Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ / STUDENTS / CULTURE OF HEALTHY AND SAFE LIFESTYLE / SANITARY AND HYGIENIC CULTURE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокаева Ирина Юрьевна

Пандемия, охватившая мир, многочисленные катастрофы природного и социального характера, аварии, нарастающий уровень антропогенного загрязнения свидетельствуют о не безопасной жизни современного человека и необходимости формирования такого образ жизни, который позволит выжить в этих условиях. Ключевая роль в решении задачи по формированию безопасного образа жизни у обучающихся принадлежит системе образования, и, конкретно, -образовательной среде. В своем исследовании автор обосновывает потенциал образовательной среды педагогического вуза в становлении здорового и безопасного образа жизни современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN FORMATION OF HEALTHY AND SAFE LIFESTYLE CULTURE

A pandemic that swept the world, numerous natural and social disasters, accidents, and an increasing level of anthropogenic pollution indicate the unsafe life of a modern person and the need to form a way of life that will allow them to survive in these conditions. In his research, the author substantiates the potential of the educational environment of a pedagogical university in the formation of a healthy and safe lifestyle for modern youth.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

11. Мудракова О.А., Семенова А.А. Развитие пространственного мышления обучающихся в процессе изучения 3D-технологий в рамках дополнительного образования // Вопросы педагогики. 2019. № 9-1. С. 69-76.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

13. Смирнова Е.М., Чумаков С.И. Роль дисциплин математического цикла в формировании пространственного мышления обучающихся // В сборнике: Материалы национальной научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов СПбГ АВМ. 2020. С. 128-129.

14. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников: дис. ... д-ра психол. наук [Электронный ресурс]. URL: http://childpsy.ru/disserta-tions/id/20264.php (дата обращения: 25.12.20).

Педагогика

УДК 37.2; 378

доктор педагогических наук профессор Кокаева Ирина Юрьевна

Чеченский государственный университет (г. Грозный)

ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО

И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация. Пандемия, охватившая мир, многочисленные катастрофы природного и социального характера, аварии, нарастающий уровень антропогенного загрязнения свидетельствуют о не безопасной жизни современного человека и необходимости формирования такого образ жизни, который позволит выжить в этих условиях. Ключевая роль в решении задачи по формированию безопасного образа жизни у обучающихся принадлежит системе образования, и, конкретно, -образовательной среде. В своем исследовании автор обосновывает потенциал образовательной среды педагогического вуза в становлении здорового и безопасного образа жизни современной молодежи.

Ключевые слова: студенты, культура здорового и безопасного образа жизни, санитарно-гигиеническая культура обучающихся.

Anmtation. A pandemic that swept the world, numerous natural and social disasters, accidents, and an increasing level of anthropogenic pollution indicate the unsafe life of a modern person and the need to form a way of life that will allow them to survive in these conditions. In his research, the author substantiates the potential of the educational environment of a pedagogical university in the formation of a healthy and safe lifestyle for modern youth.

Keywords: students, culture of healthy and safe lifestyle, sanitary and hygienic culture of students.

Введение. Следует признать, что современная педагогическая наука имеет солидный теоретический материал и большой практический опыт по формированию здорового и безопасного образа жизни у обучающихся разного уровня. Однако необходимо определить потенциал образовательной среды в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни студентов-будущих учителей и подготовить научно-методическое его обеспечение, продумать различные риски, возникающие в образовательной среде в реальных условиях жизни.

Цель исследования - определить потенциал образовательной среды педагогического вуза в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни студентов.

Изложение основного материала статьи. В современных научных разработках образовательная среда выступает как: окружающее субъекта социопространство, сфера проявления активности индивида, его ближайшего развития и действования [1], «многомерный конструкт, необходимый для оптимального профессионального и социального формирования будущего специалиста (конструирование собственного «Я» в рамках соотношения «Я и другие» - «Я и профессионалы», развитие способности к самореализации и самоактуализации, инициирование устремленности к личностному и профессиональному росту)» [2]. Среда «опосредствует» сознание, поведение субъекта, создает условия, базу для удовлетворения основных потребностей, осуществления деятельности, присвоения ценностных ориентиров, формирует образ жизни личности [3].

Обращение к характеристике развивающего потенциала образовательной среды педагогического вуза в становлении культуры здорового и здорового и безопасного образа жизни студента основано на теоретическом обобщении научных разработок Ю.С. Мануйлова, И.Г. Шендрика Л.И. Божович, которые рассматривали среду как интеграционное единство внутренних процессов развития и внешних условий, определяющих динамичность развития и новые качественные новообразования личности [1], Ученые выделяют три группы возможностей развивающего потенциала образовательной среды педагогического вуза в становлении культуры здорового и безопасного образа жизни студента:

- смысловые (освоение, усвоение, присвоение будущим учителем социально значимых ценностей в специально организуемых ситуациях образовательного процесса вуза, самостоятельной деятельности и педагогической практике; нахождение и принятие личностных смыслов, значений формирования культуры безопасного образа жизни для профессиональной самореализации);

- интеграционные (синтез междисциплинарных знаний о культуре безопасного образа жизни, динамика гуманитарных перемен в образовании, их переориентация из плоскости «технократического знания» в плоскость культуры);

- преобразующие (приобретение и передача опыта культуры безопасного образа жизни учащимся в рамках сопряжения культурных смыслов с личностно значимыми для участников образовательных отношений; реализация профессионально-образовательных практик формирования культуры безопасного образа жизни на основе поведенческой этики, культуросообразного поведения, гармонизации взаимоотношений субъектов образования).

Рассмотрим более подробно ресурсы образовательной среды и заложенные в них возможности, обеспечивающие процесс формирования культуры здорового и безопасного образа жизни студентов.

Необходимо отметить, что образовательная среда педагогического вуза является структурным элементом иных образовательных сред муниципального, регионального, федерального уровней. Следовательно, нормативно-ориентационный ресурс образовательной среды педагогического вуза в

становлении культуры здорового и безопасного образа жизни студента взаимосвязан с целями, задачами, подходами и принципами функционирования системы отечественного образования в целом.

Нормативно-ориентационный ресурс обеспечивает актуализацию смысловых возможностей (освоения, усвоения, присвоения будущим учителем социально значимых ценностей в специально организуемых ситуациях образовательного процесса вуза, самостоятельной деятельности и педагогической практике; нахождения и принятия личностных смыслов, значений формирования культуры безопасного образа жизни для профессиональной самореализации).

В рамках нормативно-ориентационного ресурса и смысловых возможностей значимым выступает создание педагогических условий формирования культуры здорового и безопасного образа жизни студента: педагогическое сопровождение профессионально-образовательных практик формирования культуры здорового и безопасного образа жизни студента; актуализация у будущего учителя осознанного выбора профессионально-образовательной траектории формирования культуры безопасного образа жизни.

В свете социокультурной ситуации развития современной молодежи востребован учитель, способный к участию в организации безопасной образовательной среды, регулированию жизнедеятельности обучающихся, индивидуализации образовательного процесса. Такие опасные явления, как насилие в школе, употребление психоактивных веществ, распространение СПИДа, суицидальное поведение, можно предотвратить, если «сменить доминанты воспитательных установок: взращивание добродетелей должно превалировать над профилактикой отклонений и пороков») [4]. Востребовано развитие умений будущего учителя предупреждать и преодолевать негативные ситуации в образовании, определяемые несвоевременностью формирования культуры безопасного образа жизни учащихся на основе целесообразного педагогического сопровождения овладения знаниями, умениями и опытом нормативно-безопасного поведения. Учитель сегодня - наставник, тьютор, выстраивающий совместно с учащимися индивидуальные образовательные траектории [5] формирования культуры безопасного образа жизни.

Грамотное педагогическое сопровождение расширяет у будущего учителя индивидуальный опыт осуществления профессионально-образовательных практик безопасного образа жизни, формирует культурную и профессиональную идентичность, стимулирует к проектированию безопасной образовательной среды. Профессионально-образовательные практики формирования культуры безопасного образа жизни приобретают особую значимость в качестве ведущего средства исследуемого процесса. Будущий учитель, наблюдая психологически комфортную и социально безопасную педагогическую реальность, принимает ее для себя как норму поведения, реализуя соответствующие ей образы в учебной, квази-профессиональной, учебно-профессиональной деятельности.

Таким образом, реализация нормативно-ориентационного ресурса развивающего потенциала образовательной среды педагогического вуза способствует развитию у будущего учителя внутренней целевой установки на обеспечение формирования культуры безопасного образа жизни - своего и учащихся, формированию профессионально-личностных качеств, определяющих осознанность действий при возникновении опасной для жизни и здоровья ситуации, в том числе в профессиональной деятельности.

Содержательно-информационный ресурс образовательной среды педагогического вуза представлен основными профессиональными образовательными программами, рабочими программами дисциплин, практик, курсов по выбору, внеаудиторной деятельности, образовательными технологиями, информационным обеспечением, в комплексе нацеленными на овладение студентом культурой безопасного образа жизни.

Выделенный ресурс обеспечивает актуализацию интеграционных возможностей, осуществляемую в рамках выделенной дидактико-профессиональной сферы образовательной среды вуза, определяющей становление информационно-гносеологического компонента культуры здорового и безопасного образа жизни студента.

На современном этапе педагогического образования требуется усиление ориентированности профессиональной подготовки будущих учителей инновационного мира высокой динамики на личность безопасного типа поведения, способную предвосхищать собственные результаты действий, реализовывать модели нормативно-безопасного поведения и деятельности с учетом целостного освоения социогуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин в педагогическом вузе.

Контент-анализ учебных планов и программ российских педагогических вузов убедительно демонстрирует сохранение социогуманитарной составляющей подготовки будущего учителя. ФГОС ВО устанавливает в числе обязательных для освоения комплекс дисциплин (философию, историю, иностранный язык, физическую культуру и безопасность жизнедеятельности). Изучение при этом естественно-научных дисциплин наряду с социогуманитарными курсами, в тесной взаимосвязи с дисциплинами профессионально-предметной подготовки, дисциплинами по выбору, факультативными и элективными курсами, выполняет системообразующую функцию для различных источников формирования культуры здорового и безопасного образа жизни студента; способствует формированию целостной гуманитарной картины мира, через которую студент вуза приобщается к образцам высокой нравственности, освоению разнообразных видов образовательно-профессиональных практик формирования исследуемого вида культуры для трансляции ее смыслов и ценностей учащимся.

Потенциальная многовариантность содержательно-информационного ресурса развивающего потенциала образовательной среды педагогического вуза (интегративные курсы, образовательные модули, рабочие программы и учебно-методические комплексы по учебным дисциплинам: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Здоровьесберегающие технологии», программы курса внеаудиторной деятельности для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни студента) обеспечивает междисциплинарный и целостный характер процесса формирования культуры здорового и безопасного образа жизни студента.

Для реализации интеграционных возможностей развивающего потенциала образовательной среды педагогического вуза необходимо создание дидактических условий формирования культуры безопасного образа жизни: обогащение содержания педагогического образования мировоззренческими и предметно-конкретными знаниями о культуре безопасного образа жизни; оптимальное сочетание образовательных форм, методов, технологий в освоении будущим учителем культуры здорового и безопасного образа жизни.

Освоение знаний о школьной гигиене, здоровьесберегающих образовательных технологиях, сопряженных с методикой обучения и воспитания, реалиями педагогической действительности, позволяет студенту приобрести опыт реализации профессионально-образовательных практик формирования культуры безопасного образа жизни, способность к рациональному выбору методов и форм индивидуальной образовательной траектории в освоении исследуемой культуры с точки зрения педагогической целесообразности и эффективности, индивидуального и общественного блага. Это позволяет будущему учителю интегрировать знание о безопасном образе жизни в область своей персональной ответственности.

Таким образом, реализация содержательно-информационного ресурса потенциала образовательной среды педагогического вуза способствует: усвоению будущим учителем совокупности знаниевых конструктов в области личностной и общественной культуры безопасного образа жизни, предусмотренных учебными программами всех циклов учебных дисциплин основных образовательных профессиональных программ, ФГОС ВО; целостному осмыслению будущим учителем культуры безопасного образа жизни как значимого регулятора профессиональной деятельности и собственного саморазвития.

Коммуникативно-деятельностный ресурс образовательной среды отражает продуктивность педагогического взаимодействия в реализации профессионально-образовательных практик формирования культуры безопасного образа жизни участников образовательных отношений, обогащение опыта самоконтроля и саморегуляции в обеспечении культурологических основ безопасных условий жизнедеятельности, опыта прогнозирования, профилактики, минимизации, противодействия факторам педагогического риска.

Участие в разнообразных видах культуросообразной и здоровьесозидающей деятельности в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий (с позиции педагогики сотрудничества, реализации коллективных творческих дел, проблемного, проектно-исследовательского, контекстного, диалогового обучения в сочетании с новыми возможностями сети Интернет, дистанционного обучения и компьютерных программ и т.д.) содействует формированию у будущего учителя активной жизненной позиции, уважительного и ответственного отношения к участникам образовательных отношений и результатам индивидуальных и совместных действий по становлению культуры безопасного образа жизни субъектов образования [1].

Выбор данного вида условий обусловлен тем, что становление культуры здорового и безопасного образа жизни студента как область солидарной ответственности сообщества педагогического вуза по претворению социально значимых ценностей предполагает:

- в плане обеспечения физической безопасности осуществлять превентивные меры для сохранения структурно-функциональной целостности организма, сохранения работоспособности как основы восприимчивости к образованию;

- для обеспечения психологической безопасности создавать благоприятный психологический климат в оптимизации педагогического взаимодействия;

- в достижении социальной безопасности осуществлять самообразование, в том числе в совместном проектировании безопасной образовательной среды педагогического вуза.

Следовательно, развивающий потенциал образовательной среды педагогического вуза не может быть актуализирован без создания специальных условий безопасного жизнеосуществления в социальном и пространственно-предметном окружении будущего учителя, вне солидарной ответственности субъектов педагогического вуза, без активизации культуросообразной и здоровьесозидающей деятельности, в рамках которых осуществляется процесс формирования культуры безопасного образа жизни.

Выводы. Подводя итоги проведенному теоретическому анализу исследовательской проблемы, отметим, что образовательная среда педагогического вуза рассматривается нами в совокупности сфер (нормативно-культуросообразной, дидактико-профессиональной, интеракционно-продуктивной), в рамках которых осуществляется процесс формирования культуры здорового и безопасного образа жизни студента.

В данном структурировании отражен развивающий потенциал образовательной среды педагогического вуза, представленный совокупностью ресурсов (нормативно-ориентационного, содержательно-информационного, коммуникативно-деятельностного) и возможностей (интеграционных, смысловых и преобразующих), которые имеются в наличии и которые в контексте определенных педагогически целесообразных действий могут быть мобилизованы профессорско-преподавательским коллективом для оптимального формирования культуры здорового и безопасного образа жизни студента.

Результатом проявления возможностей и ресурсов развивающего потенциала образовательной среды педагогического вуза выступают изменения профессионально-личностного качества будущего учителя -культуры безопасного образа жизни, сфер и элементов образовательной среды вуза.

Литература:

1. Акимова Л.А. Педагогическая концепция становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя: автореферат на соискание ученой степени докт. пед. наук (13.00.08) / Л.А. Акимова, Оренбург, 2020. - 26 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

3. Боженская И.С., Кокаева И.Ю. Комфортная образовательная среда как условие развития эмоционального здоровья младших школьников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — Выпуск № 10. - 2015. - С. 51.

4. Кокаева И.Ю., Каргиева З.К. Формирование здоровьесберегающий образовательной среды - важная педагогическая задача и основа успешного обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1. - С. 152-155.

5. Кокаева И.Ю. Значение поликультурной модели полилингвального образования в создании комфортной образовательной среды и психоэмоциональном оздоровлении младших школьников (на примере РСО-Алания) // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-8. - С. 70-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.