Научная статья на тему 'ПЛЕНЭР КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЛЕНЭР КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЕНЭР / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЭТЮД / ЗАРИСОВКА / НАБРОСОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Винокурова Анастасия Дмитриевна

В статье раскрывается вопрос использования пленэр как формы организации развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста и обоснование эффективности данной формы в образовательной деятельности. соответствии с общим замыслом и логикой исследование раскрыты теоретико-методологические аспекты развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста. Представлена методическая интерпретация исследования, которое проходило на базе МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления «Ньургуяна» с. Килянки Муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия)». Выявлены уровни развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста, создан раздел «Пленэр» в рабочей программе по изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Винокурова Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLENER AS A FORM OF DEVELOPMENT OF VISUAL SKILLS IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE

The article reveals the issue of using the plein air as a form of organizing the development of visual skills in older preschool children and substantiating the effectiveness of this form in educational activities. In accordance with the general concept and logic of the study, the theoretical and methodological aspects of the development of visual skills in older preschool children are revealed. The methodological interpretation of the study, which took place on the basis of the MBDOU "Kindergarten for supervision and health improvement" Nyurguyana, vil. Kilyanki of the Municipal Formation "Churapchinsky Ulus (District)" of the Republic of Sakha (Yakutia)". The levels of development of visual skills in senior preschool children have been identified, and a section "Plein air" has been created in the work program for visual activity.

Текст научной работы на тему «ПЛЕНЭР КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 376.42

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Винокурова Анастасия Дмитриевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПЛЕНЭР КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрывается вопрос использования пленэр как формы организации развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста и обоснование эффективности данной формы в образовательной деятельности. соответствии с общим замыслом и логикой исследование раскрыты теоретико-методологические аспекты развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста. Представлена методическая интерпретация исследования, которое проходило на базе МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления «Ньургуяна» с. Килянки Муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия)». Выявлены уровни развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста, создан раздел «Пленэр» в рабочей программе по изобразительной деятельности.

Ключевые слова: пленэр, дети дошкольного возраста, этюд, зарисовка, набросок.

Annotation. The article reveals the issue of using the plein air as a form of organizing the development of visual skills in older preschool children and substantiating the effectiveness of this form in educational activities. In accordance with the general concept and logic of the study, the theoretical and methodological aspects of the development of visual skills in older preschool children are revealed. The methodological interpretation of the study, which took place on the basis of the MBDOU "Kindergarten for supervision and health improvement" Nyurguyana, vil. Kilyanki of the Municipal Formation "Churapchinsky Ulus (District)" of the Republic of Sakha (Yakutia)". The levels of development of visual skills in senior preschool children have been identified, and a section "Plein air" has been created in the work program for visual activity.

Keywords: plein air, preschool children, sketch, sketch, sketch.

Введение. Первый Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев в послании педагогической общественности говорил "...Само разнообразие сферы художественного образования может быть основой для благотворного раскрытия интеллектуально-творческого потенциала человека, как творчески мыслящего, креативного, умного, способного творить вокруг себя ту красоту, на которую возложена миссия спасти мир...".

Концепция проекта «Рисуем все» указывает на перспективы развития изобразительного искусства в единстве целей, задач и путей их достижения. Основная идея проекта «Рисуем все» - культура и искусство - важнейшие компоненты всестороннего образования, которые обеспечивают развитие личности.

Изложение основного материала статьи. Опытно-экспериментальная работа была проведена нами в МБДОУ детский сад «Ньургуяна» с. Килянки Чурапчинского улуса.

При разработке диагностического материала мы опирались на опыт Ирины Александровны Лыковой, Тамары Семеновны Комаровой и Галины Анатольевны Урунтаевой.

1. Критерий «Восприятие и связанное с ним представление» (по методике Т.С. Комаровой). Было дано диагностическое задание «Корзина с фруктами» (Цель: выявить умения передавать форму, величину, компоновка на листе, пропорции предметов, передача цвета).

2. Критерий «Овладение средствами выразительности» (по методике Т.Г. Казаковой и И.А. Лыковой) Диагностическое задание «Натюрморт» и «Волшебный лес» Цель: исследование умения составлять композицию сюжета и изучение оригинальности рисунков детей.

3. Критерий «Овладение техникой рисунка» (по методике Т.С. Комаровой).

Результаты диагностики показали следующее: дети не обладают изобразительными умениями рисования, т.к. результаты детей были невыразительными, не детализированными, в черных цветах. У детей не наблюдалось умения изображать по собственной задумке, с трудом шел процесс и по предложению воспитателя. Детские работы не были уникальными и опрятными. Дети всецело потерялись в цветовой палитре, неправильно выбирали цвета и оттенки. Композиционное возведение в детских работах не всякий раз соблюдалось. Во множества работах отсутствовали способы выразительности. По результатам диагностикии исследований мы пришли к этому выводу: нужно искать эффективную форму работы по изобразительной деятельности, которое оценивалось бы ребятами как некая игра, но в то же время развивала интерес к рисованию и проявила бы креативные возможности.

Диаграмма 1. Уровни развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста

По мнению С. Цендровской, очень часто следование программным требованиям и строгим традициям проведения занятий по изобразительному искусству гасит у детей желание рисовать. В нашем детском саду мы пришли к такому выводу: необходимо найти отдушину для свободного творчества детей, такую форму занятия по изобразительной деятельности, которое воспринималось бы детьми как новая игра, но в то же время содержала бы в себе богатые педагогические возможности - и для развития их интереса к живописи и рисованию, и для укрепления здоровья, и для проявления творческих способностей [8].

Такой отдушиной, могут стать занятия на свежем воздухе - рисование на пленэре. Рисуя на природе, в родном алаасе, дети учатся постигать красоту привычных глазу трав, деревьев, дорог, учатся видеть эти предметы другими глазами. У них развивается наблюдательность, цветовое восприятие, они замечают игру света и тени, пытаются воспроизвести перспективу.

Рабочая программа по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста составлена на основе программы «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комаровой и О.В. Недорезовой «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада». Данная программа дает возможность на основе художественного восприятия через чувственное познание окружающего мира и искусства пройти путь от «рисования» к «изобразительному искусству».

Такой формой занятия стала - рисование на пленэре.

Поэтому в рабочую программу по изобразительному искусству нами был включен раздел «Рисование на пленэре». Данному разделу отводится 30 часов: в старшей группе - 15 занятий (в зависимости от погодных условий), в подготовительной группе - 15 занятий.

Цель пленэра: владение изобразительными средствами, закрепление и углубление знаний и навыков по живописи, рисунку и композиции в условиях изобразительной деятельности на природе.

Для старшей группы (дети 5-6 лет) занятия проводятся на территории участка детского сада. А для детей подготовительной группы занятия по форме пленэра проводятся за пределами территории детского сада, в специально отведенных местах. Выбор места пленэра зависит от темы занятия, погодных условий и т.д.

Дети на занятие с собой берут планшеты, краски, то есть всю необходимое оборудование для рисования. Рисование на свежем воздухе особенно полезно для растущего организма, для проявления свободного творчества детей и очень позитивно воспринимается детьми, как новая игра. На занятиях по рисунку в детском саду дети в основном выполняют заданные условия, то на пленэре к своим работам они подходят более творчески, самостоятельно выбирая материалы, сюжеты для этюдов и зарисовок. Все это способствует развитию не только творческого потенциала детей, но личностных качеств, необходимых для самосовершенствования.

Наш детский сад (МБДОУ детский сад «Ньургуяна» села Килянки Чурапчинского улуса, - начиная с 2003 года, проводит улусный конкурс детских рисунков "Сахам сиригэр - дьыл кэмнэрэ", посвященный земляку, «Заслуженному деятелю искусств ЯАССР», художнику-живописцу) Афанасию Петровичу Собакину. Цель конкурса: поддержка детского образования в сфере изобразительного искусства и поощрение детского творчества. За пятнадцать лет проведения конкурса приняло участие более 1000 воспитанников детских садов из разных наслегов улуса. Рисунки победителей выставлены в Художественной Галерее имени А.П. Собакина, которая находится на базе нашего ДОУ.

В 2019 году в связи с 90-летним юбилеем со дня рождения художника издана книга-альбом "Сахам сиригэр - дьыл кэмнэрэ", куда вошли лучшие рисунки детей, выполненные в технике акварельной живописи.

А также, работы детей увековечены путем нанесения при помощи сублимационной печати на детскую повседневную одежду, а также напечатаны на посуде. Творения детей придают уникальность, индивидуальность вещам. Вызывают гордость у авторов картин, воодушевляют на желание творить еще больше.

Коллекция повседневной одежды «Времена года» принимала участие на различных конкурсах, показах мод, где завоевывала призовые места.

В процессе изучения теоретических основ и практических занятий в форме пленэра у детей старшего дошкольного возраста пришли к выводу что условием формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста является практическая, продуктивная изобразительная деятельность.

По итогам учебного года с внедрением данной формы обучения, пленэра, дети получили необходимые умения и навыки самостоятельной изобразительной деятельности. Пленэр открыл воспитанникам широкие возможности для совершенствования владения ими изобразительными средствами, закрепления и углубления знаний и навыков по живописи, рисунку и композиции в условиях изобразительной деятельности на природе.

Повторная диагностика в конце учебного года подтвердила положительную динамику формирования всех умений изобразительной деятельности детей, что доказывает эффективность данной программы.

В группе стало больше детей с оптимальным уровнем развития изобразительной деятельности. Дети грамотно составляют и выполняют композиционную идею, овладели техническими навыками и умениями, правильно составляют всю цветовую гамму, без помощи взрослого работают с оттенками. Свое эмоциональное состояние отражают в рисунках, перенося красоту окружающего мира.

В процессе изучения теоретических основ и практических занятий мы делаем следующие выводы: одним из условий формирования изобразительных навыков детей дошкольного возраста является практическая, продуктивная деятельность (объекты и предметы, изображенные на картинках, более разнообразны и сложны; детская работа становится все более впечатляющей, сочетая разнообразие материалов и методов нанесения, обогащая цветовую гамму и составные решения.

Были реализованы все задачи, которые мы перед собой ставили: проанализирован материал по развитию изобразительных умений у детей, определен уровень развития изобразительных умений, выявлено содержание методов и форм организации пленэра, разработана рабочая программа по изобразительному искусству для детей старшего дошкольного возраста.

Составленная рабочая программа по изобразительной деятельности доказала свою эффективность по развитию изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста.

Диаграмма 2. Уровни изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста

Выводы. Таким образом, данный раздел рабочей программы способствует развитию изобразительных умений замечать и откликаться на красоту окружающего мира, воспринимать многообразие цвета, форм, фактуры, способы передачи в художественный образ, ассоциировать (интегрировать) и образно воспринимать их, развивать художественно-эстетические способности.

Литература:

1. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: для занятий с детьми в ДОО / А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 137 с.

2. Кайдырова Л.Х. Пленэр. Практикум по изобразительному искусству: учебное пособие для вузов / Л.Х. Кайдырова. - Москва: ООО ГИЦ ВЛАДОС, 2012. - 120 с.

3. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать / Т.С. Комарова. - Москва: Столетие, 1998. - 140 с.

4. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. - Москва: Просвещение, 1976. - 178 с.

5. Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова. - Москва: Просвещение, 1977. - 253 с.

6. Савельева О.П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) / О.П. Савельева. - Текст: непосредственный // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 5. - С. 7-13.

7. Ушаков Д.Н. Умение: Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. - Москва: Вече, 2001. - 672 с.

8. Цендровская С. Приглашаем на пленэр // Дошкольное воспитание / С. Цендровская. - 2009. - № 6 - С. 69.

Педагогика

УДК 333.1

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики Диривянкина Ольга Владимировна

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

К ВОПРОСУ О МОТИВИРОВАННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения мотивированности преподавателя к эффективному использованию в практической работе разнообразных методических приемов, что иллюстрирует высокий уровень профессиональной компетенции преподавателей, обеспечивает потребность в конструктивных изменениях своей профессиональной идентичности на основе внедрения в образовательный процесс элементов проблемно-деятельностной концепции обучения и применения современных педагогических технологий в интересах качественной подготовки выпускников к выполнению профессиональных задач.

Ключевые слова: мотивация, профидентичность, педагогический эксперимент, творческий подход, инновационные практико-ориентированные технологии.

Annotation. The article deals with the problem of studying the motivation of a teacher to effectively use various methodological techniques in practical work, which illustrates the high level of professional competence of teachers, provides the need for constructive changes in their professional identity based on the introduction into the educational process of elements of the problem-activity concept of teaching and the use of modern pedagogical technologies in the interests of high-quality training of graduates to perform professional tasks.

Keywords: motivation, professional identity, pedagogical experiment, creative approach, innovative practice-oriented technologists.

Введение. Педагогическая деятельность является ведущей для преподавателя вуза. В соответствии с функциями, которые он осуществляет в учебно-воспитательном процессе, можно выделить компетентности, необходимые современному преподавателю для использования в своей работе различных инновационных практико-ориентированных технологий, среди которых педагогический эксперимент занимает одну из приоритетных позиций.

Обучение и воспитание в вузе - это комплексная реализация таких мер управления познавательной деятельностью обучающихся, которые позволят создать особые условия для развития их личности, с одной стороны, для успешного выполнения сложных профессиональных задач, с другой стороны, для реализации педагогической деятельности в управленческом ракурсе.

В ходе реализации преподавателем педагогического эксперимента раскрывается во всем ее многообразии совместная практическая деятельность обучающихся, которая, как уже ранее доказано эмпирическим путем, не возможна без

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.