Научная статья на тему 'Организация детских выставок, конкурсов и фестивалей рисунка как консолидирующий фактор системы непрерывного художественного образования Московской области'

Организация детских выставок, конкурсов и фестивалей рисунка как консолидирующий фактор системы непрерывного художественного образования Московской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Марина Владимировна

В статье рассмотрены проблемы конкурентоспособности художественных вузов в Московском регионе. Статья посвящена вопросу влияния современных образовательных технологий, вебинаров и курсов на развитие художественного образования. Автором проанализирован массив данных на основе профессионального опыта в мотивации обучающихся младшего и среднего возраста к поступлению на художественные специальности в контексте современного непрерывного образования. Осуществлённый анализ показал, что повышение интереса к профессиональному художественному образованию является результатом совместной планомерной деятельности учреждений дополнительного образования, специализированных факультетов вузов и Министерства образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of competitiveness of art universities in Moscow region. The article deals with the influence of modern educational technology, webinars and courses on the development of art education. The author analyzes the data array based on professional experience in motivating students of junior and senior age to enter art faculties in the context of modern continuing education. The analysis showed that the increase of interest in vocational arts education is the result of joint planned activities of institutions of additional education, specialized departments of universities and the Ministry of Education.

Текст научной работы на тему «Организация детских выставок, конкурсов и фестивалей рисунка как консолидирующий фактор системы непрерывного художественного образования Московской области»

УДК 371.842

DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-92-97

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКИХ ВЫСТАВОК, КОНКУРСОВ И ФЕСТИВАЛЕЙ РИСУНКА КАК КОНСОЛИДИРУЮЩИЙ ФАКТОР СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Галкина М.В.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы конкурентоспособности художественных вузов в Московском регионе. Статья посвящена вопросу влияния современных образовательных технологий, вебинаров и курсов на развитие художественного образования. Автором проанализирован массив данных на основе профессионального опыта в мотивации обучающихся младшего и среднего возраста к поступлению на художественные специальности в контексте современного непрерывного образования. Осуществлённый анализ показал, что повышение интереса к профессиональному художественному образованию является результатом совместной планомерной деятельности учреждений дополнительного образования, специализированных факультетов вузов и Министерства образования.

Ключевые слова: детское творчество, выставочная деятельность, непрерывное художественное образование, профессиональное педагогическое образование.1

ORGANIZING CHILDREN'S EXHIBITIONS, COMPETITIONS AND FESTIVALS OF DRAWINGS AS A CONSOLIDATING FACTOR OF THE SYSTEM OF CONTINUING ART EDUCATION IN MOSCOW REGION

M. Galkina

Moscow Region State University

10 A, Radio ul, Moscow, 105005, the Russian Federation

Abstract. The article considers the problems of competitiveness of art universities in Moscow region. The article deals with the influence of modern educational technology, webinars and courses on the development of art education. The author analyzes the data array based on professional experience in motivating students of junior and senior age to enter art faculties in the context of modern continuing education. The analysis showed that the increase of interest in vocational arts education is the result of joint planned activities of institutions of additional education, specialized departments of universities and the Ministry of Education.

Key words: children's creative work, exhibition activities, continuing art education, professional teacher education.

© Галкина М.В., 2017.

На современном этапе в системе высшего образования, особенно в разделе художественного и педагогического образования, отмечается повышение конкуренции вузов в плане привлечения абитуриентов. С учётом уменьшения числа абитуриентов возникают сложности с мотивацион-ным комплексом студентов особенно художественных направлений, ведь обучение более востребованным, социально предпочитаемым специальностям, таким как дизайн всех видов, программирование и компьютерные технологии, более интересны для абитуриентов с активной профессиональной позицией и наличием базовых компетенций. Значимость высшего педагогического образования как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности обусловливает острую необходимость чёткого обозначения теоретико-концептуальных проблем реформирования российского педагогического образования и эффективного поиска путей их практического решения [6, с. 118]. Проведение дополнительных экзаменов при поступлении отличается от планируемых во внедрение проектов и резюме абитуриента ровно настолько, насколько учитываются работы и награды учащихся за достижения в период школьной деятельности: премии региональных, всероссийских и международных выставок и конкурсов позволяют абитуриенту художественного направления получить дополнительное количество баллов при поступлении в вуз.

Современное образовательное пространство не ограничивается только государственными или аккредитованными частными учреждениями, имеющими право выдавать дипломы

о высшем образовании. Современные технологии предлагают возможность для самообразования, обучения в сети Интернет или через посещение интенсивных курсов. На этом фоне работа по специальности требует высокой конкурентоспособности от современных выпускников, особенно с учётом востребованности удалённой деятельности и фриланса.

Выставки детского и юношеского творчества, проходящие в первую очередь под эгидой муниципальных управлений образования, позволяют учащимся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования проявить свои способности и получить качественную объективную оценку приобретенных умений и навыков. Модель проведения конкурсов детского рисунка выстроена с учетом принципа преемственности, органичного взаимодействия традиционных и инновационных форм организации выставочных проектов [4, с. 39]. Проходящие в Московской области мероприятия Министерства образования Московской области, в первую очередь фестиваль детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии», позволяют привлечь к участию наиболее одарённых учеников и методически грамотных педагогов. Каждая выставка подобного уровня является не столько своего рода соревнованием среди лучших учеников, сколько значительным социальным и культурным событием Московской области для педагогов, родителей и студентов факультета ИЗО и НР. «Критерии оценки детских работ, а также учебных и творческих работ, выполненных в специальных художественных заведениях в

последние годы, все больше и больше используются в научных исследованиях для определения эффективности использования тех или иных методов преподавания» [3, с. 18]. Очень важно, что подобные мероприятия проводятся совместно с лучшими учреждениями дополнительного художественного образования, результаты всех этапов находятся в открытом доступе и, таким образом, сравнительный анализ экспонируемых работ позволяет постепенно развивать и поднимать общий уровень качества художественного образования. Современное непрерывное образование предполагает развитие навыков и компетенций учащихся в процессе перехода на более высокую ступень, но даже выпускники имеют возможность повышать свой профессиональный уровень не только через самостоятельную творческую деятельность, но и через представление результатов работы учеников. Проблема существующего в настоящее время художественного образования заключается в отношении к этой области как терапевтически развлекательному компоненту [5, с. 68].

Появление аналитического интереса к детскому рисованию принято относить к началу XX в. В отличие от психологической направленности процесса того времени мы сегодня используем другой подход, когда критерием анализа детского рисунка определяется качество изображения, т. е. умение изображать предметный мир в соответствии с профессиональными законами обучения. Художественный подход к детскому изобразительному творчеству направлен на выявление художественной природы детской изобразительной деятельности. Основой оценки дет-

ского произведения выступают такие важные качества, как активность авторской позиции по отношению к изображаемому. Выразительность образного содержания и изобразительных средств, изобретательность в поиске и чуткость к характеру художественных материалов. Доступность материалов для творчества, особенно в традиционных ремеслах, определяет не только количество мастеров и выпускаемых ими работ, но и уровень исполнительского мастерства [1, с. 28]. Детские произведения уникальны именно воплощенным многообразием переживаний детской души, открывающей для себя окружающий мир.

Трудно предположить возможность осуществления масштабных проектов уровня фестиваля «Юные таланты Московии» без планомерной, методичной деятельности всех участников. Ежегодно в мероприятиях принимают участие тысячи учеников и объём от-сматриваемых работ исчисляется десятками тысяч единиц по различным номинациям и возрастным группам. Центр по работе с одарёнными детьми и особенно его эстетическое направление являются главным консолидирующим фактором по повышению уровня художественно-нравственного воспитания учащихся Московской области. Особое внимание к художественной прикладной деятельности младшего школьника объясняется нами тем, что она оказывает значительное влияние на развитие творческой активности личности [2, с. 446].

Совместная многолетняя работа учителей средних общеобразовательных школ, педагогов системы дополнительного образования, преподавателей художественных вузов на современном

этапе отмечена не только повышением важности художественно-эстетического воспитания в целом, но и ростом количества участников областных мероприятий Центра, вовлечённых в становление и развитие художественного образования Московской области. Участники мероприятий, по окончанию школы поступившие на художественную специальность и выбравшие профессию педагога, в дальнейшем сумеют не только более чётко определить для себя важность выставок и фестивалей, но и преподнести своим ученикам личный опыт экспонирования работ как уникальный опыт становления личности. Приобщение современного человека к прикладному искусству своего народа значимо для нравственно-патриотического и художественно-эстетического воспитания, потому что на этой основе вырастает уважение к своей Родине, происходит возрождение национального самосознания [8].

Работа сотрудников центров эстетического воспитания, домов творчества, детских юношеских центров позволяет определить уровень современного дополнительного художественного образования и скорректировать работу педагогов в том случае, если методическая составляющая их деятельности не удовлетворяет высоким критериям отбора работ.

Конкурсы и выставки детских творческих работ вызывают яркий эмоци-

ональный отклик и эстетическое сопереживание у зрителей. Возникает среда общения, которую ищут и юные художники, и педагоги. Экспозиция выставки как результат конкурсного отбора рисунков выстраивается с целью выявить характерные особенности детского творчества, организовать взаимопонимание художника и зрителя, продемонстрировать произведения народного искусства юных авторов. Ведь, как пишет академик М.А. Некрасова: «Народное искусство, прежде всего по природе своей образности, -носитель высокой нравственности» [7, с. 14].

В итоге необходимо отметить, что организация детских художественных выставок является важным фактором привлечения будущих абитуриентов к поступлению в учреждения высшего педагогического и художественного образования и не может быть обособлена от современного образовательного процесса. Динамичное развитие Центра по работе с одарёнными детьми, его успешная многолетняя деятельность обусловливают важность взаимосвязи выставочной деятельности в направлении детского творчества в залах факультета изобразительного искусства и народных ремесел как консолидирующего фактора всей системы современного непрерывного художественного образования Московской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галкина М.В. Современное декоративно-прикладное искусство как проявление творческих способностей и средство реализации художественного потенциала. Народные промыслы и малый бизнес. М., 2016. 407 с.

2. Гризоглазова А.В. Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 445-447.

3. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. М., 2007. 208 с.

ISSN 2072-8395

2017 / № 4

4. Копцева Т.А. Особенности проведения современных конкурсов детского рисунка // Педагогика искусства. 2016. № 1. С. 37-43.

5. Ломов С.П. Образовательная область «Искусство» в современной общеобразовательной школе // Теория искусства, традиционная культура и творческий процесс. М., 2015. С. 64-70.

6. Ломов С.П., Лейфа А.В., Плутенко А.Д. Перспективы развития высшего педагогического образования в России: тенденции и риски // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Педагогика. 2015. № 1. С. 113-119.

7. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие, XVIII-XXI вв. Традиции и современность / под. ред. М.А. Некрасовой. М., 2013. 620 с.

8. Педагогика искусства [Электронный ресурс] // Институт художественного образования [сайт]. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal (дата обращения: 12.05.2017).

1. Galkina M.V. Sovremennoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo kak proyavlenie tvorcheskih sposobnostej i sredstvo realizacii hudozhestvennogo potenciala [Modern decorative art as the manifestation of creative abilities and means of realization of artistic potential. Crafts and small business]. Moscow, 2016. 407 p.

2. Grizoglazova A.V. [The education of younger schoolchildren by means of decorative arts]. In: Molodoi uchenyi [Young scientist], 2013, no. 12, pp. 445-447.

3. Ignat'ev S.E. Zakonomernosti izobrazitel'noj deyatel'nosti detej [Patterns children's activities]. Moscow, 2007. 208 p.

4. Koptseva T.A. [The features of the modern drawing competition for children]. In: Peda-gogika iskusstva [Pedagogy of art], 2016, no. 1, pp. 37-43.

5. Lomov S.P. [Educational area "Art" in modern secondary school]. In: Teoriya iskusstva, tra-ditsionnaya kul'tum i tvorcheskii protsess [Theory of art, traditional culture and the creative process]. Moscow, 2015, pp. 64-70.

6. Lomov S.P., Leifa A.V., Plutenko A.D. [Prospects of development of higher pedagogical education in Russia: trends and risks]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2015, no. 1, pp. 113-119.

7. Nekrasova M.A., ed. Narodnoe iskusstvo. Russkaya tradicionnaya kul'tura i pravoslavie, XVIII-XXI vv. Tradicii i sovremennost' [Folk art. Russian traditional culture and Christianity, XVIII-XXI centuries Tradition and modernity]. Moscow, 2013. 620 p.

8. [Pedagogy of art]. In: Institut khudozhestvennogo obrazovaniya [Institute of art education]. Available at: http://www.art-education.ru/electronic-journal (accessed: 12.05.2017).

Галкина Марина Владимировна - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой народных художественных ремесел Московского государственного областного университета; e-mail: mv.galkina@mgou.ru

Marina ^ Galkina - doctor of Pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of People's Artistic Handicraft, Moscow Region State University; e-mail: mv.galkina@mgou.ru

REFERENCES

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Галкина М.В. Организация детских выставок, конкурсов и фестивалей рисунка как консолидирующий фактор системы непрерывного художественного образования Московской области // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 4. С. 92-97. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-92-97

FOR CITATION

Galkina M. Organizing children's exhibitions, competitions and festivals of drawings as a consolidating factor of the system of continuing art education in Moscow region. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2017. no. 4, рр. 92-97. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-92-97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.