Раздел 2 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Редакторы раздела:
ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
АЛЬБИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЕМЕРБЕКОВА - доктор педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)
УДК: 373
Stankevish P.V., Bogdanov A.A., Avdeeva N.V THEORETICAL BASES DRUG PREVENTION AMONG YOUTH.
The article provides theoretical analysis of the basic drug prevention among youth and to create conditions for the prevention of the university. The authors considered the possibility of the organization and implementation of effective drug abuse prevention among youth.
Key words: addiction, drug abuse prevention, youth.
П.В. Станкевич, д-р пед. наук, проф., РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург;
А.А. Богданов, аспирант РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;
Н.В. Авдеева, канд. пед. наук, РГПУ им. А.И. Герцена, Е-mail: avd-82@ yandex.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
В статье проведен теоретический анализ основ профилактики наркомании в молодежной среде и создания условий для профилактики в вузе. Авторами рассматриваются возможности организации и реализации эффективной профилактики наркомании в молодежной среде.
Ключевые слова: наркомания, профилактика наркомании, молодежная среда.
Сегодня распространение наркомании в молодежной среде рассматривается как фактор антиобщественного поведения, который способствует повышению преступности и снижению жизненного уровня населения. В связи с этим актуальной становиться проблема профилактики наркомании в молодежной среде.
Следует обратить внимание на то, что любая профилактическая работа, направленная на предотвращение случая первой пробы подростков наркотиков, требует применения индивидуального подхода к каждому молодому человеку, вовлеченному в процесс профилактики, а так же различных методов, форм и средств профилактики наркомании.
Исследования проблем наркозависимости начали активно проводиться в конце 70-х - начале 80-х годов XX столетия в США, затем в Европе, данная проблема в России стала актуальной с начала 90-х годов XX столетия и по настоящее время. Эти исследования позволяют обозначить ряд задач по организации предупреждения или первичной профилактики наркозависимости среди населения и, в частности, в молодежной среде. Так в исследованиях отечественного ученого Д.В. Колесова наркомания понимается как проявление отклоняющегося поведения, при котором происходит деформация, а затем и разрушение системы мотивации, разрыв прежних социальных связей и формируется поведение, чертами которого является готовность больного наркоманией к любым противоправным поступкам ради получения наркотического вещества [1].
Результаты современных исследований мнений молодых людей о наркотиках в области профилактики наркозависимости указывают, что в молодежной среде есть здоровый потенциал по противодействию распространения наркомании в обществе.
Учитывая педагогическую специфику нашего исследования, важным для нас является выявление факторов, способствующих наркотизации молодежи.
Большинство специалистов (Д.В. Колесов, Н.А. Сирота,
В.Н. Чернышова и др.), занимающихся лечением и профилак-
тикой наркозависимости, выделяют следующие группы факторов влияющих на формирование зависимого поведения молодежи таких как:
- социальные факторы (соответствующая времени политическая и экономическая обстановка в государстве; расширение масштабов незаконного оборота наркотических средств, их доступность для молодежи; увеличение популярности употребления наркотиков среди молодежи; недостаточно высокий уровень информированности общества о проблеме наркомании и последствиях наркомании; отсутствие должной пропаганды ведения здорового образа жизни и др.);
- психологические факторы (желание первой пробы доступных для молодого человека веществ и уход от проблем реального мира);
- биологические факторы (слабый тип нервной системы, различные психические заболевания, наследственность).
Типология перечисленных факторов взаимосвязана между собой, что увеличивает риск формирования наркозависимого поведения в молодежной среде. В связи с этим, для организации эффективной работы по снижению данного риска необходимо проведение первичной профилактики наркомании среди учащейся молодежи.
Понятие первичной профилактики наркомании является ключевым для организации антинаркотической работы в социально-педагогической среде воспитания и обучения молодежи. Под первичной профилактикой наркомании понимается, комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании у населения. Основной целью первичной профилактики выступает усиление факторов защиты, препятствующих началу употребления и уменьшение факторов риска формирования наркомании. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на детей, подростков и молодежь. Первичная профилактика способствует уменьшить число лиц, у которых может возникнуть
заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье [2, с. 9].
Как показывают исследования современных ученых педагогов и медиков (З.В. Коробкина, Л.П. Макарова, Г.А. Корчагина,
Н.Н. Плахов, В.П. Соломин и др.), профилактика наркомании в молодежной среде является трудоемкой работой по формированию у подрастающего поколения установки на здоровый образ жизни [3-7].
В связи, с чем первичная профилактика является приоритетным направлением работы по организации профилактики молодежи в системе высшего образования. Формирование, которой осуществляется при организации педагогического процесса в вузе путем реализации следующих подходов:
- информационный подход (основан на распространении информации о наркотиках, знания об употреблении психоактивных веществ и их последствиях являются эффективным толчком для формирования здорового поведения и отказа от наркотиков);
- педагогический подход (объясняет риск формирования девиантного поведения вредными привычками, педагогической запущенностью, воспитанием в социально неблагополучных семьях);
- представители досугового (альтернативного) подхода считают, что суть профилактики наркозависимости заключается в развитии альтернативной употреблению наркотиков деятельности.
В теории и методики профилактики наркомании в молодежной среде также обращалось внимание на необходимость и возможность формирования критического отношения к употреблению наркотических веществ. В настоящее время большинство специалистов выделяют основные направления антинаркотичес-кой профилактики в образовательной среде [8-12].
Первое направление - разработка образовательных программ, ориентированных на формирование у учащихся и студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни.
В настоящее время необходимо методами активного просвещения и направленного, действенного воспитания найти достойное место в образовательных программах основам здорового образа жизни, формированию простых ценностей радости и счастья от здоровья. Формировать у молодых людей потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, знать грозящие опасности и пути их предупреждения.
Речь идет не о минимуме информации о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а именно о задаче образовательного учреждения в формировании новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье. Именно то определение здоровья, которое сформулировано Всемирной организацией здравоохранения - ЗДОРОВЬЕ - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических, психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием.
Необходимо специально фиксировать внимание на проблеме здоровья, потому что мотивация здоровья и здорового образа жизни, несомненно, является одним из ведущих превентивных факторов защиты от вовлечения в употребление наркотиков. Формирование ценностей и стиля здорового образа жизни, несомненно, должно идти не через нравоучения, а через организацию насыщенной положительными эмоциями физической двигательной активности, спортивных занятий, через привитие устойчивых гигиенических навыков, через практикум коммуникативных навыков, чтобы создавать поддержку в среде сверстников.
Образовательные превентивные программы должны быть основаны на дифференцированном подходе к молодежной аудитории с точки зрения их возраста и их включенности в наркотическую ситуацию.
К этому направлению следует отнести программы, ориентированные на формирование у детей, начиная с младшего школьного возраста, ценностей и навыков здорового образа жизни. Такие программы относятся к уровню первичной профилактической работы и осуществляются путем «обучения через предмет». Это основы безопасности жизнедеятельности и воспитание ценностей и навыков здорового образа жизни через развитие физической культуры школьников.
Следует указать, что в настоящее время многие программы по данным предметам (ОБЖ) нуждаются в определенной
модификации с целью усиления в них аспектов действенной, антинаркотической профилактики, включая усиление следующих компонентов:
- образовательный компонент - углубление знаний о ценностях здорового образа жизни и поведенческих навыках, облегчающих следование здоровому образу жизни, формирующих умение делать собственный выбор в отношении здорового образа жизни;
- психологический компонент - углубление знаний о себе, своих чувствах, формах реагирования, особенностях принятия решений; формирование позитивной концепции самосознания у ребенка;
- социальный компонент - активное формирование навыков коммуникабельности и общения, социальных навыков, необходимых для социальной адаптации, здорового образа жизни.
Второе направление - разработка авторских превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ.
Это превентивные, т.е. несущие определенный потенциал предупреждения от употребления психоактивных веществ, образовательные программы относятся к уровню активной первичной профилактической работы.
Превентивные образовательные программы выполняют свое назначение, если в них достаточно глубоко проработаны следующие компоненты действенной, антинаркотической профилактики:
- образовательный компонент - минимальные знания о наркотических веществах и особенностях развития зависимости; знания о социальных и медицинских последствиях, к которым приводит зависимость при употреблении психоактивных веществ;
- психологический компонент - знание о себе и путях коррекции психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления психоактивных веществ, формирование устойчивой самооценки, умения сказать «нет», нести ответственность за себя и свой выбор, умения при необходимости обратиться за психологической, социальной или наркологической помощью;
- социальный компонент - формирование навыков общения, преодоления чувств вины, неуверенности, психологической зависимости.
Третье направление - разработка и внедрение в практику работы образовательного учреждения превентивных обучающих программ - тренингов для обучающихся.
В этом направлении первичный профилактический уровень обеспечивается не педагогическими и воспитательными, а психологическими методами, ориентированными на развитие личностных ресурсов молодых людей и стратегий их позитивного поведения.
В связи с этим разработка данного направления первичной профилактики может быть решена только на основе глубоко продуманной стратегии развития антинаркотической работы со стороны руководителей образовательного учреждения.
Данное направление следует считать эффективным, но достаточно трудоемким и требующим квалифицированной подготовки специалистов, включенных в профилактические программы, которая проводится в форме тематических «круглых столов», учебных дискуссий и «мозговых штурмов», а также ролевых игр по актуальным проблемам противодействия формированию зависимости. Наиболее полно данное направление реализуется, когда из студентов формируются группы волонтеров для дальнейшей профилактической работы в группах взаимопомощи.
Четвертое направление - разработка превентивных обучающих программ - тренингов для специалистов образовательного учреждения.
Это направление активной профилактической антинарко-тической работы ориентировано, прежде всего, на обучение и переобучение методам первичной профилактики всех специалистов образовательного учреждения, включенных в работу по профилактике наркозависимости.
Данное направление также следует отнести к уровню первичной профилактической работы, которая включает в себя два ведущих метода. Один из них - лекционно-информационный -является привычным; другой - психологический - направлен на развитие личностных ресурсов и стратегий позитивного поведения у специалистов. Это обычно вызывает на первом этапе кри-
тическое или нигилистическое отношение, которое, как правило, в последующем преодолевается.
Развитие данного направления работы обеспечивается, в первую очередь, усилиями руководства образовательного учреждения.
Данное направление первичной профилактики реализуется следующими средствами:
- лекционные занятия по психологии личности, специфике подросткового возраста, особенностям дисфункциональной семьи и стрессовым расстройствам, проблемам зависимости и созависимости, особенностям выздоровления и реабилитации при наркомании;
- практические семинары по методическому оснащению превентивных обучающих программ-тренингов для студентов.
Чтобы обеспечить развитие в образовательном учреждении всех направлений первичной профилактической работы, необходимо на постоянной основе организовать обучающие семинары педагогических кадров по методам и формам активной профилактической работы в образовательной среде, а также путям обмена новым опытом в этой работе.
Программы семинаров должны носить практическую направленность, обучать навыкам отношения к подростку, который начал употреблять психоактивные вещества, навыкам противодействия агрессивному поведению детей, средствам восстановления школьного статуса ребенка, бросившего употреблять психоактивные вещества.
Последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных «ключевых» проблем, сделает работу по профилактике наркоманий и алкоголизма среди подростков и молодежи системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в развитии наркоситуации в подростково-молодежной среде России.
В заключение следует указать, что в рамках территориальных программ необходимо организовывать и проводить на межведомственной основе (совместно с ГУВД, Комитетом по делам семьи и молодежи и др.) регулярный мониторинг распространенности употребления ПАВ, для систематического анализа региональных особенностей наркоситуации в подростково-молодежной среде, для выявления негативных тенденций ее развития и принятия упреждающих мер, позволяющих контролировать и активно воздействовать на наркоситуацию в регионе.
Последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных «ключевых» проблем, сделает работу по профилактике наркоманий и алкоголизма среди подростков и молодежи системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в развитии наркоситуации в подростково-молодежной среде России.
Данные направления успешно реализуются на базе факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена, например, в системе подготовки бакалавров изучаются следующие дисциплины и курсы по выбору: «Профилактическая работа наркозависимости в молодежной среде», «Социальная безопасность в городе-мегаполисе» и т.д., также на факультете осуществляется реализация магистерской программы «Профилактика социальных отклонений (Превенто-логия)», в таких формах работы как:
- современные методики отбора содержания образовательных программ, соответствующие возрастным особенностям молодежи, по профилактике наркомании. Например, создание программ учебных дисциплин «Социальная безопасность личности, общества и государства», «Основы здорового образа жизни» и др.;
- информационно-просветительская работа (развитие интеллектуального потенциала здоровой молодежи в области профилактики наркомании, участие в научно-практических форумах). Например, конкурс плакатов среди студенческой молодежи РГПУ им. А.И. Герцена «Мы за здоровый образ жизни!» и т.д.;
- самообразование молодежи, например, посещение факультативов, участие в конференциях, тематика которых отражает профилактику наркомании в молодежной среде.
Библиографический список
Так в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ по вопросам теоретических основ профилактики наркомании среди молодежи педагогами решаются следующие задачи:
1. Формирование мотивации на эффективное социальнопсихологическое и физическое развитие. Исследователями установлено, что формирование у человека позитивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями злоупотребления наркотиков.
2. Формирование мотивации на социально-поддерживаю-щее поведение. У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями или радостями, ощутить поддержку «значимого другого». Такая возможность есть не у всех. Поэтому важно научить людей социально-поддерживаю-щему поведению, люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие), легче справляются с проблемами, могут более эффективно преодолевать стрессы без употребления наркотиков.
3. Развитие протективных факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения. Люди, эффективно использующие поведенческие стратегии и социаль-но-поддерживающее окружение, оказываются более защищенными перед лицом стрессовых факторов, тем самым снижая вероятность формирования зависимости от наркотиков.
4. Формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков у молодежи, в организованных (лекции, беседы и т.д.) и неорганизованных группах населения (открытые студии с привлечением специалистов (медиков, педагогов, психологов, юристов и др.)). Информирование людей о действиях и последствиях злоупотребления психоактивными веществами, о формах избегания ситуаций соприкосновения с наркотиками и отказа от их применения, вариантах поиска помощи в случаях возникновения проблем, связанных с ними, в сочетании с развитием ресурсов, стратегий и навыков адаптивного поведения помогает формированию жизненного стиля, ведущего к здоровью.
5. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Любой человек должен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения, которую могут оказать не только близкие люди, но субспециалисты, волонтеры, имеющие навыки социально-под-держивающего и адаптивного поведения.
Отметим, что для успешной реализации профилактики наркомании в молодежной среде необходимы следующие условия:
- достаточное финансовое, экономическое и правовое обеспечение государственной системы мер первичной профилактики;
- организационная и экономическая поддержка научных исследований в области профилактики наркомании;
- реализация долгосрочной антинаркотической пропаган-дистско-информационной компании во всех средствах массовой информации, прежде всего ориентированной на молодежь;
- целенаправленное и широкое подключение к антинарко-тической деятельности общественных движений, волонтерских отрядов, самодеятельных организаций и инициативных граждан;
- обязательное включение в программу первичной профилактики системы мониторинга не только распространенности употребления, но и эффективности действия системы профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования.
Таким образом, анализируя группы факторов, влияющих на формирование зависимого поведения молодежи, необходимо направить профилактическую работу на формирование критического отношения к употреблению наркотических веществ, понимания опасности их употребления для собственного здоровья. Как следствие, происходит значительное ухудшение ситуации с употреблением наркотиков именно среди этой возрастной категории, ведь она имеет низкий уровень иммунитета к негативным факторам. В связи этим, на первый план выходит первичная профилактика по организации антинаркотической работы среди молодежи, которая позволяет сформировать у подростков ценностное отношение к себе как индивидууму и социуму.
1. Колесов, Д.В. Антинаркотическое воспитание. - М., 2009.
2. Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики наркомании. - М., 2004.
3. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. - М., 2004.
4. Наркомания и социально опасные инфекции: учеб. пособ. / под ред. В.П. Соломина. - СПб., 2011.
5. Профилактика наркозависимости среди несовершеннолетних и молодежи: учебно-методич. пособ. / под ред. В.П. Соломина. - СПб., 2012.
6. Сирота, Н.А. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде. - М.. 2003.
7. Чернышова, В.Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс // Социология образования. - 2007. - № 6.
8. Алтуфьева, А.А. Противодействие негативным явлениям в студенческой среде и социальное партнерство / А.А. Алтуфьева,
A.А. Есипова, Г.А. Корчагина, Т.В. Маликова, Е.Ю. Молодцова, Э.М. Ребко. - СПб., 2010.
9. Единый комплексный подход: реабилитация - профессионализация - трудоустройство - социальное сопровождение несовершеннолетних, прошедших лечение от наркозависимости в рамках антинаркотических региональных программ: методич. пособ. / под ред.
B.П. Соломина. - СПб., 2004.
10. Профилактика социальных отклонений (Превентология): учебно-методич. сборник / под ред. В.П. Соломина. - СПб., 2008.
11. Профилактика социальных отклонений: учебно-методич. пособ. / под ред. В.П. Соломина. - СПб., 2011.
Bibliography
1. Kolesov, D.V. Antinarkoticheskoe vospitanie. - M., 2009.
2. Sirota, N.A. Ehffektivnihe programmih profilaktiki narkomanii. - M., 2004.
3. Korobkina, Z.V. Profilaktika narkoticheskoyj zavisimosti u deteyj i molodezhi. - M., 2004.
4. Narkomaniya i socialjno opasnihe infekcii: ucheb. posob. / pod red. V.P. Solomina. - SPb., 2011.
5. Profilaktika narkozavisimosti sredi nesovershennoletnikh i molodezhi: uchebno-metodich. posob. / pod red. V.P. Solomina. - SPb., 2012.
6. Sirota, N.A. Rukovodstvo po profilaktike zloupotrebleniya psikhoaktivnihmi vethestvami v studencheskoyj srede. - M.. 2003.
7. Chernihshova, V.N. Pedagogicheskaya profilaktika narkomanii sredi uchathikhsya i studentov kak socialjno-pedagogicheskiyj process // Sociologiya obrazovaniya. - 2007. - № 6.
8. Altufjeva, A.A. Protivodeyjstvie negativnihm yavleniyam v studencheskoyj srede i socialjnoe partnerstvo / A.A. Altufjeva, A.A. Esipova, G.A. Korchagina, T.V. Malikova, E.Yu. Molodcova, Eh.M. Rebko. - SPb., 2010.
9. Edinihyj kompleksnihyj podkhod: reabilitaciya - professionalizaciya - trudoustroyjstvo - socialjnoe soprovozhdenie nesovershennoletnikh, proshedshikh lechenie ot narkozavisimosti v ramkakh antinarkoticheskikh regionaljnihkh programm: metodich. posob. / pod red. V.P. Solomina. - SPb., 2004.
10. Profilaktika socialjnihkh otkloneniyj (Preventologiya): uchebno-metodich. sbornik / pod red. V.P. Solomina. - SPb., 2008.
11. Profilaktika socialjnihkh otkloneniyj: uchebno-metodich. posob. / pod red. V.P. Solomina. - SPb., 2011.
Статья поступила в редакцию24.09.13
УДК 371.026
Dolynskyi Y. V. FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TRANSLATORS BY MEANS OF INFORMATION-COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES. The article deals with the notion of communicative competence of future translators, defines the components of communicative competence, names all possibilities of using information and communication technologies, grounds the pedagogical conditions of formation of the communicative competence of future translators by means of information and communication technologies .
Key words: information and communication technologies, the training of future translators, pedagogical educational conditions with using of computer technologies.
Е.В. Долинский, канд. пед. наук, доц., каф. перевода Хмельницкого национального университета,
г. Хмельницкий, E-mail: dolynskyi@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматривается понятие коммуникативной компетентности будущих переводчиков, определены компоненты коммуникативной компетентности, называются возможности использования информационно коммуникационных технологий, обоснованы педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих переводчиков средствами информационно-комуникационных технологий.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, подготовка будущих переводчиков, педагогические условия обучения с использованием компьютерных технологий.
В период быстрого распространения компьютерных технологий, формирования информационного общества, одной из приоритетных задач государства является вопрос информатизации всех сфер общественной жизни. Перед системой образования стоит задача подготовить будущее поколение к жизни в информационном обществе. Актуальность данного исследования заключается в том, что информационное общество выдвигает новые требования к профессиональной подготовке будущих переводчиков: не только языковых знаний, но и владение глубокими профессиональными знаниями, умение пользоваться соответствующими программными продуктами, современной оргтехникой. На современном этапе технологическая подготовка специалистов по переводу состоит из многих компонентов, одним из которых является овладение основами информационно-комуникационных технологий (ИКТ) и умение использовать их в профессиональной деятельности. Современная концепция высшего профессионального образования предполагает формирование у студентов готовности к осуществле-
нию профессиональной деятельности в условиях информатизации образования [1, с. 35].
Умение работать с компьютером является неотъемлемой частью ключевых компетенций человека и залогом успешной карьеры в информационном обществе. Закончив учебное заведение, человек должен уметь не только пользоваться информационными технологиями, но и учиться с их помощью. Для реализации этой цели нужны высококвалифицированные преподаватели, способные использовать потенциал информационных технологий в учебном процессе.
Будущий переводчик, как носитель и ретранслятор культуры и человеческих ценностей, должен уметь организовать диалог с реальными и виртуальными партнерами, активно применять возможности компьютерных сетей [1, с. 36].
Учитывая принятой на европейском образовательном форуме философии «Открытого образования», будущие переводчики не могут оставаться в стороне от этих процессов. Поэтому особое значение приобретает формирование у будущих пере-