(«Сороки», «Пасха»), башкирскими («Каргатуй»), марийскими («Агавайрем»); с летними народными праздниками: русскими («Семик»), башкирскими («Сабантуй»), марийскими («Пеледыш пайрем») [3].
Программное содержание проекта включает в себя ознакомление дошкольников с поэтическими и музыкальными произведениями народов Башкортостана, с народными играми и состязаниями. Разработан календарно-тематический план по приобщению к истокам башкирской, русской, татарской, марийской, чувашской народной культуры. Составлена картотека: народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
В уголках для родителей постоянно помещался иллюстративно-практический и речевой материал по народному календарю, национальной кухне, народным праздникам. Наряду с традиционными формами организации детской деятельности, активно применялись календарные, фольклорные, обрядовые праздники, дни именин, составление родословного древа (ше-жере), семейные посиделки, сезонные ярмарки, выставки народных промыслов.
При разработке форм детской деятельности особое внимание уделялось подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений, обрядово-календарного фольклора народов Башкортостана. Создавались условия
Библиографический список
для детской творческой импровизации, сюрпризными моментами стимулировался познавательный интерес детей, что позволило усилить их впечатления и переживания, обогатить художественное и эстетическое восприятие. В целом, содержание проекта позволило обеспечить естественное приобщение детей к национальным традициям, утвердить в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Актуализация на современном этапе развития общества значимости культуры в развитии личности и общества определила необходимость формирования этнокультуры у дошкольников с целью раскрытия духовно-нравственного потенциала, становление его взглядов на мир.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исс ледования обес печена наличием многообразного фактического материала, в качестве источниковой базы которого служили как реальная воспитательная практика дошкольных образовательных организаций, так и научно-методическая литература.
Результаты проведенного исследования в рамках проекта «Родник», позволяют отметить эффективность разработанной теоретической модели и реализованных педагогических условий формирования этнокультуры старших дошкольников в процессе ознакомления с праздниками народов Башкортостана.
1. Концепция дошкольного образования Республики Башкортостан. - Уфа, 2001.
2. Бронников, С.А. Актуальные проблемы дошкольного образования в Республике Башкортостан: педагогический поиск: монография I С.А. Бронников, И.А. Сулима, М.С. Черникова. - Уфа, 2009.
3. Сулима, И.А. Формирование юного гражданина Башкортостана на этнокультурных традициях II Материалы II междунар. научно-прак-тич. конф. - Днепропетровск, 2014.
Bibliography
1. Koncepciya doshkoljnogo obrazovaniya Respubliki Bashkortostan. - Ufa, 2001.
2. Bronnikov, S.A. Aktualjnihe problemih doshkoljnogo obrazovaniya v Respublike Bashkortostan: pedagogicheskiyj poisk: monografiya I S.A. Bronnikov, I.A. Sulima, M.S. Chernikova. - Ufa, 2009.
3. Sulima, I.A. Formirovanie yunogo grazhdanina Bashkortostana na ehtnokuljturnihkh tradiciyakh II Materialih II mezhdunar. nauchno-praktich. konf. - Dnepropetrovsk, 2014.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК.37.013.42
Chernikova T.A. JOINT PREVENTIVE ANTI-DRUG WORK OF SOCIOPEDAGOGICAL SERVICE AND STUDENTS' SOCIETIES OF A UNIVERSITY. The author presents the results of the research, which considers preventive anti-drug work, organized in cooperation with students' associations in accordance with a uniquely developed structural model. Key words: joint activities, preventive anti-drug work, sociopedagogical service, student public association.
Т.А. Черникова, соискатель каф. социальной педагогики и социальной работы Омского гос. педагогического университета, г. Омск, E-mail: Chernikova_@mail.ru
СОВМЕСТНАЯ ПРЕВЕНТИВНАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ И СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВУЗА
Автор статьи представляет результаты исследования, в котором рассматривает превентивную антинаркоти-ческую деятельность, организуемую социально-педагогической службой совместно со студенческими общественными объединениями, в соответствии с разработанной структурной моделью.
Ключевые слова: совместная деятельность, превентивная антинаркотическая деятельность, социально-педагогическая служба, студенческое общественное объединение.
Актуальность проблемы повышения эффективности превентивной антинаркотической деятельности в образовательных учреждениях обусловлена сложившейся ситуацией наркотизации современного общества, в том числе и студенческой молодежи как незащищенного слоя социума. Наркотизация -это комплексное социальное явление ярко выраженного негативного характера, затрагивающее социальную, экономическую, политическую, правовую, медико-биологическую сферы жизни общества и наносящее значительный, часто непоправимый вред каждой из них [1].
Эффективная организация превентивной антинаркотичес-кой деятельности, которая выступает воспитательным ресурсом
образовательного учреждения, позволяет решить такие сложные вопросы, как формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни, формирование отрицательного отношения к наркотическим веществам и осознание масштабов их вреда для здоровья человека, формирование антинаркотичес-кого поведения, мотивирование на активную, социально значимую деятельность и многое другое.
Превентивная деятельность представляет собой ту часть профилактической деятельности, которая включает активные действия по выявлению причин, условий возникновения проблемы, а также «противоборствующие», опережающие мероприятия, направленные на формирование антинаркотического пове-
дения, выработку умений и навыков противостоять разрушающему воздействию и формированию саморазрушающего поведения. Анализ современной педагогической теории и практики позволил раскрыть сущность превентивной антинаркотической деятельности, основой которой выступает концепция, направленная на убеждение молодежи отказаться от самой идеи употребления наркотиков, на создание системы мер и условий, нейтрализующих факторы риска, подталкивающие к принятию наркотических веществ. Реализация этой концепции базируется на мониторинге наркотической ситуации в ходе специально проводимых исследований.
Работа осуществляется в двух направлениях - со средой и с самой личностью и реализуется посредством интерактивных мероприятий. При организации превентивной деятельности возможно использование различных форм взаимодействия организаторов и студенческой молодежи, причем молодежь должна выступать в роли ее активного участника. Более высокий уровень организации превентивной деятельности ориентирует студентов на широкое взаимодействие не только с руководителями, но и друг с другом, на постепенный переход к доминированию инициативы и самостоятельности студентов в процессе превентивной деятельности. Такие отношения представляются как субъект-субъектные.
Большое значение имеет использование ресурса студенческих общественных объединений образовательных учреждений для организации совместной превентивной антинаркотичес-кой деятельности. Воспитательная значимость студенческого объединения заключается в том, что участие в нем способствует осознанию молодыми людьми, с одной стороны, себя, своих возможностей, своей тождественности или различия с другими людьми; с другой стороны, - формированию ценностного отно-
Библиографический список
шения к социально ориентированной деятельности, социальному творчеству.
Для лучшего понимания сути совместной превентивной ан-тинаркотической деятельности социально-педагогической службы и студенческого общественного объединения, основных ее функций и направлений была создана ее структурная модель, характеризующая последовательность и состав стадий и этапов моделируемого процесса, совокупность процедур и привлекаемых технических средств, взаимодействие его участников.
Опытно-экспериментальная работа по реализации совместной деятельности социально-педагогической службы и студенческих общественных объединений по предупреждению наркотизации студенческой среды была осуществлена на базе двух технических образовательных учреждений. Логика эксперимента заключалась в выявлении подверженных наркотизации студентов и дальнейшем осуществлении превентивной антинарко-тической деятельности совместно с социально-педагогической службой и студенческими общественными объединениями.
Использование мотивационного, содержательного, деятельностного критериев и соответствующих им показателей позволило оценить уровень антинаркотического поведения студентов. В ходе реализации разработанной модели превентивной анти-наркотической деятельности студенческого общественного объединения в реальном воспитательном процессе было достигнуто снижение подверженности студентов базовых образовательных учреждений наркотизации посредством увеличения числа молодых людей с достаточным уровнем антинаркотического поведения. Анализ полученных результатов показал, что организация превентивной деятельности совместно со студенческими общественными объединениями выступает основным фактором повышения эффективности воспитательной антинарко-тической работы.
1. Попов, В.А. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков. - М., 2013. Bibliography
1. Popov, V.A. Socialjno-pedagogicheskaya profilaktika zavisimosti ot psikhoaktivnihkh vethestv deteyj i podrostkov. - M., 2013.
Статья поступила в редакцию 24.04.14
УДК 37.011.33
Gubanova M.I., Biryukova A.S. THE REALIZATION OF ETHNOPEDAGOGICAL ORIENTATION OF EDUCATIONAL PROCESS TO SOCIALIZATION OF PUPILS. In the work the direction of the organization of ethnopedagogical activity in educational institution, namely the realization of ethnopedagogical orientation of educational process to socialization of pupils, is presented. The national and regional component of the content of education, its realization through fixed and extracurricular activities are analyzed. The socializing potential of disciplines is revealed. The practical tips on the organization of ethnopedagogical activity are displayed.
Key words: socialization of pupils, educational process, ethnopedagogical orientation.
М.И. Губанова, д-р пед. наук, проф. межвузовской каф. общей и вузовской педагогики КемГУ, г. Кемерово, E-mail: m.gubanova32@mail.ru; А.С. Бирюкова, ассистент каф. социальной работы и менеджмента социальной сферы КемГУ, г. Белово, E-mail: birukova.anastasiya@gmail.com
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
В работе представлено направление организации этнопедагогической деятельности в образовательном учреждении, а именно, реализация этнопедагогической направленности образовательного процесса по социализации учащихся. Проанализирован национально-региональный компонент содержания образования, его реализация через урочную и внеурочную деятельность, выявлен социализирующий потенциал учебных дисциплин, отображены практические наработки организации этнопедагогической деятельности.
Ключевые слова: социализация учащихся, образовательный процесс, этнопедагогическая направленность.
Одним из направлений организации этнопедагогической деятельности по социализации учащихся, является, с нашей точки зрения, реализация этнопедагогической направленности образовательного процесса. Под этнопедагогической направленностью образовательного процесса понимается целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных воспитательных и учебно-познаватель-
ных процессов с учетом гуманистических основ народной педагогики, посредством приобщения учащегося к системе этнических и общечеловеческих ценностей для развития у него понимания и принятия этнокультурного многообразия.
Этнопедагогическая направленность образовательного процесса осуществляется с помощью реализации национально-ре-