Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ'

СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / АДМИНИСТРАЦИЯ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астарханова Нурият Раджабовна, Рабаданова Патимат Магомедовна

Рассматривается понятие безопасной образовательной среды, её структура, а также особенности процесса создания в современной организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам высшего образования. Перед началом разговора о безопасной образовательной среде и её формировании исследуются наиболее значимые особенности отечественной системы высшего образования на современном этапе её развития. При этом основное внимание уделяется развитию коммуникации между участниками образовательного процесса. Доказывается возрастание актуальности проблем, связанных с функционированием, структурой и построением образовательной среды в связи с особенностями развития коммуникации между преподавателями, студентами и администрацией современных российских вузов. Затем предлагается программа построения безопасной образовательной среды в организации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астарханова Нурият Раджабовна, Рабаданова Патимат Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A MODERN UNIVERSITY

The concept of a safe educational environment, its structure, as well as the features of the creation process in a modern organization that carries out educational activities under higher education programs are considered. Before starting a conversation about a safe educational environment and its formation, the most significant features of the Russian higher education system at its’ present development stage are investigated. At the same time, the main attention is paid to the development of communication between the educational process participants. The article proves the increasing relevance of problems related to the functioning, structure and construction of the educational environment in connection with the peculiarities of the communication development between teachers, students and the modern Russian universities administration. Then a program is proposed to build a safe educational environment in the higher education organization.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ»

2. Волковская, Т.Н., Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития // Т.Н. Волковская, И.Ю. Левченко // Дефектология. - 2020. - № 3. -С. 17-21.

3. Рябова, Н.В. Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / Н.В. Рябова, О.В. Терлецкая // Вестник Мининского университета. - 2018. - № 2. - С. 1-10.

4. Учителю о детях с расстройствами аутистического спектра: пособие для специалистов психолого-педагогического сопровождения младших школьников с расстройствами аутистического спектра / сост. В.В. Кисова, И.А. Конева, С.В. Уромова, Е.Е. Дмитриева. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 86 с.

5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-Ф3 (ред. от 16.04.2022): [принят Государственной Думой 29 дек. 2012 г.: Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. - Москва, 2012. - URL: https://base.garant.ru/77308190/ (дата обращения: 29.04.2022).

6. Российская Федерация. Приказ Министерства образования и науки РФ. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ № 1598: [принят Минобрнауки России 19 дек. 2014 г.: одобрен Министерством Юстиции 3 февраля 2015 г.]. - Москва, 2014. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/ (дата обращения 28.04.2022).

7. Хаустов, А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Хаустов Артур Валерьевич. - Москва, 2010. - 176 с.

8. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / А.В. Хаустов, П.Л. Богорад, О.В. Загуменная [и др.]; под общ. ред. А.В. Хаустова. - Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 125 с.

9. The development of Social Competence in Preschoolers with Disabilities as the Condition for Their Successful Educational Integration / Dmitrieva E.E., Medvedeva E.Y., Olkhina E.A. [et al.] // Universal Journal of Educational Research. - 2020. - V. 8. -C. 3244-3250.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Астарханова Нурият Раджабовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Рабаданова Патимат Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала)

СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. Рассматривается понятие безопасной образовательной среды, её структура, а также особенности процесса создания в современной организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам высшего образования. Перед началом разговора о безопасной образовательной среде и её формировании исследуются наиболее значимые особенности отечественной системы высшего образования на современном этапе её развития. При этом основное внимание уделяется развитию коммуникации между участниками образовательного процесса. Доказывается возрастание актуальности проблем, связанных с функционированием, структурой и построением образовательной среды в связи с особенностями развития коммуникации между преподавателями, студентами и администрацией современных российских вузов. Затем предлагается программа построения безопасной образовательной среды в организации высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, образовательная среда, безопасная образовательная среда, студент, преподаватель, администрация вуза.

Annotation. The concept of a safe educational environment, its structure, as well as the features of the creation process in a modern organization that carries out educational activities under higher education programs are considered. Before starting a conversation about a safe educational environment and its formation, the most significant features of the Russian higher education system at its' present development stage are investigated. At the same time, the main attention is paid to the development of communication between the educational process participants. The article proves the increasing relevance of problems related to the functioning, structure and construction of the educational environment in connection with the peculiarities of the communication development between teachers, students and the modern Russian universities administration. Then a program is proposed to build a safe educational environment in the higher education organization.

Key words: higher education, educational environment, safe educational environment, student, teacher, university administration.

Введение. Под термином «образовательная среда» большинство авторов понимает совокупность объективных факторов, включая межличностные отношения между участниками образовательного процесса, а также специально организованных психолого-педагогических условий, направленных на развитие различных сторон личности обучающихся [3-4; 8-9; 16]. Образовательная среда включает множество подсистем. Последние, в свою очередь, представляют собой локальные образовательные среды, характерные для той или иной образовательной организации. С одной стороны такие подсистемы оказывают влияние на участников образовательного процесса, с другой - формируются ими [3; 9-10].

В силу охарактеризованных выше особенностей структуры образовательной среды её развитие во многом определяют структурные изменения в следующих областях:

- существующие образовательные концепции;

- система управления образовательным процессом.

Важны также личностные изменения субъектов образовательного процесса [1, С. 113-114].

Так как образовательная среда включает множество подсистем, то не должен вызывать удивления факт наличия в пространстве конкретной организации высшего образования ряда локальных сред, влияющих друг на друга. Поэтому при изучении образовательной среды современного вуза следует учитывать базовые свойства подсистем:

- эмерджентность;

- возможность изменения тех или иных характеристик в результате воздействия или трансформации отдельных педагогических условий или их комплекса [1-2].

Принимая во внимание сложность и многофакторность развития образовательной среды современного вуза, можно с определённой долей уверенности предположить, что безопасность образовательной среды представляет собой один из важных её структурных компонентов и значимый индикатор состояния.

Рассмотрению данного параметра образовательной среды будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Говоря о создании безопасной образовательной среды в пространстве современного вуза в первую очередь необходимо сосредоточиться на особенностях развития сферы отечественного ВО, в т.ч. на протяжении трёх последних десятилетий. В этой связи отметим, что, будучи одним из важнейших социальных институтов, сфера высшего образования испытывает на себе мощнейшее влияние трансформаций, фиксирующихся в области социально-философских парадигм, принятых в обществе [5-7; 15-16].

Подобное влияние находит своё выражение в реализации инновационных принципов и подходов в высшем образовании. В свою очередь, их внедрение является основой развития новых педагогических технологий, в т.ч. предусматривающих расширение использования ИКТ в образовательном процессе.

На современном этапе развития отечественной системы высшего образования его философским фундаментом, влияющим, в том числе на ряд аспектов проблемы безопасности образовательной среды, является гуманистическая концепция американского психолога К. Роджерса (1902-1987) [14, С. 29-30]. На идеях последнего базируется один из ключевых принципов функционирования современной образовательной системы - субьект-субьектное взаимодействие между участниками образовательного процесса в пространстве современного вуза [5; 14-15].

Указанный принцип в первую очередь влияет на область коммуникаций и взаимодействий между основными субъектами образовательного процесса, создавая, таким образом, предпосылки для дальнейших прогрессивных нововведения в области высшего образования, позволяющих достичь следующих результатов:

- демократизация образовательного процесса;

- гуманизация образовательного процесса;

- появление принципиально новых форм организации образовательного процесса в современном вузе [2; 15].

Реализация гуманистической концепции в современном высшем образовании позволяет также упрочить влияние в

соответствующей сфере постмодернистских тенденций. К последним относятся:

- гендерное равноправие;

- концепции инклюзивного образования [11; 17-18].

Реализация наиболее значимых принципов антропоцентризма и гуманизма в практике работы современного российского вуза в определённой степени способствует изменению форм взаимодействия между участниками образовательного процесса. В настоящее время под коммуникацией между субъектами образовательных отношений понимается процесс взаимодействия заинтересованных сторон, построенный на принципах антропоцентризма.

В связи с вышеизложенным в качестве одного из наиболее значимых понятий современной коммуникационной концепции применительно к образовательной среде вуза выступает дискурс, - понятие постмодернистской философии, подразумевающее равнозначность мнений и субъективность знания [3, С. 22]. Соответственно, в практике современного высшего образования коммуникации не должны быть направлены на какой-либо идеальный результат, целью взаимодействия между участниками образовательного процесса должно стать раскрытие индивидуальности обучающихся. В подобном контексте коммуникации между участниками образовательного процесса оказывают существенное позитивное влияние на социализацию будущих профессионалов, поскольку процесс взаимодействия между участниками образовательного процесса, будучи построен на таких принципах, коррелирует с развитием личностных компетенций студентов [2; 4].

Многие современные педагоги-исследователи и практики под коммуникативными понимают и информационные технологии [2; 6; 12; 13]. Последнее не должно вызывать удивления, если учесть, что широкое внедрение информационных технологий в высшее образование способствует существенному повышению эффективности коммуникаций между участниками образовательного процесса. Ряд авторов объединяют понятия «коммуникативные» и «информационные технологии», выводя, таким образом, новый термин - «информационно-коммуникативные технологии» или ИКТ в виду сложности изучения таких технологий в отрыве друг от друга на современном этапе развития [2; 4; 7; 13]. Факт широкого использования ИКТ в современных российских вузах должен учитываться при рассмотрении проблем построения безопасной образовательной среды.

Оптимизация безопасности образовательной среды современной организации высшего образования во многом определяется уровнем социально-психологической адаптации к ней критически значимых акторов. Таким образом, большое значение в плане формирования безопасной образовательной среды имеет содействие социально-психологической адаптации первокурсников к специфическому учебно-воспитательному процессу в современной организации ВО [8-9; 11]. Мероприятия, связанные с социально-психологической адаптацией к конкретной образовательной и социальной среде, позволяют в определённой степени снизить нервозность и напряженность, таким образом снизив риски для здоровья обучающихся. Адаптация первокурсников к особенностям образовательного процесса и образовательной среды в современном вузе является наиболее значимым аспектом повышения её безопасности в силу наибольшей уязвимости соответствующего контингента.

В виду вышеизложенного, программа организации безопасной образовательной среды современного вуза с необходимостью должна учитывать возможности цифровых технологий, в т.ч. в ходе мониторинга ее реализации и, особенно, - при использовании элементов дистанционного обучения. Основная цель такой программы должна сводится к формированию педагогических условий, позволяющих студентам первого курса успешно адаптироваться к образовательному пространству современного вуза [10, С. 153-154]. Постановка такой цели обусловлена тем, что соответствующий контингент демонстрирует, с одной стороны, наибольшую подверженность потенциальному негативному влиянию образовательной среды современного вуза, а с другой -наименьшие показатели ощущения безопасности и психологического комфорта.

Еще одним важным направлением деятельности по созданию безопасной образовательной среды в современном вузе должна стать работа с профессорско-преподавательским составом, позволяющая оптимизировать его деятельность в плане повышения безопасности среды, а также способствовать развитию коммуникативной компетентности педагогических работников [12; 16-17]. Также необходима работа с управленческими кадрами вуза. Последняя должна заключаться, главным образом, в проведении мини-лекций об особенностях образовательной среды современной организации ВО.

Таким образом, программа по формированию безопасной образовательной среды в современном вузе должна быть направлена на три стороны образовательного процесса: преподавателей, студентов и управленческие кадры.

В связи с вышеизложенным мы можем говорить о следующих задачах такой программы:

1. Разработка и проведение психолого-коррекционных мероприятий с основными участниками образовательного процесса в современном вузе.

2. Формирование представлений об основных формах учебной и внеучебной деятельности вуза у первокурсников.

3. Развитие у преподавателей и управленцев представлений, касающихся сущности образовательной среды современной организации ВО.

4. Развитие групповой сплоченности у студентов первых курсов.

5. Создание благоприятного психологического климата в педагогическом и управленческом коллективах вуза [1; 3]. Вышеизложенное подводит нас к разговору о содержательной стороне мероприятий по созданию безопасной

образовательной среды в пространстве современного российского вуза (Табл. 1).

Таблица 1

Содержание мероприятий по созданию безопасной образовательной среды в пространстве современного

российского вуза

№ Содержание мероприятия Продолжительность

1 Знакомство с первокурсниками, рассказ о целях планируемых мероприятий. 30 мин.

2 Проведение первичной психодиагностики образовательной среды и основных участников образовательного процесса. 30 мин.

3 Короткая лекция для профессорско-преподавательского состава вуза, посвящённая повышению эффективности коммуникаций между участниками образовательного процесса. 40 мин.

4 Короткая лекция для управленческих кадров, посвящённая эффективному управлению коммуникациями между участниками образовательного процесса. 40 мин.

5 Проведение со студентами первых курсов деловой игры на тему «Представление о будущей профессии». 60 мин.

6 Анализ результатов проведённой психодиагностики и их обсуждение со студентами. 30 мин.

7 Проведение со студентами первых курсов тренингового занятия, имеющего целью повышение сплоченности группы, веревочного курса. 1 выходной день

8 Проведение с преподавателями тренингового занятия на тему «Эмоциональная нагрузка педагогического взаимодействия». 40 мин.

9 Проведение с педагогами мини-лекции на тему «Сущность и структура образовательной среды ВУЗа». 40 мин.

10 Проведение промежуточной психодиагностики образовательной среды и основных участников образовательного процесса. 30 мин.

11 Проведение с первокурсниками, характеризующимися низким уровнем психологического комфорта и адаптации, индивидуальных консультаций. 40 мин.

12 Сюжетно-ролевая игра «Смена ролей» со студентами первых курсов. 40 мин.

13 Проведение для педагогов короткой лекции на тему «Обеспечение безопасности образовательной среды». 40 мин.

14 Проведение для управленческого коллектива мини-лекции на тему «Роль безопасности и комфорта образовательной среды для обеспечения качества образования». 40 мин.

15 Проведение со студентами первых курсов круглого стола на тему «Плюсы и минусы студенческой жизни»». 80 мин.

16 Тренинг с преподавателями на тему «Установление контакта в общении». 40 мин.

17 Сюжетно-ролевая игра со студентами первых курсов на тему «Как бы я организовал деятельность Вуза». 60 мин.

18 Проведение мини-лекции для студентов первых курсов на тему «Тайм- менеджмент». 40 мин.

19 Проведение мини-лекции для профессорско-преподавательского состава на тему «Обеспечение безопасности образовательной среды». 40 мин.

20 Круглый стол со студентами первых курсов на тему «Как реализовать себя». 60 мин.

21 Проведение мини-лекции для студентов первых курсов на тему «Конфликт и способы его преодоления». 40 мин.

22 Тренинг для профессорско-преподавательского состава тему «Уверенность в себе и эффективность общения». 60 мин.

23 Проведение мини-лекции для управленческих кадров ОО на тему «Мониторинг образовательной среды ВУЗа». 40 мин.

24 Тренинг для студентов первых курсов на тему «Законы эффективного общения». 40 мин.

25 Тренинг для профессорско-преподавательского состава на тему «Восприятие собеседника». 40 мин.

26 Проведение заключительной психодиагностики образовательной среды и основных участников образовательного процесса. 40 мин.

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем утверждать, что образовательная среда представляет собой систему, в которую входят объективные факторы, влияющие на образовательный процесс, особенности межличностных отношений между участниками образовательного процесса, а также специально организованные психолого-педагогические условия, направленные на развитие различных сторон личности обучающихся.

Она включает множество подсистем - локальных образовательных сред, характерных для той или иной образовательной организации.

Безопасность образовательной среды представляет собой один из важных её структурных компонентов и значимый индикатор состояния.

Большое значение для эффективного формирования безопасной образовательной среды имеет содействие социально-психологической адаптации первокурсников к специфическому учебно-воспитательному процессу в современной организации ВО.

Важным направлением деятельности по созданию безопасной образовательной среды в современном вузе также является работа с профессорско-преподавательским составом, позволяющая оптимизировать его деятельность в плане повышения безопасности среды, способствовать развитию коммуникативной компетентности педагогических работников.

Необходимой является работа и с управленческими кадрами вуза, которая должна заключаться, главным образом, в проведении мини-лекций об особенностях образовательной среды современной организации ВО.

Как видим, программа по формированию безопасной образовательной среды в современном вузе должна быть направлена на три стороны образовательного процесса: преподавателей, студентов и управленческие кадры.

Литература:

1. Акимова, Л.А. Безопасная образовательная среда: проектирование, организация: монография / Л.А. Акимова. -Оренбург: ИПК «Университет», 2019. - 220 с.

2. Александрова, Е.А. Методология педагогики: монография / Е.А. Александрова, Р.М. Асадуллин, Е.В. Бережнова. -Москва: ИНФРА-М, 2018. - 296 с.

3. Бакланова, Н.К. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход / Н.К. Бакланова, Т.С. Иванова, В.В. Колот // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 13-24.

4. Васильева, И.И. Некоторые тренды использования ИКТ в российских научных исследованиях в области преподавания иностранных языков и перевода в ВУЗах (2012-2017) / И.И. Васильева, Н.Л. Соколова, Н.Ф. Михеева // Вопросы прикладной лингвистики. - 2017. - № 27. - С. 7-18.

5. Дахин, А.Н. Результативное образование: моделирование и структура / А.Н. Дахин, Б.Т. Тухватуллин, В.А. Токарев // Школьные технологии. - 2019. - № 4. - С. 45-54.

6. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 127-134.

7. Зверева, Л.Г. Инновационные методы и передовые технологии в современном преподавании / Л.Г. Зверева, Э.Э. Темирова // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2022. - Vol. 1-1(64). - Pp. 143-145.

8. Киндарова, З.Б. Базовые принципы подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации / З.Б. Киндарова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - № 2. - С. 119-125.

9. Кокаева, И.Ю. Значение поликультурной модели полилингвального образования в создании комфортной образовательной среды и психоэмоциональном оздоровлении младших школьников (на примере РСО-Алания) / И.Ю. Кокаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-8. - С. 70-75.

10. Кокаева, И.Ю. Формирование здоровьесберегающий образовательной среды - важная педагогическая задача и основа успешного обучения / И.Ю. Кокаева, З.К. Каргиева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1. - С. 152-155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Набиев, Т.С. Об инклюзивном образовании / Т.С. Набиев, О. Мавлонова // Cientific progress. - 2021. - VOL. 2. -Pp. 132-137.

12. Низамутдинова, Н.Н. Применение электронных образовательных ресурсов в обучении английскому языку / Н.Н. Низамутдинова. - 2022. - URL: https://sinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/000_lekcii_pedagog_06/414.htm (дата обращения: 05.05.2022).

13. Ратнер, Ф.Л. Разработка электронных образовательных ресурсов: зарубежный опыт: учеб.-метод. пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы» / Ф.Л. Ратнер. - Казань: КГУ, 2008. - 106 с.

14. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике / К. Роджерс. -Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 200 с.

15. Ростовцева, П.П. Развитие навыков XXI в.: эмоциональный интеллект и эффективность обучения в вузе / П.П. Ростовцева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4(89). - С. 225-227.

16. Соколова, Н.Л. Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического опыта / Н.Л. Соколова // Научный диалог. -2018. - № 9. - С. 376-381.

17. Шибельгут, А.Е. Опыт инклюзивного образования / А.Е. Шибельгут // Педагогическая наука и практика. - 2018. -№ 1(19). - С. 73-77.

18. Шумилкина, О.Г. Проблемы гуманитаристики в современной образовательной парадигме / О.Г. Шумилкина // Вестник Ивановского государственного университета. - 2019. - Вып. 2. - С. 14-17.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Асхадуллина Наиля Нургаяновна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Талышева Ирина Анатольевна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КВЕСТОВ И КВИЗОВ В РАЗВИТИИ SOFT SKILLS БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития soft skills (гибких навыков) у студентов направления подготовки «Педагогическое образование», эффективность решения которого в значительной степени зависит от уровня сформированности коммуникативных навыков у будущих учителей в процессе педагогического взаимодействия. Развитие soft skills будущих педагогов меняет роль преподавателя высшей школы в проектировании и организации образовательных процессов с ориентацией на обеспечение сотрудничества всех субъектов обучения. Обоснована актуальность использования активных методов обучения в обеспечении практикориентированности высшего образования. Проведен анализ научных исследований, посвященных вопросам использования активных методов обучения как деятельностного компонента содержания образования. Обоснованы специальные принципы использования активных методов обучения в образовательном процессе вуза. Представлены особенности применения квестов и квизов как имитационных (игровых) методов обучения в развитии soft skills будущих учителей. Установлено, что использование квестов и квизов со студентами педагогических направлений подготовки позволяет снять дискомфорт и напряженность в процессе организации педагогического взаимодействия. Будучи свободными в импровизации, фантазии студенты оказываются максимально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.