальная реальность - это место, где встречаются другие реальности (природа, социум, психический мир человека), и способ, каким они взаимопроникают друг в друга» [5]. Отличительной чертой современного общества по Д.В. Иванову является его «виртуализация», которая заключается в замене реальных объектов и процессов их виртуальными образами. В качестве обоснования своей теории Д.В. Иванов приводит факты, как:

1) « ....приоритетным в последние годы XX в. стало развитие технологий виртуальной реальности»: с помощью сети Интернет можно совершать покупки в виртуальных магазинах виртуальных товаров на виртуальные деньги; можно посещать виртуальные сообщества, общаться с виртуальными персонажами, совершать виртуальные преступления и т.п.;

2) «спекуляции на фондовой бирже преобладают над материальным производством».

Из этих и других фактов Д.В. Иванов делает вывод о том, что «..не компьютеризация жизни виртуализирует общество, а виртуализация общества компьютеризирует жизнь»[2]. Авторы статьи на основе анализа взглядов и мнений ученых о характеристиках информационного и сетевого обществ попытались сформулировать следующие по-

ложения по вопросу формирования готовности обучающихся к использованию сети Интернет:

- подготовка современного специалиста в любом виде деятельности в обязательном порядке и в достаточном объеме должна включать в себя подготовку в области информационно-телекоммуникационных сетей, формирование готовности осуществлять профессиональную деятельность в Интернет;

- формирование практических знаний о работе в виртуальной реальности;

- воспитание критического отношения к виртуальным образам объектов и процессов, развития способности мысленного преобразования образа и реального объекта друг в друга;

- наличие обратной связи, позволяющая использовать Интернет в дистанционном образовании, участвуя в форумах и конференциях, создании и продвижении собственных сайтов;

- возникновение так называемой «интеллектуальной лени».

Многие пользователи Интернета предпочитают найти в сети не информацию для собственных размышлений и выкладок, а готовый ответ, исходя из принципа «не надо изобретать велосипед». Результат оказывается более, чем плачевный: не приобретя во время обучения креативных навыков, позволяющих создавать новые знания, студенты оказываются не подготовленными к творческой профессиональной деятельности, к решению нестандартных задач в меняющихся условиях. Решение данной проблемы видится в нестандартном, творческом подходе преподавателя к постановке учебных заданий и в усилении контроля за качеством выполнения студенческих работ.

Внедрение современных технологий в систему высшего образования влечет за собой повышение профессионального уровня преподавателей, так как их деятельность в вузе невозможна без освоения технологий, которые связаны практически со всеми аспектами обновления высшей школы. Проведенное нами анкетирование выявило, что менее 30% преподавателей СГАУ используют информационно-исследовательские ресурсы в учебном процессе, только 20% обращаются к Интернет ресурсам и только 7% умеют самостоятельно создавать информационно-исследовательские ресурсы, востребованные в образовательной практике. В настоящее время в СГАУ ведется активная работа по формированию информационно-исследовательского ресурса преподавателей, в частности по вхождению каждого преподавателя в информационное пространство СГАУ Коммуникативные системы и технические платформы хоть и начали развиваться с началом пандемии, но не до конца были готовы к активному их использованию. Преподавателям, прошедшим обучение на соответствующих курсах повышения квалификации по использованию современных технологий, пришлось осваивать незнакомые ранее способы обучения, решая одновременно множество задач, не всегда своевременно и на должном уровне.

Авторы статьи получили удостоверения о повышении квалификации по курсу «Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании» Тольяттинского государственного университета. Выбор данного курса был неслучайным, так как в СГАУ создан Центр Молодежного Инновационного творчества «Инноватор» по разработкам технологий виртуальной и дополненной реальности и внедрению предлагаемых разработок не только в структурных подразделениях университета, но и в других предприятиях АПК региона. Знакомясь с работой этого центра, преподаватели кафедры «Иностранные языки и культура речи» получили возможность проводить виртуальные экскурсии по объектам культурного наследия, расположенным в разных уголках планеты, посещать музеи и галереи всего мира, разрабатывать групповые проекты, творческие задания, целью которых является развитие навыков и умений устной речи на иностранном языке. Большая совместная работа центра и кафедры была проведена в рамках программы по английскому языку «Я-житель Саратова». Предложение президента В.В. Путина отметить

подвиг тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны путем присвоения городам, внесшим наибольший трудовой вклад в победу над фашистской Германией статуса «Город трудовой доблести», вызвало широкий отклик у саратовцев. К этой акции, в поддержку нашего города подключились преподаватели и студенты Саратовского ГАУ, организовав бесконтактную экскурсию в музей Боевой Славы на Соколовой горе, используя дополненную реальность. Для выполнения проекта обучающимся нужно было изучить экспонаты музея, научиться создавать метки для дополненной реальности, использовать очки Google Glass Enterprise Edition 2, составлять информативный текст для отображения с помощью дополненной реальности. Реализация данного проекта способствовала не только повышению эффективности обучения студентов иностранному языку, расширению их личного кругозора, но и развитию их творческой деятельности, так как при использовании цифровых технологий в обучении значимым становятся не только знания, но и главное - способы приобретения этих знаний с целью дальнейшего успешного их применения в различных жизненных ситуациях.

ВЫВОДЫ

Изучив дидактические свойства и возможности применения приложений дополненной реальности, можно сделать выводы о высоком потенциале данной технологии. Полученные данные представляют определенную практическую ценность и позволяют более осознанно и целенаправленно проектировать и выстраивать процесс обучения, обеспечивая целенаправленность, организованность, согласованность усилий и действий обучающихся и преподавателя с переходом студентов из наблюдательной и исполнительной позиции в позицию активного творческого субъекта деятельности. Безусловно, работа в данном направлении должна продолжаться, так как применение цифровых технологий оказывает влияние на все сферы образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев Н.Е. Развитие творческой активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла (на примере преподавания иностранного языка в неязыковом вузе): монография / Н.Е. Воробьев., Э.Ю. Мизюрова - Волгоград : Перемена, 2001. - 184 с.

2. Иванов, Д.В. Общество как виртуальная реальность / Д.В. Иванов // Информационное общество сборник. - Москва : АСТ, 2004. - С.354-427.

3. Мизюрова, Э.Ю. Коллективная творческая деятельность на занятиях по иностранному языку в аграрном вузе / Э.Ю. Мизюрова // Профильная школа - 2020 - № 6. - С. 59-62.

4. Мизюрова, Э. Ю. Развитие творческого подхода к профессиональной подготовке студентов аграрного университета / Э.Ю. Мизюрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №7 (149). - С. 148-152.

5. Михайлов, С.В. Интернет как социальное явление : дис. ... канд. филос. наук / Михайлов Сергей Валерьевич. - Ульяновск, 2003. - 175 с.

6. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397. - URL : https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения: 13.07.2020).

7. Руссков, С. П. Педагогическое сопровождение формализованной системы мониторинга результатов реализации Федерального Государственного образовательного стандарта в образовательной организации // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2019: сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - Чебоксары : ИД «Среда», 2019. - С.118-124.

REFERENCES

1. Vorobyov, N.E. and, Mizyurova, E.Yu. (2001), Development of creative activity of students in the study of disciplines of the humanities cycle (on the example of teaching a foreign language in a non-

linguistic university): monograph, Peremena, Volgograd.

2. Ivanov, D.V. (2004), "Society as a virtual reality", Information society: collection works, AST, Moscow, pp. 354-427.

3. Mizyurova, E.Yu. (2020), "Collective creative activity in foreign language lessons at an agrarian university", Profile school, No. 6, pp. 59-62.

4. Mizyurova, E.Yu. (2017), "Creative approach formation to the students' professional training at agrarian university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp 148-152.

5. Mikhailov, S.V. (2003), The Internet as a social phenomenon, dissertation, Ulyanovsk

6. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), Order of the dated March 14, 2020 No. 397 "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and relevant additional professional programs, in the event of the prevention of the spread of new coronavirus infection in the Russian Federation", available at: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (accessed 13.07.2020).

7. Russkov, S.P. (2019), "Pedagogical support of a formalized system for monitoring the results of the implementation of the Federal State Educational Standard in an educational organization", Trends in the development of education: teacher, educational organization, society-2019, Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Cheboksary, pp. 118-124.

Контактная информация: Elvmiz@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 27.08.2021

УДК 796.015.6

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АЭРОБНЫХ И АНАЭРОБНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Лада Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Игоревна Мельникова, старший преподаватель, Ольга Петровна Виноградова, старший преподаватель, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье раскрывается актуальность совершенствования физической подготовки студентов с применением средств аэробной и анаэробной нагрузками. Целью педагогического исследования стало формирование знаний и умений эффективного применения аэробных и анаэробных упражнений в самостоятельном тренировочном процессе. Педагогическое исследование проходило в три этапа: на первом этапе авторы проанализировали научно-методическую литературу по данной проблеме, на втором этапе проведена сравнительная характеристика аэробной и анаэробной нагрузок и сформированы у студентов навыки составления тренировочных комплексов на основе комбинированной нагрузки. Третий этап заключался в практическом эксперименте, который показал, что применение средств с комбинированной нагрузкой положительно влияют на уровень физической подготовленности студентов.

Ключевые слова: аэробная и анаэробная нагрузки, составление комплексов, средства, знания и умения, навыки, самостоятельные занятия, физические качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p190-194

FORMATION OF SPECIAL KNOWLEDGE AND SKILLS ON APPLICATION OF AEROBIC AND ANAEROBIC EXERCISES IN THE INDEPENDENT TRAINING

PROCESS

Lada Vladimirovna Morozova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.