Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная программа «Эркээйи эргиирэ» / мировоззрение саха / духовно-нравственное воспитание / саморазвитие / этнокультурное образование и воспитание / личность / ценность / regional program “Erkeei ergiire” / Sakha worldview / spiritual and moral education / self-development / ethno-cultural education and upbringing / personality / value

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Шергина

В контексте современного непрерывного образования региона выявлена стратегия развития этнокультурного воспитания и образования в сельских школах Республики Саха (Якутия). Обоснована актуальность реализации региональной программы «Эркээйи эргиирэ: создание среды саморазвития детей и молодежи». Комплексный проект предлагает создание социокультурной среды для саморазвития подрастающего поколения путем объединения усилий семьи, образовательных учреждений и общества. Работа опирается на труды ученых-педагогов Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева, У.А. Винокуровой, З.С. Жирковой, В.П. Марфусаловой, Ю.А. Слепцова, В.Е. Степановой, А.С. Сакердоновой и т. д. Изучен успешный опыт организации сельского краеведческого музея как части этнокультурного воспитания и образования. Авторы предлагают новый тип содержания образования, главная суть которого – безусловно ценностное отношение к человеку, озаренное светом любви, основой мировоззрения саха. Содержание этнопедагогической программы отражено в трех ключевых понятиях в новом их прочтении: «Человек», «Здоровье», «Путь жизни человека». Целью образования авторы рассматривают «возвращение» к уникальности этноса – «саха в саха». Новая функция учителя – не «царь» знаний, умений и навыков, а посредник; методолог, организующий взаимодействие, социотехник, расширяющий связь участников процесса, коммуникатор, организующий полноценное общение участников деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION AND EDUCATION IN RURAL SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

In the context of modern continuing education in the region, a strategy for the development of ethno-cultural education and education in rural schools of the Republic of Sakha (Yakutia) has been identified. The relevance of the implementation of the regional program “Erkeei ergiire: creating an environment for the self-development of children and youth” is substantiated. The complex project offers the creation of a socio-cultural environment for the self-development of the younger generation by combining the efforts of the family, educational institutions and society. The research is based on works of scientists and teachers D.A. Danilov, N.D. Neustroev, U.A. Vinokurova, Z.S. Zhirkova, V.P. Marfusalova, Yu.A. Sleptsov, V.E. Stepanova, A.S. Sakerdonova, etc. The successful experience of organizing a rural museum of local lore as part of ethno-cultural education and education has been studied. The author suggests a new type of educational content, the main essence of which is an unconditionally valuable attitude towards a person, illuminated by the light of love, the basis of the Sakha worldview. The content of the ethno-pedagogic program is reflected in three key concepts in their new reading: “Man”, “Health”, “The way of human life”. The aim of education is considered by the author to “return” to the uniqueness of the ethnic group: “Sakha in Sakha”. The new function of the teacher is not the “king” of knowledge, skills and abilities, but an intermediary; a methodologist who organizes interaction, a sociotechnician who expands the communication of participants in the process, a communicator who organizes full-fledged communication of participants in the activity.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

столов и тематических семинаров, где подробно анализируются различные отрасли DH DH включает в себя базы данных гуманитарных дисциплин и, например, создание 3D-моделирования, исторической компьютерной реконструкции. Также отметим следующее:

1. В гуманитарных науках происходит использование цифровых технологий с целью обработать большие массивы информации.

2. Аналитическое отношение к социокультурным последствиям внедрения цифровых технологий в гуманитарную сферу, переплетение с гуманитарной информатикой в той части, в которой формулируются ответы на вопрос о том, как формируется информация в обществе; на эти вопросы способны ответить такие науки, как философия, историография и др.

Библиографический список

3. Культурное наследие становится основой для формирования научных библиотек, музейных экспонатов, реконструкций, подвергшихся визуализации.

Вне всяких сомнений рассматриваемое направление должно развиваться и становиться актуальными в различных научных и образовательных центрах. Перед исследователем должна ставиться задача анализировать качество содержания деятельности по развитию цифровых технологий в гуманитарной сфере. Большое значение будет иметь конструктивное сравнение работы традиционных гуманитарных наук и цифровых технологий. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что появилась возможность реконструировать информационную среду DH, исходя из ее участия в гуманитарном исследовательском и образовательном процессах.

1. Можаева Г.В., Можаева-Ренья П.Н., Сербин В.А. Цифровая гуманитаристика: организационные формы и инфраструктура исследований. Вестник Томского государственного университета. 2014; № 7: 18-27.

2. Gardiner Eileen and Musto Ronald G. The Digital Humanities: A Primer for Students and Scholars. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.

3. What Is DH? Available at: http://www.cdh. ucla.edu/about/what-is.html

4. Таллер М. Дискуссии вокруг Digital Humanities. Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2012; № 1: 5-13.

5. Володин А.Ю. Гуманитарные науки в контексте цифровых вызовов (обзор изданий проекта Мичиганского университета). Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2014; № 6 (4): 99-102.

6. Международная научно-практическая конференция «Науки о культуре в перспективе «Digital Humanities». Available at: http://www. her-zendigitalhumanities.ru/

7. Манифест Digital Humanities. Available at: http://tcp.hypotheses.org/501

8. Гришаева Ю.М., Гагарин А.В., Филатова О.П. К вопросу о взаимосвязи информационного и экологического развития личности в цифровой образовательной среде. Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: юбилейный сборник научных статей. Ульяновск: Издательство «Зебра», 2020: 39-44.

9. Соловьева Н.В., Анищева Л.И., Гагарин А.В. Амплификация смыслов учения в ситуации сотворчества преподавателя и студента в цифровом взаимодействии. Развитие профессионализма преподавателя: прикладное дидактическое исследование: монография. Москва: РУСАЙНС, 2019.

10. Chiappe A., Amado N., Leguizamon L. Educommunication in digital environments: an interaction's perspective inside and beyond the classroom. Innoeduca-International journal of technology and educational innovation. 2020; Vol. 6, № 1: 34-41.

References

1. Mozhaeva G.V., Mozhaeva-Ren'ya P.N., Serbin V.A. Cifrovaya gumanitaristika: organizacionnye formy i infrastruktura issledovanij. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; № 7: 18-27.

2. Gardiner Eileen and Musto Ronald G. The Digital Humanities: A Primer for Students and Scholars. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.

3. What Is DH? Available at: http://www.cdh. ucla.edu/about/what-is.html

4. Taller M. Diskussii vokrug Digital Humanities. Istoricheskaya informatika. Informacionnye tehnologii i matematicheskie metody v istoricheskih issledovaniyah i obrazovanii. 2012; № 1: 5-13.

5. Volodin A.Yu. Gumanitarnye nauki v kontekste cifrovyh vyzovov (obzor izdanij proekta Michiganskogo universiteta). Istoricheskaya informatika. Informacionnye tehnologii i matematicheskie metody v istoricheskih issledovaniyah i obrazovanii. 2014; № 6 (4): 99-102.

6. Mezhdunarodnaya nauchno-prakiicheskaya konferenciya «Nauki o kul'ture v perspektive «Digital Humanities». Available at: http://www. her-zendigitalhumanities.ru/

7. Manifest Digital Humanities. Available at: http://tcp.hypotheses.org/501

8. Grishaeva Yu.M., Gagarin A.V., Filatova O.P. K voprosu o vzaimosvyazi informacionnogo i 'ekologicheskogo razvitiya lichnosti v cifrovoj obrazovatel'noj srede. Social'no-'ekologicheskoe obrazovanie uchaschejsya molodezhi: problemy i perspektivy: yubilejnyj sbornik nauchnyh statej. Ul'yanovsk: Izdatel'stvo «Zebra», 2020: 39-44.

9. Solov'eva N.V., Anischeva L.I., Gagarin A.V. Amplifikaciya smyslov ucheniya v situacii sotvorchestva prepodavatelya i studenta v cifrovom vzaimodejstvii. Razvitieprofessionalizma prepodavatelya: prikladnoe didakticheskoe issledovanie: monografiya. Moskva: RUSAiNS, 2019.

10. Chiappe A., Amado N., Leguizamon L. Educommunication in digital environments: an interaction's perspective inside and beyond the classroom. Innoeduca-International journal of technology and educational innovation. 2020; Vol. 6, № 1: 34-41.

Статья поступила в редакцию 27.11.23

УДК 373.3

Shergina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: sherginata@mail.ru

STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION AND EDUCATION IN RURAL SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). In the context of modern continuing education in the region, a strategy for the development of ethno-cultural education and education in rural schools of the Republic of Sakha (Yakutia) has been identified. The relevance of the implementation of the regional program "Erkeei ergiire: creating an environment for the self-development of children and youth" is substantiated. The complex project offers the creation of a socio-cultural environment for the self-development of the younger generation by combining the efforts of the family, educational institutions and society. The research is based on works of scientists and teachers D.A. Danilov, N.D. Neustroev, U.A. Vinokurova, Z.S. Zhirkova, V.P. Marfusalova, Yu.A. Sleptsov, V.E. Stepanova, A.S. Sakerdonova, etc. The successful experience of organizing a rural museum of local lore as part of ethno-cultural education and education has been studied. The author suggests a new type of educational content, the main essence of which is an unconditionally valuable attitude towards a person, illuminated by the light of love, the basis of the Sakha worldview. The content of the ethno-pedagogic program is reflected in three key concepts in their new reading: "Man", "Health", "The way of human life". The aim of education is considered by the author to "return" to the uniqueness of the ethnic group: "Sakha in Sakha". The new function of the teacher is not the "king" of knowledge, skills and abilities, but an intermediary; a methodologist who organizes interaction, a sociotechnician who expands the communication of participants in the process, a communicator who organizes full-fledged communication of participants in the activity.

Key words: regional program "Erkeei ergiire", Sakha worldview, spiritual and moral education, self-development, ethno-cultural education and upbringing, personality, value

Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: sherginata@mail.ru

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В контексте современного непрерывного образования региона выявлена стратегия развития этнокультурного воспитания и образования в сельских школах Республики Саха (Якутия). Обоснована актуальность реализации региональной программы «Эркээйи эргиирэ: создание среды саморазвития детей и молодежи». Комплексный проект предлагает создание социокультурной среды для саморазвития подрастающего поколения путем объединения

усилий семьи, образовательных учреждений и общества. Работа опирается на труды ученых-педагогов Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева, У.А. Винокуровой, З.С. Жирковой, В.П. Марфусаловой, Ю.А. Слепцова, В.Е. Степановой, А.С. Сакердоновой и т. д. Изучен успешный опыт организации сельского краеведческого музея как части этнокультурного воспитания и образования. Авторы предлагают новый тип содержания образования, главная суть которого - безусловно ценностное отношение к человеку, озаренное светом любви, основой мировоззрения саха. Содержание этнопедагогической программы отражено в трех ключевых понятиях в новом их прочтении: «Человек», «Здоровье», «Путь жизни человека». Целью образования авторы рассматривают «возвращение» к уникальности этноса - «саха в саха». Новая функция учителя - не «царь» знаний, умений и навыков, а посредник; методолог организующий взаимодействие, социотехник, расширяющий связь участников процесса, коммуникатор, организующий полноценное общение участников деятельности.

Кточевые слова: региональная программа «Эркээйи эргиирэ», мировоззрение саха, духовно-нравственное воспитание, саморазвитие, этнокультурное образование и воспитание, личность, ценность

Этнокультурное образование - это не только содержание, но и технологии. Признавая право каждого учителя в выборе технологий обучения, следует указать на успешное применение в течение многих лет в ряде школ Республики Саха (Якутия) этнокультурных технологий обучения и воспитания, предлагаемых исследователями научных школ педагогического направления. Технология педагогики Олонхо «СЭДИП», «Сатабыл» представляют собой сложное социально-педагогическое явление. Конечная цель этих технологий - успешно управлять саморазвитием и самосовершенствованием детей, пользуясь средствами народной педагогики.

Правом формировать образовательные программы с учетом местных национально-региональных особенностей пользуются все образовательные учреждения нашей республики. ФГОС общего образования не запрещает, а, наоборот, предполагает наличие в основной образовательной программе школы или дошкольной образовательной организации этнокультурной составляющей. Содержание этнокультурного образования в Республике Саха (Якутия) разрабатывается и успешно внедряется в течение последних десятилетий в системах школьного и дополнительного образования, элективных курсов профильного обучения, в различных формах внеучебной деятельности, в том числе в музейной работе [1; 2].

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка на практике стратегии содержания этнокультурного воспитания и образования в сельских школах Республики Саха (Якутия).

Задачи исследования: изучить и обосновать методические рекомендации по организации содержания этнокультурного воспитания и образования в сельских школах.

Содержание программ народной педагогики якутов стали разрабатывать Р.Я. Антонова, А.А. Григорьева, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин, Д.И. Пухов, А.Д. Семенова, К.С. Чиряев и другие. Практикующие педагоги активно используют труды Н.Б. Битиевой, У.А. Винокуровой, Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, М.Б. Гуртуевой, Д.А. Данилова, Р.П. Идрисовой, А.Г Корниловой, А.Б. Панькина, Т.Н. Петровой, А.Д. Семеновой, Ю.В. Табакаева, К.Д. Уткина и многих других в реализации программ обучения и воспитания личности. Опираясь на труды отечественных и зарубежных ученых, а также на региональные разработки, педагоги, социальные педагоги и менеджеры образования республики активно занимаются поиском путей этносоциальной стабилизации и устойчивости развития региона. Организационно-педагогические условия этносоциокультурного развития личности также разрабатываются в трудах исследователей из Якутии. Это, прежде всего, пути социализации личности детей оленеводов, охотников, рыбаков, ведущих кочевую или полукочевую жизнь. Много внимания уделено автором консолидации усилий соответствующих министерств и ведомств, средних педагогических учебных заведений и университета. Огромный вклад в подготовку высококвалифицированных кадров для решения проблем региональной этнической педагогики внес академик Волков ГН. В сфере образования Якутии разрабатываются отдельные аспекты народной педагогики. Так, в трудах Григорьевой А.А. находим основы этнопедагогики рода и семьи, Семеновой А.Д. - идеи этнопедагогизации технологий обучения и воспитания. В республике исторически сложились благоприятные факторы для этносоциокультурного развития личности в современной системе регионального образования. Благодаря поддержке первого президента Николаева М.Е. и Правительства PC (Якутия) в регионе сохраняются языки коренных народов Севера, а якутский язык признан наряду с русским государственным языком республики. В 1980 году в Якутии был заложен первый музей народной педагогики в селе Оросу Вилюйского улуса, уникальность которого отмечают все педагоги мира. С 90-х годов в республике успешно функционирует Ассоциация народной педагогики, где аккумулируются разработки учителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и руководителей системы образования по использованию богатого народного опыта в воспитании детей. Все это дало мощный толчок развитию музейного дела в республике. Методологическую поддержку этнопедагогическим исследованиям оказывают философы Якутии, в числе которых следует отметить Михайлова В.Д., Новикова А.Г, Попова Б.Н., Саввинова А.С., Уткина К.Д., в работах которых всесторонне раскрываются особенности менталитета и богатство духовных ценностей народа саха. Заметна в этом плане книга Винокуровой У.А. «Сказ о народе саха», где эти ценности рассмотрены с точки зрения этносоциолога и этнопсихолога. Важным шагом в разработке единых подходов к проблемам этнокультурного образования является коллективная монография «Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации» (составители Винокурова У.А., Семенова С.С.). Технологический подход к учебно-воспитательному процессу в условиях внедрения ФГОС раскрывается в книге «Современная этнодидактика»

(2015) Винокуровой У.А. и Семеновой А.Д. [3]. Результаты деятельности народных педагогов хорошо проглядываются в успехах культурной жизни республики: это внедрение идей эпоса олонхо в образовательную и социокультурную жизнь села, многочисленные победы маленьких виртуозов Якутии на музыкальных конкурсах России и мира, ставшие традиционными конкурсы «Семья года», «Полярная звезда», конкурсы танцевального и музыкального искусства, выставки прикладного искусства народов Севера и России, многочисленные спортивные достижения детей и молодежи из села. Все культурные ценности, представляющие национальную гордость, являются артефактами педагогического наследия народа: получившие мировое признание государственные Саха и Русский театры, якутский цирк, государственный ансамбль песни «Туймаада», государственный театр танца, Высшая школа музыки, Государственная школа балета, десятки конфессий и национальных общин, православных храмов, мечетей и католических церквей, многочисленные этнографические музеи-комплексы, национальные торговые центры, рестораны с национальными кухнями, выставочные залы, спортивные комплексы, сеть президентских школ и школ ЮНЕСКО, научные центры, вузы и т. д. По инициативе заместителя председателя Федерального собрания РФ Николаева М.Е. в республике внедряются инновационные проекты, направленные на устойчивое развитие Арктических регионов мира в условиях глобализации [4; 5].

Построение эффективной модели этнокультурного образования в современной школе требует создания этнокультурной среды общения и жизнедеятельности. Модель Ожулунской средней школы Чурапчинского улуса охватывает все этнокультурное пространство села с помощью, прежде всего, музейной педагогики, т. к. именно школьный музей становится центром этнокультурной среды общения. Сегодня в корне изменилось представление об образовательных результатах школы. Кроме обычных предметных компетенций обучаемые должны быть готовыми продемонстрировать ряд метапредметных умений и личностных качеств. Предметные результаты измеряются учителями-предметниками, ме-тапредметные - межпредметной комиссией, личностные - в ходе неперсони-фицированных мониторинговых исследований организаций, кружков и клубов, т. е. всего этнокультурного пространства села по сохранению этнокультурной специфики народа, патриотическому воспитанию детей и молодежи средствами музейной работы. Во-вторых, возможность предоставления обучаемым свободы выбора интересующей темы исследования, видов деятельности и субъектов общения. В-третьих, сельский музей создает уникальную образовательную среду, раскрывающую интереснейшие страницы истории, особенностей быта, языка, культуры родного народа.

Роль музеев в этносоциокультурном развитии личности нельзя переоценить, т. к. они зарождаются в народной массе, несут в себе огромный духовный заряд этнической и гражданской идентичности, подлинного патриотизма и толерантности. В программах воспитания личности детей дошкольного и школьного возраста делается попытка объяснить неизбежность всемирной глобализации наравне с неизбежностью толерантного сосуществования народов мира на маленькой планете Земля. В программах уделяется внимание тем ситуациям, когда недостаток образования и культуры может привести к проявлениям низшего уровня патриотизма: к подсознательному, стадному, инстинктивному «патриотизму», близкому к шовинизму. Только узнавание порождает сопереживание. Общеинформационный и просветительский характер программ музейной педагогики помогает предупредить появление отрицательных этнических стереотипов, раскрывая посетителю иной этнической принадлежности новые захватывающие факты истории и культуры народа совместного проживания.

В содержании программы музейного педагога присутствует компонент, связанный с краеведением, историей и культурой родного села, который требует изложения и интерпретации на родном языке, а затем - перевода на язык межнационального общения, чтобы выйти на региональный и российский уровни. Умение вступать в диалог с респондентами, старожилами села с целью узнать интересные факты из истории создания и описания экспонатов музея - это важная этнокоммуникативная компетенция учащегося. Занятия кружка юных краеведов, проводимые в сельском музее, основаны на непрерывном общении школьников в парах и группах с целью нахождения новых фактов об истории родного края. Они учатся также правилам общения с взрослыми во время сбора информации методом интервью. Итогом групповой работы является доклад на выбранную тему в школе или участие в конкурсах различного уровня. Таким образом, все принципы коллективного способа обучения присутствуют в музейной педагогике. Обучаясь сам, каждый член кружка обучает других. При этом происходит явный процесс самовоспитания личности. Кружковцы, как правило, хорошо учатся, являются активными участниками общественной жизни школы и села. Выпускники

кружка с первой попытки становятся студентами вузов. Главное достижение музейной педагогики - это этнокоммуникативные компетенции обучаемых, их способность в дальнейшем - свободно, с чувством гордости рассказывать на разных уровнях о культуре и традициях родного села, улуса и родного края представителям других этносов.

Современные статистические данные в сфере образования подтверждают тот факт, что в Республике Саха (Якутия) преимущественным типом сельской школы остается малокомплектная школа. Несомненно, сегодня малокомплектные школы сталкиваются в основном с проблемами недостаточности ресурсного обеспечения: кадрового, финансового, материально-технического, информационного, что в итоге отражается на качестве образовательных результатов. Значительно острее сложившаяся ситуация ощущается в условиях внедрения

Библиографический список

нового поколения федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, поскольку ожидаемые образовательные результаты затрагивают не только предметные знания, но и личностные качества, характеристики, новообразования, способности и компетенции, что требует расширения возможностей образовательной среды. Создание условий для гармоничного полноценного развития личности обучающихся предусматривает необходимость усиления индивидуализации образовательного процесса, обеспечения педагогического сопровождения каждого ученика в рамках его индивидуальной траектории развития с целью максимального раскрытия личностного потенциала, уникальной индивидуальности. С этой точки зрения малокомплектная школа обладает преимущественными возможностями, которые необходимо активно использовать и технологически совершенствовать.

1. Ильина Т.М., Охлопков Г.И. Эркээйи эргиирэ»: создание среды саморазвития детей и молодежи: региональная программа. Якутск: Дани-Алмас, 2021.

2. Кривошапкин А.И. Наследие предков. Якутск: ОФСЕТ, 2008.

3. Винокурова У.А. Этнопедагогика любви и национального спасения. Якутск: Медиа-холдинг Якутия, 2017.

4. Шергина Т.А., Бугаева А.П., Кожурова А.А. Этнокультурное воспитание младших школьников в условиях Арктики. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018.

5. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде. Якутск: Издательский дом СВФУ 2016.

References

1. Il'ina T.M., Ohlopkov G.I. 'Erk'e'eji'ergiir'e»: sozdanie sredy samorazvitiya detej imolodezhi: regional'naya programma. Yakutsk: Dani-Almas, 2021.

2. Krivoshapkin A.I. Naslediepredkov. Yakutsk: OFSET, 2008.

3. Vinokurova U.A. 'Etnopedagogika lyubvi i nacional'nogo spaseniya. Yakutsk: Media-holding Yakutiya, 2017.

4. Shergina T.A., Bugaeva A.P., Kozhurova A.A. 'Etnokul'turnoe vospitanie mladshih Shkolnikov v usloviyah Arktiki. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2018.

5. Kozhurova A.A., Shergina T.A. Vospitanie mladshih Shkolnikov v polikul'turnoj srede. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016.

Статья поступила в редакцию 30.11.23

УДК 373.3

Shergina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: sherginata@mail.ru

ETHNOPEDAGOGIC TRAINING OF TEACHERS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM OF ETHNOCULTURAL EDUCATION OF STUDENTS IN RURAL SCHOOLS. The article presents the implementation of the comprehensive program "Erkeei ergiire: creating an environment for the self-development of children and youth" and the formation of ethnopedagogic competence of primary school teachers, ethnopedagogization of the educational process and the formation of an all-Russian civic identity as a condition for the successful implementation of the task of the new primary school standard, describes the content and stages of the formation of ethnopedagogic competence of bachelor primary school teachers on the example of "North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov". In this article, the author reveals the role of a scientific and pedagogical employee of a university in the formation of research skills of students and postgraduates, also examines the essence of activities for the formation of scientific and methodological competence, the leadership of scientific teachers. The content and main directions of the scientific activity of the teacher in this area are highlighted. The article notes the role of professors Dmitry Alekseevich Danilov and Nikolai Dmitrievich Neustroev in the training of young researchers as mentors and their scientific school, which has educated a whole galaxy of scientific teachers. The scientific school considered organizational and pedagogical problems of education, problems of regionalization of education, individual creative, ethnopedagogic training of teaching staff. The successful scientific activity of academic professors, dedication to the teaching profession serve as an example for students, graduate students and teachers.

Key words: ethnopedagogization, ethnocultural education, vocational training, primary school teacher, tutor, research activity

Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: sherginata@mail.ru

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ

В статье представлена реализация комплексной программы «Эркээйи эргиирэ: создание среды саморазвития детей и молодежи»; раскрыты проблемы формирования этнопедагогической компетенции учителя начальных классов, этнопедагогизации образовательного процесса и формирования общероссийской гражданской идентичности как условия успешной реализации задачи нового стандарта начальной школы; описываются содержание и этапы формирования этнопедагогической компетенции бакалавров - учителей начальных классов на примере Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В данной статье автор раскрывает роль научно-педагогического работника вуза в формировании исследовательских навыков студентов и аспирантов, также рассматривает сущность деятельности по формированию научно-методической компетенции, руководству научной деятельностью педагогов. Выделяются содержание и основные направления научной деятельности преподавателя по данному направлению. В статье отмечается роль профессоров Данилова Дмитрия Алексеевича, Неустроева Николая Дмитриевича в подготовке молодых исследователей как наставников и их научной школы, воспитавшей целую плеяду педагогов-ученых. В научной школе рассматривались организационно-педагогические проблемы образования, проблемы регионализации образования, индивидуально-творческая, этнопедагогическая подготовка педагогических кадров. Успешная научная деятельность ученых-профессоров, преданность профессии учителя служат примером для студентов, аспирантов, учителей, преподавателей.

Ключевые слова: этнопедагогизация, этнокультурное воспитание, профессиональная подготовка, учитель начальных классов, научно-исследовательская деятельность

Этнопедагогизация обучения, воспитания и развития студентов предполагает такую методологическую позицию, как опора на прогрессивные традиции народного воспитания, развитие национально-региональной системы образования Республики Саха (Якутия) на основе прогрессивной этнопедагогической теории и практики, реализации комплексной программы «Эркээйи Эргиирэ: создание среды саморазвитие детей и молодежи».

В настоящее время педагогический институт, являясь одним из динамично развивающихся подразделений Северо-Восточного федерального университета, проводит целенаправленную работу по этнопедагогической подготовке высокообразованной, нравственной, творчески мыслящей личности, способной постоянно обновлять профессиональные знания и умения. Качество его сформированных педагогических компетенций обеспечивает профессиональную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.