Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КВЕСТОВ И КВИЗОВ В РАЗВИТИИ SOFT SKILLS БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КВЕСТОВ И КВИЗОВ В РАЗВИТИИ SOFT SKILLS БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИМИТАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / КВИЗ-МЕТОД / КВЕСТ-МЕТОД / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / SOFT SKILLS / КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Талышева Ирина Анатольевна

В статье рассматривается вопрос развития soft skills (гибких навыков) у студентов направления подготовки «Педагогическое образование», эффективность решения которого в значительной степени зависит от уровня сформированности коммуникативных навыков у будущих учителей в процессе педагогического взаимодействия. Развитие soft skills будущих педагогов меняет роль преподавателя высшей школы в проектировании и организации образовательных процессов с ориентацией на обеспечение сотрудничества всех субъектов обучения. Обоснована актуальность использования активных методов обучения в обеспечении практикориентированности высшего образования. Проведен анализ научных исследований, посвященных вопросам использования активных методов обучения как деятельностного компонента содержания образования. Обоснованы специальные принципы использования активных методов обучения в образовательном процессе вуза. Представлены особенности применения квестов и квизов как имитационных (игровых) методов обучения в развитии soft skills будущих учителей. Установлено, что использование квестов и квизов со студентами педагогических направлений подготовки позволяет снять дискомфорт и напряженность в процессе организации педагогического взаимодействия. Будучи свободными в импровизации, фантазии студенты оказываются максимально вовлеченными в игру и нацеленными на результат. Все это повлияет в будущем на деятельность образовательных организаций с низкими результатами, направленных на преодоление школьной неуспешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INTELLECTUAL QUESTS AND QUIZZES TO DEVELOP THE SOFT SKILLS OF FUTURE TEACHERS

The article deals with the development of soft skills (flexible skills) among the students of "Pedagogical education" specialty, the effectiveness of which depends largely on the level of formation of communication skills of future teachers in the process of pedagogical interaction. The development of future teachers' soft skills changes the role of a higher school teacher in designing and organizing educational processes with a focus on ensuring the cooperation of all subjects of learning. The relevance of using active learning methods in providing practice-oriented higher education is justified. Scientific researches devoted to the use of active learning methods as an active component of education content were analyzed. Special principles of using active learning methods in the educational process of higher education institution are substantiated. The peculiarities of using quests and quizzes as simulation (game) teaching methods in developing soft skills of future teachers are presented. It is established that the use of quests and quizzes with students of pedagogical training areas allows to remove discomfort and tension in the process of organizing pedagogical interaction. Being free in improvisation, fantasy students find themselves maximally involved in the game and aimed at the result. All of this will have an impact on the future activities of low-performing educational institutions aimed at overcoming school failure.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КВЕСТОВ И КВИЗОВ В РАЗВИТИИ SOFT SKILLS БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Важным направлением деятельности по созданию безопасной образовательной среды в современном вузе также является работа с профессорско-преподавательским составом, позволяющая оптимизировать его деятельность в плане повышения безопасности среды, способствовать развитию коммуникативной компетентности педагогических работников.

Необходимой является работа и с управленческими кадрами вуза, которая должна заключаться, главным образом, в проведении мини-лекций об особенностях образовательной среды современной организации ВО.

Как видим, программа по формированию безопасной образовательной среды в современном вузе должна быть направлена на три стороны образовательного процесса: преподавателей, студентов и управленческие кадры.

Литература:

1. Акимова, Л.А. Безопасная образовательная среда: проектирование, организация: монография / Л.А. Акимова. -Оренбург: ИПК «Университет», 2019. - 220 с.

2. Александрова, Е.А. Методология педагогики: монография / Е.А. Александрова, Р.М. Асадуллин, Е.В. Бережнова. -Москва: ИНФРА-М, 2018. - 296 с.

3. Бакланова, Н.К. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход / Н.К. Бакланова, Т.С. Иванова, В.В. Колот // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 13-24.

4. Васильева, И.И. Некоторые тренды использования ИКТ в российских научных исследованиях в области преподавания иностранных языков и перевода в ВУЗах (2012-2017) / И.И. Васильева, Н.Л. Соколова, Н.Ф. Михеева // Вопросы прикладной лингвистики. - 2017. - № 27. - С. 7-18.

5. Дахин, А.Н. Результативное образование: моделирование и структура / А.Н. Дахин, Б.Т. Тухватуллин, В.А. Токарев // Школьные технологии. - 2019. - № 4. - С. 45-54.

6. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 127-134.

7. Зверева, Л.Г. Инновационные методы и передовые технологии в современном преподавании / Л.Г. Зверева, Э.Э. Темирова // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2022. - Vol. 1-1(64). - Pp. 143-145.

8. Киндарова, З.Б. Базовые принципы подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации / З.Б. Киндарова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - № 2. - С. 119-125.

9. Кокаева, И.Ю. Значение поликультурной модели полилингвального образования в создании комфортной образовательной среды и психоэмоциональном оздоровлении младших школьников (на примере РСО-Алания) / И.Ю. Кокаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-8. - С. 70-75.

10. Кокаева, И.Ю. Формирование здоровьесберегающий образовательной среды - важная педагогическая задача и основа успешного обучения / И.Ю. Кокаева, З.К. Каргиева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1. - С. 152-155.

11. Набиев, Т.С. Об инклюзивном образовании / Т.С. Набиев, О. Мавлонова // Cientific progress. - 2021. - VOL. 2. -Pp. 132-137.

12. Низамутдинова, Н.Н. Применение электронных образовательных ресурсов в обучении английскому языку / Н.Н. Низамутдинова. - 2022. - URL: https://sinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/000_lekcii_pedagog_06/414.htm (дата обращения: 05.05.2022).

13. Ратнер, Ф.Л. Разработка электронных образовательных ресурсов: зарубежный опыт: учеб.-метод. пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы» / Ф.Л. Ратнер. - Казань: КГУ, 2008. - 106 с.

14. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике / К. Роджерс. -Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 200 с.

15. Ростовцева, П.П. Развитие навыков XXI в.: эмоциональный интеллект и эффективность обучения в вузе / П.П. Ростовцева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4(89). - С. 225-227.

16. Соколова, Н.Л. Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического опыта / Н.Л. Соколова // Научный диалог. -2018. - № 9. - С. 376-381.

17. Шибельгут, А.Е. Опыт инклюзивного образования / А.Е. Шибельгут // Педагогическая наука и практика. - 2018. -№ 1(19). - С. 73-77.

18. Шумилкина, О.Г. Проблемы гуманитаристики в современной образовательной парадигме / О.Г. Шумилкина // Вестник Ивановского государственного университета. - 2019. - Вып. 2. - С. 14-17.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Асхадуллина Наиля Нургаяновна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Талышева Ирина Анатольевна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КВЕСТОВ И КВИЗОВ В РАЗВИТИИ SOFT SKILLS БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития soft skills (гибких навыков) у студентов направления подготовки «Педагогическое образование», эффективность решения которого в значительной степени зависит от уровня сформированности коммуникативных навыков у будущих учителей в процессе педагогического взаимодействия. Развитие soft skills будущих педагогов меняет роль преподавателя высшей школы в проектировании и организации образовательных процессов с ориентацией на обеспечение сотрудничества всех субъектов обучения. Обоснована актуальность использования активных методов обучения в обеспечении практикориентированности высшего образования. Проведен анализ научных исследований, посвященных вопросам использования активных методов обучения как деятельностного компонента содержания образования. Обоснованы специальные принципы использования активных методов обучения в образовательном процессе вуза. Представлены особенности применения квестов и квизов как имитационных (игровых) методов обучения в развитии soft skills будущих учителей. Установлено, что использование квестов и квизов со студентами педагогических направлений подготовки позволяет снять дискомфорт и напряженность в процессе организации педагогического взаимодействия. Будучи свободными в импровизации, фантазии студенты оказываются максимально

вовлеченными в игру и нацеленными на результат. Все это повлияет в будущем на деятельность образовательных организаций с низкими результатами, направленных на преодоление школьной неуспешности.

Ключевые слова: активные методы обучения, имитационный метод обучения, квиз-метод, квест-метод, игровая деятельность в обучении, ситуация успеха, soft skills, коммуникативное взаимодействие субъектов образовательной среды, школьная неуспешность.

Annotation. The article deals with the development of soft skills (flexible skills) among the students of "Pedagogical education" specialty, the effectiveness of which depends largely on the level of formation of communication skills of future teachers in the process of pedagogical interaction. The development of future teachers' soft skills changes the role of a higher school teacher in designing and organizing educational processes with a focus on ensuring the cooperation of all subjects of learning. The relevance of using active learning methods in providing practice-oriented higher education is justified. Scientific researches devoted to the use of active learning methods as an active component of education content were analyzed. Special principles of using active learning methods in the educational process of higher education institution are substantiated. The peculiarities of using quests and quizzes as simulation (game) teaching methods in developing soft skills of future teachers are presented. It is established that the use of quests and quizzes with students of pedagogical training areas allows to remove discomfort and tension in the process of organizing pedagogical interaction. Being free in improvisation, fantasy students find themselves maximally involved in the game and aimed at the result. All of this will have an impact on the future activities of low-performing educational institutions aimed at overcoming school failure.

Key words: active teaching methods, simulation teaching method, quiz method, quest method, game activities in teaching, situation of success, soft skills, communicative interaction of subjects of the educational environment, school failure.

Данная работа выполнена при поддержке Программы стратегического академического лидерства

Казанского федерального университета

Введение. С учетом изменения подходов к организации образовательного процесса подготовки будущих педагогов, вызванного необходимостью соответствия выпускников направления подготовки «Педагогическое образование» требованиям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [7], возникает необходимость в организации образовательных процессов, ориентированных на развитие soft skills (гибких навыков) будущих педагогов на основе использования активных методов обучения и обеспечивающих эффективную коммуникацию субъектов педагогического взаимодействия.

Проблеме применения в образовательном процессе активных методов обучения исследователи уделяют достаточно большое внимание еще со второй половины XX века. Теорией и практикой активного обучения занимались Л.В. Занков, И.Я. Лернер, М.М. Левина, В.Н. Максимова, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин и др.

В отечественной педагогической науке исследователи не придерживаются однозначной позиции по поводу определения понятия «активные методы обучения». Одни рассматривают их в качестве деятельностного компонента содержания образования, другие - формой организации обучения, третьи - как способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся.

Так, Ю.Н. Емельянов называет активными методы, используемые для социально-психологического обучения и базирующиеся на применении ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффект группы, эффект присутствия и др.) [2].

В исследованиях А.А. Вербицкого «активные методы обучения» включают «проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных производственных ситуаций, методы математического моделирования с помощью ЭВМ, деловые игры», а также разнообразные формы научно-исследовательской работы студентов (НИРС), курсовое и дипломное проектирование, автоматизированные обучающие системы и системы автоматизированного обучения, стажировки, выездные занятия и т.п. [1, С. 3].

Г.П. Щедровицкий отмечает, что активными методами являются те, которые позволяют обучающимся в более короткие сроки и наименьшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет сознательного формирования у обучающихся мотивации к учению и «необходимых деятельностей» [11].

Таким образом, суть активных методов обучения состоит в том, чтобы обеспечить выполнение обучающимися практических задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают необходимыми компетенциями.

В.В. Чечет и С.Н. Захарова выделяют существенные признаки активных методов обучения, к которым они относят проблемность, соответствие учебно-познавательной деятельности характеру реальной (социальной, профессиональной) жизнедеятельности, взаимообучение и многонаправленная коммуникация в процессе обучения, высокий уровень мотивации обучающихся, творческий, продуктивный характер учебно-познавательной деятельности обучающихся, индивидуализация, направленность на формирование компетенций [10, С. 14].

В современной образовательной среде, как отмечают Е.О. Иванова и И.М. Осмоловская, ведущими становятся методы, которые ориентированы на субъективную позицию ученика, на получение индивидуальных образовательных результатов, рефлексивность, коммуникативность, интерактивность [3]. Вовлечение школьников в активную коммуникацию субъектов процесса обучения придаёт личностно-смысловую направленность процессу творческого саморазвития личности. Именно этим требованиям и отвечают активные методы обучения.

Использование активных методов в образовательном процессе выстраиваются с учетом не только общих дидактических принципов, но и специальных. На наш взгляд, предложенные В.Н. Кругликовым специальные принципы использования активных методов обучения являются достаточными в организации образовательной деятельности студентов. В частности, принцип индивидуализации предусматривает возможность максимально раскрыть способности каждого студента; принцип элективности позволяет создавать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся: принцип контекстности ориентирует на приобщение обучаемых к обобщенному и систематизированному опыту человечества; принцип гибкости направлен на снижение инерционности содержания образования; принцип сотрудничества включает субъект-субъектное взаимодействие преподавателя со студентами (развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавателей, а также уважение, доверие к личности обучающегося с предоставлением ему возможности проявить самостоятельность, инициативу и индивидуальную ответственность за результат) [4].

Целью написания данной статьи является раскрытие возможностей использования интеллектуальных квестов и квизов как активных методов обучения в развитии soft skills будущих педагогов.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время, учитывая особенности современных студентов, правильной организации занятий отвечают применяемые преподавателем современные методы обучения, в большей

степени игровые. В соответствии с требованиями к обеспечению практикоориентированности образования использование игровых методов в обучении позволяет обучать студентов действию посредством самого действия. Закрепление усвоенных знаний осуществляется в контексте интерактивной деятельности субъектов обучения. Об огромной роли игры в жизни и развитии ребенка отмечают в своих трудах деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития... Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.», - писал В. А. Сухомлинский [9, С. 35].

Проведение занятий с использованием игровых методов обучения снижает степень нервно-психологического напряжения у обучающихся, помогает закрепить знания на основе создания ситуации успеха. Активное применение в учебном процессе интерактивных игр способствует развитию не только предметных, но и метапредметных и личностных компетенций обучающихся, т.н. soft skills (гибких навыков).

Для повышения интереса к обучению необходимо использовать трудные, но при этом посильные задания активного содержания, выполнение которых предусматривает включение будущих педагогов в имитационную модель изучаемой темы. Применение игровых техник на практических занятиях образовательного модуля «Педагогика» позволяет студентам проверять и оценивать результаты своей собственной познавательной деятельности. Эмоциональная насыщенность квестов и квизов положительно воздействует на отношение обучающихся к изучаемому предмету.

Использование в образовательных процессах активных методов обучения предполагает личностную направленность взаимодействия субъектов образовательной среды на развитие soft skills. Конструирование образовательного процесса профессиональной подготовки будущего педагога необходимо выстраивать в соответствии с отмеченными выше специальными принципами использования активных методов обучения. Организация педагогического взаимодействия на основе данных принципов в ряде случаев будет обеспечена использованием игровых методов обучения.

Для того чтобы активизировать самостоятельную работу студентов на занятиях, преподаватели вузов пересматривают взгляды на свою роль в образовании и ищут новые формы, методы и приемы, технологии, которые позволят содействовать самореализации личности обучающихся в процессе обучения, активизировать их познавательную, поисковую и исследовательскую деятельности. Для решения этих задач большую популярность как у студентов, так и у педагогов набирают такие имитационные методы обучения как квесты и квизы, позволяющие задействовать все образовательное пространство и создать благоприятные условия для коммуникации субъектов обучения и их самореализации в процессе образовательных отношений.

Образовательные квесты и квизы становятся популярными благодаря своей игровой сущности, что позволяет согласовать практические потребности обучающихся в получении знаний через увлекательную познавательную деятельность, вызывающую положительные эмоции и предоставляющую возможность максимально проявить свою индивидуальность и креативность.

Единого определения понятия «квест» в российском образовании нет. В переводе с английского языка "quest" -«поиск», «предмет поисков», «путешествие в поисках приключений». Понятие «квест» в отечественной педагогической науке рассматривается исследователями и как «специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся выполняют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.» [6], и как «технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений 21 века» [8].

Изучив ряд источников о структуре и особенностях квестов как методов активного обучения, мы выяснили, что квесты по своей структуре схожи с методом проектов. В частности, квесты имеют ту же структурную схему, что и проектные технологии, достижение цели которых возможно благодаря детальной проработке проблемы. Как в проектных технологиях, так и в квесте наиболее важным является этап подготовки к ним. Примечательно, что и тот, и другой методы концентрируют внимание обучающихся на решении одной проблемы с использованием знаний из разных областей наук, предоставляя возможность их применения на практике и зарождению новых идей.

М.Е. Мезенцева выделяет требования, которых необходимо придерживаться педагогу при разработке и проведении образовательных квестов: проблема должна носить творческий и исследовательский характер, решение которой потребует комплекса знаний и умений; решение проблемы должно иметь практическую и теоретическую ценность ожидаемых результатов; самостоятельная деятельность обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях; применение исследовательских методов в решении поставленной проблемы квестов [12].

По своей структуре квесты состоят из трех этапов: командного (знакомство с основными понятиями по теме квеста и инструментами для решения проблемы); ролевого (индивидуальная работа каждого участника в соответствии выбранными ролями, коммуникация между участниками, нацеленная на общий результат, основанная на принципах взаимопомощи и поддержки; мотивация участников команды на достижение лучшего результата,); заключительного (презентация продуктов поисково-исследовательской деятельности под руководством педагога - формулируются выводы и предложения по результатам исследования проблемы; конкурсный отбор лучших продуктов в соответствии установленными критериями оценки).

В данной работе мы остановились на классификации квестов, предложенной М.Е. Мезенцевой, которая разделяет эти методы на два вида: «технические» квесты (WebQuests) и «безтехнические» квесты (LifeQuests) [12].

WebQuests разрабатываются в целях максимальной интеграции Интернета в образовательный процесс. Задания WebQuest могут охватывать отдельную проблему по теме учебного предмета, либо могут быть межпредметными по своему содержанию.

Второй вид образовательных квестов проводится в формате тематических ролевых игр (LifeQuests). По своей структуре LifeQuest похож на структуру WebQuest, но без использования Интернета на основе полученных знаний по теме предмета. Учитывая особенности LifeQuest следует выделить этапы его проведения: распределение ролей, постановку целей, подготовку заданий и реквизита. Привлекательность использования данного вида квеста как активного метода обучения состоит в возможности снятия психологических барьеров у обучающихся в процессе активной коммуникации.

Ролевое воплощение в выбранные образы героев сюжета квеста способствует развитию soft skills (гибких навыков) у будущих педагогов: общаться и дискутировать, эмпатийности, находить способы решения поставленных проблем и др. Самой интригующей особенностью, по мнению М.Е. Мезенцовой, является непредсказуемсть LifeQuest, зависящая от игры участников квеста [12]. Предсказуемы только роли и цели персонажей.

Метод «квиз» также является новым в обучении, который входит в группу активных имитационных (игровых) методов обучения. Слово "quiz" английского происхождения, означающий в переводе на русский язык «предварительный экзамен, проверочный опрос», «радио- или телефизионная игра в «вопросы-ответы» на разные темы с призами для победителей», «литературная, музыкальная или какая-либо другая викторина» [5]. Квиз представляет собой соревнование или состязание, в ходе которого участники отвечают на поставленные перед ними вопросы.

Алгоритм работы с квизом как дидактического метода состоят из трех последовательных этапов: осуществления фронтального контроля посредством использования символов и выполнения заданий квиза; предъявления ключа, сообщения критериев оценивания работы и проверки работ обучающихся; высказываний обучающихся с использованием содержания квиза в качестве сигнала или без такового. Основу квиза составляют вопросы, при составлении которых нужно придерживаться определенных правил: вопросы не должны быть слишком легкими и слишком трудными для игроков; тематика вопросов должна соответствовать как интересам участников, так и формировать у них желание более глубже изучать предмет; сложность вопросов может быть одинаковой по ходу игры, или меняться по нарастающей; важно комбинировать вопросы разных форматов (от простого текста до использования видеоряда и т.п.).

После подбора вопросов определяется ход игры. Игра может быть как командной, так и индивидуальной. Также нужно решить, кому будет принадлежать право выбора вопросов (или темы) - участникам или ведущему. На каждом этапе (раунде) после его окончания подводится подсчет очков. Информация о набранных баллах должна быть доступна для игроков. После завершения всех этапов (раундов) подводятся итоги, награждаются победители. Возможно проведение серии соревнований (в течение нескольких уроков). Тогда целесообразно выстраивать рейтинг команд (игроков). В командных турнирах можно выделять и успешных игроков команд, набравших большее количество баллов для команды по индивидуальному зачету. На заключительном этапе квиза нужно обязательно проводить рефлексию, чтобы установить обратную связь. Удобным приемом для этого является составление синквейна.

Преимуществом использования метода квиза в обучении является вовлечение обучающихся в образовательный процесс на основе соревновательности и увлеченности. Участие студентов в квизах способствует формированию у них навыков коллективного поиска верного решения и познавательной активности в процессе коммуникации участников команд, развитию лидерских качеств.

В Елабужском институте Казанского федерального университета методы имитационного обучения (квесты и квизы) активно используются кафедрой педагогики в целях повышения мотивации будущих педагогов к изучению дисциплин образовательного модуля «Педагогика» и применению этих методов в дальнейшей практической деятельности. Апробация студентами полученных гибких навыков осуществляется в квазиусловиях в ходе прохождения ими учебной (ознакомительной) и технологической (проектно-технологической) видов практик (https://kpfu.ru/elabuga/struktura-instituta/osnovnye-podrazdeleniya/fakultety/fakultet-psihologii-i-pedagogiki/kafedra-pedagogiki/olimpiada-po-pedagogike-v-elabuzhskom-institute.html).

Выводы. Таким образом, квесты и квизы как методы имитационного обучения позволяют преподавателю вступать в активную коммуникацию со студентами. Данные методы могут использоваться при изучении любых тем. При этом стоит отметить, что для участников нет жестких инструкций в достижении поставленных целей. Будучи свободными в импровизации, фантазии студенты оказываются максимально вовлеченными в игру и нацеленными на результат.

Однако использование данных методов ни в коем случае не должно быть постоянным, что может привести к некоторой дезорганизации учебно-воспитательного процесса. Возникает необходимость чередовать эти методы с множеством других методов, также ориентированных на развитие soft skills будущего учителя.

Литература:

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - Москва: Высш. шк., 1991. - 204 с.

2. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 167 с.

3. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - Москва: Просвещение, 2011. - 189 с.

4. Кругликов, В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика / В.Н. Кругликов. - СПб.: ВИТУ, 1998. - 308 с.

5. Кузьмина, Д.Ю. Опыт использования квиза как современной формы обучения английскому языку в контексте формирования интеркультурного мировидения / Д.Ю. Кузьмина // Непрерывное образование: XXI век. Научный электронный журнал. - 2017. - №4(20). - DOI: 10.15393/j5.art.2017.3765.

6. Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. (2). - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 19.04.2022).

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №44н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями). - URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 28.04.2022).

8. Сокол, И.Н. Использование квест-технологии для повышения ИКТ-грамотности педагогов / И.Н. Сокол // Концепт. - 2013. - №12 (28). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kvest-tehnologii-dlya-povysheniya-ikt-gramotnosti-pedagogov (дата обращения: 19.04.2022).

9. Сухомлинский, В.А. Об умственном воспитании. / Сост. М.И. Мухин - Киев: Рад. Школа, 1983. - 233 с.

10. Чечет, В.В. Активные методы обучения в педагогическом образовании: учеб.-метод. пособие / В.В. Чечет, С.Н. Захарова. - Минск: БГУ, 2015. - 127 с.

11. Щедровицкий, Г.П. Теория деятельности и ее проблемы / Г.П. Щедровицкий // Философия. Наука. Методология. -М.: Школа культуры политики. - 1997. - С. 242-268.

12. Mezentseva, M.E. Quest as a modern technique among interactive ways of teaching foreign languages / M.E. Mezentseva // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2017. - №21. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/quest-as-a-modern-technique-among-interactive-ways-of-teaching-foreign-languages (дата обращения: 19.04.2022).

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Бабенко Олеся Владимировна

Институт международных отношений Казанского федерального университета (г. Казань); кандидат педагогических наук Винникова Марина Николаевна Институт международных отношений Казанского федерального университета (г. Казань); кандидат филологических наук Курмаева Ирина Ильдаровна

Институт международных отношений Казанского федерального университета (г. Казань)

КОНКУРСЫ ПЕРЕВОДА КАК МОТИВАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ

ПЕРЕВОДЧИКОВ. ОПЫТ КФУ

Аннотация. В данной статье рассматривается опыт проведения конкурсов перевода Высшей школой иностранных языков и перевода ИМО КФУ (Казань). Актуальность темы определяется необходимостью создания мотивационной платформы, которая стала бы крепким академическим трамплином студентов в профессию. Рассматриваются как конкурсы перевода для студентов, так и для старших школьников. На основании анализа материала, в статье представлены выводы об основных способах увеличения академического мотивационного микроклимата в плане проведения конкурсов перевода.

Ключевые слова: перевод; переводчик; лингвистика; студент; школьник; переводческая подготовка в университете; высшая школа; конкурс; конкурс перевода; мотивация.

Annotation. The current article considers the experience of translation contests held by Higher School of Foreign Languages and Translation (KFU, Kazan). Relevance: motivation platform is needed for academic consciousness boost, for stronger bonds with would-be profession. Both student and school translation contests are highlighted. Basic conclusions for favorable motivation microclimate are presented.

Key words: translation; translator; linguistics; student; schooler / schoolchildren; university translation preparation; higher school; contest; translation contest; motivation; motivation platform.

Введение. Если перефразировать слова замечательного педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского, невидимыми струнами души студента может и должна стать мотивация к профессиональной деятельности [4, 5].

Высшая школа иностранных языков и перевода ИМО КФУ выпускает до 300 переводчиков в год, здесь обучается более 2200 студентов, в числе которых граждане из более чем 200 государств. Мы ежегодно проводим массу профессионально-ориентированных конкурсов на уровне города, Республики, страны, мира. Усвоение основ переводческого ремесла прекрасно оттачивается на таких мероприятиях, поскольку появляется возможность испытать свою академическую подготовленность, увидеть слабые звенья, над которыми нужно работать. По нашим опросам, проведенным в период 2016-2022 гг., 67% студентов переживают за свою будущую профессиональную устроенность, актуальность языковых пар и испытывают некоторую неуверенность в своих переводческих способностях, ощущают недостаточность переводческой практики в рамках бакалавриата. Традиционные пары по переводу, безусловно, оттачивают академические навыки, однако не всегда предоставляют весь возможный мотивационный потенциал для более полного погружения в переводческий мир. Многие студенты подчеркивают, что учебная и производственная практика поддерживают должный уровень переводческой подготовки, однако отмечают недостаточность расширенного диапазона в формате конкурсов перевода, которые будут в широкой степени способствовать апробации своих умений. Опыт участия студентов в конкурсах перевода демонстрирует более осознанное отношение к своему профессиональному выбору (58% опрошенных), более четкие представления о своем профессиональном будущем (22%), а именно: желание работать с аудио-визуальным контентом и его переводом (появление очерченных целей - помимо работы в форматах устного и письменного переводов - также занять 60% перевода контента медиаплатформ интернета, который в текущее время, по статистике, занят переводчиками-любителями, а также переводческая работа с топонимами в нашей стране, оформление сайтов учебных заведений, рекламный бизнес [1]).

Одна из приоритетных задач преподавательского коллектива - максимально обеспечить не только высокое конкурентоспособное владение требуемыми языками (в Высшей школе их более 16) и умение переводить внутри языковых пар, но создать прочную мотивационную платформу, которая способна стать внутренним стимулом к профессиональному саморазвитию [1]. Важно отметить, что большая часть преподавателей - действующие переводчики, опыт которых чрезвычайно важен в формировании мотивации студентов.

Изложение основного материала статьи. Все конкурсы перевода, которые мы проводим, на ежегодной основе. Конкурсы тематические, с привязкой к крупным событиям страны и мира, имеют прочные исторические отсылки (юбилеи ученых, деятелей нашей страны (Циолковский, Ломоносов, Менделеев, Мечников, др.), 20-летие МКС, 75-летие Победы в ВОВ, 60-летие полета Ю.А. Гагарина в космос и т.д.).

Для студентов у нас плеяда конкурсов [1-5; 10; 12; 14; 17-20]. Важно отметить, что имеет смысл проводить конкурсы отдельно для студентов 1-2 курсов бакалавриата и студентов старших курсов, поскольку профиля у младших курсов пока нет и априори они могут оказаться в невыигрышном положении, а преподавателям не нужна ситуация демонтажа мотивации. Однако на конкурсы старших курсов бакалавриата и магистрантов мы обязательно приглашаем младшие курсы в качестве зрителей и команд болельщиков. Это закамуфлированная мотивация.

Если это конкурс для младших курсов бакалавриата Высшей школы и вуза («Проба пера»), критерии определения качества перевода слегка снижены и темы конкурса могут предварительно быть известны; фокус жюри конкурса - на корректной передаче смысла, синтезе материала, переводческой находчивости, творческом начале работы конкурсанта.

Многие конкурсы имеют очный формат, студенты переводят здесь и сейчас, на глазах у жюри, а жюри проверяют выполненные задания также в аудитории. Если это видео-задание с gapping (пропуском определенной информации), то, как правило, слушаем 2 раза (старшие курсы - 1 раз) и даем survival glossary (необходимый лексический минимум для работы на конкурсе). Часто мы предлагаем задание на перевод для разных языковых ситуаций и дискурсов (подготовка к курсу стилистики).

Старшим курсам бакалавриата и магистрантам мы предлагаем задания углубленной профессиональной сложности на фоне повышения планки требований к переводу: пользование бумажным словарем сведено до минимума (можно заглянуть три раза); более сжатые временные рамки на выполнение перевода; более сложные дискурсы (инженерный, медицинский, дипломатический, историко-документальный, т.п.); больший диапазон номинаций для победителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как правило, конкурсы перевода нашей Высшей Школы имеют смешанный формат (задания на письменный, устный и аудиовизуальный перевод), развивает целый комплекс умений и навыков: это и аудио-письменные задания на определение развитости слуха; и перевод терминологических кластеров по заданной теме - развитие контекстуальной догадки; и перевод в разных стилях и регистрах для разнообразной целевой аудитории - для развития скорости «переключения» от одной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.