Научная статья на тему 'Детское творчество в социокультурной жизни музея'

Детское творчество в социокультурной жизни музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1067
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ / ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / КОНКУРСЫ / ВЫСТАВКИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CHILDREN'S CREATIVITY / MUSEUM PEDAGOGICAL CENTRE / COMPETITIONS / EXHIBITIONS / ARTISTICO-AESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзоз Валентина Петровна

Рассматривается деятельность центра музейной педагогики Приморской государственной картинной галереи в ее традиционной форме. Это конкурсные выставки, коллекционирование, развитие и популяризация произведений детского художественного творчества, студийная работа, привлечение внимания педагогов, средств массовой информации. Ставится задача проведения целенаправленной педагогической и культурно-просветительской работы среди детей и школьников на основе многолетнего опыта Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's creativity in the socio-cultural life of the museum

The article deals with the activities of the Museum Pedagogical Centre attached to the Primorye State Art Gallery. The activities include exhibitions, collecting works, the development and popularisation of children's artistic creativity, studio works, as well as drawing attention to them of pedagogues and mass-media. The Centre has as its objective to carry out purposed pedagogical, cultural and educational activities among pre-school and school children basing on its long-standing experience.

Текст научной работы на тему «Детское творчество в социокультурной жизни музея»

УДК № 37.02.371 В. П. Дзоз

ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ МУЗЕЯ

Рассматривается деятельность центра музейной педагогики Приморской государственной картинной галереи в ее традиционной форме. Это конкурсные выставки, коллекционирование, развитие и популяризация произведений детского художественного творчества, студийная работа, привлечение внимания педагогов, средств массовой информации. Ставится задача проведения целенаправленной педагогической и культурно-просветительской работы среди детей и школьников на основе многолетнего опыта Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея. Ключевые слова: центр музейной педагогики, детское творчество, конкурсы, выставки, художественно-эстетическое воспитание.

Children’s creativity in the socio-cultural life of the museum. VALENTINA P. DZOZ (Primorye State Art Gallery, Vladivostok).

The article deals with the activities of the Museum Pedagogical Centre attached to the Primorye State Art Gallery. The activities include exhibitions, collecting works, the development and popularisation of children’s artistic creativity, studio works, as well as drawing attention to them of pedagogues and mass-media. The Centre has as its objective to carry out purposed pedagogical, cultural and educational activities among pre-school and school children basing on its long-standing experience.

Key words: Museum Pedagogical Centre, children’s creativity, competitions, exhibitions, artistico-aesthetic education.

Сегодня уже не требует доказательств тот факт, что включение культуры и искусства в современную жизнь решает насущные проблемы художественного воспитания и образования подрастающего поколения, способствует формированию высокой духовности и нравственности в обществе. Общение с музейной средой на постоянных и временных экспозициях расширяет творческие возможности детей, вводит их в пространство истории отечественного искусства, приобщает к художественному наследию прошлого, учит воспринимать и оценивать современные эстетические ценности.

В государственном учреждении культуры «Приморская государственная картинная галерея» с 2004 г. работает центр музейной педагогики, который осуществляет культурно-просветительскую, культурнообразовательную и воспитательную деятельность. Одной из задач центра является популяризация фондов детского рисунка.

С 90-х годов прошлого столетия начал собираться этот фонд. Основным источником его пополнения стали выставки по итогам конкурсов детского творчества, организованных центром с привлечением соорганиза-торов. Призовые работы таких выставок составляют коллекцию и обретают статус музейных предметов.

Как и всякий музейный экспонат, каждая работа подлежит каталогизации. Этот процесс сегодня, на-

ряду с бумажными носителями, требует электронной версии, которая включает в себя все не только необходимые сведения о работе, но и цифровые репродукции. Это ускоряет и облегчает сбор и обработку материала при создании тематико-экспозиционных планов, проспектов, буклетов и каталогов временных и передвижных выставок [1].

Фонд детского творчества центра насчитывает более 9000 экспонатов: это коллекции рисунков учащихся художественных школ, студий нашей страны в возрасте от двух до семнадцати лет, произведения изобразительного творчества детей дальнего и ближнего зарубежья (Японии, Германии, Италии, Китая, Республики Корея, Армении), персональные коллекции юных авторов. Фонды имеют подборку публикаций детских работ (каталоги выставок, буклеты, календари, газеты, журналы) [1].

Из лучших рисунков фонда создаются передвижные выставки. Ежегодно до пятидесяти таких выставок разной тематики экспонируются в Арсеньеве, Дальне-горске, Дальнереченске, Спасске-Дальнем, Лучегорске, Петропавловске-Камчатском, Комсомольске-на-Амуре, других городах и селах Дальневосточного региона. Несколько выездных выставок из фондов центра музейной педагогики смогли посмотреть жители Японии и Китая на борту учебного парусного судна «Надежда».

ДЗОЗ Валентина Петровна, заведующая центром музейной педагогики (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток). E-mail: biblioteka@primgallery.ru © Дзоз В.П., 2011

36

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 1 • 2011

Детское творчество в социокультурной жизни музея

В.П. ДЗОЗ

Кроме популяризации фондов детского рисунка, центр проводит конкурсы художественного детского творчества на исторические, героико-патриотические, религиозные и социальные темы, ориентирующие детей на духовность, любовь к Отечеству, славной истории и богатым традициям России. Это, пожалуй, центральная наша задача.

Подготовка и проведение всякой выставки предполагает решение целого ряда задач организационного, материального, художественно-эстетического и образовательно-воспитательного характера. Это и распространение рекламно-информационных материалов по детским, общественным и государственным учреждениям, в средствах массовой информации, прием и хранение работ, оформление экспонатов и подготовка этикетажа, монтаж выставки, подготовка культурной программы, награждение призеров.

Для юных авторов участие в выставке - это возможность увидеть плоды своего творчества в особой обстановке выставочного зала, переживать свою причастность к общему делу, осознать значимость своей личности. Такие мероприятия для детей и их педагогов остаются памятными событиями на многие годы, дают импульс к дальнейшей деятельности в изобразительном искусстве [2].

Детские конкурсы всегда отличаются высокой активностью участников. Региональные обычно собирают более 500 работ. Чуть меньше - краевые. Самыми многочисленными (более 1000 работ) являются международные конкурсы. В этом году конкурсные выставки были посвящены юбилейным датам: «Победа-65» и «Любимый мой Владивосток», к 150-летию города. Завершается год творческим состязанием, посвященным Рождеству.

Каждые два года проводятся международные конкурсы «Дети мира рисуют мир» совместно с представительством Российского фонда культуры и программы «Новые имена» в Приморье. Участвуют в конкурсах юные художники России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Выставочные проекты, представляющие рисунки детей из разных стран мира, позволяют найти точки соприкосновения между представителями различных культур, способствуют лучшему взаимопониманию между народами, налаживанию добрых связей со многими специалистами по эстетическому воспитанию детей и юношества. В работах отражаются народные традиции и обряды, виды родных мест, любимые животные, сказочные герои, а также все то, что открывают для себя дети в огромном мире. В 2011 г. V Международный конкурс детского рисунка вновь организует ребят на творческую деятельность.

В рамках программы «В мир красоты и мастерства» в центре создан сектор детского творчества: студия «Театр + ИЗО», «Солнечный зайчик», «Светлячок», студия гончарного искусства. Программа занятий в изостудии охватывает различные аспекты ознакомления детей с изобразительным искусством и обучения их начальным навыкам рисования. Что же дает ребенку рисова-

ние? Прежде всего, рисование учит ребенка видеть и понимать красоту жизни, наслаждаться прекрасным. Сам процесс рисования увлекает ребенка, он начинает этим жить, у него появляется чувство творца. Занятия детей в изостудии помогают формированию разносторонне образованной и развитой личности, обладающей эстетическим вкусом и культурой, необходимыми качествами характера и волей, нравственностью и духовностью.

Особое значение в программе изостудии имеют занятия декоративно-прикладным творчеством, которое привлекает детей жизненной целесообразностью изделий, их реальной полезностью, красотой материалов и создаваемых форм. Оно предоставляет особые возможности для развития образного мышления, расширения культурного кругозора, помогает постижению основ народного творчества.

Важной формой работы детской изостудии является организация выставок.

Каждому ребенку хочется шире показать свои творческие достижения, ближе познакомиться с творчеством других, обменяться мнениями в среде ровесников. Поэтому в конце учебного года устраиваются итоговые выставки, куда попадают самые интересные работы группы. Рисунки, как правило, яркие, красочные, написанные с душой, любовью, и не удивительно, что произведения детского творчества всегда с интересом рассматривают не только ребята, но и взрослые, а организация выставок - это большой детский праздник.

Искусство является уникальным инструментом образования, поскольку совершенствует человека, расширяя его представления о собственных возможностях, формирует картину окружающего мира. Художественное образование сегодня должно включать в себя не только информацию об искусстве и обучение художественным приемам, но и подготовку учеников к жизни через анализ окружающей визуальной среды [1]. В этом отношении музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей», разработанная Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея, стала моделью взаимодействия художественных музеев с системой образования. На основе его многолетнего опыта в центре музейной педагогики Приморской государственной картинной галереи будут реализовываться программы, направленные на творческое взаимодействие музейного специалиста с воспитателями детских садов и педагогами общеобразовательных учебных заведений в вопросах эстетического воспитания детей и юношества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2005. 207 с. (Образование через искусство).

2. В мире детского рисунка: сб. материалов. М.: Вост. окружное упр. Московского ком. образования, 2002. 109 с.

2011 • № 1 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.