дения, выработку умений и навыков противостоять разрушающему воздействию и формированию саморазрушающего поведения. Анализ современной педагогической теории и практики позволил раскрыть сущность превентивной антинаркотической деятельности, основой которой выступает концепция, направленная на убеждение молодежи отказаться от самой идеи употребления наркотиков, на создание системы мер и условий, нейтрализующих факторы риска, подталкивающие к принятию наркотических веществ. Реализация этой концепции базируется на мониторинге наркотической ситуации в ходе специально проводимых исследований.
Работа осуществляется в двух направлениях - со средой и с самой личностью и реализуется посредством интерактивных мероприятий. При организации превентивной деятельности возможно использование различных форм взаимодействия организаторов и студенческой молодежи, причем молодежь должна выступать в роли ее активного участника. Более высокий уровень организации превентивной деятельности ориентирует студентов на широкое взаимодействие не только с руководителями, но и друг с другом, на постепенный переход к доминированию инициативы и самостоятельности студентов в процессе превентивной деятельности. Такие отношения представляются как субъект-субъектные.
Большое значение имеет использование ресурса студенческих общественных объединений образовательных учреждений для организации совместной превентивной антинаркотичес-кой деятельности. Воспитательная значимость студенческого объединения заключается в том, что участие в нем способствует осознанию молодыми людьми, с одной стороны, себя, своих возможностей, своей тождественности или различия с другими людьми; с другой стороны, - формированию ценностного отно-
Библиографический список
шения к социально ориентированной деятельности, социальному творчеству.
Для лучшего понимания сути совместной превентивной ан-тинаркотической деятельности социально-педагогической службы и студенческого общественного объединения, основных ее функций и направлений была создана ее структурная модель, характеризующая последовательность и состав стадий и этапов моделируемого процесса, совокупность процедур и привлекаемых технических средств, взаимодействие его участников.
Опытно-экспериментальная работа по реализации совместной деятельности социально-педагогической службы и студенческих общественных объединений по предупреждению наркотизации студенческой среды была осуществлена на базе двух технических образовательных учреждений. Логика эксперимента заключалась в выявлении подверженных наркотизации студентов и дальнейшем осуществлении превентивной антинарко-тической деятельности совместно с социально-педагогической службой и студенческими общественными объединениями.
Использование мотивационного, содержательного, деятельностного критериев и соответствующих им показателей позволило оценить уровень антинаркотического поведения студентов. В ходе реализации разработанной модели превентивной анти-наркотической деятельности студенческого общественного объединения в реальном воспитательном процессе было достигнуто снижение подверженности студентов базовых образовательных учреждений наркотизации посредством увеличения числа молодых людей с достаточным уровнем антинаркотического поведения. Анализ полученных результатов показал, что организация превентивной деятельности совместно со студенческими общественными объединениями выступает основным фактором повышения эффективности воспитательной антинарко-тической работы.
1. Попов, В.А. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков. - М., 2013. Bibliography
1. Popov, V.A. Socialjno-pedagogicheskaya profilaktika zavisimosti ot psikhoaktivnihkh vethestv deteyj i podrostkov. - M., 2013.
Статья поступила в редакцию 24.04.14
УДК 37.011.33
Gubanova M.I., Biryukova A.S. THE REALIZATION OF ETHNOPEDAGOGICAL ORIENTATION OF EDUCATIONAL PROCESS TO SOCIALIZATION OF PUPILS. In the work the direction of the organization of ethnopedagogical activity in educational institution, namely the realization of ethnopedagogical orientation of educational process to socialization of pupils, is presented. The national and regional component of the content of education, its realization through fixed and extracurricular activities are analyzed. The socializing potential of disciplines is revealed. The practical tips on the organization of ethnopedagogical activity are displayed.
Key words: socialization of pupils, educational process, ethnopedagogical orientation.
М.И. Губанова, д-р пед. наук, проф. межвузовской каф. общей и вузовской педагогики КемГУ, г. Кемерово, E-mail: m.gubanova32@mail.ru; А.С. Бирюкова, ассистент каф. социальной работы и менеджмента социальной сферы КемГУ, г. Белово, E-mail: birukova.anastasiya@gmail.com
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
В работе представлено направление организации этнопедагогической деятельности в образовательном учреждении, а именно, реализация этнопедагогической направленности образовательного процесса по социализации учащихся. Проанализирован национально-региональный компонент содержания образования, его реализация через урочную и внеурочную деятельность, выявлен социализирующий потенциал учебных дисциплин, отображены практические наработки организации этнопедагогической деятельности.
Ключевые слова: социализация учащихся, образовательный процесс, этнопедагогическая направленность.
Одним из направлений организации этнопедагогической деятельности по социализации учащихся, является, с нашей точки зрения, реализация этнопедагогической направленности образовательного процесса. Под этнопедагогической направленностью образовательного процесса понимается целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных воспитательных и учебно-познаватель-
ных процессов с учетом гуманистических основ народной педагогики, посредством приобщения учащегося к системе этнических и общечеловеческих ценностей для развития у него понимания и принятия этнокультурного многообразия.
Этнопедагогическая направленность образовательного процесса осуществляется с помощью реализации национально-ре-
гионального компонента образования. Национально-региональный компонент в содержании образования призван:
- способствовать формированию личности учащегося как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;
- предоставлять большие возможности успешной социализации учащегося, гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Кемеровской области каждым учащимся;
- содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры;
- расширять, углублять и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом [1].
Считаем, что положительное влияние этнопедагогической направленности образовательного процесса на процесс социализации учащегося возможно, если соблюдены следующие условия:
- национально-региональный компонент содержания образования соответствует федеральным государственным образовательным стандартам;
- выявлен социализирующий потенциал преподаваемых дисциплин в учебно-воспитательном процессе школы;
- в воспитательно-образовательном процессе школы активно использованы средства, формы и методы социализации учащегося с учетом традиционной национальной культуры;
- реализация учебных программ компонента обогащается, дополняется новыми формами и методами работы систематически и комплексно, с учетом нововведений, соответствуя условиям развития школы, а также возрастным этапам развития детей, учитывая их познавательные и творческие возможности.
Рассмотрим реализацию национально-регионального компонента содержания образования на примере обследованной в ходе экспериментальной работы школы более детально. Исследование этнопедагогической направленности образовательного процесса проведено на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения (МБОУ) «Бековская основная общеобразовательная школа». Специфика деятельности данной школы обусловлена планомерным использованием национально-регионального компонента в содержании образования и смешанным составом учащихся.
Реализация национально-регионального компонента осуществляется двумя взаимосвязанными, взаимодополняющими направлениями, т.е. системно и целенаправленно:
1. Включение тематического национально-регионального содержания, отражающегося в предметах федерального компонента (русский язык, литература, история, обществознание, биология, география, природоведение, технология, физкультура, ОБЖ, музыка, ИЗО).
2. Изменение вариативной части регионального базисного учебного плана за счет:
- изучения регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов: во 2 классе - «Обучение родному языку», в 3 - 4 классах «Час общения на родном языке», в 5 -7 классах - «Телеутский язык»;
- организации внеурочной деятельности (ФГОС): кружок «Кукольный театр»; «Ме^илим» («Мой язык»); творческие объединения «Ус кижи», «дди^эзи»; экскурсия «Мы и музей».
В своем исследовании мы проанализировали и выявили социализирующий потенциал преподаваемых дисциплин в учебно-воспитательном процессе школы, а также, средства, формы и методы, влияющие на процесс социализации учащегося.
Наибольший социализирующий потенциал имеют следующие гуманитарные дисциплины: русский язык, литература, история, география, технология, ИЗО, окружающий мир, музыка, обществознание. Определение социализирующего потенциала дисциплин осуществлялось нами по следующей схеме:
1. Анализ дисциплины (количество часов, название тем, формы, методы, средства, используемые на уроке, проблемы, возникающие в учебно-воспитательном процессе).
2. Введение дополнительных тем, отражающих национально-региональный компонент, использование новых форм, методов, средств работы на уроке.
3. Изучение уровня социализированности учащихся, изучение мнения педагогов и экспертов.
Представим алгоритм изучения социализирующего потенциала дисциплины «Изобразительное искусство»:
1. «Изобразительное искусство» представлено в количестве 34 часов (2-9 класс). Национально-региональный компонент составляет 17 часов в 5-8 классах.
Перечислим некоторые темы, осуществляемые через внедрение национально регионального компонента в дисциплину «Изобразительное искусство»:
- Древние образы в народном искусстве;
- Декор русской / телеутской избы;
- Народный праздничный костюм;
- Народные праздничные обряды;
- Образы и мотивы в орнаментах русской / телеутской народной вышивки;
- Город (село) сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- Внутренний мир русской / телеутской избы и др.
2. Как отмечает учитель данной дисциплины, на своих занятиях он уделяет большее внимание практической, коллективной, проверочной работе, в формах викторин, докладов, сообщений. Постоянно используются различные техники изобразительного искусства. Учитель делает акцент на том, что метод коллективной работы помогает развивать умение работать в группе, взаимодействовать в коллективе. Выступления с докладами, сообщениями по теме урока развивают умения держаться на публике, умения взаимодействовать с классом, слушать и слышать друг друга, говорить, высказывать, доносить свою точку зрения. Кроме того при подготовке докладов и сообщений обучающиеся развивают умение поиска информации, ее анализа и синтеза.
В дисциплину «Изобразительное искусство» были введены дополнительные темы по совершенствованию содержания конкретной дисциплины базисного учебного плана, такие, например, как - темы: «Мои предки, мой народ», «Современный коренной житель», «Дружба народов», «Моя малая Родина», «Россия. Кузбасс. Беково», «Шахтерский уголек и для рисования пригож», пленэр «Бековский репортаж».
Все темы направлены на повышение уровня социализиро-ванности учащегося в рамках конкретной дисциплины, кроме этого, направлены на формирование универсальных учебных действий, таких как:
- личностные: основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе, во внутреннем плане;
- познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.).
- коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов.
Данные темы органично вписываются в состав учебной дисциплины, не нарушая ее логики, последовательности, изучение тем соответствует формированию универсальных учебных действий. Содержание тем, раскрывающих трудовые традиции народа, национальные ремесла, промыслы, виды объектов декоративно-прикладного искусства, способствует приобщению обучающихся к культурно-историческому наследию своей нации, воспитанию на основе социокультурных норм и нравственных отношений народа, эстетическому развитию.
По данному алгоритму были проанализированы все дисциплины и обогащены некоторые из них. В проведении формирующего этапа эксперимента были задействованы все педагоги школы с. Беково, все учащиеся и их родители, а также для привлечения местного краеведческого материала были использованы широкие возможности этнографического музея «Чолкой», который непосредственно работает с учащимися на своей базе.
Таблица 1
Реализация национально-регионального компонента в процессе внеурочной деятельности
Наименование программы Кол-во часов/ нед. Название тем
1. Ритмика 1,2 кл- 1 ч. «Танцы народов РФ, их особенности и костюмы».
2. Малая академия наук 1 кл. - 2 ч. 2 кл. - 2 ч. 3 кл. - 1 ч. «Математические сказки и старинные истории»; «Литературные витражи »; «Экспедиция в тайный мир слов»; «Спрятанные имена»; «История появления слов».
3. Кукольный театр 3 кл. - 1 ч. «Постановка телеутской сказки»; «Репетиция с куклой. Изготовление телеутской юрты»; «Репетиции с куклой. Работа над постановкой голоса».
4. «Меентилим» («Мой язык») 2,3 кл. - 2 ч. «Знакомство с языком»; «Семья. Рассказ о членах семьи. Краткая характеристика всех членов семьи»; «Мои увлечения»; «Мой досуг»; «Человек и окружающий мир»; «Здоровье».
Как показало исследование этнопедагогической направленности образовательного процесса, чаще всего в реализации национально-регионального компонента присутствует лишь деятельность, ставящая перед собой цель: сохранение языка, традиций телеутского народа. Мы убеждены, что не менее важным и значимым аспектом реализации компонента должна быть направленность на организацию гуманных взаимоотношений личности и коллектива на основе принципа единства индивидуального и коллективного, не только сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов, проживающих в Кемеровской области, но и развитие культуры межэтнических отношений.
Как отмечают сами преподаватели, на своих уроках они в основном проводят: практические, контрольные, лабораторные, исследовательские работы, экскурсии, разнообразные виды уроков (чаще комбинированные и нестандартные: урок-практикум, урок-семинар, урок-игра), тесты, экскурсии, конференции. Используют индивидуальные и групповые формы работы. В своей практической части мы обогатили дисциплины, имеющие социализирующий потенциал, формами работы, не используемыми ранее, которые направлены именно на организацию гуманных взаимоотношений личности и коллектива, направленные на формирование проектно-ориентированного мышления и реализацию социально значимой деятельности учащихся.
В рамках этнопедагогически направленного образовательного процесса происходит усвоение телеутского языка, технологий декоративно-прикладного искусства, однако в дальнейшем эти знания, умения и навыки не находят своего применения. В связи с этим, был проведен конкурс проектов (язык участия - телеутский), призванный одновременно развивать проектно-ориентированное мышление и разговорный навык учащихся. В ходе исследования учебной деятельности школы выявлена слабая развитость информационной культуры, т.е. ориентация учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование, преобладает ориентация на получение готового знания, источником которого является школа, учитель. В связи с этим, конкурсы проектов позволят развить эту ориентацию, повышая тем самым уровень социализированности по показателям (социальная активность, социальная автономность). Научно-исследовательская, концертно-выставочная деятельность, социальное проектирование -позволяет учащимся реально принять участие в решении насущных социальных проблем, познакомится с функционированием различных общественных институтов, проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности, волонтерской работы с применением разговорного навыка.
Конкурс проектов был представлен работой следующих секций:
• Сохранение истории родного края;
• История семьи;
• Личность в истории;
• Население Кузбасса.
Проанализировав реализацию национально-регионально-
го компонента содержания образования через урочную деятельность, мы пришли к следующим выводам:
- преобладает тенденция этнопедагогической направленности образовательного процесса, направленная на сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, сохранение культуры, традиций и языка, но не на развитие культуры межэтнических отношений. Именно развитие культуры межэтнических отношений выделено нами как компонент этнопедагогической направленности образовательного процесса, влияющий на уровень социализированности учащихся;
- основу этнопедагогической направленности образовательного процесса составляетсодержание гуманитарных дисциплин. Для определения социализирующего потенциала той или иной дисциплины, необходимо соблюсти алгоритм исследования каждой дисциплины;
- раскрытие социализирующего потенциала дисциплины происходит с помощью внедрения дополнительных тем, направленных на совершенствование базисного учебного плана конкретной дисциплины, освоения новых форм, методов, приемов, а также, невозможно без планомерного участия педагогов, учащихся и их родителей.
Реализация национально-регионального компонента в процессе внеурочной деятельности на базе МБОУ «Бековская основная общеобразовательная школа» представлена следующим образом (таблица 1).
В целях методического обеспечения реализации национально-регионального компонента учебно-воспитательного процесса следует обращать особое внимание на совершенствование организационных форм внеучебной деятельности, обеспечивающей эффективность формирования у учащихся опыта достижения успеха, на организацию гуманных взаимоотношений личности и коллектива на основе принципа единства, индивидуального и коллективного.
Нами предложены и внедрены новые виды внеурочной деятельности, не осуществляемые ранее на базе общеобразовательной школы, по направлениям:
- научно-познавательное, а именно: туристско-краеведческая деятельность «Проект социокультурных связей телеутского этноса»;
- духовно-нравственное: цикл мероприятий совместно со студентами социально-психологического факультета КемГУ, определивший не только понимание учащимися вопросов межнационального взаимодействия, толерантности и др., но и позволил замотивировать учащихся к плодотворному участию в образовательном процессе и пробудило желание поступления в ВУЗы.
Полагаем, что организация этнопедагогической деятельности социума, образовательного учреждения и семьи по социализации учащихся требует качественной функциональной дифференциации методического обеспечения. Особенностями этого методического обеспечения стали:
- функциональная структурированность на разных этапах организации этнопедагогической деятельности, педагогически целесообразное и функционально определенное использование совокупности его элементов;
- систематическое взаимодействие педагогов по созданию и использованию методического обеспечения организации эт-нопедагогической деятельности социума, образовательного учреждения и семьи по социализации учащихся.
Несмотря на обширный ряд форм работы с учителями, ряд ученых выделяют проблему недостаточной развитости научнометодического обеспечения реализации национально-регионального компонента и говорят о недостаточной подготовленности
Библиографический список
учителей к организации этнопедагогической направленности образовательного процесса. Так, до сих пор отсутствует четкий понятийный аппарат, не разработаны основные подходы к решению вопросов обучения и воспитания с учетом региональных условий. Не выявлены эффективные социально-педагогические и педагогические условия реализации регионального компонента содержания образования как необходимого фактора развития личности учащегося.
1. Ворохова, З. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Нар. образование. - 2000. - № 6.
Bibliography
1. Vorokhova, Z. Nacionaljno-regionaljnihyj komponent: razrabotka i realizaciya // Nar. obrazovanie. - 2000. - № 6.
Статья поступила в редакцию 30.04.14
УДК 373.1
Gubnitsky O.V. MODEL OF FORMING OF ENVIRONMENTALLY HEALTHFUL ORIENTATIONS OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL WITHING THE PROJECT-BASED ACTIVITY. The article presents a model of ecologically healthful orientations by means of the project activity in the field of basic education and characteristics of this model are highlighted. The successful operation of the model of the project activity is realized through in the following conditions: the proper pedagogical conditions, the social order of the society, trends in environmental education, the leading ideas of the aggregate system activity and axiological approaches.
Key words: formation, model, environmental values, project activity, students of secondary school.
О.В. Губницкая, аспирант ЧГПУ, учитель высшей категории МАОУ гимназии № 23,
г. Челябинск, E-mail: gubnickay@bk.ru
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлена модель формирования экологических ценностных ориентаций средствами проектной деятельности в сфере основного образования, выделены характеристики модели. Для успешного функционирования модели средствами проектной деятельности мы учитывали: педагогические условия, социальный заказ общества, тенденции изменения содержания экологического образования, ведущие идеи совокупности системно-деятельностного и аксиологического подходов.
Ключевые слова: формирование, модель, экологические ценностные ориентации, проектная деятельность, обучающиеся основной школы.
Всемирные проблемы современности - противоречия человека и природы - несут реальную угрозу человеческой цивилизации, поднимают потребность в экологическом образовании, призванном на практике осуществлять идеи общества, осведомленного в экологическом плане. Вопросы экологической культуры, экологического воспитания сегодня наиболее проблемные. Наша позиция основывается на решениях многих конгрессов и конференций разных уровней «доказано, что вслед за переоценкой ценностей в обществе, происходящей в обществе постоянно, а иногда предвосхищая ее, происходят изменения в ценностных ориентациях школьников. Система ценностных ориентации школьников всегда адекватна системе ценностей общества» [1, с. 5]. «Невнимание к ценностям и целям образования, пассивное восприятие тех жизненных приоритетов, которые стихийно складываются в обществе, - едва ли не главный порок современного образования» [2, с. 126-134]. Из этого следует, что главным достоинством прогрессивной образовательной педагогической идеи сегодня это - направленность на экологические ценностные ориентации, которые представлены в авторской модели формирования экологических ценностных ориентаций обучающихся основной школы средствами проектной деятельности.
На XVI Международной конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» в Москве, 2010 С.И. Барановский, академик РАЕН и РЭА, отметил «что, власть, в лице Президента России, напрямую заговорила о необходимости «бороться с экологической безграмотностью и безразличием» [3, с. 3], воспитании экологической культуры. Внимание мировой общественности к проблеме экологического образования повысилось, но предмету «Экология» не уделяется доста-
точное внимание, он больше реализуется во внеурочной работе или в содержании элективных курсов, которые ученик посещает по выбору. И перед учителем встает задача - научить всех учащихся правильно взаимодействовать с окружающей средой. Экологические ценностные ориентации - это умение личности предвидеть результаты будущих действий, полное осознание личного сопричастия, стремление активно участвовать в сохранении окружающего мира.
Исследование проблемы в теории и практике экологического образования позволило сделать вывод о том, что экологические ценностные ориентации требуют целенаправленных действий по ее развитию. Под формированием экологических ценностных ориентаций обучающихся основной школы средствами проектной деятельности мы осознаем планирование образовательного процесса, которое предполагает взаимодействие учителя и обучающегося, направленное на приобретение учебные универсальные действия, наличие экологических ценностей, обеспечивающие многогранное развитие личности и ее деятельности, позволяющих им эффективно применять в проектной деятельности.
Необходимость разработки модели формирования экологических ценностных ориентаций обучающихся основной школы средствами проектной деятельности в процессе современного образования определяется теми позитивными тенденциями, которые наметились в российской образовательной системе. Педагогами отмечается тот факт, что современная школа вступила в сложный период реформирования образования, который ведет к необходимости изменения форм и методов взаимодействия с учащимися, поиску новых способов и технологий работы, направленными на личностное развитие. Выбор сис-