Интернет-ресурсы: энциклопедические статьи, видеоролики, ссылки на виртуальные музеи. Разработаны критерии оценивания каждого этапа.
Выводы. Мы обосновали возможности цифровой образовательной среды для организации внеаудиторной деятельности в рамках ОПОП. В качестве компонентов цифровой образовательной среды могут выступать университетский вики-сайт; портфолио студентов, размещенные в электронной среде университета; различные цифровые инструменты для творчества, совместной деятельности, коммуникации.
Важное значение для формирования ключевых компетенций цифровой экономики у будущих бакалавров в области ИТ имеет организация совместной проектной деятельности обучающихся. Такая совместная деятельность может быть организована с использованием таких сервисов как вики, документы совместного редактирования, различные сервисы online визуализации. С помощью этих сервисов можно проводить «мозговые штурмы», собирать данные наблюдений, создавать гипертекст, планировать деятельность, писать вместе статьи и отчеты и т.п.
Литература:
1. Гурулева, Н.Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента / Н.Е. Гурулева // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1045-1047.
2. Канянина, Т.И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-4. - С. 144-147.
3. Гилеева, Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала / Т.А. Гилеева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2019. - № 2 (28). - C. 22-35.
4. Константинова, Д.С. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования / Д.С. Константинова, М.М. Кудаева // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 11. - С. 1055-1072.
5. Круподерова, Е.П. Интернет-проект как средство мотивации обучающихся к получению образования в области IT. / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // В мире научных открытий. - 2015. - № 11-1. - C. 604-608.
6. Круподерова, Е.П. Освоение учителями информатики технологии вики / Е.П. Круподерова, В.П. Короповская // Информатика и образование. - 2008. - № 10. - С. 50-52.
7. Круподерова, Е.П. Организация проектной деятельности с помощью современных сетевых технологий / Е.П. Круподерова // Информатика и образование. - 2012. - № 1 (230). - C. 50-52.
8. Круподерова, К.Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности / К.Р. Круподерова, Н.В. Попенко, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-4. - С. 147-150.
9. Круподерова, К.Р. Использование сетевых сервисов для мотивации обучающихся к изучению информационных технологий / К.Р. Круподерова, Т.И. Калиняк // В мире научных открытий. - 2015. - № 9-2 (69). - C. 596-601.
10. Круподерова, К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства студентов / К.Р. Круподерова // Вестник Мининского университета. - 2013. -№ 2 (2). - C. 24.
11. Петрова, М.С. Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе / М.С. Петрова // Вестник Костромского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 151-153.
12. Петрунева, Р.М. Студенческая молодежь в эпоху цифрового общества / Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева, О.В. Топоркова // Преподаватель XXI века. - 2019. - № 1. - С. 79-84.
13. Приказ министерства экономического развития РФ от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» URL: https://шlaws.ш/acts/Prikaz-Mmekonomrazvitiya-Rossii-ot-24ш.2020-N-41(дата обращения: 08.05.2022).
14. Самерханова, Э.К. Возможности Web-квест технологии для организации профориентационной работы в вузе / Э.К. Самерханова, И.Н. Верхолетова // В сборнике Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация. Сборник статей V международной научно-практической конференции. Арзамас. Арзамасский филиал ННГУ. - 2019. - С. 89-94.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 сентября 2017 г. № 926 [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/71787574 (дата обращения: 08.05.2022).
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Кудрявцева Елена Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск); кандидат педагогических наук, доцент Сазонова Ольга Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск); кандидат педагогических наук, доцент Кергилова Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск)
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация. Авторы статьи описывают опыт организации и реализации педагогических проектов в процессе профессионального становления будущих специалистов в Горно-Алтайском государственном университете. В статье представлены наиболее интересные и практико-ориентированные проекты, реализуемые в вузе. Данные проекты имеют важное значение для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов. Проанализированы возможности образовательной среды вуза, способствующей реализации педагогических проектов через интеграцию образовательных программ высшего образования, что позволяет обеспечить высокое качество подготовки будущих специалистов. Именно практикориентированные площадки, создаваемые на базе вуза, способствуют формированию профессиональной компетентности будущих педагогов, направленных на самораскрытие, самореализацию. Особую роль
авторы уделяют организации партнерских взаимодействий педагогического коллектива со студентами в реализуемых проектах. По мнению авторов это дает возможность погружаться в интересную, научную, творческую образовательную среду факультета и вуза в целом. Необходимо отметить, что в меняющихся условиях происходит постоянное обновление технологии и содержания образования. Это актуализирует необходимость формирования такой образовательной среды обучения, которая помогает развивать у студентов широкий спектр общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Погружение в проекты различной направленности способствует формированию компетенций и навыков для решения нестандартных практикоориентированных задач.
Ключевые слова: проект, интерактивная площадка, педагогический проект, дистанционное обучение, специалист, профессиональное становление, профессиональное развитие.
Annotation. The authors of the article describe the experience of organizing and implementing pedagogical projects in the process of professional development of future specialists at the Gorno-Altai State University. The article presents the most interesting and practice-oriented projects implemented at the university. These projects are important for the formation of professional competence of future teachers. The possibilities of the educational environment of the university, contributing to the implementation of pedagogical projects through the integration of educational programs of higher education, which allows to ensure high quality training of future specialists, are analyzed. It is the practice-oriented platforms created on the basis of the university that contribute to the formation of professional competence of future teachers aimed at self-disclosure, self-realization. The authors pay a special role to the organization of partner interactions of the teaching staff with students in the projects being implemented. According to the authors, this makes it possible to immerse yourself in an interesting, scientific, creative educational environment of the faculty and the university as a whole. It should be noted that in changing conditions, there is a constant updating of the technology and content of education. This actualizes the need to form such an educational learning environment that helps students develop a wide range of general cultural, general professional and professional competencies. Immersion in projects of various directions contributes to the formation of competencies and skills for solving non-standard practice-oriented tasks.
Key words: project, interactive platform, pedagogical project, distance learning, specialist, professional formation, professional development.
Введение. Модернизация профессионального образования ориентирована на повышение качества подготовки будущих педагогов. Современное образование отличается практико-ориентированной направленностью, подготовкой к научно-исследовательской деятельности, творческому подходу к педагогической деятельности, открытому к инновациям.
Образовательная среда вуза способствует созданию педагогических проектов через интеграцию образовательных программ высшего образования, что позволяет обеспечить высокое качество подготовки будущих специалистов.
Как показывает практика, в последние десятилетия увеличивается создание и развитие инновационных площадок, которые ориентированы на разработку и реализацию инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение в профессионально подготовке.
Площадки, создаваемые на базе вуза, способствуют формированию профессиональной компетентности будущих педагогов, направленное на самораскрытие, самореализацию. Наиболее значимыми компетенциями являются: умения работать в команде, управленческие навыки и в том числе бесконфликтное общение, умение выстраивать индивидуальную траекторию, направленную на ситуацию успеха и моделирование профессионального жизненного пути [1].
Изложение основного материала статьи. Образовательная среда вуза способствует созданию педагогических проектов через интеграцию образовательных программ высшего образования, что позволяет обеспечить высокое качество подготовки будущих специалистов.
Как показывает практика, в последние десятилетия увеличивается создание и развитие инновационных площадок, которые ориентированы на разработку и реализацию инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение в профессионально подготовке.
Площадки, создаваемые на базе вуза, способствуют формированию профессиональной компетентности будущих педагогов, направленное на самораскрытие, самореализацию. Наиболее значимыми компетенциями являются: умения работать в команде, управленческие навыки и в том числе бесконфликтное общение, умение выстраивать индивидуальную траекторию, направленную на ситуацию успеха и моделирование профессионального жизненного пути [1].
Особую роль на современном этапе играет создание партнерских взаимодействий педагогического коллектива со студентами в реализуемых проектах, что дает возможность погружаться в интересную, научную, творческую среду факультета.
На базе психолого-педагогического факультета Горно-Алтайского государственного университета реализуются проекты различной направленности: олимпиадное движение, неделя педагогики, неделя межнационального взаимодействия, деятельность волонтерского движение «Вместе в жизнь».
Для поддержки авторитета педагогической профессии, обобщение знаний по основным понятиям педагогики; рекламирование идей современной педагогической теории и практики; раскрытие креативных способностей конкурсантов и создание условий для самореализации и развития профессиональных компетенций.
Вот уже более 10 лет проводятся межрегиональные эвристические олимпиады по педагогике, которая направлена на практико-ориентированную деятельность участников и включает теоретические, практические, индивидуальные и коллективные конкурсы. Формат проведения конкурсов ежегодно меняется. Это и защита творческих проектов, отражающих современные взгляды на школу и роль учителя в ней, «Перспективы развития нашего региона»; традиционный теоретический конкурс «Умники умницы», квиз-онлайн «Эрудиты»; педагогический анализ видеосюжетов, историко-педагогический маршрут, Брейн-ринг, педагогический квест и пр.
Реализация данного научного педагогического проекта стало площадкой для эффективного сотрудничества с вузами Сибирского федерального округа.
Еще одним интересным реализуемым педагогическим проектом на факультете является традиционная «Неделя педагогики». Ее цель - повышение статуса и популяризация педагогической профессии в студенческой среде, а также повышение компетентности будущих специалистов в условиях информационного пространства.
Неделя педагогики - одна из форм профессионального становления будущих специалистов, отражающая целенаправленную, коллективную, индивидуальную, творческо-исследовательскую и практическую деятельность для успешного решения профессиональных задач в условиях подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Данный проект способствует взаимодействию коллектива преподавателей и студентов, а также формирует совместную ответственность за результаты деятельности, путем организации совместной разработки проектов, их организацию и проведение. Мероприятие позволяет сохранять традиции и творческие новации в профессиональном становлении будущих специалистов.
С 2019 года на базе психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» совместно с ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» реализуется Всероссийский социокультурный проект «Неделя межнационального взаимодействия».
Цель проекта - сохранение и передача культурного наследия и традиционных ценностей народов России. Задачей проекта является воспитание культуры межнационального взаимодействия среди учащейся молодежи. Каждый год Новосибирский государственный педагогический университет и Горно-Алтайский государственный университет на одну неделю превращается в мощную площадку для обсуждения ключевых проблем межнационального взаимодействия [5].
Проект «Неделя межнационального взаимодействия» стартует с такого мероприятия, как «Встреча с интересным человеком». Одним из гостей мероприятия стал российский актер театра и кино, заслуженный артист Республики Алтай и Республики Тыва Амаду Мамадаков.
Также в рамках данного проекта среди студентов проводится интеллектуальная игра «Брейн-ринг», которая является определённой платформой для создания необходимых условий для полноценного интеллектуального развития и самосовершенствования студентов через игровую деятельность [5].
Большую роль в профессиональном становлении играет участие в студенческих научно-практических конференциях, проводимой в рамках Недели межнационального взаимодействия (Актуальные проблемы межнационального общения, Диалог культур и толерантность общения). Ведь такая форма позволяет будущим педагогам презентовать результаты своих исследований и что немаловажно- познакомиться с исследованиями и учебно-методическими разработками студентов и преподавателей.
Неделя межнационального взаимодействия по традиции завершается фестивалем национального студенческого творчества «Весна в Сибири», в котором принимают активное участие представители разных народов и национальностей, что непосредственно является живым примером национального богатства нашего государства.
Н.В. Кергилова является одним из организаторов проекта международного брифинга «Диалог культур и толерантность общения» (Россия-Узбекистан-Казахстан). Это площадка для обсуждения вопросов формирования этнокультурной компетентности в процессе профессиональной подготовки, опты организации межнационального взаимодействия в молодежной среде [6].
На факультете активно развивается практика организации добровольческой деятельности. В 2017 г. создан волонтерский центр ГАГУ. Студенты и преподаватели активно участвуют в организации и проведении добровольческих мероприятий в вузе и регионе. Цель этой работы заключалась в приобретении опыта волонтерской работы и затем самостоятельно работать в молодежной студенческой среде. Основные задачи, которые поставило перед собой добровольческое движение, связаны, с одной стороны, с их практико-ориентированной профессиональной деятельностью, а с другой стороны с формированием социальной активности студенческой молодежи [2].
В 2018 году на территории Республики Алтай впервые состоялся Международный научно-практический форум «Добровольчество как ресурс и механизм повышения социальной активности молодежи в современном Российском обществе». Форум проводился при финансовой поддержке проекта РФФИ №18-413-041003 р_г. [4].
По мнению организатора Форума Е.Ю. Кудрявцевой «он явился «точкой роста» для дальнейшего системного развития добровольческого движения на территории Республики Алтай» [4]. Он дал возможность обсуждения различных предложений по совершенствованию и развитию научно-методической базы добровольчества; затронул вопросы относительно проведения социологических опросов и исследований, которые имеют важное значение в изучении вопроса развития добровольчества; затронул вопросы организации международного сотрудничества с организациями по добровольчеству. Участники Форума обсудили вопросы, касающиеся информационного взаимодействия, обмена опытом в сфере добровольческой деятельности. Важным моментом было обсуждение вопросов связанных с популяризацией идей, практик добровольческой деятельности, организации и проведения общероссийских добровольческих акций [6] и работающие в единой сети; подготовка специалистов, которые активно занимаются добровольческой деятельностью.
Результаты форума были представлены в сборнике статей Международного научно-практического форума «Добровольчество как ресурс и механизм повышения социальной активности молодежи в современном Российском обществе»: сборник статей по материалам I Международного научно-практического форума [4].
Одной из форм привлечения студентов к научной работе и развития у них навыков исследования является деятельность научного студенческого общества (СНО). Студенческое научное общество - студенческое объединение, включающее на добровольных началах студентов вуза, активно участвующих в научно-исследовательской работе и организации научных мероприятий.
По мнению авторов Гаврина А.С., Ребышева Л.В. «Студенческое научное общество - одна из форм самоорганизации студенческой науки на факультете, основной целью которой является содействие процессу развития студенческой науки Создание студенческого научного общества - это результат студенческой инициативы, стремления учащихся к самостоятельности, научно-исследовательской и организаторской работе, желания стать квалифицированными и успешными специалистами» [3].
На базе психолого-педагогического факультета в 2014 году было организовано студенческое научное общество, которое имеет название «СНО ППФ» и действует на факультете по настоящее время.
Ежегодно состав Совета обновляется, уходят выпускники, на их место принимаются новые члены из числа студентов 12 курсов. Как начинать работу с ними, как сплотить дружный творческий коллектив? На этот вопрос кураторы факультета, занимающиеся с ребятами научно-исследовательской деятельностью, нашли свое решение, в начале учебного года проходит торжественное посвящение юных исследователей в ряды СНО ППФ. Другим направлением нашей работы является вовлечение студентов в организацию и проведение «Недели науки». Мы используем различные форматы вовлечения студентов в работу научного общества. Наиболее интересной стала неделя науки, когда совет СНО, совместно с куратором, проводит методологический семинар для начинающих исследователей «Первые шаги в науку».
В тоже время, в меняющихся условиях происходит постоянное обновление технологии и содержания образования. Это актуализирует необходимость формирования такой среды обучения, которая помогает развивать у студентов широкий спектр общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Погружение в проекты различной направленности способствует формированию компетенций и навыков для решения новых сложных социально-педагогических задач.
Краснова, Г.А. отмечает, «Первая половина 2020 г. из-за пандемии новой коронавирусной инфекции привела к возникновению новых моделей взаимодействия между обучающимися, образовательными организациями и преподавателями, что привело к переходу на обучение в режиме онлайн» [4]. Одним из самых эффективных видов дистанционного обучения стал онлайн-формат на платформах Zoom, Skype, Moodle.
Наиболее востребованными и эффективными стали такие формы как: электронная почта (e-mail), чат-технология (chat), аудиоконференции, видеоконференции, вебинары (webinars).
Впервые в ноябре 2020 г. на психолого-педагогическом факультете прошла XI Межрегиональная (эвристическая) дистанционная олимпиада по педагогике «Педагогические ориентиры современности» с использованием онлайн платформы Moodle [71.
Все конкурсные задания проводились в онлайн формате, взаимодействие между организаторами олимпиады, руководителями и участниками команд осуществлялось посредством аудиоконференций, видеоконференций. В 2021 году проведение дистанционной олимпиады по педагогике стала традицией. Была организована и проведена XII Межрегиональная (эвристическая) дистанционная олимпиада по педагогике «ФОРСАЙТ-ПЕДАГОГИКА». Одними из наиболее интересных конкурсов, по мнению, участников были конкурсы:
- домашнее задание «Ed-Lab»: «Настольный класс» (командный конкурс), где команды моделировали и представляли настольную игру в реальном режиме;
- онлайн квест «В лабиринте педагогических идей», где в созданных виртуальных комнатах участники выполняли педагогические задания.
В 2021 году в онлайн формате была проведена Неделя педагогики. Участниками педагогического батла стали студенты 1 курса, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Программа батла включала такие конкурсы как: «Ed-Skill: Педагогическая мастерская», «Ed-Word: Полигистор» и др.
Выводы. Таким образом, опыт реализации педагогических проектов в процессе обучения в Вузе является мощной площадкой для профессионального становления будущих специалистов в современных условиях. Несмотря на успешность реализации проектов в режиме офлайн, мы смогли достаточно быстро перестроиться на организацию проектов в режиме онлайн. Благодаря возможностям современных технологий процесс реализации проектов не прерывается, но даже становится более разнообразным. Это мобилизирует и дает дополнительные возможности при реализации проектов в современном информационно-коммуникативном пространстве. Педагогу предстоит научиться более мобильно и интерактивно работать со студентами.
Литература:
1. Белошапка, Р.А. Внеучебная деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций студентов / Р.А. Белошапка // Вестник Сургутского государственного педагогического университета - 2017. - №1 (46). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vneuchebnaya-deyatelnost-kak-faktor-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-studentov (дата обращения: 02.04.2022).
2. Кудрявцева, Е.Ю. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности студенческой молодежи / ЕЮ. Кудрявцева, Н.В. Кергилова // ЦИТИСЭ. - 2017. - № 2(11). - С. 12. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29461687 (дата обращения: 15.04.2022).
3. Гаврин, А.С. Развитие студенческой науки в современных условиях / А. С. Гаврин, Л. В. Ребышева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 1487. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25325233 (дата обращения: 15.04.2022).
4. Добровольчество как ресурс и механизм повышения социальной активности молодежи в современном Российском обществе: сборник статей по материалам I Международного научно-практического форума, Горно-Алтайск, 01-04 июля 2018 года. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2018. - 163 с. - ISBN 978-5-91425-159-5. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36261449 (дата обращения: 22.04.2022).
5. Касенова, Н.Н. Формирование и развитие культуры межнационального общения у представителей коренных народов Сибири в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе / Н.Н. Касенова, Н.В. Кергилова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-3. - С. 115-123. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25658065 (дата обращения: 22.04.2022).
6. Кергилова, Н.В. Диалог культур как одно из условий сотрудничества между вузами в рамках недели межнационального взаимодействия / Н.В. Кергилова, Н.Н. Касенова, Э.Т. Акунова // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Горно-Алтайск, 12 февраля 2020 года. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2020. - С. 81-85. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43920048 (дата обращения: 22.04.2022).
7. Краснова, Г.А. Состояние и перспективы дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 / Г.А. Краснова, А.О. Полушкина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2021. -Т. 18. - № 1. - С. 36-44. - DOI 10.22363/2312-8631-2021-18-1-36-44. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45609158 (дата обращения: 22.04.2022).
6. Концептуальные подходы к совершенствованию и развитию законодательства в области добровольчества. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/375/668.php
7. Кудрявцева Е.Ю. XI Межрегиональная (эвристическая) дистанционная олимпиада по педагогике «Педагогические ориентиры современности» / Е.Ю. Кудрявцева, О.К. Сазонова // Горно-Алтайский государственный университет : официальный сайт. - Горно-Алтайск, 2022 - URL: https://www.gasu.ru/university/news/9782/ (дата обращения: 22.04.2022).
8. Кергилова Н.В. Международный брифинг «Диалог культур и толерантность общения» // Горно-Алтайский государственный университет : официальный сайт. - Горно-Алтайск, 2022 - URL: https://www.gasu.ru/university/news/9961/?sphrase_id=70368 (дата обращения: 22.04.2022).
Педагогика
УДК 377
старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Видяйкина Полина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Таурова Дарья Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. В данной статье рассматривается применение технологий виртуальной и дополнительной реальности при обучении студентов экономических специальностей. Были раскрыты основные понятия технологий виртуальной и дополнительной реальности, история создания данных технологий и их сферы применения. В ходе написания статьи было проанализированы сходства и различия технологий. В настоящее время технологии являются актуальными, что связано с их активным развитием и внедрением во все сферы жизни человека. Кроме того, на данный момент разрабатываются различные программы по внедрению VR и AR в процесс обучения на всех уровнях образования, что так же говорит об их актуальности в настоящее время. В основе статьи лежит анализ применения технологий виртуальной и дополнительной реальности в сфере образования. Наибольшее применение данных технологий можно увидеть при обучении студентов медицинских, экономических и технических специальностей. Были выявлены преимущества и недостатки, а также приведен пример применения технологий виртуальной и дополнительной реальности при изучении экономических дисциплин. На данный момент, высокая эффективность технологий виртуальной и дополненной реальности достигается, когда основной целью является запоминание материала и отработка практических навыков. Целью исследования является анализ технологий виртуальной и дополнительной реальности и их применение в обучении студентов экономических специальностей.
Ключевые слова: технология виртуальной реальности, дополнительная реальность, цифровые технология, цифровизация, образование, экономические дисциплины.
Annotation. This article discusses the use of virtual and augmented reality technologies in teaching students of economic specialties. The basic concepts of virtual and augmented reality technologies, the history of the creation of these technologies and their scope were revealed. During the writing of the article, the similarities and differences of technologies were analyzed. Currently, technologies are relevant, which is associated with their active development and implementation in all spheres of human life. In addition, various programs are currently being developed to introduce VR and AR into the learning process at all levels of education, which also indicates their relevance at the present time. The article is based on an analysis of the use of virtual and additional reality technologies in the field of education. The greatest application of these technologies can be seen in teaching students of medical, economic and technical specialties. Advantages and disadvantages were identified, as well as an example of the use of virtual and additional reality technologies in the study of economic disciplines. At the moment, the high efficiency of virtual and augmented reality technologies is achieved when the main goal is to memorize the material and develop practical skills. The purpose of the study is to analyze the technologies of virtual and augmented reality and their application in teaching students of economic specialties.
Key words: virtual reality technology, additional reality, digital technology, digitalization, education, economic disciplines.
Введение. В настоящее время во всем мире активно развиваются цифровые и информационные технологии, которые внедряются во все сферы деятельности человека. Стоит отметить, что цифровые технологии активно развиваются не только в развлекательной сфере и сфере услуг. Они нашли широкое применение и в других областях жизни человека. Так, внедрение новых технологий способствуют повышению производительности на промышленных предприятиях, повышению уровня образования за счет создания новых подходов к процессу обучения, улучшению здравоохранения [7].
Одним из популярных принципов применяемых в образовании на данный момент выступает принцип технологизации. На базе VR технологий разрабатываются различные игры и тренажеры, целью которых является обучение студентов различных специальностях. В частности, данные технологии нашли широкое применение в медицинских учебных заведениях. Построение учебного процесса с применением технологий виртуальной и дополнительной реальности, дает возможность студентам, не выходя из учебной аудитории, применять различные знания на практике, а также изучать сложно структурированный материал в игровой форме. Кроме того, применение данных технологий для изучения экономических дисциплин, так же позволило бы изучить материалы на практике более подробно и ускорить у студентов процесс усвоения нужного материала [9].
Целью данной статьи является анализ использования технологий виртуальной и дополненной реальности в образовании, а также особенности их применения в обучении студентов экономических специальностей.
Изложение основного материала статьи. Под виртуальной реальностью понимается симуляция реальной ситуации с помощью компьютерного оснащения, которое воспроизводит мир через органы чувств и ощущениям. Впервые данный термин появился в конце 1960-х годов благодаря американскому компьютерному художнику Майрону Крюгеру.
Основателем технологии виртуальной реальности (VR) можно считать Мортона Хейлига, который создал Сенсораму -прибор, в котором использовались подвижное кресло, генератор воздуха и запаха, а так же специальный дисплей и стереозвук. Все это позволило человеку погружаться в виртуальную реальность, а снятые короткометражные фильмы, которые показывались на дисплее, делали ее еще более реалистичной. Стоит отметить, что данный прибор не получил популярности, хотя использовался исключительно в развлекательных целях.
В 1960-х года Мортон Хейлиг издает патент на первый прототип современного шлема виртуальной реальности, но проект остается на стадии разработки.
В последующие годы были созданы шлем и очки виртуальной реальности, которые получили практическое применение в сфере развлечений и кинематографии. Технологии получили большую популярность и часто модернизировались, и обновлялись, чтобы соответствовать требованиям потребителя.
Применение технологии виртуальной реальности в сфере образования началось с 2016-го года для студентов медицинских ВУЗов. Применяя технологию, они могли просмотреть мелкие детали тела и различные явления, которые нельзя увидеть наглядно в реальной жизни [6].