Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/28PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Варданян В. А., Русяев А.П., Матвеева Н.В. Выставочно-проектная деятельность как средство художественного образования будущего педагога-художника // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Vardanyan V.A., Rusyayev A.P., Matveeva N.V. (2019). Exhibition and project activity as a means of art education of a future teacher-artist. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN619.pdf (in Russian)
УДК 37.035.6:738
Варданян Валерий Амбарцумович
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсвьева», Саранск, Россия
Зав. кафедрой «Художественного образования», доцент Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1446-5880 РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=285183
Русяев Александр Петрович
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсвьева», Саранск, Россия
Старший преподаватель кафедры «Художественного образования»
E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2037-3184
Матвеева Надежда Васильевна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсвьева», Саранск, Россия
Старший преподаватель кафедры «Художественного образования»
E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5972-882X
Выставочно-проектная деятельность как средство художественного образования будущего педагога-художника
Аннотация. В статье обоснована необходимость подготовки будущего педагога-художника к специальным видам профессиональной деятельности. Охарактеризованы готовность к выставочно-проектной деятельности как специальная художественно-педагогическая компетенция, особенности вузовского этапа ее формирования и мониторинга. Материалом послужили концепция выставочно-проектной деятельности и современные модели мониторинга. Основными методами исследования стали теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, структурный анализ готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности, обоснование вузовской модели ее формирования, обобщение особенностей вузовского этапа мониторинга готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности. Обоснованы модель готовности будущего педагога-художника к выставочно-проектной деятельности и особенности ее внедрения в педагогическом вузе. Выделены перспективные направления исследования проблем подготовки будущего педагога-художника. Обоснованы сущность и структура готовности к
https:// mir-nauki. com
выставочно-проектной деятельности будущего педагога-художника, содержание и особенности ее формирования и мониторинга в педагогическом вузе.
Благодарности: исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева) по теме: «Формирование готовности будущего педагога-художника к организации проектной деятельности обучающихся по изобразительному и декоративно-прикладному искусству».
Ключевые слова: художественное образование; креативность; творческий продукт; художественно-педагогическая деятельность; выставочно-проектная деятельность; готовность к выставочно-проектной деятельности; компетенция; мониторинг
В современном обществе происходит существенная переоценка значимости художественного образования. Деятельность художника, педагога и педагога-художника обладает общими и отличительными особенностями. Реализуя единство и своеобразие художественной и педагогической направленности, деятельность современного педагога-художника устремлена к образовательным результатам обучающихся, а также к созданию им и руководимыми учениками уникальных творческих продуктов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Многие результаты художественного творчества экспонируются, что превращает выставочную деятельность в специальное направление деятельности педагога-художника, вызывающее растущее внимание и исследовательский интерес.
Представляет интерес позитивный опыт вузовской подготовки специалистов в области художественного образования, который обобщен на материале сфер декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в исследовании И.А. Шаповаловой [1], изобразительного искусства и мировой художественной культуры - в работе Н.И. Романовой и С.П. Лазарева [2] и др.
В работе Г.А. Карповой и Л.В. Хоревой рассматриваются особенности подготовки кадров к осуществлению разных форм выставочной деятельности с учетом требований профессиональных стандартов [3]. Учитывая значимость этого вида деятельности для подготовки современного педагога-художника, в работе В.А. Варданяна доказано, что «выставочная деятельность является неотъемлемой частью художественно-педагогического образования» [4, с. 15]. Это обуславливает необходимость в формировании компетенции, выраженной в готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности. В процессе исследования выделен ряд идей и положений, на основе которых можно обосновать эту компетенцию.
Анализ показывает, что во многих работах охарактеризована готовность студентов как компетенция, способствующая качественному выполнению разных аспектов деятельности педагога: готовность к практической деятельности (Е.А. Леванова и Т.В. Пушкарева [5], личностная готовность к инновационной деятельности (Т.В. Савинова и Т.Г. Ерохина [6]), готовность к предупреждению игровой компьютерной зависимости (Е.В. Шавыркина и Т.И. Шукшина [7]) и др.
Во многих работах создана надежная научная основа мониторинга готовности в контексте оценки компетенций и других индикаторов результативности образовательной
Введение
https:// mir-nauki. com
деятельности студентов. Так, О.В. Бурляевой и М.П. Мироновой раскрыта «система внутривузовского мониторинга от входного контроля до государственной итоговой аттестации» [8, с. 24] на материале педагогического вуза. Развивая эту тему, О.П. Бурканова и О.Е. Янкина подчеркивают необходимость «профессионально-педагогической диагностики качества образовательных достижений студентов вуза» [9, с. 186].
Ю.В. Варданян с коллегами подчеркивают, что важна «Оценка исследуемых компетенций в контексте качества решения профессиональных задач» [10, с. 187], что позволит выявить уровень освоения структурных элементов конкретных компетенций и степень их интеграции.
Как видим, в современной науке имеется большой пласт работ, позволяющих понимать сущность общих и специальных компетенций, выработать подходы к формированию готовности осуществлять разные виды профессиональной деятельности. Тем не менее, готовность будущего педагога-художника к выставочно-проектной деятельности, особенности ее формирования и мониторинга в системе высшего образования рассмотрена лишь фрагментарно в контексте других исследований. Это вызывает затруднения при целенаправленной организации вузовского процесса формирования этой важной художественно-педагогической компетенции будущего педагога-художника, что усиливает актуальность и значимость исследования этой проблемы.
Исследование выполнено на материале концепции организации выставочно-проектной деятельности как среды развития профессионализма и креативности будущего педагога-художника, авторской модели приобщения обучающихся к выставочной деятельности и современных вузовских моделей мониторинга. На основе их анализа обоснована сущность готовности будущего педагога-художника к выставочно-проектной деятельности, выделены особенности вузовского этапа формирования и мониторинга этой специальной художественно-педагогической компетенции.
Основными методами исследования стали теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, структурный анализ готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности, обоснование вузовской модели ее формирования, обобщение особенностей вузовского этапа мониторинга готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности.
В профессиональной сфере жизни педагога-художника выставочно-проектная деятельность занимает особое место, так как она позволяет предъявлять профессиональным сообществам педагогов и художников, критикам и искусствоведам, зрителям продукты изобразительного и декоративно-прикладного творчества (собственного и руководимых им учащихся). Учитывая значение этого специального вида деятельности, в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева организовано многоаспектное приобщение к выставочно-проектной деятельности будущих педагогов-художников. Первая выставка «Учитель-ученик. Ступени творчества» открылась в 2011 г. в холле главного учебного корпуса института, ставшего в дальнейшем Выставочным залом. Присутствовавшие на открытии этой выставки профессиональные художники, сотрудники музея изобразительных искусств, преподаватели и студенты института, преподаватели и учащиеся детских художественных школ и общеобразовательных организаций, представители
Материалы и методы
Результаты
средств массовой информации отметили высокий уровень экспонируемых работ. Это событие способствовало развитию выставочной деятельности в институте.
Искусство - это художник и зритель. Не будет художника или зрителя, не будет и искусства. Студенты непрофильных факультетов, преподаватели, гости, ежедневно проходя мимо экспозиции, невольно останавливаются, рассматривают произведения искусства, знакомятся с различными видами и жанрами, с материалами и техникой выполнения. У них возникает потребность в общении с произведениями искусства. А для будущих педагогов-художников участие в выставке - это своего рода признание их художественных способностей. Этот стимул способствовал стремлению студентов к участию в выставках различного уровня. Наиболее успешным и продуктивно работающим студентам предоставлена возможность проводить персональные выставки учебных и творческих работ. Для студентов младших курсов такие выставки стали своего рода ориентиром для их творческого развития, а для студентов старших курсов - творческим отчетом.
Со временем в Выставочном зале стали организовываться персональные выставки профессиональных художников, которые в рамках экспозиции проводили мастер-классы по живописи для будущих педагогов-художников. Подобные выставки выполняют как культурно-просветительскую, так и дидактическую функции. Студенты - будущие педагоги-художники получают возможность изучить творческий почерк художника, работающего в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета или тематической картины, а зрители и гости института - знакомиться с художником, открывать для себя красоту родной природы, букетов нарядных весенних цветов, душистых гроздей сирени, пышных пионов, которые создают особое праздничное настроение. Поэтому такая форма работы способствовала дальнейшему развитию концепции выставочной деятельности, расширению тематики и составу участников.
Стали организовываться выставки детского художественного творчества, Международные передвижные выставки-конкурсы изобразительного творчества детей и подростков «Собака - верный друг»; «Подводный мир глазами детей» в рамках Международного детского фестиваля «Подводный мир»; «Нет войне!», организованная в рамках Международного фестиваля ЮНЕСКО «Мир вокруг нас» и др. На материалах этих выставок проводились круглые столы, семинары, где обсуждались важнейшие проблемы развития детского художественного творчества (по каким критериям отбирать на выставку детские рисунки, как их оценивать? как поддерживать творческие устремления детей?). Подобные выставки, с одной стороны, наглядно показывают уровень художественного образования детей, методический почерк их педагога, что необходимо для становления будущего педагога-художника, а, с другой стороны, они выполняют важнейшую задачу -пропаганду художественного творчества детей, подростков, студентов и педагогов.
С целью расширения источников развития художественно-педагогической компетентности стали проводиться семинары-практикумы «Учить творчеству» для учащихся и их родителей, учителей начальных классов и изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования и воспитателей детских садов. В рамках этой работы студенты под руководством преподавателей проводят мастер-классы («Этюд пейзажа», «Основы композиции», «Лепка из глины», «Народная тряпичная кукла», «Бумажная пластика», «Бисерные украшения» и др.). Они учатся проектировать и строить драматургию занятия, осваивают навыки педагогического общения и руководства творческим процессом, организуют подготовку творческих работ для итоговой выставки и участвуют в ее организации. Наблюдения показали, что наибольшую эффективность работы дает способ совместной деятельности педагога и обучающихся, направленный на решение творческих задач.
Эта идея стала развиваться и нашла воплощение в Научно-образовательном центре «Академия успеха», образованном на базе института в 2016 г. с целью создания необходимых
условий для поддержки одаренных детей. В период школьных каникул проводятся научно-образовательные смены по направлению «Искусство» по программам «Станковая живопись» и «Основы гончарного мастерства». К проведению занятий привлекаются студенты третьего курса. На занятиях по программе «Основы гончарного мастерства» будущие педагоги-художники обучают учащихся лепке глиняной народной игрушке и работе на гончарном круге. Затем вылепленные изделия обжигаются в печи, покрываются глазурью и на последнем занятии, при подведении итогов, участвуют в мини-выставке. На занятиях по живописи учащиеся выполняют композиции по конкурсным темам, которые актуальны в данный период. Так, в 2019 г. юные художники выполняли рисунки, посвященные театру, которые экспонировались в Выставочном зале института. Кульминационным моментом открытия выставки стало вручение дипломов победителям и участникам регионального этапа международного конкурса детского рисунка XXVIII передвижной выставки «Я вижу мир: мир театра», а также презентация и вручение им календаря «2019 год - год Театра», который проиллюстрирован рисунками детей всего мира, в том числе - и из Саранска. Эти направления работы дают возможность актуализировать и формировать готовность будущего педагога-художника к выставочно-проектной деятельности. Это специальная художественно-педагогическая компетенция студента, освоение которой обеспечивает ориентацию на создание творческого продукта (собственного и руководимого им ученика) и действий по ее реализации, вбирающих в себя готовность проявить себя в разных аспектах (участника экспозиции, руководителя экспонируемой работы обучающихся, организатора выставки).
Структура готовности к выставочной деятельности состоит из трех компонентов:
• теоретический (владение системой знаний в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, средств художественной выразительности различных видов искусств, техник и технологий художественной обработки материалов, необходимых для создания художественного образа и воплощения творческого замысла);
• личностный (мотивационная готовность к осуществлению выставочной деятельности, осознание значимости своей будущей профессии для художественно-эстетического саморазвития и развития обучающихся средствами выставочной деятельности);
• технологический (побуждение интереса к предстоящей выставочной деятельности, прогнозирование и организация взаимодействия творческих групп, технологическое моделирование выставочной деятельности и управление практической работой по созданию экспозиции).
В институте накоплен опыт формирования готовности студентов к выставочно-проектной деятельности, который включает несколько этапов:
1. Приобретение знаний по теоретическим и практическим основам изобразительного искусства на протяжении всего периода обучения в вузе. Теоретические знания основ изобразительной грамоты применяются студентом на практических занятиях в ходе выполнения учебных заданий, отрабатываются и закрепляются навыки владения средствами художественной выразительности при выполнении самостоятельных работ. Таким образом, теоретические знания синтезируются с практическими навыками владения языком искусств, в результате чего появляется прочная основа для создания будущего выставочного произведения. На этом этапе художественно-педагогического образования будущего педагога-художника в ходе изучения дисциплин («Живопись», «Рисунок», «Скульптура», «Композиция», «Основы декоративно-прикладного искусства», «История искусств», «Методика обучения изобразительному искусству») происходит формирование знаний о
методах и принципах обучения искусству, проектирования и проведения урока и внеучебного занятия по изобразительному искусству, методических условиях построения системы художественно-творческого развития ребенка, методике организации и проведения художественных выставок.
2. Накопление реального опыта организации внеурочной деятельности по художественному творчеству. На этом этапе студент совместно с преподавателем организует и проводит семинары-практикумы по различным видам художественной деятельности, которые не требуют специальных инструментов и материалов, доступны в изготовлении и дают возможность получить быстрый и зрелищный результат. В процессе обсуждения творческих результатов и отбора работ для будущей выставки формируются навыки анализа художественного произведения, тем самым приобретается опыт освоения художественно-педагогической компетенции в организации и проведении продуктивных видов деятельности, обогащения опыта эмоционально-ценностного отношения к художественному творчеству. Это расширяет уровень художественной культуры, способствует формированию интереса к искусству в целом и к занятиям художественным творчеством.
3. Подготовка будущих педагогов-художников к проектированию и проведению уроков изобразительного искусства, занятий по художественному творчеству. На этом этапе внедрены в учебный процесс такие дисциплины по выбору, как «Станковая графика в профессиональной подготовке педагога», «Декоративная живопись в профессиональной подготовке педагога», «Книжная графика в образовательном процессе», «Технология живописи в образовательном процессе», «Развитие творческих способностей школьников в процессе занятий керамикой» и др. Эти дисциплины ведутся в просторных художественных мастерских (живописи, рисунка, керамики, декоративно-прикладного искусства) и нацелены на формирование у студентов теоретической и практической готовности к решению художественно-педагогических задач в предстоящей профессиональной деятельности. Целенаправленная и увлеченная работа в художественных мастерских становится практической базой для достижения высоких результатов в художественно-творческой и выставочной деятельности студентов, что в свою очередь характеризует степень продвижения студента, его творческий рост.
4. Самостоятельное ведение в ходе производственных (педагогических) практик уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе, занятий в детских художественных школах и школах искусств, кружковых занятий различной художественной направленности в летних оздоровительных лагерях. На этом этапе студенты разрабатывают конспекты уроков, занятий и мероприятий по художественным дисциплинам и внеклассной (внеурочной) деятельности, проводят художественно-педагогическую деятельность с обучающимися и отдыхающими. Основным критерием успешности студента в этот период являются творческие работы его учеников. Выразительные, оригинальные, эмоциональные произведения детей характеризуют методический уровень проведенной работы и сформированность у учащихся творческого отношения к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
Одна из важнейших задач, решаемых на этих этапах, состоит в приобщении будущих педагогов-художников к участию в выставочных и фестивально-конкурсных мероприятиях различного уровня, что обеспечивает формирование их готовности к выставочно-проектной деятельности. Для своевременной поэтапной оценки сформированности исследуемой компетенции организован мониторинг, который включает систему систематически применяемых в вузе оценочно-контролирующих мониторинговых процедур.
Мониторинг готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности осуществляется в процессе непосредственной оценки сформированности исследуемой
компетенции или опосредованно путем ее косвенной оценки совместно с другими компетенциями. Тем самым в ходе комплексных мероприятий обеспечивается единство и своеобразие формирующего и контролирующего аспектов выявления результативности продвижения студента в освоении этого профессионально и личностно значимого специального направления его предстоящей художественно-педагогической деятельности.
Обсуждение
В процессе исследования нашли подтверждение актуальность, значимость и перспективность решения ряда проблем:
• выделения выставочно-проектной деятельности как вида специальной деятельности педагога-художника, ориентирующего на творческие достижения;
• обоснования потенциала Выставочного зала вуза как профессионально-развивающей творческой среды будущего педагога-художника;
• определения сущности готовности выпускника вуза к выставочно-проектной деятельности как личностно и профессионально значимой поэтапно формируемой специальной компетенции;
• раскрытия особенностей мониторинга сформированности исследуемой компетенции, выраженных в применении непосредственной и косвенной оценки.
Возможны разные варианты решения исследуемых проблем. Предложенные варианты апробированы и доказали свою продуктивность. Однако выделяются другие ракурсы этих проблем, которые связаны с соотношением педагогической и художественной составляющих выставочной деятельности. Также представляет интерес изучение возможностей мониторинга идентифицировать именно те элементы и аспекты, которые относятся к формируемой и оцениваемой компетенции будущего педагога-художника с учетом ее генезиса и динамичности освоения. Эти новые ракурсы рассмотренных проблем могут стать перспективным направлением для будущих исследований.
Значимость полученных результатов исследования определяется возможностью их использования для совершенствования процесса формирования специальных компетенций будущего педагога-художника нового типа. Такой выпускник креативен, ориентирован на организацию успешного дополнения высоких образовательных результатов творческими достижениями (своими и руководимыми им обучающимися), подтвержденными участием в художественных выставках разного уровня и тематической направленности.
Заключение
Как показало исследование, в настоящее время художественное образование усиливает свою значимость в связи с его возрастающими возможностями содействовать процессу социокультурного развития личности. Это актуализирует потребность в художественных и художественно-педагогических кадрах, способных, с одной стороны, развивать культуру и искусство, с другой - развивать подрастающее поколение средствами культуры и искусства.
В профессиональной деятельности педагога-художника наряду с решением общепедагогических задач выделяются специальные задачи, к которым относится осуществление выставочно-проектной деятельности в разных аспектах (участника экспозиции, руководителя экспонируемой работы обучающихся, организатора выставки). Учитывая особую продуктивность и значимость выставочной деятельности для профессионального и
личностного развития будущего педагога-художника, необходимо формировать готовность к ее осуществлению и организовать поэтапный мониторинг сформированности исследуемой компетенции для получения целостного представления о возможности выпускника вуза решать соответствующие профессиональные задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шаповалова, И.А. Творческая деятельность студентов в условиях учреждения художественного образования [Текст] / И.А. Шаповалова // Мир науки, культуры, образования. 2017. Т. 63. № 2. С. 166-168.
2. Романова, Н.И., Лазарев С.П. Из опыта профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура» [Текст] / Н.И. Романова, С.П. Лазарев // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 8 (185). С. 59-67. Б01: 10.23951/1609-624Х-2017-8-59-67.
3. Карпова, Г.А., Хорева Л.В. Конгрессно-выставочная деятельность: подготовка кадров и профессиональные стандарты [Текст] / Г.А. Карпова, Л.В. Хорева // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. № 3. С. 6-11.
4. Варданян, В.А. Выставочная деятельность как средство развития художественно-педагогической компетентности студента [Текст] / В.А. Варданян // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 3 (11). С. 13-16.
5. Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентоспособности специалиста // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 3-2. С.148-150.
6. Савинова Т.В., Ерохина Т.Г. Исследование личностной готовности будущих педагогов к инновационной деятельности как компонента профессиональной стратегии // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 5713. С. 183-189.
7. Шавыркина Е.В., Шукшина Т.И. Проблема формирования готовности студентов педвуза к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2011. № 15. С. 198-206.
8. Бурляева О.В., Миронова М.П. Внутривузовский независимый мониторинг образовательных результатов студентов как ориентир совершенствования профессиональной подготовки педагога [Текст] / О.В. Бурляева, М.П. Миронова // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4 (28). С. 20-25.
9. Бурканова О.П., Янкина О.Е. Диагностика и оценка качества образовательных достижений студентов в педагогическом вузе [Текст] / О.П. Бурканова, О.Е. Янкина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6-1 (72). С. 186-189.
10. Варданян Ю.В., Вдовина Н.А., Кондратьева Н.П., Фадеева О.В. Особенности вузовского этапа мониторинга практико-ориентированных компетенций педагога-психолога [Текст] / Ю.В. Варданян, Н.А. Вдовина, Н.П. Кондратьева, О.В. Фадеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 181-191. БОТ: 10.25588/С8РИ.2018.03.19.
Vardanyan Valeriy Ambartsumovich
Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia
E-mail: [email protected]
Rusyayev Aleksandr Petrovich
Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia
E-mail: [email protected]
Matveeva Nadejda Vasilevna
Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia
E-mail: [email protected]
Exhibition and project activity as a means of art education of a future teacher-artist
Abstract. The article substantiates the necessity to prepare a future teacher-artist for special types of professional activity. Readiness for exhibition and project activity as a special artistic and pedagogical competence and features of the university stage of its formation and monitoring were characterized. The material was the concept of the concept of exhibition and project activities and modern monitoring models. The methods of analysis of scientific literature on the problem of the research and experience of its solution in pedagogical higher education institutions were used.
The model of readiness of a future teacher-artist for the exhibition and project activity and features of its introduction to a pedagogical higher education institution were substantiated. The perspective directions in the research of problems of a future teacher-artist training were identified. The essence and structure of readiness for the exhibition and project activity of a future teacher-artist, the content and features of its formation and monitoring in a pedagogical higher education institution were substantiated.
Acknowledgements: The research was carried out within the framework of the grant for research work on priority directions of scientific activity of partner universities in network interaction (Perm state humanitarian pedagogical University and Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev) on the subject "Formation of readiness of the future teacher-artist to the organization of project activities of students in fine and decorative arts".
Keywords: art education; creativity; creative product; artistic and pedagogical activity; exhibition and design activities; readiness for exhibition and project activity; competence; monitoring