7. Huramshin, I. G. (2009), "Faculty of physical culture GOU VPO «Tatar State Humanitarian Pedagogical University - 60 years", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, pp. 3-5.
Контактная информация: [email protected] , [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.10.2021
УДК 378:004
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЯЗЫКОВОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Элина Борисовна Калиниченко, кандидат социологических наук, доцент, Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, Саратов
Аннотация
В статье раскрывается актуальность применения цифровых технологий дистанционного обучения в образовательном процессе высшего учебного заведения на примере преподавания иностранного языка. Приводится краткий теоретический анализ исторической ретроспективы становления и развития дистанционного обучения. Результаты проведенного анкетирования, он-лайн диалога среди преподавателей иностранных языков аграрных университетов Приволжского Федерального округа выявили положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, а также необходимость создания цифровой образовательной среды. Определена роль преподавателя в модернизации образования, где за счет внедрения цифровых технологий, которые становятся востребованными учебными материалами в ежедневной практике изучения иностранного языка, создаются условия, которые позволили бы обучающимся проявить свои навыки творческой активности
Ключевые слова: цифровые технологии, дистанционное обучение, языковое образование, цифровая образовательная среда, мотивация, иностранный язык, самостоятельная работа.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p153-158
DIGITAL TECHNOLOGIES OF DISTANCE LEARNING IN LANGUAGE
EDUCATION
Elina Borisovna Kalinichenko, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Vavilov Saratov State Agrarian University
Abstract
The article reveals the relevance of the use of the digital technologies of distance learning in the educational process of the higher educational institution on the example of teaching to the foreign language. The brief theoretical analysis of the historical retrospective of the formation and development of distance learning is given. The results of the questionnaire, online dialogue among the teachers of the foreign languages at agricultural universities in the Volga Federal District revealed the positive and negative aspects of the distance learning, as well as the need to create the unified educational system. The role of the teacher in the modernization of education has been determined, where, due to the introduction of digital technologies, which become popular teaching materials in the daily practice of learning a foreign language, conditions are created that would allow students to show their skills of creative activity
Keywords: digital technologies, distance learning, language education, digital educational system, motivation, foreign language, independent work.
ВВЕДЕНИЕ
Дискутируя по проблеме современных методов изучения иностранных языков, отмечаем единственным способом обучения двадцать или пятнадцать лет назад было, с одной стороны практиковаться в личном общении с преподавателем, другими людьми, ко-
торые тоже занимаются изучением этого иностранного языка, а с другой стороны, если повезет с носителем языка, либо заниматься самостоятельно с учебниками и книгами на иностранном языке. Сегодня, в условиях интенсификации глобализационных процессов, интеграции российской образовательной системы в международное образовательное пространство, актуализации компетентностного подхода в обучении возможностей для языкового образования стало существенно больше благодаря активному внедрению технологий в нашу повседневную жизнь и развитию сети Интернет.
По данным ЮНЕСКО, весной 2020 года для 92% учащихся всего мира было приостановлено обучение в традиционном очном формате. Вузы были вынуждены в ускоренном режиме приспосабливаться к сложившейся ситуации и находить эффективные пути решения организации учебного процесса. Готовность в любое время перейти на дистанционное обучение либо вернуться в прежний формат стала спецификой обучения в 2020/2021 учебном году. Согласно Приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020г № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» согласно пункту 1.2 «при реализации образовательных программ предусмотреть: организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде» [6]
Дистанционное обучение регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012г №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017г №816 утверждает порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Большинство преподавателей восприняли ситуацию с дистанционным обучением как крайнюю временную меру, которая будет действовать, пока не будет разработана и внедрена широкая программа вакцинации. Данная точка зрения в корне своем неверна. Мировой опыт, научные статистические исследования, проведенные многими крупными университетами, дают основания полагать, что в ближайшие 20-30 лет дистанционное обучение станет преобладающим.
МЕТОДИКА
Обращаясь к исторической ретроспективе становления и развития дистанционного обучения и интеграции цифровых технологий в образовании, отметим, что понятие дистанционное обучение возникло более 50 лет назад на Западе в связи с необходимостью обучения некоторых категорий учащихся оторванных от преподавателей. А.А. Андреев считает «в основе дистанционного обучения лежит гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых педагогических и информационных технологий на основе технических средств, которые применяются для самостоятельного изучения учебного материала и организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимся» [1]. Соглашаясь с точкой зрения ученого А.А. Андреева авторы статьи считают особенностью дистанционного обучения, во-первых, обособленность (удаленность) обучающегося от преподавателя; во-вторых, самостоятельность обучающегося, как вариант заочного обучения и, в-третьих, активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения. Мы отмечаем, что успешность и качество дистанционного обучения в большей мере зависят от эффективности организации и методического качества используемых материалов, а также руководства, мастерства преподавателей, участвующих в этом процессе. Особое развитие дистанционное обучение получило в европейских странах (Германия, Франция, Канада), где новей-
шие технологии давно интегрированы в образовательный процесс. Однако среди специалистов этих стран отмечается острая полемика по вопросу использования цифровых технологий. Так, французские специалисты отмечают следующие преимущества этих технологий:
- способствуют повышению мотивации обучения;
- являются источником информации, стимулируют самообразование, формируют навыки самостоятельной деятельности;
- повышают информативность, интенсивность, результативность образования.
Вместе с тем, многие специалисты далеки от идеализации роли цифровых технологий и даже ставят их использование под сомнение. Японский педагог С. Судзуки считает, с одной стороны, они помогают развивать интеллект обучающегося, а, с другой стороны, не обеспечивают прочного закрепления знаний. Анализ теоретической литературы показывает, в целом, иностранные специалисты сходятся во мнении, что необходим комплексный подход к анализу технологий дистанционного обучения, поскольку оно выступает сферой полностью связанной с применением цифровых технологий.
В майских указах президента Российской Федерации ставится задача перед образованием - создание современной и безопасной цифровой образовательной среды. (ЦОС). Цифровизация в образовании - это не «подготовка к жизни и труду», а «непрерывное образование и личностное развитие на протяжении всей жизни [3]. Развивая одно из основных направлений национального проекта «Образование», в конце 2020 года куратор проекта, заместитель председателя правительства РФ Т.А. Голикова заявила, что все изменения, связанные с нововведениями и созданием единой образовательной среды, должны быть направлены на повышение доступности и качества образования в целом.
Авторы статьи, ссылаясь на Закон об образовании Российской Федерации отмечают, что вузы призваны способствовать всестороннему гармоничному развитию личности на любом уровне образования, приобретение им в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) знаний, умений, навыков, формирование ряда общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК), жизненно важных и позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере [5]. В настоящее время развитие высшего образования диктует свои правила, и любой вуз, желающий сохранить за собой лидирующие позиции на современном рынке образовательных услуг, просто не может и не имеет права их игнорировать [4]. Качественные показатели дистанционного образования зависят от нескольких значимых параметров, зависимость между которыми прослеживается только на высоких уровнях организации учреждений образования. В момент вынужденной и быстрой структурной перестройки учебного процесса они могут рассматриваться как независимые. К ним относятся: наличие технических возможностей дистанционного обучения, включая компьютеры и мобильные сетевые устройства, каналы доступа, обладающие достаточной пропускной способностью для поддержания обучения в on-line режиме для всего контингента, периферийные системы для ввода информации, находящиеся в распоряжении профессорско-преподавательского состава и т.д. Вторым фактором выступает методическая готовность вуза к работе в режиме дистанционного обучения. Она включает наличие на момент перехода к данному режиму готовых учебно-методических материалов, учебных пособий, электронных учебников, применимых в современной информационной среде, наличие соответствующих программ или готовность к их немедленной разработке. Кадровый потенциал вуза должен быть в достаточной мере подготовлен к использованию формата дистанционного обучения. Наконец, сами студенты должны располагать достаточной материально-технической базой для использования ресурсов системы дистанционного обучения вуза в полной мере и обладать соответствующим уровнем взаимодействия с информационными системами. В этом плане также существенной оказывается роль системы образования и конкретного вуза, обеспечивающего студентов
достаточными и адекватными пособиями по on-line обучению. Так система образования, в том числе и дистанционная, состоит из взаимосвязанных компонентов, то все вышеперечисленные требования и мероприятия необходимо рассматривать в комплексе, без изъятия каких-либо элементов этой среды, поскольку они все являются существенными для обеспечения качественного образования.
13-14 мая 2021г в Саратовском ГАУ проходила III Поволжская олимпиада по английскому языку "English Bridge to Agriculture", посвященная Году науки и технологий с участием аграрных вузов Приволжского Федерального округа из Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Пензы, где организатором была кафедра «Иностранные языки и культура речи». Задачи проведения олимпиады - повышение мотивации студентов к изучению английского языка, повышение уровня владения студентами разговорным английским языком (с использованием сельскохозяйственной терминологии), выявление творческих способностей и интереса к стране изучаемого языка. Старт первой такой языковой олимпиады был дан в мае 2010 г. В этом году, используя современные технологии дистанционного обучения, удалось провести видеоконференцию, тем самым доказать важность проведения подобных лингвистических олимпиад в процессе изучения иностранных языков обучающимися, сохранить традиции, заложенные вузами в плане научных контактов и творческого обмена педагогическим опытом. Дистанционный формат не помешал командам-участницам общаться друг с другом в течение двух дней, выполняя конкурсные задания: лексико-грамматические тесты, чтение, выполнение заданий по транслируемым в on-line формате видеоматериалам об инновациях в сельском хозяйстве на английском языке. Второй день включал просмотр отснятых командами видеофрагментов на английском языке о городе, в котором они живут и учатся, его достопримечательностях, о вузе и ученых, прославивших его своей научной деятельностью. Во время ожидания итогов работы олимпиады преподаватели Саратовского ГАУ предложили заполнить анкету руководителям команд, преподавателям иностранных языков участвующих вузов. Анкета включала вопросы относительно содержательной и организационной сторон процесса обучения, ответ на которые подразумевал выбор одного из вариантов:
1. Как вы адаптировались к условиям дистанционного обучения?
2. Удобно ли вам преподавать в дистанционном режиме?
3. Удовлетворены ли вы процессом преподавания в дистанционном режиме? Например:_____
Вопрос анкеты Отлично, проблем, не возникло Хорошо, но испытывали затруднения Удовлетворительно, возникало большое количество вопросов. Затруднялись ответить
Как вы адаптировались к условиям дистанционного обучения? 40% 24% 34% 2%
Также анкетирование было направлено на мнение преподавателей, вопросы касались: мотивации студентов; программ, которыми пользовались в ходе обучения; проблемы, которые возникли. По результатам анкетирования дистанционное обучение восприняли положительно и справлялись с работой без проблем 40%, остальные испытывали затруднения. Отвечая на вопрос анкеты о проблемах-минусах в дистанционном формате указывалось - недостаточность технического оснащения учебных заведений, не на должном уровне компьютерная грамотность обучающих и обучаемых и т.д. Единое согласие все участники олимпиады выразили в том, что в сегодняшних условиях для совершенствования дистанционного обучения предпочтительнее было бы предлагать обучаемым комбинацию дистанционных форм. Например, можно сочетать работу в интернете с работой по печатным пособиям, по обучающим программам на СБ, видеоматериалам, что позволило бы разнообразить процесс дистанционного обучения иностранному языку, причем каждый студент мог бы выбрать такую комбинацию форм обучения, которая со-
ответствовала бы его индивидуальному уровню владения иностранным языком и собственным техническим возможностям. Крайне сложно контролировать достоверность результатов, которые предоставляют обучающиеся, так как велика вероятность, особенно, у первокурсника воспользоваться внешней помощью. Студент выполняет большую самостоятельную работу, в связи с этим возникает общий вопрос у преподавателей, как мотивировать обучающихся на работу без контроля? Одни студенты очень активны, осознают важность и необходимость получаемого образования, для других контроль со стороны преподавателя является практически единственным стимулом к учебе. Широкое применение находят такие технологии, как модульная, основанная на организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, позволяющая обеспечить индивидуальный темп обучения с учетом индивидуальных возможностей, склонностей и потребностей студента, тем самым стимулируя развитие навыков самостоятельной работы с разными источниками информации. В обсуждении вопроса о мотивации обучающихся была названа Веб-квест технология, которая стимулирует овладение студентами навыками практической деятельности и представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. В настоящее время модернизация в образовании требует внедрения таких инновационных технологий, которые имеют цель творчески воспитать личность в интеллектуальном и эмоциональном аспекте. Для большинства студентов имеют место проблемы, связанные с отсутствием очного активного общения с преподавателем и однокурсниками. Конечно, достойный уровень усвоения материала показывают только высокомотивированные студенты, с хорошими навыками самостоятельной работы и самоконтроля. Выразили обоюдное согласие все участники олимпиады в том, что перед преподавателем стоит серьезная задача по созданию условий, в которых каждый студент мог бы овладеть практическими навыками языка, выбрать методы обучения, которые позволили бы всем студентам проявлять свои навыки творческой активности.
ВЫВОДЫ
Обобщая вышесказанное можно с уверенностью заявить, что цифровые технологии дистанционного обучения являются уже не дополнительными, а востребованными учебными материалами в ежедневной практике изучения иностранного языка. В наши дни владение технологиями становится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Введение новых форм преподавания позволяет поднять образовательный процесс на новый уровень [2]. Такую ситуацию уже сегодня необходимо рассматривать как определенный вызов, который диктует необходимость пересмотра образовательного процесса в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» / А. А. Андреев // Открытое образование. - 1997 - № 4.- С. 23-25.
2. Калиниченко Э.Б. Мультимедийное практическое занятие, на примере дисциплины -Иностранный язык / Э.Б. Калиниченко, Н.Е. Бормосова // Фундаментальные и прикладные исследования в высшей аграрной школе: сборник научных статей. - Саратов, 2014. - Выпуск 1 - С. 9-10.
3. Козлов Р.С. Использование цифровых технологий в системе образования / Р.С. Козлов, Н.Ш. Козлова // Научные известия. - 2020 - № 20. - С. 31-35.
4. Мизюрова Э.Ю. Формирование творческого подхода к профессиональной подготовке студентов аграрного университета / Э.Ю. Мизюрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149).- С. 148-152.
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации, от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // Консультант Плюс : [справочно-правовая система] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 13.07.2021).
6. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные
программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации: приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г № 397 // Минобрнауки : [официальный сайт]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения: 13.07.2021).
REFERENCES
1. Andreev, A. A. (1997), "On the question of the definition concept "distance learning", Open education, No. 4, pp. 23-25.
2. Kalinichenko, E.B (2014), "Multimedia practical lesson, on the example of the discipline -foreign language", Fundamental and applied research at the higher agrarian school, Collection of scientific articles, Saratov, 2014. - pp. 9-10.
3. Kozlov, R.S. (2020), "The use of digital technologies in the education system", Scientific News, No. 20, pp. 31-35
4. Mizyurova, E.Yu. (2017), "Creative approach formation to the students' professional training at agrarian university ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.1 49, No. 7, pp. 148-152
5. Federal Law of December 29,2012 N 273-FZ (as amended on July2, 2021) "On Education in the Russian Federation" ( as amended and supplemented, entered into force on July 13, 2021), available at: http://www.consultant.ru/ free (date of access: 13.07.2021)
6. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and relevant additional professional programs, in the event of the prevention of the spread of new corona-virus infection in the Russian Federation", Order of the dated March 14, 2020 No. 397 available at: http://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (accessed 13.07.2021)
Контактная информация: Elvmiz @mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.10.2021
УДК 796.011.3
ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ
ГАНТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Борис Геннадьевич Карачев, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации, г. Пермь; Алексей Викторович Садков, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации, г. Вологда; Альфия Фатыховна Чарыкова, кандидат биологических наук, доцент, Дмитрий Владимирович Семенцов, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
Аннотация
Ни для кого не секрет, что в последнее время у учащихся образовательных организаций высшего образования снижается интерес к занятиям физической культурой. Это можно объяснить различными факторами, такими как: низкая мотивационная составляющая, направленная на здоровый образ жизни, низкий уровень физической подготовленности, вредные привычки, а так же методика проведения занятий преподавателем, не вызывающая интереса у занимающихся. В этой связи возникает поиск инновационных средств и методов физической подготовки, обучающихся на занятиях по физической культуре. Научная новизна результатов исследования заключается в повышении уровня физической активности учащейся молодежи, средствами гантельной гимнастики. Практическая значимость результатов исследования заключается в формировании установок на формирование здорового образа жизни, и использовании средств физической культуры в формировании полноценно развитой личности, а так же профилактике низкой двигательной активности учащейся молодежи.
Ключевые слова: гантельная гимнастика, физическое воспитание, физическая подготовленность, учащиеся.