Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
337
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / КОЛЛАЖ / ВЫШИВКА / КЕРАМИКА / ГОНЧАРНОЕ ИСКУССТВО / СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / DECORATIVE AND APPLIED ART / ARTISTIC IMAGE / COLLAGE / EMBROIDERY / CERAMICS / POTTERY / MEANS OF ARTISTIC EXPRESSIVENESS / ARTISTIC CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варданян Валерий Амбарцумович, Матвеева Надежда Васильевна, Русяев Александр Петрович, Хомякова Ирина Викторовна

В статье обоснована актуальность и значимость исследования средств декоративно-прикладного искусства, используемых будущими учителями изобразительного искусства для выражения художественного образа, заложенного в основе создаваемых изделий. На примере анализа творческой части выпускных квалификационных работ студентов факультета педагогического и художественного образования охарактеризованы художественно-выразительные средства, способствующие передаче художественного образа изделия, отражающего внутренний мир авторов. Показано, что для успешного выражения образа в коллаже необходимо упрощение форм, отказ от излишней детализации, ограничение количества предметов, выделение композиционного центра в сочетании с решением фактурных и колористических задач. Образ в технике мордовской вышивки представлен с помощью трех групп орнаментальных мотивов (контурных рисунков, выполненных в технике «роспись»; традиционных для вышивки мордвы-эрзи рисунков с элементом «мордовская звездочка»; орнаментальных розеток с гладьевым заполнением), выполненных в сдержанном колорите, сочетающем красно-синие цвета, оттенки льняного полотна и мешковины. При воплощении художественного образа средствами керамики предложена композиция из серии керамических рельефных элементов, каждый из которых отражает взаимосвязь различных сфер человеческого бытия и природы на основе образов героев мордовской мифологии. Подчеркнуто, что в гончарном искусстве образ выражается средствами формообразования и приемами дальнейшего декорирования изделия (плавный или прерывистый ритм линий, матовая фактура или глазурованная блестящая поверхность, лощение или молочение). Анализ рассматриваемых художественных образов выполнен с позиций двух ведущих подходов: этнокультурного (учитывающего влияние этнического и культурного своеобразия в создаваемом образе) и психодидактического (учитывающего единство переживаемого и выражаемого символического содержания при отборе освоенных студентом средств декоративно-прикладного искусства для выражения образа в конкретном материале).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Варданян Валерий Амбарцумович, Матвеева Надежда Васильевна, Русяев Александр Петрович, Хомякова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CREATING AN ARTISTIC IMAGE BY MEANS OF DECORATIVE AND APPLIED ART

The article substantiates the relevance and significance of the study of decorative and applied art tools used by future teachers of fine arts to express the artistic image of created products. The artistic-expressive means that contribute to the transmission of the artistic image of the product, reflecting the inner world of authors are characterized on the example of analysis of the creative part of final qualifying works of students of the faculty of pedagogical and art education. It is shown that to express an image in a collage successfully, it is necessary to simplify the forms, to avoid excessive detail, to limit the number of objects and to highlight the compositional center in combination with the solution of textural and coloristic tasks. The image in the technique of Mordovian embroidery is represented by three groups of ornamental motives (contour drawings made in the technique of “painting”; traditional drawings for Mordovian-Erzi embroidery with the element “Mordovian star”; ornamental rosettes with smooth filling), made in a restrained color, combining red and blue colors, shades of linen and burlap. When embodying an artistic image by means of ceramics, a composition from a series of ceramic relief elements, each of which reflects the relationship of various spheres of human existence and nature based on images of heroes of Mordovian mythology is proposed. It is emphasized that in the art of pottery, the image is expressed by means of shaping and techniques for further decoration of the product (smooth or intermittent rhythm of lines, matte texture or glazed shiny surface, gloss or milkiness). The analysis of the considered artistic images is performed from the positions of two leading approaches: ethno-cultural (taking into account the influence of ethnic and cultural identity in the created image) and psycho-didactic (taking into account the unity of the experienced and expressed symbolic content while selecting the means of decorative and applied art mastered by the student to express the image in a specific material).

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/28PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Варданян В. А., Матвеева Н.В., Русяев А.П., Хомякова И.В. Проблемы создания художественного образа средствами декоративно-прикладного искусства // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Vardanyan V.A., Matveeva N.V., Rusyayev A.P., Khomiakova I.V. (2020). Problems of creating an artistic image by means of decorative and applied art. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN320.pdf (in Russian)

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева) по теме «Формирование готовности студента к созданию художественного образа в процессе творческой деятельности»

УДК 745.04

Варданян Валерий Амбарцумович

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсвьева», Саранск, Россия

Зав. кафедрой «Художественного образования», доцент Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: valera_vardanyan@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1446-5880 РИНЦ: https ://elibrary. ru/author_profile. asp?id=285183

Матвеева Надежда Васильевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсвьева», Саранск, Россия

Старший преподаватель кафедры «Художественного образования»

E-mail: nadejdamatveeva@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5972-882X

Русяев Александр Петрович

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсвьева», Саранск, Россия

Старший преподаватель кафедры «Художественного образования»

E-mail: aleks.rusiaew2014@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2037-3184

Хомякова Ирина Викторовна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсвьева», Саранск, Россия

Доцент кафедры «Художественного образования» Кандидат искусствоведения E-mail: ihomyakova@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7138-6882

Проблемы создания художественного образа средствами декоративно-прикладного искусства

Аннотация. В статье обоснована актуальность и значимость исследования средств декоративно-прикладного искусства, используемых будущими учителями изобразительного искусства для выражения художественного образа, заложенного в основе создаваемых изделий. На примере анализа творческой части выпускных квалификационных работ студентов факультета педагогического и художественного образования охарактеризованы

https:// mir-nauki. com

художественно-выразительные средства, способствующие передаче художественного образа изделия, отражающего внутренний мир авторов.

Показано, что для успешного выражения образа в коллаже необходимо упрощение форм, отказ от излишней детализации, ограничение количества предметов, выделение композиционного центра в сочетании с решением фактурных и колористических задач. Образ в технике мордовской вышивки представлен с помощью трех групп орнаментальных мотивов (контурных рисунков, выполненных в технике «роспись»; традиционных для вышивки мордвы-эрзи рисунков с элементом «мордовская звездочка»; орнаментальных розеток с гладьевым заполнением), выполненных в сдержанном колорите, сочетающем красно-синие цвета, оттенки льняного полотна и мешковины. При воплощении художественного образа средствами керамики предложена композиция из серии керамических рельефных элементов, каждый из которых отражает взаимосвязь различных сфер человеческого бытия и природы на основе образов героев мордовской мифологии. Подчеркнуто, что в гончарном искусстве образ выражается средствами формообразования и приемами дальнейшего декорирования изделия (плавный или прерывистый ритм линий, матовая фактура или глазурованная блестящая поверхность, лощение или молочение).

Анализ рассматриваемых художественных образов выполнен с позиций двух ведущих подходов: этнокультурного (учитывающего влияние этнического и культурного своеобразия в создаваемом образе) и психодидактического (учитывающего единство переживаемого и выражаемого символического содержания при отборе освоенных студентом средств декоративно-прикладного искусства для выражения образа в конкретном материале).

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство; художественный образ; коллаж; вышивка; керамика; гончарное искусство; средства художественной выразительности; художественное творчество

Во все времена искусство было важнейшей частью духовной культуры человека и общества. Оно является одной из форм познания и отражения окружающей действительности наряду с наукой и использует художественные образы в качестве способа изучения мира. Именно искусство позволяет нам проникнуть в мир прошлого и преобразовывать опыт былых поколений в рамках новейших аспектов культуры. С искусством тесно связано образование. Использование художественных средств для развития интеллектуальных способностей, психических функций, самоопределения обучающихся широко распространено в педагогической практике.

В нашей стране успешно функционирует обширная система художественного образования, охватывающая все его уровни: от дошкольного до высшего. Данная система направлена на освоение большого количества различных видов искусства, в том числе и декоративно-прикладного. Такое внимание государства и мира к проблеме приобщения подрастающего поколения к искусству свидетельствует о его принципиальной ценности для дальнейшего развития человеческого общества и наполнения его смыслом. На этом фоне обостряется актуальность исследования проблем, связанных с созданием художественного образа средствами разных видов искусств, обеспечивающих проникновение в сущность выражаемой позиции автора произведения, и значимость дифференциации средств декоративно-прикладного искусства, способствующих выражению художественного образа, заложенного в основе создаваемых изделий.

Введение

https:// mir-nauki. com

Методы

В рамках данного исследования использовались методы изучения научных источников и анализа вузовского опыта создания художественного образа в процессе выполнения творческих работ. Материалом для исследования послужила творческая часть выпускных квалификационных работ по декоративно-прикладному искусству студентов факультета педагогического и художественного образования. Учитывая этнокультурный колорит рассмотренных художественных образов, исследование выполнено на основе сочетания двух ведущих подходов к их анализу: этнокультурного (учитывающего влияние этнического и культурного своеобразия в создаваемом образе) и психодидактического (учитывающего единство переживаемого и выражаемого символического содержания при отборе освоенных студентом средств декоративно-прикладного искусства для выражения образа в конкретном материале).

Понятие «искусство» является очень обширным. Попытки его изучения или осмысления предпринимались еще в античном обществе. Как и другие фундаментальные понятия, оно рассматривается в философии и трактуется как неотъемлемая часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения, познания действительности общества человеком.

С точки зрения эстетики, искусство это один из видов духовного освоения человеком окружающего мира, нацеленное на формирование и развитие его способности творчески преобразовывать самого себя и окружающую действительность по законам красоты. В современной культурологии искусство интерпретируется как мера совершенствования художественных технологий, результат деятельности человека и степень его развития.

Основным инструментом или способом осознания и передачи окружающей действительности искусства является художественный образ, но преимущественное право на его изучение и использование в рамках науки не принадлежит исключительно искусству, оно рассматривается многими гуманитарными науками, например в культурологии существуют достаточно разноплановые понимания. С точки зрения разных подходов, художественный образ может иметь более метафорический или же реалистичный характер. В широком общефилософском смысле художественный образ - это субъективная копия объективной реальности.

Процесс создания художественного образа в различных видах искусства имеет свои специфические особенности, которые отличают их друг от друга. Ю.В. Величко, О.В. Милицина, С.В. Шишкина при аудиовизуальном восприятии музыки акцентируют внимание на трех слоях художественного образа - «аудиального, визуального и музыкального» [1, с. 17]. Л.Г. Паршина и О.Ф. Асатрян в процессе организации внеаудиторной работы студентов-музыкантов по созданию мультимедийных проектов обращают внимание на то, что одно художественное произведение может дополнять другое, тем самым «углубляя выразительность художественных средств» [2, с. 107]. Л.А. Подосенов в своих исследованиях выявил, что одной из главных задач театрализованного представления является создание художественного образа как синтез взаимодействия двух его авторов - режиссера и художника

В рамках нашего исследования особый интерес представляет декоративно-прикладное искусство. Некоторые проявления данного вида искусства сопровождали человека в течение всего периода его существования, поскольку являлись для многих народов основным видом художественного творчества. Произведениям народного искусства характерна особая

Страница 3 из 11

Результаты

[3].

28PDMN320

https:// mir-nauki. com

содержательность образа, тщательный подбор материала, рациональное построение формы и гармоничный декор. Изделия использовались также и в бытовых целях. Тем самым мастер, изготавливая какой-либо предмет обихода, думал не только о его практическом назначении, но и о красоте. Произведения декоративно-прикладного искусства, передававшие в полной мере художественный замысел и творческое представление мастера об окружающем мире, изготавливались из самых доступных материалов (таких, как дерево, металл, камень и глина). Эта тенденция не только сохранилась, но и обрела новые формы [4].

В настоящее время, произведения декоративно-прикладного искусства создаются с учетом потребностей современного общества, сохраняя при этом народные традиции. До сегодняшнего дня одними из самых популярных предметов данного вида искусства являются изделия из глины, дерева, ткани и т. д. Особое место в жизни и обиходе человека занимает керамика. Она эффективно выполняет свои функции в качестве посуды, различных изделий для хранения продуктов или предметов и многое другое. Кроме того, керамические изделия обладают эстетической ценностью и могут служить декоративными элементами интерьера [5].

Изучением сущности декоративно-прикладного искусства занимаются многие исследователи, так как оно в отличие от других видов пластических искусств охватывает все виды художественной деятельности и привносит красоту в обыденную жизнь человека. Д.А. Давалева в своих исследованиях акцентирует внимание на педагогических возможностях декоративно-прикладного искусства и предполагает, что оно способно создавать благоприятную атмосферу для формирования у человека понимания художественных форм и свойств, а также видения средств художественной выразительности [6, с. 12]. В.А. Варданян утверждает, что совместная художественно-творческая деятельность преподавателя и студентов дает возможность «проследить их развитие, наметить траекторию дальнейшего творческого сотрудничества», что позволяет прививать художественный вкус и интерес к предстоящей педагогической деятельности [7].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что сущность декоративно-прикладного искусства заключается в грамотном сочетании утилитарности своих произведений и наличия художественного образа, который может отражать любой предмет или явление окружающей действительности, а также обладает высоким уровнем образовательного и воспитательного воздействия на человека.

В Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева, в учебный план подготовки будущих педагогов-художников включены такие дисциплины, как: «Декоративно-прикладное искусство»; «Методика обучения росписи по ткани»; «Организация внеурочной работы по художественной керамике»; «Особенности национальной вышивки мордвы»; «Методика обучения учащихся кружевоплетению на коклюшках»; «Обучение учащихся выполнению народной куклы»; «Основы гончарного мастерства»; «Художественная роспись по дереву» и др. Студенты изучают уникальные образцы произведений декоративно-прикладного и народного искусства, осваивают технику и технологию их изготовления, познают такую особенность, как обобщенный образ, единство формы и содержания (удобная, простая форма в использовании вещи и его красота), особенности композиции (сюжетная сторона изделия не отвлекает при его рассмотрении).

Знания и опыт, приобретенный студентами в процессе обучения, используется на последнем курсе в ходе выполнения творческой части выпускных квалификационных работ. После выбора темы начинается самый сложный этап работы - зарождение замысла, разработка эскизов, нахождение художественного образа будущего изделия, воплощение замысла в материале. Как отмечают В.А. Варданян и И.В. Хомякова, «As a result of this, a solid foundation appears for creating an expressive artistic image in different types of visual and spatial arts (В

результате этого появляется прочная основа для создания выразительного художественного образа в разных видах визуально-пространственных искусств)» [8, с. 91].

Рассмотрим этапы создания художественного образа и особенности его художественно-технологического воплощения на примере изготовления панно «Натюрморт с прялкой» в технике коллаж. В качестве источника творческого замысла стал один из ведущих образов культуры мордовского этноса, в котором одним из главных ее символов является образ дома, очаг, взаимосвязанный с образом хранительницы очага - хозяйкой дома - «куд ава» (куд - по мордовски дом, ава - хозяйка). Задуманный образный строй работы предполагал обращение к символическому решению и отказу от реалистической передачи форм. Это условие соответствовало выразительным возможностям коллажа, художественный язык которого предполагает условное изображение и активное обобщение формы. Для воплощения замысла была организована натурная постановка (рисунок 1).

Рисунок 1. Натурная постановка (разработано авторами)

Самой сложной задачей было создание эскиза на основе реального натюрморта. Следуя основному принципу коллажа (упрощение форм и отказ от излишней детализации), было ограничено количество предметов в натюрморте, композиционным центром которого выступила прялка (рисунок 2). В этой работе решались не только поиски творческой идеи, которую можно выразить наиболее адекватно средствами коллажа, но и фактурные и колористические задачи. Одной из главных задач в работе - это ее фактурная составляющая. На каждый фрагмент панно был выбран имитирующий материал. Поэтапно, составляя каждый элемент и добавляя детали, выстраивалась общая картина.

Рисунок 2. Князева Наталья. Эскиз и панно «Натюрморт с прялкой». Коллаж (разработано авторами)

Таким образом, при создании творческой работы была предпринята попытка уйти от одноплановости и прямолинейности реального предметного мира, несмотря на выбранную традиционно плоскостную основу панно. Художественный образ, воплощенный в работе, представлен в оттенках серо-голубого с вкраплениями светло-бежевого и сиренево-коричневых цветов. Соединение выразительных возможностей фактуры и техники масляной живописи задумывались как своего рода демонстрация возможностей коллажа.

Совершенно иной подход был использован при выполнении текстильного панно в технике мордовской вышивки. Традиционная вышивка народного костюма мордвы-эрзи стала источником вдохновения для создания творческой работы - текстильное панно «Вечные мотивы». Оно представлено в виде конструкции-рамы из тонированного дерева, соединяющей в себе тринадцать разноформатных ячеек (потому, что регион 13), в каждой из которых расположен вышитый орнаментальный мотив (рисунок 3). Их можно условно разделить на три группы: контурные рисунки, выполненные в технике «роспись»; традиционные для вышивки мордвы-эрзи рисунки, представленные элементом «мордовская звездочка»; орнаментальные розетки, с плотным внутренним гладьевым заполнением по счету нитей. Колорит работы сдержанный, сочетающий в себе красно-синие цвета, оттенки льняного полотна и мешковины.

Рисунок 3. Вышивка элементов панно (разработано авторами)

Такое решение гармонирует с тоном дерева и придает всей работе налет древней старины. Вышивка намеренно выполнена крупно и объемно. Орнаментальные мотивы развиты из традиционного элемента эрзянской вышивки «мордовской звездочки» и представляют собой геометризированные растительные, зооморфные образы (рисунок 4).

Рисунок 4. Данилина Кристина. Панно «Вечные мотивы». Мордовская вышивка (разработано авторами)

Вышивка несет особую ценность и значимость за счет своей уникальности и трудоемкости. Особенно важно, что данный вид искусства является средством передачи национально значимого опыта, средством передачи истории и знаний о родном крае и неповторимом промысле, который необходимо передавать следующим поколениям, чтобы не утерять его.

Особенности создания художественного образа в декоративно-прикладном искусстве продиктованы его сущностными характеристиками. Мы рассмотрим их на примере изготовления керамических изделий, так как керамика - это особый вид декоративно-прикладного искусства, имеющий богатую историю и обширную зону применения в современном мире. Художественная керамика может быть архитектурно-строительной (фасадная и садово-парковая керамика, художественное панно, мозаика, пластические украшения, декоративная плитка, живописные композиции и т. д.) или использоваться в быту (посуда, различные украшения, фарфоровые статуэтки - скульптура малых форм, народная глиняная игрушка и др.).

Специфика керамики определяется особенностями и свойствами материалов, которые позволяют получать в качестве конечного продукта - прочный, водостойкий и устойчивый к высоким температурам материал. Кроме того, данный вид декоративно-прикладного искусства «отличается разнообразием техник и приемов обработки материала» [9, с. 130]. В качестве яркого примера воплощения художественного образа средствами керамики, можно представить керамическое панно, под названием «Мифологические образы мордвы». Рассматривая данную работу, мы видим композицию из серии керамических рельефных элементов, каждый из которых служит единому художественному замыслу и отражает взаимосвязь различных сфер человеческого бытия и природы на основе образов героев мордовской мифологии (рисунок 5).

Рисунок 5. Разумовская Екатерина.

Панно «Мифологические образы мордвы». Керамика (разработано авторами)

Центром композиции стали изображения Варм-Авы - хозяйки ветра и Вирь-Авы, олицетворяющей дух леса. По обеим сторонам от них автор расположил изображения духов покровителей воды и поля, а также существ, традиционно обитавших в каждом доме. Композиция дополнена узорчатыми декоративными элементами разной геометрической формы, создавая целостность художественного образа, цель которого состоит в передаче взаимосвязи составляющих семейного благополучия и уютного дома. Цветовой тон льняного полотна создает ощущение связи с природой и вековыми традициями. Зарождение данного замысла происходило в процессе создания эскизов, которые неоднократно изменялись и дорабатывались для более точной передачи художественного образа.

28PDMN320

Мастера гончарного искусства, в отличие от других представителей традиционных видов пластических искусств, выражают свое мироощущение средствами формообразования, что придает им больше свободы в творчестве. Форма в гончарном деле играет ведущую роль. Она создается в качестве основы художественного образа, и именно от формы зависит характер и приемы дальнейшего декорирования изделия (плавный или прерывистый ритм линий, матовая фактура или глазурованная блестящая поверхность, лощение или молочение). Эти выразительные средства керамики передают различные художественные образы, отражающие внутренний мир художника.

При этом форма изделия должна быть оправдана способом и смыслом его использования и во многом определяется свойствами материала. Как правило, выбор формы обусловлен историческими событиями и народными традициями определенной местности. Вместе с элементами декора (такими, как роспись, глазурирование, молочение и другие) форма керамического изделия обретает художественный смысл.

Часто художественный замысел предполагает создание композиции из нескольких предметов. В таком случае каждое отдельное изделие становится элементом художественного образа и их нельзя интерпретировать поодиночке. В каждом из них только уточняется и конкретизируется целостный образ, заключенный во всей композиции.

Рассмотрим особенности изготовления керамического изделия на гончарном круге, требующего большого мастерства и соблюдения принципа соразмерности форм. Здесь нужен совершенно другой подход: замысел и образ будущего изделия вынашивается долго, и как только ясно его представляешь, можно приступать к работе. Нет необходимости разрабатывать эскизы, так как в процессе работы на гончарном круге образ изделия чаще всего трансформируется и поэтому не будет соответствовать эскизу. Главное - соблюдать пропорции и добиваться того, чтобы все предметы композиции гармонировали бы друг с другом.

Каждый элемент изготавливается на гончарном круге отдельно. При этом надо учитывать, что в процессе сушки и утильного обжига оно дает усадку. А при собирании композиции в единый ансамбль размеры каждого из них должны идеально подходить друг к другу (рисунок 6). В качестве декора применялись «лощение» и «молочение» (молочный обжиг) - традиционные способы декорирования народной глиняной посуды.

Рисунок 6. Русяев А.П. Этапы создания авторской работы «Чайный набор». Керамика, лощение, молочение (разработано автором)

https:// mir-nauki. com

Вдохновением при создании данной работы стали традиции и особенности быта мордовского народа. Для передачи художественного образа учитывался не только внешний вид изделия, но и возможности его практического применения, что обуславливает тщательную проработку всех деталей и способа обработки изделия.

Творческие работы студентов и преподавателей оказывают благоприятное влияние на формирование у будущих педагогов-художников интереса к произведениям декоративно-прикладного и народного искусства «познание их художественного образа и использование развивающего потенциала» [10, с. 7].

В современном мире искусство является важнейшей составляющей культуры. Без него невозможно жизненное самоопределение человека и полноценное восприятие предметов и явлений действительности. Главным инструментом данного процесса является создание художественного образа, который включает в себя всю полноту окружающего мира.

Будущий учитель изобразительного искусства наряду с освоением средств создания и воплощения собственных образов в учебных и творческих работах призван в предстоящей педагогической деятельности приобщать обучающихся к пониманию художественных образов, выраженных в произведениях искусства, и к образному выражению своих переживаний и отношений к действительности в художественной форме. Поэтому анализ творческой части выпускных квалификационных работ студентов способствует выявлению готовности будущего учителя изобразительного искусства к созданию художественного образа, отражающего внутренний мир автора.

Существуют некоторые особенности создания художественного образа в рамках различных и разнообразных видов искусства, в том числе и декоративно-прикладного, сущность которого заключается в мастерстве сочетания декоративных и утилитарных функций. На примере коллажа, вышивки, керамики и гончарных изделий рассмотрено разнообразие средств декоративно-прикладного искусства и особенностей их применения при создании конкретного художественного образа в единстве фактурных и колористических решений. Особое место в декоративно-прикладном творчестве занимает керамика, специфика создания художественного образа которой заключается, главным образом, в соразмерности формы изделия и его декоративных элементов, а также в понимании целостного художественного замысла композиции, состоящей из нескольких элементов.

При анализе художественных образов, созданных будущим учителем изобразительного искусства с помощью средств декоративно-прикладного искусства, целесообразно базироваться на двух ведущих подходах: этнокультурном (учитывающем влияние этнического и культурного своеобразия в создаваемом образе) и психодидактическом (учитывающем единство переживаемого и выражаемого символического содержания при отборе освоенных студентом средств декоративно-прикладного искусства для выражения образа в конкретном материале). Это позволяет полнее использовать содержательные и психодидактические характеристики готовности к созданию художественного образа для выстраивания траектории развития методических компетенций будущего учителя изобразительного искусства.

Обсуждение

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Величко Ю.В., Милицина О.В., Шишкина С.В. Музыкально-творческая практика детей с использованием аудиовизуальных технологий в условиях дополнительного образования [Текст] // Гуманитарные науки и образование. -2020. - Том 11, № 1. - С. 17-21.

Паршина, Л.Г., Асатрян. О.Ф. Мультимедийный проект как средство организации внеаудиторной работы студентов-музыкантов [Текст] // Гуманитарные науки и образование. - 2019. - Том 10, № 2. - С. 102-108.

Подосёнов, Л.А. Взаимодействие режиссёра и художника в создании художественного образа театрализованного представления [Текст] // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 122-130.

Третьяков, Ю.Д. Керамика в прошлом, настоящем и будущем [Текст] / Ю.Д. Третьяков // Научная работа. - 2011. - № 5. - С. 87-94.

Овчарова, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю.А. Овчарова. - М, 2007. - 239 с.

Давалева, Д.А. Развитие художественного вкуса подростков средствами декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Давалева Дина Акрамовна; ОГПУ. - Омск, 2013. - 21 с.

Варданян В.А. Выставочная деятельность как средство развития художественно-педагогической компетентности студента [Текст] // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 3 (11). С. 13-16.

Vardanyan, V.A., & Khomiakova, I.V. (2020). Formation of readiness of the future teacher-artist to the organization of project activity on art creativity. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 43 (1), 86-96. DOI: 10.32744/pse.2020.1.6 (Варданян, В.А., Хомякова И.В. Формирование готовности будущего педагога-художника к организации проектной деятельности по художественному творчеству [Текст] // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 86-96. DOI: 10.32744/pse.2020.1.6.

Карпушина, Л.П. Формирование у старшеклассников практических навыков изготовления керамических изделий в системе дополнительного образования [Текст] / Л.П. Карпушина, А.П. Русяев // Гуманитарные науки и образование. -2019. - Том 10, № 1. - С. 129-132.

Варданян В.А., Кукса А.А., Тощева Е.А. Развивающий потенциал возрождения художественных традиций (на материале реконструкции шишкеевской глиняной игрушки) [Текст] // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

28PDMN320

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vardanyan Valeriy Ambartsumovich

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: valera_vardanyan@mail.ru

Matveeva Nadejda Vasilevna

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: nadejdamatveeva@mail.ru

Rusyayev Aleksandr Petrovich

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: aleks.rusiaew2014@yandex.ru

Khomiakova Irina Viktorovna

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: ihomyakova@gmail.com

Problems of creating an artistic image by means of decorative and applied art

Abstract. The article substantiates the relevance and significance of the study of decorative and applied art tools used by future teachers of fine arts to express the artistic image of created products. The artistic-expressive means that contribute to the transmission of the artistic image of the product, reflecting the inner world of authors are characterized on the example of analysis of the creative part of final qualifying works of students of the faculty of pedagogical and art education.

It is shown that to express an image in a collage successfully, it is necessary to simplify the forms, to avoid excessive detail, to limit the number of objects and to highlight the compositional center in combination with the solution of textural and coloristic tasks. The image in the technique of Mordovian embroidery is represented by three groups of ornamental motives (contour drawings made in the technique of "painting"; traditional drawings for Mordovian-Erzi embroidery with the element "Mordovian star"; ornamental rosettes with smooth filling), made in a restrained color, combining red and blue colors, shades of linen and burlap. When embodying an artistic image by means of ceramics, a composition from a series of ceramic relief elements, each of which reflects the relationship of various spheres of human existence and nature based on images of heroes of Mordovian mythology is proposed. It is emphasized that in the art of pottery, the image is expressed by means of shaping and techniques for further decoration of the product (smooth or intermittent rhythm of lines, matte texture or glazed shiny surface, gloss or milkiness).

The analysis of the considered artistic images is performed from the positions of two leading approaches: ethno-cultural (taking into account the influence of ethnic and cultural identity in the created image) and psycho-didactic (taking into account the unity of the experienced and expressed symbolic content while selecting the means of decorative and applied art mastered by the student to express the image in a specific material).

Keywords: decorative and applied art; artistic image; collage; embroidery; ceramics; pottery; means of artistic expressiveness; artistic creativity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.