Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТЫ / CONTENT OF PRESCHOOL EDUCATION / INNOVATION ACTIVITIES / AVAILABILITY OF PRE-SCHOOL EDUCATION / PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Мария Кимовна, Никифорова Татьяна Ивановна

В статье рассматривается инновационная деятельность и содержание дошкольного образования на современном этапе. Раскрыты направления деятельности Министерства образования и науки РС(Я) по обеспечению дошкольным образованием детей, также спектр реализуемых инновационных практик в детских садах республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY IN PRE-SCHOOL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article examines the content of preschool education at the present stage. The directions of the activity of the Ministry of Education and Science of the Republic of Sakha (Yakutia) on the provision of preschool education for children are disclosed, as well as the range of innovative practices implemented in kindergartens of the republic.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Никифорова Татьяна Ивановна

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Якутский педагогический колледж имени С.Ф. Гоголева (г. Якутск)

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ САХА

(ЯКУТИЯ)

Аннотация. В статье рассматривается инновационная деятельность и содержание дошкольного образования на современном этапе. Раскрыты направления деятельности Министерства образования и науки РС(Я) по обеспечению дошкольным образованием детей, также спектр реализуемых инновационных практик в детских садах республики.

Ключевые слова: содержание дошкольного образования, инновационная деятельность, доступность дошкольного образования, проекты.

Annotation. The article examines the content of preschool education at the present stage. The directions of the activity of the Ministry of Education and Science of the Republic of Sakha (Yakutia) on the provision of preschool education for children are disclosed, as well as the range of innovative practices implemented in kindergartens of the republic.

Keywords: content of preschool education, innovation activities, availability of preschool education, projects.

Введение. На протяжении последних лет человеческий капитал стал рассматриваться в качестве одного из наиболее важных факторов развития экономики и общества. Наибольшую значимость представляет инвестирование именно в дошкольное детство. Благодаря принятию нового закона об образовании и включению дошкольного образования в официальный перечень уровней образования, наше государство стало одной из тех стран, в которых уделяется повышенное внимание к детям дошкольного возраста.

В наше время дошкольная образовательная организация представляет собой социально-образовательную систему, которая готова к передовым технологиям и нацелена на повышение качества предоставляемых гражданам образовательных услуг. Данная система стремиться сделать их более разнообразными и обеспечить сохранность конкурентоспособности каждого дошкольного образовательного учреждения.

Раскрывая всю суть инновационной деятельности, мы, прежде всего, говорим о непосредственном содержании образования. Последние является приоритетной областью, от которой зависит непосредственно развитие индвида, способного самостоятельно и с полным пониманием строить собственную жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом национальных традиций своего этноса. Немалый интерес в данном плане представляет дошкольное детство, которое можно рассматривать в качестве 1-ой ступени системы непрерывного образования, начального этапа овладения культурно-историческими ценностями. Содержание дошкольного образования предполагает:

- формирование базиса социальной адаптации и жизненной компетентности дошкольника;

- воспитание элементов научного мировоззрения;

- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности;

- развитие потребности в реализации своего творческого потенциала.

В Республике Саха (Якутия), как и в целом в Российской Федерации, растет понимание важности дошкольного образования в жизни человека. Особенно важным является развитие системы дошкольного образования как открытого социального института, стимулирующего развитие гражданского общества, развивающего личность ребенка с учетом его образовательных потребностей, региональных, национальных, этнокультурных особенностей общественного образовательного заказа.

Понимая, что воспитание и образование для детей младшего возраста должно быть общедоступным и качественным, была поставлена задача по обеспечению услугами дошкольного образования детей от 3 до 7 лет к 2016 году. С 2012 года в республике создано 28125 дополнительных мест (2012 г. - 2861, 2013 г. - 3776, 2014 г. - 5443, 2015г. - 9418, 2016 г. - 2261, 2017 г. - 2178, 2018 г. - 2188). В настоящее время сохраняется 100% охват услугами дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет.

По состоянию на 01 января 2018 года в Республике Саха (Якутия) всего 810 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми с охватом 72 309 воспитанников, из которых 749 организаций всех форм собственности, включая филиалы (68 368 воспитанников):

- 603 муниципальных самостоятельных детских сада (60 465 воспитанников);

- 110 общеобразовательных организаций с дошкольными группами (2 750 воспитанников);

- 1 федеральная (ведомственная) дошкольная образовательная организация (92 воспитанника);

- 5 государственных организаций, из них 2 общеобразовательные организации с дошкольными группами, 1 организация дополнительного образования детей, 2 профессиональные образовательные организации (106 воспитанников);

- 30 филиалов частных организаций (на 4955 воспитанников, из них 4410 АН ДОО «Алмазик» АК «Алроса» в 27 филиалах, 545 - ПАО «Якутскэнерго» в 3 филиалах).

Присмотр и уход за детьми реализуют 20 индивидуальных предпринимателей по проекту "Партнерство" с охватом 472 воспитанника, в т.ч. в ГО "Якутск" 8 индивидуальных предпринимателей с охватом 219 воспитанников (плюс 1 помещение-филиал); 40 индивидуальных предпринимателей с лицензией на оказание образовательных услуг с охватом 4029 воспитанников, в т.ч. в ГО "Якутск" 34 индивидуальных предпринимателя с охватом 3415 воспитанников (плюс 17 помещений-филиалов).

Указом Президента страны от 7 мая 2018 г. № 204 поставлена задача по обеспечению 100% охвата услугами дошкольного образования детей в возрасте от 2 мес до 3 лет к 2021 году.

По состоянию на 1 января 2019 года в Республике Саха (Якутия) численность детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных организациях в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, составляет 23 782 ребенка, в том числе 11 125 детей в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет, 12 657 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Министерством образования и науки РС(Я) разработана «Дорожная карта» по обеспечению дошкольным образованием детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет со следующими направлениями:

1. Создание новых мест за счет развития государственно-муниципальной системы дошкольного образования;

2. Использование возможностей негосударственного сектора;

3. Развитие действующих дошкольных образовательных организаций.

N Наименование мероприятия Всего 2018 год 2019 год 2020 год 2021

1 2 3 5 6 7 8

Направление I. Создание новых мест за счет развития государственно-муниципальной системы дошкольного образования

1. Создание новых мест путем строительства новых объектов 1851 631 654 566 0

2. Создание новых мест путем реконструкции 541 111 260 170 0

3. Создание новых мест путем выкупа детских садов 1260 425 235 0 600

4. Создание новых мест путем аренды зданий, помещений 35 25 10 0 0

Направление II. Использование возможностей негосударственного сектора

5. Пилотный проект «Партнерство дошкольных образовательных организаций и субъектов малого и (или) среднего предпринимательства» 1234 365 395 474 0

6. Поддержка субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, с лицензией 5 259 1 553 1 751 1 955 0

Направление III. Развитие действующих дошкольных образовательных о рганизаций

7. Эффективное использование свободных площадей дошкольных образовательных организаций и иных зданий 502 140 189 173 0

8. Семейные дошкольные группы, функционирующие в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных образовательных организаций 55 10 10 35 0

9. Группы кратковременного пребывания (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей и т.д.) 534 203 188 143 0

10. Консультационно-методические центры (пункты) 100 100 100 100 100

Для обеспечения показателя по 100% к 2021 году по охвату услугами дошкольного образования детей от 2 мес. до 3 лет в плане республики - создание дополнительно 5014 новых мест, дополнительные места будут созданы, в первую очередь, в ГО «город Якутск» и в районных центрах, где выявлена наибольшая потребность в местах. Таким образом, к 2021 году возможно обеспечить доступность дошкольного образования для всех детей младшего возраста. При этом, обеспечив количественные показатели, необходимо принять меры и по развитию дошкольного образования в соответствии с вехами социально-экономического развития, запросами родительской общественности.

Анализ ситуации показывает, что за последние годы в республике произошли значительные изменения, такие как:

* увеличение числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольного образования;

* возрастание потребностей населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного образования;

* увеличение числа детей с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ и одаренные дети).

В существующей на данный момент системе дошкольного образования отмечается наличие различных вариантов организации образовательной деятельности, высокие достижения учителей и учеников. Разнообразие практик, которые сегодня реализуются в детских садах, можно заметить посредством представляемых трудов на Конкурс на гранты Главы Республики Саха (Якутия) для образовательных учреждений, занимающихся реализацией инновационных проектов. К примеру, проект «Образовательная среда «Алгыстаах алаhа» как система условий социализации дошкольников в этнокультурном пространстве»» детского образовательного учреждения №82 «Мичээр», проект «Педагогические условия интегрированного воспитания и обучения дошкольников с ДЦП в условиях дошкольного образовательного учреждения» детского сада №1 «Звездочка» г. Якутска, проект «Сетевое взаимодействие, как одно из условий эффективной организации функционирования Службы ранней помощи» детского сада № 52

«Рябинушка» г. Нерюнгри, Проект «Индивидуальное сопровождение детей в пространстве сказки» детского сада «Мичээр» с. Павловск Мегино-Кангаласского улуса, проект «Чуораан» (Модель ДОО по системе Монтессори как одно из образовательных пространств саморазвития дошкольников)» детского сада «Чуораанчык», проект «РОСТОК» (развитие, одаренность, способность, талант, окружение, креативность» детского сада «Мичил» с. Намцы и т.д.

И, если вышеперечисленные проекты - это инициатива самих педагогов, то необходимо отметить, что в республике также реализуются масштабные проекты в системе дошкольного образования.

Прежде всего, большой проект «Семь столпов развития дошкольного образования», инициированного первым Президентом Республики Саха (Якутия) Михаилом Ефимовичем Николаевым. В рамках данного проекта в детских садах внедрены «Шахматы - детям», «Рисуем все», «Музыка для всех», «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Полилингвальное образование», «Здоровьесбережение», «Театрализованная деятельность».

Также реализуются проекты:

- инновационные площадки ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» по реализации вариативных программ «От Фребеля до робота» - 11, - 47 дошкольных образовательных организаций;

- проект «Арылы Кустук» реализация педагогики Олонхо в ДОО - 60 дошкольных образовательных организаций;

- проект «Веселый день дошкольника» - 49 дошкольных образовательных организаций;

- проект «Дети Арктики. Дошкольное образование» задействовано - 115 дошкольных образовательных организаций;

- проект «Экономика для дошколят» с Центральным банком РФ 62 дошкольных образовательных организаций;

- проект по сетевому взаимодействию «Точки роста» по направлению «Детский сад без границ» РС (Я) - 14 дошкольных образовательных организации и другие.

Для успешной социализации детей дошкольного возраста одним из главных условий является создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Развитие открытого образовательного пространства ДОО позволит обеспечить доступность и новое качество образования для подрастающего поколения. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева рассматривают проектирование в условиях развития открытого образовательного пространства как процесс, который включает методы разработки и внедрения управленческих проектов и предполагающей обеспечение целенаправленной и организованной деятельности коллектива по обновлению дошкольной образовательной практики [4].

Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций в современных условиях становится высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только продуктивно функционировать в условиях модернизационных процессов, но и динамично развиваться. В настоящее время в нашей республике кластерный подход осуществляют такие детские сады, как МДОУ ЦРР-детский сад №3 «Снежинка» г. Нерюнгри (проект «Кластерный подход как основа типа взаимодействия с социальными партнерами ДОУ»), МБДОУ ЦРР-детский сад «Туллукчаан» г.Вилюйска («Сетевой центр сопровождения семей «Утум»).

Открытая образовательная лаборатория «Аьагас эйгэ ситимэ» - открытая образовательно-коммуникационная площадка для педагогов, родителей и общественности на территории республики Саха (Якутия), в будущем Российской Федерации. Объединяет студентов вузов, преподавателей, педагогов ДОО, родителей воспитанников, учредителей, общественности, заинтересованных к проблемам воспитания детей дошкольного возраста.

Целью сетевого проекта является определение способов совместного взаимодействия социальных партнеров при разработке ООП ДО с учетом интеграции образования и общества посредством деятельности открытой образовательной лаборатории «Аьагас эйгэ ситимэ». Для реализации сетевого проекта в сетевое взаимодействие включены образовательные учреждения г. Якутска и Республики Саха Якутия. Среди них: МБДОУ ЦРР детский сад «Мичил» с. Чурапча Чурапчинского улуса (зав. М.Н. Яковлева), МБДОУ ЦРР детский сад «Сулусчаан» с. Усун-Кюель Чурапчинского (зав. Е.П. Сивцева), МБДОУ ЦРР детский сад «Кустук» с. Телей-Диринг Чурапчинского улуса (зав. З.Д. Дьячковская), МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Кэнчээри» с. Харбала-2» имени Н.В. Местниковой Чурапчинского улуса (зав. С.С. Третьякова), МАДОУ «Детский сад №18 «Прометейчик» ГО «город Якутск» (зав. М.Л. Прокопьева), МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Кэнчээри» с. Сайылык Кобяйского улуса (зав. Е.Е. Егорова). Кроме дошкольных образовательных организаций, в сетевое взаимодействие входят кафедра дошкольного образования (зав. кафедрой А.А. Григорьева, д.п.н., профессор) педагогического института ФГАОУ ВО СВФУ имени М.К. Аммосова, кафедра психологии и педагогики (зав. кафедрой Т.А. Макарова, к.п.н., доцент) ФГБОУ ВО ЧГИФКиС и ГАПОУ РС (Я) «Якутский педагогический колледж имени С.Ф. Гоголева (директор Н.П. Мурукучаева).

К числу ключевых принципов работы открытой образовательной лаборатории относится следующее:

- открытость (обсуждение с участниками учебного процесса и согласование со штатным персоналом лаборатории всего перечня работ, программ, отчет о функционировании всех подразделений лаборатории);

- доступность (своевременное информирование всех лиц о принципах работы лаборатории посредством открытого веб-сайта);

- добровольность (только добровольное принятие участия, базирующееся на личных интересах, потребностях, компетенции);

- сотрудничество (вся деятельность осуществляется на базе сотрудничества);

- долговременное взаимодействие (так как лаборатория осуществляет свою деятельность на регулярной основе).

Выводы. Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов формирования личности, когда создаются предпосылки человеческих качеств, развивается чувство ответственности и формируется способность ребенка к совершению самостоятельного выбора, уважению и пониманию окружающих его людей вне зависимости от их социального статуса. Основным предназначением дошкольного образования на

данном этапе является не только формирование определенного ряда знаний, но и в развитии ключевых способностей личности, ее культурных навыков. Следовательно, в условиях развертывания передовых направлений в области дошкольного образования, обновления его содержания и форм, нужно создать систему инновационной деятельности учителей, которая сможет обеспечить переход дошкольного образования на более высокий качественный уровень. Качество и эффективность инновационной деятельности в современном дошкольном образовании зависят непосредственно от выбора ее содержания и организации.

Литература:

1. Иванова, М.К. Формы взаимодействия педагогов с родителями в рамках деятельности консультационно-методического центра / М.К. Иванова, К.В. Иванова // Проблемы современного педагогического образования.- Ялта: Издательство Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГОУ ВО «Крымский федеральный федеральный университет имени В.И. Вернадскогоь2019. - N 62-3. - С. 97.

2. Макарова, Т.А. Открытая образовательная лаборатория «АЬАГАС ЭЙГЭ СИТИМЭ» как способ взаимодействия ДОО и семьи / Т.А. Макарова // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации. - Электрон. текст. дан. (5,1 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. - С. 118.

3. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 411 с.

4. Никифорова, Т.И. Модель процесса формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в МБДОУ / Т.И. Никифорова, Н.В. Никифоров, А.А. Захарова // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста. -Якутск, 2015. - С. 651.

Педагогика

УДК 379.83/.84

доктор педагогических наук, доцент Ильченко Лариса Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЗНАЧЕНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена патриотическому воспитанию молодежи в процессе туристско-рекреационной деятельности. Туризм стал одним из способов формирования общечеловеческих ценностей и наиболее доступным методом познания окружающего мира. Автором подчеркивается идея о том, что туристско-рекреационная деятельность в большей степени, чем какая-либо другая, способствует восприятию объектов и явлений природного и культурного наследия отдельного региона и народа, что в определенных условиях, способствует развитию патриотических чувств и качеств у молодежи.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, туристско-рекреационная деятельность молодежи, патриотические качества, культурно-познавательный туризм, молодежь.

Annotation. The article is devoted to Patriotic education of young people in the process of tourist and recreational activities. Tourism has become one of the ways to form universal values and the most accessible method of learning about the world in the XXI century. The author emphasizes the idea that tourist and recreational activities, more than any other, contribute to the perception of objects and phenomena of natural and cultural heritage of a particular region and people, which in certain conditions, contributes to the development of Patriotic feelings and qualities among young people.

Keywords: patriotic education, tourist and recreational activities of youth, patriotic qualities, cultural and educational tourism, youth.

Введение. Одной из стратегических задач на современном этапе развития общества, является сохранение природных и культурных объектов каждого из регионов России. Процесс подготовки молодежи к восприятию этих объектов во многом зависит от желаний и усилий педагогических кадров и организации эффективной деятельности по их изучению.

К глобальным задачам туристско-рекреационной деятельности молодежи в системе патриотического воспитания можно отнести:

- развитие национального самосознания у молодежи, нравственных чувств и качеств личности;

- развитие чувства солидарности российских людей в стремлении к обогащению культурных и экономических ценностей страны;

- воспитание чувства ответственности и гордости за этническое сохранение истоков культуры народов, населяющих Россию, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений;

- стремление к сохранению памяти о подвигах защитников Отечества;

- изучение истории городов и поселений и связанных с ней событий и легенд, ставших основой для её создания;

- изучение основ и выявление причин для определения государственных праздников и памятных дат России и ее отдельных регионов;

- развитие интереса у молодежи к географии и путешествиям по своей стране;

- воспитание у подрастающего поколения уважения и почитания к атрибутике страны и государства (гербу, флагу, гимну);

- изучение истории, связанной с подвигами героев-воинов всех исторических периодов и деятелей культуры, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование у подрастающего поколения позитивного образа нашей страны и государства.

Перечисленные задачи организации воспитательной работы нуждаются в формах и средствах,

применение которых будет способствовать развитию новых психических новообразований у личности и воздействовать на сознание, чувства и её поведение. Одной из форм воспитательной работы может быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.