Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
803
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТНОЕ РИСОВАНИЕ / СЮЖЕТНОЕ РИСОВАНИЕ / РИСОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ / ЦВЕТОПЕРЕДАЧА / ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ТИПОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РИСОВАНИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Воронова Анастасия Дмитриевна

В статье представлены экспериментальные результаты изучения изобразительной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Анализируются современные исследования изобразительной деятельности в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и с нормативным развитием. Рассматриваются научные работы, посвященные изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Представлена авторская диагностическая программа по изучению изобразительной деятельности (рисования) у старших дошкольников, направленная на выявление сформированности у детей предметного и сюжетного рисования, рисования по замыслу; определение уровня развития изобразительных навыков (пропорциональность изображения, адекватность использования цвета, графомоторные навыки). Описываются экспериментальные результаты исследования рисования дошкольников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Выделяются особенности формирования замысла, основные характеристики предметного и сюжетного рисунков, описывается цветопередача, пространственные параметры изображения, специфика детализации, штриховки, обводки, техника выполнения линий и т.п. Авторами излагаются общие критерии оценки рисования как вида изобразительной деятельности у старших дошкольников: содержательная сторона рисунка; самостоятельность замысла изображения; уровень сформированности изобразительных навыков; передача цвета; развитие технических и графомоторных навыков. Представлено описание разработанных уровней развития рисования в старшем дошкольном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Воронова Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF GRAPHIC ACTIVITY OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article presents experimental results of studying the graphic activity of older preschool children with mental retardation in comparison with normally developing peers. The article analyzes modern studies of graphic activity in relation to children with disabilities and with normative development. Scientific works devoted to the graphic activity of preschool children with mental retardation are considered. The author presents a diagnostic program for the study of graphic activity in older preschoolers, aimed at identifying the formation of children's subject and plot drawing, drawing by design; determining the level of development of drawing skills (image proportionality, adequacy of color use, graphomotor skills). Experimental results of the study of the drawings of preschool children with mental retardation in comparison with the normally developing peers are described. The author highlights the features of the formation of the idea, the main characteristics of the subject and scene pictures, describes the color rendering, spatial parameters of the image, the specifics of detailing, hatching, stroke, line technique, etc. The authors sets out the general criteria for evaluating drawing as a type of graphic activity in older preschoolers: the content side of the drawing; independence of the image design; the level of formation of drawing skills; color transfer; development of technical and graphomotor skills. The description of the developed levels of development of drawing in the senior preschool age is presented.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КИСОВА Вероника Вячеславовна и другие ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ...

УДК 159.953.5

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0090

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 6393-8022 AuthorID: 343157 ResearcherID: J6474-2017 ORCID: 0000-0002-5633-3213

КИСОВА Вероника Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ВОРОНОВА Анастасия Дмитриевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова,], e-mail: ad.voronova97@gmail.com) Аннотация. В статье представлены экспериментальные результаты изучения изобразительной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Анализируются современные исследования изобразительной деятельности в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и с нормативным развитием. Рассматриваются научные работы, посвященные изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Представлена авторская диагностическая программа по изучению изобразительной деятельности (рисования) у старших дошкольников, направленная на выявление сформированности у детей предметного и сюжетного рисования, рисования по замыслу; определение уровня развития изобразительных навыков (пропорциональность изображения, адекватность использования цвета, графомоторные навыки). Описываются экспериментальные результаты исследования рисования дошкольников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Выделяются особенности формирования замысла, основные характеристики предметного и сюжетного рисунков, описывается цветопередача, пространственные параметры изображения, специфика детализации, штриховки, обводки, техника выполнения линий и т.п. Авторами излагаются общие критерии оценки рисования как вида изобразительной деятельности у старших дошкольников: содержательная сторона рисунка; самостоятельность замысла изображения; уровень сформированности изобразительных навыков; передача цвета; развитие технических и графомоторных навыков. Представлено описание разработанных уровней развития рисования в старшем дошкольном возрасте.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, предметное рисование, сюжетное рисование, рисование по замыслу, цветопередача, графомоторные навыки, изобразительные навыки, типология развития рисования, коррекционно-развивающая работа.

EXPERIMENTAL STUDY OF GRAPHIC ACTIVITY OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

© The Author(s) 2021

KISOVA Veronika Vyacheslavovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department «Special Pedagogy and Psychology» VORONOVA Anastasia Dmitrievna, student Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova Street, 1, e-mail: ad.voronova97@gmail.com) Abstract. The article presents experimental results of studying the graphic activity of older preschool children with mental retardation in comparison with normally developing peers. The article analyzes modern studies of graphic activity in relation to children with disabilities and with normative development. Scientific works devoted to the graphic activity of preschool children with mental retardation are considered. The author presents a diagnostic program for the study of graphic activity in older preschoolers, aimed at identifying the formation of children's subject and plot drawing, drawing by design; determining the level of development of drawing skills (image proportionality, adequacy of color use, graphomotor skills). Experimental results of the study of the drawings of preschool children with mental retardation in comparison with the normally developing peers are described. The author highlights the features of the formation of the idea, the main characteristics of the subject and scene pictures, describes the color rendering, spatial parameters of the image, the specifics of detailing, hatching, stroke, line technique, etc. The authors sets out the general criteria for evaluating drawing as a type of graphic activity in older preschoolers: the content side of the drawing; independence of the image design; the level of formation of drawing skills; color transfer; development of technical and graphomotor skills. The description of the developed levels of development of drawing in the senior preschool age is presented.

Keywords: children with mental retardation, preschool age, graphic activity, subject drawing, plot drawing, drawing by design, color rendering, graphomotor skills, drawing skills, typology of drawing development, correctional and developmental work.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Одно из таких условий связано с овладением детьми культурными средствами деятельности, способствующими развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей. Несомненно, что рисование, лепка и аппликация, как виды изобразительной деятельности, играют важную роль в социализации дошкольников. В ходе создания ри-ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001, 190005

сунка, лепной поделки, аппликации ребенок овладевает различными способами отражения окружающей действительности, учится эмоционально переживать процесс изображения, развивает свои эстетические чувства. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (А.В. Дубровская [1], А.А. Иванова [2], Т.С. Комарова [3], Т.С. Киселева [4], В.С. Мухина [5], Е.Н. Плотникова [6], В.В. Шнейдер [7], Н.В. Шутова [8,9] и др.) доказывают, что изобразительная деятельность является эффективным способом развития в детском возрасте. Научные работы специалистов в области дефектологии (А.Ф. Акопова [10], Г.М. Галактионова [11], Е.А. Екжанова [12], А.Ю. Ермолина [13], С.А. Калягина [14], Л.Ю. Катаева [15], В.В. Кисова [16], Е.Н. Лебедева [17], Е.С. Маслова [18], А.Д. Томилина [19],

KISOVA Veronika Vyacheslavovna and others EXPERIMENTAL STUDY OF GRAPHIC ACTIVITY ...

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Л.Р. Фаррахова [20], О.А. Финохина [21] и др.) подтверждают, что данный вид деятельности играет большую роль и в психолого-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако, большинство исследований по изобразительной деятельности детей с нарушениями развития направлено на изучение влияния рисования, лепки или аппликации на становление той и иной сферы психики или формирование каких-либо изобразительных навыков и умений. Исследование особенностей развития самой изобразительной деятельности встречаются достаточно редко, хотя понимание специалистами психолого-педагогических особенностей этого традиционного вида детской деятельности дает возможность эффективно строить коррекционно-развивающую работу как в образовательном, так и консультативно-коррекционном учреждении. В связи с этим вопрос изучения изобразительной деятельности у детей с различными вариантами нарушений психического развития можно считать актуальным.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Одной из наиболее распространенных в современной детской популяции групп детей с нарушениями развития являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). К сожалению, как мы уже указывали, работ, посвященных изучению непосредственно особенностей изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР очень мало. Исследования изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР демонстрируют наличие у них специфических особенностей в развитии этой деятельности. Так, в работе Е.Н. Лебедевой указывается, что психологические особенности рисования проявляются у них в виде затруднения или отсутствия активности и самостоятельности при выборе темы, предмета или ситуации, которую необходимо изобразить. Дополнительные детали в рисунках встречаются крайне редко, а сами работы носят примитивный характер. Средства художественной выразительности, такие как цвет, форма, величина используются детьми не полностью и не всегда адекватно. Одним из основополагающих исследований изобразительной деятельности детей с ЗПР являются работы Е.А. Екжановой. Автор указывает, что в процессе изображения у большинства детей с ЗПР отмечается недостаточный или удовлетворительный уровень организации изобразительной деятельности, создание изображения объектов происходит по принципу недифференцированной схемы. Дошкольники с задержанным развитием в свободном рисовании используют в основном предметные изображения или элементы сюжета, дорисовывание изображения из заданной фигуры осуществляется на низком или удовлетворительном уровне. Наиболее существенные различия в создании изображения по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, дошкольники с ЗПР демонстрируют по таким параметрам как использование цвета, размер изображения и пол человека.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является представление результатов экспериментального исследования рисования как вида изобразительной деятельности у старших дошкольников с ЗПР. Данное исследование, на наш взгляд, позволит определить типологические трудности, возникающие в процессе рисования у детей с ЗПР, и на основании полученных результатов грамотно выстроить дальнейшую коррекционную работу.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В ходе исследования решались следующие задачи: выявить сформированность у детей предметного и сюжетного рисования, рисования по замыслу; определить уровень развития изобразительных навыков (пропорци-

ональность изображения, адекватность использования цвета, графомоторные навыки); разработать типологию развития рисования у старших дошкольников с ЗПР. В эксперименте приняли участие старшие дошкольники с диагнозом задержка психического развития и старшие дошкольники с нормальным развитием. Исследование проводилось в групповой и индивидуальной форме. Для организации исследования нами были использованы следующие методики: методика «Рисование по замыслу» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; методика «Свободный рисунок» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука (модификация Е.А. Екжановой).

Результаты исследования рисования по замыслу позволяют констатировать низкий уровень развития данного вида рисования у старших дошкольников с ЗПР. На этом уровне оказались большинство испытуемых данной группы. Эти дети в большинстве случаев оказались не способны «войти» в воображаемую ситуацию и скомбинировать известные для них образы в новые сочетания. Это свидетельствует о том, что старшие дошкольники с ЗПР не умеют формулировать свой замысел для предстоящего рисунка, и более того не владеют навыками его реализации. Хорошо известно, что развитие замысла во многом зависит от специфики речевого развития. В связи с этим интересно отметить, что дети с ЗПР, которые не сопровождали свои рисунки речевыми высказываниями и неохотно вступали в беседу с исследователем, чаще всего, совсем не могли создать рисунок по замыслу либо сильно видоизменяли свой первоначальный замысел. Большинство детей с нормальным развитием не испытывали особенных затруднений с созданием такого типа рисунка, они были способны спланировать изображение и в целом придерживаться этого плана на всем протяжении рисования.

Экспериментальное исследование предметного и сюжетного рисования дошкольников с ЗПР позволяет говорить о преобладании изображения предметов над сюжетом. Предметное рисование характеризуется созданием детьми упрощенных, примитивных, мало детализированных и технически несовершенных изображений. Анализ детских предметных рисунков показывает, что почти все дошкольники с ЗПР находятся на стадии схематичного изображения. Очень часто дети воспроизводят в своих рисунках графические штампы. Сюжетные рисунки большинства детей примитивны и однообразны, по своему содержанию они, скорее, могут быть определены как «незавершённые» изображения. Рисунки детей с ЗПР характеризуются бедной цветовой гаммой, минимальной детализированностью, отсутствием творческого подхода к изображению. Дети затрудняются отобразить в рисунках свой личный и социальный опыт. Однако несмотря на это у детей с ЗПР отмечается высокая эмоциональная включенность в процесс рисования и положительное отношение к конечному результату. Для детей с нормальным развитием доминирующим типом рисования явилось сюжетное. Как правило, это завершенные сюжетные изображения, которые, во многом, основаны на личном опыте дошкольников.

Оценивая сформированность изобразительных навыков у старших дошкольников с ЗПР, следует отметить наиболее типичные нарушения. Это трудности в восприятии и передаче формы изображаемых предметов, пространственные несоответствия в расположении объектов на листе бумаги, диспропорциональность отдельных частей изображения, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей, сложности в выделении отдельных элементов из объекта, который воспринимается как единое целое, статичность рисунков по форме и содержанию. Колорит рисунка характеризуется узким диапазоном цветовой гаммы. Дети предпочитают фломастеры и карандаши основных цветов, которые редко меняют в процессе работы. В некоторых случаях отме-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КИСОВА Вероника Вячеславовна и другие ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ...

чаются признаки неадекватного использования цвета. У дошкольников с нормальным развитием фиксируется значительно большее многоцветье и более частая смена работающего карандаша или фломастера.

Анализируя сформированность графомоторных навыков, следует отметить существенные трудности в этом отношении более, чем у половины детей с ЗПР. Недостаточность развития мелкой моторики затрудняет формирование у дошкольников с ЗПР штриховки, обводки, проведения различных линий и т.д. Дошкольники с ЗПР часто неправильно держат карандаш или фломастер в руке, что приводит к появлению в рисунке большого количества неаккуратных и незаконченных линий с неравномерным нажимом. Более того, дети затрудняются в процессе рисования переключаться с одного изобразительного движения на другое, не могут долго удерживать заданную последовательность линий. Дошкольники с ЗПР быстро устают в процессе рисования и начинают совершать большое количество некоординированных движений, ухудшая качество изображения. Следует отметить, что развитие графомоторных навыков и у дошкольников с нормальным развитием вызывает определенные затруднения. У этих детей возникают затруднения при выполнении углов, кругов, прямых линий, раскрашивании фигуры.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основе полученных результатов экспериментального исследования, нами были выделены критерии для разработки типологии развития рисования у дошкольников: содержательная сторона рисунка; самостоятельность замысла изображения (умение самостоятельно создать замысел и получить результат); уровень сформированности изобразительных навыков (умение передать форму предмета, его пропорции, строение, пространственное положение предмета и его частей, передача движений); передача цвета; развитие технических и графомоторных навыков (умение пользоваться карандашом, фломастерами, умение передавать линии различной конфигурации, владение формообразующими движениями, нажим на карандаш). На основе выше представленных критериев нами были выделены 3 уровня сформированное™ рисования как вида изобразительной деятельности: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень - дети хорошо владеют предметным рисованием и элементами сюжетного рисования. Дошкольники могут самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами и деталями. Проявляют некоторую самостоятельность в выборе замысла. Владеют базовыми основами изображения формы. Соблюдают пропорции предметов, правильно передают его величину и пространство. Фигуры представлены в динамике. Обращают внимание на выбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Дети умеют правильно держать карандаш и фломастеры, способны передать линии различной конфигурации, контролируют направление движения кисти при передаче изображения.

Средний уровень - рисунки созданы преимущественно с помощью взрослого. Наблюдается преобладание предметного рисования над сюжетным. Содержание рисунков ограничено, замысел не отличается оригинальностью. С точки зрения техники исполнения рисунки имеют некоторые искажения, (наблюдаются трудности в передаче пропорций предметов и их элементов, присутствуют ошибки в изображении пространства). Наблюдаются небольшие отступления от реального цвета предметов. В работе чаще всего присутствует ограниченное цветов или оттенков. Дети испытывают небольшие затруднения при работе с художественными материалами. Не всегда правильно держат карандаши или фломастеры.

Низкий уровень - рисунки не детализированы, состоят преимущественно из схематических и незавершён-

ных изображений. Замысел стереотипный или вовсе отсутствует. Не сформированы базовые навыки передачи формы изображения. Форма предмета передаётся незамкнутыми контурами, с ярко выраженными искажениями. Детьми не учитывается размер листа, при определении величины изображения. Расположение предметов и их элементов не продумано или носит случайный характер. Наблюдаются случаи неадекватного использования цвета. Дети испытывают большие трудности при работе с художественными материалами. Не умеют правильно держать карандаш или фломастеры. Нажим чрезмерный или слишком слабый. Линии размашистые, прерывистые, беспорядочные, сложные - отсутствуют.

Большинство детей с ЗПР, принимавших участие в исследовании, продемонстрировали средний и низкий уровень развития рисования, причем, показатели среднего уровня были существенно приближены к нижней границе этого диапазона. Во многом, это объясняется тем, что дошкольники с задержанным темпом развития испытывают существенные трудности с двигательным контролем, их внимание еще не носит произвольного характера и не позволяет им сосредоточиться на выполняемой деятельности. Большое влияние на качество рисования оказывает и недостаточно развитое воображение детей с ЗПР, которое затрудняет воссоздание, трансформацию и производство чувственных образов, лежащих в основе образов-представлений и графических образов. Таким образом, мы считаем, что в коррекционно-раз-вивающей работе с дошкольниками с ЗПР необходимо уделять пристальное внимание целенаправленному формированию рисования как традиционному виду детской деятельности. Причем, основным направлением такой работы должно стать не развитие самой изобразительной деятельности как таковой, а формирование предпосылок ее становления - произвольности, двигательного контроля, воображения, восприятия, обогащение детского опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дубровская А.В. Изучение особенностей изобразительной деятельности дошкольников // Образовательный процесс. 2019. № 2(13). С. 12-14.

2. Иванова А.А., Поляшова Н.В. Эмоциональное развитие старших дошкольников в изобразительной деятельности // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2020. № 3(16). С. 38-41.

3. Комарова Т.С. Значение изобразительной деятельности детей для их всестороннего развития //Педагогическое образование и наука. 2014. №. 3. С. 6-14.

4. Киселева Т.С. Формирование смысловых представлений о цвете и форме у дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011.№1. С. 108-113.

5. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 239 с.

6. Плотникова Е.Н. Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54(1). С. 175-181.

7. Шнейдер В.В. Развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности // Наука и образование. 2016.№ 2(13). С. 620-623.

8. Шутова Н.В., Кисова В.В. Становление и пути развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом университете в 20-80 годы XX века // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/ article/view/201/202 (дата обращения: 13.12.2020).

9. Шутова Н.В., Кисова В.В. От института к университету: направления психолого-педагогических исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете в конце ХХ — начале XXI века // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/305 (дата обращения: 13.12.2020).

10.Акопова А.Ф., Руденко Л.А., Сербина Л.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 4. С. 13-18.

11. Галактионова Г.М. Коррекционная работа по формированию представлений у дошкольников с нарушениями зрения средствами изобразительной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 1(54). С. 71-74.

12. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью: умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития: дис. ... доктора. пед. наук. М., 2003. 372 с.

13. Ермолина А.Ю., Шебуняева Е.В. Особенности к изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического разви-

ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001, 190005

357

KISOVA Veronika Vyacheslavovna and others EXPERIMENTAL STUDY OF GRAPHIC ACTIVITY ...

тия //Инновации. Наука. Образование. 2020.№ 13.С.543-548.

14. Калягина С.А. Развитие изобразительной деятельности дошкольников в норме и с нарушением слуха // Modern Science. 2020. № 7-1. С. 236-239.

15. Катаева Л.Ю. Исследование навыков изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // Студенческая наука и XXI век. 2018. №2-2. С. 269-271.

16. Кисова В.В., Воронова А.Д. Психолого-педагогические особенности рисования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья //Карельский научный журнал. 2020. Т.9. №3(32). С. 36-41.

17. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. М.: Классик Стиль, 2004. 72 с.

18.Маслова Е.С. Изучение изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями слуха //Дефектология. 2008. № 6. C. 54-60.

19. Томилина А.Д. Изобразительное искусство как средство эмоционально-эстетического воспитания детей 4-5 лет с нормой и задержкой психического развития: автореф... дис. кан. пед. наук. М., 2012. 25 с.

20. Фаррахова Л.Р. Изобразительная деятельность как средство развития эстетических чувств дошкольников с задержкой психического развития // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2017. № 18-3.С. 124-125.

21. Финохина О.А., Бекирова М.И. Особенности изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития // Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции: Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: Теория и практика. Симферополь, 2019. С. 204-207.

Статья поступила в редакцию 22.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.