Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-05/ Дата публикации: 1.11.2018 № 5 (35). С. 207-213. УДК 378:745/749(045)
В. А. Варданян
Формирование готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности
В статье рассматривается выставочная деятельность как продуктивный источник художественно-педагогического развития будущего педагога-художника. Охарактеризованы особенности аспектов готовности к выставочной деятельности как специальной художественно-педагогической компетенции студента, обеспечивающей ориентацию на создание творческого продукта (собственного и руководимого им ученика) и действий по ее реализации, вбирающих в себя готовность быть участником выставки, руководителем ученика при подготовке им выставочного экспоната, организатором выставочной деятельности. Раскрыты апробированные пути формирования в системе высшего педагогического образования готовности студентов-бакалавров профиля «Изобразительное искусство» к выставочной деятельности и их успешного приобщения к развитию выставочного направления деятельности в предстоящем художественно-педагогическом труде. Обоснована необходимость совершенствования вузовского этапа мониторинга сформированности готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности, обобщен опыт его реализации.
Ключевые слова: творческий продукт, выставочная деятельность, художественно-педагогическая деятельность, специальная художественно-педагогическая компетенция, готовность к выставочной деятельности, мониторинг готовности к выставочной деятельности
Perspectives of Science & Education. 2018. 5 (35)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-05/ Accepted: 12 August 2018 Published: 1 November 2018 No. 5 (35). pp. 207-213.
V. A. Vardanyan
Training readiness of the future teacher-artist for exhibition activities
The article considers the exhibition activity as a productive source of artistic and pedagogical development of the future teacher-artist. The features of aspects of readiness for exhibition activities are characterized as a special artistic and pedagogical student competence, providing orientation to the creation of a creative product (own and led by him/her student) and actions to implement it, incorporating the readiness to be an exhibitor, a student leader in preparing an exhibit and exhibition organizer. The approved ways of formation in the system of higher pedagogical education of the readiness of bachelor students of the "Fine Arts" profile for exhibition activities and their successful initiation to the development of exhibition activities in the upcoming artistic and pedagogical work are revealed. The need of improving the university stage of monitoring the formation of readiness of the future teacher-artist to the exhibition activities is proved. The experience of its implementation is summarized.
Key words: creative product, exhibition activities, artistic and pedagogical activities, special artistic and pedagogical competence, readiness for exhibition activities, monitoring readiness for exhibition activities
_Введение
езультативность многогранной деятель-УУ ности современного педагога-художника / наряду с образовательными достижениями характеризуется творческими продуктами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, созданными им самим и его учениками, которые становятся экспонатами выставок разного уровня и тематической направленности. Это превращает выставочную деятельность в направление художественно-педагогической деятельности, позволяющее развивать творческий потенциал педагога и учащихся за счет ориентации художественного и образовательного процесса на творческий результат. Этим обусловлен возрастающий интерес к разнообразным проблемам выставочной деятельности.
Анализ показывает, что в широком смысле рассмотрения проблемы Е. Д. Рубинштейн и О. Н. Блиновой представлены зарубежные особенности выставочной деятельности, согласно которым выставочная индустрия становится «одним из элементов, способствующих экономическому развитию государства» [11, с. 48]. Д. В. Черновой и О. М. Сальниковой исследованы особенности маркетинга, проводимого разными субъектами выставочной деятельности, который «имеет различные цели у экспонентов-производителей товаров и у организаторов выставочного бизнеса» [16, с. 214]. В дополнение к изучению экономического и утилитарно-практического аспектов выставочной деятельности Г. А. Карповой и Л. В. Хоревой выделяются проблемы подготовки кадров к ее осуществлению [5]. В контексте данного исследования в работе В. А. Варданяна доказано, что «выставочная деятельность является неотъемлемой частью художественно-педагогического образования» [3, с. 15].
Современный этап модернизации высшего педагогического образования характеризуется поиском дополнительных источников развития будущего педагога-художника, в которых гармонично и продуктивно сочетались бы творческое и профессиональное содержание его художественно-педагогических компетенций. Согласно требованиям современных образовательных стандартов высшего образования, одним из важнейших проявлений компетенций выпускника вуза является его готовность к выполнению конкретных профессиональных задач. Изучая разные аспекты готовности студентов к профессиональной деятельности, многие авторы рассмотрели ее особенности у будущего педагога: Т. А. Куликова и Н. А. Пронина [7], Е. А. Леванова и Т. В. Пушкарева [8], Т. В. Савинова и Т. Г. Ерохина [13] и др. Обозначая ее сущность, Е. В. Шавыркина и Т. И. Шукшина рассматривают «готовность как способность студентов, будущих учителей, эффективно и результативно выполнять профессиональную деятельность» [17, с. 203].
Для данного исследования особый интерес вызывают исследования готовности к профессиональной деятельности будущего педагога предметной области «Искусство» (педагога-хореографа, педагога-музыканта, педагога-художника), представленные в работах А. В. Палилей и А. А. Бондаренко [10], З. В. Румянцевой [12], И. Р. Се-лигеевой [14] и др. Также проанализировано отражение разных ракурсов реализации готовности к художественно-педагогической деятельности в процессе художественно-творческого развития и саморазвития личности, выделенные В. А. Варданяном с коллегами [4], Т. А. Конаковой и Н. В. Вя-ловой [6], Ю. А. Отливной и О. М. Гавриловым [9] и др. Однако специальных исследований готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности не выявлено.
В настоящее время в работах многих отечественных и зарубежных авторов (О. П. Буркано-вой и О. Е. Янкиной [1], О. В. Бурляевой и М. П. Мироновой [2], Е. В. Тихонова [15], E. Elbers [18], D. R. Painter с коллегами [19], G. Schra и J. Nietfeld [20] и др.) создана надежная научная основа мониторинга готовности в контексте оценки компетенций и других индикаторов результативности образовательной деятельности студентов. Тем не менее, в результате анализа обнаружено, что проблема мониторинга готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности затрагивается фрагментарно, т. к. отсутствуют специальные исследования, в которых она целенаправленно ставилась и целостно решалась бы. Это создает дополнительные трудности для оценки сформированности этой важной художественно-педагогической компетенции будущего педагога-художника, усиливая актуальность и значимость исследования этой проблемы.
_Материалы и методы
Исследование выполнено на материале модели компетенций будущего педагога, выделенных в действующих образовательных стандартах для уровня бакалавриата, авторской модели приобщения будущего педагога-художника к выставочной деятельности и современных вузовских моделей мониторинга. Их сравнение позволило обосновать содержание готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности и особенности вузовского этапа мониторинга этой специальной художественно-педагогической компетенции.
Основными методами исследования стали: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, структурный анализ готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности, обоснование вузовской модели ее мониторинга, обобщение особенностей вузовского этапа мониторинга готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности.
Результаты
В процессе профессионального труда педагог-художник осуществляет виды деятельности, организуемые всеми педагогами и реализуемые на основе общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, освоенных в процессе педагогического образования, последующего самообразования и повышения квалификации. Однако наряду с общими для всех педагогов видами деятельности он организует и реализует специальные виды деятельности, которые вызваны необходимостью решения задач, характерных именно для преподаваемой им учебной дисциплины предметной области «Искусство». К их числу относится выставочная деятельность, которая имеет свои особенности.
Организация и реализация выставочной деятельности, связанной с результатами художественного изобразительного и декоративно-прикладного творчества педагогов и учащихся, включает четыре этапа: подготовительный, организационно-процессуальный, образовательно-просветительский (открытие выставки), итоговый. Рассмотрим их основные особенности:
• на подготовительном этапе разрабатывается положение о выставке (выставке-конкурсе), в котором обозначаются цели и задачи, условия проведения выставки (выставки-конкурса), его участники, организаторы;
• на втором (организационно-процессуальном) этапе, который является самым сложным с точки зрения трудоемкости и длительности, проводится обсуждение и отбор экспонатов; оформление работ; организация и развеска экспозиции; подготовка афиши, каталога, дипломов, пригласительных билетов;
• на третьем (образовательно-просветительском) этапе разрабатывается сценарий открытия экспозиции, происходит приглашение зрителей (учеников, родителей, педагогов, представителей общественности, деятелей культуры и искусства, работников средств массовой информации и др.);
• на итоговом этапе организуется торжественное открытие выставки, награждение победителей, вручение дипломов, подведение итогов работы.
Учитывая профильность и многогранность выставочной деятельности, будущему педагогу-художнику наряду с общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями необходимо обладать компетенцией в организации и реализации этого специального вида предстоящей художественно-педагогической деятельности. Однако это не предусмотрено действующим стандартом высшего педагогического образования и может быть достигнуто за
счет целенаправленного формирования специальных художественно-педагогических компетенций, к которым относится готовность к выставочной деятельности.
Готовность будущего педагога-художника к выставочной деятельности понимается нами как специальная художественно-педагогическая компетенция студента, освоение которой обеспечивает ориентацию на создание творческого продукта (собственного и руководимого им ученика) и действий по ее реализации, вбирающих в себя готовность проявить себя в разных аспектах: участника выставки, руководителя ученика при подготовке им выставочного экспоната и организатора выставочной деятельности.
Рассмотрим возможность формирования этой компетенции в системе высшего педагогического образования на примере профиля бакалавриата «Изобразительное искусство». На первом и втором курсах студент в ходе взаимодействия с сокурсниками и преподавателями осваивает художественные навыки, необходимые для создания собственных творческих работ, которые могли бы получить рекомендацию художественного совета и быть включенными в экспозицию. На промежуточных просмотрах по рисунку, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному творчеству и другим дисциплинам будущий педагог-художник вместе с сокурсниками и преподавателем полноправно участвует в обсуждении творческих характеристик выполненных учебных работ, учится анализировать творческие продукты по уровню решения следующих задач: композиционных (целостность образа, согласованность составных элементов композиции), объемно-пространственных (передачу перспективы и плановости, выдержку пропорций и объемов форм, применение цвето-тоновых способов отражения пространства и форм), выразительно-творческих (выделяются с учетом особенностей жанра, в котором выполнена работа). В этот период формируется художественный аспект компетенций будущего педагога-художника, ориентированного на участие в выставках и включенного в активную подготовку к ним.
На третьем и четвертом курсах в ходе производственной (педагогической) практики происходит окончательное формирование художественно-профессиональных компетенций, которые проявляются в умении решать художественно-педагогические задачи. Студент, организуя в школе выставку детских работ, выполненных на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности, впервые самостоятельно выступает в профессиональном качестве руководителя творческих работ учащихся и организатора выставки детского художественного творчества. От того, насколько продуктивными будут подготовительный, организационно-процессуальный, образовательно-просветительский и итоговый этапы выставочной деятельности, насколько продуктивно
и зрелищно пройдет открытие выставки, зависит полнота и устойчивость его готовности к осуществлению такого вида деятельности. На данном этапе происходит синтез деятельностного и художественного аспектов педагогический деятельности по организации выставочной деятельности, так как организация студентом учебно-творческой и выставочной деятельности обучающихся приводит к тому, что он фактически применяет художественно-педагогическую компетенцию в виде готовности к выставочной деятельности, в результате чего достигается единство процессов ее актуализации и дальнейшего формирования.
Дополнительным комплексным каналом формирования готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности является его приобщение к работе в Выставочном комплексе института. Основу экспозиций составляют творческие работы студентов очной и заочной форм обучения, выполненные непосредственно на занятиях под руководством преподавателей или самостоятельно в различных художественных техниках (масляная живопись, гуашь, пастель, карандаш, батик, соломка, соленое тесто, вышивка, кружево, бисер, керамика, народная игрушка и др.). Разнообразная тематика и направленность выставок дает широкое представление о художественной жизни факультета и института. В настоящее время отрыт новый раздел выставки, где представлены работы дошкольников, учащихся общеобразовательных школ и педагогов. Это дает возможность анализировать состояние художественного образования в Республике Мордовия, а также на наглядном материале обсуждать со студентами различные проблемы детского творчества. Приобщение студентов к выставочной деятельности и периодической смене экспозиций в качестве участника, руководителя творческих работ учащихся и организатора позволяет эффективно использовать ее профессионально-развивающие возможности.
В настоящее время приобретен продуктивный опыт содействия процессу создания творческих работ студентов. Они составляют основу разных экспозиций, систематически открываемых в Выставочном комплексе института, рекомендуются к участию в разноуровневых выставках художественного творчества, фестивалях и конкурсах, где отмечены дипломами победителя. Успешная апробация достигнута на Республиканском конкурсе «Лучшие товары Мордовии» (Саранск, 2012-2018), Приволжском студенческом фестивале народного творчества «Национальное достояние» (Казань, 2013-2018), Республиканском фестивале народного творчества «Шумбрат (здравствуй), Мордовия!» (Саранск, 2014-2018), Международном студенческом форуме «Диалог культур» (Пенза, 2015-2018) и др.
Таким образом, приобщение студентов к выставочной деятельности позволяют успешно формировать их художественно-педагогические
компетенции и точно выстраивать траекторию дальнейшего художественно-творческого и профессионально-педагогического развития. Для своевременной поэтапной оценки готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности и выявления сформированности исследуемой компетенции организован мониторинг, который включает систему систематически применяемых в вузе оценочно-контролирующих мониторинговых процедур. Целью их проведения является выявление сформированности двух компонентов указанной компетенции:
• профессионально-личностной ориентации студента на создание творческого продукта (собственного и руководимого им ученика);
• действий, необходимых для организации и реализации основных аспектов выставочной деятельности (участника выставки, руководителя ученика при подготовке им выставочного экспоната, организатора выставочной деятельности).
Для оценки сформированности профессионально-личностной ориентации студента на создание творческого продукта организуется систематическое наблюдение за его учебно-творческой и внеучебной деятельностью на основе следующих дихотомических параметров:
• направленность деятельности (репродуктивная - творческая);
• инициация творческого процесса (на основе задания, сформулированного преподавателем - на основе собственного интереса);
• постановка и решение творческих задач в процессе выполнения предложенных заданий (выдвижение преподавателем творческих задач и их решение студентом - стремление студента самостоятельно ставить и решать творческие задачи).
Возможность создания творческого продукта оценивается в ходе выполнения контрольных заданий. Например, на контрольном задании по живописи студент выполняет этюд натюрморта из предметов быта, разнообразных по материалу, форме, фактуре на фоне нескольких драпировок. Освещение дневное. Материал - акварель, гуашь, бумага формата А2). Время выполнения - 4 астрономических часа. Оценка работы проводится на основе следующих критериев:
• качественное композиционно-выразительное решение этюда в соответствии с выбранной точкой зрения, цветовыми характеристиками натуры;
• правильное определение размеров рисунка в соответствии с заданным форматом;
• передача характера, материальности предметов натюрморта;
• передача цветовых свойств натуры, отражение возникающей рефлексной взаимосвязи;
• качество решения живописно-пространственных задач, учитывающее передачу
перспективы (световой и воздушной) изображаемого; • уровень владения техникой акварельной
или гуашевой живописи. Привлечение студентов к оценке выполненных работ (собственной и сокурсников) дополнительно формирует готовность к выставочной деятельности в аспекте определения возможности отбора этих работ в качестве экспонатов для участия в реальной или потенциальной выставке.
Достаточно успешен опыт мониторинга сфор-мированности действий, необходимых для организации и реализации основных аспектов выставочной деятельности, когда оценка осуществляется косвенно в процессе непосредственного вовлечения будущего педагога-художника в работу по организации экспозиции, в ходе которой он координирует свою деятельность с другими организаторами. Особое внимание уделяется оценке его умениям мобилизовать соисполнителей выставочной деятельности и вовлекать их в процесс создания концепции экспозиции; грамотному расположению экспонатов и творческому подходу к их развеске.
Таким образом, мониторинг готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности осуществляется в процессе непосредственной оценки сформированности исследуемой компетенции или опосредованно путем ее косвенной оценки совместно с другими компетенциями, обеспечивая в ходе комплексных мероприятий единство и своеобразие контролирующего и формирующего аспектов выявления результативности продвижения студента в освоении этого профессионально и личностно значимого специального направления его предстоящей художественно-педагогической деятельности.
Заключение
На основе выполненного анализа источников литературы и собственного опыта преподавательской деятельности сформулирован ряд выводов и теоретических обобщений.
Согласно выработанному пониманию, готовность будущего педагога-художника к выставочной деятельности - это специальная художественно-педагогическая компетенция студента, которая обеспечивает ориентацию на создание творческого продукта (собственного и руководимого им ученика) и организацию действий по ее реализации, вбирая в себя готовность быть участником выставки, руководителем ученика при подготовке им выставочного экспоната, организато-
ром выставочной деятельности.
Целенаправленное формирование исследуемой компетенции осуществляется путем систематического приобщения студента к выставочной деятельности, в ходе которой осваиваются выделенные аспекты его готовности. Это позволяет успешно задействовать выставочную деятельность в качестве продуктивного источника художественно-педагогического развития будущего педагога-художника.
Мониторинг готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности вызван необходимостью оценки сформированности исследуемой компетенции педагога-художника для получения целостного представления о возможности выпускника вуза решать профессиональные задачи, связанные с этим специальным направлением предстоящей трудовой деятельности.
В данной работе под мониторингом готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности понимается система оценочно-контролирующих мониторинговых процедур, которые систематически применяются в вузе с целью выявления сформированности профессионально-личностной ориентации студента на создание творческого продукта (собственного и руководимого им ученика) и действий, необходимых для организации и реализации ее аспектов (участника выставки, руководителя ученика при подготовке им выставочного экспоната, организатора выставочной деятельности).
Учет единства и своеобразия формирующей и мониторинговой работы гарантирует своевременность и адресность комплексных мероприятий (контролирующих и корректирующих, оценочных и развивающих) в вузовском процессе формирования готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности как профессионально и личностно значимого специального направления его предстоящей художественно-педагогической деятельности.
_Благодарности
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева) по теме «Выставочная деятельность как средство развития художественного образования».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурканова О. П., Янкина О. Е. Диагностика и оценка качества образовательных достижений студентов в педагогическом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6-1 (72). С. 186 189.
2. Бурляева О. В., Миронова М. П. Внутривузовский независимый мониторинг образовательных результатов студентов как ориентир совершенствования профессиональной подготовки педагога // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4 (28). С. 20-25.
3. Варданян В. А. Выставочная деятельность как средство развития художественно-педагогической компетентности студента // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 3 (11). С. 13-16.
4. Варданян В. А., Копцева Т. А., Копцев В. П. Экологический подход к художественно-творческому развитию ребенка // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9. № 1. С. 25-29.
5. Карпова Г. А., Хорева Л. В. Конгрессно-выставочная деятельность: подготовка кадров и профессиональные стандарты // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. № 3. С. 6-11.
6. Конакова Т. А., Вялова Н. В. Художественно-эстетическое развитие детей в условиях приобщения к народным художественным промыслам родного края // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С 254-260.
7. Куликова Т. А., Пронина Н. А. Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (192). С. 84-90.
8. Леванова Е. А., Пушкарева Т. В. Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентоспособности специалиста // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 3-2. С. 148-150.
9. Отливная Ю. А., Гаврилов О. М. Развитие художественно-творческих способностей в самостоятельной работе студентов младших курсов ХГФ по рисунку // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 111-116.
10. Палилей А. В., Бондаренко А. А. Процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 39. С. 210-216.
11. Рубинштейн Е. Д., Блинова О. Н. Выставочная деятельность за рубежом: анализ и перспективы развития // Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 45-48.
12. Румянцева З. В. Проблема развития творческой готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 5. С. 65-69.
13. Савинова Т. В., Ерохина Т. Г. Исследование личностной готовности будущих педагогов к инновационной деятельности как компонента профессиональной стратегии // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-13. С. 183-189.
14. Селигеева И. Р. Формирование готовности будущего педагога изобразительного искусства к культурно-просветительской деятельности // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (277). С. 72-75.
15. Тихонов Е. В. Отечественный и зарубежный опыт мониторинга учебных достижений обучающихся // Академический вестник Академии социального управления. 2016. № 2 (20). С. 24-46.
16. Чернова Д. В., Сальникова О. М. Особенности маркетинга в выставочной деятельности // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016. № 2-2. С. 213-217.
17. Шавыркина Е. В., Шукшина Т. И. Проблема формирования готовности студентов педвуза к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2011. № 15. С. 198-206.
18. Elbers E. Context, culture, and competence: Answers to criticism. Educational Psychology Review, 1991, no. 3 (2), pp. 137-148. https://doi.org/10.1007/BF0141792
19. Painter D. R., Kritikos A. & Raymond J. E. (2014) Value learning modulates goal-directed actions. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, 67 (6), pp. 1166-1175. DOI: https://doi.org/10.1080/17470218.2013.848913
20. Schra G. & Nietfeld J. A further test of the general monitoring skill hypothesis. Journal of Educational Psychology, 1998, no. 90(2), pp. 236-248. http://dx.doi.org/10.1037/0022-0663.90.2.236.
REFERENCES
1. Burkanova O. P., Yankina O. E. The diagnosis and assessment of the quality of students' educational achievements in a pedagogical higher education establishment. Philological Sciences. Issues of Theory and Practice. 2017. no. 6 1 (72). pp. 186-189. (in Russian)
2. Burlyaeva O. V., Mironova M. P. Intrahigh independent monitoring of students educational results as a mark of professional educator training. The Humanities and Education. 2016. no. 4 (28). pp. 20-25. (in Russian)
3. Vardanyan V. A. Exhibition activity as a means of development of the student's artistic-pedagogical competence. The Humanities and Education. 2012. no. 3 (11). pp. 13-16. (in Russian)
4. Vardanyan V. A., Koptseva T. A., Koptsev V. P. The ecological approach to artistic and creative development of the child. The Humanities and Education. 2018. Vol. 9. no. 1. pp. 25-29. (in Russian)
5. Karpova G. A., Horeva L. V. Congress and exhibition activity: training and professional standards. Theory and practice of service: economy, social sphere, technologies. 2014. no. 3. pp. 6-11. (in Russian)
6. Konakova T. A., Vyalova N. B. Artistic and aesthetic development of children in terms of familiarizing with the folk arts and crafts of their native land. Perspectives of science and education. 2018. no. 3 (33). pp. 254-260. (in Russian)
7. Kulikova T. A., Pronina N. A. Formation of readiness of future teacher to professional activity. The Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2018. no. 3 (192). pp. 84-90. (in Russian)
8. Levanova E. A., Pushkareva T. V. Professional readiness for practical activity of the teacher as a guarantee of competitiveness of the expert. Bulletin of the Voronezh State Technical University. 2014. Vol. 10. no. 3-2. pp. 148150. (in Russian)
9. Otlivnaya Yu. A., Gavrilov O. M. Development of artistic and creative abilities in independent work of students of younger courses of HGF in pattern. Perspectives of Science and Education. 2018. no. 3 (33). pp. 111-116. (in Russian)
10. Paliley A. V., Bondarenko A. A. Formation of professional readiness of the teacher-choreographer for practice. Vestnik of Kemerovo State University of Culture and Arts. 2017. no. 39. pp. 210-216. (in Russian)
11. Rubenshtein E. D., Blinova O. N. Exhibition activity abroad: analysis and perspectives of development. Theory and practice of social development. 2015. no. 5. pp. 45-48. (in Russian)
12. Rumyantseva Z. V. The problem of development of creative readiness of the future teachers-musicians to professional activity. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsiokinetiks. 2017. Vol. 23. no. 5. pp. 5-69. (in Russian)
13. Savinova T. V., Erokhina T. G. Study of the personal readiness of future teachers to innovative activity as a component of professional strategy. Problems of modern pedagogical education. 2017. no. 57-13. pp. 183-189. (in Russian)
14. Seligeeva I. R. Formation of readiness of future teachers of fine arts to the cultural and educational activity. Proceedings of Voronezh State Pedagogical University. 2017. no. 4 (277). pp. 72-75. (in Russian)
15. Tihonov E. V. Domestic and foreign experience of monitoring educational achievements of students. Academic Bulletin of the Academy of Social Management. 2016. no. 2 (20). pp. 24-46. (in Russian)
16. Chernova D. V., Salnikova O. M. Features of marketing in exhibition activity. Science of XXI century: actual directions of development. 2016. no. 2 2. pp. 213-217. (in Russian)
17. Shavyrkina E. V., Shukshina T. I. The Problem of formation of readiness of students of pedagogical higher school to activity on the prevention of game (computer) dependence of younger schoolboys. Bulletin of the Nizhny Novgorod State Linguistic University. 2011. no. 15. pp. 198-206. (in Russian)
18. Elbers E. Context, culture, and competence: Answers to criticism. Educational Psychology Review, 1991, no. 3 (2), pp. 137-148. https://doi.org/10.1007/BF0141792
19. Painter D. R., Kritikos A. & Raymond J. E. (2014) Value learning modulates goal-directed actions. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, 67 (6), pp. 1166-1175. DOI: https://doi.org/10.1080/17470218.2013.848913
20. Schra G. & Nietfeld J. A further test of the general monitoring skill hypothesis. Journal of Educational Psychology, 1998, no. 90(2), pp. 236-248. http://dx.doi.org/10.1037/0022-0663.90.2.236
Информация об авторе Варданян Валерий Амбарцумович
(Россия, Саранск) Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой художественного образования Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1446-5880 E-mail: [email protected]
Ссылка для цитированияГОСТ_
Варданян В. А. Формирование готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С, 207-213. doi: 10.32744^е.2018.5.23
Information about the author
Valery A. Vardanyan
(Russia, Saransk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Art Education, Mordovian State Pedagogical Institute ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1446-5880 E-mail: [email protected]
For ReferenceAPA
Vardanyan, V. A. (2018). Training readiness of the future teacher-artist for exhibition activities. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 35 (5), 207-213. doi: 10.32744/pse.2018.5.23. (In Russ., abstr. in Engl.)