Научная статья на тему 'Передвижная выставка детских рисунков в социально-культурной деятельности педагога-художника'

Передвижная выставка детских рисунков в социально-культурной деятельности педагога-художника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1529
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА / ДЕТСКИЙ РИСУНОК / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAVELING EXHIBITION / CHILDREN'S DRAWING / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / PEDAGOGICAL COMPETENCE / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копцева Т.А.

В статье передвижная выставка детского рисунка рассматривается как художественно-педагогический культурно-просветительный проект. Современное выставочное движение анализируется с позиций организации систематической работы с учителями по повышению их квалификации и как способ проверки эффективности педагогической деятельности. Вычленяются принципы организации образовательного проекта «Передвижная выставка»: систематичность, художественность, диалогичность, преемственность. Отмечается, что органичное взаимодействие традиционных и инновационных форм организации передвижной выставки детского рисунка является условием эффективной работы с педагогами по разным вопросам художественного образования: возрастные особенности детского рисунка, художественные технологии, творческий метод преподавания искусства детям, компьютерный рисунок, цвет и форма в рисунке, критерии оценки результатов детского изобразительного творчества и другие. Перспективное развитие выставочного движения автор статьи связывает с организацией совместных выставочных проектов произведений юных художников и их учителей, указывая на их воспитательный потенциал. В заключение выявляются образовательные ресурсы «передвижничества», роль конкурсно-выставочного движения в самообразовании и самореализации личности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TRAVELING EXHIBITION OF CHILDREN''S DRAWINGS IN SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES OF THE TEACHER-ARTIST

In the article a traveling exhibition of children’s drawings is considered as an artistic-pedagogical and cultural-educational project. Modern exhibition movement is analyzed on the standpoint of the systematic work’s organization with teachers for improvement their skills and as a way to control the effectiveness of pedagogical activity. There are described the principles of the educational project Mobile exhibition’s organization: the systematic work, artistry, dialogue, continuity. Harmonious interaction between traditional and innovative forms of the traveling exhibition of children’s drawings’ organization is a condition of effective work with teachers on various issues of art education: age characteristics of children’s drawings, art technology, creative method of teaching art to children, computer illustration, color and form in drawing, the evaluation criteria of the children’s visual creativity’s the results, etc. Future development of the exhibition movement the author connects with the organization of joint exhibition projects of young artists and their teachers’ works, pointing to their educational potential. As a result, in the article there are identified educational resources of “travelling echibitions”, the role of contest and exhibition movement in the self-education and self-realization of teacher’s personality.

Текст научной работы на тему «Передвижная выставка детских рисунков в социально-культурной деятельности педагога-художника»

References

1. Belozerova N. Legko li byt' pervym [Is it easy to be a leader]. Biblioteka [Library]. 2009, No. 9, pp. 33-37.

2. Boitsova L. Pod odnoi kryshei: samovary, lapti i karaoke [Under common roof: samovars, bast shoes and karaoke]. Bibliotechnoe delo [Library business]. 2009, No. 3, pp. 16.

3. Klaven L. A. Khronika odnogo prevrashcheniya: kak organizovat' edinoe kul'turno-dosugovoe prostranstvo [Chronicle of a transformation: how to organize unified cultural and leisure space]. Bibliotechnoe delo [Library business]. 2009, No. 3, pp. 8-10.

4. Kyapyanova T. Sobrat'sya vmeste - tol'ko nachalo: sel'skaya biblioteka v strukture kul'turno-sportivnogo kompleksa [Coming together is only the beginning: the rural library in the cultural and sports complex]. Bibliotechnoe delo [Library business]. 2009, No. 3, pp. 19.

5. Mozelova Ya. I. Sreda korporativnogo vzaimodeistviya: biblioteka kak ravnopravnyi partner v kul'turno-dosugovom tsentre [Interactions in corporate sphere: a library as an equal partner in the cultural and leisure center]. Bibliotechnoe delo [Library business]. 2009, No. 3, pp. 20-22.

6. Frolova A. S. Rural population's leisure optimization on basis of municipal cultural organizations activity integration. The world of science, culture and education. 2013, No. 6 (43), pp. 291-294. (In Russian)

ЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РИСУНКОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-ХУДОЖНИКА

УДК 37.036.5:069.152-053.4 Т. А. Копцева

Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования

В статье передвижная выставка детского рисунка рассматривается как художественно-педагогический культурно-просветительный проект. Современное выставочное движение анализируется с позиций организации систематической работы с учителями по повышению их квалификации и как способ проверки эффективности педагогической деятельности. Вычленяются принципы организации образовательного проекта «Передвижная выставка»: систематичность, художественность, диало-гичность, преемственность. Отмечается, что органичное взаимодействие традиционных и инновационных форм организации передвижной выставки детского рисунка является условием эффективной работы с педагогами по разным вопросам художественного образования: возрастные особенности детского рисунка, художественные технологии, творческий метод преподавания искусства детям, компьютерный рисунок, цвет и форма в рисунке, критерии оценки результатов детского изобразительного творчества и другие. Перспективное развитие выставочного движения автор статьи связывает с организацией совместных выставочных проектов произведений юных художников и их учителей, указывая на их воспитательный потенциал. В заключение выявляются образовательные ресурсы «передвижничества», роль конкурсно-выставочного движения в самообразовании и самореализации личности педагога.

Ключевые слова: передвижная выставка, детский рисунок, социокультурная деятельность, педагогическая компетентность, повышение квалификации.

КОПЦЕВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА — кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, Почётный работник общего образования Российской Федерации, член правления Международного творческого общественного объединения «Союз педагогов-художников» KOPTSEVA TATYANA ANATOLYEVNA - Ph.D., Associate Professor, senior researcher of the Federal State Budget Institution "Institute of Art Education and Cultural Sciences of the Russian Academy of Education

e-mail: kopceva@yandex.ru 169

© Копцева Т. А., 2016

T. A. Koptseva

The Institute of Art Education and Culturology of Russian Academy of Education, Pogodinskaya str. 8, bldg 1, 119121, Moscow, Russian Federation

A TRAVELING EXHIBITION OF CHILDREN'S DRAWINGS IN SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES OF THE TEACHER-ARTIST

In the article a traveling exhibition of children's drawings is considered as an artistic-pedagogical and cultural-educational project. Modern exhibition movement is analyzed on the standpoint of the systematic work's organization with teachers for improvement their skills and as a way to control the effectiveness of pedagogical activity. There are described the principles of the educational project Mobile exhibition's organization: the systematic work, artistry, dialogue, continuity. Harmonious interaction between traditional and innovative forms of the traveling exhibition of children's drawings' organization is a condition of effective work with teachers on various issues of art education: age characteristics of children's drawings, art technology, creative method of teaching art to children, computer illustration, color and form in drawing, the evaluation criteria of the children's visual creativity's the results, etc. Future development of the exhibition movement the author connects with the organization of joint exhibition projects of young artists and their teachers' works, pointing to their educational potential. As a result, in the article there are identified educational resources of "travelling echibitions", the role of contest and exhibition movement in the self-education and self-realization of teacher's personality.

Keywords: traveling exhibition, children's drawing, social and cultural activities, pedagogical competence, training.

Передвижная выставка детского рисунка -это традиционная, мобильная форма демонстрации результатов изобразительного творчества юных художников 3-18 лет. Выставка организуется после проведения конкурса детского рисунка [1; 2; 5] и преследует культурно-просветительные цели. Экспозиция выставки способствует контакту ребёнка - автора, зрителя, ценителя искусства, а также педагогов и родителей с произведениями юных художников. Не ребёнок идёт на выставку, а выставка сама приезжает в образовательное учреждение, что является особенно актуальным для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для тех детей, которые получают инклюзивное образование.

Таким образом, участие современного учителя изобразительного искусства в конкурсно-выставочном движении, организация и проведение выставок детского изобразительного творчества - всё это формы его активной общественной художественно-педагогической, социально полезной и культурно значимой деятельности, которую он, как волонтёр, ведёт во внеурочное время и вне образовательного учреждения.

Такая социокультурная деятельность имеет неформальный характер, является формой самореализации учителя, влияет на развитие его педагогических компетенций и повышение квалификации. О роли выставки детского рисунка в системе повышения квалификации учителя-воспитателя писали многие исследователи (А. В. Бакушинский, Ф. И. Шмит, Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина, Б. П. Юсов, Н. Н. Фомина, О. Н. Некрасова-Каратеева и другие).

Первые передвижные выставки детского изобразительного творчества, отражающие содержание и результативность государственной образовательной программы общего образования, состоялись в первой трети ХХ века [8; 10]. Так, в 1920-х годах, в рамках реализации государственной школьной политики, в СССР активно внедрялась модель «школы труда» и «свободной школы». Идеи «свободной школы» разрабатывались научно-педагогической секцией Государственного учёного совета (ГУСа) Народного комиссариата просвещения РСФСР (НКП РСФСР). Учебный материал по комплексным программам ГУСа с 1923 года концентрировался вокруг трёх проблем:

труд, общество, природа. Основное внимание уделялось трудовой деятельности человека, которая должна была изучаться в связи с природой как «объектом» этой деятельности и общественной жизнью как «следствием» деятельности.

С целью реализации новых идей на практике было организовано около 100 опытно-показательных учреждений (ОПУ). Особое место среди них занимали опытные станции, которые представляли собой учебные комплексы, включающие детский сад, школу, курсы для учителей (например, Первая опытная станция С. Т. Шацкого), школы-коммуны, школы интернатного типа, которые организовывались в сельской местности и имели в своей структуре детский сад, школы первой и второй ступени, профессиональные школы.

Научно-педагогическая секция ГУСа осуществляла координационную деятельность между различными научно-методическими, художественными институтами и образовательными учреждениями, способствовала организации и проведению выставок детского изобразительного творчества, отражающих содержание работы ОПУ и массовой школы.

Общественно-педагогический журнал «Вестник просвещения» Московского отделения образования (1922-1929) ежемесячно освещал педагогическую практику опытно-показательных учреждений и массовых школ, проблемы образования и повышения квалификации учителей и воспитателей. Педагог, автор учебных пособий, переводчица Мария Максимовна Штейнгауз, будучи сотрудницей «Вестника просвещения», участвовала в подготовке и организации в 1927 году передвижной выставки детского рисунка, которую, по инициативе Государственной академии художественных наук, должны были показать, после Москвы, в Гамбурге (Германия) и Копенгагене (Дания). Определяя цели этой выставки детского изобразительного творчества, М. М. Штейнгауз писала: «Отправляя выставку на

Запад, мы ставили себе задачей выявить особенности советской трудовой школы» [10, с. 26].

Формируя передвижную выставку детского изобразительного творчества (3-18 лет), её устроители (А. В. Бакушинский, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, М. М. Штейнгауз и другие) стремились показать «эволюцию» творческих возможностей детей и подростков, особенность художественной работы с разными возрастами, продемонстрировать выразительные детские рисунки и объёмные поделки «во всех разделах выставки»: 1 раздел - дошкольный возраст, 2 - первая ступень обучения (начальная школа), 3 - вторая ступень обучения.

Немецкие посетители, учителя, воспитатели, деятели культуры и искусства, сразу отметили «педагогическую направленность экспозиции». Содержание рисунков детей фиксировало стадии развития детского рисунка и отражало влияние окружающей природной и образовательной среды, педагогические влияния, воздействие села и города [10].

Продолжая традиции, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИХОиК РАО») организует передвижную выставку детского рисунка как художественно-педагогический социально значимый образовательный проект, который объединяет вокруг себя педагогов-исследователей, людей, ратующих за улучшение художественного образования в России. В проекте принимает участие более 200 учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, воспитателей детских садов и преподавателей художественных школ и изостудий. Основу группы составляют педагоги, которые на протяжении многих лет (1994-2016), работая в инновационном режиме, осуществляют педагогическую деятельность в тесном контакте с сотрудниками проблемной группы «Музей детского рисунка» ФГБНУ «ИХОиК РАО».

В рамках работы передвижной выставки

для воспитателей детских садов, учителей изобразительного искусства и педагогов художественных школ организуются семинары, курсы повышения квалификации, научно-практические конференции. Эффективность этих мероприятий высока, поскольку источником педагогического и научного анализа является подлинный документ - творческий детский рисунок или поделка.

Передвижная выставка стала средством пропаганды передовых методов преподавания. Детский рисунок, созданный под руководством педагога, является свидетельством результативности образовательного процесса. Базируясь в образовательных учреждениях, которые являются инновационными площадками, выставка «высвечивает» новаторов, педагогов, которые добились высоких результатов «не на бумаге и отчётных материалах», а на деле. Эти педагоги-исследователи способны к проведению мастер-классов, готовы в процессе «живой» практики показать те или иные эффективные технологии и методы работы с детьми по приобщению детей к художественной культуре и изобразительному искусству.

При разработке образовательного проекта «Передвижная выставка» была подготовлена Концепция проведения конкурса и выставки детского изобразительного творчества, выработаны требования и регламент их проведения. В основу проекта были положены принципы художественности, преемственности, диалогичности («диалога культур ») и систематичности.

Проведение передвижной выставки выстроено с учётом принципа преемственности, органичного взаимодействия традиционных и инновационных форм организации выставочных проектов.

В коллекции ФГБНУ «ИХОиК РАО» (проблемная группа «Музей детского рисунка», руководитель Н. Н. Фомина) хранятся детские рисунки, поступившие в 1935 году на Первый Всероссийский конкурс детского рисунка. Организатором конкурса тогда

выступил Центральный дом художественного воспитания детей РСФСР имени А. С. Бубнова (ЦДХВД, ныне ФГБНУ «ИХОиК РАО»), конкурс поддержали редакции газет «Пионерская правда» и «Колхозные ребята» [1; 2; 4; 5; 8].

На страницах «Пионерской правды» (1935) были опубликованы условия первого конкурса на лучший детский рисунок, которые являются актуальными и ныне [4]. В связи с проведением современных передвижных выставок детского изобразительного творчества, условия конкурса были адаптированы к техническим возможностям образовательного процесса:

1. Рисунки детей должны быть совершенно новые, нигде не виданные и уж, конечно, не срисованные, самостоятельные, созданные без помощи (без вмешательства) взрослых; отражать индивидуальное видение ребёнком мира, его возрастные изобразительные возможности.

2. Для создания творческих работ используются любые художественные материалы и техники, работа выполняется на листах бумаги, картона или на ткани, или на компьютере, рисунки могут иметь любой размер и любую форму (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и т.п.).

3. Рисунок должен содержать все сведения об авторе: на обратной стороне рисунка простым карандашом пишется фамилия, имя, возраст автора, тема рисунка, год его создания, художественный материал, размер рисунка, страна, селение и организация, в которой выполнена работа, Ф.И.О. педагога (полностью), а также электронный адрес для контактов; если рисунок выполнен дома, пишется «самостоятельный рисунок». Эти же сведения пишутся на этикетке, которая прилагается к рисунку.

4. В конкурсе может принять участие любой юный художник в возрасте 3-18 лет и выслать свою творческую работу самостоятельно или делегировать её на конкурс через педагога, под руководством которого она была выполнена.

Преемственность условий конкурса 1935 года и их учёт при проведении современных конкурсов обеспечивает преграду несамостоятельным рисункам, копиям, рисункам репродуктивно-подражательного плана.

Передвижная выставка детского рисунка является способом проверки эффективности разных образовательных систем художественного образования, в том числе и художественно-образовательной программы по изобразительному искусству, разработанной под руководством автора статьи для дошкольных и школьных образовательных организаций.

С наибольшей активностью в конкурсах и выставках детского изобразительного творчества принимают участие учителя общеобразовательных школ и воспитатели детских садов, работающие по авторской программе «Изобразительное искусство» [3; 6; 7; 9].

Передвижная выставка в той или иной степени отражает результаты систематической педагогической работы в области изобразительного искусства по четырём образовательным блокам программы: «Я и мир природы», «Я и мир животных», «Я и мир человека», «Я и мир искусства», раскрывая возрастные возможности и индивидуальные особенности юных художников 3-18 лет. На выставку попадают рисунки не специально рисованные детьми для конкурса, а учебно-творческие работы, которые были созданы на уроке в образовательной школе или на занятиях в детском саду или в изостудии.

Принцип художественности предполагает учёт системы требований к результату творческой деятельности детей. Художественно-образная природа детского изобразительного творчества роднит его с творчеством взрослого художника. Поэтому «без-образ-ные» работы, «китч», несамостоятельные рисунки подражательного плана, рисунки-копии не могут стать участниками выставки. Образовательный проект «Передвижная выставка» одной из своих задач ставит просвещение педагогов, развитие их художественного вкуса. Проводя определённую

работу на выставке по раскрытию специфики критериев анализа и оценки результатов детского изобразительного творчества со стороны формы и содержания, авторы проекта «Передвижная выставка» способствуют развитию художественной культуры педагогов.

Анализ детских рисунков осуществляется по следующим критериям:

1. Художественное содержание рисунка: степень (высокая, средняя, низкая) самостоятельности и глубины замысла (идеи); сочинение, а не срисовывание: уровень развития композиционного мышления, отражающий познавательный и эмоциональный опыт ребенка-автора-зрителя; уровень воображения, творческий характер композиции, отражающий уникальность видения мира, продиктованную индивидуальными особенностями развития юного художника.

2. Художественная форма рисунка: степень (высокая, средняя, низкая) владения художественным материалом, «умелость руки»: композиция должна отражать рисовальный опыт юного художника, способы и приёмы получения изображения, продиктованные возрастными особенностями развития.

3. Выразительность (единство художественной формы и содержания): художественность, образность, целостность; степень (высокая, средняя, низкая) раскрытия замысла, изобретательность, умение выразить эстетическое отношение, свои мысли и чувства, используя изобразительные средства выражения: линию, цвет, пятно, штрих, ритм, объём и т.п., и через оригинальное название своего произведения.

Выразительные рисунки юных художников - участников передвижной выставки пополняют коллекцию ФГБНУ «ИХОиК РАО» (проблемной группы «Музей детского рисунка»), где хранятся детские рисунки более чем за 100 лет, а также воспроизводятся на официальном сайте МТОО «Союз педагогов-художников»1. Публичное разме-

1 www.art-teachers.ru

щение детских рисунков в виртуальной галерее «Я вижу мир» основывается на возрастном принципе систематизации материала, что позволяет каждому педагогу увидеть и вычленить возрастные особенности детского рисунка, оценить умения юных художников 3-18 лет в использовании выразительных средств для достижения замысла. Анализ рисунков виртуальной галереи помогает учителю-воспитателю осуществить самодиагностику, сопоставив рисунки детей, выполненных под его руководством, с результатами детского изобразительного творчества, предоставленными на конкурс другими педагогами.

У виртуальной презентации детских работ есть свои недостатки. Рисунки на экране предстают не в натуральную величину, а в уменьшенном или увеличенном виде (в зависимости от демонстрации на экране компьютера, смартфона или на экране зала). Цветовой образ рисунка выглядит более контрастно, нежели в оригинале. Изобразительный образ предстаёт обобщённо, нечётко видна фактура его поверхности. Эти и другие особенности экранного изображения рисунка не позволяют сделать его объективный анализ. Однако благодаря компьютеру можно показать фрагменты рисунка, рассмотреть мелкие детали через лупу, сравнить на экране один или несколько рисунков и т.п., что способствует организации методической работы с педагогами.

Наряду с виртуальной презентацией результатов детского изобразительного творчества, обязательно организуется передвижная экспозиция с демонстрацией «реальных» рисунков. Передвижной характер экспозиции позволяет учитывать возрастной состав зрителя и компоновать детские рисунки с учётом возраста детей и тематики их работ.

Сравнение рисунка с его виртуальным аналогом выступает оригинальным современным методом презентации, позволяющим фиксировать внимание зрителя на средствах художественного выражения, а также на размере и формате рисунка (круг, ква-

драт, прямоугольник, треугольник и т.п.) как на важных средствах композиционного замысла.

Принцип диалогичности («диалога культур») реализуется не только в процессе сравнения результатов творческой деятельности разных педагогических технологий (творческих методов), но и в процессе диалога (сравнения) рисунков, созданных в 1935, 1945 и т.д. году, и современных рисунков. Диалог осуществляется посредством видеопрезентации. В результате содержательного «видеодиалога», сопоставления детских рисунков на одну и ту же тему идёт сравнение художественно-творческого развития детей разных исторических эпох. Диалог детей разных поколений через их рисунки выявляет «особенное» и «всеобщее» в содержании работ, разделённых десятилетиями [6].

В соответствии с задачами и регламентом выставки проводится мониторинг организаций, которые изъявили желание принять передвижную выставку. В результате выбираются те учреждения образования, культуры и науки, которые предлагают наиболее оригинальную культурно-просветительную программу реализации названных задач в рамках выставочного проекта «Передвижная выставка». Так, в маршрут 25-й передвижной выставки «Я вижу мир» (2015 -2016), посвящённой 80-летию Первого Всероссийского конкурса на лучший детский рисунок 1935 года, вошли следующие организации: Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования; Российская государственная детская библиотека, ГБОУ города Москвы «Школа № 1150 имени Героя Советского Союза К. К. Рокоссовского»; ГБОУ «Школа здоровья» № 668 имени Героя Советского Союза В. П. Кислякова (г. Москва); дошкольное подразделение ГБОУ г. Москвы «Школа № 656 имени А. С. Макаренко»; дошкольное отделение № 1 ГБОУ «Гимназия № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника», (г. Москва); МБОУ средняя общеобразовательная школа № 22 (г. Березники

^ Социально-культурная деятельность ВНТг 1

Пермского края); ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск).

Принцип систематичности реализуется в ежегодном проведении конкурсов в рамках образовательного проекта «Передвижная выставка». Систематическое (ежегодное) участие педагога в конкурсно-выставочном движении на протяжении нескольких лет позволяет фиксировать динамику его творческого роста, что выражается в высокой экспертной оценке детских рисунков, созданных под его руководством. Победа юных художников в конкурсе детского изобразительного творчества и участие в передвижной выставке является ярким показателем эффективности педагогической работы учителя-воспитателя, педагога-художника.

Новшеством последних выставочных проектов стало совместное участие рисунков детей 3-18 лет и творческих произведений учителей. В результате был отмечен большой воспитательно-педагогический потенциал таких совместных акций. Демонстрация произведений отдельных педагогов стимулировала творческую активность других учителей и воспитателей детских садов, стала действенным мотивационным средством для их участия в творческих пленэрных практиках по программе «Образовательный ту-

Примечания

1. История художественного образования в России ХХ века: в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Т. 1. Москва : Педагогика, 2002. 474 с.: ил.

2. История художественного образования в России: проблема культуры ХХ века. Т. 2. Москва : Издательский дом Российской академии образования, 2003. 414 с.: ил.

3. Копцева Т. А. Изобразительное искусство : программа 1-4 класса. Поурочно-тематическое планирование : 1-4 класс. Смоленск : Ассоциация ХХ1 век, 2013.

4. Копцева Т. А. Конкурс на лучший детский рисунок 1935 г. // История художественного образования в России ХХ века: в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Т. 1. Москва : Педагогика, 2002. С. 284-287.

5. Копцева Т. А. Передвижная выставка детского изобразительного творчества - социально значимый художественно-педагогический проект. Москва : Альтекс, 2013. 300 с.

6. Копцева Т. А. Сравнительная характеристика художественно-творческого развития детей 1945 и 2015 годов: по материалам коллекции ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» // Педагогика искусства : электронный научный журнал. 2015. № 4. С. 168-185. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/sravnitelnaya-harakteristika-hudozhestvenno-tvorcheskogo-razvitiya-detey-1945-i

7. Копцева Т. А. Художественно-эстетическое развитие: Продуктивная деятельность // Примерная основная

ризм», которую ведёт МТОО «Союз педагогов-художников». Совместные выставки детских и взрослых произведений формируют в сознании детей представления о своём учителе как о «настоящем» художнике, что сегодня является перспективной формой социокультурной деятельности педагога-художника. Активная художественная деятельность учителя является стимулом к саморазвитию, актуализирует векторы его творческого роста как художника, помогает самореализоваться в различных видах искусства: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве и т.п.

В рамках реализации образовательного проекта «Передвижная выставка» педагоги принимают активное участие в культурно-просветительных и образовательных мероприятиях: «круглых столах», экскурсиях, семинарах, пленэрах, конференциях, деловых играх, мастер-классах и т.д., продуктивный характер деятельности способствует повышению их профессиональных компетенций. Анализ детских рисунков как документов педагогических технологий раскрывает учителю горизонты самообразования, мотивирует его готовность к участию в новых конкурсно-выставочных проектах с целью проверки эффективности своих методов преподавания.

общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. О. С. Соболевой. Москва : Дрофа, 2013. С. 365-441.

8. Фомина Н. Н. Детский рисунок как феномен художественной культуры : программа. Москва : Всероссийский центр художественного творчества («Я вхожу в мир искусств»), 2014. 160 с., ил.

9. Художественно-эстетическое развитие ребёнка в дошкольном детстве : методические рекомендации / О. П. Радынова, Т. А. Копцева. Москва : Дрофа, 2014. 384 с.: ил. (От задачи к результату).

10. Штейнгауз М. М. Советская трудовая школа и оценка творчества наших детей на Западе // Искусство в школе. 1927. № 4. С. 26-30.

References

1. Istoriya khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossii 20 veka: v litsakh, faktakh, sobytiyakh, proizvedeniyakh khudozhestvennogo tvorchestva detei i podrostkov. T. 1. [History of art education in Russia XX century: faces, facts, events, works of artistic creativity of children and adolescents. Vol. 1 ]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 2002. 474 p.

2. Istoriya khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossii: problema kul'tury 20 veka. T. 2 [History of art education in Russia: the problem of culture of the twentieth century. Vol. 2]. Moscow, Publishing house of Russian Academy of Education, 2003. 414 p.

3. Koptseva T. A. Izobrazitel'noe iskusstvo : programma 1-4 klassa. Pourochno-tematicheskoe planirovanie : 1-4 klass [Visual arts: program grades 1-4. Each lesson thematic planning: grades 1-4]. Smolensk, Publishing house "Association 21 vek", 2013.

4. Koptseva T. A. Konkurs na luchshii detskii risunok 1935 g. [The competition for the best children's picture 1935]. Istoriya khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossii 20 veka: v litsakh, faktakh, sobytiyakh, proizvedeniyakh khudozhestvennogo tvorchestva detei i podrostkov. T. 1. [History of art education in Russia XX century: faces, facts, events, works of artistic creativity of children and adolescents. Vol. 1 ]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 2002. Pp. 284-287.

5. Koptseva T. A. Peredvizhnaya vystavka detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva - sotsialno znachimyi khudozhest-venno-pedagogicheskii proekt [A traveling exhibition of children's fine art is a socially significant artistic and pedagogical project]. Moscow: Altex Publ., 2013. 300 p.

6. Koptseva T. A. Comparative characteristics of artistic and creative development of children 1945 and 2015: Based on collection of Federal State Budget Institution "Institute of Art Education and Cultural Sciences of the Russian Academy of Education". NETWORK Electronic scientific journal "Pedagogy of Art". 2015, No. 4, pp. 168-185. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/sravnitelnaya-harakteristika-hudozhestvenno-tvorcheskogo-razviti-ya-detey-1945-i (In Russian)

7. Koptseva T. A. Khudozhestvenno-esteticheskoe razvitie: Produktivnaya deiatel'nost' [Artistic and aesthetic development: Productive activity]. Primernaya osnovnaya obshcheobrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya [Approximate basic General educational program of preschool education]. Moscow, DROFA publishers, 2013. Pp. 365-441.

8. Fomina N. N. Detskii risunok kak fenomen khudozhestvennoi kul'tury [The children s drawing as a phenomenon of artistic culture]. Moscow, Published by All-Russian Center of Art Creativity, 2014. 160 p.

9. Radanova P. O., Koptseva T. A., comp. Khudozhestvenno-esteticheskoe razvitie rebenka v doshkol'nom detstve [Artistic and aesthetic development of the child in preschool childhood].Moscow, DROFA publishers, 2014. 384 p.

10. Shteingauz M. M. Sovetskaya trudovaya shkola i otsenka tvorchestva nashih detei na Zapade [Soviet labor school and the assessment of creativity of our children in the West]. Iskusstvo v shkole [Art in school]. 1927, No. 4, pp. 26-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.