Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ / DISTANCE LEARNING / DIGITAL TECHNOLOGIES / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Елена Павловна, Саенко Наталья Ряфиковна

Авторы статьи отвечают на вопросы: как влияют цифровые технологии на формирование познавательных умений и навыков в области грамматики, фонетики, письма, аудирования и чтения у иностранных студентов и с какими проблемами сталкиваются иностранные студенты и преподаватели в процессе дистанционного обучения? Возможно ли дистанционное обучение рассматривать в качестве приоритетного способа обучения, развивающего творческие и коммуникативные навыки в процессе обучения РКИ? В статье рассматривается, как обучение образовательных программ при помощи цифровых технологий повлияло на качество полученных ими знаний, на уровень овладения ими базовых основ русского языка как иностранного. Эксперимент, положенный в основу статьи, отвечает на вопросы об эффективности обучения при помощи цифровых технологий, о проблемах и трудностях, с которыми пришлось столкнуться современным студентам в процессе обучения русскому языку как иностранному в условиях самоизоляции из-за распространения смертельно опасного вируса COVID - 19. В статье описан эксперимент, который был проведен на базе Московского политехнического университета (подготовительный факультет) и Волгоградского государственного политехнического университета (подготовительный факультет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Елена Павловна, Саенко Наталья Ряфиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING STUDENTS RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

In the study, the authors try to answer the following question: how do digital technologies influence the formation of cognitive skills in the field of grammar, phonetics, writing, listening and reading among foreign students and what problems do foreign students and teachers face in the process of distance learning? Is it possible to consider distance learning as a priority method of learning that develops creative and communication skills in the process of learning Russian as a foreign language? The study examines how teaching educational programs using digital technologies has affected the quality of their knowledge, the level of their mastery of the basic basics of Russian as a foreign language. The experiment that is the basis of the article answers questions about the effectiveness of teaching using digital technologies, about the problems and difficulties that modern students had to face in the process of learning Russian as a foreign language in conditions of self-isolation due to the spread of the deadly COVID - 19 virus. The article describes an experiment that was conducted at the Moscow Polytechnic University (preparatory faculty) and Volgograd State Polytechnic University (preparatory faculty)

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CULTURE & CIVILIZATION

УДК 378.147

DOI: 10.24411/2413-693X-2020-10311

Роль цифровых технологий в процессе обучения студентов-иностранцев русскому как иностранному

ПАНОВА Елена Павловна. кандидат филологических наук, доцент Московский политехнический университет (Москва РФ); e-mail: panova_ep@mail.ru

САЕНКО Наталья Ряфиковна. доктор философских наук, доцент, профессор Московский политехнический университет (Москва РФ); e-mail: rilke@list.ru

Аннотация. Авторы статьи отвечают на вопросы: как влияют цифровые технологии на формирование познавательных умений и навыков в области грамматики, фонетики, письма, аудирования и чтения у иностранных студентов и с какими проблемами сталкиваются иностранные студенты и преподаватели в процессе дистанционного обучения? Возможно ли дистанционное обучение рассматривать в качестве приоритетного способа обучения, развивающего творческие и коммуникативные навыки в процессе обучения РКИ? В статье рассматривается, как обучение образовательных программ при помощи цифровых технологий повлияло на качество полученных ими знаний, на уровень овладения ими базовых основ русского языка как иностранного. Эксперимент, положенный в основу статьи, отвечает на вопросы об эффективности обучения при помощи цифровых технологий, о проблемах и трудностях, с которыми пришлось столкнуться современным студентам в процессе обучения русскому языку как иностранному в условиях самоизоляции из-за распространения смертельно опасного вируса COVID-19. В статье описан эксперимент, который был проведен на базе Московского политехнического университета (подготовительный факультет) и Волгоградского государственного политехнического университета (подготовительный факультет).

Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровые технологии, русский как иностранный.

Для цитирования: Панова Е.П., Саенко Н.Р. Роль цифровых технологий в процессе обучения студентов-иностранцев русскому как иностранному // Сервис Plus. 2020. Т. 14 №.3. С. 94-102. DOI: 10.24411/2413-693X-2020-10311

Статья поступила в редакцию: 3.08.2020.

Статья принята к публикации: 13.08.2020.

Роль цифровых технологий в процессе обучения студентов-иностранцев русскому как иностранному

The role of digital technologies in the process of teaching students Russian as a foreign language

Elena P. PANOVA, Cand. Sc. (Philology), Associate Prof., panova_ep@mail.ru, Moscow Polytechnic University, Moscow, Russian Federation

Natalya R. SAENKO, Dr. Sc. (Philosophy), Associate Prof., rilke@list.ru, Moscow Polytechnic University, Moscow, Russian Federation

Abstract. In the study, the authors try to answer the following question: how do digital technologies influence the formation of cognitive skills in the field of grammar, phonetics, writing, listening and reading among foreign students and what problems do foreign students and teachers face in the process of distance learning? Is it possible to consider distance learning as a priority method of learning that develops creative and communication skills in the process of learning Russian as a foreign language? The study examines how teaching educational programs using digital technologies has affected the quality of their knowledge, the level of their mastery of the basic basics of Russian as a foreign language. The experiment that is the basis of the article answers questions about the effectiveness of teaching using digital technologies, about the problems and difficulties that modern students had to face in the process of learning Russian as a foreign language in conditions of self-isolation due to the spread of the deadly COVID-19 virus. The article describes an experiment that was conducted at the Moscow Polytechnic University (preparatory faculty) and Volgograd State Polytechnic University (preparatory faculty).

Keywords: distance learning, digital technologies, Russian as a foreign language.

For citation: Panova, E. P. & Saenko, N. R. (2020). The role of digital technologies in the process of teaching students Russian as a foreign language. Service plus, 94-102. DOI:.. (In Russ.). DOI: 10.24411/2413-693X-2020-10311

Submitted: 2020/08/03.

Accepted: 2020/08/13.

Цифровые информационные технологии, которые, как правило, весьма успешно используются в сфере дистанционного образования, в последние десятилетия все активнее разрабатывались и внедрялись в системе российского образования. О перспективах и возможностях, которые открываются благодаря дистанционному обучению, об эффективности комбинирования традиционных и инновационных методов обучения, создающихся при помощи цифровых технологий, написано большое количество учебно-методических проектов, которые успешно разрабатывались и внедрялись в современную систему образования: аудио- и видеоизображения, презентации, мультимедийные проекты, электронные учебники, интернет-площадки. В системе образования стал подниматься вопрос о возможности модернизации при помощи информационных технологий, а соответственно, введения дистанционного обучения, которое расширяет возможности образователь-

ного процесса. «Иерархическая модель классического образования, построенная на принципе жесткой иерархии „преподаватель — студент" в условиях сетевого, информационного общества становится неэффективной. Преподаватель в информационной среде перестает быть единственным источником информации и, соответственно, носителем знания. В условиях информационного общества носителем знания становится не преподаватель, а студент как ключевой компонент образовательной среды. Это обстоятельство заставляет по-новому взглянуть не только на процесс преподавания, но в первую очередь обратить внимание на изучение мировоззрения и потребностей современного молодого поколения» [1, р. 74]. Всеми методистами выделяется главное преимущество дистанционного обучения — это возможность освоения основных профессиональных образовательных программ независимо от места пребывания с использованием цифровых тех-

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №3 in 95

WWW.PHILOSOPH.RJ

нологий. «Как известно, дистанционное обучение — это обучение на удаленном расстоянии, как способ организации образовательного процесса, которое может быть использовано во всех формах обучения (очная, заочная, экстернат, обучение с использованием средств телекоммуникации)» [2, с. 229]. При дистанционном обучении исключается непосредственный контакт с педагогом. Эмоционально-интеллектуальное взаимодействие осуществляется с помощью информационных технологий и коммуникационных средств [2, с. 230].

Человечество не предполагало, что в мире сложится такая ситуация, что все образование вынуждено будет перейти на дистанционное обучение из-за распространения пандемии COOVID-19. Современное общество получило бесценный опыт в плане организации образовательного процесса во всех общеобразовательных учреждениях страны в режиме дистанционного обучения. Именно уникальные свойства цифровых технологий помогли не прервать и закончить процесс обучения на всех уровнях образовательной системы в России в условиях карантина. Именно такие свойства и достоинства дистанционного обучения, как гибкость (работа учащихся в удаленном режиме в удобное время, отсутствие необходимости посещения занятий), специализированный контроль качества (форма контроля может быть представлена в виде дистанционно организованных текущих зачетов, собеседований, практических работ, курсовых и проектных работ, экзаменов), использование специализированных средств обучения (электронных учебников, видео и аудиомате-риалов, интернет-площадок, скайп-технологий, разного вида платформ Moodle, LMS и др.), новая роль преподавателя (координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, руководство учебными проектами). Таким образом, технология учебного процесса была организована совсем другим способом, что значительно повлияло на степень, глубину и объем усвоения предмета. «Технология дистанционного обучения — это совокупность методов, средств и форм взаимодействия преподавателя и учащегося в процессе самостоятельного, но в то же время систематически контролируемого освоения студентом определенного массива знаний» [3, с. 162]. Именно изменившиеся технологии в системе дистанционного обучения значительно повлияли на качество знаний, которые усвоили обучаемые в процессе режима самоизоляции в условиях карантина в связи с распространением вируса «СО^-19».

Основной научно-методической проблемой становится необходимость исследования достоинств и недостатков дистанционного обучения в условиях вынужденной самоизоляции, в условиях, когда образование при помощи цифровых технологий из-за вынужденных мер стало основополагающим, так сказать, ведущим способом образования, практически исключившим личное взаимодействие между студентом и студентом, преподавателем и студентами в режиме реального времени, а следовательно, практически снизив живое общение, живую коммуникацию внутри образовательного процесса. В данной статье необходимо также рассмотреть, как использование цифровых технологий в условиях карантина повлияло на качество обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному. То есть выяснить, насколько возможна реализация в данной системе обучения, в системе, исключившей очное традиционное обучение и опирающейся на господство только дистанционного обучения, которое является детищем современного научного прогресса, следующего критерия: «Modern digital educational environment gives students the opportunity to master special technologies and creates conditions for the formation of competencies needed in the professional field» [4, c. 715].

Методологическую основу исследования составляют принципы и положения системного, структурно-функционального и сопоставительно-типологического подходов. Важным методологическим ориентиром в настоящем исследовании служат работы отечественных разработчиков дистанционного обучения (Е. С. По-лат, М. В. Моисеева и др.) [5, 6], которые выводят целый ряд педагогических положений дистанционного обучения. Семикина Ю. Г. и Семикин Д. утверждают, что «в настоящее время особое внимание уделяется цифровым проектам. Они могут применяться в разных сферах научной и учебной деятельности и позволяют достигать таких целеполаганий, как самоопределение, самоактуализация, самореализация, развитие индивидуальности, социализация, формирование ответственности, умения работать самостоятельно. Современные требования, предъявляемые к членам общества, включают в себя необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни, что предполагает умение ориентироваться в информационном поле, выбирать мотивацию, получать знания, формировать умения и т. д.» [7, c. 404].

Несмотря на все преимущества дистанционного обучения, о которых неоднократно писалось в науч-

Роль цифровых технологий в процессе обучения студентов-иностранцев русскому как иностранному

но-исследовательских работах ранее, в процессе обучения при помои цифровых технологий иностранных студентов русскому языку как иностранному преподаватели столкнулись с рядом непреодолимых трудностей и проблем, которые оказались серьезным препятствием в организации системы образования, и в способах подачи изучаемого материала, и с сфере усвоения материала обучаемыми, и в области оснащения дистанционного образования необходимыми инструментами. Выяснилось, что ни объект (электронный учебный курс), ни инструмент (программные средства и сервисы для преподавания контента электронных курсов), а также ни цифровые технические средства (компьютер, планшет, смартфон, ноутбук, планшет) не заменяют личности преподавателя. Скорее наоборот, они снижают творческий потенциал студентов, разрушают коммуникацию как между студентами, так и между преподавателем и студентами, понижают качество полученных знаний по сравнению с очным образованием, особенно в процессе изучения иностранного языка.

В дистанционном обучении предполагается два варианта обучения: самостоятельное и в on-line классе, также дистанционное обучение может быть как синхронным, так и асинхронным.

При синхронном методе обучения в режиме online общение студентов с преподавателем/тьютером осуществляется в виртуальной аудитории в реальном времени с помощью современных средств передачи информации. При асинхронном подходе в процессе самостоятельного обучения студент сам выбирает подходящий для себя носитель информации, темп обучения и, выполнив работу, отправляет ее для проверки преподавателю/тьютеру. В процессе обучения РКИ в условиях карантина преподавание русского языка на подготовительных факультетах в университетах шло обучение в обоих направлениях: как в online классе на синхронной основное, так и самостоятельное обучение студентов в асинхронном режиме обучения.

Для формирования определенной картины оценки успешности/неуспешности обучению русскому языку как иностранному в условиях дистанционного обучения при помощи цифровых технологий в условиях самоизоляции был проведен эксперимент среди студентов (в эксперименте участвовало 154 человек), а также среди преподавателей (в эксперименте участвовало 27 человек) Московского политехнического университета подготовительного факультета и Волгоградского

государственного технического университета подготовительного факультета. В эксперименте участвовали студенты из разных стран мира (Гвинеи Бисау, Вьетнама, Афганистана, Палестины, Шри-Ланка, Ливана, Болгарии, Ирака, Ирана, Китая, Пакистана, Алжира, Болгарии и т. д.) В результате данного сложившегося эксперимента было проведено эмпирическое исследование, благодаря которому возможно составить определенные представления о том, насколько студентами был усвоен/не усвоен материал в процессе дистанционного обучения, насколько обучение при помощи цифровых технологий было эффективным/неэффективным, насколько повысилось/понизилось качество образования при помощи ДО.

В рамках исследования было опрошено 92 студента Волгоградского государственного технического университета и 62 студента Московского политехнического университета в возрасте 18-28 лет. В анкетирование были включены вопросы следующего характера:

1. Нравится ли вам заниматься дистанционно? (81% ответили, что не нравится заниматься дистанционно);

2. Где вы понимаете учебный материал лучше? (95% реципиентов ответили, что понимают материал лучше в аудитории);

3. Как вы понимаете учебный материал (преподавателя) при дистанционном обучении? (67% ответили, что понимают материал не очень хорошо);

4. Как влияет дистанционное обучение на качество знаний, которые вы получаете? (58% влияет, но не сильно, 42% влияет негативно). По данному вопросу многие студенты ответили, что их знания по предмету стали значительно хуже.

5. Как вы думаете, можно или нет выучить русский язык дистанционно? Мнения по данному вопросу разделились, но в целом, большая часть реципиентов ответили, что возможно выучить, но не очень хорошо — 41%, невозможно выучить — 69%.

6. Как долго (сколько времени вы можете заниматься) дистанционно? (Результаты опроса выявили следующую картину: 2-3 часа в день могут заниматься 40%, 4 часа в день — 28%, 5 часов в день — 12%).

7. Трудно или нет вам заниматься дистанционно? (77% ответили, что трудно)

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №3 im 97

WWW.PHILOSOPH.RJ

На вопрос «Почему?» большинство студентов дали объяснения следующего характера: «Я иностранец, поэтому я плохо понимаю, читаю по-русски. Дистанционное обучение не создает хороших условий для общения». / «Для меня, как для иностранца, результаты урока в классе будут гораздо выше, а обучение гораздо полезнее, потому что я могу в классе говорить больше. Также в классе я выполняю гораздо больше заданий, чем на дистанционном обучении». / «Для хорошего обучения нужна хорошо организованная учебная среда в классе». / «Для студентов-иностранцев лучше учиться в аудитории: там много мероприятий по разговорной практике».

Обучение в классе гораздо более эффективный способ обучения: студенты успевают выполнять больше заданий, уровень работоспособности выше, взаимопонимание глубже, информационный и эмоционально-психологический обмен внутри группы студентов гораздо продуктивнее. Также процесс понимания людей друг другом (студент-студент, преподаватель-студент) значительно ухудшается в ситуации дистанционного обучения. Цифровые технологии только усугубляют процесс разъединения людей, делают общество еще более разрозненным и индивидуалистичным. Люди, не взаимодействуя друг с другом, оказываются за рамками социализации и делаются все более нетерпимыми друг к другу. Понимание, как процесс взаимодействия людей в рамках сложившийся коммуникации в классе студент-студент, преподаватель-студент, начинает утрачиваться, что разрушает процесс обучения, делая его все более некачественным и неквалифицированным. Именно об этом и пишут студенты в анкетах: «На мой взгляд, для того, чтобы возникало хорошее и правильное „понимание" между педагогом и студентом, язык должен изучаться в классе и быть связан с людьми» / «Отсутствует во время ДО зрительный контакт, а это очень осложняет возможность понимания людьми друг друга / «Лучше учиться лицом к лицу, потому что, когда мы работаем в аудитории, то лучше понимаем и усваиваем материал. Мы видим друг друга, а следовательно, лучше понимаем друг друга, между нами непосредственный обмен информацией и непосредственное общение выстраивается гораздо лучше» / «Нет прямого общения, человека не всегда можно понять» / «Если нет прямого общения, то человек быстро устает».

Помимо перечисленных выше проблем, студенты также жалуются на отсутствие языковой среды при

заочном обучении, так как именно языковая среда способствует развитию коммуникативных навыков: «Иностранные студенты должны много слушать русскую речь, поэтому нам не нужны просто уроки, которые организованы онлайн, нам нужно общаться с нашим учителем лицом к лицу. Первые пять месяцев мы много у неё учились, мы много разговаривали, обучение с ней было радостью для нас» / «В процессе обучения нам нужно взаимодействовать друг с другом, нам необходимо много слушать, как люди говорят по-русски: на автобусных остановках, на улицах, в университетах, в магазинах. Сидя дома и учась онлайн, мы просто берем уроки, а для изучения языка „брать" уроки недостаточно».

Еще одна особенность, которая снижает уровень образования при ДО, ухудшает качество знаний является отсутствие прямого контакта с преподавателем. Даже уроки on-lain не заменяют прямого общения с учителем, так как отсутствует обратная связь с педагогом, нарушается прямой контакт: «мне трудно, потому что мне нужно, чтобы преподаватель видел меня и выявлял мои ошибки. Это возможно в классе. И именно в классе мы выполняем больше практических упражнений, и я больше общаемся со своим преподавателем. А это улучшает наши знания» / «когда я не получаю инструкции от учителя, как я могу решить проблемы, возникающие при обучении?» / «Иногда учиться становится трудно, потому что трудно общаться с преподавателем. Особенно, когда интернет плохой, поэтому во время учебы упускаются важные вещи» / «Да, потому что иногда, когда учитель объясняет, я не все понимаю во время дистанционного обучения, я хочу спросить, но не знаю, как спросить и у кого» / «Трудности в усвоении материала, так как нет прямого вмешательства педагога».

Таким образом, студенты указывают, что именно нехватка присутствия личности педагога, его помощи, его поддержки, нехватка непосредственно живого общения ухудшает их знания по русскому языку, так как для самостоятельного изучения языка у них пока еще «недостаточно практики», «нет рядом педагога, чтобы исправить ошибки», нет педагога, чтобы «объяснить, как делать упражнение» или подсказать, когда студент не до конца понимает урок.

Также студенты указывают на ряд психологических факторов, которые возникают при дистанционном обучении и влияют на ухудшение качества знаний. Одна из проблем, которая возникла при переходе от тради-

Роль цифровых технологий в процессе обучения студентов-иностранцев русскому как иностранному

ционного обучения к дистанционному, как отметили студенты — это психологический фактор — привыкание к новой среде, адаптация, что и явилось фактором, снижающим показатели качества образования: «Обучаться дистанционно сначала было сложно, но сейчас я чуть-чуть привыкла. В скайпе учиться нелегко, часто бывают проблемы со связью или шумы».

Огромную роль в ухудшении эффективности образования при дистанционном обучении играет неисправность техники. Именно это проблема создает сбои в процессе обучения. Студенты пишут: «Иногда интернет не работает или ноутбук», «плохое соединение», также «отсутствие качественно цифровой техники мешает обучению». Все эти причины делают иногда обучение либо просто невозможным, либо затрудняет понимание темы.

Ко всему прочему, студенты жалуются часто на отсутствие условий для качественного обучения дома: «Дома я никак не могу учиться». Часто встречаются жалобы на состояние здоровья: «Заниматься при помощи цифровых технологий в день больше 3-4 часов я не могу, так как приходится сидеть только на одном месте, а это нехорошо для моего здоровья».

Таким образом, опыт, который получил мир в процессе дистанционного обучения, показал, что по сравнению с традиционным образованием, дистанционное образование ухудшает коммуникацию между педагогом и студентами, разрушает здоровье. Добавим, что ухудшается работоспособность, студент лишается языковой среды, сужается сознание до рамок квадратного экрана компьютера, а также опыт показал, что при занятиях он-лайн невозможно достичь высокого уровня развития индивидуальности, социализации (так как отсутствует живое общение), формирования ответственности и умения работать самостоятельно (так как отсутствуют полноценные формы контроля), творческая активность также реализуется в достаточно ограниченном виде, так как огромное количество заданий и творческих видов работ студентов невозможно реализовать ни при он-лан уроках, ни на платформе. Так, «при переводе произведений [...] возникают трудности, связанные не только с разностью культур, но и с разностью принципов фонетического, грамматического, синтаксического, лексического строя языковых систем» [8, с. 66], а при дистанционном обучении такие формы работ еще более осложнены, и практически, невозможны.

Добавим, что «в ситуации, когда устное общение и работа с художественным текстом проходят на изу-

чаемом и чужом для иностранных студентов русском языке, язык-посредник оказывает большую помощь, но необходимо признать, что, несмотря на свободное владение английским языком, нигерийские, корейские и особенно студенты из Шри-Ланки периодически испытывали трудности перевода на лексическом, фонетическом, грамматическом и синтаксическом уровнях языка» [9, с. 134]. Соответственно, именно эти причины осложняют осуществление при дистанционном обучении такого вида работы, как перевод художественного текста.

Анкетирование также было проведено среди профессорско-преподавательского состава, в котором участвовали работники обоих вузов. В процессе анкетирования реципиентов выяснилось, что 81% считает, что занятия дистанционно в группе, тем более по предмету русский язык как иностранный, проводить неудобно. Преподаватели в составе 62% ответили, что нагрузка в процессе дистанционного обучения увеличилась по сравнению с очном обучением из-за подготовки к урокам (педагоги разрабатывают огромное количество материалов для дистанционного обучения) и из-за большего количества проверок самостоятельных работ студентов. 91% педагогов считают, что у студентов ухудшились знания в области фонетики, грамматики, разговорной практики, 56% реципиентов считают, что знания также ухудшились в области аудирования и письменной речи, в области аудирования и чтения — 62%. Многие преподаватели (67%) ответили, что индивидуальный подход практически невозможно осуществлять при дистанционном обучении. Педагоги (80% опрошенных) считают, что очень снизился уровень мотивированности студентов к учебе по сравнению с очным образованием. Многие студенты не выдерживают заниматься онлайн больше 2-3 часов, многие вообще перестают подключаться к урокам, так как не усваивают материал при таком виде обучения и, следовательно, теряют интерес к учебе. Максимальное большинство реципиентов считают (98%), что они очень устают и у них значительно ухудшилось здоровье в период работы на дистанционном обучении, так как они испытывают высокую степень напряженности в процессе обучения. О невозможности организации качественного контроля за работой студентов высказались 98% преподавателей. О том, что дистанционное обучение заставило опрошенных педагогов отказаться от многих видов работ, в том числе коммуникативного и творческого характера, ответило 81%. Невозможно, практически работать дистанцион-

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №3 in 99

WWW.PHILOSOPH.RJ

но над вопросами перевода, что приводит к серьезным потерям в обучении русскому языку как иностранному, так как «при обучении иностранцев чтению перевод позволяет им произвести самопроверку и выявить ошибки в ходе самостоятельной работы, даёт возможность сопоставить учебный перевод с профессиональным, помогает раскрыть некоторые особенности и трудности перевода» [9, с. 132-139].

Также необходимо заметить, что 87% ответили, что при дистанционном обучении в полной мере невозможно ценить степень понимания студентами материала. В целом в области изучения предмета студентами русского языка при помощи цифровых технологий педагоги оценивают, что уровень полученных знаний значительно снизился (89%). За период дистанционного обучения значительно ухудшилось здоровье педагогов (67%) по сравнению с обычным режимом работы. Жалуются на напряжение в глазах, на сидячий образ жизни, бессонные ночи из-за подготовки материалов. В процессе опроса выяснилось, что студенты были не подготовлены к дистанционному обучению, многие могут работать только в системе общения WhatsApp, что связано с отсутствием компьютеров и ноутбуков у студентов. Интересен тот факт, что многие преподаватели отмечают, что нарушается взаимопонимание как с педагогом, так и со студентами, если оно сложилось во время очного обучения, то его кране сложно сохранить при дистанционном обучении (67% опрошенных).

Опыт практической работы позволил нам выделить преимущества и недостатки обучения студентов русскому как иностранному при помощи цифровых технологий. Плюсы ДО, отметим, обсуждались неоднократно в педагогике: 1. Прозрачность (возможность контролировать работу студентов при помощи тестирования, возможность получить информацию о компетентности). 2. Себестоимость ДО в два раза ниже традиционного обучения. 3. Возможность получения обратной связи с преподавателем не ограничена во времени. 4. Возможность интерактивного взаимодействия с учебными материалами (пособия, разработанные преподавателями кафедры). 5. Возможность сохранять большой объем информации, размещенный на электронном носителе. 6. При подготовке материалов для самостоятельной работы студентам предлагаются тексты по специальности, что вызывает у них особый интерес и мотивирует их к изучению профессиональной лексики. 7. У студентов формируется способность творчески переосмысливать имеющуюся информацию. 8. Про-

зрачность обучения при помощи дистанционных технологий.

Теперь рассмотрим недостатки дистанционного обучения: 1. Низкая степень реализации индивидуального подхода. 2. Отсутствие возможности общаться как с педагогом, так и со своими сокурсниками в процессе живого общения. 3. Нехватка развития навыков аудирования и разговорной практики. 4. Невозможность организовать качественный контроль. 5. Плохая техническая подготовленность как университетов, так и педагогов и студентов к работе в режиме дистанционного обучения. 6. Невозможность реализации метода сотворчества и сотрудничества, что делает нереальным социокультурную адаптацию студентов и межкультурную коммуникацию между студентами. 7. Трудности, которые возникают в результате «непонимания» людей друг другом, что также обусловлено дистанционным обучением. 8. Трудности в усвоении точного материала студентами в режиме он-лайн. 9. Психологические проблем и проблемы со здоровьем, которые возникают в процессе обучения. 10. Ограниченность выбора методических приемов для обучения студентов при помощи цифровых технологий. 11. Технические сбои в связи, что мешает эффективности обучения. 12. Повышенная утомляемость как студентов, так и педагогов.

Так, среди коммуникационных проблем, возникающих при использовании онлайн-технологий в вузе были выявлены следующие: труднее воспринимается информация в режиме телетрансляции. Мешают посторонние шумы в большой аудитории, особенно плохо воспринимается точная информация; затруднена обратная связь: требуется больше времени на то, чтобы задать вопрос и получить ответ; слушатели лекции по скайпу быстрее утомляются; не хватает «живого» общения с преподавателем [10, 11].

ДО не дает высокого уровня специалистов, так как ДО только знакомит с материалом, формирует общее представление о предмете. Соответственно, дистанционное обучение, как наследие современного технического прогресса, имеет право на существование, но только в комплексе с традиционно формой обучения. В противном случае, общество потеряет на рынке труда квалифицированных специалистов, «Более эффективно обучение русского языка как иностранного будет проходить при комбинировании традиционных и инновационных технологий» [12, с. 79].

Подводя итоги, скажем, что в процессе эксперимента было выявлено, что дистанционное обучение

Роль цифровых технологий в процессе обучения студентов-иностранцев русскому как иностранному

не может быть ведущим способом обучения и заменить собой традиционное очное обучение (учитель-ученик), а может рассматриваться либо в качестве дополнительной составляющей заочного обучения, либо в качестве дополнительной составляющей очного традиционного обучения. Дистанционное образование, однозначно, будет являться неотъемлемой частью современного общества, так как оно имеет ряд достоинств: прозрачность, экономичность, тер-

риториальная независимость, доступность, непривязанность конкретному времени и пространству, самостоятельная работа обучающегося. Однако необходимо всегда помнить, что данное образование не может заменить роли личности учителя в организации учебного процесса, живого общения, способствующему росту процесса социализации и адаптации индивида в обществе, и повышению уровня и качества знаний.

Список использованных источников:

1. Щеглова Л. В., Плужникова Н. Н., Саенко Н. Р. Интерактивные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин: в поисках современной модели обучения // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 11. 2017. No 2. C. 73-78. DOI10.22412/1999-5644-11-2-7.

2. Яменко О. П. Электронный учебник как средство обучения в системе дистанционного обучения // Казанская наука, 2013. № 4. С. 220-229.

3. Башмакова И. С. К вопросу о дистанционном обучении иностранному языку в техническом вузе // Вестник ИрГТУ. 2014. № 1 (84). С. 162-165

4. Semikina Yu. G., Demushina O. N., Semikin D. V. The efficient use of project activities in the context of modern digital educational environment. Advances in Economics, Business and Management Research. 2019. Volume 81. P. 712-716.

5. Полат Е. С. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: доклад [Электронный ресурс] / Е. С. Полат, А. В. Хуторской. — Режим доступа: http://edu. ru/index. php/page_ id=196&op=do DocData&dnews_id=77.

6. Полат Е. C., Бухаркина M. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. М. Новые педагогические и информационные технологии. М.: «Академия», 2009. 272 с.

7. Семикина Ю. Г., Семикин Д. В. Использование проектной деятельности для формирования понятия «историко-культурное наследие» в условиях современной цифровой образовательной среды. // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 3 (48). С. 399-403.

8. Панова Е. П. Функционирование имени собственного в детской литературе.: монография/Е. П. Панова; прилож. — Н. Ю. Филимонова; ВолгГТУ. Волгоград: 2013.116 с.

9. Филимонова Н. Ю., Панова Е. Ю. Перевод как дополнительная возможность работ с художественным текстом при изучении русского как иностранного // Вестник Московского государственного областного университета. № 4. 2019. С. 132-137

10. Прохорова С. Н. Использование скайп-технологий в дистанционном обучении // Вестник Воронежского государственного университета. г. Воронеж. Воронежский государственный университет. 2014. № 3. С. 83-86.

11. Орлова М. А. Использование скайп-технологий в обучении русскому языку как иностранному: проблемы и перспективы //Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 7-5. С. 123-125.

12. Попкова A. O. Использование информационных технологий в процессе обучения русскому как иностранному // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 6. С. 79-85.

References

1. Shcheglova, L. V., Pluzhnikova, N. N., & Saenko, N. R. (2017). Interactive technologies in teaching the Humanities: in search of modern models of teaching. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 11(2), 73-78. D0I10.22412/1999-5644-11-2-7. (In Russ.).

2. Yamenko, O. P. (2013). Elektronnyj uchebnik kak sredstvo obucheniya v sisteme distancionnogo obucheniya. Ka-zanskaya nauka [Kazan science], 4, 228 — 230. (In Russ.).

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №3 r^-S im 101

WWW.PHILOSOPH.RJ

The role of digital technologies in the process of teaching students Russian as a foreign language

3. Bashmakova, I. S. (2014). K voprosu o distancionnom obuchenii inostrannomu yazyku v tekhnicheskom vuze. Vestnik IrGTU [Bulletin of IrSTU], 1 (84), 162 - 165. (In Russ.).

4. Semikina, Yu., & G., Demushina, O. N., & Semikin, D. V. (2019). The efficient use of project activities in the context of modern digital educational environment. Advances in Economics, Business and Management Research, 81, 712716. DOI: https://doi. org/10.2991/mtde-19.2019.145.

5. Polat, E. S. (1999). Problemy i perspektivy distancionnogo obrazovaniya v srednej obrazovatel'noj shkole: doklad [Problems and prospects of distance education in secondary schools: report], 3. [Electronic resource] URL: http://edu. ru/index. php/page_id=196&op=do DocData&dnews_id=77. (In Russ.).

6. Polat, E. C., & Buharkina, M. YU., & Moiseeva, M. V., Petrov, A. E. (2008). New teaching methods and information technologies in education system. Moscow: Izdatel'skij centr «Akademiya». (In Russ.).

7. Semikina, Yu., & G., Semikin, D. V. (2019). The use of project activities for the development of the concept «historical and cultural heritage» in the context of modern digital educational environment. Biznes. Obrazovaniye. Pravo [Business. Education. Law], 3, 399 — 403. (In Russ.).

8. Panova, E. P. (2013). Functioning of a proper name in children's literature.: monograph. Volgograd: VolgGTU. (In Russ.).

9. Filimonova, N. Yu., & Panova, E. P. (2019). Translation as an additional opportunity of working with literary text while studying Russian as a foreign language. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of Moscow Region State University], 4, 132 — 136. (In Russ.).

10. Prohorova, S. N. (2014). Using Skype technologies in distance learning. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta [Bullettin of Voronezh State University], 3, 83 — 86. (In Russ.).

11. Orlova, M. A. (2016). Using Skype technologies in teaching Russian as a foreign language: problems and prospects. Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij [Modern trends for developing science and technologies], 7 (5), 123 — 125. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Popkova, A. O. (2019). The use of information technologies in the process of learning Russian as a foreign language. Ustojchivoe razvitie nauki i obrazovaniya [Stable development of science and education], 6, 78-81. (In Russ.).

SCIENTIFIC JOURNAL

SERVICE plus

WWW.PHILOSOPH.RJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.