Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / FORMATION OF READINESS / ARTISTIC IMAGE / ARTISTIC PERCEPTION / ARTISTIC THINKING / STORY-THEMED COMPOSITION / SCIENTIFIC AND METHODICAL PRODUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян Валерий Амбарцумович, Хомякова Ирина Викторовна, Зобова Ирина Олеговна

Актуальность. Художественный образ является основой любого вида искусства и занимает ведущее место в изобразительном творчестве, так как обладает обширной и значимой эстетической ценностью, демонстрируя результат выражения жизненного опыта художника. Анализ теоретических источников, образовательной практики детских художественных школ и процесса выполнения обучающимися сюжетно-тематической композиции выявил недооценку необходимости создания научно-обоснованных педагогических условий, позволяющих максимально подготовить обучающихся к созданию художественного образа. Это определяет актуальность исследования путей формирования готовности обучающихся к созданию художественного образа и его воплощению в творческой деятельности. Материалы и методы. В экспериментальном исследовании приняли участие 47 обучающихся детских художественных школ № 1, 2 и 4 городского округа Саранск (Республика Мордовия, Российская Федерация). Использовалась методика «Линия горизонта». Для статистической обработки данных применялся критерий знаков G. Результаты. Разработаны и апробированы педагогические условия, способствующие формированию готовности обучающихся к созданию художественного образа: формирование познавательного интереса; развитие эмоционально-образного восприятия предметов и явлений окружающего мира; создание ситуации успеха в творческой деятельности. Доказана статистическая значимость изменений по когнитивному (G = 4, p < 0,01 для n = 24), эмоциональному (G = 0, p < 0,01 для n = 15) и деятельностному (G = 4, p < 0,05 для n = 17) компоненту готовности, что свидетельствует о результативности созданных педагогических условий. Выводы. Научно-методические продукты, созданные в процессе исследования (дифференциация особенностей компонентов готовности к творческой деятельности; состав педагогических условий, способствующих созданию художественного образа; характеристики этапов создания художественного образа в живописном произведении; обоснование методического подхода к педагогическому руководству работой обучающихся над созданием художественного образа и его воплощением средствами живописи) обогащают современную дидактику, методику высшего художественно-педагогического образования и образовательную практику новыми идеями и подходами к решению динамично возникающих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варданян Валерий Амбарцумович, Хомякова Ирина Викторовна, Зобова Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ READINESS TO CREATE AN ARTISTIC IMAGE WHILE PERFORMING A STORY-THEMED COMPOSITION

Relevance. The article shows that an artistic image is the basis of any type of art and occupies a leading place in visual creativity, as it has a vast and significant aesthetic value, demonstrating the result of expressing the artist’s life experience. The analysis of theoretical sources, educational practice of children's art schools and the process of performing a story-themed composition by students revealed an underestimation of the need to create scientifically-based pedagogical conditions that allow preparing students for creation of an artistic image. This determines the relevance of the study of ways to form the readiness of students to create an artistic image and implement it in creative activity. Materials and methods. 47 students of children’s art schools № 1, 2 and 4 of Saransk city district (Republic of Mordovia, Russian Federation) took part in the pilot study. The "Horizon Line" method was used. The G-sign criterion was applied for statistical data processing. Results. Pedagogical conditions that contribute to formation of students’ readiness to create an artistic image such as formation of cognitive interest, development of emotional and imaginative perception of objects and phenomena of the surrounding world, creation of a situation of success in creative activity were developed and tested. The statistical significance of changes in cognitive (G = 4, p < 0,01 when n = 24), emotional (G = 0, p < 0,01 when n = 15) and activity (G = 4, p < 0,05 when n = 17) components of readiness was proved, which indicates the effectiveness of the created pedagogical conditions Conclusions. Scientific-methodical products created in the process of research (differentiation of characteristics of the components of readiness for creative activity; the composition of pedagogical conditions contributing to creation of an artistic image; characteristics of the stages of creating an artistic image in the picturesque work; justification of the methodical approach to pedagogical management of students’ work on creation of artistic image and its implementation by means of painting) enrich modern didactics, methodology of higher art-pedagogical education and educational practice with new ideas and approaches to solving dynamic problems.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-04/ Дата публикации: 31.08.2020 УДК 372.851

В. А. Варданян, И. В. Хомяковд, И. О. Зобова

Формирование готовности обучающихся к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции

Актуальность. Художественный образ является основой любого вида искусства и занимает ведущее место в изобразительном творчестве, так как обладает обширной и значимой эстетической ценностью, демонстрируя результат выражения жизненного опыта художника. Анализ теоретических источников, образовательной практики детских художественных школ и процесса выполнения обучающимися сюжетно-тематической композиции выявил недооценку необходимости создания научно-обоснованных педагогических условий, позволяющих максимально подготовить обучающихся к созданию художественного образа. Это определяет актуальность исследования путей формирования готовности обучающихся к созданию художественного образа и его воплощению в творческой деятельности.

Материалы и методы. В экспериментальном исследовании приняли участие 47 обучающихся детских художественных школ № 1, 2 и 4 городского округа Саранск (Республика Мордовия, Российская Федерация). Использовалась методика «Линия горизонта». Для статистической обработки данных применялся критерий знаков G.

Результаты. Разработаны и апробированы педагогические условия, способствующие формированию готовности обучающихся к созданию художественного образа: формирование познавательного интереса; развитие эмоционально-образного восприятия предметов и явлений окружающего мира; создание ситуации успеха в творческой деятельности. Доказана статистическая значимость изменений по когнитивному ^ = 4, p < 0,01 для п = 24), эмоциональному ^ = 0, p < 0,01 для п = 15) и деятельностному ^ = 4, p < 0,05 для п = 17) компоненту готовности, что свидетельствует о результативности созданных педагогических условий.

Выводы. Научно-методические продукты, созданные в процессе исследования (дифференциация особенностей компонентов готовности к творческой деятельности; состав педагогических условий, способствующих созданию художественного образа; характеристики этапов создания художественного образа в живописном произведении; обоснование методического подхода к педагогическому руководству работой обучающихся над созданием художественного образа и его воплощением средствами живописи) обогащают современную дидактику, методику высшего художественно-педагогического образования и образовательную практику новыми идеями и подходами к решению динамично возникающих проблем.

Ключевые слова: формирование готовности, художественный образ, художественное восприятие, художественное мышление, сюжетно-тематическая композиция, научно-методический продукт

Ссылка для цитирования:

Варданян В. А., Хомякова И. В., Зобова И. О. Формирование готовности обучающихся к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 283-298. 10.32744/ pse.20204.19

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-04/ Accepted: 9 June 2020 Published: 31 August 2020

V. A. Vardanyan, I. V. Khomiakova, I. O. Zobova

Formation of students' readiness to create an artistic image while performing a story-themed composition

Relevance. The article shows that an artistic image is the basis of any type of art and occupies a leading place in visual creativity, as it has a vast and significant aesthetic value, demonstrating the result of expressing the artist's life experience. The analysis of theoretical sources, educational practice of children's art schools and the process of performing a story-themed composition by students revealed an underestimation of the need to create scientifically-based pedagogical conditions that allow preparing students for creation of an artistic image. This determines the relevance of the study of ways to form the readiness of students to create an artistic image and implement it in creative activity.

Materials and methods. 47 students of children's art schools № 1, 2 and 4 of Saransk city district (Republic of Mordovia, Russian Federation) took part in the pilot study. The "Horizon Line" method was used. The G-sign criterion was applied for statistical data processing.

Results. Pedagogical conditions that contribute to formation of students' readiness to create an artistic image such as formation of cognitive interest, development of emotional and imaginative perception of objects and phenomena of the surrounding world, creation of a situation of success in creative activity were developed and tested. The statistical significance of changes in cognitive (G = 4, p < 0,01 when n = 24), emotional (G = 0, p < 0,01 when n = 15) and activity (G = 4, p < 0,05 when n = 17) components of readiness was proved, which indicates the effectiveness of the created pedagogical conditions

Conclusions. Scientific-methodical products created in the process of research (differentiation of characteristics of the components of readiness for creative activity; the composition of pedagogical conditions contributing to creation of an artistic image; characteristics of the stages of creating an artistic image in the picturesque work; justification of the methodical approach to pedagogical management of students' work on creation of artistic image and its implementation by means of painting) enrich modern didactics, methodology of higher art-pedagogical education and educational practice with new ideas and approaches to solving dynamic problems.

Keywords: formation of readiness, artistic image, artistic perception, artistic thinking, story-themed composition, scientific and methodical product

For Reference:

Vardanyan, V. A., Khomiakova, I. V., & Zobova, I. O. (2020). Formation of students' readiness to create an artistic image while performing a story-themed composition. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 46 (4), 283-298. doi: 10.32744/pse.2020.4.19

_Введение

Художественный образ является основой любого вида искусства и занимает ведущее место в изобразительном творчестве, так как обладает обширной и значимой эстетической ценностью, демонстрируя результат выражения жизненного опыта художника. Реализуя свои мысли и чувства через изображение предметов или явлений, художник создает произведение искусства.

Детские художественные школы, являясь начальным звеном в системе художественного образования, ориентированы на формирование у обучающихся основ изобразительной грамоты, что важно в будущем при обучении в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Анализ образовательной практики художественных школ и процесса выполнения заданий по дисциплине «Станковая композиция» выявил отсутствие научно-обоснованных педагогических условий, позволяющих максимально подготовить учащихся подросткового возраста к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции.

Таким образом, нами обнаружено противоречие между необходимостью создания художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции и недостаточной готовностью обучающихся к созданию выразительного художественного образа, возникающего в значительной степени в результате стихийного осуществления этого процесса без достаточного и целенаправленного педагогического руководства. Данное противоречие свидетельствует об актуальности проблемы исследования, которая заключается в поиске и определении эффективных педагогических условий формирования готовности обучающихся к созданию художественного образа.

Категория «художественный образ» является одной из основополагающих в теории искусства и неразрывно связана с таким глобальным понятием, как культура. Е.Н. Ша-пинская и Н. И. Киященко считают, что на процесс восприятия художественного образа влияют собственные ассоциации и личностные качества каждого человека, поэтому нельзя говорить об однозначной природе художественного образа [1]. Л. В. Чернец, рассматривая понятие «художественный образ», отмечает его важность «как искусствоведческого термина и многозначность образа в философском плане» [2, с. 123].

Г. Н. Поспелов дифференцирует образы на «художественные, научно-иллюстративные и фактографические (рассказывающие о различных фактах)» [3, с. 259-267].

Б. П. Юсов при создании художественного образа в творческом процессе большое значение придает воображению, которое представляет собой основу творчества, своеобразную форму воплощения мечты и стремлений человека. Разграничивая понятия «воображение» и «творчество», исследователь определяет творчество как деловую сторону художественного продукта, отмечая, что уровень его внешнего совершенства зависит от профессиональных навыков, а воображению приписывает свойство духовного проявления человека в искусстве, которое составляет основу формирования его культуры [4]. Т. А. Копцева при оценке детских работ большое внимание уделяет такому критерию, как гармоничное единство формы и содержания, которое и определяет художественный образ [5]. В. П. Голованов рассматривает содержание полисферного развития дополнительного образования как систему личностно-деятельностной сферы, включающей, в том числе и художественную специфику [6].

Ю. В. Варданян рассматривает разные каналы приобщения действующих и будущих педагогов к изучению, освоению и последующему применению профессиональных навыков, подчеркивая при этом необходимость «диссеминации инновационного педагогического опыта среди студентов и выпускников педагогических учебных заведений» [7, с. 88].

Создание художественного образа невозможно без развитого воображения, образного мышления, особого видения, формирование которых имеет существенное значение для дальнейшей творческой деятельности. В конкретном виде творчества есть свои выразительные средства, формы и способы, способствующие эмоциональному отображению окружающего мира. Искусство существует не ради изображения, а ради выражения чувств, мыслей, переживаний, отношения к изображаемому объекту. Отсюда следует, что основой для создания художественного произведения служит сам творческий процесс, предполагающий возможность и способность художника-творца воплотить в художественном образе свои идеи, мысли, чувства, возникшие от пережитого события, и побудить зрителя задуматься, вступить с автором в диалог.

Воплощение художественного образа - это сложный процесс выражения мыслей и чувств художника, его фантазии, профессионального мастерства и творческого вдохновения в единстве с восприятием окружающего мира, основанного на преобладании зрительной функции, визуальном мышлении, мыслительных операций и воображении.

Чтобы создавать художественный образ, необходимо быть готовым к его воплощению с помощью средств художественной выразительности. Так, художественный образ в живописи создается средствами, присущими именно этому виду искусства (цвет, колорит, цветовой тон, насыщенность, композиция и др.). Следовательно, имея свои особенности, он отличается от художественного образа в музыке или другом виде искусства, сохраняя при этом общие черты, присущие разным видам творческой деятельности. Важно, чтобы будущий педагог-художник сам обладал бы готовностью к творческой деятельности, которая определяется нами как специальная художественно-педагогическая компетенция студента, освоение которой обеспечивает ориентацию на создание творческого продукта (собственного и руководимого им ученика) и действий по ее реализации, вбирающих в себя готовность проявить себя в разных аспектах («a special artistic and pedagogical competence of a student, the development of which provides orientation to the creation of a creative product (his/her own and by students supervised by him/her) and actions for its implementation, absorbing the willingness to express themselves in different aspects» [8, р. 2069]).

Рассматривая особенности музыкальных образов, в работе О. Э. Павлюковой и В. Н. Царева отмечено, что при обучении учащихся детских музыкальных школ вокально-эстрадному исполнительству на создание художественного образа влияют такие факторы, как «степень владения голосом, стройность звучания музыкального произведения», воссоздающие самобытный художественный мир музыкального произведения [9]. Ю. В. Величко с коллегами считают, что восприятие музыки становится сложным синтетическим процессом тогда, «когда происходит интеграция, внешнее и внутреннее взаимодействие художественных образов музыки и аудиовизуальных образов, аудийного, музыкального и визуального образов в структурно-содержательном единстве» [10, с.17]. Л. Г. Паршина и О. Ф. Асатрян утверждают, что в процессе создания мультимедийных проектов во внеаудиторной работе студенты-музыканты создают музыкальные видеоклипы, основанные на «визуализации музыки с отражением ее образа; представлении средств музыкальной выразительности с помощью анима-

ции» [11, с. 107]. Л. А. Подосёнов подчеркивает, что художественный образ театрализованного представления во многом зависит от творческого взаимодействия двух его авторов - режиссера и художника [12].

Особо остро стоит эта проблема при подготовке будущих дизайнеров, педагогов-художников. Исследуя проблемы разработки художественного образа в дизайне и архитектуре, Т. В. Краснова и М. Б. Пермяков выделяют роль «личного» и «коллективного» вклада разработчиков в создание дизайна архитектурной среды [13].

В поисках методических подходов к учету влияния используемых в вузе средств художественного образования на качественные характеристики результативности подготовки будущего педагога-художника к организации творческой деятельности обучающихся В. А. Варданян с коллегами обнаруживают, что «Основным критерием успешности студента в этот период являются творческие работы его учеников» [14, с. 6].

Художественный образ - одна из всеобщих категорий художественного творчества в изобразительном искусстве, художественной фотографии, музыкальном искусстве, литературе и др. Содержание художественного образа определяется реальностью существующего мира, отражением художником окружающего мира, его мировосприятием, жизненной позицией или воображением как воплощением собственных чувственно-эмоциональных состояний, видений, грез, мечтаний, стремлений или надежд. Этим обусловлена актуальность исследования путей формирования готовности обучающихся к созданию художественного образа и его воплощению в творческой деятельности в процессе выполнения сюжетно-те-матической композиции.

_Материалы и методы

Материалом для исследования стали данные опытно-экспериментальной апробации педагогических условий формирования готовности обучающихся к созданию художественного образа, полученные на базе детских художественных школ № 1, 2 и 4 городского округа Саранск. В исследовании приняли участие 47 обучающихся подросткового возраста. Проведены 2 замера, в ходе которых выявлен уровень сформированности компонентов их готовности к созданию художественного образа и динамика изменений. Для этого использованы: образовательный тест (проверка знания художественных терминов и понятий, правил и приемов композиции, психологии мимики и жестов, передающих эмоциональные состояния человека); педагогическое наблюдение (оценка качества применения художественной подготовки в творческом процессе); методика «Линия горизонта» (выявление направленности на создание художественного образа). Также применены методы

V» V» V /-.

математической и статистической оценки данных, в. т. ч. критерий знаков G для оценки сдвига значений исследуемых признаков компонентов готовности. В качестве дополнительного поискового метода использован анализ вузовского опыта формирования готовности будущего педагога-художника к созданию художественного образа на примере творческой части выпускной квалификационной работы, выполненной на базе Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

_Результаты

Готовность подразумевает состояние, при котором все сделано для того, чтобы художник мог приступить к творческой деятельности. Мы выделили следующие компоненты готовности:

1. Когнитивный (включает знания определений художественных терминов и понятий, правил, приемов и средств построения сюжетной композиции, психологии мимики и жестов, передающих эмоциональные состояния человека; возникает под влиянием познавательного интереса и стремления к восприятию и выражению своих чувств на основе полученных впечатлений, преодолению трудностей в творческом процессе и созданию выразительного образа).

2. Деятельностный (основан на владении обучающимися навыками и умениями изображения выразительного художественного образа различными техниками и материалами, приемами и художественно-выразительными средствами).

3. Эмоциональный (выражается в позитивном настрое на художественно-творческий процесс, умении давать объективную оценку процессу и степенью удовлетворенности полученным результатом).

Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности обучающихся к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции проводилась на базе детских художественных школ № 1, № 2, № 4 городского округа Саранск, Республика Мордовия. В экспериментальную группу вошли 47 обучающихся в возрасте 13-14 лет.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы выявлялся наличный уровень готовности обучающихся к созданию художественного образа. Выявление знаний учащихся проводилось с помощью тестирования. Определение уровня де-ятельностного компонента готовности было основано на длительном наблюдении за творческим процессом, которое оценивалось по следующим параметрам:

• владение живописными техниками и приемами (акварель, гуашь);

• умение составлять определенную колористическую гамму, выражающую эмоциональное состояние в работе;

• выразительность рисунка, умение создавать оригинальный сюжет, соблюдая правила композиции (выбор формата, равновесие, композиционный центр, плановость, движение и т.д.).

Проверка эмоционального компонента осуществлялась с помощью методики «Линия горизонта», предложенной А. А. Мелик-Пашаевым [15].

Анализ полученных эмпирических данных показывает, что незначительная часть испытуемых имеет высокий уровень готовности к созданию выразительного художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции (см. рис. 1), в то время как у значительного количества обучающихся обнаружен средний и низкий уровень сформированности изучаемого свойства.

На основе анализа полученных данных мы пришли к выводу о необходимости разработки и внедрения в образовательную практику детской художественной школы педагогических условий, способствующих формированию готовности обучающихся к созданию художественного образа.

Когнитивный Деятельностный Эмоциональный

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Рисунок 1 Данные оценки сформированности компонентов готовности обучающихся детской художественной школы к созданию художественного образа на

констатирующем этапе

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы апробировали следующие педагогические условия:

а) формирование познавательного интереса;

б) развитие эмоционально-образного восприятия предметов и явлений окружающего мира;

в) создание ситуации успеха в творческой деятельности.

Формирование познавательного интереса осуществлялось путем создания атмосферы творческого поиска, при котором обучающиеся совместно с педагогом расширяют свои знания об универсальных средствах создания яркого и выразительного образа; размышляют об основах создания композиции с помощью цвета, фактуры, пропорций, материалов, объема и др.; обсуждают смысловой и зрительный центр композиции, правила линейной, воздушной перспективы. Были организованы внеурочные занятия, направленные на развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, активизацию внимания; обсуждение образов и способов их воплощения: совместные прогулки по городу, искусствоведческие рассказы и беседы, посещение выставок, музеев изобразительного искусства. Познакомились с особенностями создания художественного образа в творчестве художников Михаила Врубеля, Николая Фешина, Густава Климта, Андрея Мыльникова, Евсея Моисеенко и др. Во время прогулок по городу обучающимся предлагалось выполнить задание: использовать фотографию как средство наблюдения.

Развитие эмоционально-образного восприятия окружающей действительности предполагало образное воплощение мыслей и чувств живописными средствами. Воспринимая объекты природы через эмоции, учащиеся понимают окружающий мир, осмысливают образы предметов и осуществляют их передачу художественными средствами (цветом, линиями, формами, контрастом, фактурой и др.). Обучающимся было

предложено задание выполнить сюжетно-тематическую композицию на тему «Наедине». Данная тема является актуальной для подросткового возраста, так как это период интенсивного, но неравномерного развития в творческой деятельности. Для успешного осуществления творческого задания были проведены композиционные поиски, разработаны фор-эскизы; проведена работа с натуры; работа над эскизами, и наконец, выполнена композиция в цвете.

Создание ситуации успеха в творческой деятельности обеспечивалось учетом индивидуальных творческих способностей, тактичным направлением поисковой работы над эскизами, методическим сопровождением при выборе сюжета и содержания, цветового и колористического решения композиции. Необходимо мотивировать успех и творческое самовыражение каждого обучающегося, предоставив ему возможность творчески выразить свою индивидуальность.

После завершения работы над сюжетно-тематической композицией была проведения рефлексия творческой деятельности, что обеспечивало осмысление результата создания художественного образа. Был проведен просмотр работ, в процессе которого обучающиеся обсуждали художественный образ каждой выставленной композиции.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы повторно было проведено тестирование на проверку когнитивного компонента, осуществлялось наблюдение для определения уровня деятельностного компонента готовности обучающихся детской художественной школы к созданию художественного образа и использована методика «Линия горизонта» для проверки эмоционального компонента. Анализ изменения полученных данных по сравнению с данными констатирующего этапа выявил положительную динамику уровня сформированности всех компонентов готовности обучающихся детской художественной школы к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции (см. табл. 1).

Таблица 1

Данные оценки динамики сформированности компонентов готовности обучающихся

к созданию художественного образа

Компонент Этап Уровень готовности (%

высокий средний низкий

Когнитивный констатирующий 8,5 40,4 51,1

контрольный 59,6 29,8 10,6

Деятельностный констатирующий 27,7 40,4 31,9

контрольный 51,1 40,4 8,5

Эмоциональный констатирующий 19,1 48,9 32

контрольный 51,1 48,9 0

Количественный анализ обнаруженных изменений компонентов исследуемого свойства личности показывает, что наибольшие позитивные изменения произошли в сформированности когнитивного компонента. Это в определенной степени объясняется заботой педагогов об освоении необходимого содержания художественного образования, лежащего в основе создания художественного образа. Также обнаружены выраженные изменения в количественном составе обладателей низкого и среднего уровня сформированности деятельностного и эмоционального компонентов готовно-

сти, пополнивших на контрольном этапе количество обладателей среднего и высокого уровней готовности к созданию художественного образа.

Для оценки статистической значимости произошедших изменений был использован критерий знаков G (см. табл. 2). Типичным считался положительный сдвиг.

Таблица 2

Данные оценки значимости изменения компонентов готовности обучающихся к

созданию художественного образа

Компонент Кол-во нулевых реакций Кол-во сдвигов Сэмп. Скр

n + - типичных р<0,05 р<0,01

Когнитивный 23 24 20 24 20 4 7 5

Деятельностный 30 17 13 17 13 4 5 3

Эмоциональный 32 15 15 15 15 0 3 2

Анализ данных, полученных с помощью критерия знаков G, показал, что наиболее достоверный сдвиг значений обнаружен при оценке изменений когнитивного и эмоционального компонентов готовности на однопроцентном уровне значимости. Также произошли существенные изменения деятельностного компонента готовности обучающихся к созданию художественного образа на пятипроцентном уровне значимости.

Таким образом, проверка результативности формирования готовности обучающихся детской художественной школы к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции показала эффективность проведенной работы. Полученные данные убедительно свидетельствуют о том, что выявленные педагогические условия формирования готовности обучающихся художественной школы к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тема-тической композиции являются положительно результативными. Следовательно, для придания этому процессу целенаправленности необходимо предварительное приобщение будущего педагога-художника к созданию художественного образа и освоению им методического подхода к организации исследуемого аспекта работы с обучающимися в предстоящей профессиональной деятельности.

На примере творческой работы Зобовой Ирины, студентки 4 курса факультета педагогического и художественного образования Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, покажем этапы создания художественного образа от зарождения замысла до его воплощения в живописном произведении. Процесс работы над композицией выстраивался с учетом выявленных педагогических условий, чтобы детально осмыслить их реализацию в детской художественной школе. В связи с этим акцентировалось внимание на активизацию познавательного интереса в соответствии с задуманным художественным образом; осуществлялось эмоциональное восприятие позы, эмоций, мимики уединившихся людей; продумывалось их образное воплощение. Весь процесс можно условно разделить на три этапа: подготовительный, основной, завершающий.

Подготовительный этап работы над темой «Наедине» включал наблюдения, впечатления, фиксацию образов-представлений, поиск натуры, консультации и обсуждения с высококвалифицированными специалистами (см. рис. 1).

Первоначально анализировалась искусствоведческая литература, рассматривалось творчество известных художников и изучались картины на подобную тему. К теме «уединение» обращались многие известные живописцы, такие как Эдвард Мунк, Эдвард Хоппер, Эндрю Уайет и др. Одновременно происходило погружение в собственный мир, что способствует не только возникновению художественной идеи, но и помогает прочувствовать создание художественного образа в будущей композиции. Это вызвано тем, что наедине с собой человек может расслабиться и размышлять более глубоко о самом важном, познавая себя и окружающую действительность. На этом этапе важно было постичь, что уединение - не то же самое, что одиночество.

Рисунок 1 Процесс поиска образа натуры

Итоговый замысел композиции подразумевал изображение фигуры наедине с собой, но не в одиночестве, а в образе погружения в собственный мир. В современном стремительно развивающемся мире человеку необходимо время от времени оставаться наедине с собой, в тишине и покое, чтобы «поговорить с самим собой». Такое уединение полезно каждому по ряду причин: сбросить напряжение, накопившееся за день; исключить зависимость от постоянного общения с другими людьми; сосредоточься на планах и творческих идеях; погрузиться в размышления, чтобы привести мысли в порядок; обрести свое мнение на основе анализа событий, происходящих вокруг.

Основной этап был направлен на поиск конструктивной идеи, разработку и оформление сюжета картины на основе продуманного композиционного решения, размера и формата. Создание замысла сюжетно-тематической композиции происходило в процессе использования натурных этюдов, применения фотоматериала, отдельных зарисовок и набросков. Для выбора окончательного варианта будущей творческой композиции были выполнены разнообразные поисковые эскизы. Осуществлялся от-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бор наиболее выразительных эскизов, вносились конкретные изменения, связанные с заданным форматом, с желанием сделать композицию наиболее выразительной (см. рис. 2). Выполнялись цветовые эскизы, которые окончательно должны были определить колористический строй произведения. Определяя цвет теневых и освещенных поверхностей, сосредотачивалось внимание на цветовом решении не только одного элемента, но и всей группы элементов, для гармоничного цветового решения композиции в целом, не отвлекаясь на несущественные блики, случайные тени, полутени и рефлексы.

Рисунок 2 Работа над поиском композиции и эскиз в цвете

Таким образом, был намечен локальный цвет частей композиции, заложены основные светотеневые отношения, передающие их основной объем.

Для работы был выбран прямоугольный формат размером 100x85 см., который призван придать определенную устойчивость композиции. После всей поисковой работы и подготовительных эскизов был выполнен картон - подготовительный рисунок будущей композиции (см. рис. 3).

В подготовительном рисунке было определено отношение основных предметов к формату композиции, построение начиналось с наиболее обобщенных форм, уточнялось их расположение по отношению друг к другу.

Композиция выполнена в технике масляной живописи. Светотени наносились после проработки основных цвето-тоновых отношений на холсте. При этом учитывались тоновые различия между фоном, окружением и частями композиции, а также изменение цвета по форме; особые условия дневного, солнечного освещения; введение дополнительных контрастов. Контраст в композиции по теплохолодно-сти изображения был решен в соответствии с условиями освещения. В композиции освещение создавалось на передаче проникновения солнечного света в холодную

погоду, что отражалось в игре теплохолодности световых областей и цветовом решении неба в холодных оттенках.

Рисунок 3 Подготовительный рисунок и цветовой строй картины

На завершающем этапе работы, проводилось обобщение и воспроизведение изображения с учетом общих впечатлений при восприятии, знаний о данном явлении и зафиксированным художественным образом в памяти: «собиралась» композиция при помощи приглушения насыщенности цвета, использовались оттенки серого цвета, воздушная перспектива была решена при помощи светлых и темных оттенков, глубоких и легких тонов.

При построении композиции применялись следующие принципы: равновесие, контраст, статика, выявление композиционного центра.

Рисунок 4 Зобова И. О. «НАЕДИНЕ». 2020 г. Холст, масло. 100x85

Таким образом, стремление к передаче выразительности задуманного художественного образа «Наедине» воплотилось с помощью совокупности вышеперечисленных средств. Итоговая работа изображает на переднем плане фигуру в безлюдном месте, которая стоит под мостом и всей своей закрывшейся позой, ограждающимися жестами и погруженной в себя мимикой показывает желание уединиться, побыть подальше от других, в уединении. Утрированная перспектива возвышает фигуру, тем самым отрывая ее от реальности. Статичная композиция и спокойные, приглушенные тона задают всей работе созерцательно-успокаивающее настроение (рисунок 4).

Рефлексия итоговой работы сюжетно-тематической композиции выстраивалась на оценке реализации художественного замысла, намеченного продуманного воплощения и восприятии работы зрителем. В целом итоговая сюжетно-тематическая композиция по завершению работы принесла удовлетворение и вдохновение на новый творческий поиск. Результат рефлексии также был востребован при построении методического аспекта выпускной квалификационной работы, в которой были включены методические рекомендации по педагогическому руководству работой обучающихся над созданием художественного образа и его воплощением средствами живописи.

_Обсуждение результатов

Предложенное обоснование возможности формирования готовности обучающегося к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции с позиций деятельностного подхода имеет теоретико-методологическую значимость. Оно способствует преодолению противоречий между необходимостью создания художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции и недостаточной готовностью обучающихся детской художественной школы к созданию выразительного художественного образа.

Разработанные в процессе исследования средства формирования готовности к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции обогащают образовательную практику и методику высшего художественно-педагогического образования.

Стремление к совершенствованию полученных научно-методических результатов дает возможность выделения других ракурсов исследуемой проблемы, которые связаны с созданием художественного образа в различных видах пластических, временных и пространственно-временных искусств.

Заключение

Художественное образование усиливает свою значимость в связи с возрастающими возможностями содействовать процессу творческого развития личности. Это актуализирует потребность в подготовке художественно-педагогических кадров, способных, с одной стороны, развивать культуру и искусство, с другой - развивать подрастающее поколение средствами художественно-творческой деятельности, что подчеркивает значимость и перспективность решения ряда проблем:

• обоснования потенциала сюжетно-тематической композиции как жанра искусства, ориентирующего на создание художественного образа и творческие достижения;

• определения сущности готовности будущего педагога-художника к созданию художественного образа как личностно и профессионально значимой поэтапно формируемой специальной компетенции.

В результате исследования создан ряд научно-методических продуктов: дифференциация особенностей компонентов готовности к творческой деятельности; состав педагогических условий, способствующих созданию художественного образа; характеристики этапов создания художественного образа в живописном произведении; обоснование методического подхода к педагогическому руководству работой обучающихся над созданием художественного образа и его воплощением средствами живописи. Сформулированные в процессе исследования научно-методические продукты и методические рекомендации обогащают современную дидактику, методику высшего художественно-педагогического образования и образовательную практику новыми идеями и подходами к решению динамично возникающих проблем.

_Финансирование

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева) по теме «Формирование готовности студента к созданию художественного образа в процессе творческой деятельности».

ЛИТЕРАТУРА

1. Шапинская Е.К., Киященко Н.И. Диалог об эстетическом воспитании: кризис ценностей и пути его преодоления // Культура и искусство. 2014. № 4. С. 417-427.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под общ. ред. Л. В. Чернец и др. М.: Наука, 1999. 556 с.

3. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М.: Высшая школа, 1998. 405 с.

4. Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях // Когда все искусства вместе : полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: пособие для учителя. М.: ИЦЭВ РАО, 1995. 108 с.

5. Копцева Т.А. Диагностический инструментарий оценки учебных достижений учащихся: Особенности анализа рисунков детей и подростков // Педагогика искусства. 2020. № 1. С. 143-150.

6. Голованов В.П. Полисферное развитие дополнительного образования детей в современной России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 4 (44). С. 527-532.

7. Варданян Ю. В. Диссеминация инновационного опыта как фактор модернизации педагогического образования // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 86-91.

8. Vardanyan V.A., Matveeva N.V. & Rusyaev A.P. Exhibition Activity as A Means of Art Education of a Future Teacher-Artist. Opcion, 2018, no. 34 (85), pp. 2062-2076.

9. Павлюкова О.Э., Царев В.Н. Создание художественного образа в вокальном эстрадном произведении у учащихся детской школы искусств // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 8 (185). С. 118-121.

10. Величко Ю.В., Милицина О.В., Шишкина С.В. Музыкально-творческая практика детей с использованием аудиовизуальных технологий в условиях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2020. Том 11, № 1. С. 17-21.

11. Паршина Л.Г., Асатрян. О.Ф. Мультимедийный проект как средство организации внеаудиторной работы студентов-музыкантов // Гуманитарные науки и образование. 2019. Том 10, № 2. С. 102-108.

12. Подосёнов Л.А. Взаимодействие режиссёра и художника в создании художественного образа театрализованного представления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 122-130.

13. Краснова Т.В., Пермяков М.Б. Технология разработки художественного образа в дизайне и архитектуре средствами графической дизайн-концепции // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. С. 11.

14. Варданян В.А., Русяев А.П., Матвеева Н.В. Выставочно-проектная деятельность как средство художественного образования будущего педагога-художника // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

15. Мелик-Пашаев А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Дубна: Феникс+, 2006. 112 с.

REFERENCES

1. Shapinskaya E.K., Kiyashenko N.I. Dialogue about aesthetic education: crisis of values and ways to overcome it. Culture and art, 2014, no. 4, pp. 417-427. (in Russ.)

2. Introduction to literary studies. Literary work: basic concepts and terms. Edited by L.V. Chernets et al. Moscow, Nauka Publ., 1999. 556 p. (in Russ.)

3. Pospelov G.N. Esthetic and artistic. Moscow, Higher school Publ., 1998. 405 p. (in Russ.)

4. Yusov B.P. About the interaction of arts in development of children in integrated classes. When all the arts are together: poliartistic development of students of different age groups: a guide for teachers. Moscow, ICEV RAO Publ., 1995. 108 p. (in Russ.)

5. Koptseva T.A. Diagnostic tools for evaluating educational achievements of students: Features of analysis of drawings of children and adolescents. Pedagogy of art, 2020, no. 1, pp. 143-150. (in Russ.)

6. Golovanov V.P. Polyspheric development of additional education of children in modern Russia. Bulletin of Tambov University. Series: Humanitarian Sciences, 2006, no. 4 (44), pp. 527-532. (in Russ.)

7. Vardanyan Yu.V. Dissemination of innovative experience as a factor of modernization of pedagogical education. Higher education in Russia, 2013, no. 4, pp. 86-91. (in Russ.)

8. Vardanyan V.A., Matveeva N.V., Rusyaev A.P. Exhibition activity as a means of art education of a future teacher-artist. Opcion, 2018, no. 34 (85), pp. 2062-2076.

9. Pavlyukova O.E., Tsarev V.N. Creating an artistic image in a vocal variety work for students of the children's school of arts. Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, 2017, no. 8 (185), pp. 118-121. (in Russ.)

10. Velichko Yu.V., Militsina O.V., Shishkina S.V. Musical and creative practice of children using audio-visual technologies in the conditions of additional education. The Humanities and Education, 2020, vol. 11, no. 1, pp. 17-21. (in Russ.)

11. Parshina L.G., Asatryan. O.F. Multimedia project as a means of organizing extracurricular work of students-musicians. The Humanities and Education, 2019, vol. 10, no. 2, pp. 102-108. (in Russ.)

12. Podosenov L.A. Interaction of a director and an artist in creating an artistic image of a theatrical performance. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, 2017, no. 1 (75), pp. 122-130. (in Russ.)

13. Krasnova T.V., Permyakov M.B. Technology of developing an artistic image in design and architecture by means of graphic design concepts. Modern problems of science and education, 2018, no. 1, p. 11. (in Russ.)

14. Vardanyan V.A., Rusyaev A. P., Matveeva N. V. Exhibition and project activity as a means of art education of the future teacher-artist. World of Science. Pedagogy and psychology, 2019, no. 6, https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN619. pdf (in Russ.)

15. Melik-Pashaev A., Novlyanskaya Z. N., Adaskina A. A., Chubuk N.F. Artistic talent of children, its identification and development. Dubna, Fenix+ Publ., 2006. 112 p. (in Russ.)

Информация об авторах Варданян Валерий Амбарцумович

(Россия, Саранск) Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой художественного образования Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева E-mail: valera_vardanyan@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1446-5880 SCOPUS ID:7205327936

Information about the authors Valeriy A. Vardanyan

(Russia, Saransk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Art Education, Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev ORCID ID: 0000-0003-1446-5880 E-mail: valera_vardanyan@mail.ru SCOPUS ID: 7205327936

Хомякова Ирина Викторовна

(Россия, Саранск) Кандидат искусствоведения, доцент кафедры

художественного образования Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева ORCID ID: 0000-0002-7138-6882 E-mail: ihomyakova@gmail.com

Зобова Ирина Олеговна

(Россия, Саранск) Студентка 4 курса факультета педагогического

и художественного образования, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева E-mail: jerlind@yandex.ru

Irina V. Khomiakova

(Russia, Saransk) PhD in Arts, Associate Professor of the Department of Art Education Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev ORCID ID: 0000-0002-7138-6882 E-mail: ihomyakova@gmail.com

Irina O. Zobova

(Saransk, Russia) 4th year student of the Faculty of Pedagogical and Art Education Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev E-mail: jerlind@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.