Научная статья на тему 'Образовательная среда и социализация студентов вуза: условия и развитие личности'

Образовательная среда и социализация студентов вуза: условия и развитие личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2316
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ВУЗ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / STUDENT / SCHOOL / SOCIALIZATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабельник Виктор Владимирович

В статье рассмотрены современные подходы к проблеме социализации студентов высшей школы в условиях образовательной среды. Дан анализ понятия «образовательная среда». Описаны факторы и условия, влияющие на организацию образовательной среды, предложены подходы к моделированию образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабельник Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses current approaches to the problem of socialization of high school students in terms of the educational environment. An analysis of the concept of "learning environment." The factors and conditions affecting the organization of the educational environment, proposed approaches to modeling the educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда и социализация студентов вуза: условия и развитие личности»

УДК 378.06 ББК 74.580.0

Шабельник Виктор Владимирович

аспирант кафедра управления Смоленский государственный университет г.Смоленск Shabelnik Victor Vladimirovich Post-graduate Department of management Smolensk State University Smolensk shabelnik2@yandex.ru Образовательная среда и социализация студентов вуза: условия и развитие личности

Kducational environment and socialization of university students: the conditions and personal development

В статье рассмотрены современные подходы к проблеме социализации студентов высшей школы в условиях образовательной среды. Дан анализ понятия «образовательная среда». Описаны факторы и условия, влияющие на организацию образовательной среды, предложены подходы к моделированию образовательной среды вуза.

The article discusses current approaches to the problem of socialization of high school students in terms of the educational environment. An analysis of the concept of "learning environment." The factors and conditions affecting the organization of the educational environment, proposed approaches to modeling the educational environment of the university.

Ключевые слова: студент, вуз, социализация, образовательная среда, образовательная среда вуза.

Key words: student, school, socialization, educational environment,

educational environment of the university.

В настоящее время, в период модернизации российского образования и

введением в действие новой редакции (2012 г.) Закона «Об образовании РФ» особенно актуальным становится вопрос об образовательной среде учреждений образования всех уровней (детский сад - школа - колледж - вуз) и об успешной социализации участников образовательного процесса в данной среде.

К понятию «образовательная среда» существуют различные подходы.

Так, например, в Педагогическом терминологическом словаре дается следующее определение термина «образовательная среда» - это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного образовательного заведения [5].

Бережнова Л.Н. отмечает, что образовательная среда - это специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих человеку познавать мир и себя в этом мире [1].

В.И.Слободчиков же рассматривает образовательную среду, как совместную деятельность субъектов образовательного процесса, считая главными параметрами ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации).

Вместе с тем, В.И.Панов считает, что образовательная среда - это система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности обучающихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.

Анализ исследований особенностей развития и функционирования образовательной среды, проведенный А.И.Савенковым [6], позволил выделить многообразные подходы к построению моделей образовательной среды: экологоличностный (В.А.Ясвин), коммуникативно-ориентированный (В.В.Рубцов), ан-

трополого-психологический (В.И.Слободчиков), психо дидактический

(В.П.Лебедева), экологопсихологический (В.И.Панов).

По нашему мнению наиболее интересным с позиции проводимого исследования является подход В.И.Слободчикова, который не только вписывает образовательную среду в механизмы развития личности, определяя ее целевое и функциональное назначение, но и выделяет ее истоки в предметности культуры общества, считая, что именно они задают границы содержания образовательной среды и ее состав.

Следует отметить, что образовательная среда создается конкретным индивидом, с учетом того, что каждый индивид развивается в соответствии со своими индивидуальным особенностями, создавая свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и познавательных приоритетов.

Цель высшего профессионального образования во второй половине XXI века заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, с потребностью в самоактуализации и самосовершенствовании, заинтересованную в знаниях, которые позволят ей обрести профессионализм, менталитет, этнокультурную идентичность и эмоциональнонравственное отношение к профессии и жизни.

Ряд психологов (О.С.Румянцева, В.И.Слободчиков и др.) придерживаются мнения о том, что для комплексной оценки качества образования, получаемого в высшем учебном заведении, важно определить, какие элементы образовательной среды, и в какой степени влияют на успешность социализации студента к этой среде.

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил выделить основные составляющие образовательной среды вуза, на основе которых могут быть разработаны критерии мониторинга определения качества социализации студентов вуза, к которым относятся: качество профессорско-преподавательского состава вуза и качество абитуриентов, качество инфра-

структуры вуза и образовательных программ, а также уровень организации научно-образовательной деятельности и ее информационного обеспечения.

В своих научных трудах А.В. Мудрик [4] обращает на то, что активизация жизнедеятельности воспитательной организации (в нашем случае это вуз) во многом зависит от того, насколько её содержание субъективно значимо для человека, информационно насыщенно, позволяет реализовать и формировать креативность членов коллектива. Следовательно, необходимо рассматривать особенности и специфику образовательной среды вуза, в которой происходит творческое развитие студентов.

С практической точки зрения в вузе должна быть организована соответствующая работа по успешной социализации студентов и осуществлять оно должно в виде множества «цепочек»: воспитательная организация (вуз) - составляющие её формализованные группы (коллективы), коллектив (учебная группа) - личность студента, коллектив (учебная группа) - входящие в него микрогруппы - личность студента, преподаватель - коллектив (учебная группа), преподаватель - личность студента, студент - студент и др.

Основными формами работы преподавателей со студентами, в рамках данного компонента, выступают: фестивали, форумы, олимпиады, тренинги, пресс-конференции, круглые столы, дебатные клубы и пр.

Учитывая требования менеджмента образования, к образовательной среде вуза также следует отнести его внутреннюю и внешнюю среду.

Внутренняя среда вуза является источником его жизненной силы и представляет собой тот потенциал, который дает ему возможность функционировать, т.е. существовать и выживать в определенное время. Изучение внутренней среды вуза направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает данная образовательная организация. Сильные стороны служат базой, на которую вуз опирается в конкурентной борьбе. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства высшего учебного заведения, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Внешняя среда вуза характеризуется взаимозависимостью ее факторов, сложностью, подвижностью и определенностью. В данном случае целесообразно говорить о факторах среды прямого воздействия (законы, органы государственного регулирования деятельности вуза, потребителей образовательных услуг и конкурирующие вузы) и среды косвенного воздействия (состояние экономики и образования, социокультурные и политические взаимоотношения с сообществами, где расположен вуз).

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что образовательная среда высшего учебного заведения это довольно широкое понятие, которое можно определить как многомерное пространство, в котором в результате взаимодействия и взаимовлияния множества отношений, связей и деятельности различных систем происходит формирование личности по заданному образцу через актуализацию возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Исходя из данного определения модель образовательной среды вуза можно охарактеризовать как многоуровневую структуру, проявляющуюся на межличностном, групповом и общевузовском уровнях, обусловленную факторами прямого и косвенного воздействия и включающую следующие компоненты: пространственный, структурный, ресурсный, деятельностный, коммуникативный, личностный; формальными параметрами которой являются обобщенность, интенсивность, устойчивость, активность, мобильность.

Однако в рамках данной статьи необходимо рассмотреть вопрос о влиянии образовательной среды на успешную социализацию студента, следовательно, остановимся на термине «социализация», который впервые появился в 1902 г. в «Словаре по философии и педагогике», а сам процесс стал изучаться такими учеными, как К. Роджерс, Н.Б. Крылова, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу и др.

В данной статье под социализацией мы понимаем процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и

ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе [2].

Социализации студентов в высшей школе на современном этапе должно уделяется пристальное внимание, т.к. по нашему мнению ошибочно думать о том, что социализация студентов в вузе идентична социализации учащихся в общеобразовательной школе. При поступлении в высшее учебное заведение студенты попадают в совершенно новую образовательную среду, испытывая при этом серьезные трудности адаптационного периода. Несомненно, что эти трудности отрицательно влияют на успешность освоения первокурсниками образовательных программ, взаимодействие с одногруппниками и однокурсниками. Причем немалые проблемы возникают и в формировании взаимоотношений с преподавателями. В целом же все эти факторы вызывают у студентов дискомфорт от самого обучения в вузе. Практика показывает, что без целенаправленной работы по социализации студентов проблемы в обучении не снимаются с переходом на старшие курсы, а лишь накапливаются, приводя к самым негативным последствиям.

Следует отметить, что современное студенчество как достаточно большая социальная группа характеризуется динамичностью и мобильностью к инновационным преобразованиям, создающим условия для самореализации и самосовершенствования. Несомненно, что профессионально-личностное становление будущего специалиста в высшей школе - это непрерывный и сложный процесс, который задействует множество относительных и специально создаваемых факторов, процесс передачи опыта предшествующего поколений, способствующего дальнейшему развитию личности.

В процессе обучения в вузе формирование личности происходит в процессе ее социализации и саморазвития. Именно социализация приобщает молодых людей к социокультурным и духовным ценностям, а саморазвитие обеспечивает постоянный рост личности в духовном развитии, в формировании творческой индивидуальности.

Эффективность влияния образовательной среды на процесс социализации личности студента определяется следующими условиями [7, с. 9]:

- образовательным потенциалом, т.е. ценностными ориентациями в профессиональной сфере, представлением о профессии и социальных установках на овладение ею, профессиональной компетентностью, интеллектуальностью, способностью к самообразованию, психологической грамотностью;

- творческим потенциалом, т.е. инициативностью, креативностью, социальной активностью, настойчивостью, организаторскими качествами;

- коммуникативным потенциалом, т.е. открытостью, эмпатийностью, деликатностью, добротой, толерантностью, чувством такта, сочувствием, интуицией, способностью к сопереживанию, порядочностью, готовностью к сотрудничеству;

- нравственным потенциалом, т.е. честностью, ответственностью, регулированием своего поведения, пониманием своих возможностей, духовной и общей культурой, гражданственностью, патриотизмом;

- психофизиологическим потенциалом, т.е. самостоятельностью, мобильностью, гибкостью, дисциплиной, настойчивостью, самоуважением;

- квалификационным потенциалом, т.е. уверенностью в себе, предприимчивостью, конкурентоспособностью, интеллектуальной зрелостью (развитые познавательные интересы, умение найти конструктивное решение проблемы, критичность мышления).

В образовательной среде, по мнению Н.В. Калининой [3], человек получает социально-психологические знания и опыт социального взаимодействия, а творческая образовательная среда (по Я. Корчаку) способствует свободному развитию активности учащегося (в нашем случае студента). Именно в творческой среде формируется личность, характеризующаяся активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений, поступков. Только такая среда может функционировать как среда развития креативности.

Необходимо также отметить, что одним из условий, способствующим эффективной социализации обучающегося в вузе, является использование современных педагогических технологий, которые позволяют построить диалоговую модель обучения, характеризующуюся равенством позиций участников образовательного процесса (преподавателя и студента), включенностью в процесс познания всех студентов группы, активным взаимодействием обучающихся друг с другом и др.

К таким технологиям следует отнести интерактивные технологии, а именно: активная лекция, групповая дискуссия, кейс-технологии, деловые игры, баскет-метод, лекция-пресс-конференция, социоигровая технология, ролевые игры, групповое проектирование, тренинги, интерактивные упражнения и др.

В целом же, с целью успешной социализации личности студента образовательная среда вуза должна быть ориентирована на личностный потенциал, на развитие таких его способностей, как: интеллектуальные, креативные; способности к сотрудничеству и взаимодействию, к принятию общечеловеческих ценностей, к приобретению профессиональных знаний, работоспособности.

Следуя логике построенной модели, нами были структурированы уровни потенциала образовательной среды высшего учебного заведения в аспекте социализации студентов:

- межличностный уровень (творческий характер взаимодействия «преподаватель-студент», «студент-студент»). Результативность данного уронвя зависит от того, насколько выделенные взаимоотношения содействуют благоприятному эмоциональному климату межличностных отношений студентов между собой, а так же студентов и преподавателей в совместной творческой деятельности и общении;

- групповой уровень (совместное творчество как стиль жизнедеятельности учебной группы в вузе). Учебная студенческая группа выступает как субъект социализации по отношению к своим членам: от ее интегративных характе-

ристик (общественное мнение, ценностные ориентации, социальнопсихологический климат и пр.) зависит творческое развитие личности студента;

- вузовский уровень (творчество в образовательной среде вуза). Сам процесс социализации в вузе - это ситуация, образец, среда, в которую студент «погружается» на протяжении всего процесса обучения. Социализация студентов в учебной группе, определяемое социальным статусом и предназначением высшего учебного заведения, направлено на формирование такого менталитета личности, который отличает ее от других, наполняет социальным своеобразием и позволяет качественно решать профессионально-личностные задачи.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что в контексте процесса социализации студента образовательная среда выступает как:

а) субъективный опыт восприятия окружающей студента действительности (внутренняя и внешняя среда вуза);

б) трансформация опыта и собственной идентичности в образовательной практике;

в) существующее образовательное взаимодействие социального окружения.

Библиографический список

1. Бережнова, Л.Н. Полиэтническая образовательная среда [Текст] /Л.Н.Бережнова. - СПб., 2003. - 201 с.

2. Гавров, С.Н. Образование в процессе социализации личности [Текст] /

С.Н.Гавров, Н.Д.Никандров //Вестник УРАО. -2008. - №5. -С.21-29.

3. Калинина, Н.В. Психологическая помощь учащимся в достижении социального успеха [Электронный ресурс] /Н.В.Калинина //Педагогическая наука: история, теория, тенденции развития. - 2010. - №3. Режим доступа: http://www.intellect-invest.org.ua/ukr/pedagog_editions_e-magazine_pedagogical_ science/ (Дата обращения 26.07.2013).

4. Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст] /А.В.Мудрик. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

5. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/.

6. Савенков, А.И. Образовательная среда [Текст] /А.И.Савенков // Школьный психолог. - 2008. - № 20. - С. 4-5.

7. Сергеева, Н.М. Педагогические условия профессионально-творческого самоопределения старшеклассников в выборе профессии [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук 13.00.01 /Сергеева Нина Михайловна. - М., 2004. - 20 с.

Bibliography

1. Berezhnova, L.N. Multi-ethnic educational environment [Text] / L.N.Berezhnova . - St. Petersburg. 2003. - 201 p.

2. Gavronov, S.N. Education in the process of socialization [Text] /

S.N.Gavronov, N.D.Nikandrov // Herald URAO. - 2008. - № 5. - P.21 - 29.

3. Kalinina, N.V. Psychological help students in achieving social success

[electronic resource] / N.V.Kalinina / Education science: history, theory and trends .

- 2010. - № 3. Mode of access: http://www.intellect-

invest.org.ua/ukr/pedagog_editions_e-magazine_pedagogical_ science / (Date of application 26.07.2013).

4. Mudryk, A.V. Socialization human [Text] / A.V.Mudrik. - Moscow: Academy, 2004. - 304 p.

5. Pedagogical terminology dictionary [electronic resource]. Mode of access: http://pedagogical dictionary.academic.ru/.

6. Savenkov, A/I/ Educational environment [Text] /A.I. Savenkov // School Psychologist. - 2008. - №20. - P.4-5.

7. Sergeeva, N.M Pedagogical conditions of professional creative self seniors in choosing a profession [Text]: Author. dis. ... cand. ped. sciences 13.00.01 / Nina Sergeeva. - Moscow, 2004. - 20 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.