УДК 33:378.14 ББК 338:74.58
Шайдуллина Римма Макмуновна
преподаватель кафедра гуманитарных и социально-экономических наук Филиал ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический
университет» г. Октябрьский Shaydullina Rimma Makmunovna Lecturer
Chair of Humanitarian and Socio-Economical Sciences FSBEI Ufa State Petroleum Technological University
Oktyabrski rimmanet58@mail.ru Педагогическое проектирование системы экономической социализации будущих инженеров на этапе вузовского обучения Pedagogical Instructional Design of Future Engineers’ Economic Socialization System at the Stage of University Education В статье обосновываются сущность и структура экономической социализации студентов, раскрываются социализирующие возможности образовательной среды технического вуза. Показаны результаты проектирования и практической реализации системы экономической социализации в образовательном процессе нефтегазового вуза в ходе педагогического эксперимента.
This article explains the essence and structure of students’ economic socialization and reveals the socializing opportunities of the technical university educational environment. The results of design and practical implementation of the economic socialization system in the educational process of the petroleum technical university during the pedagogical experiment are shown.
Ключевые слова: экономическая социализация, социализирующие возможности образовательной среды вуза, педагогическое проектирование.
Key words: economic socialization, socializing opportunities of the university educational environment, pedagogical instructional design.
Актуальность исследования проблем экономической социализации студенческой молодежи обусловлена тем, что переход страны на инновационную траекторию развития, смена парадигмы высшего образования, определившая необходимость формирования нового представления о современном, экономически социализированном молодом человеке, потребовали постановки качественно новых задач в педагогической деятельности по социализации и адаптации студенческой молодежи к современным реалиям экономической жизни общества. Именно от активности студенческой молодежи, получающей техни-
ческое образование, зависит продвижение России по пути научно-технического прогресса и построение социально-ориентированной экономики. В нашей исследовательской работе представлено научное обоснование содержания, уточнение структуры изучаемого феномена, результаты проектирования и практической реализации педагогических условий по эффективной экономической социализации студентов, обучающихся в нефтегазовом вузе.
Понятие «экономическая социализация» сравнительно недавно вошло в научный оборот. Впервые оно было использовано в неомарксистском анализе социализации в работах С.Каммингса, Д.Тейбела и др. и рассматривался как процесс усвоения индивидуумом социального опыта в экономической сфере. Среди отечественных ученых интерес к проблемам экономической социализации разных возрастных групп населения появился в конце 90-х годов XX века в связи с переходом к рыночной системе хозяйствования и появлением новых факторов, повлиявших на формирование ценностных ориентаций и моделей поведения современной молодежи. Теоретический анализ российской и зарубежной литературы в области социологии, психологии, педагогики по экономической социализации показывает, что одни авторы склоняются к тому, что в основе экономической социализации лежит такая функция социализации как присвоение социально-экономического опыта, включающее приобретение индивидом знаний, навыков, моделей поведения, и его воспроизводства в экономической деятельности (А.П. Вяткин и др.)[2]; осуществление человеком различных экономических ролей в обществе (А.Д Карнышев и др.). Другие рассматривают ее как процесс становления экономического сознания, мышления, культуры и поведения (О.С. Дейнека, А.В. Филиппов и др.). Третьи в определении сущности экономической социализации берут за основу функцию инкультурации и трансляции культуры (Е.В. Анкудинова, Н.В. Кавкаева и др.). Наше определение понятия «экономическая социализация» учитывает новые факторы, проявившиеся в социально-экономической жизни общества в первое десятилетие XXI века: структурные изменения на рынке труда; углубление процессов глобализации и виртуализации и, в связи с этим, изменение целей и задач институ-
тов образования; необходимость модернизации российской «сырьевой» экономики, предъявляющей новые требования к системе технического образования; переход к компетентностной модели подготовки специалистов, обладающих такими экономически значимыми качествами как мобильность, динамичность, ответственность и пр. Под экономической социализацией студентов технического вуза мы понимаем процесс усвоения молодыми людьми социальноэкономического опыта (знаний, умений, ценностей); формирования компетентной личности, способной не только к эффективной деятельности по специальности, конкурентоспособной на рынке труда, но и обладающей экономически значимыми качествами, мобильностью, с целью оптимального включения после окончания вуза в систему социально-экономических отношений, их успешной адаптации и интеграции в динамичную рыночную среду. С позиции авторов данного исследования структура процесса экономической социализации студентов включает четыре компонента: когнитивный, ценностный, деятельностный, адаптационный, которые раскрывают основное содержание данного процесса. Когнитивный компонент формирует систему знаний, представлений и понятий о способах функционирования экономической системы. Эти знания влияют на систему ценностных ориентаций в экономической сфере, мотивацию деятельности, а деятельностный компонент дает опыт применения экономических знаний и умений для достижения экономических целей. Соглашаясь с мнением А.Л. Журавлева, Т.В. Дробышевой, коммуникации в данной системе мы рассматриваем в качестве связующего звена всех компонентов, опосредующего их взаимоотношения[4]. Адаптационный компонент выполняет одну их важнейших функций процесса социализации молодежи.
Экономическая социализация студенческой молодежи может осуществляться как спонтанная и как специально организованная, целенаправленная в системе профессионального образования. Образовательный процесс, в ходе которого осуществляется целенаправленная экономическая социализация студенческой молодежи, рассматривается нами как процесс развития педагогической
системы экономической социализации, основными структурными звеньями которой являются: экономическая социализация в процессе изучения экономических дисциплин (экономическое обучение); управляемая и педагогически контролируемая экономическая социализация (экономическое воспитание); педагогически контролируемая стихийная экономическая социализация. Основные компоненты этой системы, в свою очередь имеют собственную подструктуру (рис. 1).
Рис. 1 Реализация социализирующего потенциала образовательной среды вуза в системе экономической социализации В процессе нашей исследовательской деятельности были выявлены и активно использованы в педагогическом эксперименте социализирующие возможности образовательной среды вуза. В первую очередь, нами были задействованы традиционные формы и методы обеспечения процесса экономической социализации студенческой молодежи при изучении цикла экономических дисциплин, разнообразных формах практической деятельности и усилении воспитательных аспектов при работе со студентами во внеаудиторное время. Кроме того, нами выявлены новые социализирующие возможности образовательной
среды технического вуза, которые не были реализованы в образовательной практике других технических вузов: более полное использование социализирующего потенциала производственной практики; приглашение профессиональных участников финансового рынка, предпринимателей при освоении элективного курса «Основы рыночной экономики», «Основы маркетинга» др. и проведение ими мастер-классов; привлечение самих студентов к созданию базы кейсов при внедрении деятельностно-ориентированных технологий обучения; актуализация социализирующего потенциала научно-исследовательской работы студентов с целью получения более глубоких технических и гуманитарных знаний, знакомства с деятельностью предприятий различных форм собственности, приобретения жизненного опыта решения проблемных ситуаций через использование проектного метода; досуговая деятельность, способствующая формированию коммуникативных компетенций и здорового образа жизни. Социальный компонент образовательной среды технического вуза создал условия для эффективного педагогического проектирования системы экономической социализации, позволил раскрыть и внедрить в процессе педагогического эксперимента актуальные, в современных условиях, формы аудиторной и внеаудиторной работы со студентами в плане экономического воспитания, формирования экономически значимых качеств личности и развития предпринимательских способностей.
Проектирование системы экономической социализации студентов технического вуза осуществлялось нами поэтапно. На первом этапе педагогического проектирования были сформулированы цели и задачи экономической социализации будущих инженеров в образовательном процессе высшей технической школы. Проектируя систему экономической социализации в образовательном процессе вуза, мы выделили главную цель экономической подготовки инженерных кадров в условиях инновационной модели экономики, а именно - эффективная (успешная) экономическая социализация будущих специалистов, по-
зволяющая им стать активным субъектом экономической деятельности в обществе и на предприятии.
Педагогическое проектирование предполагало обоснование критериев, показателей и уровней экономической социализации на начальном этапе и отслеживание реальных результатов этого процесса в ходе формирующего эксперимента. Уровень экономической социализированности студента мы определили как степень сформированности у обучаемых в соответствии с их профессиональными интересами и возможностями важнейших экономически значимых качеств личности, являющихся показателями успешной социализации[1]. На основе системного подхода нами были выделены: когнитивный, ценностный, деятельностный и адаптационный критерии. Отбор показателей по каждому критерию осуществлялся на основе личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов.
Второй этап проектирования - этап реализации проекта с включением содержательного, деятельностного, технологического компонентов образовательного процесса (построение деятельности педагога на основе отобранных принципов, подходов, методов, моделей, а также технологий образования, включающих этапы, операции, действия, механизмы практической реализации). Мы предложили повысить эффективность социализирующего потенциала образовательной среды технического вуза путем организации таких педагогических условий, которые обеспечивают оптимальное включение молодежи после окончания вуза в экономическую деятельность и систему усложнившихся социальноэкономических отношений. При апробации первого педагогического условия -наполненность экономическим содержанием технического (инженерного) образования - мы исходили из положения, что получаемые экономические знания должны вносить свой вклад в подготовку инженера высокой квалификации и способствовать формированию у выпускников вузов компетенций, как интегративного качества, позволяющим применять междисциплинарные знания и умения в будущей профессиональной деятельности. Реализуя идею о взаимосвязи и взаимообусловленности профессиональной и экономической социализации, на-
ми в ходе педагогического эксперимента был задействован социализирующий потенциал производственной практики. Для формирования социальноэкономических компетенций студенты экспериментальной группы выполняли задания, которые были включены в план по прохождению практики и составлению отчета по практике студентами третьего курса. Получая представления не только о производственной, но и социальной, экономической, экологической стороне деятельности предприятия, у студентов формировались знания не толь-
Ч_/ и I и
ко основ и тонкостей своей будущей профессиональной деятельности, но и закладывалась мотивация к производительному труду для обеспечения будущего экономического благосостояния, к постоянному обучению и повышению квалификации, к бережному отношению к основным компонентам экосистемы, что очень важно при подготовке специалистов для нефтегазовой отрасли экономики.
Второе педагогическое условие - использование практико-ориентирующего потенциала кейс-технологий в образовательном процессе. Использование кейс-технологий при изучении экономической теории имеет значительные преимущества, поскольку дает возможность студентам самостоятельно анализировать процессы, происходящие в экономике. Кроме того, данная технология обеспечивает вовлечение студентов в коллективную работу при обсуждении ситуации, учета мнений и оценок других участников, что необходимо для преодоления узкотехнократического мышления специалистов технического профиля, привития навыков социального взаимодействия через дискуссии, т.е. формирования коммуникативных навыков, необходимых для эффективной экономической социализации. В ходе формирующего эксперимента нам удалось раскрыть новые аспекты кейс-технологий в контексте инновационной подготовки инженеров. Новизна нашего подхода заключается в том, что существенно больших успехов в повышении качества экономической подготовки будущих инженеров можно достичь в том случае, если при применении кейс-технологий будет реализовываться принцип двуплановости, когда оцениваются действия не только профессорско-преподавательского состава, но и деятельность самих обучаю-
щихся. Внедрение в образовательный процесс принципа двуплановости при проведении экспериментальной работы предполагал не только обсуждение на семинарских занятиях кейсов, разработанных преподавателем, но и привлечение самих студентов к разработке авторских кейсов, с последующий их презен-
V-/ V-/ Т/"
тацией и защитой перед студенческой аудиторией. Кроме того, мы рассматривали в качестве показателя деятельностного критерия экономической социали-зированности студента степень его активности в работе над авторским кейсом, проявления экономически значимых качеств личности в процессе работы и выделили три уровня: репродуктивный, конструктивный, креативный.
Новому обществу необходим гибкий, инициативный, самостоятельный, умеющий быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности специалист. Профессия теперь является не центром, вокруг которого разворачивается жизнь человека, а лишь одной из возможных форм социальной адаптации и творческой самореализации личности[3]. Поэтому в качестве третьего педагогического условия мы определили - направленность образовательного процесса на развитие мобильности как условия социальной, профессиональной и личностной самореализации будущего специалиста. Экспериментальная работа по организации данного педагогического условия при изучении элективного курса «Основы рыночной экономики» была построена по принципу «приглашающего обучения». На общефилиальском уровне студенты встречались с руководителями предприятий, компаний нефтегазовой отрасли экономики. Нами же практиковались неформальные встречи студентов с представителями тех структур, которые не имеют непосредственного отношения к будущей профессиональной деятельности, но имеют важное значение для экономической социализации студенческой молодежи. Еще на этапе констатирующего эксперимента, мы выявили, какими компетенциями экономического характера они стремятся обладать, став выпускниками технического вуза. Значительное число студентов как контрольных, так и экспериментальных групп остановили свой выбор на: 1) обладание основами финансовой грамотности (разбираться в ценных бумагах, инвестициях, доходности вкладов, кредитах,
налогах, пенсионной системе и пр.); и 2) знать основы предпринимательской деятельности. Знакомство с основами организации предпринимательской деятельности студенты получили при встрече со специалистами Октябрьского бизнес-инкубатора, которые провели обучающий семинар на тему «Начинающий предприниматель». Студентам представили информацию о том, как зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, встать на учет в налоговой инспекции и выбрать для себя выгодную систему налогообложения. Более того, при изучении «Основ рыночной экономики» студентам предлагались такие темы для организации проектной деятельности как решение проблем занятости в своем городе, создание собственного предприятия по программе «старт-ап» и др. Вполне возможно, что некоторые из студенческой аудитории в будущем займутся собственным бизнесом, причем в своей сфере профессиональной деятельности в направлении инжинирингового предпринимательства. Концепция «приглашающего обучения» была реализована в ходе формирующего эксперимента путем организации занятий с участием структур, непосредственно работающих на финансовых рынках. В частности, в качестве приглашенных были представители инвестиционной компании «Финам», которые продемонстрировали на практике навыки работы на фондовой бирже; работники банковского сектора, ознакомившие с принципами работы данной сферы экономики, с которым студенты столкнутся в будущем или уже сталкиваются сейчас. Встреча с представителями Пенсионного фонда помогла студентам понять сущность предлагаемой государством накопительной пенсионной системы. На наш взгляд, такие встречи повысили не только уровень финансовой грамотности, но и научили ответственности за принимаемые решения, рациональному подходу к своим сбережениям, что позитивно отразилось на процессе экономической социализации студенческой молодежи.
ГТЧ V> / | Ч V> w
Третий (рефлексивный) этап включал аналитический, коррекционный, реконструирующий аспекты педагогической деятельности (осмысление изменений в действиях участников проекта, подведение итогов, внесение корректив и
др.). Результаты диагностики уровня экономической социализированности студентов продемонстрировали, что проведенная нами экспериментальная работа по повышению эффективности процесса экономической социализации студентов технического вуза оказала положительное влияние на процесс формирования личности будущего инженера, способного функционировать в качестве субъекта экономической деятельности и экономических отношений в обществе. Сравнение результатов внедрения педагогических условий в контрольных и экспериментальных групп показало большую значимость изменения показателей экономической социализированности в экспериментальных группах. 1ак, к концу экспериментальной работы на 30% увеличилось число студентов, имеющих высокий уровень экономической социализированности, и на 26,6% сократилось число студентов этой же группы, имеющих низкий уровень экономической социализированности. В контрольной группе эти показатели ниже - 6,7% увеличение и 6,7%, соответственно, снижение.
В результате экспериментальной работы нам удалось решить следующие задачи:
- повысить качество экономического образования студентов технических вузов как важнейшего фактора экономической социализации молодежи в новых социально-экономических условиях;
- ознакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к личностным качествам в условиях развитой рыночной экономики;
- обеспечить практикоориентированную, деятельностную направленность образовательного процесса для подготовки специалиста, конкурентоспособного на рынке труда;
- разнообразить формы экономического воспитания студенчества с целью их адаптации к динамично развивающейся экономической среде, обеспечения социальной и профессиональной мобильности;
- экспериментально доказать эффективность предлагаемых педагогических условий по экономической социализации студентов в образовательном процессе вуза.
Таким образом, в результате целенаправленной организации процесса экономической социализации студентов технического вуза, получила подтверждение выдвинутая нами гипотеза о том, что специально организованное педагогическое проектирование системы экономической социализации студенческой молодежи в образовательном процессе технического вуза способствует оптимальному включению будущих инженеров в систему социальноэкономических отношений, их успешной адаптации и интеграции в динамичную рыночную среду.
Библиографический список
1. Амиров, А.Ф. Профессиональная социализация будущих врачей в медицинском университете: монография [Текст] / А.Ф. Амиров, Л.В. Мурзагалина -Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2010. -268с.
2. Вяткин А.П. Психология экономической социализации личности: субъектно-ролевый подход: монография [Текст] / А.П.Вяткин - Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Ун-та, 2010. - 383с.
3. Газалиев, А.М. Значение профессиональной мобильности в процессе становления специалиста технической направленности /А.М. Газалиев, В.В. Егоров, Е.Г. Огольцова, Э.Г. Скибицкий // Высшее образование сегодня. - 2011. -№10. -С.6-9.
4. Журавлев, А.Л. Экономическая социализация формирующейся личности: теоретическая модель и экспериментальное исследование (на примере ценностных ориентаций личности) / А.Л. Журавлев, Т.В. Дробышева // Психологический журнал. - 2011. - Т.32. - №2. - С.59-81.
Bibliography
1. Amirov, A.F. Professional Socialization of Future Physicians in the Medical University: Monograph [Text] / A.F. Amirov, L.V. Murzagalina - Ufa, 2010. - 268 p.
3. Gazaliev, A.M. The Importance of Professional Mobility in the Process of Becoming a Technical Specialist / A.M. Gazaliev, V.V. Egorov, E.G. Ogoltsova, E.G. Skibitsky // Higher Education Today - 2011. - №10. - P.6-9.
3. Vyatkin, A.P. Psyhology of Economic Socialization: The Subject-Role Approach: Monograph [Text] / A.P. Vyatkin. - Irkutsk: Irkutsk State Univ. Press, 2010. -383 p.
4. Zhuravlev, A.V. Economic Socialization of Developing Personality: Theoretical Model and Experimental Research (By the Example of Value Orientations of an Individual) / A.V. Zhuravlev, T.V. Drobysheva // Journal of Psyhology - 2011. - V.32.
- №2. - P.59-81.