ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 371:39
М.И. Губанова
д-р пед. наук, профессор, межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет» А.С. Бирюкова
ассистент, кафедра социальной работы и менеджмента социальной сферы, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация. В статье представлено определение «организация этнопедагогической деятельности по социализации учащихся», описана актуальность данной проблематики, проанализировано исследование. Проведенная исследовательская работа позволила определить возможности и перспективы организации этнопедагогической деятельности в школе по социализации учащихся.
Ключевые слова: социализация, этнопедагогическая деятельность, организация, учащиеся.
M.I. Gubanova, Kemerovo State University
A.S. Birukova, Kemerovo State University
THE ORGANIZATION OF ETHNOPEDAGOGICAL ACTIVITY AT SCHOOL ON SOCIALIZATION OF THE
STUDENTS
Abstract. Definition is «the organization of ethnopedagogical activity for socialization of pupils» presented in article, topicality of this perspective is described, research is analysed. The carried out research work allowed to determine opportunities and prospects of the organization of ethnopedagogical activity at school by socialization of the students.
Keywords: socialization, ethnopedagogical activity, organization, students.
Актуальность темы исследования обусловлена постоянным поиском путей и средств совершенствования организации учебно-воспитательного процесса современной школы в соответствии с изменяющимися экономическими, духовно-культурными и национальными потребностями. Современное российское общество в силу своей полиэтничности, поликультурности и многоязычия выдвигает общеобразовательным учреждениям ряд теоретических и практических задач, связанных с социализацией учащегося в новых условиях интенсивного взаимодействия разных народов. Социализация молодежи в условиях, с одной стороны, унификации культурных ценностей, с другой, - повышения этнического самосознания россиян, занимает важное место среди педагогических проблем как одна из наиболее острых, во многом определяющая перспективы развития общеобразовательных учреждений, специфику многонационального российского общества. Ее решение невозможно без организации этнопедагогической деятельности.
Оценивая степень научной разработанности проблемы, следует отметить, что научно-теоретическое обоснование этнопедагогической деятельности сложилось из педагогических воззрений в изучении разных этносов, начатых еще А. Дистервегом, Я.А. Коменским, И.Г. Пес-талоцци, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским и др. Этнопедагогические аспекты социализации, проблема этнической идентификации нашли отражение в философских, социологических, психолого-педагогических исследованиях Г.Н. Волкова, Ю.В. Ивановой, И.С. Кона, И.Л. Поздеева, А.А. Степаняна, Т.Г. Стефаненко, В.К. Трофимова, Ю.В. Филиппова, В.Ю. Хотинец и др.
Теория и практика семейной этнопедагогики народов России изучены Б.Ш. Алиевой, Р.А. Алихоновой, А.А. Григорьевой, И.С. Портнягиным, Э.И. Сокольниковой и др. Этнопедагогическая
подготовка учителей, преподавателей различных типов учебных заведений представлена в работах Т.В. Анисенковой, Л.С. Берсеневой, Т.В. Давыдовой, А.Н. Яковлевой и др.; этнопедагогическая культура народов России - М.Ю. Айбазовой, С.П. Беловоловой, В.А. Николаевым и др. Разнообразные аспекты построения образования на этнокультурной основе разных народов рассмотрены Д.М. Вердиевым, М.Е. Ержановым и др. Вместе с тем, достаточно широкий спектр актуальных проблем, связанных с процессом социализации в поликультурной образовательной среде, недостаточно изучен. И, несмотря на то, что социализация как междисциплинарное понятие широко употребляется как в теории, так и на практике (педагогика, социология, психология, этнография, философия), научные знания в этом аспекте используются фрагментарно.
Введение термина «этнопедагогическая деятельность» в наибольшей степени отражает смысл воспитательных процессов, направленных на понимание и принятие детьми ценностных идеалов, в познании специфики этнокультурного, полиэтнического окружения [1]. Организация эт-нопедагогической деятельности по социализации учащихся рассматривается нами как целенаправленная, мотивированная совокупность действий по созданию условий для обучения, воспитания, развития и конструктивного взаимодействия учащихся, ориентированная на всестороннее развитие личности и подготовку к жизни в современных условиях полиэтнического окружения.
Сейчас на территории России, согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации [2], проживает 40 малочисленных народов, 18 из них - общей численностью 55736 человек - проживает в регионах Сибирского федерального округа. Особое место среди всех национальных (этнических) меньшинств занимают народы, ведущие традиционный образ жизни (по международной терминологии - коренные народы, племенные группы или племена). К этой категории в России относятся так называемые малые народы Севера.
Эта категория национальных меньшинств крайне разнородна, и именно к ней относится телеутская народность. Отсутствие территориальной автономии, а значит и минимума национально-культурных институтов, ставит этот народ в неблагоприятные условия. Народы этой группы имеют компактное расселение. Они сумели сохранить свою самобытность, хотя и подверглись значительной ассимиляции, и молодежь почти утратила способность говорить на родном языке. Стерто этническое самосознание, идет отток населения с этнических территорий, национальная культура практически исчерпывается лишь некоторыми бытовыми особенностями. Вместе с тем, стоит отметить, что, несмотря на прогнозы специалистов о полной ассимиляции, численность этого народа остается стабильной.
Нами было проведено исследование, ареал которого охватил этническую территорию проживания телеутов Кемеровской области: Беловский муниципальный район, Новобачатское и Бековское сельские поселения. Констатирующий этап исследования был проведен на базе муниципальных бюджетных образовательных учреждений (МБОУ) «Бековская основная общеобразовательная школа» и «Новобачатская средняя общеобразовательная школа». Спецификой данных учреждений является смешанный состав учащихся и использование национально-регионального компонента в содержании образования. Наш выбор определялся тем, что на территории Бековского и Новобачатско-го сельского поселения находятся наиболее крупные места компактного проживания телеутов.
Проведенное нами исследование организации этнопедагогической деятельности на базе общеобразовательных школ Беловского района позволили сделать следующие выводы.
1) Предприняты попытки организации этнопедагогической деятельности на данной территории, однако они имеют недостаточно организованный характер.
2) Организация этнопедагогической деятельности в обследованных школах складывается из решения основных проблем территории. Это: сокращение языкового, культурного пространства, не учитываются проблемы межэтнического взаимодействия и социализации личности учащегося. Работа по использованию национально-регионального компонента в образовательных учреждениях и организация этнопедагогической деятельности на территории района
требует научно-методического сопровождения, обновления подхода к решению вопроса.
3) Существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью сохранения языка и культуры телеутского народа и недостаточностью количества часов в учебном плане. Преобладает доминирование внеурочной деятельности, и организация этнопедагогической деятельности осуществляется в большей степени ею.
4) Исследование уровня социализированности учащихся русского и телеутского этноса выявило низкий и средний уровень социализированности личности представителей телеутского этноса, тогда как уровень социализированности русских учащихся оказался выше.
В связи с этими выводами нами были осмыслены возможности и перспективы организации этнопедагогической деятельности обследованных учреждений. Возможности школ по организации этнопедагогической деятельности обследованной территории должны складываться из следующих параметров:
- развитости материально-технического оснащения школы (наличие учебных мастерских, музеев, спортивных залов, стадионов и спортивных площадок, библиотек; преобладание современной аудио-, видио- аппаратуры для проведения мероприятий; оснащение кабинетов современным цифровым оборудованием и т.д.);
- квалифицированности преподавательского состава (владение и использование разнообразных форм и методов учебной, внеучебной, урочной, внеурочной этнопедагогической деятельности в полиэтнической образовательной среде; наличие знаний о историко-культурном наследии народов, проживающих в регионе; этнопедагогическая компетентность, включающая знание специфики работы в многонациональных классах);
- регулирования качества взаимодействия с учреждениями культуры, здравоохранения и пр. (эффективное и продуктивное взаимодействие в процессе проведения совместных мероприятий);
- построения гуманистических отношений участников воспитательного процесса: педагог - ребенок - родитель (вовлечение всех субъектов в этнопедагогическую деятельность, формирование отношений равенства позиций общающихся сторон, признание своей самоценности и ценности другого человека; безусловное принятие личности друг друга, национальной принадлежности, религии, культуры, свобода личностного проявления, эмпатия и т.д.);
- развитости научно-методического обеспечения (существование банка данных по региональной тематике, учебно-методической литературы, библиотечного фонда с региональным содержанием; наличие современных учебных кабинетов с учебно-методическими комплексами и цифровыми образовательными ресурсами).
Перспективы организации этнопедагогической деятельности в школе видятся нам в разработке направлений организации этнопедагогической деятельности по социализации учащихся, включающие следующие моменты: создание и использование полиэтнической образовательной среды сельской школы, реализацию регионального компонента содержания образования по социализации учащихся разных ступеней, осуществление этнопедагогической направленности образовательного процесса, методическое обеспечение этнопедагогической деятельности социума, образовательного учреждения и семьи.
Перспективы организации этнопедагогической деятельности невозможны без учета современной социокультурной ситуации и социокультурных особенностей отдельных этносов.
Список литературы:
1. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И .Л. Новак, В.И. Щеглов. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
2. Постановление Правительства РФ «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 24.03.2000 № 255 (в ред. от 13.10.2008 № 760) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 14. - Ст. 1493; 2008. - № 42. - Ст. 4831.