Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ НАРОДА САХА В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛЬЧИКОВ'

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ НАРОДА САХА В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛЬЧИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / МАЛЬЧИКИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллина Варвара Владимировна, Баишева Мария Ивановна

Закономерности этнокультурной среды и ценности воспитания духовной безопасности у народа саха обеспечивают высокий уровень защищенности человека в крайне суровых условиях Севера и сохраняют генофонд этносов. Цель исследования - изучение этнокультурных основ воспитания духовной безопасности мальчиков у народа саха. Авторами обоснованы этнокультурные ценности основ духовной безопасности мальчиков у народа саха. В процессе опытно-экспериментальной работы апробирована образовательная программа по формированию духовной безопасности мальчиков; подведены полученные научно-теоретические и эмпирические результаты исследования, которые обогащают теорию, практику воспитания детей на этнокультурных ценностях и могут успешно применяться в дошкольных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллина Варвара Владимировна, Баишева Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC AND CULTURAL VALUES OF SAHA PEOPLE IN RAISING THE SPIRITUAL SECURITY OF BOYS

The patterns of the ethno-cultural environment and the values of fostering spiritual security among the Sakha people ensure a high level of human security in the extremely harsh conditions of the North and preserve the gene pool of ethnic groups. The purpose of the study is to study the ethno-cultural foundations of the education of the spiritual safety of boys among the Sakha people. The authors substantiate the ethno-cultural values of the fundamentals of the spiritual safety of boys among the Sakha people. In the process of experimental work, an educational program for the formation of the spiritual safety of boys was tested; The obtained scientific, theoretical and empirical research results are summarized, which enrich the theory and practice of raising children on ethno-cultural values and can be successfully applied in preschool educational organizations.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ НАРОДА САХА В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛЬЧИКОВ»

12. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопр. психологии. - 1960. - № 3. - С. 3-15

13. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. Пособие для учителей. 2-е изд. доп. и перераб. - М: Просвещение, 1981. - 173 с.

Педагогика

УДК 373.2

магистрант Кириллина Варвара Владимировна

Северо-Восточноый федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Баишева Мария Ивановна

Северо-Восточноый федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ НАРОДА САХА В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

МАЛЬЧИКОВ

Аннотация. Закономерности этнокультурной среды и ценности воспитания духовной безопасности у народа саха обеспечивают высокий уровень защищенности человека в крайне суровых условиях Севера и сохраняют генофонд этносов. Цель исследования - изучение этнокультурных основ воспитания духовной безопасности мальчиков у народа саха. Авторами обоснованы этнокультурные ценности основ духовной безопасности мальчиков у народа саха. В процессе опытно-экспериментальной работы апробирована образовательная программа по формированию духовной безопасности мальчиков; подведены полученные научно-теоретические и эмпирические результаты исследования, которые обогащают теорию, практику воспитания детей на этнокультурных ценностях и могут успешно применяться в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: дошкольник, мальчики, этнокультурные ценности, духовная безопасность.

Anmtation. The patterns of the ethno-cultural environment and the values of fostering spiritual security among the Sakha people ensure a high level of human security in the extremely harsh conditions of the North and preserve the gene pool of ethnic groups. The purpose of the study is to study the ethno-cultural foundations of the education of the spiritual safety of boys among the Sakha people. The authors substantiate the ethno-cultural values of the fundamentals of the spiritual safety of boys among the Sakha people. In the process of experimental work, an educational program for the formation of the spiritual safety of boys was tested; The obtained scientific, theoretical and empirical research results are summarized, which enrich the theory and practice of raising children on ethno-cultural values and can be successfully applied in preschool educational organizations.

Keywords: preschooler, boys, ethno-cultural values, spiritual security.

Введение. В современных исследованиях культура рассматривается как проявление человеческой субъективности и объективности, как совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться.

М.М. Бахтин в определении культуры отдает предпочтение духовной составляющей и поясняет ее как самодетерминацию личности [3]. Г.П. Выжлецов считает, что «аксиологическое учение о культуре, в отличие от множества иных теоретических подходов к ней, позволяет увидеть культуру изнутри, а в свете ценностей культуры и всю нашу личностную, и общественно-историческую жизнь» [5, С. 16].

Процесс вхождения в культуру носит двоякий характер: культура создаётся личностью, но, в, тоже время, личность формируется культурой. В условиях этнической культуры складывается определённый тип личности, т.е. «нормативный канон человека» [6]. Модели поведения, существующие в определённой культуре, являются основным фактором, детерминирующим личность.

Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение себя в систему общественных отношений. Невозможно представить личность с самого рождения как только ведомого объекта, личность - субъект жизни, культуры, деятельности «сейчас и здесь». Б.Г. Ананьев утверждает, что «личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее живого движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикатор социальных связей личности - ее связь с современностью, с главными социальными движениями своего времени» [1].

Культурные традиции народов России во все времена признавались хранителем самодостаточных духовно-нравственных, этнокультурных ценностей. Система этнокультурных ценностей, ее структура связана с исторической судьбой народа и формируется в процессе коллективной жизнедеятельности этноса. Философ А.Г. Новиков подчеркивает: «у каждой культуры неотъемлемый и уникальный склад духовности, оригинально разворачивающего пласты культуры. Поменять искусственно... не удается, а если удается, то обязательно что-то страдает» [9]. Профессор считает, что, одухотворенность умножает силы, и на вершине системного подхода к традиционным ценностям должно быть поставлено творение человека.

Педагогические ценности составляют основу ценностей культуросообразного образования. Е.В. Бондаревская в научных трудах [4] указывает на то, что ценности образования - это идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и т.д. Ценности, как предпочтения идеалов, диктуются чувствами и принимаются сознанием. По определению академика, соединение чувств и смысла в ценностях определяет способы поведения человека.

Изложение основного материала статьи. Воспитательная функция этнокультурных ценностей в условиях духовного кризиса, его деструктивных явлений универсальна и направлена на формирование способности отдавать себе отчет о критериях поступков, соотносить результаты своих действий с интересами общества. Формирование этнокультурной и общероссийской идентичности, поиск оптимальных путей их сочетаемости определяет суть педагогического процесса духовного становления личности в условиях духовно-нравственного кризиса общества. В этой связи следует подчеркнуть, что человек в современном обществе не только должен адаптироваться в нем, но и воздействовать на его качественное развитие.

В народной педагогике сам человек является причиной и автором своего собственного духовного поведения. В народных традициях саха считается, что обычный человек в день преодолевает «туорт уон мосоллору», т.е. сорок препятствий - опасностей и спасается от них своей духовной чистотой.

В традиционном полоролевом воспитании детей у народа саха особая надежда возлагалась на мальчиков как «охраняющей, оберегающей, организующей» [10] силе в созидании жизни. В мировом шедевре олонхо воспевается главное предназначение мужчины «... защитником стать племен Айыы аймага, людей с отзывчивою душой...» [10], «... стать родоначальником якутов. , стать предком уранхайцев» [там же].

В этом смысле педагогическая мудрость народа саха подтверждает общечеловеческую истину, что высокая духовно-нравственная культура любого народа определяется требовательностью к самому себе, общества и мужчин к прекрасному полу - женщине. Культ женщин и культ старости всегда были самыми приоритетными в этнопедагогике саха. Возродить и развивать эти традиции с дошкольного возраста - долг каждого современного педагога.

В процессе исследования нами установлено, что у народа саха существовала традиционная система обрядовых традиций воспитания основ духовной безопасности мальчиков как защитников, в которую народ закладывает особый смысл развития ребенка по естественной природе и «зашифровывает» код его дальнейшего духовного становления, моделирует судьбу и жизнь духовно самодостаточного мужчины. Коды культуры воспитания предоставляют не столько информацию, но и пути восхождения к идеалу. В традициях воспитания народ саха обращает особое внимание не только на полоролевую идентификацию, но и на формирование осознанного отношения мальчиков к связности с родителями, прародителями «до семи поколений по отцовской линии», родным народом как «ураанхай саха», «тридцатью шестью биис ууса-племенами» [10].

Почитание малыша как защитника начинается задолго до его рождения: благословление о наделении рождения сына, беременность женщины должна быть от любимого мужчины, чтоб «забрюхатев, горделиво ходить, степенно ходить» [10]. Большое значение уделяется на место рождения ребенка. Ребенок рождается под благословение матери роженицы, которая устами Айыысыт (верховное божество, олицетворящее деторождение) пророчит его счастливое будущее: «быть крепким корнем большой семьи!» [10]. Коды слов благословления-алгыса имеют огромное психорегуляционное значение и оказывают энергоинформационное воздействие на дальнейшую судьбу новорожденного. Мальчика с первых минут появления на свет программируют на мужественность. Начинается это с его пеленания - заворачивания в шкуры «сильных» зверей. Во многих имеющихся этнографических исследованиях подчеркивается об отсутствии у народа саха физического наказания младенца. Общение с малышом основывается на словесном одобрении, поглаживании и понюхивании по головке, что стимулирует их эмоциональную и моторную активность.

В процессе исследования нами установлена веками выстроенная система физического воспитания сильного пола и подготовка мальчиков к боевому искусству. Физические качества мальчиков интересовали родителей и весь род. Они с самого рождения определяли физические возможности ребенка, еще «когда ребенок только начинал ходить, чернея пятками». В легендах Г.В. Ксенофонтова [8]. особо подчеркиваются физическая закаленность, выносливость, ловкость, меткость хосунов. В системе хосунного (смелость) воспитания целенаправленно предусматривалось обучение умениям укрощать коней, ловить на лету стрелы, выдерживать удары кнутом и т.д. Внезапность и неожиданность нападения, совершенное владение оружием, смекалка и сообразительность в умственном плане предопределяли победу хосунов над противниками. Воинственная, родовая месть описывается во всех вариантах сказаний. Судя по другим преданиям, система подготовки воинов характерна и для южных, и центральных улусов края. Физическую пригодность ребенка к военному делу определяли в раннем возрасте - в три года. Если ребенок соответствовал всем требованиям, то его определяли к боотурам, сведущим в военном деле. Боотуры приобщали его к «ученью кыргыс» и учили увертливости, ловкости: «бросали.в него горящие угли., били пальмой., напоследок учили увёртываться от стрел. Впоследствии горящие угольки заменялись ножом, а стрельба из лука производилась «на расстоянии берестяной лодки», сперва в стоячем, затем в сидячем положениях» [8]. Обучение воина велось до 18 лет и было многоступенчатым [7]. Воспитание воина-предводителя основывалось на народных традициях и предусматривало гармонию духа, тела, разума.

Самыми эффективными средствами духовной закалки детей являются гений народа саха олонхо и все жанры устного фольклора. В олонхо-эпосе и фольклоре отражен народный концепт о духовной красоте мужчин: внешний вид, стан богатыря, внутренняя суть его самодостаточности, смелость, мужественность и др.

В народном концепте особым образом воспевается духовное закаливание мальчика физическим трудом. Трудовое воспитание в семье строго дифференцируется для разных полов с учетом их возрастных различий и возможностей. В воспитании мальчиков и их духовном становлении неоценима роль ответственного отцовства. Отцы приобщали своих сыновей к трудовым навыкам без особых назиданий. С малых лет они привлекали детей как помощников, учили быть аккуратным, ответственным; разъясняли, что труд не только кормит семью, но и расширяет сферу общения, развивает физические качества, интеллектуальные умения и в целом укрепляет духовную мощь человека. Ж.-Ж. Руссо указывает, что «производя детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу - общественных людей, государству - граждан» [11, С. 210].

В силу своих природных особенностей мальчики отличаются качеством братской дружбы, солидарности, кооперирования. Мальчики быстро отходят от стычек между собой, долго не держать «зло за пазухой». Они от природы обладают качествами кооперирования и взаимоподдержки. В духовном воспитании необходимо учесть эти базовые ценности и ориентировать детей на позитивное конкурирование. Безусловно, не учитывая данные особенности мальчиков, сложно создавать эффективные педагогические условия для формирования духовной безопасности детей. Содержание и технология работы должны взаимодополняться тем, чего не было в традиционном обществе с учетом субкультурных, социокультурных изменений в обществе.

В экспериментальной работе на базе детских садов г. Якутска и ряда улусов РС (Я) нами апробируется программа по духовной безопасности, которая предусматривает направления: «Развитие духовной идентичности ребенка с семьей, родом, народом, Родиной и формирование качеств духовной безопасности личности», «Формирование достоинства и духовной ответственности у ребенка как основы его духовных поступков и поведения» с разделами: «Мой духовный идеал», «Мой путь восхождения к духовному идеалу», «Формирование толерантной личности как основы созидания в поликультурном мире». Содержание работы с субъектами основывается на принципах открытости, гуманизации, личностно-ориентированной концепции, толерантности. В исследовательской деятельности на базе МБДОУ «Кэнчээри» с. Танда Усть-Алданского улуса нами реализуется комплексная подпрограмма «Джесёгей». Джесёгей Айыы в философско-мировоззренческом учении олицетворяет трудолюбие, физическую закалку, верность. Самые лучшие качества человека во все времена у народа саха сравниваются с качествами, присущими Джесёгей, т.е. лошади: упорство, выносливость, закаленность, гибкость, сила, ум, верность и т.д. Данная программа является основой формирования не только физической закаленности, но и духовного воспитания детей в консолидации, развитии социально-коммуникативных качеств, воспитания достоинства у детей.

Цели и задачи развития физических качеств детей «подсказаны» существующими в народе характеристиками Джесёгей, которые отражены в олонхо как:

- Куус Джесёгей - сильный, жилистый;

- Дьулуур Джесёгей - выносливый, упорный;

- Албас Джесёгей - находчивый, изворотливый;

- Сатабыл Джесёгей - смекалистый в сложных ситуациях;

- Кун Джесёгей - гармония физической силы и духа и т.д.

Исходя из данных характеристик Джесёгей, можно определить ожидаемый результат по развитию физических качеств в гармонии с духовными качествами. К сожалению, духовный аспект физического воспитания детей, что характерно для народной педагогики, до сих пор недостаточно изученная область. Реализация поставленных задач потребовала создания содержательной предметно-развивающей среды для развития физических качеств и духовно-нравственного развития личности детей.

Выводы. Таким образом, в процессе длительной опытно-экспериментальной работы нами обработано достаточное количество материалов по развитию духовно-нравственных качеств личности как сущностной основы духовной безопасности.

Результаты исследования свидетельствуют, что содержательная деятельность гармоничного физического и духовно-нравственного развития детей является основой воспроизводства этнокультурных ценностей родного народа в реальную суть воспитания современных детей. Для того, чтобы успешно сопровождать процесс воспитания базисных основ духовной безопасности личности детей, необходимо родителям и педагогам учиться глубже понимать внутренний мир мальчиков, знать особенности их психологического, физиологического, социально-личностного развития; уметь прогнозировать жизненные перспективы и способы самореализации как представителей сильной половины человечества. Считаем, что духовно-нравственные аспекты гармонии тела и духа весьма значимы для саморазвития и обеспечения безопасности личности ребенка.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус / Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - С. 327-332.

2. Баишева М.И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха. - Якутск: Изд. Дом СВФУ, 2015. - 162 с.

3. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

4. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью / Избранные педагогические труды в 2-х томах. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2006. - 504 с.

5. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры на рубежах веков // Международный журнал исследований культуры. -№2 (23). - 2016. - С. 16.

6. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2003. - 336 с.

7. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай - сахалар. Очерки по древней истории якутов. - Якутск: Нац. Изд-во Республики Саха (Якутия), 1992. - В 2-х том. Т.1. - 416 с.

8. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Под ред. А.П. Окладникова. - М., Наука, 1977. - 248 с.

9. Новиков А.Г. О менталитете саха. - Якутск: Аналитический центр при Президенте РС (Я), 1996. - 147 с.

10. Нюргун Боотур. Стремительный. Якутский героический эпос олонхо / Воссоздал на основе народных сказаний П.А. Ойунский; пер. на русский язык В. Державин. - Якутск: Кн. изд-во, 1975. - 423 с.

11. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании / Педагогическое наследие. - В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - С. 199-296.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Китикарь Оксана Васильевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко» (г. Тирасполь); доцент Черба Татьяна Ивановна

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко» (г. Тирасполь)

ОСНОВЫ ПАРАМЕТРИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассмотрены функции цифровой образовательной среды при проектировании и организации системы педагогического образования на государственном, институциональном и субъектном уровнях, которые выступают основой ее параметризации. Обосновано функциональное обеспечение подготовки педагогов инструментами цифровизации в зависимости от основных компонентов педагогического образования: цели, содержания образования, образовательного процесса, результата образования. Определены критерии диагностики качества цифровой образовательной среды для подготовки и профессионального развития педагогических кадров в зависимости от выявленных параметров.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, подготовка педагогов, педагогическое образование, функции и параметры цифровой образовательной среды.

Annotation. The article considers the functions of the digital educational environment in the design and organization of the system of teacher education at the state, institutional and subject levels, which are the basis for its parameterization. It justifies functional provision of training of teachers with digitalization tools depending on the main components of pedagogical education: the purpose, content of education, educational process, result of education. The criteria for diagnosing the quality of the digital educational environment for the training and professional development of pedagogical personnel depending on the identified parameters have been determined.

Keywords: digital educational environment, training of teachers, pedagogical education, functions and parameters of the digital educational environment.

Введение. Современные реалии, связанные с мировыми тенденциями изменения государственного и общественного уклада жизни во всех сферах, оказали существенное влияние на необходимость модернизации системы образования в разных странах. В Российской Федерации государственная политика в области образования на протяжении нескольких десятилетий опирается не только на необходимость интеграции в мировое пространство, связанную со стандартизацией,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.