УДК 372.874
DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0035
РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ
© Автор(ы) 2021 SPIN: 9283-8949 AuthorlD: 336819
КАРИХ Виктория Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» БАРХАТОВА Светлана Витальевна, воспитатель Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Карла Маркса, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель: выявление компонентных особенностей изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Методы: комплекс диагностических процедур включал в себя комплекс заданий, разработанных Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и ориентированных на оценку каждого из структурных компонентов изобразительной способности детей старшего дошкольного возраста (способность к созданию изображения (восприятие, ручную умелость), способность к творчеству (созданию художественного образа по замыслу) позволил нам проанализировать особенности изобразительных способностей и наметить перспективу дальнейшего ее развития, в части апробации педагогических условий. Результаты исследования позволили выявить, что большинство детей старшего дошкольного возраста отнесено к низкому уровню изобразительных способностей: наблюдается значительное искажения формы, пропорции и цвета; расположение на листе сюжета часто нарушено, композиционный замысел отсутствует, изображение является статичным, пропорции объектов не нарушаются, цветовая гармония не выражена, используется 1-2 цвета. Испытывают трудности при создании и реализации художественного замысла и самостоятельной его реализации, отборе средств художественной выразительности, низкая степень оригинальности замысла, неудовлетворенность результатами выполнения рисунка. Научная новизна: выявлены и охарактеризованы динамика и условия изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость: представлены методические подходы к развитию изобразительных способностей старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: дошкольное образование, изобразительная деятельность, рисование, способность, изобразительная способность, художественный образ, старший дошкольник, предметно-пространственная среда, дошкольное образовательное учреждение.
DEVELOPMENT OF ARTISTIC ABILITIES OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF DRAWING
© The Author(s) 2021
KARIKH Victoria Vyacheslavovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education" BARHATOVA Svetlana Vitalievna, educator Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, street Karl Marks, 1, [email protected]) Abstract. Objective: to identify the component features of artistic abilities of children in older preschool children. Methods: the complex of diagnostic procedures included a set of tasks developed by T. S. Komarova, N. P. Sakulina and focused on the assessment of each of the structural components of the artistic abilities of older preschool children (the ability to create an image (perception, manual skill), the ability to create an artistic image by design) allowed us to analyze the features of artistic abilities and outline the prospect of its further development, in terms of testing pedagogical conditions. Results: of the study revealed that most children of older preschool age are assigned to the low level of artistic abilities: there is a significant distortion of shape, proportion and color; the layout on the plot sheet is often broken, the compositional intent is absent, the image is static, the proportions of objects are not violated, color harmony is not expressed, 1-2 colors are used. They have difficulties in creating and implementing an artistic idea and its independent implementation, selecting means of artistic expression, a low degree of originality of the idea, and dissatisfaction with the. Scientific novelty: the dynamics and conditions for the development of the artistic abilities of modern preschool children are identified and characterized. Practical significance: methodological approaches to the development of visual abilities of older preschoolers in a preschool educational institution are presented.
Keywords: preschool education, artistic activity, drawing, ability, artistic ability, artistic image, senior preschooler, subject-spatial environment, children's educational institution.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования акцент сделан на развитие способностей детей посредством разных видов деятельностей. Одним из видов способностей, которые можно успешно развивать в изобразительной деятельности, начиная с дошкольного возраста, являются изобразительные.
В тоже время у старших дошкольников еще недостаточно сформированы изобразительные умения и навыки, им трудно детализировать образ, они часто представляют его обобщенно, недостаточно сформировано умение использовать цвет и форму, что влияет на развитие изобразительных способностей. От организации изобразительной деятельности во многом зависит развитие изобразительных способностей, но практика показывает, что педагогами осуществляется работа часто
преимущественно в направлении развития изобразительных умений.
На данный момент в научной литературе представлены исследования раскрывающие сущность способностей, условия их развития, структуру и виды (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Б.М. Теплов, В.Д. Щадриков и т.д.).
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Сегодня по-прежнему актуально изучение изобразительных способностей в контексте художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста [1-4].
Возросло количество исследований по вопросам развития изобразительных способностей у детей с задержкой психического развития [5; 6;].
Развиваясь в старшем дошкольного возрасте, изобра-
зительные способности имеют особенности проявления у мальчиков и у девочек [7].
Развитие изобразительных способностей невозможно вне деятельности. Разные виды деятельности способствуют развитию компонентов изобразительных способностей [8-11].
При изучении психолого-педагогической литературы, нами было выявлены следующие противоречия: во-первых, между растущими требованиями к продуктам детской изобразительной деятельности и реальным уровнем изобразительных способностей старшего дошкольника; во-вторых, между осознанием необходимости и возможности развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий их развития в процессе рисования.
Формирование целей статьи. Цель: выявить компонентные особенности изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: культурно-историческая теория Л.С. Выготского о роли общественно-исторического опыта о формировании высших функций; положения теории изобразительных способностей (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина); положения об особенностях изобразительной деятельности и ее потенциале для развития детей (Е.И. Игнатьев, В.С. Мухина); положения художественной дидактики о восприятии и осмыслении художественного образа в рисовании (Л.В.Маслова, Т.Г. Казакова, С.В. Погодина).
Постановка задания. Задачи: 1. Изучить состояние проблемы в работах отечественных и зарубежных исследователей. 2. Выявить особенности изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста и определить ресурсные возможности педагогических условий для их развития. 3. Апробировать педагогические условия развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования. Это теоретические методы: анализ и обобщение философской, эстетической, искусствоведческой, психологической и педагогической литературы и исследований по проблеме; теоретическое моделирование как одна из форм научного синтеза. Психодиагностические методы: беседа, наблюдение за процессом создания детьми художественного образа, диагностические задания, диалогические техники, анализ и интерпретация продукта детской продуктивной деятельности. При обработке полученных результатов применялся комплекс математико-ста-тистических методов: метод ранжирования, вычисление и сопоставление среднего арифметического показателя, коэффициента эффективности - Т-критерий Стьюдента.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В научной литературе на сегодняшний день нет единого подхода к определению «способность». На развитие теории способностей большое влияние оказали работы Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и других отечественных ученых.
В зависимости от того, в каком виде деятельности проявляются и развиваются способности, ученые дифференцируют разные виды способностей. Одним из таких видов являются изобразительные способности или способности к изобразительной деятельности.
Н.П. Сакулина считает, что процесс создания образа включает в себя две части. Первая часть - формирование зрительного представления. Вторая часть - воспроизведение зрительного представления. Автор называет первую часть деятельности ориентировочной, а вторую - исполнительской. В каждой части изобразительной деятельности проявляются различные свойства и качества личности, то есть способности к выполнению данной деятельности [12]._
Интересный подход к выделению содержания изобразительных способностей предлагает А.Г. Ковалев. Он выделяет в структуре способностей к изобразительной деятельности два компонента. Первым компонентом он называет художественное воображение, которое является ведущим свойством. Вторым компонентом он называет зрительную чувствительность и специальную умелость руки.
На развитие изобразительных способностей оказывают влияние и особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста. Сформированное чувство цвета, величины, способность дифференцировать объекты в зависимости от их существенных признаков и свойств, выделять эти признаки и свойства оказывает влияние на возможность отображать эти свойства при помощи различных изобразительных средств. По мнению Н.А. Кондаковой, сенсорное развитие является одним из основополагающих компонентов, влияющих на становление изобразительной способности. Развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия позволяет обогатить чувственный опыт детей и, соответственно, создает стимул для отображения сформированных представлений в изобразительной деятельности.
Мы определили изобразительные способности как совокупность компонентов необходимых для создания изображения, включающих в себя способность к созданию изображения (восприятие, ручную умелость), способность к творчеству (созданию художественного образа по замыслу).
В соответствии со структурой изобразительных способностей, разработанной Н.П. Сакулиной, в соответствии с которыми мы можем охарактеризовать особенности развития изобразительных способностей в старшем дошкольном возрасте. На способность к изображению оказывает влияние восприятие и связанные с ним представления.
Н.А. Кондакова говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте восприятие в целом как психический процесс становится более целенаправленными. В процессе восприятия дети способны концентрироваться на отдельных элементах, видеть часть и целое. Эта способность видеть как целостно, так и расчлененно, играет важную роль в развитии изобразительных способностей. Основу для изображения объектов и явлений окружающей действительности составляет их реалистическое изображение, под которым понимается передача их основных свойств и черт.
Л.С. Выготский указывает, что к старшему дошкольному возрасту дети способны выделять существенные и несущественные признаки объектов и явлений, что связано с особенностью развития мышления, с опытом восприятия окружающего мира достаточным запасом представлений об объектах и предметах окружающего мира. При этом, что немаловажно восприятие является достаточно полным, так как старшие дошкольники способны выделять такие свойства как форма, величина, цвет, дифференцировать предметы по этим признакам.
Ю.А. Целякова отмечает, что в процессе изображения дети передают предмет с учетом всех его признаков. В тоже время, безусловно, изображения, создаваемые детьми старшего дошкольного возраста, являются не в полной мере совпадающими с реальным объектом, чаще всего по основным признакам. На это влияет совокупность сформированности всех свойств и умений у детей, поскольку создание изображения - это сложный процесс [13].
Е.В. Сафроненко обращает внимание на то, что в изобразительной деятельности, а именно в рисовании, для передачи свойств дети используют плоскостное изображение, которое также не в полной мере отражает особенности объекта. Кроме того, у старших дошкольников не хватает умений и навыков детализации, поэтому в сравнении с реальным предметом их изображение часто кажется более обобщенным. Для создания понятного и
выразительного изображения необходимо чувственное ознакомление с предметом, познание его свойств и овладение способами передачи этих свойств в процессе рисования. Несмотря на то, что сенсорный опыт у старших дошкольников уже достаточный, им затруднительно передавать его в конкретном изображении [14].
Т.С Комарова подчеркивает, что в старшем дошкольном возрасте технические умения и навыки и графические умения и навыки могут быть сформированы на разном уровне. в частности, характеризуя изобразительные умения, автор отмечает, что в старшем дошкольном возрасте у детей уже должны быть сформированы навыки правильного держания карандаша, кисти, правильного использования акварельных красок, гуаши [15].
Итак, особенностями изобразительных способностей в старшем дошкольном возрасте выступают: недостаточная полнота и точность отображения основных свойств изображаемых объектов, трудности соблюдения пропорций, пространственных характеристик, несовершенство моторики и координации движений.
На констатирующем этапе мы изучили компонентные особенности изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста и ресурсные возможности педагогических условий, способствующих их развитию.
Комплекс диагностических методик, таких как «Оценка уровня развития изобразительных умений у старших дошкольников» (Т.С. Комарова), «Рисование по замыслу» (Г.А. Урунтаева), наблюдение, позволил нам проанализировать особенности изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Из 40 детей старшего дошкольного возраста, условно разделенных нами на контрольную и экспериментальную группы - по 20 детей, на этапе констатирующего эксперимента мы констатировали, что 55% детей экспериментальной группы и 50% детей контрольной группы отнесено нами к низкому уровню изобразительных способностей. Так, для детей, отнесенных нами к низкому уровню, характерно искажение формы и по факту изобразить форму им не удается. У детей не точно передано строение, неверны пропорции, цвета не соответствуют предметам, используется небольшое количество цветов. У Ваня Е. дом оказался слишком вытянутым в высоту и узким, крыша непропорционально большой, нависающий цвет дома нереалистичным. Расположение на листе сюжета у них часто нарушено и является хаотичным, композиционный замысел не присутствует, изображение является статичным, пропорции при изображении объектов не нарушаются, цветовая гармония не выражена в рисунке, используется 1 - 2 цвета. Например, Маша С. не смогла отобразить сюжет, а нарисовала отдельные объекты: горку, мальчика на санках, снеговика. Раскрасила также только отдельные элементы. Дети не выстраивают правильно композицию, не владеют кистью, элементы у них изображены неверно, цвет не соответствует действительному. Например: Данил Л. выходил за условную границу изображения узора, путал порядок элементов, не вносил дополнительных элементов, раскрасил только самые крупные элементы. Наиболее характерными являлись такие особенности как трудности создания замысла и самостоятельной его реализации, трудности отбора средств художественной выразительности, низкая степень оригинальности замысла, неудовлетворенность результатами выполнения рисунка
Полученные данные является теоретико-прикладным аспектом доказательства сензитивности изучаемого нами возраста в развитии изобразительных способностей.
Экспертиза «Центр творчества» в старшей группе ДОО с точки зрения оснащенности необходимыми материалами для развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании показала, что уровень оснащенности «Центра творчества»
является недостаточным. Материалов, необходимых для организации рисования как вида деятельности в целом в «Центре» такое количество, которые не соответствует рекомендуемому. Так, мы увидели, что среди материалов недостаточно палитр, стаканчиков, точилок для рисования, трафаретов, фломастеров, восковых, масляных мелков, мелков пастель. Кроме того, мы обращали большое внимание на материалы, способствующие развитию изобразительных способностей детей, такие как подборки наглядно - иллюстративного материала, фотографии работ детей, работ художников, картотеки различных творческих игр и заданий, разнообразных материалов (бросового, природного, полифункционального) для рисования с использованием нетрадиционных техник и т.д.
Из 13 педагогов в дошкольной образовательной организации на этапе констатирующего эксперимента 47% педагогов имею достаточный уровень профессиональной готовности; 38% - критический уровень профессиональной готовности и 15% оптимальный уровень профессиональной готовности к развитию изобразительных способностей старших дошкольников. Так, педагоги дошкольной образовательной организации, у которых уровень компетентности соответствует достаточному, имеют частично сформированные представления об изобразительных способностях, они правильно их определяют, называют методы и приемы их развития, но недостаточно характеризуют возможности рисования как вида деятельности для развития изобразительных способностей, затрудняются в создании условий в развивающей среде для развития изобразительных способностей, испытывают небольшие затруднения при организации работы по данному направлению. Так, «Рисование как вид деятельности способствует развитию изобразительных способностей», «Я не всегда ставлю задачи развития изобразительных способностей в образовательной деятельности с детьми» (воспитатель Г.А.Э., стаж 12 лет).
Как показывают результаты анкетирования 20 родителей детей старшего дошкольного возраста 60% относятся к критическому уровню когнитивной готовности в вопросах развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста, 40% родителей отнесены к достаточному уровню когнитивной готовности в вопросах развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста, оптимальный уровень когнитивной готовности в вопросах развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста среди родителей нами выявлен не был. Родители, которые характеризуются критическим уровнем сформированности представлений, не обладают базовыми представлениями об изобразительных способностях, они испытывают трудности в определении сущности изобразительных способностей, определении методов и приемов их развития, не осознают недостаточности знаний и умений по данному вопросу, не проявляют стремления повышать уровень своих знаний и умений. Например: «Я не использую методы и приемы развития изобразительных способностей» (О.И.Ю.)
В рамках формирующего этапа исследования нами была выстроена последовательная работа по развитию изобразительных способностей старших дошкольников в процессе рисования. Целью формирующего этапа являлась апробация педагогических условий, способствующих развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования.
Формирующий этап исследования включал три последовательных этапа.
I этап - «Подготовительный». Цель: расширять представления детей и вызвать интерес к рисованию как продуктивной деятельности посредством обогащения «Центра творчества» материалами для развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. С этой целью мы спланировали обогащение нескольких центров предметно-пространственной среды (таблица 1).
Таблица 1 - Направления амплификации развивающей предметно-пространственной среды группы по развитию изобразительных способностей
Тематическая неделя Обраэоваг ельшые центры б труппе
■■Петр творчества» «Центр игр» «Центр кншиз-
Г! гостях у Подбор™наглядно - Подборки наглядно — Картотека: пословицы.
слазит иллюстративного материала. иллюстративного материала, загадки,потешки о
фотографии работ детей, работ фотогра||инработ детей, работ сказках.
художников, картотеки художников,картотеки различных Художественная
различных творческих игр и творческих игр и заданий, литература: -
заданий, разнообразных разносбразныхматериэлсв «Сестрнца Алёнушка н
мэтерналов(бросового, (бросявого, природного, братец Иванутпка»
природного. ноли функционального) для {волшебная сказка)
полш|^нкцнональЕсго'!для рисования с использованием Репродукция картины:
рнсованняс использованием нетраднциснныхтехник. Палитр «Алёнушка» В.
нетрадиционных техник. стаканчиков, точил ок д.тя Васнецова
Палитр, стаканчиков, точилок рисования, трафаретов, Подборка русско-
ддярнсовання, трафаретов, фломастер ов, восковых, масляных народных сказок.
фломастеров, восковых. мелков. Разыгрывание мини- Сказкнпро животных
мэеляныхыелков сценок по сказке
Дидактичеекиеитры: Гз какой
сказки герой"», «Угадайгероя»
Сюжелно-ролевая игра \Е
бнблнотеке»Ск>жетпо-р одевая
игра: «Книжный магазин»
Первоначально мы обогатили «Центр творчества» необходимыми материалами: краски, кисти, репродукции картин, палитры, стаканчики, карандаши для рисования, трафареты, фломастеры, восковые, масляные мелки, мелки пастель, бумага, дидактические игры, подборки наглядно-иллюстративного материала по теме «Пейзаж», фотографии работ детей, работ художников, картотеки различных творческих игр и заданий, разнообразных материалов (бросового, природного, полифункционального) для рисования с использованием нетрадиционных техник, репродукции портретов, шаблоны для составления портретов, образцы на основе пунктирных линий для обведения. Организуя разные виды игр с детьми в «Центре творчества», мы опирались, прежде всего, на индивидуальный подход, учитывая уровень изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста и дифференцировали задания.
II этап - «Основной». Цель: развивать изобразительные способности детей старшего дошкольного в процессе рисования. В рамках реализации второго этапа формирующего эксперимента в таблице 2 мы представили фрагмент тактического планирования по направлению художественно-эстетического развития.
Таблица 2 - Фрагмент тактического планирования по направлению художественно-эстетического развития в старшей группе
Тема деятельности Культурно-смысловые контексты деятельности Типы работ
В гостях у сказки Создание альбома рисунков «Русские, народные сказки» По образцу
Виды растений Рисование различных видов растений, создание гербария для старшей группы Работу по заданному образцу, трафареты
Мы художники Подготовка атрибутов для игры «Мы - художники» выставка детских работ «Галерея юных художников» По схеме
Прощай осень Рисование животных в лесу. Коллективная работа. Работа по заданному образцу
Мамин день Изготовление бумажных кукол для игры, плакат для мам По образцу
Виды транспорта Рисование разных автомобилей. Подготовка выставки. Работа по заданному образцу
Городецкая роспись Изготовление сувениров с росписью для праздника осени Работа с незавершенными продуктами
Времена года Рисование по впечатлениям от прогулки. Подготовка плаката-отчет Работа по заданному образцу
Веселые игрушки Выставка работ По словесному описанию
Зимние забавы Рисование красками «Игры детей зимой» Фотоотчет-альбом Работа по заданному образцу, воображению
Животные Прибайкалья Рисование «Нерпа на Байкале» Подготовка книги о животных, обитающих на озере Байкал По заданному образцу
Мы реализовали систему непосредственно-образовательной деятельности, направленную на развитие компонентов изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования с комбинированием классических и неклассических техник. Нами была запланирована образовательная деятельность в соответствии с тематическими неделями в ДОО. Организуя работу в рамках образовательной деятельности, мы уделяли внимание формированию у детей интереса к изобразительной деятельности, предлагая им необычные по тематике варианты работ, используя в процессе образовательной деятельности игровые приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, в которых детям необходимо было придумать какую-то идею, образ и разработать ее. Работу мы осуществляли последовательно от разработки готовых планов до придумывания своей идеи и ее реализации. В процессе развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста мы уделяли внимание двум ключевым аспектам - это развитию изобразительных умений и навыков детей и развитию способности к творческому самовыражению, то есть формулированию идеи, ее разработке, реализации с помощью разных средств в процессе рисования.
Также на формирующем этапе мы организовали пропедевтическую работу с педагогами и родителями. Цель: организовать консультирование педагогов и родителей по вопросам развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования. Для педагогов мы провели мастер-класс «Изобразительные способности и методы их развития в старшем дошкольном возрасте». Мероприятиями, проведенными совместно с родителями выступали: приобретение материалов для рисования, оснащение «Центра творчества», подготовка иллюстративного материала и его оформление, семинар «Изобразительные способности в дошкольном возрасте, практикум «Методы и приемы развития изобразительных способностей детей», организация тематических выставок, творческая мастерская «Учимся рисовать».
III этап - «Заключительный». Цель: совершенствовать проявления изобразительных способностей (способность к созданию изображения и способность к творчеству). На данном этапе детям было предложено создание коллективной работы по подгруппам на тему: «Мы в сказочном лесу». Детей радовало коллективное задание, их совместная деятельность по созданию рисунка. Особое удовлетворение им доставил общий результат, который в этом случае богаче по содержанию, произвел наиболее яркое впечатление. Дети с удовольствием и гордостью рассказывали о их совместной деятельности с родителями. Эмоционально рассказывали сказку, составленную совместно на тему: «Волшебный лес». Третий этап позволил детям максимально раскрыться, проявить свои способности в изобразительной деятельности, пережить радость от полученных результатов, совместно преодолевать трудности.
Для определения эффективности проведенной работы, мы провели контрольный срез и выявили положительную динамику у детей экспериментальной группы: низкий уровень 15%, на высоком уровне - 40% детей, на среднем - 45%. Результаты сравнительного анализа по Т-критерию Стьюдента составили значение 1 эмп. = 3,16 t крит. = 2,77 (п=12), при р=0,01. Следовательно наблюдаемые различия статистически значимы.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Итак, развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования способствует учет следующих педагогических условий: обогащение «Центра творчества» для поддержания интереса детей к рисованию как продуктивной деятельности; организация непосредственно-образовательной деятельности в триаде «педагог-ребенок-родитель», на-
правленной на развитие компонентов изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования; консультирование педагогов и родителей по вопросам развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве перспективных исследовательских идей можно рассматривать такие, как дальнейшее исследование изобразительных способностей с детьми среднего дошкольного возраста, в других видов продуктивной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лыкова И.А. Изобразительное искусство в детском саду: от базовых понятий к педагогической модели (терминологический лабиринт) //Детский сад: теория и практика. 2016. № 7. С. 6-16.
2. Погодина С.В. Значение образовательного творческой социализации дошкольников //Дошкольное воспитание. 2015. № 10. С. 54-58.
3. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Учебное пособие для вузов. — Ростов-на-Дону «Феникс», 2007. 448с.
4. Черновол Н.М., Лихачева Е.В., Гранкина И.Г., Косова О.А. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста //Вестник научных конференций. 2018. № 9-2 (37). С. 119-120.
5. Аверина Н.Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства // Образование и воспитание.
2015. № 4 (4). С. 3-6.
6. Фисан М.В. Развитие изобразительных способностей у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. Сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 148-150.
7. 7 Бутенко Н.В. Педагогические особенности использования гендерного подхода в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 10. С. 7-16.
8. Сивенкова Е.В. Особенности развития творчества и художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной и музыкальной деятельности //Научное отражение.
2016. № 1 (1). С. 34-38.
9. Илтышева К.М. Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 2 (29). С. 864-867.
10. Борисова А.Г., Захарова С.М., БаишеваМ.И. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством национальных узоров //Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 28-30.
11. Горбатова О.А. Методы и приемы развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией // In Situ. 2016. № 5. С. 32-35
12. СакулинаН.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. — М.: Просвещение, 1982. - 232 с.
13. Целякова Ю.А., Грязина Е.В. Изобразительные способности детей дошкольного возраста // Альманах мировой науки. 2019. № 8 (34). С. 63-66.
14. Сафроненко Е.В. Экспериментальное исследование развития способностей к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста //Вестник ТГПУ. 2011. № 10 (112). С. 102-106.
15. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. -1998. - № 10. - С.65-69.
Статья поступила в редакцию 13.08.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021