Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА'

СОЗДАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнопедагогика / этнокультурное воспитание / детский сад / человек культуры / этнокультурная образовательная среда / ethnopedagogy / ethnocultural education / kindergarten / person of culture / ethnocultural educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Александра Ивановна, Ефремова Татьяна Ивановна, Захарова Анна Алексеевна

В статье представлен опыт работы сельского детского сада «Туллукчаан» Республики Саха (Якутия) по созданию этнокультурной образовательной среды, позитивный опыт которого востребован в сочетании с новыми подходами в дошкольном образовании, учитывающими современные реалии. МБДОУ «Туллукчаан» является центром жизни микрорайона сельского социума, где установились партнерские, культурно-экономические взаимоотношения, что положительно отражается на образование воспитанников детского сада. Задача, которую ставит современное общество в вопросах воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, может быть успешно разрешено при создании соответствующих педагогических условий. Одним из таких условий может стать создание этнокультурной образовательной среды. Этнокультурная среда является основополагающим фактором воспитания самодостаточной личности, осознающего свою гражданскую ответственность. Отметим также, что процессы интеграции, происходящие в мире, вносят свои коррективы в образовательную деятельность растущего человека в условиях детского сада сельского социума. Как никогда возникает понимание ценности образования как восхождения к духовно-нравственным ценностям, когда в центр образовательной деятельности ставится человек культуры. Воспитание духовности и нравственности является главной стратегической линией воспитательной деятельности в детских садах. Воспитание человека культуры, осознающего свою этническую и культурную идентичность, сочетающуюся с чувством уважения и толерантности к традициям и ценностям иных культур, является одной из приоритетных в процессе образования детей дошкольного возраста. Этнокультурная среда как эффективное педагогическое условие образовательного значения создает благоприятную атмосферу в образовании человека культуры с самого раннего возраста. Этнокультурная образовательная среда, созданная в детском саду «Туллукчаан» села Чурапча Республик Саха (Якутия) основана на традициях народа саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Александра Ивановна, Ефремова Татьяна Ивановна, Захарова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the experience of the rural kindergarten “Tullukchaan” of the Republic of Sakha (Yakutia) in creating an ethnocultural educational environment, the positive experience of which is in demand in combination with new approaches in preschool education that take into account modern realities. MBDOU "Tullukchaan" is the center of life in the microdistrict of rural society, where partnerships, cultural and economic relationships have been established, which has a positive effect on the education of kindergarten students. More than ever, there is an understanding of the value of education as an ascent to spiritual and moral values, when a person of culture is placed at the center of educational activity. Education of spirituality and morality is the main strategic line of educational activities in kindergartens. Raising a person of culture who is aware of his ethnic and cultural identity, combined with a sense of respect and tolerance for the traditions and values of other cultures, is one of the priorities in the education of preschool children. The task that modern society poses in matters of raising children in preschool educational institutions can be successfully resolved by creating appropriate pedagogical conditions. One of these conditions may be the creation of an ethnocultural educational environment. The ethnocultural environment is a fundamental factor in the education of a self-sufficient individual who is aware of his civic responsibility. We also note that the integration processes taking place in the world make adjustments to the educational activities of a growing person in the conditions of a kindergarten in a rural society. The ethnocultural environment as an effective pedagogical condition of educational significance creates a favorable atmosphere in the education of a person of culture from a very early age. The ethnocultural educational environment created in the Tullukchaan kindergarten in the village of Churapcha in the Republic of Sakha (Yakutia) is based on the traditions of the Sakha people.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА»

существующими образовательными практиками. Ключевая задача проекта - повышение уровня развития ЦК студентов и сотрудников АГНИ. Проект также направлен на интеграцию навыков, направленных на развитие ЦК студентов и ППС. С февраля 2021 года по настоящее время в оценке ЦК приняли участие более 400 студентов и 94 преподавателя. На данный момент 28% студентов и 27% ППС, принявших участие в оценке ЦК, сдали цифровые нормативы и претендуют на знак отличия.

Анализ решения проблемы повышения уровня ЦК, первичных результатов привел к выводам:

1. Нет единых методологических подходов к моделированию и оценке ЦК.

2. Существующие модели отличаются компонентным составом и подходами к категоризации цифровых индикаторов.

3. Необходимо теоретическое обоснование моделей ЦК при отсутствии единых подходов и методологических позиций, в том числе в области терминологии.

3. Проект «Цифровое ГТО» является организационно-педагогическим условием развития ЦК обучающихся и работников АГНИ.

4. Важно формировать систему мотивации обучающихся и работников АГНИ с целью обеспечения прогресса в развитии ЦК.

5. Необходимо разработать методику, которую будут совместно использовать институт и работодатели для мониторинга прогресса в развитии ЦК.

Литература:

1. Кадры для цифровой экономики. - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866 (дата обращения: 29.09.2023)

2. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ. - Москва: Изд-во НИУ ВШЭ, 2020. - 16 с.

3. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше, чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. -М.: AHO ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. - 136 с.

4. Пеша, A.B. Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке: обзор исследований / A.B. Пеша // Образование и саморазвитие. -2022. -№ 1. - T. 17.-С. 201-220

5. Приказ Минэкономразвития России от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_ot_24_yanvarya_2020_g_41.html (дата обращения: 29.09.2023)

6. Соколова, Б.И. Цифровые компетенции и новые технологии в образовании (по материалам документов Бвропейской комиссии) / Б.И. Соколова // Непрерывное образование: XXI век. - 2020. - Вып. 2 (30). - DOI: 10.15393/j5.art.2020.5693

7. Стратегия развития АБНИ на период 2021-2030 годы. - URL: https://agni-rt.ru/institute/development/strategy%20-2030/ (дата обращения: 29.09.2023)

8. Структура ИКБ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - 2011. Редакция 2.0. Русский перевод. -115 с.

9. Токарева, М.В. Цифровая компетенция или цифровая компетентность / М.В. Токарева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. -2021. -№4 (52). - С. 133-140

10. Указ Президента РФ от 09.05.2017г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 29.09.2023)

11. Цифровое ГТО. - URL: https://agni-rt.ru/education/digital-gto/faaTa обращения: 29.09.2023)

12. European Commission, Directorate-General for Communications Networks, Content and Technology, (2017). EU-wide digital once-only principle for citizens and businesses : policy options and their impacts : executive summary, Publications Office. -URL: https://data.europa.eu/doi/10.2759/197453 (дата обращения: 29.09.2023)

13. Ferrari, A. Understanding digital competence in the 21st century: An analysis of current frameworks / A. Ferrari, Y. Punie, С. Redecker // European Conference on Technology Enhanced Learning. - Springer, Berlin, Heidelberg, 2012. - P. 79-92

14. Gilster, P. Digital literacy/Р. Gilster. - New York: JohnWiley & Sons, Cop.1997. - 276 p.

15. United Nations (2017) Resolution adopted by the General Assembly on 6 July 2017, Work of the Statistical Commission pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable Development (A/RES/71/313). - URL: https://undocs.Org/A/RES/71/313

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Захарова Александра Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); педагог- тьютор Ефремова Татьяна Ивановна

МБДОУ «Туллукчаан» Чурапчинского улуса (района) Республика Саха (Якутия) (с. Чурапча); магистрант группы МТО-23 Захарова Анна Алексеевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

СОЗДАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА СЕЛЬСКОГО

СОЦИУМА

Аннотация. В статье представлен опыт работы сельского детского сада «Туллукчаан» Республики Саха (Якутия) по созданию этнокультурной образовательной среды, позитивный опыт которого востребован в сочетании с новыми подходами в дошкольном образовании, учитывающими современные реалии. МБДОУ «Туллукчаан» является центром жизни микрорайона сельского социума, где установились партнерские, культурно-экономические взаимоотношения, что положительно отражается на образование воспитанников детского сада. Задача, которую ставит современное общество в вопросах воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, может быть успешно разрешено при создании соответствующих педагогических условий. Одним из таких условий может стать - создание этнокультурной образовательной среды. Этнокультурная среда является основополагающим фактором воспитания самодостаточной личности, осознающего свою гражданскую ответственность. Отметим также, что процессы интеграции, происходящие в

мире, вносят свои коррективы в образовательную деятельность растущего человека в условиях детского сада сельского социума. Как никогда возникает понимание ценности образования как восхождения к духовно-нравственным ценностям, когда в центр образовательной деятельности ставится человек культуры. Воспитание духовности и нравственности является главной стратегической линией воспитательной деятельности в детских садах. Воспитание человека культуры, осознающего свою этническую и культурную идентичность, сочетающуюся с чувством уважения и толерантности к традициям и ценностям иных культур, является одной из приоритетных в процессе образования детей дошкольного возраста. Этнокультурная среда как эффективное педагогическое условие образовательного значения создает благоприятную атмосферу в образовании человека культуры с самого раннего возраста. Этнокультурная образовательная среда, созданная в детском саду «Туллукчаан» села Чурапча Республик Саха (Якутия) основана на традициях народа саха.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнокультурное воспитание, детский сад, человек культуры, этнокультурная образовательная среда.

Annotation. This article describes the experience of the rural kindergarten "Tullukchaan" of the Republic of Sakha (Yakutia) in creating an ethnocultural educational environment, the positive experience of which is in demand in combination with new approaches in preschool education that take into account modern realities. MBDOU "Tullukchaan" is the center of life in the microdistrict of rural society, where partnerships, cultural and economic relationships have been established, which has a positive effect on the education of kindergarten students. More than ever, there is an understanding of the value of education as an ascent to spiritual and moral values, when a person of culture is placed at the center of educational activity. Education of spirituality and morality is the main strategic line of educational activities in kindergartens. Raising a person of culture who is aware of his ethnic and cultural identity, combined with a sense of respect and tolerance for the traditions and values of other cultures, is one of the priorities in the education of preschool children. The task that modern society poses in matters of raising children in preschool educational institutions can be successfully resolved by creating appropriate pedagogical conditions. One of these conditions may be the creation of an ethnocultural educational environment. The ethnocultural environment is a fundamental factor in the education of a self-sufficient individual who is aware of his civic responsibility. We also note that the integration processes taking place in the world make adjustments to the educational activities of a growing person in the conditions of a kindergarten in a rural society. The ethnocultural environment as an effective pedagogical condition of educational significance creates a favorable atmosphere in the education of a person of culture from a very early age. The ethnocultural educational environment created in the Tullukchaan kindergarten in the village of Churapcha in the Republic of Sakha (Yakutia) is based on the traditions of the Sakha people.

Key words: ethnopedagogy, ethnocultural education, kindergarten, person of culture, ethnocultural educational environment.

Введение. Ведущая роль в воспитании личности с раннего возраста принадлежит этнопедагогике. Этнопедагогика как наука, изучающая опыт этнических групп в обучении и воспитании детей, считает, что человек как носитель своей культуры, но в то же время способен усваивать традиции, культуру, язык других наций.

«Этнокультура» как термин появился от сокращения словосочетания «этническая культура». Этнокультура является содержательной основой этнокультурного воспитания. Этнокультурное воспитание как процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Как отмечает профессор Г.Н. Волков он основывается на принципах и закономерностях этнопедагогики. Анализ этапов развития этнопедагогических теорий и концепций позволяет сделать вывод о том, что, прежде чем индивид соспоставить себя с мировой, общечеловеческой культурой и узнает «язык» другого народа, необходимо, чтобы он хорошо знал свою национальную культуру [1, С. 599-601]. Этнокультурное воспитание ставит во главу угла формирование человека культуры. Основным фактором воспитания для данного процесса является создание образовательной среды. Такой средой является этнокультурная образовательная среда. Под термином «дошкольное этнокультурное образование» мы понимаем систему обучения и воспитания детей в детских садах, направленную на формирование этнокультурной личности - человека культуры.

Воспитание человека культуры является приоритетеной задачей современного общества заключается. Человек культуры, в первую очередь, осознает свою этническую и культурную идентичность, во-вторых сочетает сочетающуюся с чувством уважения и толерантности к ценностям иных культур. Воспитание же человека культуры тесно связано с развитием ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих ценностей и принципов гуманизма - это принятие и уважение ценностей семьи, общества, школы, коллектива, стремление следовать им, ориентация на нравственные содержания и смыслы как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, освоение общечеловеческих ценностей как Истина, Добро, Красота, Вера, Надежда, Любовь. Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни ему дороги. Однако признается, что многие духовные ценности у людей едины.

Общечеловеческая культура имеет двуединую структуру - духовную и материальную, которые связаны с двумя сферами деятельности человека - материальным и духовным.

Духовная и материальной культура народов Якутии изучены Г. Миллером, И.А. Худяковым, В.Л. Серошевским, Э.К. Пекарским и др., ими описаны традиции якутской семьи и быта, нравы и верования. Национальный региональный аспект в формировании личности, гражданских качеств рассмотрен в научных трудах таких ученых как Г.Н. Волков, Д.А. Данилов, А.А. Григорьева, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин, К.Д. Уткин, К.С. Чиряев и др. [1, С. 5].

Идея о том, что освоение духовной культуры народа лежит через его язык принадлежит великому российскому педагогу К.Д. Ушинскому. Я.-А. Коменский указывал, что обретение универсальной культуры позволит народам преодолеть национальную замкнутость и этническую ограниченность, а каждому отдельному человеку - ограниченность собственного бытия [3, С. 65-84].

Таким образом, обращение к традиционным формам жизнедеятельности может помочь человеку сохранить внутреннюю стабильность и целостность, психическое и физическое здоровье [6, С. 6].

Воспитание личности ребёнка в системе российского образования начинается в дошкольных образовательных учреждениях. Детский сад - это место, где дети начинают свое образование и социализацию. Ребёнок, проходя период социализации в детском саду, приобретает те нормы культуры, которые действенны в данный период времени. Возникает проблема создания здоровой культурной среды воспитания в дошкольных учреждениях. Именно этнокультурная среда воспитания, на наш взгляд, имеет большой потенциал, способствующий становлению дошкольника как «человека культуры» - творца своего универсального культурного мира: духовного, материального, социального, цифрового, технологического и прочее. Для достижения этой цели возникает необходимость разработки функциональной модели этнокультурной среды в детском саду. Этнокультурная среда формирует личность по восходящей схеме: этнокультурность - межкультурность - поликультурность. То есть воспитывает личность, которая, во-первых, является носителем определенной культуры с высоким уровнем этнического самосознания, во-вторых, знающего и уважающей культуры других народов, в третьих, обеспечивает приобщение его к общечеловеческим культурным ценностям.

Изложение основного материала статьи. Сельские дошкольные образовательные учреждения как социокультурные центры сельского поселения интегрируют в целостное образовательно-воспитательное пространство, социальные институты села во взаимодействии и единстве воспитательных задач, которые расширяют образовательную, социокультурную среду жизнедеятельности детей и перспективы их воспитания и развития в сельском социуме [4, С. 12]. Самобытность, исторические, духовные, национальные, культурные ценности, традиции и обычаи воспитания народа в наибольшей степени сохранились на селе.

Традиции якутского сельского социума республики Саха (Якутия) складывались веками и до сегодняшнего дня способствуют сохранению и передаче культурного наследия народа саха подрастающему поколению [1, С. 27].

МБДОУ «Туллукчаан» в переводе на русский язык означает «Пуночек» является одним из лучших образовательных учреждений республики и находится в селе Чурапча Чурапчинского улуса республики. Чурапчинский улус (район) расположен в Центральной Якутии. Основная часть населения - якуты (97,0%. Здесь также живут: русские (1,5%), эвены (0,3%), эвенки (0,4%), и представители других национальностей (0,8%). Численность населения по переписи 2021 года составляет 21107 человек. Чурапчинский улус (район), в рамках организации местного самоуправления, включает 17 муниципальных образований со статусом сельских поселений (наслегов). Образование улуса насчитывает 22 единицы муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организаций. Центром улуса (района) является село Чурапча с населением 10 тысяч человек.

МБДОУ «Туллукчаан» расположено в с. Чурапча, где сохранилась этнокультурная среда, которая способствует воспитанию в детях базовых общечеловеческих гуманистических ценностей, развитию творческого потенциала, способностей и талантов, формированию основ становления свободной личности, основанных на духовных ценностях народа саха. В улусе сохранился язык народа саха в чистом виде, все жители общаются на родном якутском языке. Также нужно отметить, что именно здесь родились и выросли первые профессиональный врач, академик, художник, народный писатель, артист из народа саха.

В детском саду «Туллукчаан» одним из важных компонентов системы воспитания дошкольников выступает использование традиций сельского социума в этнокультурном воспитании. Реализация традиций происходит с учетом возраста детей, сложившегося опыта и времени года.

МБДОУ «Туллукчаан» является инновационной площадкой улуса (района) по теме «Социокультурный центр «Туллукчаан», участвует в апробации сетевых инновационных площадок по внедрению программы «STEM - образование детей дошкольного возраста». Также имеет статус республиканской инновационной площадки по теме «АЬа5ас эйгэ ситимэ» («Открытая этнокультурная среда»). Опытно-экспериментальная работа проводится с целью создания единого образовательного этнокультурного пространства в сельском социуме. Учатниками являются воспитанники, родители, жители микрорайона «Куогалы». В микрорайоне также находятся образовательные организации общеобразовательного и среднего профессионального образований, такие как улусная гимназия, агротехнологический колледж.

Деятельность МБДОУ «Туллукчаан» по созданию этнокультурной образовательной среды начиналась с разработки авторской программы «Туллукчаан» - ого сайдар туьулгэтэ» («Пуночек» - среда развития ребенка»), цель которой -создание педагогических условий для раскрытия потенциала развития каждого ребенка, его способностей и интересов, удовлетворения индивидуальных потребностей и возможностей через создание этнокультурной образовательной среды в сельском дошкольном учреждении. В рамках программы реализуются проекты:

- «Авторская настольная игра с этнокультурной направленностью»;

- «Семейно-этнический уклад «Бала5ан» («Жилище якутов») как модель развивающей этносреды»;

- «Сахалыы халандаарынан о5ону иитии» («Якутский календарь как воспитывающая среда»);

- «Алгыс (славословие) в образовательно-воспитательном процессе»;

- «Наш дом - цветущий детский сад»;

- «Этнопедагогическая деятельность в ДОУ»;

- Инновационная модель «05о сайдар ыллыктара» («Детские развивающие тропы») как фактор успешной социализации дошкольников в условиях ФГОС;

- «Организация метапредметных детских центров»;

-Образовательный кластер «Эркин»: инженерное образование;

- «Аллея трудовой славы»;

- «Чэгиэн о5о» (Бодрый ребенок) по круглогодичному циклу якутского календаря;

- национальная борьба «Хапсагай», «Гимнастика».

Определены принципы организационно-педагогической деятельности в рамках программы:

- личностно-ориентированная модель взаимоотношений взрослых и детей;

- индивидуализация с учетом актуальных потребностей, уровня психофизического развития ребёнка;

- организация благоприятного психологического климата пребывания детей в группе;

- рациональный режим;

- обеспечение свободы двигательной активности.

Основная цель деятельности детского сада направлена на осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования.

Предметом деятельности является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств воспитанников, формирование предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Режим функционирования детского сада - пятидневная. Длительность пребывания детей в группах составляет 12 часов: с 8:00 до 20:00 ч.

Миссия МБДОУ «Туллукчаан» заключается в обеспечении становления ребёнка как личности, обогащении жизни дошкольника содержанием, удовлетворенности потребности в познании, созидании и творчестве, создание условий для устойчивого физического и психического здоровья в содружестве с семьёй и общественными организациями.

Отличительная особенность деятельности МБДОУ «Туллукчаан» видится в трансляции культуры народа Саха, их особенностей, традиций. Воспитанник детского сада прежде всего осваивает национальную культуру своего народа, затем на основе диалога культур интегрирует с культурой других народов, осваивает общечеловеческую культуру. В детском саду реализуется авторская программа этнопедагога детского сада Захаровой И.Д. по развитию родного языка и речи, формированию духовной культуры воспитанников. В рамках программы успешно реализуется проект «Бала5ан - о5о оонньуур тусулгэтэ» («Юрта - игровая зона ребенка»), направленная на развитие социально-нравственных отношений воспитанников через национальные настольные игры. С 2018 года в МБДОУ «Туллукчаан» открыты тендерные разновозрастные группы детей 5-7 лет: мальчиков - "Дьулурхан" и девочек - "Кулумчээнэ". Концепция программы направлена на отдельном воспитании мальчиков и девочек с опорой на традициях народа саха. Например, мальчик, как

будущий Боотур, должен быть сильным духом и плотью, честным, спокойного нрава, рассудительным, милосердным к слабым и уважительным к старшим. А девочки получают умения и навыки хозяйки дома. Для достижения поставленных задач привлекаются отцы и деды для мальчиков, матери и бабушки доя девочек. В группах воспитанники занимаются исследовательской деятельностью - проводят разноплановые опыты, исследования, наблюдения под руководством опытных педагогов. Таким образом развивается пытливость ума, воспитываются внимательность к деталям, наблюдательность, трудолюбие, аккуратность, ответственность, долготерпение.

Для проведения мероприятий с группой «Дьулурхан» (Стремление) для мальчиков создан внутрисадовский «Совет отцов». Взаимное сотрудничество отцов и педагогов детского сада расширил поле образовательной деятельности. Педагоги ведут семинары и организуют круглые столы для отцов на тему воспитания детей, а отцы в свою очередь помогают в укреплении материально-технической базы учреждения. Например, силами отцов забетонирована и огорожена спортивная площадка на территории детского сада. Придуман девиз-слоган для поднятия духовную силу членов группы: «Ситиьиигэ -Дьулус! Тулуурга - Дьулус! Кыайыыга - Дьулус! Дьулурхан!» (стремись к успеху, воле, победе!), который произносится в начале занятия и помогает морально «собраться», настроиться на образовательную деятельность. Таким образом, мальчики на живом примере отцов учатся традиционным производствам народа, учатся вести себя в мужском коллективе, а девочки под руководством матерей и бабушек учатся быть хозяйкой дома. Занятия с девочками организована по недельному циклу: понедельник - "Амаана кун", вторник - "Айаана кун", среда "Сайдыына кун", четверг "Сандаара кун", Пятница "Уран кун". Девочки занимаются этнофитнесом, гимнастикой, хореографией, занимаются рукоделием, и в каждую пятницу готовят национальные блюда и угощают членов группы "Дьулурхан". Кроме всего осваивают этикет девушки народа саха. При такой организации деятельности детей, с активным привлечением родителей, происходит продуктивное общение, развивается коммуникация, расширяются знания, умения, навыки, личностные компетенции воспитанников.

Планирование образовательного процесса в ДОУ «Туллукчаан» осуществляется по комплексно-тематической циклограмме, содержание включает традиции и обычаи народа, соответствующие темы из Программы «Кустук» («Радуга») Е.В.Соловьевой. Такое планирование позволяет систематизировать образовательный процесс и объединить усилия всех педагогов и специалистов на достижение цели. В детском саду работают центры детской деятельности: изобразительная, конструктивная деятельность, развитие речи, исследовательская, танцевальная, вокальная, фольклорная, физкультурно-оздоровительная, театральная, мультимедийная. Пространство сада отделена на зоны по направлениям деятельности. По каждому виду деятельности центра педагогами разработаны рабочие программы учебно-воспитательного процесса: «Мир вокруг меня» (Макарова H.A.), «Веселый светофор» (Флегонтова A.A.), «Лего конструирование и робототехника - шаг к техническому творчеству» (Потапова Е.А.), «Волшебная бумага» (Ефимова З.А.), «Алгыс - духовный центр» (Захарова И.Д.), Национальная борьба «Хапса5ай» (Сивцев М.П.), «Гимнастика» (Матвеева С.С.), «Народные песни» (Оконешникова Е.П.), «Танцы края» (Федорова H.H.), «Лаборатория «Унугэс» (Теплоухова К.Е.) «Играя учим английский язык» (Гоголев Ф.Е.), «Дидактическая игра «Дары Фребеля» (Салгынова Е.В.), «Финансовая грамотность» (Федорова H.A.), «Ковролинография» (Лазарева О.В.), «Чудесная доска» (Герасимова Р.В.), «Национальный мини-театр» (Коркина A.M.). Дополнительно ведутся бесплатные образовательные услуги по программам «Моделирование из бумаги», «Робототехника», «Английский язык» для детей старшей подготовительной группы, Этногруппа «Туску», «Тэлээрис» по танцам, «Айаар» по вокалу, «Оккоолой» по спорту.

МБДОУ «Туллукчаан» привлекает к работе своих социальных партнеров. Ими являются администрация с. Чурапча, улусная гимназия имени С.К.Макарова, духовный центр «Арчы», Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, улусная детская библиотека, детская библиотека «Туллукчаан» Таттинского улуса РС(Я), частная школа «Сахат» А.Бурнашева, фирма SMART-education (г. Якутск), ДОСААФ России РС(Я).

С участием социальных партнеров детским садом успешно реализуются совместные проекты:

- «Наш дом - цветущий детский сад»: детский сад «Туллукчаан» - администрация села - жители улицы Ленина 91/1 получил Знак «Дом образцового содержания» ЖКХ РФ;

- «Образовательный кластер «Эркин»: инженерное образование микрорайона «Ко5алы»: детский сад «Туллукчаан» -улусная гимназия - Чурапчинский технический колледж;

- «Итэ5эл - сиэрдээх о5о» («Вера - моральный облик ребенка»): детский сад «Туллукчаан» - духовный центр Арчы;

- «Аллея трудовой славы»: детский сад «Туллукчаан» - TOC «Ко5алы»;

- «Гендерное воспитание»: детский сад «Туллукчаан» - частная школа для мальчиков «Сахат»;

- «Я будущий шофер»: детский сад «Туллукчаан» (автор Максимов И.Н.).

Разработанная организационно-педагогическая модель этнокультурной среды по воспитанию человека культуры в детском саду «Туллукчаан» села Чурапча Республики Саха (Якутия) содержит следующие структурные компоненты: концептуально-целевой, содержательный, операционно-деятельностный и результативный.

Открытость и доступность информации о ДОУ осуществляются через официальный сайт детского сада по адресу dou-tullukchaan.ru, страницу в приложении Instagram @dou_tullukchaan. С родителями воспитанников детского сада связь осуществляется через приложения WhatsApp Messenger, электронную почту dou_tulluk@mail.ru/, онлайн анкетирование, опросы проводятся через Google формы.

Выводы. Таким образом, в МБДОУ «Туллукчаан» села Чурапча Республики Саха (Якутия) создана этнокультурная образовательная среда как фактор, имеющий особое влияние формированию человека культуры, знающего свою этническую культуру, уважающего традиции и ценности других народов, освоившего общечеловеческие ценности. Апробация созданной этнокультурной среды в условиях детского сада «Туллукчаан» сельского социума видим решение проблемы соотнесения этнического и общенародного, национального и интернационального, регионального и федерального для решения организационно-педагогических условий и содержательно-педагогических (дидактических, методических, воспитательных, а также обучающих и др. задач развития образовательной системы дошкольного образования в регионе как органической части федеральной системы образования [2, С. 158]. Разработаны научно-методологические основы воспитания личности в этнокультурной образовательной среде в дошкольном образовательном учреждении, принципы реализации модели этнокультурной образовательной среды в условиях сельского социума, концептуальные положения и выработки способов её реализации.

Наше понимание воспитание личности ребёнка в этнокультурной среде детского сада в условиях села - это не стремление выпячивать культуры какого-либо этноса, а введение историко-культурного, духовно-нравственного, социально-производственного опыта жителей конкретной территории, а обогащение классического педагогического процесса спецификой народных традиций в воспитании.

В результате опытной работы по созданию этнокультурной среды как организационно-педагогического условия эффективного формирования человека культуры в МБДУ «Туллукчаан» в условиях сельского социума обоснованы:

- воспитывающая функция традиций народов, заселяющих сельскую местность РС(Я);

- эффективность этнокультурной образовательной среды как организационно-педагогическое условие воспитания человека культуры в детском саду в условиях сельского социума;

- методологическая основа формирования личности в этнокультурной среде.

Литература:

1. Божедонова, А.П. Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутского сельского социума: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Божедонова Анна Петровна. - Москва, 2006. - 172 с.

2. Данилов, Д.А. Служение педагогической науке / Д.А.Данилов. -М.: Образование и Информатика, 2007.

3. Колин, К.К. Культура и безопасность: стратегические задачи культуры в XXI веке / К.К. Колин // Вестник культуры и искусств. -2018. - No 3 (55). - С. 65-84

4. Новоходская, М.В. Модель воспитания младших школьников в современном сельском социуме: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Новоходская Марина Валентиновна. - Москва, 2012. - 176 с.

5. Садыков, P.M. Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве / P.M. Садыков, Г.М. Садыкова // Молодой ученый. -2017. - No 13 (147). - С. 599-601

6. Хухлаева, О.В. Этнопедагогика: учебник для вузов / О.В. Хухлаева, A.C. Кривцова. - Москва: Издательство Юрайт, 2022.-333 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Костюнина Милана Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты декоративно-прикладного искусства, которые способствуют развитию эстетического отношения младших школьников. Определена проблема формирования эстетического отношения к окружающему природному и предметному миру, как основы создания условий для становления эстетически-ценностного творческого потенциала учащегося в дальнейшей преобразовательной деятельности. Рассмотрены исследования выдающихся педагогов, подтверждающих значение декоративно-прикладного искусства в становление личности. Уточнено, что произведения декоративно-прикладного искусства несут в себе глубинную эстетику народного творчества, способствует включенности детей в понимание «красоты», «эстетики», «искусства», «стиля» на основе культурной самобытности.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, младший школьный возраст, эстетическое отношение, педагогика начальной школы.

Annotation. The article discusses the theoretical aspects of decorative and applied arts, which contribute to the development of the aesthetic attitude of younger schoolchildren. The problem of forming an aesthetic attitude towards the surrounding natural and objective world is defined as the basis for creating conditions for the formation of the student's aesthetic and value-based creative potential in further transformative activities. The research of outstanding teachers confirming the importance of decorative and applied arts in the development of personality is considered. It is clarified that works of decorative and applied art carry the deep aesthetics of folk art, contributes to the inclusion of children in the understanding of "beauty", "aesthetics", "art", "style" based on cultural identity.

Key words: the decorative and applied art, the younger schoolchildren, the aesthetic attitude, the elementary school pedagogy.

Введение. Отличительной особенностью современного общества является цифровизация образования, что рассредотачивает процесс эстетизации в становлении «вдохновленного поколения», представители которого «готовы нести личную ответственность как за себя, так и за мир вокруг» [11, С. 3].

Именно поэтому становление эстетического отношения к миру важно развивать с детских лет и, наиболее активно, это происходит в процессе сотворчества, под руководством педагога. Таким образом, этап раннего приобщения к творческому процессу становится наиболее актуальным.

Декоративно-прикладное искусство способно повысить оперативность в понимание закономерностей эстетики композиции, цвета, формы, поиска оригинальных идей на основе понятных технологий ручного творчества.

Все это потребовало уточнения принципов, при которых развитие эстетического отношения младших школьников будет формироваться более эффективно.

Изложение основного материала статьи. Актуальность изучения, развития и внедрения возможностей декоративно прикладного искусства как средства развития эстетического отношения младших школьников, обусловлено, тем, что эстетические чувства, отмечает в своих работах Э.Ф. Москалева, не являются врожденными, следовательно, чем раньше начнется процесс их развития, тем более устойчиво-сформированным будет эстетическое отношение к окружающему [7, С. 85].

Авторы И.Б. Бичева и С.Н. Казначеева отмечают, что «эстетическое развитие личности проявляется в единстве и взаимообусловленности ее эстетических ценностей, чувств, сознания и действий» [3, С. 5].

Эти авторы также определяют, что личности с эстетическим отношением соответствуют такие характеристики:

- широкий эстетический кругозор и восприимчивость к искусству;

- понимание эстетического идеала и стремление к его формированию;

- осознанность эстетических норм;

- следование законам эстетики;

- присутствие эстетической позиции;

- наличие эстетического вкуса;

- мотивация на непрерывное обновление эстетических впечатлений;

- приобретение эстетических знаний;

- творческое самовыражение [3, С. 5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.