Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / РИСУНОК / ЖИВОПИСЬ / ARTISTIC-FIGURATIVE THINKING / CREATIVE ABILITIES / ARTISTIC-CREATIVE ACTIVITY / FINE ARTS TEACHER / ARTISTIC LANGUAGE / DRAWING / PAINTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полынская Ирина Николаевна, Савинов Андрей Михайлович, Крысова Виктория Анатольевна

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью формирования художественно-творческих способностей будущего учителя изобразительного искусства. Решение проблемы формирования художественно-образного мышления основывается на результатах научных исследований таких процессов как восприятие, память, воображение, мышление, эмоции и чувства. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 1-4 курсов Нижневартовского государственного университета (факультет искусств и дизайна). Выявлена положительная динамика показателей экспериментальных групп по отношению к контрольным группам. На этапе контрольного эксперимента заметна динамика роста показателей в экспериментальных группах среднего и высокого уровней по сравнению с констатирующим и формирующим этапами, низкий уровень значительно падает. Например, низкий уровень такого параметра как «Анализ эмоционально-смысловой нагрузки» при изображении пейзажа на передачу художественно-образного состояния на первом курсе составил 44%, на втором - 41%, на 3 курсе - 36% и на 4 курсе 30%. Анализ работ студентов педагогического эксперимента позволил сделать вывод о том, что методические приемы и установки (комплекс специальных заданий и упражнений), направленных на активизацию процесса формирования художественно-образного мышления, оказали положительное влияние на качество работы. В ходе исследования были установлены наиболее эффективные и продуктивные формы работы со студентами, а обработка результатов творческой деятельности обучающихся показала эффективность выбранных методических приемов и способов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полынская Ирина Николаевна, Савинов Андрей Михайлович, Крысова Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC-FIGURATIVE THINKING AS ONE OF THE ASPECTS OF CREATIVE ABILITIES FORMATION IN A FUTURE FINE ARTS TEACHER

The relevance of the problem under study is due to the need to form the artistic-creative abilities of a future fine arts teacher. The solution to the problem of artistic-figurative thinking formation is based on the results of scientific research on such processes as perception, memory, imagination, thinking, emotions and feelings. One-four-year-of-study students of the Nizhnevartovsk State University (Arts and Design Faculty) took part in the pedagogical experiment. The positive dynamics of the indicators of the experimental groups in relation to the control groups has been revealed. At the stage of the control experiment, indicators growth dynamics is noticeable in the experimental groups of medium and high levels in comparison with the ascertaining and formative stages, the low level drops significantly. For example, the low level of such parameter as ”Analysis of the emotional-semantic message” when painting the landscape to convey an artistic-figurative state in the first year of study was 44%, in the second year of study - 41%, in the third year of study - 36% and in the fourth year of study - 30%. The analysis of the works of students of the pedagogical experiment led to the conclusion that methodological techniques and assumptions (a set of special tasks and exercises) aimed at enhancing the process of forming artistic-figurative thinking had a positive impact on the quality of work. During the study, the most effective and productive forms of work with students were established, and processing the results of students’ creative activity showed the effectiveness of the selected teaching methods and techniques.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-02/ Дата публикации: 30.04.2020 УДК 378.1

И. Н. Полынскдя, А. М. Сдвинов, В. А. КрысовА

Художественно-образное мышление как один из аспектов формирования творческих способностей будущего учителя изобразительного искусства

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью формирования художественно-творческих способностей будущего учителя изобразительного искусства. Решение проблемы формирования художественно-образного мышления основывается на результатах научных исследований таких процессов как восприятие, память, воображение, мышление, эмоции и чувства.

В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 1-4 курсов Нижневартовского государственного университета (факультет искусств и дизайна).

Выявлена положительная динамика показателей экспериментальных групп по отношению к контрольным группам. На этапе контрольного эксперимента заметна динамика роста показателей в экспериментальных группах среднего и высокого уровней по сравнению с констатирующим и формирующим этапами, низкий уровень значительно падает.

Например, низкий уровень такого параметра как «Анализ эмоционально-смысловой нагрузки» при изображении пейзажа на передачу художественно-образного состояния на первом курсе составил 44%, на втором - 41%, на 3 курсе - 36% и на 4 курсе 30%.

Анализ работ студентов педагогического эксперимента позволил сделать вывод о том, что методические приемы и установки (комплекс специальных заданий и упражнений), направленных на активизацию процесса формирования художественно-образного мышления, оказали положительное влияние на качество работы. В ходе исследования были установлены наиболее эффективные и продуктивные формы работы со студентами, а обработка результатов творческой деятельности обучающихся показала эффективность выбранных методических приемов и способов.

Ключевые слова: художественно-образное мышление, творческие способности, художественно-творческая деятельность, учитель изобразительного искусства, художественный язык, рисунок, живопись

Ссылка для цитирования:

Полынская И. Н., Савинов А. М., Крысова В. А. Художественно-образное мышление как один из аспектов формирования творческих способностей будущего учителя изобразительного искусства // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 120-137. 10.32744/ pse.20202.10

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-02/ Accepted: 23 January 2020 Published: 30 April 2020

I. N. POLYNSKAYA, A. M. SAVINOV, V. A. KRYSOVA

Artistic-figurative thinking as one of the aspects of creative abilities formation in a future fine arts teacher

The relevance of the problem under study is due to the need to form the artistic-creative abilities of a future fine arts teacher. The solution to the problem of artistic-figurative thinking formation is based on the results of scientific research on such processes as perception, memory, imagination, thinking, emotions and feelings.

One-four-year-of-study students of the Nizhnevartovsk State University (Arts and Design Faculty) took part in the pedagogical experiment.

The positive dynamics of the indicators of the experimental groups in relation to the control groups has been revealed. At the stage of the control experiment, indicators growth dynamics is noticeable in the experimental groups of medium and high levels in comparison with the ascertaining and formative stages, the low level drops significantly.

For example, the low level of such parameter as "Analysis of the emotional-semantic message" when painting the landscape to convey an artistic-figurative state in the first year of study was 44%, in the second year of study - 41%, in the third year of study - 36% and in the fourth year of study - 30%.

The analysis of the works of students of the pedagogical experiment led to the conclusion that methodological techniques and assumptions (a set of special tasks and exercises) aimed at enhancing the process of forming artistic-figurative thinking had a positive impact on the quality of work. During the study, the most effective and productive forms of work with students were established, and processing the results of students' creative activity showed the effectiveness of the selected teaching methods and techniques.

Key words: artistic-figurative thinking, creative abilities, artistic-creative activity, fine arts teacher, artistic language, drawing, painting.

For Reference:

Polynskaya, I. N., Savinov, A. M., & Krysova, V. A. (2020). Artistic-figurative thinking as one of the aspects of creative abilities formation in a future fine arts teacher. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 44 (2), 120-137. doi: 10.32744/pse.2020.2.10

_Введение

важным условием профессиональной подготовки на художественных факультетах складывается из двух основных аспектов: подготовки высококвалифицированного педагога, с одной стороны, и художника-профессионала в

широком понимании этого слова. С другой - подготовка его как художника предполагает решение целого ряда тесно связанных между собой задач: формирование мировоззрения и художественного вкуса; усвоение необходимых научных знаний и приобретение специальных технических навыков; развитие потенциальных творческих возможностей, способности к творчеству. Одним из механизмов творческого развития личности в области изобразительного искусства является художественно-образное мышление, которое наиболее полно раскрывается в процессе художественной деятельности.

Различные аспекты художественно-образного мышления исследовались в работах Б.Г.Ананьева, Л.М.Веккер, Р.М.Грановской, Ж.Пиаже, С.Х.Раппопорта, Р.Сперри и др. Серьезный вклад в изучение процесса формирования художественно-образного мышления внесли исследования Н.Н.Анисимова, С.Е.Игнатьева, В.Е.Нестеренко, А.Е.Терентьева, Е.В.Шорохова и др.

Художественно-образное мышление предполагает высокий уровень восприятия эстетических ценностей, как в произведениях искусств, так и в окружающей действительности. «Формирование восприятия реальной действительности в ее художественно-эстетическом многообразии - одна из наиболее сложных и актуальных проблем художественной педагогики» [11, с. 44]. Именно эти два аспекта художественно-образного мышления — создание новых художественных образов и эстетическое восприятие мира, могут и должны найти свое отражение в процессе подготовки учителя изобразительного искусства. «Важнейшей частью этого процесса является художественно-эстетическое воспитание современного человека» [3, с. 128].

Выделив в сложной структуре художественно-образного мышления два отправных момента, как две сферы приложения творческих сил учителя изобразительного искусства, необходимо развивать их на протяжении всего периода обучения на художественных факультетах.

Задачей статьи было выяснить и проверить эффективность предложенного комплекса упражнений и методики, направленных на активизацию процесса формирования художественно-образного мышления студентов.

Специфика данных факультетов, где должны развиваться художественно-педагогические способности студентов, создает благоприятные условия для формирования у них художественно-образного мышления, как неотъемлемого признака творческой личности. «Способность к образному мышлению (иначе - мышлению художественными образами) развивается по мере накопления творческого опыта, т.е. в практике учебно-творческого рисования» [5, с. 42]. Известно, что способности формируются в деятельности, следовательно, поставив перед собой цель, сформировать и развить художественно-образное мышление у студентов, нужно так направлять учебно-творческую деятельность, чтобы результаты ее, прежде всего, проявлялись в создании студентами художественных произведений, а также в эмоционально-оценочном отношении к искусству и действительности. Этого можно достигнуть, вовлекая студен-

тов в творческую деятельность по созданию собственных произведений в живописи, композиции, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.

Однако в сложившихся условиях, двухуровневой системы подготовки специалистов (бакалавриат и магистратура), на художественных факультетах именно этим важных вопросам уделяется очень мало внимания. Программы по художественным дисциплинам в основном предусматривают работу студентов по приобретению практических умений и навыков в изображении с натуры и, в меньшей степени, по памяти и воображению. В программах по живописи и рисунку почти нет заданий, специально направленных на формирование художественно-образного мышления и развитие творческих способностей студентов. Конечно, задания, формирующие реалистическое восприятие и отражение действительности так или иначе ориентируют студентов на творческие поиски, в какой-то мере развивают их художественно-образное мышление, но процесс этот происходит стихийно, неуправляемо, он не получил достаточного освещения в учебном процессе. Исключение составляет программа по композиции - здесь предполагается непосредственная творческая деятельность студентов. Но на одном учебном предмете невозможно решить все проблемы формирования творческих способностей будущего учителя изобразительного искусства, необходим комплексный подход.

Академический рисунок и живопись - это не только средство и база для формирования профессиональных компетенций, это важное звено в общеэстетическом и нравственном развитии будущих преподавателей. Собирая материал для будущих композиций, делая наброски, зарисовки, студенты учатся трансформировать образы действительности в образы художественные. На художественно-педагогических факультетах ведется большая работа по «контакту» студентов с окружающей средой, но эта работа охватывает лишь одну сторону данной проблемы. Основным ценностным результатом данной работы является количество и изобразительное качество собранного материала. «Исследования ученых показывают, что усвоение учебного материала зависит не только от количества, но и качества его повторений и распределения этих повторений во времени» [13, с. 363]. Эмоциональная же оценка окружающей действительности, ее эстетическая ценность, выразительность, остается чаще всего за пределами круга внимания студентов и не находит отражения в их художественно-творческой деятельности. «В зависимости от задач учебного задание рисунки могут быть как аналитического характера, так и эмоционального» [8, с. 37]. Учащиеся решают сугубо академические задачи, без передачи и выявления собственного отношения к изображаемому объекту.

Получив такую подготовку, будущий учитель изобразительного искусства готов формировать у школьников только узкоспециальные знания, умения, навыки. Основная же цель преподавания изобразительного искусства в школе, как предмета эстетического цикла - развитие эстетических чувств и художественно-творческих способностей школьников - остается вне компетенции учителя.

Поэтому творческая работа студентов, преследующая цель развития художественно-образного мышления, должна быть органически вплетена в учебный процесс, составлять его неотъемлемую часть. Многочисленные психологические исследования говорят о том, что творческое мышление развивается тем свободнее, чем меньше оно сковано схемами и инструкциями. Однако специалист должен еще иметь определенный уровень знаний в области, в которой он собирается творить, создавать художественное произведение. Применительно к художественному творчеству это, прежде

всего, знания образного языка изобразительного искусства, с помощью которого художник выражает свои мысли и чувства. Необходимо, сохраняя и развивая то, что уже достигнуто в области грамотности изображения, ввести в учебный процесс также и освоение образного языка.

Художественный язык - важнейшее средство общения, обмена мыслями и взаимопонимания художника и зрителя. Он представляет собой специфическое явление, развивающееся по внутренним законам данного вида искусства, и обуславливает своеобразие последнего. Художественный язык непосредственно связан с художественно-образным мышлением, развивается вместе с ним, служит формой проявления и является его специфической функцией, так же как язык вербальный является функцией мышления вообще. «Являясь обобщенным отражением действительности, мышление осуществляется посредством языка, слова. ... При этом связь мышления с языком сохраняется в любом случае - выражает ли человек свои мысли или думает молча, «про себя». В обоих случаях наблюдается действие одних и тех же речевых сигналов» [6, с. 188].

Взаимосвязь художественно-образного мышления и художественного языка двусторонняя. Художественно-образное мышление, проявляясь в художественном языке и в эмоционально-эстетическом отношении к искусству и окружающему миру, влияет на развитие художественного языка, совершенствует, оттачивает, делает его более выразительным. Чем совершеннее владение языком, тем богаче, разнообразнее будет художественный образ, так как в образе отбирается и получается только то, что художник может воплотить на холсте. Недостаточный запас языковых возможностей обедняет образ, приводит к художественному косноязычью. Чем богаче выразительные возможности художественного языка, тем полнее и ярче будет художественный образ, что свидетельствует о высоком уровне художественно-образного мышления. Овладение художественным языком позволяет также полнее чувствовать, а значит, и воспринимать произведения искусства. Начинающему художнику владение художественным языком дает возможность выражать свои чувства и мысли без боязни быть непонятым, рождает уверенность в собственных силах, активизирует художественно-образное мышление и позволяет находить более емкие, многообразные и оригинальные образы.

Обучение художественному языку изобразительного искусства на примере произведений мастеров необходимо сочетать с работой студентов над собственными композициями, причем обязательно с первых дней обучения в вузе. Учебно-творческая деятельность, имеющая своей целью развитие художественно-образного мышления, должна представлять собой систему этапов обучения, внутри которых студенты решают посильные творческие задачи.

_Материалы и методы

Успешное развитие художественно-образного мышления у студентов во многом определяется уровнем разработанности и организации учебно-методической работы. В ходе педагогического эксперимента мы выявили наиболее значимые моменты в реализации поставленной цели, на которые следует обратить внимание в процессе обучения художественным дисциплинам.

Опираясь на результаты теоретического исследования, и исходя из накопленного педагогического опыта, мы рассматриваем решение данной проблемы в следующих аспектах:

• проверить эффективность различных видов упражнений и заданий, направленных на формирование художественно-образного мышления у студентов;

• выявить необходимость их изменений или уточнений;

• проследить с какими затруднениями встречаются чаще всего студенты при выполнении того или иного задания или этапа обучения;

• подготовить и обеспечить необходимые условия для воспроизводимости эф-

I V V V /"" и

фективной работы предлагаемой методической системы в более широкой педагогической практике;

• проследить дальнейшее развитие художественно-образного мышления у студентов по предлагаемой системе.

Чтобы выявить уровень художественно-образного мышления в процессе создания художественно-творческих работ студентов была проведена исследовательская работа, которая заключалась в проведении констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.

Содержание и последовательность проведения педагогического эксперимента представлена по следующей схеме.

Констатирующий этап эксперимента

/ Л

2

Формирующий

этап эксперимента

У

программы (рисунок, живопись, композиция), утвержденные но кафедре

изобразительного искусства НВГУ

комплекс заданий и упражнений, направленных на активизацию процесса

формирования художественно-образного мышления в процессе учебной и творческой работы студентов

Задание контрольного этапа эксперимента. Сюжетно-тематическая композиция на передачу художественно-образного решения

Для анализа студенческих работ, полученных в ходе всех этапов педагогического эксперимента, мы составили систему оценки критериев по выявлению уровня сформи-рованности художественно-образного мышления у студентов в процессе выполнения разработанных нами заданий и упражнений. Нами была определена такая система критериев оценки, в которой каждый компонент наполнен минимумом необходимых и достаточных показателей, позволяющих определить уровень художественно-образного мышления в процессе создания учебных и творческих работ студентов; которая создает возможность объективно проанализировать состояние изучаемого вопроса и сделать выводы по констатирующему, формирующему и контрольному этапам эксперимента. Данные критерии объединены по трем параметрам:

1. Анализ эмоционально-смысловой нагрузки

2. Интерпретация натуры передачи эмоционального состояния

3. Передача художественного образа посредством выразительных средств художественного языка; и рассматриваются по уровням - низкий, средний и высокий.

Основная задача констатирующего этапа экспериментальной работы состояла в выявлении исходного уровня сформированности художественно-образного мышления у студентов в процессе обучения рисунку, живописи, композиции. В практической фазе констатирующего эксперимента участвовали студенты 1-4 курсов ФИиД ФГБОУ ВО Нижневартовского государственного университета, все испытуемые были определены на контрольные (КГ) и экспериментальные (ЭГ) группы.

Для обработки полученного материала мы использовали методы количественного и качественного анализа, в ходе которого была составлена таблица для предложенного задания. Задание констатирующего этапа предполагало изобразить художественно-образное состояние в пейзаже. В процессе анализа работ студентов мы стремились наглядно продемонстрировать соотношения процентных показателей по каждому курсу, учитывая систему критериев по имеющимся параметрам.

_Результаты исследования и их обсуждение

Итак, результаты констатирующего этапа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ работ студентов, полученных в результате констатирующего этапа

эксперимента

Параметры 1 курс (15 чел.) 2 курс (13 чел.) 3 курс (10 чел.) 4 курс (12 чел.)

уровни

н с в н с в н с в н с в

1. Анализ эмоционально-смысловой нагрузки 54% 37% 9 % 53% 37% 10% 50% 39% 11% 49% 40% 11%

2. Интерпретация натуры передачи эмоционального состояния 56% 35% 8% 54% 37% 9% 53% 38% 9 % 50% 39% 11%

3. Передача художественного образа посредством выразительных средств художественного языка 56% 37% 7% 53% 38% 9 % 53% 36% 11% 51% 37% 12%

н — низкий уровень; с — средний уровень; в — высокий уровень.

Рассматривая таблицу №1 не трудно заметить, что показатели по трем параметрам достаточно низкие. Например, передача в работах студентов такого параметра как «Анализ эмоционально-смысловой нагрузки» при изображении пейзажа на передачу художественно-образного состояния на низком уровне 1 курса составил 54%, на втором курсе - 53%, на третьем этот показатель - 50%, а на 4 курсе - 49%. Показатели среднего уровня данного параметра так же не радуют: средний уровень на первом курсе составил 37%, на втором также - 37%, 98% - на 3 курсе и 40% на четвертом курсе. Высокий уровень данной позиции составил на первом курсе 9%, на втором - 10%, на третьем и четвертом - 11%. Такое же состояние можно наблюдать и при анализе следующих параметров: «Интерпретация натуры передачи эмоционального состо-

яния» и «Передача художественного образа посредством выразительных средств художественного языка».

Просмотр выполненных студентами работ по рисунку и живописи позволил выявить ряд недостатков, допущенных на различных стадиях работы и определить причины их возникновения:

• отсутствие устойчивых представлении о таком понятии как «художественный образ»;

• отсутствие обобщенных апперцептивных представлений, направленных на вычленение эмоционально-ассоциативных и художественно-образным свойств изображаемых объектов и явлений;

• недостаточный уровень сформированности представлений о художественных возможностях и особенностях для изображения объекта;

• отсутствие устойчивых представлений о содержании и целевой направленности действий в результате художественно-творческой деятельности.

Результаты анализа исследований, посвященных методике обучения художественным дисциплинам, а также изучение сложившихся проблем в обучении послужили основой экспериментальных разработок.

Основная задача формирующего этапа эксперимента состояла в практической проверке эффективности предложенного комплекса заданий и упражнений, направленных на активизацию процесса формирования художественно-образного мышления в процессе учебной и творческой работы студентов. Для разрешения проблемы нашего исследования, предусматривалось выполнение комплекса специальных заданий и упражнений и те конкретные задачи, которые необходимо решить в процессе их выполнения экспериментальным группам. Контрольные группы продолжали заниматься по рабочим программам (рисунок, живопись, композиция), утвержденными на кафедре изобразительного искусства НВГУ. Итак, рассмотрим подробнее комплекс специальных заданий:

— задание на преобразование объекта по ассоциации и воображению. При выполнении данного задания перед студентами ставится задача преобразовать объект по ассоциации, в результате которой проявление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого со сходными признаками, символами, формами, содержанием и т.д.

Образы деревьев

1 «ж^Я

1 а ^ : И

^ и

■л

Работы студентов экспериментальных групп формирующего этапа эксперимента (преобразование объекта по ассоциации и воображению).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— задание на передачу объекта эмоционального состояния. При выполнении данного задания перед студентами ставится задача выразить собственное эмоциональное отношение к окружающей действительности, переосмыслить ее, предавая новый смысл предметам и явлениям, наделяя объект эмоциональным состоянием или определенным характером;

а 1

Ь ^.л ' * 1

У) " ■

ш

Ш1 ¡¡гч■■-■''•и^г'! т ртт

' "7 КИК Щ

' /

ш!

/ А*

РГ

¥ т

Ш

Ш I

V

Лйш

К

Работы студентов экспериментальных групп формирующего этапа эксперимента (передача объекта эмоционального состояния)

— задание на трансформацию формы и содержания объекта. Данное упражнение направлено на формирование у студентов образной трактовки объекта в определенном стиле, применяя различные техники и выразительные средства, которые наиболее эффективны и органичны для данного задания;

Работы студентов экспериментальных групп формирующего этапа эксперимента (трансформация формы и содержания объекта).

— задание на передачу художественно-образного решения изображения объекта. При выполнении данного задания перед студентами ставится задача создания выразительности и образно-идейной концепции изображения, суть которого заключается в умении производить замысел, выражать собственное эмоциональное отношения и передавать личностное восприятие объекта.

При выполнении представленных заданий мы учили студентов в экспериментальных группах воспринимать эмоции, заложенные в произведениях художников и выявляющие мировоззренческую концепцию автора, анализировать на какое из выразительных средств или их совокупность падает основная эмоционально-смысловая нагрузка. Далее перед студентами в их собственных работах ставилась задача интерпретации натуры сквозь призму определенного эмоционального задания на передачу лирического, трагического, романтического, комического, монументального, метафорического строя, с опорой на тот или иной комплекс выразительных средств. Итогом выполнения заданий было решение студентами самостоятельного отбора выразительных средств художественного языка, наиболее полно отвечающих замыслу произведения. Выполнению каждого задания предшествовала поисковая работа над многочисленными набросками, зарисовками, эскизами, композиционными вариациями, в нахождении художественно-образного выражения задуманной идеи.

Анализ работ студентов формирующего этапа эксперимента (ЭГ) представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ работ студентов, полученных в результате формирующего этапа эксперимента в экспериментальных группах

Параметры 1 курс (13 чел.) 2 курс (15 чел.) 3 курс (11 чел.) 4 курс (12 чел.)

уровни

н с в н с в н с в н с в

1. Анализ эмоционально-смысловой нагрузки 44% 31°% 25% 42% 31% 27% 38% 33% 29% 32% 37% 31%

2. Интерпретация натуры передачи эмоционального состояния 42% 34°% 24% 39% 34% 27% 34% 36% 30% 29% 37% 34%

3. Передача художественного образа посредством выразительных средств художественного языка 43% 32% 25% 41% 32% 27% 38% 32% 30% 34% 33% 33%

н — низкий уровень; с — средний уровень; в — высокий уровень.

Данные таблицы демонстрируют показатели по трем параметрам, которые имеют уровни оценивания работ студентов четырех курсов в экспериментальных группах. Из представленной таблицы №2 можно увидеть значительный рост показателей по позициям и проследить уровни развития художественно-образного мышления студентов 1-4 курсов в сравнении с констатирующим этапом эксперимента. Например, параметр №1 «Анализ эмоционально-смысловой нагрузки» на первом курсе низкий уровень составил - 44%, средний - 31%, а высокий - 25% из числа всех испытуемых, тогда как на 4 курсе эти показатели значительно выросли в сравнении с констатирующим этапом. Так, низкий уровень этого же параметра составил уже - 32%, средний - 37%, высокий - 31%. Все показатели формирующего этапа эксперимента представлены в таблице в средних процентных соотношениях по уровню развития умений художественно-образного мышления. Сравнивая таблицы формирующего и констатирующего этапов эксперимента можно увидеть значительный рост показателей высокого и среднего уровней по всем параметрам. Также прослеживается заметный спад показателей низкого уровня.

Контрольный этап педагогического эксперимента подводил итоги формирующего этапа и представлял собой проверку уровня сформированности художественно-образного мышления в процессе учебной и творческой работы студентов. На данном этапе исследовательской работы в ходе анализа работ студентов требовалось получить убедительные и конкретные доказательства эффективности предложенной методики; комплекса специальных заданий и упражнений и те конкретные задачи, которые необходимо решить в процессе их выполнения экспериментальным группам. Целью контрольного этапа эксперимента была проверка сформированности художественно-образного мышления в процессе выполнения учебных и творческих работ студентов по учебным дисциплинам - рисунок, живопись, композиция. Задание, которое предлагалось студентам самостоятельно выполнить сюжетно-тематическую композицию на передачу художественно-образного решения. Данное задание предлагалось выполнить студентам как контрольным, так и экспериментальным группам. Для анализа работ использовалась разработанные ранее критерии. Результаты анализа данного этапа представлены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ работ студентов, полученных в результате контрольного этапа эксперимента в

контрольных и экспериментальных группах

Параметры Уровни

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

н с в н с в н с в н с в

1. Анализ эмоционально-смысловой нагрузки КГ 52% 38% 10% 51% 38% 11% 50% 39% 11% 48% 40% 12%

ЭГ 44% 32% 26% 41% 30% 29% 36% 34% 30% 30% 38% 32%

2. Интерпретация натуры передачи эмоционального состояния КГ 56% 35% 8% 52% 38% 10% 50% 40% 10% 49% 40% 11%

ЭГ 40% 35% 25% 53% 36% 29% 31% 38% 31% 27% 38% 35%

3. Передача художественного образа посредством выразительных средств художественного языка КГ 55% 38% 7% 50% 40% 10% 45% 43% 12% 48% 38% 14%

ЭГ 39% 34% 27% 39% 33% 28% 35% 34% 31% 30% 36% 34%

КГ - контрольные группы; ЭГ- экспериментальные группы н — низкий уровень; с — средний уровень; в — высокий уровень.

Рассматривая данную таблицу, наблюдается положительная динамика показателей экспериментальных групп по отношению к контрольным группам. На данном этапе эксперимента заметна динамика роста показателей в экспериментальных группах среднего и высокого уровней по сравнению с констатирующим и формирующим этапами, низкий уровень значительно падает. Например, передача в работах студентов такого параметра как «Анализ эмоционально-смысловой нагрузки» при изображении пейзажа на передачу художественно-образного состояния на низком уровне 1 курса составил 54%, на втором курсе - 53%, на третьем этот показатель - 50%, а на 4 курсе - 49%. В процессе контрольного этапа эксперимента в экспериментальных группах показатели уже выше. На первом курсе низкий уровень составил 44%, на втором - 41%, на 3 курсе - 36% и на 4 курсе 30%. Рост показателей можно проследить по всем параметрам от курса к курсу. А в контрольных группах показатели по всем параметрам остались практически на том же уровне, что и на констатирующем этапе исследования.

Заключение

Анализ работ студентов педагогического эксперимента позволил сделать вывод о том, что методические приемы и установки (комплекс специальных заданий и упражнений), направленных на активизацию процесса формирования художественно-образного мышления, оказали положительное влияние на качество работы. Это означает, что мы, верно, определили направление методики обучения студентов, следовательно, можно сделать выводы: формирование художественно-образного как один из аспектов формирования творческих способностей дает свои положительные результаты.

Следует что, уже на первом курсе, при выполнении набросков, зарисовок и краткосрочных этюдов с натуры, необходимо ставить перед студентами конкретные творческие задачи. Например, выполнять зарисовки растений и деревьев по созданию различных чувственных образов с передачей определенных эмоциональных состояний или физических выражений: «пластичность», «нежность», «игривость», «мощность», «массивность», «радость», «изысканность», «спокойствие», «энергичность» и т.п. При работе над натюрмортом можно ввести задание на выполнение двух композиций, противоположных по эмоциональной окраске: «радостное» - «трагическое». При выполнении данных заданий целесообразно как можно полнее использовать такие выразительные средства, как ритм, контраст, нюанс, тождество, и шире применять различные художественные приемы, что позволит студентам в дальнейшем более свободно ориентироваться в художественных средствах для создания интересных, выразительных, художественно-образных произведений.

Поставленные педагогом задания на творческую интерпретацию натуры будут той целью, которая активизирует мышление, создает предпосылки целенаправленного и качественного восприятия учебного материала при анализе художественно-выразительных средств языка. «Дать импульс к новому виду творчества, вызвать интерес к искусству сегодняшнего дня, потребность не только заниматься им, но и понимать его, осознавать эстетические законы» [10, с. 3173].

В процессе создания студентами собственного художественного образа выступает на первый план по отношению к освоению художественного языка. Педагогу здесь отводится роль катализатора замысла, он помогает студенту найти тему произведе-

ния, направляет в поиске выразительных средств, подводя его к самостоятельному решению художественных задач. Художественно-образное мышление студентов развивается в творческой деятельности и реализуется в художественном образе, который передается при помощи изобразительно-выразительных средств художественного языка, воображения. «Человек с развитым воображением способен творить и создавать новые образы, путем комбинации изученных ранее, или вновь созданных собственной фантазией» [14, с. 284]. Несомненно, художественно-образное мышление позволит будущему учителю не только создавать собственные художественные произведения искусства, но и полнее отвечать требованиям, предъявляемым к учителю как воспитателю эстетических чувств и художественно-творческих способностей школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакиева О.А. Методика преподавания изобразительного искусства Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 200 с.

2. Боно Э. де. Серьезное творческое мышление / Перевод с англ. М.: Попурри, 2005. 415 с.

3. Ваняев В. А. Интегрирование вопросов по технологии масляной живописи в образовательный процесс средством копирования станковой живописи старых мастеров на художественно-графических факультетах // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 127-130

4. Гурова Л.Л. Психология мышления. М.: ПЕР СЭ, 2005. 135 с.

5. Зинченко В.П., Стасевич В.Н. Творчество в учебном рисунке: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1989. 51 с.

6. Кузин В.С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997. 304 с.

7. Левин В. Воспитание творчества. М.: Знание, 2007. 119 с.

8. Лушников Б.В. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразит. Искусство» / Б.В.Лушников, В.В.Перцов. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. 240 с.

9. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во: МПСИ, МОДЭК 2003 . 720 с.

10. Полынская И.Н. Информационно-коммуникационные технологии в художественно-педагогическом образовании // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-14. С. 3170-3174.

11. Полынская И.Н., Голосай А.В. Формирование художественного восприятия студентов на занятиях академическим рисунком и живописью // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 44-48.

12. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе Учебник. М.: Агар, 2000. 251 с.

13. Савинов А. М., Полынская И. Н. Освоение методических принципов работы над академическим рисунком при обучении студентов-дизайнеров // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 361-373. doi: 10.32744/pse.2019.2.27

14. Салихова В.Ф., Полынская И.Н. Рисование с натуры на уроках изобразительного искусства в школе как один из основных инструментов влияния на общее развитие ребенка // В сборнике: XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета Сборник статей. Ответственный редактор А.В. Коричко. 2018. С. 282-285.

15. Эзиева С.Т. Формирование художественного образа в передаче характерных особенностей живописи портрета у студентов художественно-графического факультета: автореф. дис. ...кан. пед. наук. М., 2014. 25 с.

16. Юлов В.Ф. Мышление в контексте сознания. М.: Академический проект, 2005. 495 с.

17. Hodge Susie. Art and Design Teacher's Handbook. Continuum. 2011. 176 p.

18. Fig J. Inside the Painter's Studio. - Princeton Architectural Press, 2009. 240 p.

REFERENCES

1. Bakieva O.A. Methods of teaching fine art textbook. Tyumen: Publishing House of the Tyumen State University, 2012.200 p. (in Russ.)

2. Bono E. de. Serious creative thinking / Translation from English. Moscow, Potpourri Publ., 2005. 415 p. (in Russ.)

3. Vanyaev V. A. Integration of questions on oil painting technology into the educational process by means of copying easel painting of old masters at graphic art faculties. Perspectives of science and education, 2018, no. 3 (33), pp. 127-130 (in Russ.)

4. Gurova L.L. The psychology of thinking. Moscow, PER SE Publ., 2005. 135 p. (in Russ.)

5. Zinchenko V.P., Stasevich V.N. Creativity in the educational drawing: Textbook. allowance. Rostov-on-Don, RGPI Publ., 1989. 51 p. (in Russ.)

6. Kuzin V.S. Psychology. Textbook. 3rd ed., Revised. and add. Moscow, AHAR Publ., 1997. 304 p. (in Russ.)

7. Levin V. The upbringing of creativity. Moscow, Knowledge Publ., 2007.119 p. (in Russ.)

8. Lushnikov B.V. Visual and expressive means: textbook. allowance for university students enrolled in the specialty "Depicts. Art "/ B.V. Lushnikov, V.V. Pertsov. Moscow, VLADOS Center Publ., 2006. 240 p. (in Russ.)

9. Matyushkin A.M. Thinking, learning, creativity. Moscow, MODEK Publ., 2003. 720 p. (in Russ.)

10. Polynskaya I.N. Information and communication technologies in art and pedagogical education. Fundamental Research, 2015, no. 2-14, pp. 3170-3174. (in Russ.)

11. Polynskaya I.N., Golosay A.V. The formation of students' artistic perception in the classroom with academic drawing and painting. Higher Education Today, 2019, no. 5, pp. 44-48. (in Russ.)

12. Rostovtsev N.N. Methods of teaching fine art at school Textbook. Moscow, Agar Publ., 2000. 251 p. (in Russ.)

13. Savinov A.M., Polynskaya I.N. Mastering the methodological principles of working on an academic drawing when teaching design students. Perspectives of science and education, 2019, no 2 (38), pp. 361-373. doi: 10.32744/ pse.2019.2.27 (in Russ.)

14. Salikhova V.F., Polynskaya I.N. Drawing from life at the lessons of fine art at school as one of the main tools for influencing the overall development of the child. In the collection: XX All-Russian Student Scientific and Practical Conference of the Nizhnevartovsk State University Collection of articles. Executive Editor A.V. Korichko, 2018, pp. 282-285. (in Russ.)

15. Ezieva S.T. The formation of an artistic image in the transfer of the characteristic features of portrait painting among students of the art-graphic faculty: abstract Diss. PhD Ped. Sci., Moscow, 2014. 25 p. (in Russ.)

16. Yulov V.F. Thinking in the context of consciousness. Moscow, Academic project, 2005. 495 p. (in Russ.)

17. Hodge Susie. Art and Design Teacher's Handbook. Continuum 2011. 176 p.

18. Fig J. Inside the Painter's Studio. Princeton Architectural Press, 2009. 240 p.

Информация об авторах Полынская Ирина Николаевна

(Россия, г. Нижневартовск) Доцент, доктор педагогических наук Нижневартовский государственный университет E-mail: julka-nv@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4115-1692

Information about the authors Irina N. Polynskaya

(Russia, Nizhnevartovsk) Assistant professor, Doctor of Education Nizhnevartovsk State University

E-mail: julka-nv@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4115-1692

Савинов Андрей Михайлович

(Россия, г. Киров) Доцент, доктор педагогических наук Вятский государственный университет E-mail: sawinov.andr@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-5158-9968 Scopus ID:57200283774

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Andrei M. Savinov

(Russia, Kirov) Assistant professor, Doctor of Education Vyatka State University E-mail: sawinov.andr@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-5158-9968 Scopus ID:57200283774

Крысова Виктория Анатольевна

(Россия, г. Киров) Доцент, кандидат педагогических наук Вятский государственный университет E-mail: usr11823@vyatsu.ru ORCID ID: 0000-0001-5987-1271

Victoria A. Krysova

(Russia, Kirov) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences Vyatka State University E-mail: usr11823@vyatsu.ru ORCID ID: 0000-0001-5987-1271

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.